bannerbanner
Слаще мёда. Как проповедовать Ветхий Завет
Слаще мёда. Как проповедовать Ветхий Завет

Полная версия

Слаще мёда. Как проповедовать Ветхий Завет

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 6

В каждом отдельном отрывке могут содержаться и другие подсказки. Постарайтесь не пропустить термины, связанные с заветом, каждый из которых напоминает нам о Божьем обетовании: например, когда в тексте говорится о «вашем Боге» или о «Моем народе». Они указывают на взаимоотношения с Богом, которые мы обретаем по новому завету благодаря Христу. Другим примером могут служить обещания Бога пребывать с человеком или со Своим народом. В итоге Бог пребывает с нами в нашем Еммануиле, Иисусе. Псалмопевцы уповают на Божье избавление, памятуя о Его верности данному обетованию, что, в свою очередь, указывает нам на воплощение этой верности во Христе. Так что всегда ищите в тексте глубинный контекст Божьего обетования, стараясь связать его с исполнением всех обещаний во Христе.

Главное, о чем следует помнить: Библия во всей ее полноте – это история искупления. Иными словами, Бог пообещал спасение и благословение искалеченному грехом человечеству и оскверненному творению. С каждой страницей Ветхого Завета мы убеждаемся в том, что в конце концов Бог исполнит Свое обещание и освободит мир от греха. Новый Завет свидетельствует о том, что Он уже сделал это в Господе Иисусе Христе. Павел очень просто выразил эту мысль, обращаясь к иудеям в синагоге Антиохии Писидийской: «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса» (Деян. 13:32).


Пример: Нав. 1 в контексте обетования Аврааму

Предположим еще раз, что основой для своей проповеди вы избрали Нав. 1. Вот как я однажды начал проповедь по этой главе (в начале серии проповедей по Книге Иисуса Навина). Я обратил внимание слушателей, что в первых трех стихах упоминаются: (а) смерть Моисея; (б) «весь народ сей», т. е. израильтяне, народ Божий и (в) Божье обетование. Затем я попросил их вернуться назад к Втор. 34, где как раз и говорилось о смерти Моисея, Божьем обетовании и Божьем народе. Во Втор. 34:4 упоминается обещание, данное Богом Аврааму. Это немедленно возвращает нас в самое начало – к Книге Бытия. Таким образом, становится очевидно, как Книга Иисуса Навина вписывается в библейскую историю. Она следует сразу за Пятикнижием (Бытие-Второзаконие), поэтому мы должны хорошо разобраться в предшествовавших ей событиях, описанных в этих пяти книгах. Бог сотворил мир совершенным, но человеческий грех и мятеж против Бога лишили его совершенства. И все же в Быт. 12 Бог пообещал Аврааму, что в нем и его потомках обратит проклятие в благословение для всех народов. Еще Бог обещал Аврааму, что даст его потомкам во владение землю, в которую Он его привел. Именно это обещание Бог собирается исполнить в Книге Иисуса Навина. Однако следует помнить, что история Иисуса Навина и земли обетованной остается незавершенной. Это еще один шаг на пути к Христу и к наследию, дарованному в Нем. Земля обетованная символизирует не только все, что у нас уже есть во Христе (Еф. 2:19–25; Евр. 4:1-11; 12:22–24; 1 Пет. 1:4), но и новое небо и землю, новое творение, где Бог будет вечно пребывать со Своим народом (Откр. 21–22). Тем самым я помог слушателям взглянуть на все, что предшествовало моему отрывку и следовало за ним.

Мне понадобилось всего несколько минут в начале проповеди, чтобы высказать эти соображения (и вернуться к ним в конце, чтобы остановиться на применении услышанного в нашей жизни). Поместив главу в более широкий контекст Божьего обетования и Божьего народа в библейском повествовании, я затем сосредоточился на том, что, собственно, сказал Бог Иисусу Навину, и продолжил проповедовать по этим замечательным стихам. Итак, моей целью была проповедь выбранного отрывка, в которой я постарался связать его с Христом в контексте общей истории исполнения Божьего обетования.


Когда во второй части книги мы будем говорить о проповеди на основе пророческих текстов, мы более подробно рассмотрим три горизонта Ветхого Завета. Горизонт 1 – это временной период самого Ветхого Завета, содержание отрывка в контексте его собственной исторической эпохи. Горизонт 2 связан с пришествием Христа и описывается в Евангелиях и Книге Деяний. Горизонт 3 – возвращение Христа и новое творение. Пока достаточно просто помнить о существовании этих трех горизонтов. Изучая ветхозаветный отрывок для проповеди, полезно задаться вопросом: «Как вписывается этот текст в общий контекст того, что Бог обещал в самом начале истории? И куда он указывает по отношению к исполнению Божьего обещания во Христе – на первое Его пришествие или на второе?»

Сходства приближают нас к Христу

«Бог всегда божествует!» Никогда не забуду радостное волнение женщины, которая произнесла эти слова и даже придумала новое слово! Незадолго до этого она стала христианкой и начала ходить в нашу домашнюю группу. Бог зримо действовал в ее жизни, и это наполняло ее сердце восторгом. Он делал для нее то, что делает постоянно и многократно на протяжении всей истории человечества. Бог неизменно последователен в Своих действиях.

Речь идет не том, что Бог повторяется. Просто Его действия характерны для Него. Когда знакомый нам человек делает нечто очень похожее на другие его действия, мы с улыбкой говорим: «Неудивительно!» Или: «Как это похоже на Джона!» Новый поступок типичен для него. Именно этого мы и ожидали. Когда хорошо узнаешь человека, учишься замечать в его поведении определенные образцы и сходства. Моя жена утверждает, что я всегда чищу зубы в одном положении, всегда одинаково накрываю стол к завтраку, и, если бы я мог, я бы всегда носил одну и ту же одежду. Я такой. Это очень типично для меня. Человек привычки.

Бог, конечно, не человек, и у Него нет привычек в обычном смысле этого слова. Но Бог тоже поступает типично для Себя, и те, кто знали Его в библейские времена, научились познавать Его пути. Они замечали, что Он действовал сходно в разных обстоятельствах. Они видели, что Он сделал во время исхода, и знали, что Он может сделать то же для Израиля (вернуть их домой из вражеского плена) или для отдельных людей (страдающих от опасности или несправедливости). Они слышали, как Бог совершил суд над Содомом и Гоморрой, и это стало для них символом других страшных Божьих судов и наказаний. Они помнили, что Бог вырастил целое поколение израильтян в пустыне, и верили, что Он позаботится о нуждающихся, даже если они живут в плену. Знали они и о том, что в пустыне Бог испытывал израильтян, а затем наблюдали то же испытание веры и послушания на более позднем историческом этапе.

Люди, которым посчастливилось встречаться с Иисусом в Новом Завете, ясно видели, что Бог, Которого они так хорошо знали по ветхозаветным писаниям, продолжает «божествовать». Они указывают на значительное сходство между Ветхим Заветом и тем, что Бог совершил в Иисусе Христе. Более того, они использовали Ветхий Завет для объяснения многогранного смысла рождения, жизни, смерти, воскресения и вознесения Христа.

Такого рода объяснения можно еще назвать аналогией – когда мы используем нечто, хорошо нам известное, для разъяснения чего-то нового, если между ними есть сходство. Старое и новое не идентичны, но в них наблюдается некоторое соответствие. В Библии проводятся аналогии между Иисусом Христом и событиями, личностями, институтами, темами и образами Ветхого Завета. Данная таблица предлагает несколько примеров каждой из этих категорий. Их, конечно же, гораздо больше, но этого достаточно, чтобы получить представление. Некоторые из них, я уверен, покажутся вам знакомыми. Но есть и другие, которые вам еще предстоит отыскать, читая и изучая Библию и полезные комментарии[8].

Реалии Ветхого Завета Связь с Христом

События

Сотворение мира – Иисус – Слово Божье, Которым было сотворено все сущее.

Исход – Иисус одержал победу над угнетателями и освободил нас от рабства.

Земля обетованная – Иисус – наше наследие, Он дарует нам покой от врагов.

Помазание Давида на царствование – Иисус – помазанный Мессия Царь, сын Давидов.

Возвращение из Вавилонского плена – Иисус дарует прощение, возвращает нас к Богу, заключившему с нами новый завет.

Личности

Адам – Иисус – совершенный образ и подобие Бога.

Ной – Иисус спасает от Божьего суда.

Авраам – Иисус – пример совершенной веры и послушания.

Мелхиседек и Аарон – Иисус – совершенный первосвященник.

Моисей – Иисус – освободитель Своего народа и посредник нового завета.

Иисус Навин – Иисус – спаситель и вождь Своего народа.

Давид и Соломон – Иисус – помазанный Богом Царь.

Есфирь – Иисус спас Свой народ ценой собственной жизни.

Институты

Пасха – Иисус – жертвенный Агнец, Чья кровь защитила нас от смерти.

Храм, священство, жертвоприношения – В Иисусе мы находим совершенное искупление грехов, прощение и доступ в присутствие Бога.

Юбилейный год – Иисус дарует свободу и обновление угнетенным.

Разумеется, следует быть весьма осторожными в том, как мы используем подобные сходства в своей проповеди. Вот о чем необходимо помнить.


Если, проповедуя по отрывку из Ветхого Завета, вы замечаете аналогию или сравнение с Христом – особенно если новозаветный автор цитирует ваш отрывок из Ветхого Завета, проводя сравнение, конечно, рано или поздно вы захотите рассказать об этом своим слушателями прокомментировать сравнение. Всегда полезно демонстрировать единство Библии и то, как Христос связывает все воедино. Но помните, ваша главная задача – толковать ветхозаветный отрывок в его собственном контексте и проповедовать то, что Бог хочет донести до людей через этот отрывок. Обязательно проведите связь с Христом, но не переходите к Иисусу поспешно, пренебрегая тем, что хотел сказать автор отрывка.


Помните: когда новозаветные авторы цитируют Ветхий Завет, они преследуют вполне определенную цель. Это не означает, что, когда вы проповедуете по тому же ветхозаветному отрывку, ваша трактовка должна ограничиваться тем, как он используется в Новом Завете. Например, упоминание о гласе с небес после крещения Иисуса созвучно трём отрывкам из Ветхого Завета – Ис. 42:1; Пс. 2:7 и Быт. 22:2. Но если один из них лежит в основе вашей проповеди, не стоит говорить: «Речь здесь идет о крещении Иисуса». Подумайте, о чем говорится в каждой из этих глав в изначальном контексте и проповедуйте именно это. Вы можете упомянуть о найденной связи, если это уместно, но ваша проповедь должна отражать выбранный отрывок из Ветхого Завета, а не только события жизни Иисуса. Или вот еще: автор Послания к Евреям и апостол Иаков приводят Раав в качестве примера действенной веры (Евр. 11:31; Иак. 2:25–26). Но если вы проповедуете по Нав. 2 и 6, необходимо отметить не только веру Раав (хотя она, конечно же, одна из главных персонажей этой истории).


Сходство в одном не означает сходства во всем. Ветхозаветные прообразы Христа (см. выше) были грешниками, как и мы с вами, а некоторые из них совершали ужасные преступления. В этом смысле, разумеется, между ними и Христом нет ни малейшего сходства.


Указывайте на сходство в широком смысле, на то, которое упоминается в Новом Завете, и не поддавайтесь искушению искать другие сходства в мелких деталях ветхозаветного текста. Так, скиния была, прежде всего, местом, где Бог обитал среди Своего народа и где приносились жертвоприношения за грехи народа. В этом отношении Новый Завет видит в Иисусе ее истинный прообраз. Христос – «Бог среди нас», Он дарует искупление, очищает от греха и открывает дверь к Богу. Однако некоторые пытаются придать особое значении цветным нитям и драгоценным камням в устройстве скинии, проявляя буйство воображения и отвлекая других от истинного смысла, заложенного в самой Библии.


Пример: история Гофониила


Однажды я проповедовал по отрывку из Суд. 3:7-11, короткой истории о Гофонииле. Это было началом целой серии проповедей по Книге Судей. Мне хотелось показать, что Гофониил служит примером другим судьям. Но также хотел объяснить, почему такие судьи, как он, упоминаются в Евр. 11 как герои веры (несмотря на то, что некоторые из них, подобно Самсону, совершали весьма странные поступки). Вот простое объяснение:

• Гофониил был Божьим избранником (Господь «воздвигнул» его);

• В нем действовал Дух Божий;

• Он стал проводником Божьего спасения – Гофониил навел порядок в Израиле и избавил от врагов;

• Через него Бог даровал Своему народу мир.


В этом отношении Гофониил служит примером лидера, которого Бог призвал и использовал в то время, когда израильтяне проявили веру и послушание. Однако Книга Судей в целом рисует весьма мрачную картину человеческого греха и зла, которым нет конца, и краски на этой картине только сгущаются. Даже самые великие судьи не могли надолго разорвать этот порочный круг. Мысленно возвращая нас к самому началу, Книга Судей указывает на ужасную греховность падшего человечества и предвосхищает уготованное Богом великое решение этой проблемы – Того, Кто пришел раз и навсегда исцелить падший мир от греха.


Итак, я кратко пояснил: Гофониил, несмотря на свою безвестность, в определенном смысле предстает перед нами как слабое отражение Христа. Бог избрал Христа и «воздвигнул» Его, Своего помазанника Мессию. Христос был исполнен Святого Божьего Духа. Он пришел, чтобы спасти Свой народ, избавить его от врагов, не только в Ханаане, но и во всем мире. И, наконец, Христос даровал нам мир – мир с Богом и друг с другом. Я последовал примеру Евр. 11, где в заключение, нас призывают подражать не ветхозаветным героям, а «взирать на Иисуса» (Евр. 12:1–2). В своей проповеди я говорил по большей части о самой истории, особенно в контексте Суд. 2. Я не пытался убедить слушателей, что в Суд. 3 говорится только об Иисусе. В то же время я провел связь между своим отрывком и Христом, отметив сходство того, чем занимались такие судьи, как Гофониил, и подвигом Христа.

Различия приближают нас к Христу

А теперь совсем о другом! Иногда связь между Ветхим Заветом и Христом (или Новым Заветом в общем) можно провести, заметив не сходство, а различие или полную противоположность. Некоторые из них сами бросаются в глаза и известны нам как основные составляющие евангелия. Следующие примеры невозможно обойти вниманием:

• Адам и Ева ослушались Бога и принесли в мир смерть. Христос, последний Адам, был послушен Отцу и даровал нам жизнь.

• В Ветхом Завете грех показан во всех его проявлениях. Христос даровал нам спасение во всех его проявлениях.

• Свой завет с Израилем Бог заключил через Моисея на горе Синай, скрепив его кровью жертвенных животных и призвав Свой народ к послушанию закону. Новый завет был заключен через Христа, скреплен Его жертвенной кровью и призывает к послушанию по вере в силе Святого Духа.

• В Ветхом Завете никто не смел являться в Божье присутствие, кроме первосвященника, входившего в Святое святых раз в год в День искупления. В момент смерти Христа завеса в Храме разорвалась сверху донизу, наглядно показав, что жертва Христа открыла нам путь в Божье присутствие.

• В Ветхом Завете Бог искупил один Израиль, избрав его Своим народом в противоположность всем остальным народам земли. Во Христе Бог дарует искупление всем народам, и язычники становятся частью Божьей семьи.

• События ветхозаветной истории происходят преимущественно в одной земле, обещанной и дарованной одному народу. Христос посылает Своих учеников благовествовать всем народам до края земли (исполняя обещание, данное в Ветхом Завете).


Итак, проповедуя по ветхозаветному отрывку, где говорится о конкретном грехе или ошибке (а таких немало!), можно указать слушателям на спасение, дарованное нам во Христе. Если в тексте упомянуты ограничения, которые, как нам известно, устранил Христос, на это стоит обратить внимание. Если события текста связаны только с Израилем, можно указать на то, что библейское повествование в целом открыто всем народам.

При этом, как и прежде, следует соблюдать осторожность в отношении очевидных различий и противоположностей. Не стоит рисовать мрачную отрицательную картину Ветхого Завета, чтобы заставить евангелие сиять еще ярче. Такое противопоставление ошибочно.

Вот несколько примеров, где действительно наблюдаются важные различия.

Исторические различия

В основе различий и противоположностей между Ветхим и Новым Заветами лежит, прежде всего, историческое движение вперед великой истории Божьего искупления. На всем протяжении этой истории происходит множество изменений. Поэтому то, что Бог считал приемлемым на одном этапе, на другом могло считаться грехом. Однако это не означает, что между Ветхим и Новым Заветами существует противоречие. Скорее можно говорить о развитии, по мере того как Бог открывается миру, продолжая по-разному действовать, спасать, судить и наставлять на протяжении жизни многих поколений.

Существуют значительные различия и противоположности между мной взрослым и мной ребенком. Многое из того, что было хорошо и правильно в те ранние годы, сейчас совершенно неприемлемо. Сейчас я могу себе позволить делать то, чего не мог в детстве, а то, что было позволено тогда, неуместно во взрослой жизни. Но это не значит, что мое взрослое состояние противоречит моему детству или отменяет его как нечто, не имеющее ценности. Ранние годы моей жизни были важным временем учебы и роста, необходимых для подготовки к взрослой жизни. Они – неотъемлемая часть единой истории моей жизни до сих пор.

Вот почему так важно дать людям понять, что Библия – единая и непрерывная история (похожая на историю жизни, только гораздо длиннее!) Стоит вспомнить символы, о которых мы говорили во второй главе. Разумеется, то, о чем мы читаем в третьем действии, отличается от нашей жизни в пятом. Однако так происходит именно потому, что это лишь этапы длинного пути. Живой Бог истории не делает все одновременно и не открывает нам все и сразу.

Богословские различия

Между третьим и пятым находится, конечно же, четвертое действие – евангельские истории об Иисусе Христе. Именно в Нем кроется главное различие. Все, что Бог обещал в Ветхом Завете, исполнилось или исполнится во Христе. Многое из того, что было как-то связано с первоначальным ветхозаветным обетованием, изменилось с пришествием Христа. Это Он все изменил, Его слова и дела лежат в основе контраста между Ветхим Заветом и Новым.

Поэтому каждый раз, когда мы замечаем изменения, произошедшие в сравнении с Ветхим Заветом, ветхозаветные заповеди, утратившие свою актуальность в наше время, или резкий контраст между тем, что было заповедано или позволено израильтянам, и тем, как надлежит вести себя христианам – мы должны задаться важным вопросом: «Каким образом Христос (Его личность и Его дела) стал причиной этого различия или контраста?»

Не следует, пожав плечами, отмахиваться: «Все это было давным-давно, в Ветхом Завете, и не имеет к нам никакого отношения, так что забудем об этом». Наша задача – найти библейские и богословские причины перемен. Рассмотрим несколько примеров, начиная с самого знакомого и очевидного.


Пример: ветхозаветные жертвоприношения

Берем ли мы с собой, идя на поклонение, ягненка, чтобы, исповедав над ним наши грехи, священник принес его в жертву, окропив кровью алтарь? Конечно, нет. Однако на протяжении столетий ветхозаветные израильтяне поступали именно так. Этого требуют законы Ветхого Завета, которые мы не соблюдаем. В чем же причина? Ответ нам хорошо известен, поскольку в Новом Завете этот контраст прописан четко и ясно во многих местах, но особенно в Послании к Евреям. На кресте Иисус принес главную жертву и понес наши грехи в Своем теле. Его кровь стала совершенным искуплением грехов всего мира. Христос открыл нам путь в Божье присутствие, и нам больше не нужен храм, алтарь и священники с их жертвами. Христос и есть наш храм, место, где Бог пребывает с нами. Поэтому резкий контраст между тем, что было заповедано древним израильтянами и запрещено нам, объясняется тем, что совершил Христос. Итак, проповедуя о ветхозаветных жертвоприношениях, мы обязательно должны показать, что они подготовили путь для жертвы Христа и помогли нам понять ее смысл.


Пример: чистая и нечистая пища

Тогда как же насчет пищи? Следует ли христианам тщательно избегать всего, что в Книге Левит объявлено нечистым (в частности, свинины), и никогда не смешивать молочные и мясные продукты? Большинству из нас и в голову не приходит задуматься о ветхозаветных различиях между чистой и нечистой пищей[9]. А почему нет? Многие, вероятно, ответят: «Потому что это Ветхий Завет». Но этого явно недостаточно. Заповедь «Не прелюбодействуй!» тоже находится в Ветхом Завете, однако никто не станет утверждать, что она не имеет к нам отношения. Правильнее задаться вопросом: «Что изменило пришествие Христа, и почему возник столь резкий контраст?»

Для ответа на этот вопрос придется сначала задать еще один: «Почему изначально возникло разделение на чистую и нечистую пищу?» Ответ содержится в Лев. 20:25–26. Это символичное деление постоянно напоминало Израилю о том, что Бог отделил Свой избранный народ завета от всех остальных народов. В те времена каждый раз, готовя пищу, израильтяне вспоминали, что призваны отличаться от окружавших народов. В Ветхом Завете разделение между иудеями и язычниками имело основополагающее значение в реализации Божьего замысла, поскольку спасение мира должно было прийти через Израиль.

Но Христос, Мессия Израиля, даровал спасение всему миру, исполнив обещание, данное Аврааму. Посему во Христе различие между иудеями и язычниками было стерто. Как пишет Павле, из двух Бог образовал новое человечество (Гал. 3; Еф. 2–3). И поскольку ветхозаветное деление на иудеев и язычников упразднилось во Христе, закон, который его символизировал, тоже был упразднен. Именно это Бог показал Петру в видении, прежде чем направить его в дом язычника Корнилия с проповедью евангелия (Деян. 10).


Пример: насилие, месть и проклятия

Здесь задача потруднее. Один из самых значительных контрастов, которые мы наблюдаем между Ветхим и Новым Заветами, заключается в том, что в первом много говорится о насилии, мести и всевозможных проклятиях, тогда как в последнем все это строго запрещено. Это так, однако и здесь не стоит поспешно отказываться от Ветхого Завета[10].

Прежде всего следует вспомнить, что в третьем действии библейского повествования речь идет о земле и народе Израиля, который, даже заключив завет с Богом, оставался грешным и жил в падшем мире в окружении народов, для которых войны были делом столь же обычным, как и сейчас. Бог не спасал мир, восседая высоко на небесах. Он стал участником событий, происходивших в реальном мире, а реальный мир – место не из приятных. Авторы Ветхого Завета не пытаются приукрасить историю, они показывают все в истинном свете.

А что изменило пришествие Христа? Христос одержал окончательную победу над грехом и злом, взяв их на Себя на кресте. Во Христе Божий народ – не просто отдельная нация, которая сражается за свою землю, а многонациональное сообщество, не знающее границ. Церковь не имеет пределов, и Князь мира призывает нас нести мир и согласие, а не разжигать захватнические войны.

Кроме того, мы должны помнить, что израильтяне верили в Божью справедливость. Бог неоднократно повторял, что однажды смирит жестоких угнетателей и дарует помощь и избавление несчастными обездоленным. Израиль стал свидетелем этого во время исхода из Египта и еще не раз после. Поэтому молитвы об отмщении и проклятии врагов следует рассматривать в этом контексте. Они взывали к Богу с просьбой совершить то, что Он и Сам обещал сделать с грешниками – только как можно скорее.

А что изменило пришествие Христа? Он принял на Себя главное проклятие и понес всю тяжесть справедливого приговора, предназначенного Богом для нас. И хотя Он по-прежнему призывает нас жаждать справедливости, когда Божья воля восторжествует на земле, так же как на небесах, но теперь наш путь – это путь креста, путь страданий и всепрощающей любви. Мы призваны благословлять, а не проклинать; отказаться от мести, побеждая зло добром; прощать, как Бог во Христе простил нас.


Итак, проповедуя Ветхий Завет, мы должны наглядно показывать, где и как евангелие и жизнь Христа стали причиной различий и контрастов, подобных тем, о которых говорилось выше. Однако делать это следует, не отрицая и не умаляя значение Ветхого Завета. Наша задача – объяснить, что Христос изменил течение истории, и теперь наша жизнь – это отклик на все, что Он делал и чему учил в четвертом действии библейской драмы.

На страницу:
5 из 6