Полная версия
Парадокс диалектики
Евгений Грицаев
Парадокс диалектики
ГРИЦАЕВ ЕВГЕНИЙ ИЛЬИЧ
ПАРАДОКС ДИАЛЕКТИКИ
Комсомольск-на-Амуре 2024г.
Содержание
От автора.......................................................................................................................3
Часть 1. Парадоксальная диалектика..........................................................................6
Глава 1. Что такое диалектика.....................................................................................6
Глава 2. Диалектика природы......................................................................................83
Глава 3. Диалектика жизни..........................................................................................146
Глава 4. Диалектика социального...............................................................................195
Глава 5. Диалектика социетального............................................................................231
Часть 2. Диалектика парадокса....................................................................................260
Глава 6. Парадоксы истории.........................................................................................260
Глава 7. Парадоксы мироздания....................................................................................308
Глава 8. Парадоксы физические....................................................................................349
Глава 9. Парадоксы структурные..................................................................................371
Глава 10. Парадоксы существования.............................................................................393
От автора
Всякое явление природы, вещь или живое существо не могут не существовать, иначе они лишены связей и становятся кантовской "вещью в себе" – мертвой и закрытой системой. Однако как они могут существовать, если парадоксально не могут связывать несвязываемое? Тем не менее они существуют. Значит, они как-то связываются с неявленным. Им остается единственный путь – образовывать с нематериальным диалектическую целостность и существовать в процессе существования.
Тогда процесс такой связи выглядит наподобие рефлексии: личностной, когда человек думами связывает поступки, социальной. когда общество связывается с людьми, природной, когда случайное связано с закономерным. В общем случае природной рефлексии или природной субъективности, мир являет собой целостность с непременным участием диалектической связи (диалектической пары в действии). Тогда светлая" материя сосуществует с "темными субстанциями". Такое мы наблюдает в случае Вселенной с ее галактиками, которые непостижимым образом разбегаются.
Диалектика – парадоксальная наука. Она даже больше, чем наука, поскольку само мироздание диктует диалектические законы и существует по ним. Действительно, она связывает несвязывамое, например, процесс объективного и субъективную сферу в так называемых субъективностях. Последние можно расчленять на субъективности природы, общества и личностные. субъективности. Субъективности – это действующий исполнительный механизм парадоксации путем диалектизации, в том числе диалектизации человека в ходе его воспитания. взросления и образования в течении всей его жизни. Так развивается диалектическая связка телесного и духовного.
Более того, диалектика это наука, которая объясняет и осознает фундаментальные основы мироздания, его парадоксальность. Например. мы не можем не изменяться в непрерывном процессе жизни. Или попробуйте не думать – мысли приходят. якобы сами собой? Хотя это все тот же процесс диалектизации. Ребенок, например. не может не расти. Понятно. что помимо физического или физиологического, существует нечто, которое настолько глубоко связывается с ним, что их невозможно и даже бессмысленно отрывать друг от друга. Причем, это не данность, не априорность или "вещь в себе". Это такая парадоксальная целостность, которая только и может существовать, развиваться и изменяться.
Таков кардинальный парадокс диалектики, что она не только объясняет или писывает бытие или инобытие, но она связывает эти несвязываемые, казалось бы, начала в целостность путем диалектизации (материализации). Другой основной парадокс диалектики заключается в том, что всякая вещь, предмет, человек, общество. мир в целом могут существовать только в процессе существования. То есть связываться в целостность в процессе существования и связи. Так прослеживается диалектическая связь между явлением и процессом, между сущностью и процессом существования или между объективным и субъективным в их субъективностях. Такова современная диалектика, которая исходит из аксиоматики, что ничто не может несуществовать, и оно существует лишь в целостности нечто с процессом существования.
Парадокс диалектики проявляется уже в направленности мироздания на созидание, на развитие и существование, когда явление связывается с процессом. Они сосуществуют в так называемом "направленном равновесии", когда деструкция отстает от структурирования. Таковы процесс глобализации или самоорганизации. Это проявляется в направленности сущего на созидание в лице пресловутой и пока трудно понимаемой самоорганизации, которая охватывает все и вся, начиная от непрерывности "темных субстанций" и заканчивая миллиардолетней материальной Вселенной. В самом человеке постоянно происходит диалектизация – связь духовного (процесс объективного) и телесного (субъективная сфера) путем рефлексии. Например, социальная рефлексия направлена на оптимизацию государственности. Однако и здесь проявляется парадокс: социальность отрывается от государственности. Во многом этот важнейший фактор объясняется доминантами материального интереса в ущерб учебы и истории, самообразования и нравственности, красоты и духа.
Вместе с тем современная диалектика отходит от диалектики классической времен Г. Гегеля или К. Маркса, которая основывается на пресловутой "борьбе противоположностей" как основой всякого существования и развития. Если бы к тому же знать, кто или что обуславливает эту "борьбу" и образует противоположности. Как происходит "переход количества в качество"? Классическая диалектика этого не объясняет. а лишь констатирует этот неказистый факт. А ведь переходов как таковых в диалектических целостностях вообще не может быть. Другой вопрос, оставшийся без ответа: почему происходит отрицание, а не связь? Эти вопросы до сих пор классическая диалектика оставляет некими парадоксами от неразумия. Хотя новейший диалектический подход от "невозможности неразвития" вполне доступно объясняет эти принципы мироздания.
Парадоксы диалектики вполне разрешимы, если принимать во внимание факт целостной связи объективного и субъективного без отрыва их друг от друга. Оказывается, вся наша жизнь основана на диалектическом решении житейских парадоксов. не говоря уже о принципах и категориях мироздания. Более того, всякий парадокс несет в себе диалектическое решение. Да, диалектика парадоксальна, как и всякий акт существования сущего в процессе существования. Помимо этого, можно утверждать, что всякая парадоксальная и диалектическая связь – любое наше движение диалектическое и парадоксальное в принципе, поскольку постоянно и непрерывно связывает помысел (инстинкт) и действие (поступок).
В этом отношении аксиоматично выглядит утверждение. что вся наша жизнь – это цепь диалектических парадоксов, которые мы решаем по мере своих способностей и желаний, умом и действием. Причем, в их целостности – целостности материального и нематериального, объективного и субъективного. Диалектика парадоксальным образом связывает несвязываемое, но это вовсе не означает ее неземное происхождение, поскольку сами парадоксы образованы людьми лишь по причине их недиалектического восприятия действительности.
Часть 1. Парадоксальная диалектика.
Глава.1. Что такое диалектика.
1.1. Зеркало существования
Современная диалектика имеет ряд течений, качественно отличных в своих подходах к вопросу существования мироздания. В частности, можно вычленить из основного ядра новейшей диалектики такие доктрины, как "Все Мир", "Диалектика целостности", монолектические ветви, "Диалектика существования" и многие другие концепции далеко не всегда поддерживают законы и принципы классической диалектики Гегеля и диалектического материализма. В данной работе будут рассматриваться основы "Диалектики существования" в авторском изложении, кредо которой: "Сущее существует только в диалектической целостности с процессом существования". Именно ее целесообразно характеризовать как "парадоксальную диалектику". По тексту будем называть ее просто "диалектика", если не добавлены поясняющие ремарки..
Среди философских течений последнего времени диалектика занимает особое, можно сказать, фундаментальное место, поскольку связывает воедино материю и дух, субъективное и объективное. Именно такое сочетание нового качества отражает принципы существования в мире, а также раскрывает сам механизм действия, основанного на связи явлений субъективной сферы и процесса объективного (самоорганизации). Подобное парадоксальное взаимодействие можно охарактеризовать символом "два в одном", то есть: существование материи и духа в единой диалектической целостности в процессе сосуществования. Тогда как другие философские концепции, например, дуалистические, выражаются иначе – как "одно в двух", "или – или" (например "или частица или волна").
Принцип материализма можно описать формулой "одно в одном" (только материя). Кредо идеалистических выглядит как "одно в одном" (только дух). Религиозные обрядоверия характеризуются не иначе как "нуль в одном" (человек под Богом). Такая дифференциация философских течений наглядно показывает их силу и слабости.
Современная диалектика качественно отличается от своих предшественников. Так, классическая диалектика Г. Гегеля подразумевает знаменитую схему существования в виде: "тезис – антитезис – синтез", противопоставляя тем самым объект и субъект. В принципе это теоретическое утопическое учение, применимое лишь к гипотезам и теориям в науке с их противоречиями как основой существования. Диалектический материализм вообще не имеет диалектической основы, так как является по существу кондовым материализмом, кроме продвинутых гносеологических механизмов теории познания. Диалектика нового времени имеет принцип: +1 – (-1) = целостность парадоксального качества. Таким образом она связывает несвязываемое. Например: явление и процесс связываются через философскую точку с последующей материализацией типа "черной дыры" в процессе существования. Тогда можно привести формулу постнеклассической диалектики последних лет: "Сущее существует только в виде диалектической целостности в процессе существования". Этим закрепляется фундаментальное качество диалектики – отвечать механизму природных процессов мироздания.
Парадоксальная диалектика новейшего периода оперирует такими основополагающими категориями, как "невозможность неразвития", "направленное равновесие", "философская точка", субъективность, рефлексия, самоорганизация, диалектическая целостность. Невозможность неразвития исходит еще от идей древних мыслителей, которые утверждали, что мир не может не существовать. Принцип "направленного равновесия" характеризует объективную направленность существования на созидание и преимущественное структурирование в ущерб деструкции диалектической системы сил и направленностей. Философская точка известна как процесс связи материального и нематериального. Рефлексия есть главный инструмент функционирования субъективности – парадоксального образования, обеспечивающую материализацию. Самоорганизация выражает тенденцию существования, направленности на развитие и созидание. Диалектическая целостность это активная динамическая структура, которая в единственном парадоксальном виде несет свойство существования;
Ленинская трехзвенная формула познания истины "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике" есть прообраз функционирования субъективностей. Однако при этом более справедлив ее диалектический вариант: идеальное в целостности с материальным в процессе существования взаимно корректируют мысли и поступки. То есть идеальный сигнал (мышление) материализуется в действие, которое вызывает новое мышление. Далее происходит новая материализация в виде корректированного действия – и так далее до бесконечного приближения к истине. Тем более это справедливо в случае с человеком: он думает заведомо целенаправленно, а значит обычно идет не от чувственного, а от рационального, учитывая первое для корректировки уже выработанной модели действия. В случае социальной субъективности происходит учет действий на фоне объективной направленности (самоорганизации). Природная субъективность преобразует объективную направленность в свои действия. При этом велика роль случайного из-за постоянного внешнего воздействия, которое трудно купируется самой природой.
Время изменяет принципы науки, которая все больше углубляется в смыслы законов природы. Не составляют исключения и принципы философии. В этом отношении возникает необходимость уточнения так называемых законов классической и материалистической диалектики. Например, известный "Закон единства и борьбы противоположностей" следовало бы сформулировать как "Закон невозможности несуществования", который отмечает сохранение при бесконечности мироздания необходимые целостные связи. "Закон отрицания отрицания" целесообразно перефразировать в виде "Закона непрерывного направленного равновесия", который отражает направленность мира на созидание и самоорганизацию. "Закон перехода количества в качество" можно переформулировать на новый лад в виде "закона существования целостности в процессе существования", который заключает в себя все законы движения и сохранения.
Парадоксы диалектики существования в том, что она более моно-едина, нежели диа-раздвоена, потому может зеркально отражать бытие в ее ипостасях, наряду с целостностью мира. Диалектика это вообще не раздвоение единого, это единое связывание диалектическим образом в целостность существования. Диалектическая целостность отличается, прежде всего, тем, что она активна и существует, тогда как просто целостность или гегелевская "целокупность" не могут существовать сама по себе. Они чужды диалектике существования. Универсализм диалектики в том, что она соединяет частное и общее, того что должно быть и будет. Этим диалектика осуществляет отражение существования. Можно выделить шесть основных категорий диалектического существования.
Первый из них: неизбежность поляризации единого в целостность. Без поляризации не может ничего существовать, она равносильна наличию связи. «Вещь в себе», абсолют, нуль, ничто – вот образчики неполяризованности объектов. Если применить этот принцип, например, к самообразованию, то можно увидеть, что представленная информация, прежде чем она усвоится личностью, должна поляризоваться в диалектическую связку: представленное-усвоенное. Процесс связи при этом представляет собой собственно мышление или осознание. Тогда самообразование личности это процесс ее развития в связи с обществом, а самообразование общества – процесс его развития в связи с личностями.
Второй принцип диалектики существования: непрерывность рефлексий. Известно, что благодаря рефлексии происходит процесс связи материального с духовным, корректировка действий и поступков, их оптимизация. Тогда развитие необходимо рассматривать не как процесс движения или некоего роста, а как процесс связи. Ведь оно (развитие) имеет место в каждой рефлексии. Это и есть непрерывное образование, о котором в последнее время много говорят. Но это и есть самообразование, ведь любая непрерывность это процесс, в данном случае – процесс осмысления с последующим действием.
Непрерывность рефлексий можно продемонстрировать на примере оптимизации отражения существования в субъективностях, которую обычно разрывают на «части» и представляют их как бифуркации. В данном случае имеет место «зигзаг оптимизации», когда каждый последующий поступок личности все больше приближает его к оптимуму в виде траектории развития. Но поскольку траектория сама развивается в ходе взаимодействия в диалектической связке, то такое приближение носит асимптотический характер сходящегося ряда, а достижение самой траектории возможно лишь в бесконечности, то есть в процессе.
Третий принцип диалектики существования – направленное равновесие. Равновесие не может быть ненаправленным. В противном случае – это все тот же абсолют или застой, в недостижимости которого мы уже убедились. Направленность развития для личности – это ее интеллектуализация, направленность для общества – материализация. То есть направленное равновесие для личности постепенно смещается в сторону ее социализации, для общества – характеризуется скачком материализации (поскольку существует барьер квантования (материализации), исходящий из необходимости обретения новой протоматерией связей с существующей структурой).
Тогда направленность для всей диалектической связки единая – на развитие как на непрерывную «череду» материализаций-идеализаций. Для удобства оперирования (отталкиваясь от субъективного видения человека) целесообразно рассматривать направленность развития – на материализацию (которая одновременно является и идеализацией).
Поддерживать оптимальное равновесие между личностью и обществом очень трудно, поскольку имеют место множество факторов – явлений, которые обратной связью искажают процесс развития (субъективность случайного неслучайна). Особенно ярко в этом отношении выглядит так называемая «антирефлексия», когда личность своей обратной связью воздействует на неправомерные, как ей кажется, действия со стороны общества. Это отрицательная обратная связь. Антирефлексия обычно выливается в отчуждения личности от общества. Это явление настолько распространено, что стало постоянной болью для всех людей. Диалектика существования постоянно отражает внешнее и оптимизирует внутреннее.
Однако в условиях нынешней прагматической направленность субъективного руководства в лице государства (когда общество подменяется государством) проблема отчуждения не может быть разрешена – для этого нужна направленность на опережающее развитие духовности народа для обеспечения оптимального равновесия направленного развития. Направленное равновесие осуществляется по типовым схемам: для развития личности: явление (поступок) 1 – процесс – явление 2; для развития общества: процесс 1 – явление (закон) – процесс 2, для развития сущего: процесс – явление.
Четвертый принцип диалектики существования: действие объективных отборов. Напомним читателю, что необходимо рассматривать четыре объективных отбора: физический (точечный), структурный (физиологический или естественный), грегарный (общественный) и капитальный (материальный). Все эти отборы представляют собой процессы связи между материальным и идеальным (или духовным) в диалектической связке при ее развитии.
Первый из них всеобщий, основанный на действии философской точки и точечного взаимодействия. Второй – общеизвестный стереохимический или физиологический (естественный) отбор. Третий и четвертый – это отборы социальные. Грегарный отбор выражает процесс воздействия общества на личность при ее воспроизводстве – процесс очеловечивания. Капитальный отбор основан, в конечном счете, на материальном интересе личностей, выглядит как обратная связь от них, воздействующая на общество. Эта связь выливается в конце концов в переток капитала в рамках сообщества со стороны международного капитала туда, куда ему выгоднее. Это процесс расчеловечивания.
Два социальных отбора представляют собой диалектическую парадоксальную связку. Влияние объективных отборов на развитие огромно. Более того, именно они есть «исполнительный механизм» при осуществлении взаимодействия, поляризации и развития в диалектической связке личности с обществом. Пятый принцип существования – всеобщность связи. Он в комментариях не нуждается. Отметим лишь то, что именно он обуславливает аксиоматичность невозможности неразвития, то есть диалектического существования.
Шестой принцип существования: историчность. Это уникальный принцип, который еще далеко не в полной мере оценен. Он гласит: «То, что имеет историю, – развивается». Вся история мира указывает на этот принцип. Понятие историчности как категории развития не ново – оно показывает преемственность. Но не имманентную, как это мы видим в «диамате», а диалектическую – то есть имеющую существование сущего в процессе существования.
В диалектике как в зеркале отражаются процессы нашего бытия, которые мы воспринимаем как явления. Причем, делаем это часто – как априорное качество, не задумываясь о тех глубоких причинах, осмыслив которые можно избегать или минимизировать негативы. Парадоксы должны работать на людей в ходе их диалектического осмысливания окружающего мира;
Диалектика это наука о принципах существования целостности. Она наиболее полно раскрывает тайны природы. Однако у диалектики существования нужно учиться не в пример истории, которая так же должна учить, но учит пока плохо, особенно если у нее учиться не хотят. При этом вряд ли корректно сравнивать диалектический метод с методом проб и ошибок, поскольку он основан на направленном равновесии, который напрочь отсутствует у метода проб и ошибок, ведущего исследователя наугад.
Известный логик Карл Поппер в своей работе "Что такое диалектика" сравнивает диалектику и логику, отдавая предпочтение последней, как фундаментальной науке. Но он не осознавал главного: диалектика не описательная наука, а наука целостной связи в процессе парадоксального существования. Тогда как логика – математический метод соотнесения материального. Тем более, что диалектика не рассматривает составные комплексы, которые ей стремятся приписать. Не следует соотнесение явлений выдавать за диалектические противоречия. В диалектике нет противоречий, явления и процессы связаны в целостности рефлексией в ходе процесса существования.
Диалектика основана на четырех китах – объективных отборах: философской точке, философском заряде, грегарном очеловечивании, материальном расчеловечивании. Вместе они образуют равновесную самоорганизацию внешнюю и внутреннюю. Философская точка связывает объективное и субъективное в целостность, философский заряд – структурирует ее, грегарное очеловечивание становит личность, материальное расчеловечивание пассионарно устремляет личность на поиск, развитие и обретение материальных благ бытия. Следует уточнить, что всякое явление это процесс в существовании – и наоборот. Они совмещены в философской точке. Сама диалектика, само совмещение несовместимого – уже парадокс.
Диалектика призвана решать социальны вопросы через парадоксы жизни. Вряд ли целесообразно пенять при этом на трудность и незрелость политической обстановки или условиям экономической конъюнктуры. А в ходе диалектического отражения существования сякая сущность парадоксальна: в развитии, при оживлении или осмыслении. Связывание несвязываемого равносильно образованию целостности – парадокса диалектического типа два в одном;
Вместе с тем, диалектика – наука о существовании. Поскольку она фундаментальная и всеобщая, то имеет аксиоматические начала, переплетенные с онтологией бытия, которые в частностях могут точно определяться частными науками. Диалектика выражает мир процессов в целостности с их носителями. Это парадоксальный мир – тот, в котором мы живем, хотя считаем его лишь материальным бытием. Диалектика в узком виде – метод познания парадоксов бытия, она сама по себе парадоксальна, поскольку не укладывается в привычные жизненные рамки;
Под диалектикой в широком смысле следует понимать мировоззренческую позицию, исходящую из направленного равновесия целостного существования, необратимости процесса существования в ходе взаимодействия рефлексии как инструмента всеобщей парадоксальной диалектической связи объективного и субъективного, материи и духа. Диалектика свидетельствует, говоря о мироздании, что парадоксально не само явление или бытие, а тот комплекс обстоятельств, из которого его вычленили. Упрощение диалектической непрерывности чревато серьезными ошибками координации и даже кризисами.
Диалектика это важнейшая категория существования, которая устанавливает связь между объективными тенденциями развития в виде внешней самоорганизации и субъективной сферой; и субъективным. Отчасти диалектика это метод раскрытия и осознания принципов существования мироздания. Диалектика оживляет закрытые системы сил и направленностей материального мира, приводя их к существованию. У диалектики нет и не может быть законов фиксированных субъективно, она сама закон, согласно которому устанавливается направление существования как парадокс жизни. Говоря о потере культуре или стиля немодного в новейшее время единства усилий в нравственной и духовной сфере, о разброде смысла жизни и глобальном кризисе, необходимо видит одно фундаментальное: стиль и нравственность может быть одна – диалектическая, которая призвана вести к осознания причин негативных тенденций и отрицанию кризисов;