bannerbanner
Парадокс диалектики
Парадокс диалектики

Полная версия

Парадокс диалектики

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 10

Если признавать субъективность как нечто нематериальное, как это делают идеалисты или сторонники соотнесения типа рассуждений, изложенных в известной моногрпфии «Материя и субъективность», тогда понятно, что это непрерывность, у которой нет ни временного фактора, ни структуры. А сама субъективность имеет априорный или трансцентдентный характер. Дуалистические подходы к субъективности не отвечают на вопрос структуры однозначно, поэтому в отношении таких концепций непонятно: что, где и откуда взялось, и как оно сосуществует с миром.

Диалектические каноны субъективности полагают связь материального и нематериального, прерывного и непрерывного. В этом отношении можно лишь весьма условно говорить о структуре субъективности. Поскольку сама структуризация находится в процессе постоянного развития и изменения. Целесообразно вычленять из общего понятия два «полюса», находящихся в диалектической связке: динамические структуры и статические образы. Первые из них представляют собой подвижные атомные, супрамолекулярные, конгломератные структуры, которые находятся в непрерывном обновлении и развитии за счет непрерывной же материализации идеальных тенденций и направлений. Это процессы: осмысления, рефлексии, представления, страха и тому подобное.

Вторые – статические образы, структуры фиксированные, материальные: результат сенсорного воздействия. А также результат страха – нервные неконтролируемые движения, напряженность. Может быть, это результат представления или воления с обязательным поступком, пусть микроскопическим. Результат ментальных образов, например, в виде желания с соответствующим материальным фоном непременно оторван от процесса мира и созидания. Это ли не причуды парадоксальной диалектики субъективности?

По механизму действия структурирование субъективностей имеет сквозной диалектический вид, отходящий от целостности существования самого субъекта. Если идеальное непрерывное находится в направленном равновесии с некоей дискретностью, то оно, пусть где-то, но обязательно материализуется. Даже с учетом возможных виртуальных полуматериализованных образований, которые в конечном счете становятся участниками сквозных процессов материализации-дематериализации. Необходимо добавить, что на субъект изначально действуют нематериальные факторы. Например, поток так называемой "биосоциальной связи" –представленная социумом информация, которую нужно осознавать, усваивать или нет, но обязательно отвечать действием в виде материального структурного элемента – поступка.

Кроме этого на субъект в его субъективности действуют незримые связи объективных отборов, в том числе социальных, помимо физического (развития) и физиологического (адаптивного). Эти отборы призывают участвовать в сотворчестве существования. Они задают определенную направленность развития, которую по своему усмотрению, с учетом своей «самости» осуществляет сам субъект. На субъект постоянно действуют и материальные чувственные связи. Сенсоры мозга непрерывно получают и рассылают сигналы, как для материализации (поступков), так и для ответа на запросы нематериального процесса мира через осознание и рефлексию в самих субъективностях.

Отличие представленного от чувственного в диалектической концепции субъективности не имеет смысла, поскольку они «работают» в одной сквозной связке типа: процесс-явление. При этом одни структуры непрерывно трансформируются в другие. Это означает, что структуры субъективности как таковой в строгом философском значение быть не может без связи с миром. Поскольку имеется континуум мельчайших структур, уходящих в бесконечность по количеству. Этим они отходят от материальных канонов и приближаются к динамическим структурам, которые, собственно, и являют континуум структурирования целостности..

Диалектика существования утверждает действие субъективностей во всем сущем в виде конформной системы сил и направленностей в каждой точке пространства и времени. Однако в последнее время стал особенно заметным парадокс "вырождения субъективности" в человеческом сообществе. Речь идет о осознанном искажении базовых фундаментальных функционалов личностной и социальной субъективностей, которые стали приобретать черты определенной аффективности относительно мира и бытия. При этом общечеловеческие ценности начали искажаться, особенно со стороны социальной субъективности вместе с причудами субъектов.

Диалектика устанавливает субъективность в качестве своего исполнительного механизма путем парадоксальной связи процесса объективного и субъективной сферы. Причем субъективности имеются и действуют во всех уголках сущего. Материю бессмысленно отрывать от субъективности. Более того, она диалектически входит в "состав" субъективности. Это не символизм диалектики, а непреложный факт существования субъективностей. Всякий символ – это цифра в диалектическом понимании, он всегда связан с континуумом движения. Однако сама цифра постоянно уходит из фиксированной дискретности в процессе ее утверждения. Равно тому: дух не может быть основан чем-то конкретным, материальным. Материя сама по себе есть лишь субъективное выражение субъективности – субъективный продукт процесса объективного в их связи.

Грань пространства и времени проходит через процесс существования. Диалектически это объяснимо тем, что время не устанавливает пространства, а пространство не мешает развитию вне времени. Их диалектическая связь подробна целостности сообщества, благодаря социальной субъективности, которая связана в "тройственный союз" с личностными и природными субъективностями.

Диалектика существования преодолевает субграницы пространства и времени только потому, что она не оставляет места для относительности и немира. Хотя относительность свойственна субъективностям, но лишь для того, чтобы найти максимально приближенное к истине действие. Парадоксальность мира заключается даже не в том, что он не может не существовать диалектическим путем, а в том, что он существует в диалектическом процессе существования как единая целостность в связке субъективностей.

Диалектика существования общества также выражается в действиях связки субъективностей личностных, социальных и природных. Однако это вовсе не выражение пресловутой "всеобщей связи", а факт связи всеобщего. Например, искусственный интеллект не может существовать без человека, к тому же у него отсутствует диалектическая направленность на созидание. Причина тому отсутствие субъективности, даже никакие всеобшности, усложненные до бесконечности механизмы не исправят этого принципиального недостатка.

Диалектика не может быть материалистической, дуалистической или идеалистической. Это выражение способа существования, когда события и процессы, большие и малые уходят в бесконечность, в которой субъективное связывается парадоксальным образом с объективным. Такая неизбежная связь – результат существования субъективностей. Есть диалектика оживления духа материей, но есть и обратная связка, когда материя призвана оживлять дух. Только совместно и диалектически можно их рассматривать и применять. Однако всякое оживление парадоксальное по существу. Оно происходит за счет парадоксального "духа истории".. Так происходит диалектизация человека и осмысление его места в мире. Субъективность это прежде всего осмысление с помощью рефлексии. Вместе они закладывают основы диалектики.


1.9. Труженица рефлексия

Рефлексия это рабочий инструмент всякой субъективности: личностной, социальной или природной. Причем, вне зависимости от ее специфики: научной, философской, психологической, экономической, политической, учебной и др. Рефлексии посвящено множество исследований разного рода, в том числе определение ее механизмов, поэтому нет смысла повторять уже найденное. Ясно одно: рефлексия это антилогика в поиске оптимального решения. То есть – выработка необходимой корректировки того, что должно быть в реалиях того, что есть и что будет.

Диалектика существования утверждает парадоксальность рефлексии в том, что она пытается увидеть невидимое в принципе, имея в виду истину как некий процессный абсолют. При этом она сглаживает девиации субъективной сферы относительно процесса объективного для лучшего существования имеющейся диалектической целостности. Необходимо отметить, что эта труженица работает день и ночь в непрерывном режиме, охватывая все сущее своими диалектическими вопросами и ответами при осмыслении данного мгновения.

Существование сущего основано на точечном физическом отборе – инструменте всеобщности. Рефлексия действенный инструмент субъективностей в ходе глобализации. Она субъективно реализует объективные направленности, организуя их и направляя по оптимальной траектории. Собственно, рефлексирование это оптимизация существования. Рефлексия структуризации обуславливает осуществление законов симметрии и сохранения энергии и движения, актуализируя платформу динамических структур.

Рефлексия физическая, точечная обеспечивает максимальную оптимизацию и ее скорость с входом новой материи в существующие структуры. Существование это не аргумент и не функция, но это одновременно то и другое. Рефлексия непрерывно пытается их связать воедино. Но не всегда это получается по причине неизбежных субъективных отклонений от абсолюта.

Точечное взаимодействие использует рефлексию в качестве важнейшего инструмента субъективности. Она имеет смысл необходимости реализации матрицы связи процесса объективного и сферы субъективного. Но она не обладает природой, поскольку это процесс связи ментального и чувственного в поиске оптимального подхода к смыслу. Процессы глобализации вообще не имеют и не могут иметь природу в бытийном ее понимании, поскольку последнее не может полностью формализовать процесс существования. Тем более что многие исследователи рассматривают ее как некую вещность, например, как способность описывать «содержание собственной сферы субъективного». Однако ее лучше не «описывать», а применять. Тогда реальные черты точечного взаимодействия не будут заслонять вторичное или потенциальное. Тем самым, отрывая чувственную «составляющую» субъективности от внечувственной (ментальной).

Неправомерно выглядят попытки соотносить, якобы, «части» рефлексии, такие как чувственная и направленная на смыслы. Равносильно тому выглядит глобализация точки, как поиск некоторой смысловой единицы с помощью рефлексии. Единица, количественность без качества это принадлежность материалистических утопий. Равно выглядит предусмотренность для случая рефлексии промежуточного этапа в виде развертки смыслов.

Так называемая «чувственная» рефлексия, если она смогла бы иметь место, так или иначе, выходила бы на смыслы объективного – того, что должно быть.. Мышление в некотором отношении тождественно рефлексии, если подразумевать под ним только идеальную связь в виде слов, информации, символов. Но мышление, как понятие, гораздо шире, оно призвано захватывать действие. В этом отношении оно тождественно точечному объективному отбору в его развитии вкупе со структурной самоорганизацией извне.

Понятно, что рефлексию нельзя приравнивать к некоему акту, например, познания, или к «средству, позволяющему сообщить смысл вовне». Субъект рефлексии в человеческом сообществе есть личность как связка «Я»-«Не-Я», которая мыслит, а не некоторое «трансцендентное «Я». Смыслы как сверхчувственные абстракции абсолюта не могут быть предметом рефлексии. Скорее, наоборот: рефлексия имеет предметность смыслов, но не их природу. Ее «природа» исчезает в бесконечности поиска истины и конструировании моделей оптимальных поступков. Рефлексия в некотором отношении есть средство познания, а не изменение формы «знания себя» в знание для себя. Знание вообще застывший и избитый термин, который без процесса применения не принимает смысл.

Рефлексия, как инструмент точечной и структурной оптимизации процесса диалектического существования предусматривает оптимизацию диалектических равновесий субъективностей. Процессы осмысливания с ее помощью не завершаются только на «стадии» максимального приближения к актуальному или чистому смыслу. Рефлексия как инструмент нужна вовсе не для того, чтобы передавать свои мысли окружающим. Она необходима для «хорошести» действий, чтобы не попасть субъекту в зону действия коррелятов аффектации. Для принятия решения недостаточно просто субъективного знания или «остановленного» смысла – нужен учет возможностей связи субъективной сферы с процессом объективного. Благодаря рефлексии происходит соединение «Я-для себя» и «Я-для других». Но это не передача мыслей, а оценка возможностей связи для принятия нужного решения.

Оптимизация рефлексивной точки в ходе своей диалектизации не может обходиться без рефлексии с ее оптимизацией моделей актуализации. Известный феномен «задержки осознанного выбора», очевидно, мало целесообразно использовать, якобы, для утверждения природы рефлексии. Хотя бы в виде непосредственного самосознания с помощью «внешней петли обратной связи». Конечно, обратная связь не может не существовать, если имеется налицо связь прямая. Ну и что? Есть задержка выбора. Но осознание решения это еще, отнюдь, не решение к действию. Рефлексии даже после приближения к смыслу точечного взаимодействия необходима процедура связи с осознанием, поскольку последняя должна быть уравновешена с осмысливанием.

Основное средство рефлексии в ходе точечной глобализации личностной субъективности это не вербальные или символовые, а образные выражения мысли. Рефлексия становилась в развитии субъекта вместе с символизмом и вербализмом. Но она опережала их в действии как средство контроля и передачи информации о диалектизации. Действие: образно – для себя, вербально – для других, этот принцип рефлексии не может оставаться незамеченным.

Однако следует признать неправомерным вычленение из рефлексии дорефлексивных и чисто рефлексивных актов. Первое из них, бессознательное действие в сумме со вторым – осознательным наведением субъективно-объективной точечной связи, – представляет собой не что иное, как рефлекс по Сеченову. То есть, его «рефлекторную дугу» как символ материалистического понимания точечной субъективности. В диалектическом отношении следует признать наличие единого, сквозного процесса рефлексии без дифференциации и связи его с дискретными «средствами». Но сама «рефлекторная дуга» это не природа рефлексии, а ее материальное следствие диалектизации точки. Личностная субъективность пронизана точечной глобализацией, особенно в процессе объективного, смыслового выражения.

Способность осознания точки проявляется постоянно в процессах осознания субъектом своего «Я»-«Не-Я», а не только как способность к самоописанию. Связь между идеальным и материальным может быть осуществлена только при условии поляризации сущности. Это возможно лишь в условиях диалектической концепции точечного развития. Понятно, что рефлексия – частный процесс связи материального и идеального с целью осуществления направленности развития, идеализации материи с участием субъективности. То есть, общего процесса точечной связи материального и идеального.

Действия процесса диалектического существования точки происходят по обычной схеме: точечный феномен – философская точка – рефлексия возможного с оптимизацией модели будущего – реализация выбранной модели. Из этой схемы можно увидеть активное участие сферы субъективного и пассивное влияние процесса объективного. По сути, рефлексия это процесс получения новой информации и учет ее в действии (развитии). Точечные процессы, как правило, бесприродны, поскольку непрерывны и не имеют «хвостов». А вот тенденции развития постоянно имеют место, они влияют на ментальные процессы и образы. Однако можно ли назвать тенденцию природой?

Диалектика предусатривает совмещение несовместимого. То есть обуславливает парадоксальное мышление. Диалектическое мышление парадоксально, но оно дает понимание процессам мира и его существования за счет рефлексивных актов, приближающих нас к истинному положению дел. Рефлексия диалектики существования раскрывает картину мироздания, которую невозможно увидеть с позиций монизма или дуализма. Они в принципе нежизнеспособны и не могут осветить вопросы существования. Например, закон объективного опережающего развития духовной сферы при субъективном исполнении приоритетов социального развития может исполняться лишь в диалектическом ракурсе.

Диалектика это мировоззрение. исходящее из фундаментальных канонов существования парадоксальной субъективно-объективной целостности. Законы диалектики диктуют необходимость целостности существования, когда помыслы и поступки, тенденции и действия уравновешены и даже тождественны в развитии. Целостность существует благодаря ее субъективности во главе с рефлексией. Рефлексия есть основа парадоксации и диалектики. Она призвана связывать несвязываемые адепты, без них нет действия и существования вообще.

Давно известен диалектический парадокс в принципе его действия: мол-де: если это материальное, то оно не может быть диалектическим, значит, это не только материальное, оно включает в себя нематериальное. Например, можно утверждать, что нельзя войти в одну и ту же воду? Можно, попробуйте ее отличить и доказать. что это не та вода? Это классическая диалектика со времен Гераклита до сих пор имеет хождение в умах. что парадоксально и недиалектично в современных условиях. "Все гениальное просто", если подходить к нему парадоксально и диалектически с учетом ее рефлексивных особенностей.

Диалектика кроме прочего являет собой поиск парадоксов прежде, чем появлялась бы возможность их решения. Поиск парадоксов диалектики это добрая половина их решения и продолжения существования. В этом отношении диалектика должна представлять так называемое "свободное мышление", то есть рефлексию, направленную на оптимизацию связи объективного и субъективного. Тогда получается, что вынужденное отчуждение от самого себя основа диалектики и существования. Однако парадокс диалектики не только в том, что" историю делают не только люди" (по К. Марксу), но и их отношения, связи в соответствием с тенденциями диалектической самоорганизации. Эти отношения есть труженица рефлексия.

Понимание диалектических канонов вовсе не свидетельствует о том, что нужно уходить куда-то под землю или на небеса, в небытие парадоксального царства или мышления. Нет, диалектика представляет собой сугубо земное качество, но оно обязательно связано рефлексией и субъективностями с неземным, если рассматривать его лишь в субъективном ракурсе. Реально это связь ради существования. Можно задать вопрос: "Почему не приживается диалектика?" Потому что не принимается диалектика существования. Диалектика как способ разгадывания парадоксов требует парадоксального мышления, поскольку она сама есть основа становления и существования парадоксов. Значит, всякая абстракция или рефлексия это результат деятельности не только мозга, но и структур диалектического парадоксального толка, которые пока мало доступны.

Диалектика цивилизации основана на том, что мировое сообщество преследует социетальные цели, главным образом исходящие из материального интереса. Тогда как общество продвигает к актуализации цели социальные, преследующие мотивы очеловечивания. Такова диалектика, когда само существование не может быть недиалектичным, нерефлексивным и не направленным на созидание. Диалектическое мышление должно быть парадоксальным. Человек постоянно встает перед парадоксами и решает их через осмысливание, во многом благодаря рефлексии своей субъективности. Тогда диалектика есть процесс парадоксации бытия с целью осмысления и существования. Диалектический парадокс это рефлексивная недоосмысленность чего-либо, недоосмысленность собственной диалектизации, во многом это просто неразумие.

Рефлексивное знание о вещах и явлениях не может отражать их объективную сущность по причине его недиалектичности, а значит такое знание не может быть истинным. Однако это не агностицизм, а необходимость привлечения диалектического метода познания. Диалектические процессы цивилизационных потуг непосредственно связаны с субъективными цивилизаторными личностями. Однако это не мешает диалектическим канонах входить в мысли и действия. Они лежат подспудно в нас и мы частенько их даже не замечаем. Хотя действуем согласно ним, поскольку наши субъективности и рефлексии работают непрерывно, парадоксально связывая духовное и телесное в целостность существования.

Всякое знание должно быть диалектичным, отрефлексированным, осмысленным, а потому целостным. Оно должно быть уравновешено в своем приспособлении к миру, а не к изменениям его. Однако знание это не свод мертвой информации. Это больше выводы и тенденции, процессы. ведущие к разгадке диалектики парадоксов бытия и духа;. Диалектика призвана не изменять мир, а осознавать его фундаментальные основы. В этом ракурсе труженица рефлексия – главный помощник процессов познания истины.

Диалектика качества присуща всякой вещи или предмету неживой природы: внешне они неизменны, зато внутри бурлят жизнью. Живые существа выглядят подобно: внешнее неизменно, внутренний дух кипит и рефлексирует. Вот только рефлексируют они по разному. Если неживое опирается больше на случайное, то живое – на поиск осознанного. Уже поэтому разум в диалектическом выражении постоянно требует действия, иначе он или гаснет или отрывается от действительности. Подобное мы видим на примере современного глобального кризиса, который оказывается неразумным по причине своего "прихода"; прихода неразумного и рукотворного. Рефлексия отходит от жизни, если она становится недиалектичной. Тогда наступает кризис, прежде всего в духовной сфере. Активность той или иной личности во многом зависит от внешних мотивов, которые побуждают использовать диалектически осознанные объективные механизмы. Диалектика необходима. чтобы понимать их, а понимание или осмысливание невозможны без качественной рефлексии.


1.10. Контробратимость

  Диалектика существования утверждает внесистемность сущего в процессе существования, что равносильно необратимости. Более верно говорить о контробратимости, поскольку на кон ставятся устои современной философии с ее сомнениями относительно открытости или закрытости Вселенной. Какой Вселенной. Если лишь материальной, тогда она будет закрытой по нашему неразумия с субъективной точки зрения. Если открытой -тогда следует иметь в виду ее процессность и диалектическое его сопровождение. Вселенную до сих пор многие представляют материальным образованием, тем более, что согласно распространенной теории "Большого взрыва" у мироздания есть начало, значит будет и конец.

Контробратимость свидетельствует о невозможности обратимости в принципе. Она непрерывно проявляется и становится в субъективностях диалектического парадоксального толка уже потому, что всякий процесс не может быть ненаправленным, иначе он теряет свои качества движения. однако этот парадокс пока воспринимается с трудом из-за отсутствия у большинства исследователей диалектического мировоззрения. Например, И. Пригожин рассматривал свои системы состоянии крайней неравновесности. Эти системы должны были быть не экстремально редкими, а диалектическими и конформными, а потому необратимыми и парадоксальными. Контробратимость утверждает, что обратимость невозможна в принципе, поскольку мироздание характеризует свое существование диалектическим механизмом парадоксальной диалектики …

Проблема обратимости многие века волновала людей. Оно и понятно: если мироздание необратимо, тогда сущее устремляется в «дурную» бесконечность. А начала света не видится вовсе. Где конец бесконечности? Его нет в принципе. Однако он есть в субъективном рассмотрении, когда бесконечность искусственно обрывается на каком-то этапе. Если Мир обратим, тогда он рано или поздно либо вернется к своему началу, либо найдется конец света. Если обратимость уравновешена необратимостью, тогда наступает конец существования, конец света? Но почему находит смысл это «или – или»? Процесс в принципе необратим, то есть контробратим, тогда как явленное, сущностное обратимо. Тогда более корректно рассматривать объективно-субъективный вариант мироздания, когда сосуществуют (в точечной черной дыре?) два потока мировыражения: один – материализации, другой – дематериализации?

В таком случае смысл вопроса о необратимости или обратимости вообще теряется. Тем более бессмысленно рассматривать вопрос соотношения обратимости и необратимости. Необратимость существует всегда, как и обратимость, но это совершенно не означает, что они могут выражать начала и концы света? Конечно, неустойчивость в системе сил и направленностей присутствует постоянно. Но для этого служит уравновешивание самоорганизации. Однако нужно ли это ставить на вид, если постоянно имеет место направленное равновесие, а самоорганизация лишь устраняет отклонения от траектории развития. При направленном равновесии неизбежные дисбалансы играют роль необходимости контробратимости, они не случайны, а закономерны в ходе существования сущего.

Потоки сущности постоянно уравновешиваются даже при наличии необратимости или обратимости. Более важно то, что как осмысливается направленность развития этих дисбалансов. Понятно, что, например, материальная Вселенная существует в необратимом режиме уже немалые миллиарды лет. Но ее существование это лишь «часть» общей картины существования сущего. Вселенная это внешнее субъективное. Однако объективно внутри сущего идут изменения обратимого толка: звезды взрываются, обновляются или стареют и так далее? То есть реально не имеем ни необратимости, ни обратимости – есть уравновешенность, направленная самоорганизацией на существование, на постоянное развитие целостности. «Зигзаг» развития подтверждает этот факт, факт неизбежной контробратимости мироздания.

На страницу:
7 из 10