Полная версия
Слаще мёда. Как проповедовать Ветхий Завет
Ответ на призыв Писания приближает нас к Христу
Наша жизнь – это отклик. То же справедливо и в отношении ветхозаветных израильтян. Жизнь Божьего народа (будь то Ветхий Завет или Новый) – это всегда отклик на слова и дела Бога. Вот почему проповедь Божьего слова из любой части Писания всегда должна быть адресована сердцам и воле слушателей – в поисках отклика. Поэтому, изучая отрывок Писания для проповеди, мы должны задаться вопросом: «Какой отклик должен был последовать на эти слова? Чего ожидал автор от своих читателей или слушателей? Какова была цель этого текста, когда он впервые прозвучал для Божьего народа?» А затем следует задуматься: «А какого отклика я ожидаю от своих слушателей, проповедуя этот отрывок в современном мире – отклика, который бы соответствовал его первоначальной цели?» Недостаточно просто разъяснить смысл текста. Недостаточно даже связать его с Христом. Каждый из нас должен понять: «А что же дальше?» Слово Божье ожидает отклика, и задача проповедника отчасти и заключается в том, чтобы ни у кого не осталось в этом сомнений.
Проповедуя по Ветхому Завету, я часто прихожу к выводу, что отклик, которого ожидает текст, прекрасно вписывается в жизнь христианина. Это не должно нас удивлять, ведь, в итоге, история Ветхого Завета – это часть нашей с вами истории. Во Христе мы тоже потомки Авраама. Мы поклоняемся тому же живому Богу. У нас одна и та же миссия – служить Богу в мире, свидетельствовать о Нем народам земли, жить и следовать по Его пути. Поэтому, когда ветхозаветные Писания обращаются к израильтянам со словами ободрения, благословения, обещания надежды или с заповедями и наставлениями, с упреком, обличением или осуждением, нам стоит прислушаться, зная, что Бог так же говорит с нами.
Разумеется, я должен помнить, что проповедую не древним израильтянам, даже если мой отрывок был первоначально обращен к ним. Я проповедую людям, которые знают Господа Иисуса Христа (если, конечно, проповедь обращена к христианам – а даже если и нет, я все равно благовествую и призываю их откликнуться по вере во Христа). Я проповедую слова, написанные в действии 3, людям, живущим в действии 5, поэтому я не могу игнорировать действие 4. Я должен призвать своих слушателей ответить на призыв Бога так же, как это делал Ветхий Завет, но с учетом всего того, что Он совершил во Христе. Что это значит? Приведу пример.
Пример: отклик на Божью инициативу
Я очень люблю проповедовать по отрывку Исх. 19:1–6. Бог обращается к израильтянам, которых Он привел из Египта к горе Синай. Он объясняет, какими Он хотел бы их видеть – священством, святым народом среди всех прочих. Говорит Он и о том, как этого добиться – соблюдая Божий завет и следуя за Ним. То же самое верно и в отношении христиан. Именно так утверждает Петр в 1 Пет. 2:9-12. Поэтому в проповеди можно исследовать, что значила для Израиля святость (например, сослаться на Лев. 19) и соблюдение Божьего закона, и как это определяло жизнь израильского общества, избранного во свидетельство народам. Их священническая роль заключалась в том, чтобы нести народам познание Бога (подобно тому, как израильские священники наставляли остальной народ в законе Божьем). С их помощью Бог привлекал к Себе другие народы (подобно тому, как священники возвращали народ к Богу посредством жертвоприношений). А затем можно применить все эти размышления к тому, как, благодаря особой (святой) жизни христиан, весь мир должен познать Бога, чтобы все народы обратились и прославили Его (1 Пет. 2:12). Все это очень конкретно, очень практично, легко укладывается в проповедь и не может остаться без ответа.
Но есть один очень важный вопрос. Что прежде всего хотел Бог донести до израильтян в Исх. 19:3? Он подчеркивает свою собственную инициативу в проявлении спасительной благодати в освобождении Израиля из египетского рабства. «Вы видели, что Я сделал», – говорит Бог. И этого никто не мог отрицать. Всего за три месяца до описанных событий они были рабами – страдали от угнетения, эксплуатации и поощряемого государством геноцида. И вот теперь они были свободны. Бог спас их. И на этом основании Бог ожидает их отклика. Спасительная благодать, которую они испытали на себе, должна была побудить их к послушанию Божьему закону.
К чему же все это нас ведет? Все это ведет нас прямо к Христу, к тому самому «исходу Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (как пишет Лука, повествуя о беседе Иисуса с Моисеем и Илией в момент преображения, Лк. 9:31). Таким образом, я провожу связь межу ветхозаветным исходом и Христом-искупителем, используя ее как начало разговора об отклике, которого ожидает этот отрывок – о святости и послушании Богу. Мы тоже призваны к святости и к жизни, которая угодна Богу и приносит Ему хвалу и славу (обратите внимание, что Петр цитирует Исх. 19:3–6 в 1 Пет. 2:9-12). Но, подобно Израилю, мы должны быть послушны в контексте искупительной Божьей благодати. Представьте себе, что Бог указывает нам на крест Христов со словами: «Вы видели, что я сделал. Какой же будет теперь ваша жизнь в ответ на все, что Я совершил для вас?» Наш отклик в данном случае должен быть движим евангелием и сосредоточен на Христе.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Более полное описание этих заветов см. в моей книге Knowing Jesus through the Old Testament (Carlisle: Langham Preaching Resources, 2014); К. Райт, Познавая Иисуса через Ветхий Завет (СПб.; Мирт, 2010).
2
Эту идею и иллюстрирующую ее схему я позаимствовал у Криса Гонсалеса и Тайлера Джонсона, возглавляющих Общество по подготовке пасторов-миссионеров в Финиксе, штат Аризона, США.
3
Гораздо более подробные рассуждения о том, как Ветхий Завет помогает понять Иисуса содержаться в моей книге «Познавая Иисуса через Ветхий Завет» (СПб: Мирт, 2010).
4
Иисус ни разу не использовал слова христианин или христианство. Эти слова появились позднее. Christianoi (что означает «люди, которые не перестают говорить о Христе») было впервые использовано в качестве прозвища последователей Иисуса в Антиохии Сирийской. Слово «христианин» встречается в Новом Завете всего три раза. Чаще употреблялось слово «ученик», т. е. последователь Иисуса, которое встречается более двухсот раз.
5
Полный текст стихотворения можно прочитать здесь: www.askeugen.weordpress.com/2.010/11/2.4/give-me-Jesus/. Важно подчеркнуть, что название главы: «Мне нужен не только Иисус» относится исключительно к проповеди Ветхого Завета и ни в коем случае не содержит критику в адрес Энн Грэм Лотц и ее служений.
6
Если вы участник проповеднического движения Langham в своей стране, вы должны помнить об этом с самого начала. Это один из основных принципов первого уровня. Но не следует думать, что, переходя на новые уровни, мы его перерастаем. Это всегда первое, что мы делаем, изучая текст Писания.
7
Dale R. Davis, Thе Word Весаme Flesh: How to Preach from Old Testament Narrative Texts (Fearn: Christian Focus, 2006), рр. 135–138.
8
Более подробное разъяснение типологии – умения замечать соответствия между Иисусом и реалиями Ветхого Завета – можно найти в моей книге «Познавая Иисуса через Ветхий Завет».
9
Евреи, уверовавшие в Иисуса – Мессию, Господа и Спасителя – (мессианские евреи) нередко предпочитают следовать ветхозаветным законам о пище, на том основании, что это часть их культурного наследия, и они продолжают жить как евреи, поклоняясь Иисусу. Однако для большинства мессианских евреев соблюдение законов о пище – вопрос добровольной солидарности со своим народом, а не обязанность, предписанная законом.
10
Более полно я рассматриваю эту проблему в своей книге «Бог, Которого я не понимаю. Размышления о сложных вопросах» (The God I don't Understand: Reflections on Tough Questions of Faith. [Grand Rapids, MI: Zondervan 2009]). Этот вопрос будет подробнее обсуждаться в главе 14 в связи с псалмами проклятия.