Полная версия
Северное сияние в тундре радужных надежд
То есть кое-кто попросту до чего своеобразно пристраивает ко всему нынешнему цивилизованному обществу ту давным-давно будто бы ныне совсем уж и минувшую первобытность.
Причем всякая модернистская оснащенность в этом вопросе попросту, как есть, вполне ведь подчас исполняет самую уж весьма насущную роль мощнейшего рычага.
А именно потому и может то само еще собою разом же статься, что как-никак, а весь тот пресловуто назревший научный прогресс в том-то самом относительно недалеком грядущем всенепременно сходу окажется злющим врагом буквально-то всякой на этом свете доподлинно настоящей светлой духовности.
Потому как это она до чего еще неразрывно связана только лишь с матерью-природой, а совсем не с тем неистово мчащимся или вот чего-либо только-то самому себе и бренчащим железом.
35
Причем да, действительно: люди, создающие творения возвышенной культуры, а не ее смачно чавкающее, а порой и блеющее о неких наиболее наивысших чувствах подобие, истинно на деле, вырывают нас из тьмы невежества.
И им и вправду дано явно уж, что есть силы приподнять весь тот немыслимо необъятный духовный потенциал, что ныне полностью сокрыт внутри нашего сознания под всяким подспудным житейским сором.
Однако самое, как оно есть до чего еще вполне достойное восприятие духовности отнюдь уж никак вовсе неравномерно. У одних оно сколь чрезвычайно так избыточно, зато у других…
Толпа простых, безыдейных граждан неизменно жила сама по себе, рождаясь и умирая, именно по тем раз и навсегда столь давно устоявшимся на веки вечные канонам бытия, по коим и поныне обитают в этом мире растения, а впрочем, и все другие, несколько даже и поболее активные живые существа.
36
Но при этом люди, весьма продуктивно на деле движущие нашу планету куда-то и впрямь значительно вперед в чисто техническом плане, далеко не всегда в том самом многозначительно высоком духовном смысле хоть сколько-то лучше и выше всякого того на редкость всецело обычного, более чем наскоро жующего свой хлеб простого обывателя.
А между тем надо бы до чего еще четко и ясно же помнить, что само по себе это их направление от них ничего подобного и близко нисколько уж явно не потребует, как, и от всех тех, кто тем или иным образом сладостно употребляет живительные плоды всяческой высокой культуры.
Да и более чем, несомненно, что и те, кто ее создает, и они тоже никак ведь абсолютно несовершенны, причем ни в том самом своем донельзя возвышенно-духовном, а именно так в том чисто человеческом, моральном облике.
И это – доподлинно верная истина…
Да и вот в чем беда: тот, кто всем духом своим, хоть сколько-то на редкость превыше всякого среднего невежественного обывателя, сам себя при этом до чего неизменно считает чуть ли не за небожителя.
Однако сама, как она есть явная принадлежность к той всемогуще интеллектуальной, и над любым остальным людом острым пиком так и возвышающееся привилегированной касте никому еще не дает права расценивать гремящих цепями своей обыденности обывателей в качестве исключительно недалеких умом представителей того самого остального, скудного умом общества.
То есть, никак нельзя было им со всей уж высоты своего немыслимо преображенного высшим образованием напыщенного естества и вправду только уж искоса и рассматривать людей, повседневно копошащихся в своих мелких делах, как существ некоего второго, низшего сорта.
Ибо именно в этом и проявляется самый насущный на наш сегодняшний день прообраз Кжи и Джи этой уж нашей с вами грядущей планеты Торманс.
37
Ну, и кто это он вообще такой, тот самый с головы до пят объятый величественной духовностью наивысшей же пробы человек – истинный образец подлинной образованности и культуры, и впрямь сколь надменно стоящий над людьми беспрестанно занятыми тем еще своим отвратительно мелким и крайне немощным умом бытием?
Да, в сущности, уж совсем и никто!
Ничем таким неповторимо особенным над остальными и прочими (обывателями) он буквально ни в чем явно не возвышается.
По большей части то вполне вот определенное о себе мнение со стороны российской интеллигенции есть один лишь самый наглядный проблеск того старого, как этот мир, аристократизма, голубой крови рядом с мужичьем, от которого несносно, что хлебом, что навозом все время разит и
попахивает.
38
Но нет, на самом-то деле простой народ, он почти же безупречно идентичен людям с теми до чего ярко выраженными, нетривиальными свойствами интеллекта, что может и вправду с виду показаться, будто бы их мозг на целых 300 грамм потяжелее (как у дельфина), чем у остальных и прочих, рядовых членов общества.
Причем надо бы и то более чем откровенно ведь разом заметить, что в своем абсолютном большинстве все без исключения люди берут истоки тех еще своих не слишком глубоких семейных корней от точно тех, не таких уж далеких предков.
Поскольку внук, а то и сын простого рабочего вполне может стать (при наличии к тому истинно подходящих и соответствующих способностей) завкафедрой, а то и членом академии наук.
И вся та наиболее существенная разница между ним и его родителями проявит себя в чем-то, по сути, только одном и не столь на деле действительно важном.
39
В этой жизни не столь и мало того, что для самого по себе умственного развития как такового никакого существенного значения далее вовсе-то совсем не имеет.
Например, тот же Чкалов, родившись в 18 веке, летчиком точно бы нисколько уж никак так не стал.
Ну а смог бы он хоть как-то оказаться в небе, кабы на момент его рождения и далее никто бы и близко пока еще не изобрел ту самую более-менее, безупречно сколь еще верно работающую модель аэроплана?
Конечно этак, явно ведь нет!
Да и кто бы это стал совершать разные трюки на изъеденном молью «ковре-самолете»?
Если бы тот почти каждый второй или третий полет заканчивался трагедией, никаких фигур высшего пилотажа вовсе-то и не было тогда вот в помине.
Ну а мало ли, может еще быть, этаких фигур высшего пилотажа человеческой мысли, что разве что ждут своего часа и века, дабы лишь затем действительно стать той самой неотъемлемой частью всякой той вполне соответствующей моменту грядущей действительности.
То есть автору само собой, собственно, кажется, что и сегодня среди нас самой обыденной жизнью живут люди, несомненно, так безумно талантливые, да только в чем-либо таковом, что когда-либо обязательно будет, однако возникнет оно разве что через пару-другую бессрочно долгих тысячелетий.
40
И уж действительно дать им ту для них сколь немаловажную возможность во всем-то на деле себя проявить наше сегодняшнее и вполне настоящее время, и близко ведь попросту не в состоянии…
Да и вообще, буквально всякая гениальность без того вот крайне необходимого для нее развития ничего сама по себе ни в жизнь абсолютно не стоит!
НО раз хоть как-то само собой вышло у человека действительно выделиться из всего того остального нисколько не привилегированного народа, то ведь чего-либо подобное совершенно же никакое не светлое чудо, а одно лишь весьма существенно удачное стечение довольно-то многих и разноликих жизненных обстоятельств.
И такому человеку, быть может, еще реально и впрямь уж и повезло всячески пересилить те плотно окружающие его неблагоприятные условия.
А потому вот и приобрел он, именно то полностью должное развитие всех его на редкость естественных, природных качеств и талантов, кои совсем не имел в себе возможности сформировать и развить никто из его близких родственников или, говоря иначе, более обобщенно, ни один из его далеких предков.
Однако то и близко не значит, что уж были они хоть в чем-либо его от природы, несомненно, глупее.
41
И вот все-таки явно хотелось бы втайне лелеять надежду, что со временем станет хоть как-либо возможным, именно с той многозначительно большей степенью вероятности, куда ответственнее выявлять те нисколько неординарные яркие народные таланты из той необъятно широкой серой толпы, то есть той крайне вот бескрылой и бесцветной массы простых обывателей.
А для самого, что ни на есть доподлинного преуспеяния на данном поприще надо бы и впрямь сходу отречься от слепого среднестатистического принципа равенства, заменив его равенством полностью до конца полноправных возможностей.
И вот именно, как есть безупречно так ради той весьма действенной рационализации в духе данных новых норм практически каждому, кто и на самом-то деле мог бы внести существенный вклад, в истинно исторически светлую миссию науки, получив университетское образование, надо бы хоть как-либо материально уж посильно и вовсе не разово помочь.
Да и вообще, надо бы людей талантливых, куда на редкость вполне продуманным и целенаправленным образом сколь явственнее выделять из общей массы, создавая им исключительно, как есть, безупречно особые льготные условия.
42
Правда при всем том само собой, то разом так и понятно и как-никак еще донельзя оно естественно, что делать нечто подобное можно вот будет лишь в случае некоей той самой ведь до чего еще непременно особой природной даровитости.
Поскольку именно при подобном стечении обстоятельств, даже и взвалив на свои плечи заботу обо всей многодетной семье, государство уж от подобного шага ничего уж явно не потеряет, а непременно когда-нибудь чего-либо полезное и нужное еще обязательно разом выгадает.
То есть, до чего однозначно, а получит оно для самого себя на редкость немалую и более чем безупречно конкретную пользу.
И, конечно, тут сами собой могут никак уж неправо начаться самые всевозможные и исключительно праздные разговоры про те более чем неизбежные при этом самые заклятые, злые обиды.
И даже и впрямь-то могут вполне еще наглядно возникнуть некоторые и близко никак явно не здравые и неправомочные сравнения.
Мол, все это, значится, этак-то сразу непременно само собой и окажется в точности, как оно уж и было на той самой вымышленной писателем-фантастом Иваном Ефремовым небезызвестной планете Торманс – Джи и Кжи.
Однако есть же разница – никто ведь людей, обладающих самыми средними и полностью заурядными способностями… подвергать насильственной эвтаназии в 25-летнем возрасте, и близко здесь нисколько не предлагает.
Попросту если и вправду возобладает принцип чисто уж искусственного и всеобъемлющего равенства возможностей для буквально всех слоев населения…
Нет, именно тогда на самом верху общественной пирамиды непременно тогда и появится, куда поболее достойных людей, а не будет она донельзя же плотно облеплена и обсижена тем зачастую довольно-то бездарным племенем беспринципно настырных потомков важных деятелей прошлого или тех, кто загодя же принадлежит к некоей достаточно определенной, просвещенной прослойке общества.
43
И ведь выйдя как раз из подобной среды, почти каждый затем чисто заранее имеет все то свое на редкость законное право более чем полноценно рассчитывать именно на то, что и для него тоже явно приберегут более или менее достойное и теплое местечко.
И так оно отнюдь не со вчерашнего дня еще повелось!
И главное, точно об том же Лев Толстой в своей гениальной «Анне Карениной» некогда всем нам весьма ведь верно поведал.
Вот они его слова:
«Половина Москвы и Петербурга была родня и приятели Степана Аркадьича. Он родился в среде тех людей, которые были и стали сильными мира сего. Одна треть государственных людей, стариков, были приятелями его отца и знали его в рубашечке; другая треть были с ним на «ты», а третья треть были хорошие знакомые; следовательно, раздаватели земных благ в виде мест, аренд, концессий и тому подобного были все ему приятели и не могли обойти своего; и Облонскому не нужно было особенно стараться, чтобы получить выгодное место; нужно было только не
отказываться, не завидовать, не ссориться, не обижаться, чего он, по свойственной ему доброте, никогда и не делал. Ему бы смешно показалось, если б ему сказали, что он не получит места с тем жалованьем, которое ему нужно, тем более что он и не требовал чего-нибудь чрезвычайного; он хотел только того, что получали его сверстники, а исполнять такого рода должность мог он не хуже всякого другого».
И ведь обязательно надо бы и впрямь-таки безупречно и крайне старательно весьма уж непременно пристроить на самые теплые места именно тех, кто безлико славен одним лишь своим родством, а потому и буквально с малолетства близок к тем наиболее наивысшим слоям совершенно вширь попросту необъятного общественного организма.
И главное, подчас их на редкость торжественно принято разом к тому же сходу обращать в сущих людей-гигантов, ну а все остальные, они навроде муравьев у них под ногами… надо им будет – задавят, их столько, сколько им ныне понадобиться, во имя будто бы остро насущных интересов всего того остального общественного муравейника.
44
А поэтому для буквально всякой той или иной до самой полной непристойности серой во всех отношениях личности нисколько не окажется хоть сколько-то затруднительным действительно приобрести себе абсолютно любую, даже и наиболее значимую должность, коли он кто-либо, из тех, кто имеет довольно-то стародавние семейные связи с кем-либо из сфер высшего общества.
И, кстати, никто из них никак не есть тот и впрямь самый доподлинный образец некого крайне так безупречно возвышенного ума!
Поскольку явно же, а чисто совсем оно наоборот: именно от широчайшей полноты всею грудью ими вдыхаемого воздуха эти люди и творят донельзя дикие бесчинства, раз им, видите ли, нечто подобное никак отныне не возбраняется, а потому и беспрепятственно им данные проказы вполне уж сойдут с их холеных рук.
45
Еще Грибоедов устами своего героя Чацкого обличал всех этих ханжей, готовых во имя наиболее «наивысшего блага общества» на беспримерный подвиг, праведно и геройски прокладывая себе путь к его достижению телами тех не так, чтобы действительно недостойных хоть сколько-то лучшего к себе отношения на редкость и впрямь простых же людей.
Вот они, слова Грибоедова:
«Которых мы должны принять за образцы
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве».
А почему бы это кое-кому, собственно, и не проматывать общие (считай ничьи) народные деньги, если уж к ним и вправду имеется, собственно, тот довольно-то весьма безопасный, да и никем явственно невозбранимый, а главное и тот чрезвычайно же легкий доступ?
Ведь суд все равно, вполне явно так затем оправдает, главное – оно никак не позабыть по-братски с кем надо, поделиться, а то именно обиженные и обделенные, они-то поболее других и прочих свой голос до сущего кликушества и возвышают, голося при этом почем свет стоит, про кем-либо слишком беззастенчиво наворованное общественное добро.
46
И, конечно, далеко не всегда и не везде это более чем обязательно происходит как раз по этакому вот совсем как есть до чего невзрачному сценарию.
Однако при любом раскладе вполне оно попросту неоспоримо, что уж всячески доказывать себя более-менее полноценно здравомыслящим человеком, скорее всего, будет значительно полегче именно тому, у кого еще изначально так умственного багажа было буквально-то вдоволь, да и в самом том истинно безграничном его изобилии…
Поскольку те или иные духовные и интеллектуальные ценности всегда же обретались где-то от него сколь явно ведь невдалеке, да и под тем самым считай, что его боком.
И только зачастую чисто вот из-за подобного рода донельзя простых житейских факторов не, так уж и редко, что это одно случайное сочетание хромосом, пожалуй, и определит, кому это, значится, еще предстоит стать образованным человеком, а у кого к тому может и не хватить душевных сил или простого физического здоровья.
Или, в самом лучшем случае, его путь нисколько не будет усеян розами, а этот фактор иногда вот и создает низкопоклонных холуев с большими научными званиями…
47
А, кроме того, общество не СТОЛЬ и давно было до чего строго разделено (по чисто секторальному признаку) на своих и чужих.
Ну, а как раз потому и простолюдинов за ровню самим-то себе по уровню интеллекта те господа никак не считали.
Зато общий народный ум в те не очень, кстати, и далекие нынче времена явно этак, несомненно, уж при всем том, совсем немало сколь уж самоуверенно преувеличивался.
Классовое сознание на Руси, оно вообще, быть может, и не само по себе сколь вот резко и значительно лишь весьма же поэтапно разом усиливалось и усиливалось.
И вполне при этом более чем на деле оно возможно, что нечто подобное произошло разве что именно в связи с тем и впрямь необычайно огромным багажом духовного наследия Льва Толстого…
Вдоволь впитавши из литературных и философских сочинений целый сонм всяческих сладких грез, а затем и испробовав на свою беду, сунуться в самую гущу простой народа…
И, как и понятно немедля, набив на лбу довольно-то увесистую шишку, а потому и чувствуя от чего-либо подобного этого внутри, как есть на редкость ужасную оскомину, российская интеллигенция окончательно заперлась исключительно сама в себе.
48
И что было толку от воззваний Льва Толстого сходу объединиться с народом, сколь и впрямь ярко и прекраснодушно выраженных в его «Анне Карениной»?
Эта вся его внешняя, несколько, пожалуй, совсем несдержанно одутловатая одухотворенность…
А где-то глубоко внутри самого себя как уж был Лев Толстой тем еще более чем изрядно надутым барином, так ведь именно им он считай, что до самого конца своих дней весьма невозмутимо только и оставался.
И вот он тот самый же конкретный тому пример из другого его великого произведения – «Война и мир»:
«Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье есть счастье животное, а ты его-то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по-моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в третьем часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет».
49
И вот оно, то, сколь откровенно чистопородное, да и на том самом безупречно животном уровне считай что досконально обдуманное, ну а еще и бросово откровенное мнение высокородных господ обо всем их где-то лишь в той зыбкой дымке и впрямь отдаленно от них расплывчато мелькающем донельзя простом и честном народе.
И было уж нечто подобное до чего ярко преподнесено, словно на блюдечке, великим общемировым классиком.
Автору в то совсем и близко не верится, что Герберт Уэллс вовсе так не читал Льва Толстого, поскольку ничего подобного попросту и быть никак не могло.
А вслед затем он и начертал свое несчастливое и несветлое будущее в его знаменитой повести «Машина времени».
И уж, не из-за этой ли откровенно натужной сентенции великого русского графа у него и возникла, затем удивительно бравая идея разделить грядущее общество на два тех исключительно же кардинально различных биологических вида?
А между тем некоторые столь наглядно именно это всем тем (черным свинцовым порошком на белой бумаге) некогда вот сколь строго и отобразили.
Причем в чем-либо подобном и был, надо сказать, вполне еще здраво проявлен весь их на редкость искренне так безутешный взгляд на довольно многие житейские вещи.
50
И во всех своих крайне же непритязательно досужих рассуждениях они, как правило, только-то основывались на одних лишь околонаучно-безумных теориях о той самой весьма ведь до чего пресловуто броской и наглядной разнице между расами или классами тех самых порою донельзя вот безучастно живых людей.
И вот чего обо всем том действительно довелось автору отыскать в книге выдающегося писателя Андрея Платонова, а именно в той его уж самого, как есть доподлинно исторического значения повести «Котлован»:
«Девочка могла бы быть и дочерью Чиклина. Мать ее даже хотела, чтобы было так. Но все равно ребенок едва ли был бы лучше и разумнее. Зачал девочку, наверное, такой же, как и Чиклин, мастеровой человек, стало быть, плоть в ребенке из одного классового котла. А если кто и радовался ласкам умершей женщины, то эти ласки не есть квалификация ребенку. Это не человечество».
Эти строчки были начисто подчищены цензурой из конца третьей части, так что на бумаге их попросту до сих пор прямо считай, что и нет, и лишь в аудиокниге они теперь несмотря ни на что все ж таки явно ныне присутствуют.
51
Вот уж, собственно, и впрямь-то как-никак, а до чего вообще ныне дело дошло!
Большевики даже и детей своим немощным умом разом уж начали бессовестно разделять по их самому изначальному зачатию на некие те, видите ли, извечно же враждующие между собой классы!
Да и вообще, как говорится, сколь прямолинейно они без единой здравой мысли одним тем серым веществом своего головного мозга и вправду как-никак, а действительно додумались полностью низвести всю человеческую природу до каких-либо чисто социальных факторов, протоптав при этом в девственно снежной целине всем нам дорогу в то очаровательно светлое никуда.
А главное, на редкость смачно и крайне ведь меланхолично, при том так и жуя жвачку той еще и близко не в меру бесовски разухабистой идеологии…
А люди, они, по сути, полностью одинаковые, и лишь цвет их кожи или, что тоже порою случается, весьма различный культурный опыт, труд и национальный колорит подчас и делают их несколько иными, но все это безнадежно так эфемерно в свете наиболее главного, полностью общего для всех их, положительно общечеловеческого начала.
52
А буквально любые войны нездоровых амбиций и совсем до чего ведь совсем вовсе неловко ущемленного престижа – абсолютная нелепость и точно та дикость, как и, скажем, тот же каннибализм.
Если нынешнее человечество, находясь в здравом уме, довольно-то благополучно переживет ту, считай чисто младенческую свою глупость, то тогда в грядущих учебниках истории две минувшие мировые войны, а в том числе и гипотетически и по сей день, возможная третья будут находиться весьма непосредственно так неподалеку оттого несколько поболее примитивного первобытного людоедства.
И давно бы пора тем чересчур вот подчас не в меру одиозным политикам раз и навсегда уж совершенно до конца и всерьез осознать всю немощность принципов сколь еще нелепо амбициозного противостояния культур и наций.
Нам вот ныне и сейчас живущим людям попросту именно что, как есть и надо бы более чем многозначительно как-никак и впрямь должно же расстараться, дабы по мере сил соединиться в некое дружное и единое сообщество всех стран и народов нашей планеты.
Ну а как раз-таки потому и следует роду людскому полностью уж до чего сплоченно и согласовано, разом приучиться воевать, совсем не с каким-то весьма таинственным и пресловутым внешним врагом, а только как есть со невозмутимо тупым и озлобленным невежеством внутри границ своей собственной великой державы.
И те самые люди, которые и вправду могут сколь нечестиво кое-кому и впрямь показаться всего-то навсего ядовитой плесенью века, вполне уж между тем могли бы быть истинными людьми науки, обладать знаниями, просто в их безвестной судьбе совершенно не было никакого должного примера, и ориентиры их были крайне приземленными и бытовыми.
Но все это и близко не их вина, а куда скорее того общества, что пока довольно во многом же непримиримо и попросту весьма откровенно, до чего еще явственно дико.
Ну а если в чем-либо оно и просвещенно, то зачастую это и доселе идет никак не в ту поистине наилучшую, а почти безупречно строго так чисто техническую сторону.
А при подобном раскладе тому еще до чего разностороннему и чисто нравственному воспитанию серых масс простого народа особого внимания уделяться при этом и близко-то никогда вовсе ведь совершенно никак не будет.
И только потому и будут эти массы донельзя и впрямь-то разве что по-прежнему пребывать в точно той же тьме житейски затхлой обеспокоенности, тех самых исключительно, как есть чисто своих наиболее мелких страстей и горестей.
А действительно на деле дать им несколько иную жизнь сможет одно лишь самое широкое просвещение, всецело ориентированное именно на тот чисто детский и подростковый возраст в течение многих и многих поколений.