Полная версия
5000 лет крестьянской мудрости Поднебесной. Технологии и научные познания в сфере сельского хозяйства в Древнем Китае
В 1976 г. на участке Цышань, в уездном городе Уань, в провинции Хэбэй, археологи обнаружили 100 погребов, похожих на небольшие пещеры. 88 из них оказались зольными ямами, в которых находился скопившийся пепел от сожжения колосьев проса, слоями средней толщины от 0,3 до 2 м, а в 10 других ямах были найдены скопления зёрен, слоями толщиной в 2 м и более. Остатки зерна в таком количестве – редкая находка среди археологических памятников эпохи неолита. Помимо заполненных ям были обнаружены каменные жернова и каменные стержни, используемые для помола зёрен, каменные топоры, лопаты и серпы, применяемые в хозяйстве. Обнаружение большого количества зерна и сельскохозяйственных орудий доказывает, что местные жители перешли от подсечно-огневого земледелия к пашенному, в основе которого лежит применение пахотных орудий для обработки почвы. Зёрна проса, найденные на участке Цышань, – это самые древние образцы проса, обнаруженные на сегодняшний день в мире. Эта находка позволила определить примерный период начала культивации проса в Китае (более чем 7 300 лет назад), а также заставила пересмотреть мнение о том, что местами его первичной культивации были древний Египет и Индия.
Просо возрастом 7 000 лет, обнаруженное на месте археологического памятника Баньпо у г. Сиань
Как место происхождения проса, Цышань имеет свои особенности географического положения, структуры почвы, температуры, количества осадков и солнечного излучения. В настоящее время принято считать, что земледелие в бассейне реки Хуанхэ в Китае берёт своё начало не на равнинах, а на лессовом плато, холмистых районах близ равнин. Участок Цышань расположен на северном берегу реки Минхэ, примерно на 25 м выше уровня русла реки, в предгорье восточного подножия гор Тайхан, на высоте 260 м над уровнем моря. Этот район представляет собой пересечённую местность, протяжённое плато с красными и жёлтыми глинозёмами, которые хорошо удерживают влагу и очень плодородны. Местный умеренный муссонный климат с четырьмя чётко выраженными сезонами хорошо подходит для развития земледелия. Древнему населению Цышань было недостаточно даров природы, и, пользуясь своей изобретательностью, они взяли инициативу на себя: стали самостоятельно выращивать просо. Благодаря этому у людей появился новый способ добычи пропитания наряду с собирательством, рыбной ловлей и охотой. Стабильное наличие зерна изменило кулинарные традиции и помогло сделать большой шаг в развитии китайского и мирового сельского хозяйства.
С тех пор образцы семян проса были обнаружены во многих местах археологических раскопок, таких как руины Пэйлиган в провинции Хэнань, Баньпо в провинции Шэньси, руины поселений царства Дахэв в провинции Хэнань, остатки поселения Сиинь в уезде Ся провинции Шаньси, руины Лювань в провинции Цинхай, на развалинах Дахэчжуан в провинции Ганьсу. Это доказывает, что жители этих мест были знакомы с данной культурой ещё в эпоху неолита и выращивали её на территориях бассейна реки Хуанхэ.
Один за другим обнаруживаются новые археологические памятники. Находящийся к западу от Цишань район Наньган, Танху в уезде Синьчжэн, Эгоу в уезде Ми и ряд других территорий признаны местами объединения культур Пэйлиган и Цишань, а также центрами выращивания проса. Следы выращивания проса обнаружены и на аллювиальных равнинах, простирающихся от восточного подножия гор Тайхан до восточного подножия гор Сунцзи. Учёные наконец сошлись во мнении, что Китай стал родиной проса и оказал важное влияние на распространение данной культуры по всему миру. Так, из Китая просо распространилось на восток – в Японию и Северную Корею и попало в западную Европу через Аравию, Малую Азию и территорию современной Австрии.
4. Родина культивирования риса. Бассейн реки Янцзы
Согласно результатам археологических исследований, бассейн реки Янцзы является родиной культивирования риса. Появление, развитие и процветание данной области сельского хозяйства не только способствовало формированию китайской культуры, но и служило своеобразным способом сохранения её самобытности. Благодаря этому китайская культура – единственная из четырёх великих культур31, наряду с Вавилоном, Древним Египтом и Древней Индией, которая не прекратила своё существование.
До проведения раскопок на китайской археологической стоянке Хэмуду в Индии были обнаружены неочищенные зёрна риса возрастом около 4 300 лет. Опираясь на эту находку, исследователи предполагали, что родиной способа выращивания риса была Индия. В 70-х годах XX в. на стоянке Хэмуду, в уезде Юйяо, провинции Чжэцзян, были найдены неочищенные зёрна риса, рисовый жмых, листья и солома возрастом 7 000 лет. Уложенный слоем толщиной в 40–50 см рис указывает на то, что, скорее всего, это место было чем-то сродни амбару, зернохранилищу. Только что извлечённый из-под земли рис своим цветом напоминал золото, но стоило ему пробыть непродолжительное время на открытом воздухе, он тускнел и становился земляного цвета.
Посредством исследований, проведённых с помощью растрового электронного микроскопа, учёные-археологи выяснили, что половина обнаруженного запаса риса не имеет ости, тонкого заострённого отростка на оболочке зерна, а значит, данный рис был культивирован человеком. Другая половина имела ость – этот рис являлся дикорастущим, здесь были обнаружены такие виды, как рис длиннозёрный и короткозёрный. Недалеко от зернохранилища было найдено большое количество сельскохозяйственных орудий, что указывает на то, что рисоводство в Хэмуду было довольно развитым. Такое количество находок также наводит на мысль, что рисоводство начало развиваться здесь гораздо раньше.
Позже среди останков культуры Пэнтоушань уезда Ли провинции Хунань был найден культивированный рис, возраст которого составляет примерно 7 800–9 000 лет. Также в Хунани был обнаружен карбонизированный рис возрастом более 10 000 лет. В районе Сяошань провинции Чжэцзян у развалин моста, а также на руинах Шаншань, в уезде Пуцзян, были обнаружены образцы риса, возраст которых составляет более 8 000–10 000 лет. А остаткам культивированного риса, обнаруженным и в уезде Ваньянь провинции Цзянси, насчитывается примерно в 12 000 лет. Этих находок оказалось достаточно, чтобы доказать, что нижнее течение реки Янцзы является одним из самых ранних истоков мировой культуры рисоводства.
Научные исследования показали, что в Южном Китае и Юго-Восточной Азии произрастало много диких культур, а в древности людям вполне хватало собирательства, чтобы обеспечивать достаточное количество еды, поэтому у них отсутствовала необходимость самостоятельно выращивать рис. Бассейн реки Янцзы являлся местностью произрастания дикого риса. И хотя растение произрастало в больших количествах, его было недостаточно для обеспечения едой местного населения. Кроме того, удачное сочетание природных, географических и климатических условий служило идеальной предпосылкой для начала культивирования риса. Таким образом, бассейн реки Янцзы стал местом зарождения культуры выращивания риса в Китае и в мире.
Карбонизированный рис, найденный при раскопках стоянки в Хэмуду
На протяжении всей истории рисоводство продолжало расширяться и распространяться на прилегающие районы. К периоду позднего неолита культура, основу которой составило выращивание риса, не только широко распространилась на юге Китая, но и постепенно проникла в Юго-Восточную Азию и даже на южные острова.
Благодаря возникновению традиции выращивания риса в бассейне реки Янцзы, китайская цивилизация преодолела природные катаклизмы, такие как заморозки, засуха и эрозия почвы, с которыми люди столкнулись в бассейне реки Хуанхэ во времена поздней династии Шан, в XVI–XI вв. до н. э., и в XII–XIII вв. при династиях Тан и Сун. Китайская культура продолжала процветать, а древняя египетская цивилизация, возникшая в низовьях реки Нил, и древняя вавилонская цивилизация, возникшая на Месопотамских равнинах, в междуречье Евфрата и Тигра, исчезли одна за другой из-за изменения климата, опустынивания почвы и песчаных бурь.
Таким образом, выращивание риса в бассейне реки Янцзы не только предшествовало зарождению выращивания проса в бассейне реки Хуанхэ, но и обеспечивало непрерывное развитие китайской цивилизации на протяжении тысячелетий.
5. Способы земледелия в рабовладельческом обществе. Коллективное земледелие и «пахота на пару»
На этапе возникновения рабовладельческого общества основным орудием земледелия по-прежнему оставалась деревянная соха. Когда с ней работал один человек, он только и мог, что просто пробивать почву. Чтобы вспахать землю, требовалась сила нескольких человек, обычно троих. Метод коллективного труда называется «сетянь» (协田), или «коллективное земледелие». Во времена династии Шан, в XVI–XI вв. до н. э., для изготовления сельскохозяйственных орудий, таких как лопаты, мотыги, плуги, начала использоваться бронза, а в XI–III вв. до н. э., во времена династии Чжоу, использование сельскохозяйственных орудий из металла постепенно стало повсеместным. Технологии земледелия также продолжали совершенствоваться. Теперь для работы с сохой требовалось всего 2 человека, а возделывание земли таким способом стали называть парным.
В периоды династий Ся, Шан и Чжоу, с XXI по III вв. до н. э., оросительное земледелие было основной формой сельского хозяйства в среднем и нижнем течении реки Хуанхэ. Создание оросительных канав – весьма трудоёмкая задача, и её невозможно было выполнить силами одной семьи. Рабовладельцам приходилось использовать большое количество рабочей силы. На бычьей кости, найденной в иньских руинах, в городе Аньян провинции Хэнань, выгравирована надпись: «Правитель приказал рабам всем вместе трудиться на полях». Во времена династий Шан и Чжоу, в XVI–III вв. до н. э., рабовладельцы в полной мере распоряжались инструментами и рабами. Рабов воспринимали как живые орудия труда. В те времена цена раба была относительно невысокой, в отличие от цены крупного рогатого скота и лошадей. Так, одну лошадь можно было обменять на 5 рабов. В вопросах управления рабовладельцы были достаточно жёсткими, так как им необходимо было заставить огромное количество людей совместно выполнять тяжёлую работу. В то время основным методом ведения сельского хозяйства было коллективное земледелие – «сетянь».
Коллективная обработка земли
Записи о парной пахоте содержатся в книге «Ши-цзин»32, а также в конфуцианской книге «Лунь Юй»33. В книге «Записки об исследовании ремёсел»34 говорится следующее: «Два раба тянут соху, пашут поле на пару». Словосочетание «пахота на пару» (кит. 耦耕) означает, что два человека работают вместе и занимаются вспахиванием земли, однако в литературных источниках не задокументировано, как именно двое человек выполняли свою работу. На этот счёт существует множество мнений. Некоторые учёные полагают, что 2 человека держались бок о бок и тащили соху. Другие полагают, что двое работали по очереди, сменяя друг друга. Согласно третьему мнению, оба человека одновременно наступали ногой на соху, чтобы поглубже вонзить её в почву. Ряд исследователей предполагает, что 2 человека находились лицом к лицу: один подпирал соху, а второй тянул. И наконец, некоторые придерживаются следующей точки зрения: под коллективным сельским хозяйством тогда подразумевался совместный труд и совмещение разных видов сельскохозяйственной деятельности. В «Книге песен» есть записи:
«Пусть будут на пашне прилежны,
Чтобы стократную жатву собрать
на каждую дружную пару!»35 и
«Тысячи пар на прополку явились вдруг».36
Это подтверждает, что на полях одновременно могли работать попарно множество рабов. Поскольку уровень производительности труда в то время был относительно низким, а рабы трудились без инициативны, рабочий процесс зачастую затягивался. Чтобы этого избежать, рабовладельцы посылали на поля надсмотрщиков с кнутами и палками.
«Сетянь» и «пахота на пару» являлись самыми эффективными способами трудового сотрудничества в рабовладельческом обществе, способствующими повышению производительности труда. В период Сражающихся царств, в V–III в. до н. э., из-за возросшей эффективности и новых орудий общественные поля были разделены и обрабатывались уже отдельными крестьянскими семьями. Труд тысяч человек на одной большой площади утратил свою необходимость, а коллективное земледелие перестало существовать.
6. Система землепользования во времена династии Чжоу. «Цзы», «синь» и «шэ»
Во времена царства Чжоу, в XI–XIII вв. до н. э., возделываемым землям давались следующие названия: «цзы» (菑) – поле в первый год после возделывания, «синь» (新) – поле на второй год после возделывания, «шэ» (畲) – поле на третий год после возделывания. Начиная от раннего, заканчивая заключительным периодом династии Западная Чжоу эти три названия постоянно использовались для обозначения этапов обработки земли в рамках парового земледелия37. До научно-технической революции, произошедшей в Европе в XVI в., паровая система земледелия продолжала широко применяться в мире, а на территории Среднего Запада в США, в Австралии, Канаде и западной части Китая паровое земледелие, пусть в небольших масштабах, применяется до сих пор. Данный вид земледелия, как правило, используется в засушливых или полузасушливых районах с высокой плотностью населения.
Названия «цзы», «синь» и «шэ» упоминались в древних китайских литературных источниках – в «Книге песен», «Книге истории»38 и «Чжоу и»39, – однако среди учёных уже давно ведутся споры по поводу интерпретации данных понятий. В девятой главе энциклопедического толкового словаря «Эръя»40 «Разъяснения территорий» есть следующая запись: «В первый год поле зовётся «цзы», на второй – «синь», а на третий год зовётся «шэ». «Книга песен» с комментариями Мао Хэна41 содержит эту строку без изменений. В «Книге обрядов»42 сказано следующим образом: «В первый год поле зовётся «цзы», на второй – «шэ», а на третий зовётся «синь». Можно увидеть разницу в порядке следования наименований. Ряд учёных предполагает, что эти три названия обозначают разные состояния обработки определённого участка земли. Так, впервые вспаханное, ещё не пригодное для дальнейшего засева, поле зовётся «цзы». На второй год, когда уже можно было сеять, поле звалось «синь», а на третий – «шэ». Далее, ранее возделываемое поле на определённое время оставалось нетронутым. Существовало и другое мнение. Так, учёный Лю Шипей полагал, что данные названия относятся не к одному, а к разным земельным участкам, каждый из которых возделывался в своём индивидуальном порядке.
Подъём целины
«Цзы» – участок земли, на котором из цикла трёхгодичной работы в первый год проводится пахота и засев, а последующие два года участок остаётся под паром, на нём работы не проводятся. По аналогии с этим под «синь» подразумевается поле, которое пригодно для возделывания два года из трёх, на третий год земле требуется «отдых». Что касается «шэ», то это земельный участок, пригодный для обработки из года в год. Историк Сюй Чжуншу полагает, что названия трёх равных земельных участков составляют систему трёхполья. Согласно этому мнению, «цзы» – это поле, оставленное под паром, «синь» – поле, обработанное после пара, а «шэ» – поле, обрабатываемое после пара несколько раз подряд. Таков был порядок первого года земледелия. Во второй год последовательность изменялась на «синь», «шэ», «цзы», а на третий год порядок был следующий: «шэ», «цзы», «синь». Этот трёхлетний цикл напоминает трехпольную систему земледелия, которая существовала в средневековой Западной Европе. Трёхпольная система имеет схожие черты с двухпольной системой, а также системой восстановления состояния плодородной земли, называемой «футянь» (复田).
Единого мнения по поводу интерпретации этих трёх понятий нет и по сей день, указывают ли они на три стадии обработки одного участка земли, или же это названия трёх разных участков с разными циклами обработки. И хотя общее решение пока не найдено, данная цикличная система земледелия определённо имела место в истории сельского хозяйства.
Совместный труд на новых землях
В тот же период существовала и другая система землепользования, так называемые «бросовые земли». После того, как поле впервые было вспахано, оно засевалось два года подряд, а затем его забрасывали. Поле очень быстро зарастало полевыми растениями и превращалось в луг. Это очень похоже на то, что в современной исторической науке называется переложным земледелием. После того, как люди оставляли поле, они сразу же искали новое, чтобы вспахать его. Однако плодородных земель возле населённых пунктов было не так много, поэтому людям приходилось возвращаться к ранее использованным участкам.
В период «Вёсен и Осеней», в XIII–V вв. до н. э., а затем и в период Сражающихся царств, в V–III вв. до н. э., производительность труда увеличивалась, а методы земледелия, в особенности технологии применения удобрений, сделали значительный шаг вперёд, поэтому система возделывания земель в рамках трёхгодичного цикла постепенно исчезла.
7. Оросительное земледелие в рабовладельческом обществе
Оросительная система начиналась с совсем небольшой канавки, называвшейся «цюань» (畎), и подходила напрямую к участку возделываемого поля. Следующие элементы канавы назывались «суй» (遂), «гоу» (沟), «сю» (洫) и «куай» (浍). Постепенно углубляясь и пересекаясь, они в конце концов впадали в реку. Во времена династий Ся, Шан и Чжоу, в XXI–III вв. до н. э., река Хуанхэ часто выходила из берегов. Чтобы развивать земледелие на равнинах бассейна реки Хуанхэ, необходимо было создавать водоотводные каналы. С постепенным освоением земель предки современных китайцев с помощью межей делили земельные участки, и по принципу девятипольного межевания земли43 создавали поля квадратной формы. Между этими 9 полями обычно и располагались оросительные каналы. Люди пришли к рытью оросительных канав после того, как легендарный китайский правитель Великий Юй поборол наводнения и научил народ выращиванию культурных растений, а во времена династии Чжоу, в XI–III вв. до н. э., девятипольное межевание и создание оросительных каналов уже прочно укоренилось в сельском хозяйстве. Таким образом, была сформирована основная система сельского хозяйства рабовладельческого общества территорий среднего и нижнего течения реки Хуанхэ.
Государства Шан и Ся располагались в бассейнах рек Ин и Фэнь, царство Западное Чжоу – в бассейне реки Вэй, княжество Цзинь – в бассейне реки Фэнь, княжество Лу – в бассейне реки Сы, царство Хань – в бассейне реки Хань. Расположение государств вблизи рек – это прекрасные условия для создания оросительных систем, однако почва здесь была достаточно рыхлая, а её рельеф ровным, поэтому каждый раз во время дождей реки выходили из берегов и затапливали крестьянские угодья. В связи с этим создание водоотводных каналов приобрело первоочередную важность. На территории городского округа Лоян провинции Хэнань археологи обнаружили оросительный канал, относящийся к временам царства Ся, который стал основным доказательством существования оросительных систем в те времена. Доказательство наличия оросительного земледелия во времена существования государства Шан можно увидеть даже в образе иероглифа 田 «тянь», означающего «поле». Его написание позволяет понять, что образующие его линии как раз являются изображением оросительных канав. До повсеместного распространения данной оросительной системы во времена династии Западная Чжоу, в XI–XIII вв. до н. э., в книге «Чжоу Ли»44 уже содержались подробные её описания. В разделе «Исследуя древние записи» есть следующие строки: «Люди создавали оросительные канавы в пять цуней45 шириной и парами шли на пашню». В «Книге песен» записано следующее:
«Метит границы, назначит наделы земли.
Между участками – пашен межи провели»46.
Здесь речь идёт о выравнивании земли, проведении межей, создании оросительных и водоотводных канав.
Внедрение оросительных систем в земледелие позволило смягчить контраст условий – уберечься от постоянных подтоплений и справляться с хозяйством во времена засухи, а также повысить урожайность. Эта система применялась вплоть до VIII–V вв. до н. э. Оросительное земледелие было не только основным методом организации сельскохозяйственных угодий, но также повлияло на развитие сельскохозяйственных технологий того времени. Выращивание сельскохозяйственных культур на длинных грядках создавало необходимые условия для посева и обработки почвы. Люди тратили много сил и времени на рытьё канав и, естественно, не хотели покидать местность, в которую был вложен огромный труд. Это стало одной из причин перехода от переложного земледелия к паровому. В процессе формирования системы оросительного земледелия люди всё лучше осваивали технологии обработки почвы, вспахивания и рядового посева, мелиорации, чередования сельскохозяйственных культур и выведения их лучших сортов.
Из-за того, что создание оросительных каналов отнимало много сил, одна крестьянская семья самостоятельно с этой задачей справиться не могла. Чтобы вырыть канаву, необходим был коллективный труд множества людей. Таким образом, росла необходимость в системе общественной земельной собственности, начинали формироваться сельские общины. Во время рытья канав люди сообща переворачивали крупные комья земли. Поэтому постепенно появилась «пахота на пару», которая затем плотно укоренилась в рабовладельческом обществе того времени. Система оросительных канав сосуществовала с особой системой дорог. Дороги и канавы разделяли обширные общинные поля на более мелкие, площадью около 7 аров. Это помогало распределить наделы между крестьянами и обрабатывать участок в рамках девятипольной системы. Сочетание сохи, оросительных канав и колодезного землепользования является отличительной особенностью истории развития сельского хозяйства в Китае. Так или иначе оросительная система земледелия и рытьё оросительных канав оказали влияние на такие сферы древней китайской культурной и общественной жизни, как транспорт, связь, философия и письменность. Даже появление и использование боевых колесниц связано с традициями парного земледелия – для управления колесницей и ведения боя требовались слаженные действия 2 человек.
8. Раннее земледелие в засушливых районах. Гребневое земледелие
Гребневое земледелие – это способ сухого земледелия, впервые появившийся на севере Китая, главным принципом которого является поддержание влажности почвы, подходящей для прорастания семян и роста сельскохозяйственных культур. По-китайски этот термин пишется как 畎亩, где иероглиф 畎 – это канава или борозда, а 亩 – гряда. Во время выкапывания канавы по обе её стороны возвышаются кучки откинутой земли. Гребневое земледелие также называется системой гребневой обработки почвы. Подобная система включает в себя два принципа: «на высоких полях избегать насыпей, на низких – канав».
На возвышенностях посевы выращиваются в канавах, и подобная организация пахотного пространства называется высоким полем. В то же время в низинах посадка осуществляется на грядах, а не в бороздах, и это называется низким полем. Отсутствие гряд на высоких полях способствует засухоустойчивости растений и сохранению влаги. Насыпи на низких полях, напротив, препятствуют затоплению посевов, а растения получают достаточно солнца и воздуха.
Схема посадки растений при гребневом земледелии
В бассейне реки Хуанхэ чередуются засухи и наводнения, что и привело к развитию гребневого, а не поливного земледелия. Размеры гряд и канав были одинаковыми, шириной и глубиной один чи, или 33,3 см.
Постепенно китайцы начали рассчитывать площадь сельскохозяйственных угодий с канавами и грядами следующим образом: 3 канавы и три гряды составляют один бу (1,6 кв. м), а 100 квадратных бу – один му (668 кв. м). В «Суждениях и беседах»47 упоминается, что легендарный китайский правитель Ся Юй «отдавал все силы оросительным каналам». Существует предположение, что полевая система возникла ещё в эпоху мифических императоров Яо и Шуня, а при династиях Ся, Шан и Западная Чжоу, в XX–VII вв. до н. э., сформировалось гребневое земледелие, использовавшееся для дренажа и предотвращения заболачивания почв.
В периоды «Вёсен и Осеней» и Сражающихся государств, с VII по II вв. до н. э., гребневое земледелие получило развитие в сторону системы орошений, и помимо борьбы с излишками влаги на него была возложена задача – борьба с засухой. В трактате «Вёсны и осени господина Люя» указаны требования к канавам и грядам: гряда должна быть широкой и ровной, а канава – узкой и глубокой. Кроме того, поле должно быть структурированным с балансом уровней, что должно способствовать поддержанию плодородия и отличному урожаю.