bannerbanner
Таинственные психические силы
Таинственные психические силы

Полная версия

Таинственные психические силы

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 9

Аллан Кардек умер 30 марта 1869 года, и когда Общество спиритуалистов пришло ко мне с просьбой произнести надгробную речь на его могиле, я воспользовался случаем во время этой речи обратить внимание спиритуалистов на научный характер исследований такого рода и на явную опасность втянуть себя в мистицизм.

Я воспроизведу здесь несколько абзацев из этого обращения:

Я хотел бы, чтобы я мог внушить вам, кто меня слушает, а также миллионам людей по всей Европе и в Новом Свете, которые изучают все еще таинственную проблему спиритуализма, какой глубокий научный интерес и какое философское будущее есть в изучении этих явлений, которым, как вы знаете, многие из наших самых выдающихся ныне живущих ученых посвятили свое время и внимание. Я хотел бы, чтобы я мог представить вашему и их воображению новые и обширные горизонты, которые мы увидим открывающимися перед нами по мере того, как мы расширим наши научные знания о силах природы, работающих вокруг нас; и я хотел бы, чтобы я мог показать и вам, и им, что такие завоевания разума являются самым действенным противоядием от проказы атеизма, который, кажется, является особенно злокачественным дегенеративным элементом в эту нашу переходную эпоху.

Как было бы благотворно, если бы я мог доказать здесь, перед этой красноречивой гробницей, что методическое исследование явлений, ошибочно называемых сверхъестественными, не только не вызывает дух суеверия и не ослабляет энергию разума, но, напротив, способствует изгнанию заблуждений и иллюзий невежества и содействует прогрессу истины гораздо больше, чем иррациональные отрицания тех, кто не желает давать себе труда взглянуть на факты.

Настало время, чтобы этот сложный предмет изучения вступил в свой научный период. Недостаточное внимание уделялось физической стороне предмета, который должен быть критически изучен; ибо без строгого научного эксперимента никакое доказательство не имеет силы. Этот объективный априорный метод исследования, которому мы обязаны славой современного прогресса и чудесами электричества и пара, должен взяться за все еще необъясненные и таинственные явления, с которыми мы знакомы, чтобы препарировать их, измерить их и определить.

Ибо, господа, спиритуализм – это не религия, а наука , наука, в которой мы пока еще едва знаем а, б, в . Век догм прошел. Природа включает в себя Вселенную; и сам Бог, который в старые времена мыслился как существо, подобное по форме и облику человеку, не может рассматриваться современной метафизикой как нечто иное, чем Разум в Природе .

Сверхъестественного не существует. Проявления, полученные посредством медиумов, такие как магнетизм и сомнамбулизм, принадлежат к порядку природы и должны быть неумолимо подвергнуты проверке экспериментом. Чудес больше нет. Мы являемся свидетелями зарождения новой науки. Кто настолько смел, чтобы предсказать, куда приведет научное изучение новой психологии и каковы будут результаты?

Ограничения человеческого зрения таковы, что глаз видит только вещи в узких границах, а за этими границами, по ту и по эту сторону, он ничего не видит. Тело можно сравнить с арфой из двух струн – зрительного нерва и слухового нерва. Один вид колебаний возбуждает первый, а другой – второй. Вот и вся история человеческого ощущения, которое даже уступает ощущению многих низших животных; например, некоторых насекомых, у которых нервы зрения и слуха более тонкие, чем у человека.

В природе существует не два, а десять, сто, тысяча видов движения или вибрации. Итак, из физической науки мы узнаем, что мы живем в мире, невидимом для нас, и что не невозможно, что на земле может жить класс существ, также невидимых для нас, наделенных совершенно иным видом чувств, так что нет способа, которым они могли бы дать нам знать о себе, если только они не могут проявить себя в действиях и способами, которые могут войти в диапазон нашего собственного порядка ощущений.

В присутствии таких истин, которые до сих пор едва были объявлены, насколько абсурдным и бесполезным кажется простое слепое отрицание! Когда мы сравниваем то немногое, что мы знаем, и узкие границы нашего диапазона восприятия с огромными размерами области знания, мы едва ли можем удержаться от вывода, что мы ничего не знаем и что все еще остается неизвестным. По какому праву мы произносим слово «невозможно» в присутствии фактов, подлинность которых мы доказываем, не будучи еще в состоянии обнаружить их причины?

Именно посредством научного изучения следствий мы приходим к определению причин. В классе исследований, которые мы объединяем под общим названием «Спиритуализм», факты существуют. Но никто не понимает метода их получения. Их существование, тем не менее, так же истинно, как и явления электричества.

Но что касается их понимания – почему, господа, никто не понимает биологию, физиологию, психологию. Что такое человеческое тело? Что такое мозг? Что такое абсолютное действие души или ума? Мы не знаем. И мы также ничего не знаем о сущности электричества или сущности света. Поэтому благоразумно наблюдать с беспристрастным суждением все такие вещи, как эти, и попытаться определить их причины, которые, возможно, различны и более многочисленны, чем когда-либо предполагалось до настоящего времени. 7

Можно видеть, что то, что я публично произнес, стоя на холме над могилой, в которую только что опустили гроб Аллана Кардека, ничем не отличается от чисто научной программы настоящей работы.

Я только что сказал, что в наших спиритических экспериментах использовались три метода. Я высказал свое мнение о первом (пишущие медиумы), основываясь на моих личных наблюдениях и не желая ослабить другие доказательства, если таковые имеются. Что касается второго (планшет), я познакомился с ним более подробно, особенно на сеансах г-жи де Жирарден в доме Виктора Гюго на острове Джерси. Он работает более независимо, чем первый метод; но он все еще является лишь продолжением, так сказать, руки и мозга. Третий метод – постукивание по столу, или типология; я имею в виду постукивания по столу – кажется мне еще более выразительным продолжением руки и мозга, и около сорока пяти лет назад я часто прибегал к этой форме эксперимента.

Удары по полу одной ногой стола, когда пишутся буквы, не имеют особой ценности. Малейшее давление может вызвать эти качели. Главный экспериментатор сам дает ответы, иногда не подозревая об этом.

Несколько человек собираются вокруг стола, кладут на него руки и ждут, что что-то произойдет. По истечении пяти, десяти, пятнадцати, двадцати минут, времени, зависящего от психической атмосферы и способностей эксперементаторов8, в столе раздаются стуки или сидящие помогают в движениях стола, который кажется одержимым. Почему был выбран стол? Потому что это единственный предмет мебели, вокруг которого обычно сидят люди. Иногда стол поднимают на одной или нескольких ножках и мягко раскачивают взад и вперед. Иногда он поднимается, как будто приклеенный к рукам, положенным на него, оставаясь подвешенным в воздухе две, три, пять, десять, двадцать секунд. Опять же, его прибивают к полу с такой силой, что он, кажется, весит вдвое или втрое больше обычного. В другое время, и обычно по требованию, он издает звук пилы, топора, пишущего карандаша и т. д. Здесь мы имеем материальные результаты, поддающиеся непосредственному наблюдению, и они неопровержимо доказывают существование неизвестной силы.

Эта сила является материальной силой в психическом классе. Если бы мы ограничили наше внимание слепыми бессмысленными движениями того или иного рода, связанными только с волей экспериментаторов и не поддающимися объяснению простым наложением их рук, мы могли бы увидеть доказательство существования новой неизвестной силы, объяснимой как преобразование нервной силы, органического электричества; и это было бы само по себе много. Но постукивания, производимые по столу или его ножкам, производятся в ответ на заданные вопросы. Поскольку мы знаем, что стол – всего лишь кусок дерева, когда мы задаем ему вопросы, мы на самом деле обращаемся к некоему ментальному агенту, который слышит и отвечает. Именно в этом классе явлений зародился современный спиритуализм; а именно, в Соединенных Штатах в 1848 году, когда сестры Фокс услышали звуки в своей комнате – стуки в стены и в мебель. Их отец, после нескольких месяцев досадного расследования, наконец, прибег к традиционной теории призраков и, адресуя свои вопросы стене, потребовал от невидимой вещи в ней каких-то объяснений. Эта вещь отвечала обычными постукиваниями на заданные вопросы и заявляла, что это дух бывшего владельца, когда-то убитого в этом самом доме. Дух просил молитв и захоронения его тела. (С этого времени ответы были организованы таким образом, что один стук в ответ на вопрос означал «да» , два – « нет» , а три – «решительное да» ).

Я спешу сразу же заметить, что выстукиваемые ответы ничего не доказывают и могли быть сделаны неосознанно самими сестрами Фокс, которых мы не можем считать разыгрывавшими небольшую комедию, поскольку производимые ими в стенах стуки ошеломляли и подавляли их больше, чем кого-либо другого. Гипотеза жонглирования и мистификации, дорогая некоторым критикам, не имеет ни малейшего применения к этому случаю, хотя я признаю, что стуки и движения часто производятся в качестве розыгрышей озорными людьми.

Конечно, есть невидимая причина, которая порождает эти стуки. Она внутри нас или вне нас? Возможно ли, что мы способны каким-то образом удваивать свою личность, не зная об этом, действовать посредством ментального внушения, отвечать на свои собственные вопросы, не подозревая об этом, производить материальные результаты, не осознавая этого? Или существует ли вокруг нас разумная среда или атмосфера, своего рода духовный космос? Или, опять же, возможно ли, что мы окружены невидимыми нечеловеческими существами – гномами, духами и домовыми (вокруг нас может быть неизвестный мир)? Или, наконец, возможно ли, что духи мертвых могут выживать, бродить взад и вперед и поддерживать с нами связь? Все эти гипотезы представляются нашему уму, и у нас нет научного абсолютного права отвергнуть любую из них.

Подъем стола, перемещение объекта можно приписать неизвестной силе, развиваемой нашей нервной системой или чем-то другим. По крайней мере, эти движения не доказывают существования разума, постороннего субъекту. Но когда кто-то называет буквы алфавита или указывает на них на листе картона, а стол, либо постукивая по дереву, либо левитируя, составляет внятное предложение, мы вынуждены приписать этот разумный эффект разумной причине. Этой причиной может быть сам медиум; и простейший способ, очевидно, предположить, что он сам выстукивает буквы. Но эксперименты можно организовать таким образом, что он не сможет этого сделать, даже бессознательно. Наша первая обязанность – сделать мошенничество невозможным.

Те, кто достаточно изучил этот предмет, знают, что обман не объясняет того, что они наблюдали. Конечно, на модных спиритических вечеринках люди иногда развлекаются. Особенно когда сеансы проходят в темноте, а чередование полов предусмотрено для того, чтобы «усилить флюиды», не так уж неслыханно, что джентльмены поддаются искушению временно забыть о цели встречи и разорвать установленную цепочку рук, чтобы начать другую по собственному желанию. Дамы и молодые девушки любят эти изменения в программе, и едва ли можно услышать жалобу. С другой стороны, за исключением модных вечеринок, на которые приглашают всех ради развлечения, более серьезные встречи часто не более безопасны; поскольку медиум, который, так или иначе, является заинтересованным лицом, стремится дать как можно больше – и что-то в придачу.

На листке своей старой записной книжки, которая только что мне попалась, я расположил спиритические вечера в следующем порядке, который, несомненно, несколько оригинален:

1. Любовные ласки. (Подобный упрек высказывался и против древних христианских любовных пиров или агапе .)

2. Шарлатанство медиумов, злоупотребляющих доверчивостью пациентов.

3. Некоторые серьезные исследователи.

В то время, о котором я только что говорил (1861-63), я принимал участие в качестве секретаря в экспериментах, проводившихся регулярно раз в неделю в салоне известного медиума, мадемуазель Юэ с улицы Мон-Табор. Медиумизм был, в некотором роде, ее ремеслом, и ее не раз вопиющим образом уличали в самых замечательных трюках. Соответственно, можно представить, что она довольно часто сама давала удары, ударяя ногами по ножкам стола. Но довольно часто мы также получали звуки пиления, рубанка, барабанного боя и ливня, которые она не могла бы имитировать. Не могло быть обманом и то, что стол крепко держался на полу. Что касается левитации стола, я уже говорил некоторое время назад, что, когда один из нас проявлял склонность сопротивляться рукой движению вверх, у него возникало впечатление, будто стол плывет по жидкости. Теперь трудно понять, как медиум мог добиться такого результата. Все происходило средь бела дня.

Сообщения, полученные на очень многих сеансах (несколько сотен), на которых я присутствовал, как в то время, так и после, всегда показывали мне, что результаты были в прямой зависимости от развития ума участников. Я, естественно, задавал очень много вопросов по астрономии. Ответы никогда не учили нас ничему новому; и, чтобы быть совершенно верным истине, я должен сказать, что если в этих экспериментах и действуют духи или независимые от нас существа, то они знают не больше, чем мы, о других мирах.

На встречах в салоне Мон-Табор обычно присутствовал выдающийся поэт П. Ф. Матье, и поэтому мы иногда получали очень красивые стихотворные отрывки, которые, я уверен, он сам не создавал сознательно; поскольку, как и все мы, он был там, чтобы учиться. Господин Жубер, вице-президент гражданского суда Каркассона, опубликовал работу под названием « Различные басни и поэмы» одного спиритического рэпера , которая несет на себе свидетельство того, что это всего лишь отражение его обычных мыслей. На наших встречах с нами были христианские философы. Соответственно, стол диктовал нам прекрасные мысли, подписанные «Паскаль», «Фенелон», «Винсент де Поль» и «Святая Тереза». Один дух, подписавшийся «Бальтазар Гримо де ла Рейньер», диктовал забавные диссертации по искусству кулинарии. Его специальностью было заставить тяжелый стол танцевать во всех видах изгибов. Иногда появлялся Рабле, все еще любивший ароматы вкусных яств, как в старые времена. Некоторые духи с удовольствием совершали tours de force в криптологии (тайнописи). Ниже приведены образцы этих сообщений, связанных со стуком по столу. Первый из вульгарной версии Библии, Евангелия от Иоанна iii. 8:

«Spiritus ubi vult spirat; et vocem ejus audis, sed nescis unde veniat aut quo vadat. Sic est omnis qui natus est ex Spiritu». («Ветер дышит, где хочет, и голос его слышишь, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа».)

«Дорогая сестренка, я здесь и вижу, что ты так же хороша, как и всегда. Ты медиум. Я пойду к тебе с большой радостью. Передай моей матери, что ее дорогая дочь любит ее от этого мира. 9

"Луиза."

Кто-то спросил одного из духов, может ли он с помощью постукивания указать слова, выгравированные внутри ее кольца. Ответ был:

«Я люблю, чтобы меня любили так же, как я люблю, когда я люблю».

Один из членов компании заподозрил, что стол, за которым мы сидели, мог скрывать часть механизма для производства стуков. Соответственно, одно из предложений было продиктовано стуками, произведенными в воздухе .

Вот еще одна серия:

«Je suis ung ioyeux compaignon qui vous esmarveilleray avecques mes discours, je ne suis pas ung Esperict matéologien, je Vestiray Non liripipion et je diray: Beuvez l'eaue de la Cave, poy plus, poy moins, serez content.

«Алкофрибаз Назиер».

(«Я весельчак, который поразит вас своей речью. Я не пустословящий дух. Я надену капюшон своего выпускника и скажу: пейте воду из вашего погреба [вино], – не больше и не меньше. Будьте довольны».

"Франсуа Рабле".) 10

Возникла довольно оживленная дискуссия по поводу этого неожиданного визита, – и языка, который некоторые присутствовавшие эрудированные лица сочли не чисто раблезианским. После чего стол застучал:

«Bons enfants estes de vous esgousiller à ceste besterie. Mieux vault que beuviez froid que parliez chaud».

«Рабле».

(«Вы просто младенцы, раз ревёте до хрипоты из-за этой дерзости. Лучше выпить горячего, чем говорить горячо.)

«Ликование и Рождество! Господин Сатана умер, и мертвый мужчина. Хорошо женаты монахи, монахи, фанатики и кагоцы, кармелиты Chaulx и Déchaulx, papelards и frocards, митре и капюшоны: vécy без мужества, Esperictz уничтожили их Больше не будете вас жарить и палить в монастырских котлах и жаровнях. дьявольский этот папский и клерикальный вздор. Бог благ, справедлив и милостив, говорит он своим малым детям: любите друг друга и прощайте его в покаянии!

(«Ура веселой жизни! Господин Сатана мертв, мертв как дверной гвоздь. Монахи и чертовы монахи женаты, – фанатики и ханжи, обутые и босые кармелиты, лицемеры и рясы, митры и капюшоны. Вот они стоят, дрожа на своих местах; Духи свергли их с престола. Исчезли жарки и варки супов в голландских печах Дьявола и в монастырских котлах. Напасть на этих пошлых сказок о папе и священнике! Бог добр, справедлив и полон жалости. Он говорит своим маленьким детям: «Любите друг друга»; и он прощает кающихся. Великий дьявол в аду мертв. Ура Богу!»)

Вот еще одна серия:

«Suov ruop eretsym nu sruojuot tnores emêm srueisulp; erdnerpmoc ed simrep erocne sap tse suov en li uq snoitseuq sedridnoforppa ruop tirpse'l sap retnemruot suov en. Liesnoc nob nu zevius».

«Suov imrap engèr en edrocsid ed tirpse'l siamaj euq».

«Arevelé suov ueid te serèrf sov imrap sreinred sel zeyos;

Эти предложения следует читать задом наперед, начиная с конца. Кто-то спросил: «Почему ты так продиктовал?» Ответ был:

«Чтобы дать вам новые и неожиданные доказательства».

Прочитав задом наперед, эти русские предложения представляют собой следующие предложения:

«Тот, кто возвышает себя, будет унижен, а тот, кто смиряет себя, будет возвышен последним среди братьев твоих, и Бог возвысит тебя».

«Пусть никогда не царит среди вас дух раздора».

«Suivez un bon conseil. Ne vous Tourmenter pas l'esprit pour approfondir des Qu'il ne vous est pas encore permis de comprendre; plusieurs même seront toujours un mystère pour vous».

(«Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя возвысится! Будь наименьшим между братьями твоими, и вознесет тебя Бог».

«Никогда не позволяйте духу раздора царить среди вас».

«Следуйте доброму совету. Не терзайте свой ум, пытаясь постичь вопросы, которые вам еще не позволено постичь: некоторые из них навсегда останутся для вас загадкой».)

Вот еще один пример другого рода:

«Acmairsvnoouussevtoeussbaoinmsoentsfbiideenlteosuss».

«Sloeysepzruintissaeinndtiesuetuesnudrrvaosuessmaairlises».

Я спросил, что означает это странное и зловещее нагромождение букв. Ответ был:

«Чтобы победить сомнения, читайте, пропуская каждую вторую букву».

Такая аранжировка с использованием пропущенных букв поочередно во второй и четвертой строках дает четыре следующих стиха:

«Amis, nous vous aimons bien tous,

Car vous êtes bons et fidèles.

Soyez unis en Dieu: sur vous

L'Esprit-Saint étendra ses ailes».


(«Друзья, мы всех вас любим,

Ибо вы добры и верны.

Будьте едины в Боге: над вами

Дух Святой расправит свои крылья».)

Это достаточно невинно, конечно и без особых поэтических претензий. Но надо признать, что этот метод диктовки довольно труден. 11

Кто-то говорил о человеческих планах. Таблица диктовала следующее: 12

«Когда сияющее солнце рассеивает звезды, знаете ли вы, о смертные люди, увидите ли вы вечер того дня? И когда мрачные завесы ночи спадут с неба, можете ли вы сказать, увидите ли вы рассвет следующего утра?»

Другой человек спросил: «Что такое вера?»

«Вера? Это благословенное поле, которое приносит превосходный урожай, и каждый работник может собирать его и собирать в свое удовольствие и нести домой свои снопы».

Вот три прозаических диктанта:

«Наука – это лес, где одни прокладывают дороги, где многие теряются, и где все видят, как границы леса отступают так же быстро, как они продвигаются вперед».

«Бог не освещает мир молниями и метеорами. Он мирно направляет в их пути ночные звезды, которые наполняют небо своим светом. Так божественные откровения сменяют друг друга в порядке, разуме и гармонии».

«Религия и Дружба – близнецы-спутники, которые помогают нам пройти трудный жизненный путь».

Я не могу отказаться от удовольствия вставить здесь, в конце этой главы, басню, продиктованную, как и другие, постукиванием по столу и присланную мне г-ном Жубером, вице-президентом гражданского трибунала Каркассона. Некоторые могут усомниться в ее настроении; но разве центральный принцип не применим13 ко всем эпохам и всем правительствам: разве « пришельцы »14 не принадлежат всем временам?

КОРОЛЬ И КРЕСТЬЯНИН

Король, осквернивший общественные свободы, двадцать лет утолявший жажду кровью еретиков; ожидающий тихого покоя палача на склоне своих дней; дряхлый, пресыщенный прелюбодейными любовными связями; этот король, это надменное чудовище, из которого они сделали великого человека, – короче, Людовик Четырнадцатый, если я должен его назвать, – однажды проветривал под лиственными сводами своих обширных садов своего Скаррона, свой позор и свои беды. Пришла благородная группа придворных лакеев. Каждый из них сразу же потерял по меньшей мере шесть дюймов своего роста. Пажи, графы, маркизы, герцоги, принцы, маршалы, министры низко кланялись оскорбительным соперникам, ставленникам короля. Важные магистраты выражали свое глубокое почтение, каждый смиреннее просителя аудиенции. Приятно было видеть, как ленты, кресты и украшения на их вышитых кафтанах все время отступали назад. Всегда и всегда это позорное кланяние, шарканье и раболепие. Хотел бы я проснуться однажды утром императором, чтобы ужалить хлыстом хребет льстеца. Но смотрите! один, противостоя деспоту, но не опуская головы, прокладывая себе медленный путь, скромный, одетый в грубую домотканую одежду, идет некто, кажущийся крестьянином, может быть, философом, и проходит мимо групп наглых придворных. «Ох», воскликнул король в большом удивлении, «почему вы один противостоите мне, не преклонив колена?» «Сир», сказал незнакомец, «должен ли я быть откровенным? Это потому, что я один здесь ничего не жду от вас».

Если мы остановимся и подумаем, как создавались эти предложения, фразы и различные отрывки литературы, буква за буквой, стук за стук, следуя алфавиту, который читался, мы оценим сложность этого дела. Стук производится либо внутри дерева стола (вибрации которого ощутимы), либо в каком-то другом предмете мебели, или даже в воздухе. Стол, как я уже сказал, живой, беременный своего рода мгновенной жизненной силой. Мелодии известных арий, звуки пиления и мастерской, и грохот выстрелов могут быть извлечены из него. Иногда он становится таким легким, что на мгновение парит в воздухе, затем таким тяжелым, что два человека едва могут поднять его с пола или сдвинуть с места. Вы должны иметь в своем сознании отчетливую картину всех этих проявлений – часто, без сомнения, ребяческих, иногда вульгарных и гротескных, но поразительных по своему методу действия, – если вы хотите точно понять явления и осознать, что находитесь в присутствии неизвестного элемента, который не могут объяснить жонглирование и фокусы.

Некоторые люди могут двигать пальцами ног по отдельности и хрустеть суставами. Если бы мы допустили, что диктанты, по комбинациям букв (приведенные выше), были составлены заранее, выучены наизусть и, таким образом, прочитаны, то дело было бы достаточно простым. Но эта особая способность встречается очень редко и не объясняет шумы в столе, вибрации которого ощущаются руками. Опять же, можно было бы представить себе медиума, постукивающего ногой по ножкам стола и таким образом строящего такие предложения, какие ему заблагорассудится. Но для того, чтобы запомнить точное расположение букв (поскольку у него нет меморандума перед глазами), медиуму потребовалась бы замечательная память, и, кроме того, эти любопытные диктанты были получены точно так же в избранных компаниях, где никто не стал бы мошенничать.

Что касается теории, что духи выдающихся людей общаются с экспериментаторами, то само утверждение этой гипотезы показывает ее абсурдность. Представьте себе столоверча, вызывающего из необъятных глубин духов Павла или Святого Августина, Архимеда или Ньютона, Пифагора или Коперника, Леонардо да Винчи или Уильяма Гершеля и принимающего их диктовки изнутри стола!

На страницу:
4 из 9