bannerbanner
Слаще мёда. Как проповедовать Ветхий Завет
Слаще мёда. Как проповедовать Ветхий Завет

Полная версия

Слаще мёда. Как проповедовать Ветхий Завет

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 6

Сын Человеческий, восседающий на небесах, царствует с Богом. Неудивительно, что, когда Иисус на суде назвал Себя Сыном Человеческим, первосвященники немедленно обвинили Его в богохульстве (Мк. 14:62–63). Дело в том, что и Сам Иисус, и Его судьи понимали, откуда взято это выражение и его значение. Поэтому, желая узнать, Кем считал Себя Иисус, мы должны познакомиться с отрывками, которые Он Сам использовал для ответа на этот вопрос.

Считал ли Иисус Себя Богом? Он, конечно, не делал заявлений типа: «Всем привет, я Бог». За это Его немедленно побили бы камнями. Вообще-то Он почти произнес эти слова, когда назвал Себя именем Бога, открывшемся Израилю перед исходом из Египта – «Я есмь Сущий» – Он заявил иудейским правителям: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь». Тогда они действительно хотели побить Его камнями за святотатство (Ин. 8:58–59). Однако такое случалось изредка. Гораздо чаще Иисус говорил и делал то, что, по свидетельству Ветхого Завета, мог говорить и делать только Бог, предоставляя людям делать свои собственные выводы. Например,

• Бог сказал, что, прежде чем посетить Свой народ, Он пошлет к ним Илию (Мал. 3:1; 4:5). Иисус называл Илией Иоанна Крестителя, который должен был подготовить путь Господу. Но если Иоанн и был Илией, а Иисус пришел после Иоанна, то Кем же был Иисус (Мф. 11:11–15; 17:10–13)?

• Бог обещал, что с Его пришествием слепые прозреют, глухие услышат, а хромые встанут на ноги (Ис. 35:4–6). Когда ученики Иоанна спросили Иисуса, Тот ли Он, Кому надлежало прийти, Он ответил: «Оглянитесь вокруг. Что происходит? Кто перед вами?» (Мф. 11:1–6).

• Иисус говорил некоторым людям, что их грехи прощены. Окружающие задавались вполне логичным вопросом: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мф. 9:1–7; Лк. 7:36–50). Так Кем же называл Себя Иисус?

• Иисус говорил, что изгоняет бесов «перстом Божиим» в доказательство того, что Царство Божье приблизилось к людям в Самом Иисусе и Его деяниях (Мф. 12:28; Лк. 11:20).

• После воскресения Он сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). В Ветхом Завете так говорил о Себе Яхве, Господь Бог Израилев (Втор. 4:39), Иисус же относил эти слова к Себе.

Так можно продолжать бесконечно. Кем был Иисус? Постарайтесь вспомнить все имена и титулы. Господь, Христос, Мессия, спаситель, искупитель, царь, пророк, великий первосвященник, Сын Божий, Сын Человеческий, Сын Давидов, агнец Божий, пастырь добрый, князь мира, Еммануил… Все это и гораздо больше можно найти в Ветхом Завете. И это не пустые слова, как те возвышенные титулы, которыми любят награждать себя современные гордецы, восседающие на троне или в президентском кресле. Они отражают разные стороны служения и миссии Иисуса. Так что, если мы хотим понимать и объяснять личность и поступки Иисуса с помощью этих слов, необходимо сначала разобраться, что именно они означают в Ветхом Завете.

Итак, даже для того, чтобы вникнуть в смысл разговоров о божественной и человеческой природах Иисуса, нам необходим Ветхий Завет. Ведь именно в нем нам открывается Бог, ставший человеком и обитавший с нами в облике Иисуса из Назарета.

Зачем пришел Иисус?

Пришел ли Иисус, чтобы создать новую религию? Так думают многие, не правда ли? Вопрос: Кто был основателем христианства? Ответ: Иисус. Создается впечатление, что в один прекрасный день Иисус пришел и сказал: «Друзья мои, мы слишком долго исповедовали иудаизм, с ним явно что-то не так. Я придумал для вас новую религию. Следуйте все за Мной и становитесь христианами»[4]. Конечно же, Он этого не делал. Более того, людям, которые думали, что Он пришел отменить Закон и пророков (основные положения израильского вероучения), Он сказал: «Вы не правы! Я пришел не отменить, а исполнить их».

Иисус знал, в контексте какой истории Он живет – великой истории Израиля на страницах Ветхого Завета – и какое в ней содержится обещание. Он знал, что пришел исполнить это обещание и совершить для всего мира то, что Бог обещал сделать через Израиль. Иисус пришел завершить историю, которая началась в Ветхом Завете.

Вернемся к символическим обозначениям частей библейского повествования во второй главе. Упрощенный вариант ветхозаветной части истории (действия 1–3) выглядит следующим образом:

• Бог создал совершенный мир и человеческих существ по Своему образу и подобию, чтобы мы любили Его и поклонялись Ему, пользовались Его творением и заботились о нем, и, наконец, чтобы мы любили друг друга.

• Мы не послушались Бога и восстали против Него, чем навлекли на себя осуждение и смерть, положили начало вражде и распрям между народами и разрушению Божьего творения.

• Бог призвал Авраама, пообещав ему обратить проклятие в благословение для всех народов через его потомков, народ Израиля.

• Но будучи грешниками, как и все остальные народы, израильтяне, призванные быть проводниками Божьего исцеления, сами были заражены грехом. Оказалось, что Израиль нуждается в спасении не меньше, чем все прочие народы.

• Однако Бог не отменил Своего обещания. Ветхий Завет указывает на Того, Кому предстояло завершить порученную Израилю миссию, взять на Себя грехи Израиля и всего мира и донести благую весть о Божьем спасении до всех концов земли. За этим и пришел Христос.


Итак, Иисус, израильский Мессия, пришел, чтобы исполнить то что не удалось сделать Израилю, и осуществить обещанное Богом всем народам. Он возвестил благую весть о начале Божьего царствования. Именно это Иисус называл «благой вестью [Евангелием] Царства». Он призывал людей покаяться и поверить этой вести, доверяя и следуя за Самим Иисусом – Царем.

Израильтяне читали о Царстве Божьем в Псалмах и пророческих писаниях. Они с нетерпением ожидали пришествия и начала царствования Бога на земле. Так они представляли себе век грядущий, новую мессианскую эру. Иисус и Иоанн Креститель объявили, что их мечты, наконец, стали реальностью. «Время пришло! Приблизилось Царство Божье!» Это значит, что Бог пришел в мир в лице Самого Иисуса. Бог исправляет все, что пошло не так после грехопадения. Бог сокрушает сатану, о чем свидетельствуют чудеса, совершаемые Иисусом. В Иисусе Бог дарует спасение миру (самое Его имя означает «Господь – спасение»).

Но Бог делал все это не так, как надеялись некоторые. Царство Божье не насаждалось военной силой, вопреки ожиданиям тех, кому не терпелось избавиться от власти Рима. Царство Божье не утверждалось насаждаемой насилием праведностью, как мечтали фарисеи (праведности в их собственном определении). Бог хотел того же, чего хотел Иисус. Вернее, Иисус поступал так, как было необходимо для исполнения Божьего обещания даровать людям благословение и спасение в Своем Царстве. Именно для этого и пришел Иисус.

Иисус был неизменно верен и послушен Богу (тогда как Израиль часто выбирал путь непослушания и противостояния). Как и Израиль, Иисус прошел испытание в пустыне (сорок дней за сорок лет их странствий), но, в отличие от Израиля, Он доверял и повиновался Богу Отцу. Он был послушен даже до смерти. Когда Иисус умер на кресте, Бог в лице Своего Сына подверг Себя осуждению за грех – не только Израиля, но и всего человечества. Своим распятием и воскресением Христос победил грех, сатану и все злые силы. Вот почему, умирая на кресте, Он воскликнул: «Свершилось!»

После воскресения Иисус сказал ученикам, что путь открыт, и они могут идти и проповедовать всем народам покаяние и прощение грехов во имя Его, потому что «так написано». Иными словами, Ветхий Завет предвозвестил не только мессианский подвиг Иисуса во время Его земной жизни – Его смерть и воскресение – но и то, что Иисус продолжает делать через служение Церкви (Лк. 24:45–47; Деян. 1:1). Итак, Иисус призывает нас читать и вникать в смысл ветхозаветных писаний (как призвал и Своих учеников) в том, что касается Мессии и Его деяний, а также в том, что касается миссии, которая поведет нас даже до края земли.

Сколь велико Евангелие?

Таким образом, Ветхий Завет необходим для правильного и полного понимания не только личности Иисуса (в Его собственном представлении), но и всех Его свершений. Это особенно важно, потому что в противном случае все библейское повествование сводится к чистому индивидуализму.

Очень легко свести всю Библию к чему-то вроде следующего:

• Я знаю, что я грешник.

• Но я верю, что Иисус умер за мои грехи.

• Чтобы Бог простил меня и после смерти взял меня на небеса.


В этом случае вы вполне обойдетесь без Ветхого Завета (кроме, быть может, истории о грехопадении и нескольких стихов о грехе). Да и большая часть Нового Завета вам тоже не нужна. Достаточно лишь истории о смерти Иисуса с кратким комментарием Павла. Быть может, поэтому некоторые пасторы проповедуют, исключительно основываясь на этих нескольких стихах. Они никогда не видели полной картины, не слышали всю историю. И потому они никогда не проповедуют остальную часть Библии.

Разумеется, эти три пункта вполне правдивы, и я тоже в них верю! Но Библия открывает нам гораздо больше. Грех вовсе не личное дело каждого отдельного человека, равно как и спасение. В Библии рассказывается о великом замысле Бога возродить Свое творение во Христе, примирить разобщенные народы и даровать спасение, восполнив каждую нужду и потерю человека и природы. Такова главная библейская история спасения. Именно так представлял себе спасение апостол Павел. Оно предназначено для всего творения, всей Церкви и для каждого отдельного верующего (в таком порядке они перечислены в Кол. 1:15–23).

Рассмотрим этот вопрос под другим углом. Какую проблему решил Бог через смерть и воскресение Иисуса? Некоторые христиане рассуждают (проповедуют и поют) так, словно единственная проблема заключается «во мне и моем грехе». Вне всякого сомнения, эта проблема вполне реальна. Без Христа я осужден и приговорен, лишен надежды и вечности с Богом. Благодаря Христу, умершему вместо меня, я знаю, что Бог прощает меня, и могу быть уверен в своем вечном спасении. Какая хорошая новость! Я ей верю! Но если это все, значит, наше восприятие Евангелия весьма эгоистично. Речь идет только обо мне, моем грехе и спасении. Но в таком случае Евангелие выглядит куда ущербнее, чем сама Библия. Странно и совершенно неправильно относиться эгоистично к Евангелию – великому Божьему замыслу для всего творения.

Что мы находим, когда возвращаемся к самому началу библейской истории? Вспомните шесть действий великой библейской драмы. Библия начинается с сотворения мира. Человек живет на земле, куда поместил нас Бог (действие первое). Но когда Адам и Ева ослушались Бога (действие второе), последствия их поступка сказались не только на их личных взаимоотношениях с Богом (как если бы единственной проблемой были эти два грешника, нуждающиеся в прощении). Пострадало само творение. «Проклята земля за тебя» (Быт. 3:17). Все творение было задето грехом и злом, о чем ясно говорит Павел (Рим. 8:18–22). Затем история показывает, как грех испортил отношения между людьми – в браке, в семье, в обществе, на поколения и поколения вперед. И, наконец, человеческий грех и самонадеянность оказались причиной того, что Бог разделил народы и рассеял их по всей земле (Быт. 11).

Итак, подводя итог Быт. 3-11, мы приходим к выводу, что стоящая перед Богом проблема не ограничивается отдельными грешниками, которые нуждаются в спасении от суда и смерти. Речь идет о целых семьях, культурах и народах, разобщенных и враждующих друг с другом и сама земля стонет под гнетом греха и зла. Все это делает нас виновными в глазах Бога, достойными самого тяжкого наказания. Это всеобъемлющая проблема! И поэтому Евангелие вбирает в себя гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд!

С чего начинается Евангелие? Я не раз задавал этот вопрос своим индийским студентам, и кто-нибудь всегда отвечал: «С Евангелия от Матфея». Тогда я говорил: «Ошибаетесь! Евангелие начинается с Книги Бытия!» Так говорит Павел. Прочитайте Гал. 3:8. Это правда. Всеобъемлющее Божье Евангелие начинается в Быт. 12, в начале третьего действия библейского повествования. Оно началось, когда Бог призвал Авраама и пообещал благословение – не только лично для него, но и для всех народов земли. Бог думал не только об отдельных людях, но и о целых народах, обо всей Земле. Такова благая весть библейского Евангелия, и Ветхий Завет необходим, чтобы подготовить нас к пониманию этой истины. Тогда мы сможем оценить поистине славный вселенский размах того, что совершил Бог в смерти и воскресении Иисуса Христа.

А чем заканчивается евангелие (если такой вопрос уместен)? Великая библейская драма приводит нас к шестому действию, где благая весть о великом Божьем замысле спасения завершается торжественным победным финалом – миссия выполнена. В Откровении 21–22 мы находим множество отголосков Быт. 3-11. Определенное Богом окончательное решение вполне соответствует самой проблеме.

Вспомните об ужасных последствиях греха, описанных в Быт. 3-11 (второе действие). А теперь представьте себе удивительную картину жизни в новом творении (шестое действие).

Последствия греха – Новое творение

Земля проклята – Проклятия больше нет.

За свой грех мы приговорены к смерти – Смерти больше нет.

Мы были изгнаны из Божьего присутствия – Бог будет обитать с нами на новом небе и новой земле, в едином Божьем граде.

Нам был закрыт путь к древу жизни – Древо жизни будет расти у живой воды в городе-саде.

Человеческая жизнь наполнилась насилием, страданиями и слезами. – Больше не будет слез, скорби и боли, потому что не будет греха, безнравственности, обмана и угнетения.

Народы разделены смятением, раздорами и враждой. – Люди из всех племен, народов и языков будут в единстве поклоняться Богу. «Листья дерева – для исцеления народов» (иными словами, вечную жизнь обретут не только отдельные люди, но целые человеческие культуры и народы, примирившиеся между собой).

Библейская история спасения и искупления – третье действие (ветхозаветное обетование), четвертое (Евангелие) и пятое (миссионерское служение церкви) – заполняет собой пробел между великим мятежом (второе действие) и великим возрождением (шестое действие). Однажды постигнув всю историю, мы уже не сможем видеть в Евангелии исключительно решение своей личной проблемы греха и способ попасть в рай. Мы начинаем понимать, что мое личное спасение, как бы драгоценно оно ни было, всего лишь часть большого Божьего замысла, который включает в себя исцеление народов и примирение всего Божьего творения со своим Создателем.

Вот зачем приходил Христос. Вот чему послужили Его смерть и воскресение. Вот что содержали в себе Его победные последние слова, прозвучавшие с креста: «Свершилось!» Так что же свершилось? Все, обещанное Богом в ветхозаветных писаниях.

Позвольте задать вам вопрос: вы проповедуете Евангелие? Скорее всего, вы тут же ответите: «Да!» Но в свете только что прочитанного можно ли сказать, что вы проповедуете его во всей полноте, проповедуете благую весть в библейском смысле этого понятия? Или вы ограничили Евангелие рамками спасения отдельных людей? И, если вы честно признаете последнее, прежде всего позвольте сказать, что вы не одиноки – так поступают очень многие проповедники. Но готовы ли вы меняться? Согласитесь ли вы, что такие ограничения оскорбляют Бога? В итоге они умаляют размах и значимость всего, что Иисус совершил на кресте и возвестил силой Своего воскресения. Я убежден, что мы все хотим проповедовать истину и хранить верность Божьему слову. К сожалению, чистым Евангелием слишком часто именуется ущербное Евангелие, несущее в себе лишь малую часть славного библейского послания.

Мы начали эту главу с размышлений о путешествии, как пасторы, проделавшие путь из Гуаякиля в Кито. Читая Ветхий Завет, не забывайте смотреть на цель. Он ведет к Иисусу. Вот почему Ветхий. Завет необходим для понимания Самого Иисуса и цели Его пришествия – всему, что Он успел совершить за Свою земную жизнь, описанную в Евангелии. Мы читаем Ветхий Завет в ожидании Иисуса. Надеюсь, что эта глава помогла вам понять, как именно это происходит и как это важно для правильного библейского понимания Иисуса.

Но достигнув цели своего пути, можно оглянуться назад. С пользой проводя время на семинаре в Кито, пасторы наверняка вспоминали свой долгий путь туда. Хочется надеяться, что они не сожалели позднее о своем решении! Они могли бы начертить карту своего путешествия и указать каждую остановку на пути, который в итоге привел их в Кито. Их путешествие, складываясь из многих этапов, привело их к цели. То же самое и с Ветхим Заветом.

Они могли бы также собрать все, что услышали, свои заметки и книги, полученные на семинаре (и, конечно, общую фотографию!), и сравнить все это обилие материалов с тем первым письмом-приглашением. В письме содержалось обещание того, что будет происходить, когда они приедут в Кито. Они приехали с верой, что оно будет исполнено, и так и было. Мне хотелось бы думать, что исполнение обещания (семинар в Кито и полученные ими материалы) превзошло все их ожидания. Тогда они могут вспоминать свое долгое путешествие в свете благословения, дарованного им в конце пути.

Точно так же из Нового Завета мы узнаем, что Иисус исполнил ветхозаветное обещание – исполнил удивительно, превзойдя все ожидания героев Ветхого Завета. Они верили в Божье обетование, и, хотя многие из них не увидели его исполнение своими глазами Бог сдержал обещание (именно об этом говорится в Евр. 11). Посему оглядываясь на ветхозаветное путешествие, мы видим его в свете того, что произошло в самом конце.

Следовательно, читая Ветхий Завет и готовясь проповедовать его, необходимо сосредоточиться на следующем. Прежде всего представим себе, что мы «сидим в тексте» совсем как те пасторы в своем автобусе, глядя вперед в ожидании цели – пришествия Христа. Стоит также оглянуться на события прошлого (начиная с действия третьего) в свете того, что произошло в конце пути – в свете пришествия Христа и всей полноты евангельской истории в четвертом действии. Мы читаем и проповедуем о них как верующие христиане для верующих христиан, живущих в действии пятом. Поэтому наша задача – связать Ветхий Завет с Иисусом Христом. Или, как иногда говорят, мы должны проповедовать Христа, опираясь на Ветхий Завет.

В следующих двух главах мы подумаем о том, как лучше всего достигнуть этой цели и чего при этом не следует делать.

Вопросы и задания

Обсудите свои ответы на вопросы, прозвучавшие выше, в абзаце, который начинается словами: «Позвольте задать вам вопрос». Постарайтесь ответить честно! Какие шаги вы могли бы предпринять, чтобы отразить всю полноту Евангелия в своей проповеди?


Перечислите несколько имен и титулов, которые обычно ассоциируются с Иисусом. Где они находятся в Ветхом Завете? Что они говорят о Самом Иисусе и о цели Его пришествия?


Подготовьте проповедь о крещении Иисуса, сделав особый акцент на словах Бога Отца в Мф. 3:16–17. Покажите, что Бог цитирует отрывки из Ветхого Завета, и используйте их в качестве объяснения того, Кем на самом деле был Иисус и зачем Он приходил в мир.

Глава 4. Не только Иисус

Дочь Билли Грэма, Энн Грэм Лоц, – талантливый евангелист и проповедник. После особенно сложного периода своей жизни она написала стихотворение и книгу с одним одноименным названием: «Мне нужен только Иисус». Каждая строфа этого замечательного стихотворения по-своему описывает Иисуса, заканчиваясь словами: «Мне нужен только Иисус»[5]. Многие из проведенных ею семинаров и евангелизационных конференций были посвящены той же теме. Смысл этих слов, конечно же, в том, что присутствия нашего Господа Иисуса Христа достаточно, с чем бы нам ни пришлось столкнуться. В Нем наше спасение, Он наш источник благодати, благословений и силы, которую Бог дает нам для жизни на земле и в новом творении.

Эта фраза прекрасно отражает способность Христа дать нам все необходимое для жизни и заботы о других. Но, когда речь заходит о проповеди по Ветхому Завету, боюсь, что этого недостаточно. Проповеднику не следует думать, будто сидящие перед ним слушатели повторяют про себя: «Нам нужен только Иисус». Проповедовать по Ветхому Завету значит нечто большее, чем говорить об Иисусе, хотя, в итоге, ваша проповедь должна вести людей к Иисусу.

Однажды я получил рекламную брошюру о конференции, где я должен был выступать с докладом о ветхозаветных основаниях христианской миссии. В конце брошюры авторы торжествующе заявляли: «…самое лучшее в Ветхом Завете то, что его главная тема – Иисус!» Они пытались пробудить у участников интерес к конференции. Но я бы не подписался под этими словами. Ведь все далеко не так просто.

Быть может, после прочтения последних двух глав вы склонны согласиться с организаторами той конференции. Я действительно сделал большой упор на необходимости трактовки Ветхого Завета в свете Христа (Ветхий Завет подобен путешествию, которое ведет к Христу и возвещает исполненное им обетование). Следовательно, вы могли подумать: «Ветхий Завет? Да там только об Иисусе и говорится».

Боюсь, вы могли понять меня превратно.

В предыдущих главах я не пытался сказать, что в Ветхом Завете говорится только об Иисусе. Он всего лишь путь, ведущий к Иисусу. Все в нем указывает на Христа, но не все говорит о Христе.

Вспомните еще раз пасторов и их путешествие из Гуаякиля в Кито на автобусе. Да, они направлялись в Кито. Да, город Кито был конечной целью их путешествия. Да, они наверняка думали и говорили о том, что ожидало их по прибытии в Кито, ведь именно ради этого они затеяли свое путешествие. Однако это не значит, что каждый раз, выглядывая из окна автобуса, они видели только Кито. Перед их глазами был пейзаж, окружавший их по дороге в Кито. Возможно, они даже видели знаки с надписью типа: «Кито 150 км». Но и тогда это был всего лишь знак, а не сам Кито. Он лишь служил доказательством, что они движутся в правильном направлении. Поэтому, будь с ними ребенок, нетерпеливо повторявший: «Мы уже приехали?», он слышал бы в ответ: «Нет еще. Потерпи! Скоро мы будем в Кито».

Быть на пути в Кито не то же самое, что быть в самом Кито. Точно так же, сказать, что Ветхий Завет ведет к Христу, не означает, что в нем говорится только о Христе.

Как же это сказывается на нашей проповеди по Ветхому Завету? Значит ли это, что, несмотря на все сказанное ранее, о Христе нельзя проповедовать, опираясь на Ветхий Завет? Совсем нет. В пятой главе мы будем говорить о том, что, несомненно, можно и должно проповедовать Христа, опираясь на ветхозаветные писания. Я постараюсь объяснить, как делать это разумно и с пользой. Но прежде следует дать несколько важных предостережений.

К сожалению, некоторые проповедники полагают, что какой бы библейский отрывок они ни избрали для проповеди, она должна быть об Иисусе. Они воспринимают Библию слишком упрощенно, как будто в каждом стихе Ветхого Завета действительно прямо говорится об Иисусе. При этом они ссылаются на общеизвестную истину – центральное место в Библии отведено Иисусу Христу, и она постоянно и самыми разными способами свидетельствует о Нем. Их проповедь может показаться умной и глубокой, однако попытки заставить Ветхий Завет говорить только об Иисусе может привести к следующим нежелательным последствиям.

Пренебрежение первоначальным смыслом текста

Каково основное экзегетическое правило – первое, на что мы должны обратить внимание при чтении и толковании библейских текстов? Необходимо задаться вопросом: «Что означал этот отрывок для тех людей, которым он был изначально адресован? Что автор этих строк хотел сказать своим читателям?» Иными словами, мы прилагаем все усилия, чтобы понять текст в его первоначальном контексте, прежде чем пытаться ответить на другие вопросы или искать способы его применения в жизни[6].

Если же мы подходим к отрывку из Ветхого Завета с мыслью о том, что в нем наверняка говорится об Иисусе, мы попросту закрываем глаза на первоначальный замысел автора. Более того, мы лишаем его права голоса, навязывая ему собственную мысль, поскольку уверены, что в тексте может говориться только об Иисусе. С Библией так нельзя!

Однажды я слышал проповедь по Книге Амоса (Ам. 5:24): «Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток!» Проповедник сказал несколько слов об Амосе, а затем вдруг заявил: «Единственная доступная нам праведность – это праведность Иисуса Христа». Далее он перешел к обсуждению темы праведности по вере. С таким же успехом он мог бы проповедовать по Посланию к Римлянам. Разумеется, все сказанное им было правдой. Но его слова не имели ничего общего с Книгой Амоса. Хуже того, проповедник исказил смысл Писания. Он заглушил все то, что на самом деле хотел сказать пророк о необходимости поступать справедливо, положить конец эксплуатации, обману и угнетению.

На страницу:
3 из 6