Полная версия
Братья Карамазовы. Том 3. Книга 2
Справа стоит святой Пётр, с ключами от Царствия Небесного. Рядом с ним, в красной накидке, святой Павел и обнажённый, моложавый человек, почти рядом с Иисусом, Иоанн Богослов. Персонаж, стоящий на коленях за Петром, святой Марк.
Второе кольцо персонажей отделено от первого синевой, в нем присутствуют мученики, духовные отцы Церкви, девственницы и блаженные всего порядка пятидесяти фигур. Все они не поддаются идентификации, а потому можно сказать про героинь фрески что они считаются символом милосердия и благочестия Церкви.
С правой стороны второго кольца в большинстве своем присутствуют мужчины, это мученики, исповедники и блаженные, всего восемьдесят персонажей. Крайний справа – Симон Киринеянин, помогавший Исусу нести крест на Голгофу. Под ним поднимается на облако святой Себастьян и святая Екатерина Александрийская, а за ними святой Филипп с крестом, Симон Кананит с пилой и Лонгин.
Нижняя часть фрески символизирует Конец времен. Она разделена на пять частей: в центре ангелы с трубами и книгами возвещают о начале Последнего суда, слева внизу изображено воскрешение мертвых, вверху – вознесение праведников, справа вверху – захват грешников дьяволами, а внизу – ад. Изображение адской тверди вносит ощущение относительной устойчивости в общее решение фрески. Адская река и Харон – перевозчик душ грешников, это мотив, навеянный «Божественной комедией» Данте. Подле изображена масса персонажей с остро характерными, почти портретными чертами. Так обезличивается человек в плену своего греха. В отталкивающем образе Миноса, судьи с ослиными ушами, замечено сходство с папским церемонемейстер Бьяджо да Чезена.
Алексей Федорович все смотрел и смотрел на картину и не смотря на то что это была копия, он интуитивно уловил ее сложную композицию, которая ритмически объединяет множество групп и фигур. Ее пространство неглубоко, но оно словно обладает способностью к бесконечному расширению во все стороны, создавая эффект масштабности, монументальности изображения. И вдруг он встал и его осенило: «Да они как в воронке и в центре Христос. Все попадают ко Христу. Он судья!»
А, что же будет с Россией, – вслух сказал Алексей Федорович и все посмотрели на него.
Садитесь немедленно, – одернул его тут же Анатоль.
Алексей Федорович опустился обратно, но стула за ним уже не было. Он каким-то образом оказался уже стоящим на шаг позади его и потому Алексей Федорович рухнул на пол и затылком ударился об дубовый, отодвинутый стул. Он потерял на какое-то время сознание, но его слуха потревожил неведомый ему голос, который привел его в отчаянье:
Когда перевернутся подпоры ветра
И станут друг против друга те, кто укутан накидкой,
Республика будет потревожена новоиспеченными людьми,
Тогда белых нельзя будет отличить от красных
Дабы поддержать в закавыке великого кардинала
И расчистить место, появятся красные.
Почти целиком будет искоренена семья.
Красные красных красным упразднят.
И в месяце октябре произойдёт так,
Что случится некое великое перемещение, –
Такое, что подумают было,
Что махина Земли потеряла своё природное направление,
И погрузилась в вечные потёмки.
До этого, в весеннее время,
И после этого будут исключительные перемены,
И смены власти, великие землетрясения,
С разрастанием новой Вавилонии,
Презренной дщери,
Приращённой мерзостью первого холокоста,
И продержится она лишь 73 года и 7 месяцев.
Мишель де Ностредам.
Алексей Федорович, моментально пришел в себя, встав на ноги и сразу побежал вон из Дворца Исследований. Он выбежал во двор, а дальше уже память оставила его и вернулась к нему, когда он оказался в Часовне Маленьких Августинцев XVII века, самой старой постройки на территории школы, стоя на коленях Алексей Федорович, горячо каялся.
Алексей Федорович, что с вами? – Подойдя спустя некоторое время, спросила Ева Александровна.
Что?! – будто очнулся, сказал он.
Я говорю, что вы здесь делаете?
Я?! Я…. Мне был голос дан.
И что? Простите, не понимаю.
Грядет уничтожение семьи
Какой семьи? О чем вы?
Да как же вы не поймете. Катастрофа будет.
Какая катастрофа? Вы можете изъясняться понятней?
Семья. Вот камень, на котором стоит весь народ. Только дети могут спасти своих родителей от их греха. Только их покаянная молитва угодна Богу и спасительна. А, если семьи не будет, то будет хаос, никто ни за кого молиться не станет, связь родовая прервется, а это катастрофа для всего народа и виновен в этом душегубец. Мне срочно надо в свою комнату. Я вас провожать не буду, оставляю вас на попечение Анатоля дорогая Ева Александровна.
Но Алеша…, я…, я…
Что?
Я кажется, без вас не могу. И при том, как же семья? Она же должна быть или то, что было, уже для вас ничего не значит?
Было? Почему было? Есть! И потому мне надо спешить, чтобы спасти нас с вами Ева Александровна. Все, прощайте, – сказал Алексей Федорович и пошел быстрым шагом из часовни. А Ева Александровна горько заплакала.
Вернувшись в свою комнату на квартиру Азефа, Алексей Федорович сходу сел за стол, взял перьевую ручку, бумагу и стал писать.
Воззвание к петербургским рабочим и ко всему российскому пролетариату
Славные, незабвенные Путиловцы, и вы все, милые, спаянные кровью товарищи-рабочие г. Петербурга! Словно грозное море, вы всколыхнулись и с редким единодушием за свои права, за народную свободу восстали. На кровавом пиру вы героями явились. Вы бесправную, бедную Русь к новой жизни призвали. Брызги-ручьи крови вашей в могучую революционную волну обратились. Начало великой, настоящей революции в России вы положили. Глаза всей России, всего мира вы на себя обратили, герои, буревестники грозного вооруженного восстания народа. Именем свободы, счастья отечества и кровью ваших братьев, ваших жен и детей-малолеток заклинаю вас – не падайте духом. Мужайтесь! На удочку и разные заигрыванья, вроде Земского Собора, убийцы-царя и его подлых шакалов-министров, с собачьей сворой чиновников и капиталистов – не поддайтесь. Жизни и близкого счастья родины на чечевичную похлебку лицемерных уступок кровопийцы-царя не променяйте. До конца славным вождем российского пролетариата в борьбе за угнетенный обездоленный народ останьтесь. Данной мне своей клятвы мести и свободы – не преступайте. Полного удовлетворения требований своей петиции кровопийце-царю во что бы то ни стало добейтесь – и тем своим братьям-героям, погибшим и пролившим свою кровь за вас, вечный и нерукотворный памятник создайте.
Товарищи-рабочие Петербурга и весь российский пролетариат! Хотите ли вы близкой победы? Так без различия партий, веры и национальности, – объединитесь. Честной и отзывчивой учащейся молодежи – студентам и всем друзьям-интеллигентам руку подайте. Людей дела на пользу народа привлекайте. Болтунов избегайте. Пропагандой и подготовкой (организацией) вооруженного восстания немедленно, не ожидая – сами займитесь. Пусть голос ваш, подобно грозному рокоту волн бушующего моря, во всех концах этой вестью близкого восстания раздастся. Весь трудящийся люд и всех угнетенных, и обездоленных на месть, защиту и свободу пусть он, могучий, будит. С солдатами и казаками по возможности в сношение и общение входите, на помощь себе и вам, ихним братьям, зовите. – "Чем на полях чужой, далекой Манчжурии за убийцу-царя, голодая, сражаться, или своих отцов, матерей, сестер и братьев убивать здесь, в России, – лучше на улицах городов и деревень за свободу и счастье свою кровь проливать" – им говорите. Шпионов, провокаторов, убеждающих идти на уступки, гоните, в случае предательства – убивайте. Святейший Синод, "Божиею милостью" смиренно-наглых лгунов митрополитов и епископов, прислуживающих убийцам, казнокрадам и грабителям русского народа, клевещущих и проклинающих меня и ваших братьев, что проливают кровь за народную свободу – презирайте. Попов, умеющих только обирать народ, а не служить ему, – замазывающих только небесной паутиной ваши земные язвы – не слушайте.
Организацией боевых рабочих дружин сами займитесь. Кто со смелым сердцем и мужественной душой – инициатором и атаманом да будет. Чтобы вооружиться, фонд мести и свободы по городам и районам создавайте. План своей местности изучайте. Владеть оружием учитесь. Негодяев, виновных в пролитии крови ваших братьев, по возможности не смущаясь, уничтожайте. Самое главное – проклятому правительству, этой шайке разбойников и грабителей народных, опомниться не давайте. Для этого: министров, градоначальников, губернаторов, исправников, городовых, полицейских стражников, жандармов, генералов и офицеров, приказывающих в вас стрелять – убивайте. Вооруженных демонстраций, местных восстаний, стачек также не забывайте. Все меры к тому, чтобы настоящее оружие и динамит в большом количестве вовремя у вас были – знайте – что приняты. По указанию боевого комитета мести, защиты и свободы народной, как один человек, по всему лицу земли русской – восстаньте. Жизнь городов немедленно тогда приостанавливайте. Для этого: водопроводы, газопроводы, телефоны, телеграфы, освещение, конки, трамваи, железные дороги – уничтожайте. Полицейские участки, дворцы и палаты, градоначальства, правительственные учреждения – разрушайте. Узников освобождайте, тюрьмы царские разрушайте. Частных жилищ и лиц только не трогайте.
Общий боевой план восстания у комитета вашего, мстителя и защитника, как можно скорее выработан будет. Свержение самодержавия, временное революционное правительство; немедленное освобождение всех борцов за политические и религиозные убеждения, немедленное вооружение всего народа и немедленный созыв Учредительного Собрания (с непременным участием представителей от рабочих) на основании всеобщего, равного, тайного и прямого избирательного права – ближайшая цель вооруженного восстания.
Товарищи-рабочие всей России! Сердцем, душой и кровью меня с вами судьба связала. С места, покрытого трупами, политого кровью, против моей воли вырвала. На отмщение за вас и на горячую работу в пользу вашу меня сохраняла. Духом – а когда наступит время, и телом – я всегда с вами. Горе ваше – мое горе. Счастье ваше – мое счастье. Верьте же мне – близок час победы! Час полного отмщения за все угнетение и унижение наступает. Больше – он уже наступил. Месть над змеиным царским отродьем (великий князь Сергей) героями социалистами-революционерами совершилась и неуклонно, усиливаясь, совершаться будет. Не посрами же себя, весь трудящийся, рабочий люд! К делу же, русский угнетенный, трудовой, несчастный народ – рабочие, крестьяне, горожане – все! Терять нечего, хуже уже быть не может, а приобрести все можешь! Возврата нет. Свобода во что бы то ни стало! Вперед же, в бой, товарищи-герои! Разобьем свои оковы рабства! Разорвем паутину, в которой бьется готовый умереть бесправный русский народ! Раздавим внутренних кровожадных пауков нашей дорогой родины (внешние же не страшны нам). Разобьем правительственный насос, выкачивающий последние, капли крови нашей. Возвратим мать-сыру-землю обнищавшему народу.
Вперед, вперед, товарищи-герои! Слава и настоящая жизнь ждут вас, лавровым венком вас венчает вся Россия, весь мир.
Алексей Карамазов.
P. S. Переписывайте, перепечатывайте, распространяйте между собой и по всей России.
ИСКУШЕНИЕ
Грязно и пусто в душе вашей, братья, —
Добрые чувства у вас всех потушены,
Света страшитесь вы, будто проклятья,
И идеалы все ваши разрушены.
К правде лучистой и к свету стремление,
Совести голос и мысли высокие, —
Все вы убили в себе без смущения…
Запах свежего постельного белья разбудил Алексея Федоровича, он открыл глаза и его посетила мысль: «Пробуждение. Как важно проснуться. Иначе так вся жизнь пройдет и в конце ее ты поймешь, что ее всю проспал и не насладился ее плодами. Так и с народом, вот он спит веками, а потом, созрел и значит, наступает время проснуться и вот вроде движение какое происходит, ворочается он, с боку на бок переворачивается, а не просыпается. Не хватает того, кто послужил бы тем будильником, тем горном, который должен прозвенеть, протрубить. И вот вопрос, а сумею ли я разбудить, поднять его и вдохновить на подвиги? Найти нужное слово, чтобы поверил мне народ русский и открыл наконец глаза и узрел свое горькое положение. И пошел бы за мной, за детушек наших, во имя их будущего, а они все наши грехи перед Богом отмолят и нас спасут!»
Я извиняюсь, но билеты уже куплены и через три часа отходит ваш поезд, Алексей Федорович, – вкрадчивым голосом сказал, заглянувший в комнату Азеф.
Я через пять минут буду готов, – ответил Алексей Федорович, и начал подниматься с постели. Азеф, меж тем вышел из его комнаты и пристроился на диванчике в гостиной. Закончив утренний туалет, Алексей Федорович, вышел к нему.
Теперь, вы готовы отбыть из Парижа? – спросил Азеф.
Жаль, но вроде бы, только вещи надо до собрать и в путь, – ответил Алексей Федорович.
Вчера с вами казус произошел. Что это вы сознание потеряли, а потом с сеанса молиться в часовню сбежали? Вы знаете, такое собрание прерывать без веской причины нельзя, если вы не знаете, то скажу вам что рационалистический спиритуализм преподается в народных школах Франции. Это часть французской политики.
Мне голос был дан.
Любопытно. Что за голос? С вами дух говорил? Чей дух? И что сказал?
Я не знаю чей был голос, но сказал он мне, что душегубец разрушит русские семьи.
Так против царствующей особы вы и выступите с вооруженным восстанием, а мы вам в этом поможем. И спасем русскую семью.
Революция и Бог вот, что спасет русскую семью.
Революция да, но не Бог.
Почему?
Вы знаете, дорогой Алексей Федорович, что, когда произошла Великая Французская революция, она хоть и потерпела поражение, но она открыла глаза людям, дала толчок религии естественной – рационализму. Практический разум, по-другому, если сказать. В моду начал входить атеизм. А Париж законодатель мод и эти веянья распространились по всей Европе. Потому Бог нам не поможет, потому что атеизм начал проникать и в Россию. Так, что придется вам устраивать революцию без Бога, иначе вас не поймут.
Это как же без Бога? И кто не поймет?
Прогрессивная общественность вас не поймет. Ведь что ныне: Бог – наш враг. Ненависть к Богу – начало премудрости. Без Бога, Алексей Федорович, и не такие дела вершились и ничего, выходило, даже лучше, чем с Богом. Если человечество желает идти вперед, то оно должно иметь в основании своем безбожие.
И куда мы придем без Бога?
Через революцию к счастливому прозрению и освобождению. Ведь что такое религия? Это порабощение человека религиозным догматизмом. А вы, приведете его к реализации свободной воли, снимите с него оковы векового заблуждения.
Я?!
Да, вы, именно вы, потому что вы, вершитель первой русской революции. Вам, так сказать и карты в руки и не стесняйтесь вытащить бубнового туза, ибо русский народ – пролетариат и крестьянство ждут этого момента.
Да вы прямо из адвокатуры дьявола, что так говорите.
Promotor fidei – укрепитель веры – веры в человека, вот кто я.
Только человеку вы помочь не хотите, потому что отбираете у него надежду.
Эфемерную надежду. Я ратую за то, чтобы человек был сильным и нашел в себе мужество признать, что он смертен, как и всякая тварь, живущая на земле. Долой суд справедливости наступление которого неизвестно когда. Установим истину кары за грех здесь и сейчас, вот к чему я вас призываю.
И как? Что же, вы беретесь стать мерилом справедливости и всевидящем оком души человеческой и его тайных помыслов?
А не надо быть никаким мерилом и душу человеческую ведать. Законы надо непреложные установить и неотвратимость наказания, а также сюда психиатрию притянуть и все. Человек в страхе перед психологией и психиатрией, сам во всем сознается, а мы его помилуем и вот у него и будет вера в нашу высокую справедливость. Вы вот о семье печалуетесь, а я вам скажу, вот что, во всемирном братстве спасение семьи.
Это как же?
Просто: пролетарий всех стран объединяйтесь. Нужно единство рабоче-крестьянского класса. Всего мира. Понимаете, масштаб задачи?
С трудом. Я только о русском народе думаю.
Эка вы, я вам скажу, однобокий. Нет русского народа, нет французов, нет поляков и немцев. Есть один народ, живущий на земле, одно государство под диктатурой пролетариата. Понятно?
Ну вы махнули. Бог создал многообразие, а вы все хотите под одну резьбу всех загнать. Не получится так.
Опять вы Бога вспомнили. Его нет. Если Бог для вас есть, то никакая революция у вас не получится, а мы только понапрасну средства свои на вас потратим. Тогда уж лучше сразу отказную пишите, и мы покинем вас.
Почему не получится, я готов все силы приложить чтобы свергнуть душегубца для воссияния счастья русского народа.
Не получится, потому что ваш Бог сказал не убий, а революции бескровные не бывают.
Я перед вашим приходом как раз на сей счет думал и пришел к мысли, что если и придется кровь пролить, то наши детушки перед Христом нас отмолят, ибо для их благополучия мы на сей грех пошли. Так что все у нас получится.
Дудки, это вы такой мыслью вооружились, а интеллигенция о нравственности вспомнит и не пойдет с вами, а мы говорим: все что полезно человеку то и нравственно, нет греха, есть только вред, который приносит человеку страдания и не удобство, делай на пользу себе и будешь счастлив, не жди будущего облегчения, а бери сейчас, потребляй и получай удовольствие от жизни, потому что потом его не будет. Другими словами, все во имя человека и все на его благо.
И какую же мне мысль взять чтобы народ за мной пошел и революцию учинил?
Вот ведь вы какой непонятливый. Я вам уже сколько времени об одном и том же говорю, а вы все не воспримите. Нужно жить реальным миром, а не вымышленным. То, что видишь, ощущаешь и слышишь, то и есть, а то, что ты сам себе для утешения своего на придумывал, на измыслил того нет и быть не может. Потому призываю ваш разум: очиститесь от вековечного бреда человечества и живите для своего счастья. Понятна мысль?
И как?
Что как?
Жить как, когда смертью по вашему утверждению все закончится.
Смерть. Что ж человек смертен это надо признать, но если получить максимум удовольствий в жизни, то она не так кажется печальной, в конце концов под конец жизни человек просто устает жить и смерти желает уже как избавления. Так что проживите по полной и смерть для вас станет приятным отдохновением. Сегодня важен не покойник а сколько стоит его гроб, для эстетического удовлетворения глаз собравшихся. Оставьте о себе хорошую память, это и будет вашим успокоением.
А как же душа? Она как? Она бессмертна.
Душа. Хм. Я вот вам что скажу. Нет никакой души, а есть психоэмоционально умственное состояние, которое понимается человеком под определением душа.
Но мое Я куда вы денете?
Никуда. Это код вашего сознания и все.
Любовь, все спасет.
Любовь?! – сказал Азеф и встал, потому что услышал, как в дверь постучали. – Я сейчас, – сказал он и пошел открывать.
Прощай Париж, ты растаял словно сон, пора в Женеву, – с порога сказала Ева Александровна.
Завеса сброшена: ни новых увлечений,
Ни тайн заманчивых, ни счастья впереди;
Покой оправданных и сбывшихся сомнений,
Мгла безнадежности в измученной груди…
Как мало прожито – как много пережито!
Надежды светлые, и юность, и любовь…
И все оплакано… осмеяно… забыто,
Погребено – и не воскреснет вновь!
Я в братство веровал, но в черный день невзгоды
Не мог я отличить собратьев от врагов;
Я жаждал для людей познанья и свободы, –
А мир – всё тот же мир бессмысленных рабов;
На грозный бой со злом мечтал я встать сурово
Огнем и правдою карающих речей, –
И в храме истины – в священном храме слова,
Я слышу оргию крикливых торгашей!
Любовь на миг… любовь – забава от безделья,
Любовь – не жар души, а только жар в крови,
Любовь – больной кошмар, тяжелый чад похмелья –
Нет, мне не жаль ее, промчавшейся любви!..
Я не о ней мечтал бессонными ночами,
И не она тогда явилась предо мной,
Вся – мысль, вся – красота, увитая цветами,
С улыбкой девственной и девственной душой!..
Бедна, как нищая, и как рабыня лжива,
В лохмотья яркие пестро наряжена –
Жизнь только издали нарядна и красива,
И только издали влечет к себе она.
Но чуть вглядишься ты, чуть встанет пред тобою
Она лицом к лицу – и ты поймешь обман
Ее величия, под ветхой мишурою,
И красоты ее – под маскою румян.
Семен Надсон (1882 г.)
ЧАСТЬ II
ЗАЧАТКИ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
Под давлением январских событий и неудач в войне с Японией в правящих кругах усиливалось течение в пользу некоторого обновления самодержавного строя. Напомним, что совет министров в современном смысле собирался крайне редко и только под председательством императора. Поэтому делегирование этой важной управленческой функции конкретному чиновнику фактически выдвигало того на роль первого министра. Бюрократические слои прекрасно осознавали данное обстоятельство, а потому неслучайно Витте делает акцент на своем новом политическом значении, подчеркивая, что ему поручено собирать совещание и впредь (так и хочется сказать – всегда), а не в виде исключения. Свои претензии на руководящую роль в правительстве, теперь уже в качестве его настоящего главы, Витте непосредственно перед Николаем II по причине неоднозначного отношения к себе обозначать опасался. Он считал более эффективным, если это будет делать не он, а другие члены правительства. Данную миссию взял на себя Министр земледелия А.С. Ермолов, давно находившийся с Витте в хороших отношениях. Ермолов подробно аргументировал императору преимущества объединенного правительства. Как он убеждал, при нынешней системе государственного управления в России, по сути, нет единой системы; есть только отдельные ведомства, каждое из которых плохо осведомлено о деятельности других. Теперь настало время устранить этот недостаток и внести солидарность в совместную работу. Не мешало бы, заметил он, больше информировать общественность о роли Комитета министров в разработке данного вопроса Министр земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолов, ссылаясь на адреса дворянских и земских собраний, настаивал и на немедленном разрешении вопроса о созыве народных представителей как единственном выходе из «настоящего смутного положения» Николай II оставил обращение Ермолова без внимания. Царское самодержавие стало терять доверие в глазах иностранных кредиторов России; в беседе с Коковцовым и Николаем II об этом недвусмысленно заявил прибывший в Петербург в начале февраля представитель парижских банков Э. Нецлин.
Николая II не надо было убеждать в необходимости вносить коррективы в управленческую систему государства; по всей видимости, он принимал такое решение не под впечатлением откровений Ермолова (кстати, тот вскоре получил отставку). В феврале 1905 года император неожиданно переносит все работы по намеченным преобразованиям из виттевского Комитета министров в совещание под руководством Д.М. Сольского. То есть, ему как исполняющему обязанности Председателя Государственного совета (великий князь Михаил Николаевич серьезно болел), теперь поручалось собирать министров и координировать всю работу. В своих мемуарах Витте утверждает, что высочайшее решение всех очень смутило[858]. Хотя в действительности не ясно чему здесь смущаться: собственно кому как не человеку, олицетворявшему правительственный либерализм в России, следовало бы адресовать работы по подготовке конституционного акта. Данный шаг выглядел естественным для всей бюрократии, давно и прекрасно осведомленной о взглядах Сольского. Наоборот, удивляет виттевское утверждение, что этим жестом государь продемонстрировал полное безразличие к реформам. Заметно, что Витте уже быстро вжился в роль лидера политической модернизации, которая без его руководящего начала была просто-напросто обречена.
Верховная власть, передав преобразовательные бразды в руки Д.М. Сольского. Однако, как известно, это событие было омрачено убийством Московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (5 февраля 1905 года). Это давало повод утверждать, что лишь боязнь за свою жизнь (т.е. уже подобрались к императорской фамилии) заставила царя пойти на ненавистный ему шаг – публично заявить о подготовке конституции. Такие мнения находились в русле логики, обозначившейся в декабре 1904 года, когда указ о политических реформах от 12 декабря стал подаваться как победа либералов-земцев. Власть всеми силами желала избавиться от последствий доверительных исканий П.Н. Святополка-Мирского.