bannerbanner
Парадокс диалектики
Парадокс диалектики

Полная версия

Парадокс диалектики

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
10 из 10

Самоорганизацию природы в целом необходимо рассматривать в трех ипостасях: как внешнюю физическую самоорганизацию, как внешнюю структурную самоорганизацию, оживляющую природу, и как внутреннюю самоорганизацию человеческой личности. Физическая самоорганизация направляет на структурирование и существование, созидание, структурная самоорганизация оживляет материальные сгустки, внутренняя самоорганизация присуща человеку как ответ на внешнюю самоорганизацию в целях уравновешивания того, "что должно быть" тем, "что есть" и "что будет". Присущность диалектики природы к естественным процессам существования сущего можно ярко проследить на примере уравновешивания материи "темными субстанциями" или равновесием частиц и античастиц. Пр этом направленность природы на структурирование и созидание с ее необратимостью видна по отсутствию антиматерии как деструктивного элемента в ходе самоорганизации природы.

Немаловажный вопрос: если априорность объективной самоорганизации не гарантирует успеха существования природы, то зачем вообще такая априорность нужна? Да и находится ли она вне самоорганизации? Известно, что информация – диалектический процесс связи мотивов и интересов природы в ее субъективности под влиянием самоорганизации. Более того, информация входит в процесс самоорганизации природы. При этом тенденции самоорганизации природы как тенденции направленности Вселенной на созидание есть демонстрация торжества природы в истории. Тогда становится понятным смысл мироздания: мировой порядок устанавливать некому, кроме как, может быть, тенденцией самоорганизации природы.

Стремление природы к созиданию – существенный путь для существования вообще. Выбора нет, случайности субъективностей не решают главного, они сами вписываются в картину диалектики природы. Природа одновременно относительна объективного мироустройства и абсолютна в своем субъективном движении. Особенно по части реализации замыслов необходимой генеральной направленности в целостности с самоорганизационными процессами должного существования. Но относительность должна бы предусматривать ход исторических процессов как заведомую целостность с настоящим и будущим. К тому же постоянно происходит дифференциация жизни по диалектическим законам, а также известная конвергенция созидания и структурирования природы. Относительность в целом уводит от решения парадоксов и даже их нахождения необходимого для природы. Природа стремится к целостности в своем бесконечном диалектическом разнообразии;

Идея направленного равновесия глубока – она основа самоорганизации и диалектических парадоксов. Однако самоорганизует природу и мир диалектическая парадоксация как стремление природы к существованию в процессе существования. Отсюда необратимость мира и природы, и направленное равновесие "два в одном". Тем более, что, например, на Земле созидает не только природа. а то и вовсе не одна сама по себе, – это самоорганизация направляет все природное и живое на созидание и структуризацию. Конечно, вовсе не в отрыве от самой природы.

Главное отличие естественного, природного от искусственного, неживого и косного в том, что оно может использовать тенденцию самоорганизации на созидание. Например: искусственный интеллект при все уважении к нему не может этого делать. Тот же геном это двигатель , но в незаведенном состоянии. Человек должен оживить мир, а не надеяться на то, что мир сам оживит его. Для человечества и природы наиболее важны идеи, способные саморазвиваться, то есть идеи диалектического самоорганизационного качества, соответствующие тенденции самоорганизации природы. В отсутствии таких идей природы или общества наступают кризисы, поскольку диалектика жизни нарушается.

Один из парадоксов самоорганизации природы в том, что она насквозь диалектична. Причем, диалектична уже потому, что она существует в свете самоорганизации. При этом, например, идея некоей "абсолютной идеи" или "Мирового духа" основана на неказистом парадоксе неизбежного восстания на этой почве против самоорганизации природы. Законы сохранения или движения в природе исходят из глубин точечного и структурного взаимодействий, но они неизменно дополняются самой природой от необратимости. Обратимость мертва. она не сохраняет саму себя

Диалектика природы обретает силу в хаотизме сил субъективного свойства. которые противодействуют объективной направленности. Таков парадокс по отношению к самоорганизации природы, что она не может самостоятельно распоряжаться своим бытием. Хаотизация природы происходит непрерывно, но в довольно тесных рамках, которые устанавливаются целостность необходимого существования. Парадоксален сам диалектический путь к правде и истине существования и ее смыслам, но самоорганизация природы подталкивает человеческую цивилизацию к этому парадоксу..

Самоорганизация природы парадоксальным образом раздваивает мир, при этом структурирование опережает деструкцию. Это становление в рамках направленного равновесия сущего и ее природы. При этом иррациональные силы природы есть процессы существования ее, но в направлении противном самоорганизации и структурирования природы. В их качестве обычно выступают случайность природной субъективности и "заскоки" субъективности личной.

Диалектика природы утверждает: парадокс самоорганизации заключается уже в том, что все законы природы носят процессный характер. Поэтому в действиях они неопределенные и искажаются определенностью. Однако они есть тенденции существования и в фундаментальном отношении дают должную направленность бытия и природы. Так диалектика природы пророчит справедливую казнь процессам глобализации, прикрывающимся светлым именем объективного глобализма ("что должно быть") как процессом, якобы, диалектического существования природы при участии самоорганизации.


2.3. Природная субъективность

Субъективность природы исходит не из того, что она реальна или действительна, а из того, что она существует, во многом благодаря непрерывной поляризации и диалектической парадоксации. То есть она обусловлена природными фундаментальными процессами, отражаемые диалектическими принципами. Природная субъективность (механизм материализации и процесса существования) утверждает круговорот процессов мироздания: материализация сменяется дематериализацией диалектической парадоксации.

Например, в черных дырах – квантовых сверхмассивных или точечных – дематериализация в зоне аккреции сменяется материализацией в точке. Причем здесь мы видим так называемую "двойную диалектическую целостность": одна целостность реализуется между материей зоны аккреции и нематерией после "прохождения" философской точки. Вторая диалектическая целостность: в ней нематерия связана философской точкой с новой материей в джетах черных дыр.

Аналогично "работает" парадоксальная субъективность природы, когда поляризация непрерывно ведет процессы материализации и дематериализации в элементарной точечной субъективности с диалектической целостностью. Отсюда резюме: субъективность природы есть парадокс по определению. Она диалектически связывает объективное и субъективное. При этом реализуется механизм случайности за счет субъективных отклонений от того. что должно быть в ходе материализации со стороны самоорганизации природы. Причем, природная субъективность не может условно-рефлексивно действовать, случайность занимает важный и немалый сегмент ее деятельности в ходе процесса существования природы.

Природная рефлексия носит более примитивный характер, нежели личностная или социальная, поскольку она не имеет ментальной или социальной базы и разумных доминант. Становление природы носит выражение случайного действа, без возможности лавировать между закономерными направленностями. Отдельно предстоит освещать вопросы природной живой клетки, которая существует в целостности динамических и статических структур. Парадокс динамических структур в целом характерен для природных процессов в субъективности. У природы динамические структуры прибрели фору случайных структурных конкреций. Например, астрономические образования постоянно находятся в состоянии структурной неопределенности и процессах ее преодоления. Но существуют под действием точечного взаимодействия, направленного на созидание, обеспечивающее воспроизводство в ходе оживления структурным взаимодействием.

Если в самой субъективности нет и не может быть «тайных» уголков, в которые могла бы запрятаться нечто принципиально непознаваемое, то во внешнем и внутреннем мирах относительно субъекта такое трансцендирование возможно. Хотя само понимание трансцендирования как оперирование с чем-то сугубо неосознаваемым, мало применимо к современным процессам развития. Они неизбежно «доходят» до субъективности, участвуют в ее деятельности (ментальной, природной или сенсорной) и никого не заставляют задумываться над проблемой чисто трансцендентности как непознаваемости, как агностической стихии И. Канта.

Например: процессность, воспринимаемая субъективностью как явленность, бесконечность или непрерывность поиска истины или смыслов, объективность социума, биосоциальный поток, поток времени, тенденции развития, самоорганизация, объективные законы – все это трансцендентно лишь субъективно. Конечно, все функционалы одним «концом» входят в субъективность, но полностью формализовать субъективность их не может. Абсолютное по понятным причинам остается трансцендентным. Но оно недостижимо для субъективности лишь потому, что представляют собой образцы «дурной» бесконечности, основанной на математических канонах соотнесения. Во внешнем мире относительной трансцендентностью обладают законы природы, полное понимание процессов внутри Земли, законченные теории природных процессов, уходящие так или иначе в бесконечные корректировки; погодные процессы с их бесконечным круговоротом, который не могут полностью формализовать даже сверхмощные компьютеры. Вообще все случайное субъективности не удается вовремя осмыслить, также как субъекту принять против них превентивные меры.

Строение «сферы субъективного» теснейшим образом связано с проблемой структурирования сознания природы. При этом становится актуальным вопрос о наличии структуры субъективности вообще. Если признавать, как это делают материалисты, что сознание имеет материальную природу, тогда структура субъективного будет определяться теми «застывшими» проявлениями, которые давно уже бытуют в учебниках по психологии или философии. Это и чувственные образы от действия «рефлекторной дуги» Сеченова, и все остальное: внечувственное, но, тем не менее, материального, природного толка.

Если признавать природную субъективность как нечто нематериальное, как это делают идеалисты или сторонники соотнесения, изложенной в монографии «Материя и субъективность», тогда понятно, что это непрерывность, у которой нет ни временного фактора, ни структуры. Тогда сама природная субъективность приобретает априорный или трансцентдентный характер. Дуалистические подходы к субъективности природы не отвечают на вопрос структуры однозначно, поэтому в отношении таких концепций непонятно: что, где и откуда взялось, и как оно существует.

Диалектические каноны субъективности природы полагают связь материального и нематериального, прерывного и непрерывного. В этом отношении можно лишь весьма условно говорить о структуре субъективности, поскольку сама структуризация находится в процессе постоянного развития и изменения. Целесообразно вычленять из общего понятия два «полюса», находящихся в диалектической связке: динамические структуры и статические образы природы.

Первые из них представляют собой подвижные атомные, молекулярные, конгломератные природные структуры, которые находятся в непрерывном обновлении и развитии за счет непрерывной же материализации идеальных тенденций и направлений. Это процессы: осмысления, рефлексии, представления, случайности и другие. Вторые – структуры фиксированные, материальные: результат сенсорного воздействия; результат случайности ( неконтролируемые действия, напряженность природы в случае случайных катаклизмов). Результат представления с обязательным действием (пусть микроскопическим), результат природных образов, например, в виде пассионарности с соответствующим материальным фоном самих субъективностей.

Известно, что действительность субъективности начинается с ее поляризации под

действием объективных тенденций, которые заставляют «работать» осознание и рефлексию

более активно. С другой стороны, действительность есть характеристика существования

природы. Диалектическая позиция на этот счет однозначна: существовать может только

целостность. Когда мы говорим: «Мир – Существует», мы подразумеваем его действитель-

ность. Но такая «действительность» должна быть обусловлена глагольным действием в при-

родной субъективности. Если нечто «существует», – значит, в природной субъективности

постоянно что-то поляризуется и изменяется, согласно аксиоме невозможности неразвития.

Какие может совершать действия субъективность природы? Что касается ее «материальной части, то здесь все понятно: сенсоры постоянно улавливают электрические сигналы органов природной рефлексии и действуют. А субъективная «идеальность», которая составляет наиболее важную, разумную область существования – если она действует, то неуловимо-процессно. Можно ли здесь видеть действительность? Конечно, если учитывать, что чувственно бессмысленно отрывать от природного. Вся «сфера субъективного» есть субъективно-объективное образование, которая действительна в том отношении, что постоянно производятся процессы дематериализации и новой материализацию. Такая диалектическая актуализация субъективности пока плохо принимается исследователями, стоящими на классической материалистической платформе.

Не секрет, что все законы природы процессные – общие. Это значит, что они субъективно выполняются далеко не всегда. Отсюда и плутание современных понятий субъективности в потемках. Более того, если эти законы рассматриваются в субъективном «исполнении», то они неизбежно предполагают отрицание – хотя бы в виде соотнесения. Это сигнал слабости субъективного рассмотрения проблемы существования природы и ее действительности, только как материальных действий

Выходит, что эти законы недостаточно общие? Вовсе нет, это только так кажется субъективно. Объективно они, законы, не могут быть без проявления, а значит они объективно-субъективные феноноумены. И одного субъективного рассмотрения здесь мало. Так, закон сохранения энергии производен от закона неизбежности поляризации или связи. Это субъективно он кажется таковым, если замыкаться только на энергии или энтропии. Но если объективно эти законы не могут быть без проявления, без действия, значит они объективно-субъективные. Значит, они действую постоянно, а их сфера применения действительна. Законы природной субъективности диалектические (за неимением таковых в монистском варианте), они сквозные и предусматривают развитие, как в лоне материи, так и в русле объективных процессов.

Здесь необходимо уточнить еще раз: что представляет собой направленное равновесие развития субъективности. Оно означает вовсе не вектор, а тот факт, что существует процесс более высокого «уровня», а не только субъективный. Он даже более широкий, чем процесс связи процесса с явлением – это процесс развития этой связи, траектория развития. Ведь именно это образование трактуют как «аттрактор».

Процесс целостности материального и идеального в природной субъективности с качественным «переходом» от непрерывного к дискретному. Связать такие разнородные образования невозможно через некую субстанцию, поэтому переход 4-х мерного в трехмерное – это процесс с достижением бесконечности и замыканием ее на нуль (дискретизация непрерывного), при котором исчезают обычные параметры: пространство-время материи и амплитуда поляризации субъективного. Это процесс, поэтому в нем невозможно измерить ни непрерывное, ни дискретное.

Процесс идет объективно, он действителен, его возможно измерить, лишь остановив субъективно, через явления квантованной субстанции – появление пары частиц с материальной связью. Поэтому частицы появляются или исчезают парами. Отсюда смысл природных законов сохранения заряда, энергии и импульса. В этом смысл гравитации – что материя появляется с возникновением в субъективности материальной связи. А субъективность становится и действует с самых первых шагов субъекта.

Диалектика природы считает: основная причина зигзага развития природы, а не прямолинейная траектория заключается в том, что объективное действует непрерывно, а субъективное лишь дискретно может принимать систему диалектической направленности природы. Более того, субъективность реализует должное в основном правильно, но она не "видит" прерогативы, а вырабатывает траекторию в совместном существовании природы. Более того, субъективность включает материю в целостность диалектического существования путем парадоксальной связи. Ее всеобщность есть свидетельство повсеместности, а не связи материальных точек даже в полюсных размеров. Парадоксальность природы не имеет границ и времени, она бесконечна и непрерывна. Тогда имеем: нет и не может быть связи типа: "один со всеми", зато есть связь диалектическая "все в одном".

Диалектика природы это диалектика ее субъективности. Например, растение не может расти само по себе. Его субъективность случайно-закономерна: закономерное исходит от самоорганизации, тогда как случайное – от самого растения. Субъективность природы есть субъективно-объективный комплекс: целостность, где случайно закономерен сам процесс парадоксации диалектической сущности. Случайность проявления это результат деятельности субъективности природы в ответ на действие самоорганизации для обеспечения и существования путем целостной связи с ним.

Диалектичность и парадоксальность природы заложена уже в субъективностях человека, общества или природы, именно там происходит таинство связи несвязываемого. Однако такое таинство представляет собой недоразумение материалистического толка, когда само несвязываемое оказывается вне понятий о материи. То есть оно диалектично. Те самым парадокс без диалектического подхода обретает таинственность неразумия. Рефлексия природы должна быть парадоксальной, должна ухватывать и связывать несовместимое и несвязываемое субъективным оком.

Субъективность Вселенной и природы может выражаться лишь в направленности случайного, то есть: направленности хаоса в его диалектическом существовании как довесок целостной картины. Рефлексия природы в рамках ее диалектики предусматривает "оживление" материи под действием внешней структурной самоорганизации. Причем кроме "разбегания галактик" и процесса материального структурирования в ходе процесса существования, вплоть до точечных взаимодействий.

Можно предвосхитить вопрос, где у природы находится субъективность? В каждой точке материального субстрата, который сосуществует с внешней самоорганизацией. Конформность всегда парадоксальна, поскольку связана с диалектическим видением той или иной проблемы природы. Парадоксален результат действия рефлексии природы и ее субъективности. Он случаен и относителен по отношению к законам самоорганизации, поскольку отражает то, "что есть" относительно того, что "должно быть". Но он отличен от результатов рефлексии личностной или социальной субъективностей, которые формируют его с оглядкой на то, "что будет".

Диалектика природы предполагает целостную, парадоксальную связь личностных субъективностей с природной. Диалектика природы должна быть разумной и равно направленной на созидание парадоксов и их решение человеком. Природа ничего не создает сама, она сама становится непрерывно из необходимости следовать парадоксу направленного равновесия, который исходит из природной субъективности. Природа существует по законам необходимости. Однако тормозят их не законы случайности. Значит есть что-то помимо мира материального, природного. И это нечто не дает необходимости торжествовать диалектичной природе с его незаменимой и парадоксальной субъективностью.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
10 из 10