Полная версия
Слаще мёда. Как проповедовать Ветхий Завет
В итоге проповедник в своем стремлении привлечь или извлечь Иисуса из своего отрывка, в действительности пренебрег первоначальным смыслом текста. Когда Амос писал эти слова, он не имел в виду Иисуса. Он призывал израильский народ жить по Божьим законам. Можно было бы проповедовать по этому отрывку так, чтобы объяснить слова пророка, найти им практическое применение и одновременно перекинуть мостик к Иисусу Христу и евангелию. В следующей главе я предложу несколько способов сделать это правильно. Но с ходу переходить к Иисусу в самом начале проповеди – большая ошибка!
Произвольное толкование
В течение какого-то времени я посещал занятия по изучению Библии в группе, несколько членов которой были одержимы мыслью о том, что в каждом отрывке Ветхого Завета так или иначе говорится об Иисусе. Они проводили все время в поисках доказательств, и иногда их посещали очень странные идеи. Один из них обратил внимание на то, что рядом с Ездрой, читавшим Закон в Неем. 8, стояли тринадцать левитов. Из этого он заключил, что они символизируют двенадцать учеников Иисуса и Павла. Так Ездра превратился в Иисуса, наставляющего народ, а Неем. 8 в отрывок, где говорилось только об Иисусе! Когда даешь волю своему воображению, заговорить об Иисусе может любой текст.
Это безответственное отношение к Библии. Такого рода проповеди только укрепляют в людях подозрение, что они не способны самостоятельно читать Библию. Им кажется, что только искусный проповедник может найти в каждом отрывке что-нибудь об Иисусе, до чего они сами никогда бы не додумались. Но Библия не игра. Вы, быть может, видели книжки с картинками под названием «Найди Уолли» или «Найди Уолдо». Они состоят из множества сложных иллюстраций, на каждой из которых притаился главный герой, Уолдо, но его не так просто найти. Нельзя относиться к Ветхому Завету, как если бы это была книжка с картинками под названием «Найди Иисуса».
Я разделяю обеспокоенность Дейла Дэвиса относительно побочных последствий желания проповедовать Иисуса по каждому отрывку Ветхого Завета. Вот что он пишет о словах Иисуса в Луки 24:25–27, 44–47:
«Я думаю, Иисус учит, что все в Ветхом Завете свидетельствует о Мессии в Его страданиях и славе, но едва ли Он имеет в виду, что каждый ветхозаветный отрывок говорит о Нем. Иисус находил упоминания о Себе в Моисеевом Законе, в Пророках и Псалмах, не утверждая при этом, что в каждом стихе говорится о Нем Самом (ст. 44). Именно поэтому я не считаю необходимым искать в каждом тексте прямое указание на Христа, ведь Он и Сам, как мне кажется, этого не требует… [но]… только потому что я не думаю, будто каждый отрывок в Ветхом Завете говорит о Христе, это не значит, что я против проповеди о Христе на основании Ветхого Завета, если это оправдано… Тем не менее я убежден, что мы не делаем чести Христу, насильно притягивая за уши Его в стихи, где нет ни слова о Нем»[7].
Пренебрежение другими важными уроками Бога
Эта опасность может казаться преувеличенной. Что может быть важнее Иисуса? Конечно, ничего. Все важные откровения и учения Ветхого Завета действительно напрямую связаны с Иисусом. Так Ветхий Завет начинается (Действие 1 библейского повествования) с сотворения мира. А из Нового Завета нам известно, что все на небе и на земле было создано Христом и для Христа (Ин. 1:1–3; Кол. 1:15–20; Евр. 1:3). Однако, когда в Писании говорится о сотворении мира (не только в Быт. 1–2, но и во многих других местах, напр., Псалмы 18; 32; 103; Иер. 10; Иов 28:38–41), не следует думать, что и это тоже об Иисусе. Из этих отрывков мы многое узнаем о Боге, о вселенной, о земле и о самих себе. Так давайте узнавать (и проповедовать) именно то, о чем говорится в тексте, а не то, что мы пытаемся привнести в него из других частей Писания.
Только подумайте, о скольких еще великих откровениях сказано в Ветхом Завете:
• Что значит быть человеком, созданным по образу и подобию Бога;
• Грех и ужасные последствия зла;
• Божий гнев за несправедливость и угнетение;
• Божья любовь и верность Бога Своим обещаниям;
• Власть Бога над народами и историей;
• Какого поклонения ищет Бог;
• Какой Бог видит нашу жизнь и взаимоотношения друг с другом;
• Божий план возрождения всего творения.
Без сомнения, можно показать, что все эти важные темы ведут нас ко Христу (мы поговорим об этом далее). Но если мы читаем отрывки, где Бог открывает нам эти истины, а сами думаем: «Здесь наверняка тоже говорится об Иисусе», мы упускаем из вида глубину и богатство того, что Бог на самом деле говорит нам в Своем Слове. А это уже непросто упущение, а трагическая ошибка. В результате многие люди не понимают и не применяют значительную часть Писания. Более того, это не дает им услышать, что хотел сказать Бог через эти отрывки – и это настоящее преступление против Библии.
Возможно, вы сейчас вспомнили слова апостола Павла: «…мы проповедуем Христа распятого», и его решение «быть… незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 1:23; 2:2). Некоторые считают, что Павел проповедовал только об Иисусе и о кресте и более ни о чем. Но это неправда.
Обратите внимание на контекст обоих стихов. Павел противопоставляет свою проповедь евангелия изящному красноречию греческих философов. В отличие от них, он не полагается на изощренную аргументацию и искусную риторику. Его оружие – историческая истина об Иисусе, подкрепленная силой Святого Духа. Кроме того, Павел сам свидетельствует, что в церквях он проповедовал не только о распятии. Лидерам ефесской церкви он напоминал, что во время своего пребывания у них он «не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам», и «не упускал возвещать… всю волю Божию» (Деян. 20:20, 27). Иными словами, Павел проповедовал на конкретную тему (ст. 20; затрагивая конкретные нужды и проблемы каждой из церквей) и всегда держался Писания (ст. 27; разъясняя «всю волю Божью» – Его план и замысел, явленный нам в Библии, т. е. в Ветхом Завете). Разумеется, центральное место всегда отводилось Христу, но не все в проповеди относилось непосредственно к Нему. Скорее, это была глубокая трактовка всего Писания, особенно в общении апостола с иудеями. За два года, проведенные в Ефесе, Павел посвятил тысячи часов наставлениям и дискуссиям в училище Тиранна. Не может быть, чтобы он все время говорил только об одном распятии!
Упрощение библейской истории
Говоря об Иисусе в Ветхом Завете, мы как будто помещаем всю Библию в один часовой пояс, если можно так выразиться. Создается впечатление, что все персонажи Ветхого Завета жили одновременно с Иисусом и хорошо Его знали, молились Ему и даже время от времени встречались с Ним. Никто не спорит, что Бог Сын, вторая ипостась Троицы, действовал и до сотворения мира. В этом смысле ветхозаветные святые поклонялись Тому Самому Богу, Который сейчас известен нам как Отец, Сын и Святой Дух. Так что божество, которое мы встречаем в Новом Завете в облике Иисуса из Назарета, существовало и в ветхозаветные времена. Его иногда называют предвоплощенным Христом. Имеется в виду Бог Сын до принятия Им человеческого облика в лоне Девы Марии.
Сам Бог, конечно же, невидимый Дух. Его божественную сущность невозможно осязать. Однако уже в Ветхом Завете Бог несколько раз являлся в человеческом облике и общался с людьми – например, с Авраамом или Моисеем. Некоторые предполагают, что это были явления второй ипостаси Троицы – Бога Сына, довоплощенного Христа, как я уже говорил. Быть может и так, но вряд ли следует на этом настаивать. В Библии говорится просто: «Бог явился». Бог создал человека по Своему образу. Совершенно естественно, что Бог принимал облик человека, желая напрямую пообщаться с людьми.
Но не стоит пренебрегать и самим способом изложения великой истории искупления в Библии – в виде последовательного повествования, состоящего из нескольких действий. Между третьим и четвертым действиями библейской драмы есть существенная разница. Только в четвертом действии Бог вошел в человеческую историю в облике человека. Только в четвертом действии Бог по-настоящему стал человеком, пройдя путь от зачатия к рождению, младенчеству, детству, юности и зрелости. Только тогда Бог в облике человека назвался Иисусом. Это имя было дано сыну Марии, Иисусу из Назарета. Мы должны понимать, что воплощение было явлением новым и совершенно уникальным. Бог стал человеком, Слово стало плотью и обитало с нами. Такого никогда раньше не происходило. Иисус не был одним из тех нечастых примеров появления Бога в человеческом облике, о которых мы читаем в Ветхом Завете. Иисус был не богоявлением, а реальным, материальным человеческим существом, таким же, как и мы с вами.
Евангелия с самых первых глав не оставляют сомнений, что рождение Иисуса и Его земная жизнь стали началом новой эры спасения. Эти события возвестили приближение Божьего Царства. Исполнилось все, что Бог обещал в Ветхом Завете. Когда Иосиф и Мария назвали своего малыша Иисусом, пишет Матфей, исполнилось пророчеств о пришествии Еммануила. Бог теперь действительно был с нами. Рождение Иисуса положило начало новому миру.
Поэтому не стоит использовать имя Иисуса, говоря о событиях, предшествовавших Его рождению, или рассуждать об Иисусе в Ветхом Завете. Это имя принадлежало человеку, рожденному в Вифлееме, распятому при Понтии Пилате, воскресшему, вознесшемуся и ныне сидящему одесную Бога. Иисуса в новозаветном понимании – человека по имени Иисус – попросту не существовало в ветхозаветные времена (хотя, повторюсь, Бог Сын, существует вечно!) Поэтому мы не должны читать и проповедовать первые три действия Писания (Ветхий Завет), как если бы четвертое действие уже произошло, или если бы персонажи более ранних действий заранее знали, что произойдет (хотя они и ожидали этого, доверяя Божьему обетованию).
Шаблонные проповеди
В одной знакомой мне церкви было время, когда несколько проповедников одновременно пришли к выводу, что в Ветхом Завете говорится только об Иисусе. Они проповедовали хорошо, но мне (и еще некоторым прихожанам) все их проповеди казались похожими одна на другую. Независимо о того, какой отрывок они выбирали, содержание проповеди всегда было предсказуемым – в ней всегда говорилось об Иисусе. А поскольку они очень серьезно относились к благовестию, проповеди неизменно заканчивались призывами обратиться и веровать в Иисуса. Некоторые даже считают, что всякая проповедь должна носить характер благовестия и заканчиваться призывом к покаянию. Я не могу с этим согласиться, как, впрочем, и апостол Павел, судя по тому, как он описывал свои собственные проповеди в Деян. 20:20, 27.
Не поймите меня неправильно. Конечно же, я убежден в важности благовестия и необходимости рассказывать людям об Иисусе, призывая их к вере. И многие отрывки Писания именно это и делают, в том числе, естественно, все четыре Евангелия. Но в Библии есть множество других отрывков, которые этого не делают. И если цель нашей проповеди – поведать людям, чему действительно учит Библия, нам следует заняться именно этим – проповедовать истинный смысл каждого отрывка, а не то, что мы хотим заставить его говорить, перескакивая к Иисусу и призывая слушателей обратиться в истинную веру. Я уверен, что правдивая проповедь бесконечного разнообразия библейских учений со временем непременно приведет людей к лучшему пониманию Христа и того, что именно значит довериться Ему как своему спасителю и следовать за Ним как за своим Господом. Они увидят Христа с разных точек зрения и научатся видеть связь между Ним и удивительным многообразием Божьих откровений как в Ветхом, так и в Новом Заветах.
Представьте себе Библию в виде очень большого дома. Некоторые проповедники остаются стоять у входа, проповедуя об Иисусе (из каждого отрывка). Они приглашают людей полюбоваться дверью и рассказывают о необходимости войти в нее, чтобы обрести спасение и членство в церкви. И это правильно, ведь Иисус Сам говорил о Себе: «Я дверь овцам». Мы должны проповедовать евангелие и призывать людей к покаянию и вере. Но благовестие – это еще не все. Мы недолжны все время стоять у двери. Почему бы не пригласить людей войти и показать остальную часть дома? В Библии так много сказано о Боге, о жизни, о том, что значить отвести Иисусу центральное местов своей жизни и всей вселенной.
Почему бы не планировать свои проповеди так, чтобы со временем вы верно донесли до своих слушателей различные части Библии, открывая их истинный смысл? Подобно экскурсоводу вы проводите своих слушателей по всему дому, показывая им удивительные богатства, хранящиеся в каждой комнате, чтобы им захотелось в них поселиться. Таким образом, ваши проповеди никогда не утратят разнообразия. Но в то же время ни у кого не останется сомнений, что единственный путь в дом лежит через дверь, то есть через Христа.
Вопросы и заданияКак бы вы объяснили разницу между утверждениями о том, что Ветхий Завет указывает на Христа, и о том, что в каждом отрывке Ветхого Завета говорится только об Иисусе.
Вспомните свои проповеди за последние несколько лет. Разумеется, важно и правильно сосредоточиться на Иисусе, отводя Ему центральное место в своих проповедях. Но нет ли таких частей Писания или библейских учений, которые вы почти никогда не затрагиваете? Составьте перечень таких тем и подумайте (или обсудите в группе), как бы вы могли в будущем включить их в свои проповеди – не забывая при этом о Христе!
Глава 5. Что связывает нас с Христом?
Вернемся к нашим пасторам и их путешествию из Гуаякиля в Кито. Маршрут этот очень живописен. Во многих местах им наверняка хотелось остановиться и сфотографироваться на фоне прекрасных горных пейзажей. А теперь представьте себе, что один из пасторов по возвращении из Кито показывает фотографии своей семье. Что он сделает, перебирая их одну за другой? Он расскажет своим близким, что изображено на каждом фото. Указывая на высокую гору, он скажет, как она называется. Возможно, он сфотографировал ресторан, где они останавливались, и теперь с удовольствием назовет своей семье имена тех, кто запечатлен на снимке вместе с ним. А еще он может показать им фото того места, где произошел обвал на дороге, так что им пришлось изменить маршрут. Рассказывая о том, что запечатлено на снимках, он создает свой собственный контекст событий. «Вот мы остановились на обед». «А здесь нам пришлось повернуть назад и искать другой путь». «Это мой друг Рикардо вышел из автобуса, потому что ему стало нехорошо». Каждая картина повествует свою историю.
Кроме того, вся коллекция фотографий оказывается помещенной в более широкий контекст. Все они были сделаны по дороге в Кито, куда он отправился на семинар для проповедников. Поэтому он может сказать: «Вот мы садимся в автобус, чтобы ехать в Кито» Или, указывая на панорамный вид с верхушки горы, он скажет: «Там, далеко внизу, виден Кито». Он проводит связь между изображением на фото и целью своего путешествия. Быть может, он даже сфотографировал дорожный знак, указывающий в направлении Кито. Все фотографии непосредственно связаны с путешествием, и на каждой изображено нечто вполне конкретное. Но все они связаны с тем, что ожидало пасторов в конце пути. Они смогли сделать эти снимки только потому, что ехали в Кито, а не куда-то еще. Таким образом, фотографии связаны друг с другом (все они сделаны во время одного путешествия), и еще они связаны с целью путешествия (пасторы ехали именно в Кито на семинар для проповедников).
Чего наш герой точно не сделает, так это укажет на снимок, сделанный по пути, со словами: «Смотрите, это Кито». Он не сделает этого, пока дело не дойдет до фотографий самой столицы.
А теперь вернемся к Ветхому Завету. Мы уже сравнивали его с путешествием, которое ведет к Христу. На пути перед нами открываются удивительные виды. Представьте себе содержание Ветхого Завета в виде огромного фотоальбома. Когда вы берете в руки один из снимков (конкретный отрывок), что вы должны сделать прежде всего? Вы должны сказать, о чем конкретно говорится в тексте. Иными словами, следуя первому экзегетическому правилу, мы рассматриваем содержание текста в контексте его самого. Мы изучаем выбранный отрывок, чтобы правильно понять его. Это и будет отправной точкой вашей проповеди. Ваша главная цель – объяснить и найти практическое применение того, что хотел сказать автор. Необходимо поместить отрывок в его первоначальный контекст (соответствующий этап путешествия) и помочь слушателям как следует в нем разобраться. Поэтому, как мы уже убедились в прошлой главе, нельзя просто перепрыгнуть к Иисусу, пренебрегая главной мыслью самого текста. С тем же успехом наш пастор, показывая на горный пейзаж на фотографии, мог бы сказать: «Этот снимок был сделан по дороге в Кито, так что давайте я расскажу вам о Кито».
И все же, поскольку все эти тексты связаны друг с другом как части одного большого пути, ведущего к Иисусу, вы, несомненно, можете и должны помочь своей общине понять это, проводя связь с Иисусом и новозаветным евангелием. Далее мы рассмотрим несколько способов это сделать. В этой главе мы ограничимся их перечислением и кратким комментарием к каждому из способов. Перейдя ко второй части книги, мы поговорим о том, как следует проповедовать по ветхозаветным отрывкам разных жанров, и у нас будет возможность подробнее остановиться на некоторых из упомянутых методов и привести наглядные примеры. Но, прежде чем рассмотреть связующие звенья между Ветхим Заветом и Христом, мне хотелось бы сделать несколько замечаний.
Большое преимущество проведения таких связей в проповеди заключается в том, что это поможет вашим слушателям увидеть всю Библию целиком – великую историю – путешествие, где Ветхий Завет ведет к Христу, а Новый – к Его возвращению и новому творению. Они увидят взаимосвязь между различными частями Писания и научатся читать его самостоятельно, замечая эти связующие звенья. Они увидят себя в контексте библейской истории, читая ее с точки зрения человека, живущего в пятом действии.
В то же время не стоит превращать эти связи в основу проповеди. Сосредоточьтесь в проповеди на том, о чем, собственно, говорится в тексте, однако, где это уместно, укажите на связующее звено между ним и Христом и расскажите, почему это так важно.
Не пытайтесь использовать все перечисленные ниже виды связи в каждой проповеди! Одной или двух обычно бывает достаточно, если они хорошо сочетаются друг с другом.
История приближает нас ко Христу
Первый и наиболее очевидный способ связать ветхозаветный отрывок с Христом – указать, каким образом этот отрывок вписывается в историю, которая в итоге ведет к Иисусу. Это особенно очевидно, если вспомнить, что весь Ветхий Завет относится к эпохе до рождества Христова. Наша же задача показать, что ту же эпоху можно охарактеризовать как движение навстречу рождению Иисуса.
Отыскать связующее звено не так уж трудно, когда имеешь дело с ветхозаветным повествованием. Можно рассмотреть конкретную историю на более широком историческом фоне как часть масштабной истории Бога и Израиля и указать на то, как эта главная история в итоге приводит нас к Христу. Это не должно занимать много времени. Проповедь – не подробный урок истории. Но в этот момент можно отвлечь аудиторию от мысли: «Какое отношение имеет ко мне эта конкретная история?» и заставить людей задуматься: «Какое место занимает эта история в общем повествовании, ведущем к Иисусу?»
Пример: Иисус Навин и покой
Предположим, в основе вашей проповеди лежит отрывок Нав. 1. Можно отметить, что описанные в нем события следуют за освобождением из египетского рабства, которое Бог даровал евреям, чтобы потом вести их и заботиться о них в пустыне (книги от Исхода до Второзакония). Теперь израильтянам пришло время войти в землю обетованную. Это следующий шаг большой истории, ведущей ко Христу, в котором Бог избавил нас от греха и даровал наследие и покой, несравненно превосходящие Ханаан, как сказано в Евр. 4. После этого следует сосредоточиться на том, что именно говорится в Нав. 1 и проповедовать строго по тексту. Не пытайтесь сразу перескочить к Иисусу или к Посланию к Евреям. Однако упомянув их, вы покажете, как одна история (Нав. 1) вписывается в другую (Новый Завет) и готовит нас к ней.
Пример: Руфь в истории спасения
Предположим, в основе вашей проповеди лежит Книга Руфи. Она заканчивается упоминанием о том, что сын Руфи и Вооза стал дедушкой царя Давида. Тем самым книга сама определяет свое местов общей истории Израиля и его будущего царя. Вы же можете подчеркнуть, что Матфей связывает ее с Иисусом, упоминая Руфь в родословии Христа (Мф. 1:5–6) и провозглашая Его «сыном великого Давида, превзошедшим его величием».
Труднее провести такого рода связь с общей библейской историей, когда имеешь дело с другими жанрами ветхозаветной литературы – например, с Законом, Пророками или Псалмами. Но и тогда такая связь вполне различима. У всех этих книг свое место в истории Израиля, в рамках которой можно мысленно двигаться во времени назад и вперед.
Пример: история Израиля
Предположим, в основе вашей проповеди лежит Пс. 95. Он воспевает имя, спасение, славу и деяния Господа Бога Израилева. А что означали эти слова для ветхозаветных израильтян? Если бы вы задали этот вопрос псалмопевцу или первым исполнителям этих строк, они рассказали бы вам о богатой событиями истории Израиля. Бог открыл свое имя Моисею и всему Израилю у горы Синай. Спасение было даровано им вместе с избавлением из египетского рабства. Слава Божья наполняла скинию в пустыне, и позднее иерусалимский храм. Среди его подвигов – победа над врагами и дар земли обетованной. Одновременно можно указать: псалмопевец ожидает, что народы и все племена по всей земле воспоют песнь новую о великих делах Господа. Может ли это стать реальностью? От псалмопевца эти слова требовали веры и воображения. Но мы знаем, что в Господе Иисусе Христе имя, спасение, слава и великие дела Господа Бога библейской истории ныне возвещаются в народах по всей земле. Псалом указывает направление от истории, предшествовавшей ему, к истории, которая должна была за ним последовать.
Проповедуя по отрывку из Закона, можно показать, что даже в самом Законе (напр., во Втор. 29–30) написано, что Израиль не станет повиноваться Богу – так же, как и мы с вами. Так что, хотя Закон и был дан в качестве «детоводителя» для наставления, он указывает нам сквозь грех и поражения на Господа Иисуса Христа. Закон тоже ведет нас к Христу (мы будем говорить об этом подробнее).
Обетования приближают нас к Христу
Это связующее звено хорошо сочетается с предыдущим. Как мы уже убедились во второй главе, у ветхозаветного путешествия есть не только цель (Иисус Христос), но и назначение (все обещанное Богом в Ветхом Завете и исполненное в Новом). Поэтому нам следует использовать любую возможность, чтобы провести связь между отрывком из Ветхого Завета и этим обещанием. Связь эта может быть прямой, если в самом отрывке содержится обещание или говорится о Божьем замысле. Иногда она бывает косвенной, когда Божье обетование служит своеобразным контекстом для описанных в тексте событий. Вспомните, как Матфей использовал отрывки из Ветхого Завета, прямо или косвенно связанные с Иисусом и исполнившиеся Его пришествием. То же отношение мы находим и в других книгах Нового Завета.
Прямую связь мы наблюдаем в таких отрывках, как Бытие 12; 15; 17, где Бог дает обещание Аврааму (Книга Бытия упоминает об этом пять раз), Израилю в Египте (Исх. 6:6–8), Давиду (2 Цар. 7), а также в отрывках из пророчеств, где говорится о возвращении Израиля из плена. Все они указывают на Христа и повторяются в Новом Завете.
Косвенные связи требуют более тщательного исследования. Вспомните, к примеру, что вся история Израиля как народа – это история Божьего обетования. Израиль существует только благодаря обещанию Бога даровать в нем благословение всем народам. В Гал. 3:8 Павел цитирует Быт. 12:3, называя эти слова «провидением… предвозвестившим» благословение всем народам земли. Теоретически, разбирая любой отрывок из истории Израиля, вы должны помнить о контексте Божьего обетования, несмотря на то что выбранный вами текст, вероятно, поведает о полной неспособности древних израильтян исполнить свое призвание и осуществить Божий замысел. Сама эта неспособность косвенно указывает на Того, Кому надлежало прийти и завершить миссию Израиля в совершенном послушании путем страданий, смерти и воскресения. Бесплодные попытки израильтян исполнить свое предназначение служат косвенным, но весьма выразительным связующим звеном между Ветхим Заветом и Христом.