Полная версия
Томография пророчества Иоанна Богослова
Все это довольно сомнительно. Давайте разбираться.
Начнем с того, что сразу отметем общепризнанную теорию о чудовищной длительности земных циклов как не соответствующую реалиям, а вместе с ней отбросим и предположение, что в текст вкралась ошибка. И тогда нам остается логически увязать, казалось бы, несовместимые вещи – сказанное в «Шримад Бхагаватам» с противоречащими ему пророчествами Ездры, св. Иоанна и Нострадамуса, а также с фактом начавшегося Апокалипсиса, неумолимо свидетельствующего об окончании Кали-юги, чего по принятой теории циклов в нашем веке не ожидалось.
А теперь вернемся к тексту «Шримад Бхагаватам».
Но прежде чем приступить к анализу фрагмента, приведенного выше, прокомментируем ту часть рассказа Майтреи, в которой он повествует о следующих друг за другом четырех эпохах. Согласно эволюционной теории индуизма, становление человеческого сознания на земле протекает на фоне сменяющих друг друга четырех достаточно продолжительных циклов: Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга. Как явствует из текста, по мере движения от Сатья-юги к Кали-юге в каждой эпохе понимание Истины и нравственность неуклонно падают, а материалистический образ мышления и Неведение возрастают. Своего пика процесс духовной деградации человечества достигает в Кали-югу, которая завершается крушением существующей на ту пору цивилизации – Апокалипсисом, после чего следует точно такой же по продолжительности цикл из четырех юг. В совокупности все четыре эпохи называются маха-югой. Максимальному проявлению качеств каждой эпохи предшествует переходный период. Этот временной промежуток делится на две части: первый, принадлежащий предшествующей юге, называется сандхья – «сумерки»; второй, относящийся к следующему периоду, – сандхьянса, «часть сумерек». Принято считать, что эти два небольших периода составляют одну десятую доли той эпохи, которой принадлежат, и примыкают каждая к своей юге. Однако если следовать этой точке зрения, то все промежуточные периоды в сумме составят 1200 лет, что увеличивает продолжительность Маха-юги до 13200 лет. Казалось бы, никаких противоречий нет, так как в «Шримад Бхагаватам» сказано (и мы это подчеркнули), что протяженность Маха-юги (12000 лет) – величина приблизительная. Однако такая формулировка подразумевает лишь незначительные отклонения в меньшую или большую сторону, но полученную нами погрешность назвать незначительной никак нельзя. Поэтому, сославшись на неточность перевода, мы будем считать, что все переходные периоды не выходят за рамки юг, то есть включены в их протяженность; тем более что в санскритском оригинале присутствует слово «внутри», антах.
Кроме этих циклов, характеризующих духовный упадок человечества, существуют еще более продолжительные периодически повторяющиеся периоды. Эти огромные по протяженности циклы (308,6 млн лет) делят День Брахмы на четырнадцать частей и названы древними мудрецами «периодами правления Ману» (к теме Ману, прародителе человечества, мы еще вернемся). Понятно, что речь идет о периодически повторяющихся эволюционных периодах, заканчивающихся планетарной катастрофой, в результате которой человек как вид на планете исчезает. В это время все разнообразие фауны сводится к простейшим видам, жизнь сознательных существ на планете ненадолго замирает, чтобы, оправившись от потрясения, вновь начать свое эволюционное восхождение тем же порядком. Такой взгляд на эволюцию жизни на Земле подтверждается многочисленными артефактами, периодически находимых в угольных пластах, возраст которых исчисляется сотнями миллионов лет. Современная наука старается этих фактов не замечать, однако ее однобокая позиция существа дела не меняет. Когда-нибудь и эта противоречащая антропологии гипотеза подтвердится (об этом говорил Эдгар Кейси), а сейчас мы вынуждены опираться только на «Шримад Бхагаватам», который утверждает, что мы живем в эпоху правления четырнадцатого Ману, и, судя по имеющимся многочисленным пророчествам, ее окончание не за горами.
На этом отступление завершим и перейдем к анализу.
Сразу отметим существенную деталь: Видура, спросив Майтрейю о продолжительности жизни в Мире Причины, ждет ответа. Но что он слышит? Вместо того чтобы кратко ответить на вопрос одной фразой, назвав разницу в шкалах времени, Майтрея начинает знакомить Видуру с теорией циклических взлетов и падений духовного сознания человечества. При этом, характеризуя каждую эпоху, он суммирует их продолжительность и, получив 12000 лет, уточняет, что этот земной период следует пересчитать по шкале времени мира Брахмы. Для чего – непонятно! Завершая свое путаное объяснение, Майтрея, наконец, добирается до сути вопроса и предлагает вычислить продолжительность Дня и Ночи Брахмы самому Видуре, помножив полученный выше результат на 1000. Вопрос: кому нужна эта головоломка?
Объяснение мы видим в следующем.
Дело в том, что Майтрея, отвечая Видуре, решил пойти окольным путем, чтобы попутно указать еще и суммарную продолжительность тех периодов правления Ману, когда эволюция, закончив восстановление животного мира, переходит в стадию формирования человека, как осознающей себя личности. Внешне этот процесс наблюдается в циклической смене эпох. Иными словами, 4 млн 320 тыс. лет – это суммарное время той части всех периодов Ману, когда в связи с появлением человека развитие жизни на Земле вступает в циклическую стадию. До этого времени восстановление жизни на планете течет ламинарно, ибо ни растению, ни животному не присущи ни духовность, ни нравственность (факторы, обусловливающие цикличность); и только с появлением человеческого сообщества планету начинают сотрясать апокалиптические катаклизмы. На наш взгляд такое толкование не противоречит ни реальной действительности, ни логике. Но ошибка интерпретаторов «Бхагаватам» заключалась в том, что они приняли 4 млн 320 тыс. лет за продолжительность одной Маха-юги, механически спроецировав ее на земную действительность, при этом, разумеется, число 1000 должно было указывать на их общее количество. Однако на самом деле это число показывает, какую часть от общей продолжительности периода Ману составляет период развития человеческой формы жизни.
А теперь приступим к расчетам.
Для начала покажем, как вычисляется период правления Ману:
4 320 000 000
–– = 308 571 428, 6 лет.
14
Из них на период развития человечества приходится:
308 571 428, 57
–– = 308 571,4 лет.
1000
Далее подсчитаем, сколько Маха-юг в одном периоде Ману:
308 571, 4
–– = 25,7.
12 000
Казалось бы, все! Но нет. Если взглянуть на полученные результаты, то невозможно уйти от вопроса, а почему в столь стройной теории циклов мы получили не целые, а дробные числа, да еще с бесконечной десятичной дробью?
Ответ видится в следующем.
Дело в том, что все физическое имеет циклическую природу, и пример этому – не только глобальные периоды жизни Космоса, но и наблюдаемые явления нашей жизни: мелькание суток и течение лет. Соблюдается цикличность и в жизни человеческого сообщества, в том числе и в сферах его деятельности, но что бы ни характеризовали циклы, все периодически повторяющиеся процессы имеют свою продолжительность и кратность. Нас интересует последнее. Как правило, какой бы длительности ни был цикл и в каких единицах времени он ни измерялся, его математической основой будет либо число 3, либо 7, либо 10. В этот же ряд можно поставить еще и число 12, хорошо знакомое нам по шкале земного времени. Невозможно не заметить, что все математические величины, характеризующие протяженность космических циклов, базируются в основном на «шестерке». Вместе с тем мы видим, что, казалось бы, абсолютное господство «шестерки» вдруг нарушается появлением цифры 7 – количества периодов Ману. Точно такой же закономерности подвержена и жизнь человека, которая, по наблюдениям астрологов, также подчинена семеричной цикличности. Однако как бы сознание ни противилось математической и логической дисгармонии, с этим придется смириться, так как в жизни циклы разной протяженности и размерности, проецируясь друг на друга, вынуждены жить в одном временном пространстве, причудливо переплетаясь и не всегда колеблясь в такт. При этом следует учитывать, что природе физического мира абсолютность, присущая математическим расчетам, отсутствует: все формы материальных тел не идеальны, движутся в пространстве, отклоняясь от геометрически правильных линий, и не укладываются в период, точно отведенный им космическими циклами. Об этом мы уже говорили. Но, что примечательно, именно благодаря этой особенности меньшим по продолжительности временным циклам удается вписаться в другие, правда, потеряв при этом математическую стройность. Вот почему число, характеризующее длительность периода Ману, выглядит с точки зрения математики так коряво, а количество Маха-юг в цикле Ману не является числом целым, да еще и не кратно двенадцати. Правда, последнее от него требовать излишне, поскольку автор «Шримад Бхагаватам» о приблизительном значении этого числа предупредил заранее.
На этом с цикличностью эпох мы закончим и, подводя итог, покажем расчеты продолжительности жизни Господа Брахмы. Все необходимые данные у нас есть, а сами вычисления не выходят за пределы программы средней школы.
[(4,32 х 109) х 2] х 360 х 100 = 311,04 х 1012 лет.
Таким образом, Брахма живет 311 трлн 40 млрд земных лет.
На этом священные писания оставим в покое и посмотрим, насколько ведическая космогоническая теория соответствует данным, полученным современной наукой. И здесь нас ждет глубокое разочарование. Сразу же бросается в глаза возраст Вселенной. Последние астрономические исследования показали, что самым древним из космических образований должно быть около 13,8 млрд лет, в то время как, по мнению мудрецов Востока, наш мир должен аннигилировать уже через 4 млрд 320 млн лет после своего появления. То есть вся Вселенная вместе с нашей Солнечной системой должна была раствориться в Вечности около 9,5 млрд лет назад, но она существует, и это непреложный факт. Еще одно вопиющее противоречие – это размеры нашей космической обители. Так, если «Шримад Бхагаватам» утверждает, что наша Вселенная в диаметре не превышает 6 млрд км, то астрономы оценивают эту величину порядка 93 млрд световых лет. И последнее, что может окончательно разрушить красивую картину мироздания, рожденную древними мудрецами, это теория Большого взрыва, не имеющая на сегодняшний день серьезных конкурентов среди других космогонических доктрин. Но такой вариант появления нашей Вселенной космогония Востока не рассматривает. Согласно «Шримад Бхагаватам», формирование Вселенной с множеством звездных скоплений происходит поэтапно уже в предварительно сотворенном пространственно-временном континууме, и в дальнейшем объем Вселенной остается неизменным. Растет только Вират Рупа, и то за счет образования новых вселенных.
Оценивая все вышесказанное, невозможно отделаться от глубокого разочарования и недоумения. Как же так! Веданта, древнейшая из религиозно-философских систем, и такие непростительные ошибки! Однако последователи индуизма и всех его родственных ответвлений не считают нужным подвергать сомнению древнейшие знания, игнорируя эти грубейшие несоответствия. Но мы, не принимая сразу, окончательно и бесповоротно, точку зрения ведантистов, постараемся подойти к решению данного вопроса непредвзято. При всем уважении к священным писаниям, не хотелось бы уподобляться тем религиозным ортодоксам, которые, слепо веря в абсолютную непогрешимость древних текстов, необоснованно отметают очевидность истин, добытых наукой тщательными исследованиями и глубоким их осмыслением. Хотелось бы верить, что барьер, пролегающий между религией и наукой, не настолько непреодолим. Поэтому, в полной мере осознавая, что подход к переосмыслению современных космогонических теорий покажется специалистам дилетантским, мы все-таки возьмем на себя смелость попытаться навести переправу, которая соединила бы два противоположных берега истины, разделенных рекой времени. А в защиту нашей точки зрения напомним, что поначалу многие из гипотез, казавшиеся современникам сумасбродными с течением лет нашли своих сторонников, подтвердились и обрели статус непреложных истин.
Как знать, может быть и этот случай не исключение.
***
Итак, начнем с продолжительности существования нашей Вселенной. При расчете ее возраста современная космология опирается на теорию Большого взрыва. Есть и другие методы расчетов, но этот, по мнению науки, считается основным и самым надежным; остальные используются для проверки полученных результатов. Основан он на обратной экстраполяции процесса расширения Вселенной до момента его начала. Суть метода заключается в следующем: берется самый удаленный космический объект, и, соотнося расстояние до него и скорость света, вычисляется время с момента Большого взрыва. Полученный результат и есть время существования нашей Вселенной.
Два других метода, которые мы рассмотрим, – проверочные. Один из них основан на исследовании шарообразных звездных скоплений. Этот метод базируется на предположении, что космические кластеры образовались вскоре после рождения самой галактики, поэтому датировка формирования древнейших из них позволяет установить и нижнюю границу галактического возраста. Предположение, что все звезды возникли одновременно из одного газового облака, позволяет путем сопоставления состава шарового скопления и различной светимости отдельных звезд определить его возраст. Последние исследования по этому методу, проведенные в 2017 году, показали, что нашей галактике не менее 13,4 млрд лет.
Второй метод основан на мониторинге свечения белых карликов. Суть его заключается в следующем. Для того чтобы превратиться в белого карлика, звезда должна сжечь все свое термоядерное топливо и претерпеть несколько катаклизмов – например, на какое-то время стать красным гигантом. Эти метаморфозы доступны для наблюдения с Земли, что позволяет в крупных скоплениях звезд классифицировать их все по жизненным фазам. Те из них, которые не могут поддерживать реакции термоядерного синтеза, светят за счет накопленной энергии и потому медленно остывают. Темпы этого охлаждения вычисляются теоретически, и на этой основе определяется время, потребное для снижения температуры поверхности от первоначальной до наблюдаемой. Белые карлики имеют приблизительно одинаковую массу звезд-предшественниц, а значит, и одинаковую зависимость температуры от времени. Определив по спектру белого карлика его абсолютную звездную величину на данный момент и зная зависимость время-светимость при остывании, можно определить возраст белого карлика. Исследования, проводившиеся по этому методу, показали, что возраст Млечного Пути составляет примерно 13–15 млрд лет.
А теперь вернемся к основному методу и, приняв, что космогоническая теория мудрецов Востока недалека от истины, попытаемся найти логические бреши в современной теории Большого взрыва. Для начала немного истории. В ранних моделях Вселенной пространство рассматривалось как грандиозное вместилище сгустков материи, а время мыслилось наподобие потока, все увлекающего за собой и все поглощающего. И то и другое, считаясь объективной реальностью, не зависело от сознания, не имело ни начала, ни конца, представляя собой абсолютное бытие. Сейчас эти представления кажутся наивными, но на протяжении всего периода развития естественных наук других космогонических теорий, кроме статической Вселенной, ученые не рассматривали; и эта доктрина господствовала в Европе вплоть до XX века.
Современная модель Вселенной, как и ее предшественница, базируется на предположении, что в больших масштабах Вселенная пространственно однородна и изотропна. Однако этот постулат не отменяет локального изменения пространственно-временной структуры в отдельных областях Вселенной, и примером тому могут служить черные дыры – там пространство и время сжато до крайних пределов. Кроме этого, и время может изменять свое течение на движущихся относительно друг друга объектах или в районе тел, обладающих большой массой, – общеизвестный закон относительности. Наблюдаемые аномалии дают основание предполагать, что пространство и время могут менять свою структуру и по другим причинам. Почему бы, например, объектам, наделенным сознанием, не влиять на ход течения времени? Идея не нова. Так, в квантовой физике существует такое понятие, как эффект наблюдателя, и проявляется он при опытном изучении микромира. В этой области науки ученые, исследуя квантовые эффекты, наглядно убедились, что наличие человека порой меняет результат измерения, что может говорить в пользу нашего предположения. Согласитесь, вполне логично, что факт воздействия сознания на ход физических процессов не может исключать из числа последних и скорость их течения, то есть время! И если этот закон работает в микромире, почему мы должны исключать макромир? Вспомним закон Подобия. Чем для Абсолюта, в принципе, один мир отличается от другого? Ничем! Кто может помешать Творцу любые законы сделать фундаментальными! Никто! Таким образом, вполне возможно, что множество физических объектов, наделенных сознанием как определенным видом энергии (точнее, энергией высшего порядка), способны изменить структуру окружающего его пространства и течение времени в нем.
Но что из этого следует?
А следует то, что человек как неотъемлемая часть Бытия своей активной деятельностью может оказывать непосредственное влияние на скорость течения времени. И это больше, чем предположение! Понятно, что наблюдателю, который находится в рамках той системы, где время изменяет свой ход, установить этот факт не представляется возможным, так как все процессы синхронно ускоряются: планеты по орбитам, а также вокруг своей оси начинают вращаться быстрее, скорость свободного падения возрастает, химические реакции ускоряются, и поэтому живые существа каких-либо перемен в своей жизни не ощущают. Таким образом, никакими физическими опытами факт ускорения хода времени на Земле установить невозможно, но человеческое сознание, обладая тонкой организацией и являясь самым совершенным инструментом познания окружающего мира, может на уровне интуиции уловить, что скорость течения времени изменилась. Подобный опыт переживался буквально всеми, но признавался как психологическая иллюзия. Общеизвестно, что при томительном ожидани кажется, что время замедляет свой ход, едва-едва двигая стрелки часов, но начинает стремительно лететь в те минуты, когда его катастрофически не хватает. Точно такой же, но более продолжительный субъективный опыт наблюдается у людей пожилых, когда с годами кажется, что время стало идти намного быстрее. Причем чем больше возраст, тем скорее летят годы. Однако сейчас бешеный бег времени чувствуется всеми возрастными категориями, что трудно объяснить только психологическим фактором. Объективность необычного феномена налицо, и в этом легко убедиться, если сравнить воспоминания людей пожилых о неспешности хода времени в годы их детства и отрочества, с впечатлениями современных детей, для которых стремительно мчащиеся дни и годы – норма. Так почему аномально быстрый бег времени, ощущение которого уже невозможно объяснить особенностью психики, сегодня чувствуют все: люди среднего возраста, юноши, девушки, подростки?
Версия одна – объяснение «эффекта уплотнившегося времени» следует искать в реинкарнации души, и суть ее заключается в следующем. Воплотившаяся в очередной раз на земле душа некоторое время несет с собой глубинные, скрытие поверхностным сознанием воспоминания о том мире, в коем пребывала, поскольку ощущение неспешности течения времени супрафизических миров ею еще не утрачено. По крайней мере, частично. Но контраст, с каким сталкивается детская психика, чрезвычайно велик – даже нормальный ход времени на Земле далеко не сопоставим с тем, что наблюдается в супрафизических мирах, а тем более сейчас, когда скорость его течения возросла многократно. К этому можно добавить, что и глубинная память индивидуума продолжает хранить воспоминания о прошлых воплощениях в материальном мире, когда время еще не летело как бешеное. На уровне подсознания, сопоставляя разницу в течении времени, юным землянам кажется, что события мелькают, как кадры ускоренной съемки, что объясняет острое ощущение нехватки времени и его стремительный бег. По мере взросления глубинные впечатления жизни в тонких мирах угасают, интуитивное сравнение различных шкал времени также растворяется, но объективное ощущение скоротечности времени заменяется психологической иллюзией, связанной с достижением преклонного возраста. Так индивидуум с самого детства и до последней минуты живет с переживанием стремительно несущего его бурного потока Времени.
Но иногда изменение скорости течения времени можно наблюдать и на физическом плане. Так, интересное явление замечено афонскими монахами при проведении ночной молитвы. С давних времен у них появилось особое молитвенное правило: в определенный промежуток времени они должны были прочитать установленное количество молитв, и так каждый день, строго по часам. Прежде монахи успевали за ночь полностью выполнить эту «программу», и до ранней утренней службы у них даже оставалось немного времени, чтобы отдохнуть. А в настоящее время, при том же самом количестве молитв, старцам уже не хватает ночи, чтобы успеть их все прочесть. Но почему? Ведь все процессы должны ускориться, а следовательно, и молитва должна течь быстрее, спокойно укладываясь в установленный временной интервал. Однако нет, этого не происходит. И объяснить, почему время сжимается, можно только аномально быстрым его течением в замкнутом пространстве. А суть данного феномена такова. В течение молитвы ум большинства монахов духовно возвышается, при этом их сознание, захваченное трансцендентным, начинает жить по шкале времени того из супрафизических миров, какого им удалось внутренне достичь. По законам мироздания время в мирах высоких энергий течет не так быстро, как на Земле, поэтому молитва постепенно замедляется, продолжаясь уже в другом темпе. Сами монахи этого, конечно, не замечают; не уловит разницы и посторонний человек, так как продолжительность молитвенного правила для этого слишком велика. Но если продолжительность молитвы была установлена в то время, когда оно на Земле было стабильным, то, когда время ускорилось, замедленный темп молитвы уже не позволил монахам укладываться в ранее отведенные временные рамки. Очевидно также, что эффект замедления времени проявляется только во время молитвы и пространственно ограничен, в то время как за стенами монастыря жизнь продолжает свой стремительный бег.
Похожее явление наблюдается и на Святой земле. Оказывается, уже несколько лет подряд лампады у гроба Господня горят медленнее, чем раньше. Прежде масло доливали в большие лампады в одно и то же время, накануне Пасхи, и за год оно полностью выгорало. Но теперь, уже в который раз, перед главным христианским праздником в них еще остается немало масла. Недоумение монахов понятно. Однако этому явлению можно дать вполне земное объяснение – масло, используемое сегодня, отличается по химическому составу от прежнего; ведь наверняка никто сравнительных анализов не проводил. Но если масло и условия его горения не изменились, то наблюдаемый феномен можно объяснить той же причиной, что и в предыдущем случае: духовно возвышенное состояние людей, служащих у гроба Господня, воздействует не только на сознание, но и на физический мир, в данном случае не давая ускорившемуся времени увеличить скорость химических процессов.
Таковы факты сегодняшнего дня. Однако нарастающий бег в предапокалиптический период предсказывался провидцами еще несколько веков назад. Так, Нил Мироточивый, афонский отшельник, живший в XVII веке, в своих посмертных пророчествах предвещал, что в будущем «день будет вращаться как час, неделя как месяц. Ибо лукавство человеческое сделало то, что и стихии стали напряженными, начали еще более спешить и напрягаться, чтобы поскорее окончилось прореченное Богом число для восьмого числа веков». Стремительный бег времени в наши дни предвидел архимандрит Таврион Батозский: «Время – часы, дни сократятся. Ночь, может останется, а день ускорится». Еще один православный святой схиархимандрит Христофор Тульский (1905–1996 гг.), в миру Евгений Леонидович Никольский, также предупреждал, что «после 2008 года время полетит – год за месяц». Похожие предсказания можно найти и в Коране, где двадцать третий малый признак знамений Судного дня почти дословно повторяет сказанное Нилом Мироточивым:
«Ускорение времени Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передает от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: Судный день не наступит, пока не ускорится (сблизится) время (Бухари). Также Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передает: Судный день не наступит, пока не ускорится время, и год будет как месяц, а месяц как неделя, а неделя как день, а день как час, а час как сгорание листочка (Ахмад)».