Полная версия
Томография пророчества Иоанна Богослова
Однако той части читательской аудитории, для которой доктрина однократного рождения с последующим провалом в небытие не представляется единственно возможной, а философия как наука имеет свой вес, мы предлагаем с некоторыми сокращениями ознакомиться с философским обоснованием феномена реинкарнации души, представленного Шри Ауробиндо в его работе «Жизнь Божественная».
Для начала предлагаем рассмотреть, как великий индийский мыслитель представляет теорию перерождений в свете основных метафизических доктрин, созданных человечеством за прошедшие века. Шри Ауробиндо пишет: «По большому счету существуют три фундаментальных взгляда, каждый из которых предполагает определенное ментальное отношение к жизни и может быть принят в качестве мировоззренческого; все остальные концепции, как правило, являются промежуточными или же производными, или собирательными, возникающими при попытке более гибко решить сложную проблему существования. Первую группу теорий можно назвать «супракосмическими», вторую – «космическими и земными», третью – «надземными» или «надмирными».
Начнем с космической, или геоцентрической теории существования. Сторонники этой теории придерживаются взгляда о реальности только Материи, и, по их мнению, это единственная реальность. Данная теория, как правило, ограничивается жизнью в материальной вселенной, а целью ее существования (если вообще рассматривается какая-то цель) является непрекращающееся Становление, смотрим ли мы на вселенную, как на игру Силы с Материей или как великую космическую Жизнь, или даже допускаем наличие универсального безличного Ума в Жизни и Материи. Земля в этом случае становится сферой или одной из временных сфер существования, а человек – высочайшей из возможных или только одной из временных форм Становления. Индивидуально человек может быть только полностью смертным. Человечество также живет на земле лишь на протяжении одного краткого отрезка ее существования; сама земля за время своего пребывания в солнечной системе способна несколько дольше сохранять жизнь на своей поверхности, но однажды все-таки обречена погибнуть или, по крайней мере, перестать быть активным или продуктивным фактором в Становлении. И даже наша вселенная может распасться или сжаться в энергетический комок, вернувшись в свое протосостояние. Однако принцип Становления вечен или, по крайней мере, столь же продолжителен, как и все, что возникает в смутной неопределенности существования. Если считать, что жизнь существует только на земле или, в лучшем случае, в материальной вселенной – так как на других планетах тоже могут жить разумные существа, – характеризуясь скоротечностью и ограниченностью, то нам ничего не остается, как в духе пассивного смирения согласиться с собственной смертностью или же сосредоточиться на активном решении проблем личной или общественной жизни и достижении ее целей. Единственный высокий и разумный удел человека – если, конечно, человек не удовлетворяется преследованием личных целей или просто жизнью по течению, отдаваясь на волю волн, – изучать законы Становления и наилучшим образом использовать их, рационально или интуитивно, внутренне или в процессе жизненной активности реализуя в себе или для себя, в расе или для расы скрытый потенциал Становления. Таким образом, цели нашего земного бытия будут сводиться к заботе о человечестве, о его благосостоянии и прогрессе и ограничатся этой сферой; характер и масштаб наших идеалов будут определяться желанием максимально долго сохранить расу и пониманием важности и величием коллективной жизни. Посмертной же судьбой отдельного тела станет распад на составляющие его физические элементы, а посмертной судьбой сознания – утрата им своей структуры и возвращение в Материю с сохранением некоторых результатов его деятельности в коллективном уме и жизни человечества: и это достаточно иллюзорное продолжение существования будет нашей единственной возможностью бессмертия. Но поскольку уже невозможно с чисто материалистических позиций объяснять существование Ума – да и саму Материю уже невозможно объяснить только Материей, поскольку её самодостаточность выглядит сомнительной, – мы воздержимся от этого легкого и незамысловатого решения и перейдем к другим гипотезам.
Расширенным пониманием геоцентрической теории, рассмотренной нами выше, является надмирная или надземная теория, и ее придерживаются те, кто допускает реальность материального космоса, но чей взгляд устремлен в небеса. В качестве изначальной истины, от которой нужно отталкиваться, они признают временное существование земли и человеческой жизни, но к этому добавляют другие миры или планы существования, сохраняющиеся вечно или, по крайней мере, дольше, чем физический мир. Сторонники этой концепции прозревают за смертностью человеческого тела бессмертие его сокровенной души. Вера в бессмертие, вечное сохранение индивидуального человеческого духа, независимо от тела, являются ключевым элементом этой точки зрения на жизнь, что само по себе предполагает веру в более высокие, по сравнению с материальным или земным, планы существования, поскольку развоплощенный дух не может устойчиво пребывать в мире материальных форм. Вследствие такого взгляда на мир возникает идея о том, что истинный дом человека находится в запредельном и что земная жизнь – только краткий миг его бессмертного существования или непредвиденное падение в материальное бытие с небесных или духовных высот.
Но какова природа, причина и итог этого падения? Во-первых, нужно вспомнить о представлении некоторых религий – долгое время остававшемся незыблемым, но теперь во многом поколебленном и уже не кажущемся столь несомненным – о том, что человек был изначально создан на земле как живое материальное тело, в которое всемогущий Творец вдохнул только что народившуюся душу или с которым она было соединена по Его воле. Эта быстротечная земная жизнь дается человеку один раз и, прожив ее, он отправляется в мир вечного блаженства или в мир вечных страданий, что зависит либо от конечного преобладания его добрых или злых дел, либо от принятия или непринятия, знания или незнания им определенного вероисповедания, способа поклонения, божественного посредника, или же случайной, но неизбежной прихоти его Создателя.
Представление о Боге, постоянно творящим бессмертные души либо из своей собственной субстанции, либо своей жизненной энергией или «дыханием», которое (нужно сделать такое допущение) наполняет тела, творимые им в ней, и оживляет их силой внутреннего духовного принципа, представляет собой догматическое таинство и может стать предметом веры, как некое чудо, не требующее доказательств и объяснений, ибо на то они и чудеса, чтобы быть непостижимыми и приниматься без вопросов и оговорок. Однако философскому уму эта концепция кажется неубедительной и противоречащей законам универсума. Ибо она содержит в себе два парадокса, которые нуждаются в большем оправдании, прежде чем они могут быть подвергнуты какому-то рассмотрению; первый – это беспрестанное творение существ, имеющих начало, но не имеющих конца во времени и, более того, возникающих благодаря рождению тела, но не исчезающих после его смерти; второй – наделение их уже готовым комплексом качеств: добродетельными и греховными наклонностями, разного рода способностями, слабостями, психологическими и прочими преимуществами и недостатками – которые обусловливаются не их развитием, а произвольным решением – если уж не законом наследственности, – но за которые Творец делает их ответственными и ждет, чтобы ими правильно распорядились.
Для начала мы можем выдвинуть вполне обоснованные философские доводы и попросить наших оппонентов опровергнуть их. Один из них гласит, что то, что не имеет конца, не может иметь и начала; любая имеющая начало или сотворенная вещь должна, в силу остановки процесса, сформировавшего и поддерживавшего ее, или распада материала, из которого она состояла, или прекращения функции, ради которой она была создана, иметь конец. И только нисхождение духа в материю, наделяющее материю божественностью и придающее материи бессмертие, может нарушить этот закон; но сам по себе нисходящий дух не сотворен и бессмертен. Если душа была создана, чтобы оживить тело, если без тела она не может родиться и существовать, то тогда она едва ли способна продолжить свое существование после его исчезновения. Вполне логично предположить, что дыхание или сила, наполнившая и оживившая тело, вернется после его окончательного распада к его Создателю. Если же душа все-таки сохранится в виде бессмертного воплощенного существа, то должно иметься тонкое или духовное тело, в котором она будет продолжать жить. И тогда, очевидно, можно признать, что это духовное тело и его обитатель существовали еще до возникновения физической оболочки: наивно было бы полагать, что они создавались только для того, чтобы обитать в этой преходящей и хрупкой форме; бессмертное существо не может возникнуть в результате столь заурядного события в творении. Если же душа сохраняется в бестелесном состоянии, то это значит, что она изначально может существовать без тела; она должна существовать как бестелесный дух до рождения и сохраняться как развоплощенная духовная сущность после смерти.
Также мы можем утверждать, что во Времени всё развивается последовательно и каждая стадия становится следствием предыдущей. Поэтому, если душа рождается, уже имея определенный набор личностных качеств, то это значит, что она сформировала их в предшествующих земных или внеземных жизнях. Или же, если она только использует готовую жизнь и личность, которые формируются не ею, а вероятно, становятся результатом физической, витальной и ментальной наследственности, то она должна быть чем-то совершенно независимым от этой жизни и личности, чем-то случайно соединенным с умом и телом и поэтому реально не затрагиваемым тем, что происходит или развивается в процессе этой ментально-телесной жизни. Если душа реальна и бессмертна, а не является сотворенным или сформированным существом, то она также должна быть вечной, то есть не иметь ни начала, ни конца. Но в этом случае она будет либо неизменным «я», не затрагиваемым жизнью и ее условиями, либо вневременным Душой, вечной духовной Личностью, проявляющей или порождающей во времени изменяющуюся индивидуальность. Будучи такой Личностью, она сможет проявлять эту изменчивую индивидуальность в мире рождения и смерти, только последовательно переходя из одного тела в другое – то есть за счет постоянного или многократного воплощения в природных формах.
Исходя из представления, что душа возникает в момент физического рождения, логичным следует предположить, что в соответствии с неким естественным и всеобщим законом, ее существование после того, как она, подобно бабочке, выпархивающей из куколки на своих легких и пестрых крыльях, сбросит с себя первичный кокон материи, должно протекать где-то за пределами земли, на ином более высоком плане. Или, скорее, наиболее вероятным видится предшествующее земному существованию души, падение или нисхождение ее в материю, а затем возвращение на небеса. Но если мы допускаем это предшествующее существование, то вполне логично допустить и возможность многократного воплощения души в физическую оболочку и возвращения ее на небеса. Получается, что существо, принадлежащее другому плану существования, в принципе, способно неоднократно облечься в человеческую плоть и природу для решения каких-то задач: но это едва ли может являться универсальным принципом земного существования или достоверным объяснением возникновения материальной вселенной. Таким образом, предлагаемая сверхземная теория жизни выглядит в своем наименее рациональном виде в форме сомнительного культа или догмы.
Противоположным взглядом на истину бытия является супракосмическая теория, где полностью реальна только высшая Реальность. Характерной особенностью этой мировоззренческой позиции (философия Адвайта Веданты) является определенная иллюзорность, ощущение тщетности космического и индивидуального существования, хотя это не всегда и не обязательно вытекает из ее основных принципов. В своих крайних формах это мировоззрение не придает никакого реального значения человеческому существованию; жизнь человека считается ошибкой души, грезой, вызванной жаждой жить, заблуждением или неведением, не позволяющим узреть абсолютную реальность. Супракосмическое является единственной подлинной истиной; и даже если исходная позиция не столь бескомпромиссна, Абсолют, лежащий за пределами проявленного мира, все равно считается источником и целью всего существования, а все остальное – интерлюдией, имеющий только временный смысл. При таком подходе единственно важным делом, единственным мудрым и неизбежным решением становится уход из любого существования – будь оно земным или небесным, – как только нам, благодаря внутренней эволюции или тайному закону духа, представится такая возможность. И как бы не смягчалась бескомпромиссность этой логики, какая бы временная реальность не придавалась жизни и личности, тому, кто исповедует подобные взгляды, необходимо жить так, чтобы как можно скорее снова осознать свою внутреннюю суть и погрузиться в Нирвану; подлинным идеалом должно стать прекращение индивидуального существования, самоугасание в Абсолюте. Эволюция в этом случае делается чем-то бессмысленным и бесцельным, ибо единственным финалом существования становится разрыв со всем, что было ею создано; эта концепция превращает процесс нашего бытия в бессмысленный цикл, начинающийся с погружения в Неведение и заканчивающийся возвратом из него, или делает из космического Становления замкнутый круг, из которого можно только вырваться. Можно сказать, что единственным недостатком этой концепции бытия является то, что личность лишается какой-либо фундаментальной реальности, а природная или духовная деятельность индивида – какой-либо устойчивой ценности или смысла. И такая постановка вопроса чрезвычайно важна, ибо акцентирование внимания на нашем индивидуальном бытии – о чем свидетельствуют требования, предъявляемые к личности, и значение, придаваемое индивидуальному совершенствованию и спасению, – слишком велико, чтобы относится к нему как к некоему вторичному процессу, простому сворачиванию и разворачиванию ничего не значащей спирали среди грандиозных витков становления Вечного во вселенной.
Таким образом, последователи Адвайта Веданты рассматривают индивидуальное «я» как побочный продукт игры сознания внутри тела, который, в принципе, может пережить форму и продолжить свое призрачное существование, переходя от формы к форме, от жизни к жизни, но которому это совершенно не нужно. Создается впечатление, что в физическом мире один индивидуум сменяется другим без какой-либо преемственности, форма распадается и иллюзорная или преходящая личность распадается вместе с ней, и только космическая Энергия или некое вселенское Бытие продолжают вечно существовать. И если Дух вечно наслаждается этой Игрой без какой-либо потребности в самораскрытии, то при таком подходе к сущности Бытия можно вполне обойтись без эволюции и многократного перерождения.
Однако весь процесс Бытия обретает логику и смысл, стоит нам допустить, что Дух погрузился в Бессознательное и, эволюционируя, все явственней и явственней проявляет себя в индивидуальном существе; прогрессивное восхождение индивидуума становится ключевым элементом космического развертывания, а перевоплощение души – естественным и неизбежным следствием истины Становления и присущим ему законом. Перерождение тогда превращается в необходимый механизм духовной эволюции; оно становится единственным условием, по-настоящему способствующим такого рода проявлению в материальной вселенной и оптимальным способом его осуществления.
Саму эволюцию в Материи можно объяснить тем, что вселенское развертывание является спонтанным созиданием, осуществляемым некоей высшей Реальностью, чье присутствие делает дух первоосновой всего – все вещи в этом мире становятся силами, средствами и формами проявления духа. Реальность, тайно присутствующая за фасадом вселенной, включает в себя бесконечное существование, бесконечное сознание, бесконечную силу и волю, бесконечный восторг бытия; божественный Сверхразум или Гнозис упорядочил космос, но сделал это опосредованно через три подчиненные, ограниченные и доступные нашему осознанию категории – Ум, Жизнь и Материю. Материальная вселенная возникла на самой последней стадии нисходящего проявления, когда явленное бытие этой тройственной Реальности, инволюционируя, погрузилось в состояние полного самозабытья и превратилось в то, что мы называем сейчас Бессознательным. Но при этом эволюционный подъем из этой бессознательности, в ходе которого явленное бытие вновь начинает осознавать себя, стал неизбежен и неизбежен потому, что то, что подверглось инволюции, должно начать эволюционировать; ведь инволюционировавшее бытие присутствует здесь не только как некое существование и сила, скрытая в своей кажущейся противоположности (и каждая такая сила, по самой своей природе, должна стремиться найти себя, реализовать себя, освободиться от всех ограничений и начать активно действовать), но и как реальность того, что его маскирует. Как «Я», которое Несознание утратило, и поиск и обретение которого должны определять тайный смысл и постоянную направленность всех его [Несознания] процессов. Именно индивидуальное сознательное существо делает это обретение возможным; именно в нем эволюционирующее сознание становится упорядоченным и способным постичь свою собственную Реальность. Чрезвычайная значимость индивидуума, возрастающая по мере развития его сознания, является самым примечательным и существенным фактом вселенского становления, начавшегося в аморфном сумраке Неведения без каких-либо признаков сознания и индивидуальности; эта значимость может иметь под собой какие-то основания только в том случае, если «Я» в облике индивидуума не менее реально, чем «Я» в облике космического Бытия или Духа, и оба являются могуществами Вечного. Только так можно объяснить, почему обнаружение космического «Я» и Сознания, а также верховной Реальности невозможно без развития индивидуума и постижения им самого себя. Именно поэтому Душе, пуруше, необходимо рождение на физическом плане; но в этом миропорядке его рождение в человеческой или какой-то иной форме не может быть единичным событием или неожиданным посещением душой физического мира без какой-либо предшествующей подготовки или последующей реализации. В мире, где происходит инволюция и эволюция не только физических форм, но и сознательного бытия, поднимающегося через жизнь и ум к духу, такое единичное принятие жизни в человеческом теле не могло бы быть законом существования индивидуальной души; это стало бы совершенно бессмысленной и нелогичной операцией, аномалией, неуместной в земной природе и здешнем порядке вещей, своеволием, которое бы нарушило ритм самопроявления Духа. Если бы такой порядок воплощения индивидуальных душ был включен в эволюционный духовный процесс, последний утратил бы всю свою логику и последовательность; он стал бы фрагментарным настоящим без прошлого и будущего. Жизнь индивидуума должна иметь тот же смысловой ритм и подчиняться тому же закону развития, что и космическая жизнь; она должна не просто случайно и бесцельно возникать и исчезать, а быть частью и неизменно способствовать осуществлению космического замысла. При таком порядке вещей мы уже не сможем говорить о том, что этот единичный визит, единственное рождение души в человеческом теле, становящееся ее первым и последним опытом такого рода, является переходом из одних сфер существования в другие. Ибо тогда на жизнь на земле, жизнь в физической вселенной уже нельзя будет смотреть просто как на временное пристанище в странствиях души по мирам; она станет медленным и величественным становлением, завершение которого, как мы теперь знаем, требует огромных отрезков Времени. Сама по себе отдельная человеческая жизнь является только одной из множества ступеней, восходя по которым тайный Дух во вселенной, расширяя и возвышая индивидуальное сознание души в теле, постепенно осуществляет и, в конце концов, полностью реализует свой изначальный замысел. Это восхождение может происходить только в мире, имеющем иерархическую структуру и за счет повторного воплощения во все более и более развитых формах; единичное и скоротечное посещение душой подобного мира и переход к иному типу развития где-то за его пределами плохо вписывается в схему нашего эволюционного становления. Таким образом, если мы примем эту концепцию, то нам в первую очередь придется согласиться с тем, что индивид действительно существует и обладает постоянством; но, сделав такой вывод, мы должны будем признать, что перерождение, в той или иной его форме, следует рассматривать не как возможный механизм, с которым можно соглашаться или не соглашаться, а как необходимость и неизбежное следствие изначальной природы нашего существования.
Вот те философские и рационалистические доводы, на которых основана вера в перерождение; этот вывод логически неизбежен, если допустить, что Земной Природе присущ эволюционный принцип, а в формах эволюционирующей Природы действительно воплощается индивидуальная душа. Если души нет, то может иметь место механическая эволюция, ни к чему не ведущая и, в сущности, ненужная, а рождение становится просто элементом этого замысловатого, но бессмысленного процесса. Если индивидуум является временной формацией, возникающей и исчезающей вместе с телом, тогда на эволюцию можно смотреть как на игру Космического Существования или Универсальной Души, пытающейся путем создания все более и более высокоразвитых форм достичь в данном Становлении предела своих возможностей или своего высочайшего сознательного принципа, но перерождений в рамках этой эволюции не существует и не требуется. Или же, если Все-Сущий выражает себя в сохраняющейся, но иллюзорной личности, перерождение становится возможностью или иллюзорным феноменом, но перестает быть ключевым элементом эволюции и духовной необходимостью; это только средство, позволяющее максимально долго продлевать и усугублять иллюзию. Если допустить существование индивидуальной души (или Пуруши), не зависящей от тела, а живущей в нем и использующей его в своих целях, то тогда перерождение становится возможным, но, в случае отсутствия эволюции души в Природе, необязательным: пребывание индивидуальной души в индивидуальном теле может быть временным явлением и ограничиваться только одной жизнью без какого-либо земного прошлого или будущего и ее предшествующее и последующее существование может протекать в других мирах. Но если имеет место эволюция сознания в эволюционирующем теле и существует душа – реальное и сознательное «Я», – обитающая в теле, тогда становится очевидным, что такая эволюция сознания является внешним выражением растущего опыта, который эта душа получает в Природе: само собой разумеется, что подобная эволюция может осуществляться только за счет перерождения и никак иначе. Оно столь же необходимо, как и само рождение; ибо без него рождение становится началом без продолжения, снятием с якоря без выхода в море и прибытия в порт назначения. Именно благодаря перерождению несовершенное существо, рождающееся в теле, получает возможность достичь совершенства, а рождение обретает духовный смысл.
Глава IV
Последний понтифик
Можно не сомневаться, что, ознакомившись с названием этой главы, читатель будет несколько озадачен. Казалось бы, какое отношение имеет последний из Римских Пап к теме, рассматриваемой в данной книге, ведь Откровение св. Иоанна Богослова и понтифик, которому суждено возглавлять католическую Церковь на ее закате, не могут иметь никаких точек соприкосновения. Однако рекомендуем не спешить с выводами, поскольку, как покажет будущее, одно из важнейших событий, предсказанное апостолом в Откровении, будет тесно связано с понтификатом последнего из Пап. Но для начала мы окунемся в прошлое, вернувшись во второе десятилетие текущего века.
Несбывшиеся ожидания
Итак, 2013 год. Весь мир облетела сенсационная новость: Папа Римский Бенедикт XVI отрекается от апостольского Престола. Такое в истории католической Церкви случалось нечасто, и прогремевшее как гром среди ясного неба заявление Ватикана тут же разлетелось по миру. Впервые за последние пять столетий выборам очередного понтифика предстояло состояться еще при живом предшественнике. При этом обстоятельства, толкнувшие Бенедикта XVI на отречение от престола, были не ясны, и все это, активно обсуждаемое в СМИ, чрезвычайно подогревало интерес к событиям, происходившим в Ватикане. Однако ажиотаж вокруг избрания нового Папы был вызван не только уникальностью происходящего: излишний шум в источниках информации был связан еще и с древним пророчеством. Согласно ему, следующий за Бенедиктом XVI глава католической Церкви должен стать последним в длинном списке Пап. Но это еще не все. Особо настораживало и то, что правление последнего понтифика должно было совпасть с началом Апокалипсиса. Именно поэтому заявление действующего понтифика об отречении от Престола воспринималось католиками, хорошо знакомыми с роковым предсказанием, как смертный приговор нашей цивилизации.