bannerbanner
Слаще мёда. Как проповедовать Ветхий Завет
Слаще мёда. Как проповедовать Ветхий Завет

Полная версия

Слаще мёда. Как проповедовать Ветхий Завет

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 6

Вернемся к первым двум главам Евангелия от Матфея. Евангелист повествует о пяти событиях, связанных с рождением и детством Иисуса, и каждый рассказ сопровождается ссылкой на отрывок из Ветхого Завета, который исполнился благодаря этому событию. В таблице ниже они следуют одно за другим. Прочитайте стихи из Евангелия и соответствующие им отрывки из Ветхого Завета.

Матфея Событие Исполнение

1:22–23 – Предсказание Его рождения и имени – Ис. 7:14

2:5–6 – Рождение в Вифлееме – Мих. 5:2-4

2:14–15 – Бегство в Египет – Ос. 11:1

2:16–18 – Побиение младенцев в Вифлееме – Иер. 31:15

2:23 – Детство в Назарете —? источник не определен

Зачем Матфей это делает? Во-первых, ясно, что он не просто цитирует предсказания.


Только один из ветхозаветных отрывков представляет собой точное предсказание, исполнившееся в Иисусе. Речь идет о стихах из Книги Михея о рождении будущего царя Израиля в Вифлееме.


Исаия передает царю Ахазу знамение, возвещавшее скорое рождение младенца, которого нарекут Еммануилом (что значит «Бог с нами»), и поражение врагов, угрожавших Иудее (Израиля и Сирии). Матфей видит более глубокую мессианскую значимость этого имени (Еммануил), а также того факта, что дева, родившая Иисуса, была девственницей. Это нельзя считать исполнившимся предсказанием, поскольку в данном случае сына Марии назвали не Еммануилом, а Иисусом. Здесь важно значение слова Еммануил, ведь пришествие Иисуса действительно показало, что Бог с нами.


Осия и вовсе не пытался ничего предсказывать. Он лишь вспоминал о том, как Бог когда-то вывел Израиль из Египта.


Иеремия говорил об иудеях, направлявшихся в плену в 587 г. до н. э. Проходя мимо могилы Рахили, они представляли, как она (даже будучи в могиле) плачет и сокрушается о своих многострадальных потомках. Однако уже в следующем стихе Иеремия призывает Рахиль осушить слезы, ибо дети ее вернутся. Плену придет конец.


Последний евангельский отрывок – своего рода загадка, поскольку нигде в Ветхом Завете буквально не сказано: «Он Назореем наречется».


Так зачем же Матфей цитирует отрывки, большая часть которых не содержит в себе предсказаний? Очевидно, он хотел показать нам: что даже в детстве Иисуса были события, явно напоминающие ветхозаветные писания. Для него весь Ветхий Завет – одно великое Божье обетование. В нем говорится о верности Бога Своему народу (а через Израиль и всему миру). Даже у младенца Иисуса был Свой исход – отголосок исхода Израиля из Египта. Пришествие Иисуса ознаменовало конец плена (утешение Рахили). Но самое главное – в Иисусе Бог пришел, чтобы поистине быть с нами. Ветхий Завет возвещает обетование, исполнившееся в Иисусе.


Полезно вспомнить, чем, собственно, предсказание отличается от обетования. С предсказанием все более или менее понятно. Я могу предсказать, что в определенный момент в будущем случится то или иное событие. Если оно действительно случится, мое предсказание исполнится. Если нет, значит, мое предсказание было ошибочным или просто еще не успело исполниться. Предсказание можно сделать чем-то отвлеченным, не имеющем ко мне никакого отношения. Но пообещать что-то человеку – совсем другое дело. Между мной и этим человеком устанавливаются определенные взаимоотношения, по крайней мере, в связи с моим обещанием. Дело не только в том, исполнится оно или нет. Важно то, насколько мне можно доверять. Речь идет о моей честности и порядочности. На кону моя репутация. Можно ли верить моему слову? Обещание многое меняет.


Когда я преподавал во Всемирном христианском колледже, я так объяснял студентам различие между предсказанием и обещанием. «Я могу предсказать, – говорил я, что, по крайней мере, один из вас, молодых людей, к концу года женится на одной из сидящих здесь женщин». (Это можно было предсказать с большой долей уверенности. Каждый год некоторые студенты к моменту окончания учебы обзаводились супругами!) «Такое предсказание никоим образом не касается меня самого. Но если мужчина и женщина скажут друг другу в свой особенный день: „Я беру тебя в жены (или мужья) навеки и клянусь любить тебя и заботиться о тебе в радости и в горе, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, забывая всех прочих, пока смерть не разлучит нас“ – это будет не просто предсказание. Такое обещание навсегда изменит вашу жизнь».


Такого рода обещание несет в себе долговременное обязательство и намерение. Если предсказание просто сбывается или не сбывается, то обещание продолжает исполняться в течение долгого времени по-разному и в разных обстоятельствах. Я женат уже сорок четыре года. Мы с женой обменялись клятвами в августе 1970 года. Нам нет необходимости повторять или менять их каждый раз когда в нашей жизни или в семье происходит что-то новое. Обещание остается в силе, укрепляясь и распространяя свое действие на новые обстоятельства. Его исполнение выражается настолько по-разному, что мы и представить себе не могли в день свадьбы.


То же происходит и с Ветхим Заветом. Бог дал обещание – когда-то очень давно, в начале Книги Бытия. Еще в Едемском саду сразу после грехопадения Адама и Евы Бог объявляет, что семя женщины поразит змея. Более конкретное обещание в Бытии 12:1–3 гласит, что все народы на земле благословятся в семени Авраама. Это обещание так значимо и важно, что Павел называет его провозвестником евангелия (Гал. 3:8) Перед нами не просто предсказание. Бог берет на Себя вполне определенное обязательство. Будучи верен и неизменен, Он сдержит обещание, подкрепленное самой Его природой. С этого момента вся ветхозаветная история направляется данным обещанием. Слово «завет» используется для обозначения великих обетований, данных Богом в Библии. Их отличает четкая последовательность и взаимосвязь. Можно сказать, что великое Божье обетование исполняется снова и снова на новом этапе пути. Библейское повествование похоже на цепочку, звенья которой – следующие друг за другом заветы, и с каждым заветом Божье обещание обновляется и распространяет свои пределы[1].

• Завет с Ноем

• Завет с Авраамом

• Завет с Израилем на горе Синай

• Завет с Давидом

• Новый завет, обещанный пророками и вступивший в силу с пришествием Иисуса


Итак, переворачивая страницу, отделяющую Книгу Малахии от Евангелия от Матфея, мы понимаем: все обещанное Богом наконец исполняется! Пока мы говорили только о первых двух главах Евангелия, но, прочтя всю книгу, вы убедитесь, что эта мысль снова и снова повторяется в книге Матфея. Лука находит еще более яркие средства ее выражения в первой главе своего Евангелия. Здесь целое созвездие отголосков и цитат из Ветхого Завета. Ведь даже в своих радостных гимнах хвалы Мария, мать Иисуса, и Захария, отец Иоанна Крестителя, воспевают Бога, Который помянул святой завет Свой. Речь идет не о том, что Бог только что вспомнил о нем, пришло время исполнения великих Божьих обетований, начиная с завета с Авраамом (Лк. 1:54–55, 72–73). В конце своего Евангелия Лука рассказывает, как Иисус помогает Своим ученикам понять, что все в Ветхом Завете, в итоге, указывает на Него Самого (Лк. 24:25–27, 44–48).


Теперь мы видим, что в Ветхом Завете есть не просто интересные мессианские предсказания, исполнившиеся в Иисусе (напр., рождение в Вифлееме). Он содержит взятое на Себя Богом обязательство, Его завет с нами, Его обещание (данное в первую очередь Израилю, а затем и всему миру – всем народам, как было объявлено Аврааму).


В следующей главе мы будем рассуждать о том, Кем считал Себя Иисус и в чем Он видел Свою миссию. Но поскольку Сам Иисус, отвечая на эти вопросы, прибегал к ветхозаветным писаниям, нам следует поступать так же. Иными словами, желая понять, что именно совершил ради нас Иисус, необходимо до конца разобраться в обещании, данном Богом в Ветхом Завете. А для этого мы должны знать, какую проблему намеревался разрешить Бог (проблему, описанную в самом начале Ветхого Завета). Этот вопрос возвращает нас к самым истокам. К ним мы сейчас и обратимся.

История в символах[2]

Если задуматься, вся Библия (а не только Ветхий Завет) представляет собой единое повествование. У него есть начало (сотворение мира), конец (новое творение – его можно одновременно считать новым началом) и середина (долгая история искупления, сосредоточенная вокруг Христа).

«Вся Библия – одна длинная история? Я не понимаю» – сказала одна из прихожанок Криса Гонсалеса в Финиксе штат Аризона. В тот момент Крис стоял у ее рабочего стола. Долго не думая, он взял со стола использованный конверт и нарисовал символы, приведенные в схеме ниже, попутно разъясняя их значение. «Вот вам вся библейская история, – сказал он, – прямо на обратной стороне конверта».



Библия похожа на пьесу в шести действиях.

Действие 1. Сотворение мира. Стрелка, направленная вниз, указывает на тот момент, когда Бог спустился вниз, если можно так выразиться, чтобы создать землю (Быт. 1–2). Сотворение мира, разумеется, включает в себя всю вселенную в пространстве и времени, но в Библии особое внимание уделяется созданию планеты, на которой мы живем. Бог создал ее совершенной – дни и ночи, погоду и времена года, сменяющие друг друга, и всю полноту земли, морей и неба. Он сотворил ее, чтобы населить человеческими существами, носителями Божьего образа, и чтобы Самому обитать там с нами. Творение было своего рода огромным храмом, где обитал Бог, наполняя его Своей славой и полнотой жизни.

Действие 2. Грехопадение. Диагональный крест говорит о том, что что-то пошло не так. И действительно, в Быт. 3-11 повествуется о том, как грех и зло вошли в жизнь человечества. Мы предпочли восстать против Бога, подвергнуть сомнению Его благость и отвергнуть Его власть. В результате вся наша земная жизнь, равно как и сама земля, заражены грехом и его последствиями.

Действие 3. Обетование. Бог обещал исцелить мир, где все пошло не так (и с каждым днем становится только хуже). Он обещал благословение миру, над которым тяготеет проклятие. Обещание, данное Богом Аврааму в Бытие 12, стало началом остальной части и библейского повествования и, в частности, ветхозаветной истории Израиля. Бог намеревался даровать миру благословение и спасение через этот народ. Это вовсе не значит, что Израилю предстояло стать спасителем мира. Ветхий Завет не оставляет сомнений в том, что израильтяне были не менее грешны, чем любой другой народ и так же нуждались в спасении. Бог использовал Израиль как проводник спасения в мире – спасения, которое, как нам хорошо известно, было даровано нам в Иисусе, Мессии Израиля. Как уже отмечалось, Ветхий Завет – это долгий путь, у которого есть цель и назначение и который ведет нас к Иисусу Христу. Это история обещания и надежды в мире, где по-прежнему процветают грех и зло.

Действие 4. Евангелие. Это центральная часть всей библейской драмы. Верный обещанию, данному Израилю, Бог послал Иисуса, Мессию Израилева и спасителя мира. Евангелие – Благая Весть обо всем, что Бог совершил через рождение, жизнь, учение, смерть, воскресение и вознесение Иисуса из Назарета. Крест здесь символизирует все евангельское повествование (а не только сам Голгофский крест).

Действие 5. Миссия. За Евангелиями следует Книга Деяний, где описывается сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы, исполнившись Которого ученики Иисуса разошлись по всем концам земли, чтобы свидетельствовать о Нем народам. Сообщество людей, начало которому Бог положил в Аврааме (первоначально ветхозаветный Израиль), теперь объединяет иудеев и язычников, верующих в Иисуса Христа. Действие 5 можно было бы назвать эпохой церкви, но следует помнить, что церковь существовала и до Нового Завета. Во Христе все мы стали потомками Авраама (Гал. 3). Жизнь Божьего народа строится на прежнем основании. Наша задача – соучастие в Божественной миссии благословения всех народов земли.

Конечно же, в Новом Завете не содержится вся история до самого второго пришествия Христа. В нем говорится о том, как Бог сдержал Свое обещание Израилю, послав на землю Иисуса, и о том, как Христос Своей смертью и воскресением даровал спасение миру. Задача церкви в силе Духа Святого нести Благую Весть спасения до края земли, как заповедал Иисус. В этом и заключается служение каждого из нас. Мы – часть истории, нашедшей свое продолжение в пятом действии. Наша повседневная жизнь и задача – это вклад в осуществление великого Божьего замысла. Мы живем между свершившимся подвигом Христова искупления в четвертом действии и Его возвращением в финале библейской драмы – шестом действии.

Действие 6. Новое творение. Последняя стрелка на схеме символизирует возвращение Христа. С самого начала Бог заботился обо всем Своем творении. В первых двух главах Книги Бытия (и, соответственно, всей Библии) описывается сотворение мира «в начале». В Откр. 21–22 (последние две главы) говорится о том, как Бог очистит и возродит Свое творение, чтобы жить там с людьми, которых Он искупил из всех народов. Там не будет места страданиям, злу, греху, смерти и проклятию. Это ветхозаветное обещание (Ис. 65:17–25) предварительно исполнилось в смерти и воскресении Иисуса (Кол. 1:15–20). И, хотя здесь заканчивается библейская история, это еще не конец всей истории, а, напротив, новое начало. Конец придет миру греха, зла и восстания против Бога, а новое творение будет жить вечно.

Кому-то может показаться, что последняя стрелка должна указывать не вниз, а вверх как символ нашего вознесения на небеса. Но Библия заканчивается не так. Она рисует не наше переселение, а сошествие Бога на землю (Откр. 21:1–5) и ее преображение в град Божий. В других местах Писания говорится о пламени Божьего суда (2 Пет. 3), но этот огонь не уничтожит все творение целиком. Пламя очистит творение от греха и зла, и тогда, чистое и обновленное, оно станет жилищем Бога и Его народа (о чем Бог и возвестил в Откр. 21:3). Значение имени Еммануил применимо ко второму пришествию Христа в той же мере, что и к первому. Оно означает: «Бог [придет, чтобы быть здесь] с нами», а не «мы [отправимся куда-то, чтобы быть] с Богом».

Проповедь как часть истории

Какое же отношение все это имеет к труду проповедника, в частности, к проповеди Ветхого Завета? Мы живем и проповедуем где-то в пятом действии, но в основе нашей проповеди лежит Божье слово, дарованное в действии третьем (Ветхий Завет) и трактуемое нами в свете событий действия четвертого (Евангелия) и в предвкушении того, что должно произойти в действии шестом (новое творение). Разумеется, я не пытаюсь утверждать, будто наша проповедь стоит на одном уровне с самой Библией! Есть проповедники, которые, кажется, так и думают. Важно помнить, что Библия содержит в себе неповторимое Слово Божье во всей его полноте и непререкаемой авторитетности. Ни одно наше слово не может с ней равняться, и никто из нас не вправе заявлять будто наша проповедь и есть Божье слово.

Речь идет о том, что мы, проповедники, равно как и наша паства, живем в контексте библейской истории. Мы – действующие лица пятого действия библейской драмы, которое началось в день Пятидесятницы и продолжится до возвращения Христа. Наши проповеди призваны обеспечивать слушателей всем необходимым для того, чтобы идти в мир и жить как подобает Божьему народу. Такова их миссия. К этому призвал их Господь. Наша задача как проповедников придать им силы для исполнения своего призвания. Жизнь христианина полностью определяется тем, что Бог совершил во Христе в действии четвертом, и тем, что Ему еще предстоит совершить в действии шестом. Мы живем в контексте этой истории – как христиане и как проповедники Писания.

Восприятие себя как участников всей библейской истории помогает нам помнить, что Ветхий Завет не просто собрание рассказов, песен и пророчеств древнего Израиля, от которого нас отделяют целые тысячелетия. Ветхий Завет – это третье действие единой великой драмы, в которой живем и мы с вами. Они жили в третьем действии, а мы живем в пятом. Но все мы вместе являемся персонажами великого библейского повествования. Их история – часть нашей истории. Вместе мы составляем Божий народ. Нас связывает действие четвертое – события, описанные в Евангелиях, завершившие их часть повествования и положившие начало нашей.

Разумеется, Ветхий Завет также содержит действия 1 и 2, сотворение мира и грехопадение. Эти конкретные исторические моменты великого повествования определяют наше место и положение. Мы по-прежнему живем в Божьем творении и призваны ответственно распоряжаться его богатствами. Род человеческий по-прежнему живет в греховном противостоянии с Богом. Так что наша проповедь должна содержать объяснение этой реальности и ее последствий. В частности, она должна постоянно указывать на то, что реальность греха и зла (в мире после второго действия) напоминает нам о единственном решении этой главной из проблем, дарованном нам Богом в евангельском, четвертом действии. В следующей главе мы будем подробнее говорить о том, как проповедь по Ветхому Завету должна вести наших слушателей к Христу – разными путями, но именно потому, что к нему ведет сам Ветхий Завет.

Подведем краткий итог сказанному в этой главе.

Мы сравнили Ветхий Завет с путешествием, у которого есть не только цель, но и назначение. Его цель – Иисус. Именно Он осуществил тот замысел, который Бог возвестил в Ветхом Завете. Иными словами, Ветхий Завет содержит историю Израиля, завершенную Иисусом, и провозглашает Божье обетование Израилю, исполнившееся в Иисусе.

Кроме того, мы убедились, что сам Ветхий Завет – часть единого библейского повествования. Центральное место в нем занимает евангельская история Иисуса Христа, а завершается оно возвращением Христа и новым творением. Наш долг проповедовать так, чтобы люди не только понимали библейскую историю целиком, но и умели находить свое место в ней и жить соответственно.

Вопросы и задания

Как вы объясните кому-то, что Ветхий Завет содержит не только предсказания об Иисусе, но и провозглашает обещание, данное Богом и исполнившееся в Иисусе.


Обсудите идею Библии как драмы в шести действиях. Насколько, по вашему мнению, полезна эта структура (и иллюстрирующие ее символы) для объяснения того, что представляет собой Библия: а) новообращенному христианину и б) человеку пока неверующему, но интересующемуся христианством.


Подготовьте проповедь или серию из шести проповедей, чтобы проиллюстрировать каждое действие библейской драмы в шести действиях. Тщательно подберите основные отрывки, обобщающие каждое из шести главных действий.

Глава 3. Взгляд на Иисуса сквозь призму Ветхого Завета

Во второй главе мы сравнили Ветхий Завет с путешествием, которое ведет к Христу. Все время, пока мы читаем или готовим проповедь по Ветхому Завету, мы заглядываем вперед, пытаясь различить конечную цель своего пути. Но что происходит, когда мы достигаем ее? Когда мы доходим до Евангелий и встречаем там Иисуса, следует ли нам забыть о проделанном пути и выбросить уже ненужный билет? Быть может, стоит просто забыть о Ветхом Завете теперь, когда мы сами узнали Иисуса? Едва ли, если мы хотим следовать примеру Самого Иисуса и тех четверых, которые оставили нам свои евангельские рассказы – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для Иисуса и Его последователей (в том числе и апостола Павла) Ветхий Завет был необходимым шагом к пониманию личности и миссии Иисуса – Кем был Иисус на земле и зачем Он приходил.

Итак, наша главная задача в этой главе – выделить важную причину, по которой нам следует проповедовать по Ветхому Завету: люди должны знать Ветхий Завет, чтобы увидеть Иисуса Его собственными глазами и глазами Его первых учеников[3].

Кем считал Себя Иисус?

У людей, встречавшихся с Иисусом, возникала масса вопросов. Однажды, когда Он усмирил шторм, грозивший потопить из лодку, ученики, потрясенные случившимся, прямо спросили: «Кто же Сей, что и ветер, и море повинуются Ему?» (Мк. 4:41).

Вопрос вполне справедливый. Кто этот человек? Иисусу было небезразлично, как отвечали на этот вопрос другие, поэтому Он спросил учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф. 16:13). Оказалось, что многие считали Его Иоанном Крестителем, казненным Иродом и воскресшим. Но большинство людей обращались к более давней истории – к своему Писанию. Иисус напоминал им Илию, Иеремию или кого-то еще из пророков. Отчасти, конечно, так и было. Иисус проповедовал народу слово Божье, а значит, был пророком. Подобно Илии Он имел силу исцелять. Подобно Иеремии, Его служение принесло Ему страдания и неприятие ближних. Поэтому, в попытке понять Иисуса, Его слова и поступки, люди искали ответ в Писании – в Ветхом Завете.

Иисусу было особенно важно, как отвечали на этот вопрос Его собственные ученики, поэтому Он спросил: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16:15). Петр ответил: «Ты – Христос». Это означало: Тот, Кого Бог помазал на осуществление Своего замысла; Тот, Кому надлежало прийти в исполнение ветхозаветных обетований. Иисус согласился с Петром, сказав, что эту истину открыл ему Сам Бог (ст. 17). Итак, Иисус знал, что Он Божий помазанник. Однако Он вовсе не хотел, чтобы ученики говорили об этом во всеуслышание (ст. 20). Почему? Многие израильтяне полагали, что Мессия по пришествии поведет их в бой с врагами и поможет одержать великую победу. Но это никак не входило в планы Иисуса. Свое мессианство Он видел совсем по-другому, и эта другая картина не очень понравилась Петру (ст. 21–28).

А как отвечал на этот вопрос Бог Отец? Матфей, Марк и Лука рассказывают о крещении Иисуса. Это был удивительный момент одновременного явления всей Троицы. Бог Сын выходит из вод Иордана. Бог Дух снисходит на Него в виде голубя. С небес раздается голос Бога Отца. Кем же этот голос называет Иисуса? В Его словах нет ничего совершенно нового и дотоле неслыханного. Даже Сам Бог цитирует Писание: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16–17). В Ветхом Завете есть, по меньшей мере, два, а то и три отрывка, перекликающихся с этими словами.

Ис. 42:1. «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя». Раб Божий у Исаии призван чтобы возвратить Израиль к истинному Богу и даровать спасение всем концам земли. Бог указывает на Иисуса как на Того, Кому предстоит исполнить обещание, Своего Отрока. Далее Исаия описывает страдания и смерть Божьего Раба во исполнение Божьей воли (Ис. 53).

Пс. 2:7. «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Эти слова Божьи обращены к царю Давиду и его потомкам, правившим после него. Ко времени пришествия Иисуса на Иерусалимском троне уже не было царя из рода Давида. Поэтому слова псалмопевца принято было относить к Мессии, грядущему сыну Давидову, истинному царю Израиля. В глазах Бога это и есть Иисус – сын великого Давида, превзошедший его величием.

Быт. 22:2. «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака… принеси его во всесожжение…» Возможно, слова Бога Отца, прозвучавшие во время крещения, перекликаются с Его повелением Аврааму. Иисус и был тем единственным Сыном, Которого Отец принес в жертву за грехи мира. Кем же был человек, вышедший из вод Иордана после Своего крещения Иоанном? По словам Его собственного Отца, Он был Рабом и Сыном Божьим. Ему предстояло исполнить миссию Бога, чтобы потом царствовать не только в Израиле, но и по всей земле (Пс. 2:8). Но сначала Он должен был принять презрение и смерть. Все эти предсказания о Его жизни и служении описываются в Ветхом Завете. Библия, которую читал Иисус, содержала все, что необходимо было о Нем знать.

А как отвечал на этот вопрос Сам Иисус? Мы уже знаем, что Он не отказывался от того, что Он – Христос, но предпочитал не разглашать об этом, поскольку у людей были превратные представления о грядущем Мессии. Больше всего Ему нравилось называть Себя Сыном Человеческим. Откуда Он заимствовал это выражение? Что оно означает? Некоторые думают, что это наименование синонимично выражению Сын Божий. Иными словами, считается, что эти два титула – Сын Божий и Сын Человеческий – описывают двойственную природу Иисуса, Бога и человека. Иногда выражение сын человеческий действительно означает человека, однако в данном случае в нем может быть заложен и куда более глубокий смысл.

В одном из видений Даниил (Дан. 7) увидел зверей, выходящих из моря. Каждый из них символизировал зло, воплощенное в земных империях. Потом Даниил увидел Бога, восседающего на престоле и властвующего над «зверями». А затем пророк увидел еще один образ:

«Как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». (Дан. 7:13–14)

На страницу:
2 из 6