bannerbanner
5000 лет крестьянской мудрости Поднебесной. Технологии и научные познания в сфере сельского хозяйства в Древнем Китае
5000 лет крестьянской мудрости Поднебесной. Технологии и научные познания в сфере сельского хозяйства в Древнем Китае

Полная версия

5000 лет крестьянской мудрости Поднебесной. Технологии и научные познания в сфере сельского хозяйства в Древнем Китае

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 8


Пшеничный колос



Хлопок


Важно отметить, что и хлопок дошёл до Синьцзяна и Центральной китайской равнины посредством шёлкового пути, в конечном итоге заменив коноплю, пуэрарию (кудзу) и шёлк в роли ключевого текстильного сырья. Помимо растений на территорию Китая теми же маршрутами были завезены животные, включая породистых лошадей, львов, носорогов, павлинов, страусов, леопардов и многих других.

К XVI в. внедрение таких продовольственных культур, как кукуруза и батат, оказало значительное влияние на сельское хозяйство и социально-экономическую сферу Китая и было названо китайскими учёными «второй продовольственной революцией». Эти устойчивые к засухе и пригодные для выращивания на неплодородных горных и песчаных почвах высокоурожайные культуры не только увеличили площадь обрабатываемых земель, способствуя развитию технических культур в горных районах, но и изменили традиционную структуру выращивания продовольственных культур, тем самым прямо или косвенно стимулируя развитие ремёсел и торговли.

Кукуруза – экзотический злак, появившийся в Китае во времена династии Мин. Родиной кукурузы является Американский континент, откуда она была завезена в Европу Христофором Колумбом из его первого путешествия в Америку в 1492 году. В Китае её выращивают уже более 400 лет. Благодаря своей приспособляемости и высокому уровню урожайности, кукуруза использовалась для оказания помощи пострадавшим от стихийных бедствий и не раз спасала людей от голода. Благодаря этому свойству в конце династии Мин методы её культивирования распространились по всем провинциям, страдавшим от наводнений, засух и неурожаев. К концу правления династии Цин, в начале XX в., кукуруза стала важнейшим продуктом питания, заняв третье место по объёмам потребления в списке продовольственных культур, уступив лишь рису и пшенице.

Батат был завезён в Китай во времена династии Мин, в годы правления Ваньли (1572–1620 гг.). Чэнь Чжэньлун, уроженец Чанлэ в провинции Фуцзянь, отправился на остров Лусон, чтобы заняться торговлей. Увидев, что батат на Филиппинах растёт повсюду, что его можно есть как сырым, так и приготовленным, а также то, насколько легко его выращивать, Чэнь Чжэньлун вспомнил о постоянных бедствиях и голоде в своём родном городе и выучил наизусть отрывок из книги про выращивание батата. Но испанцы, в то время правившие Филиппинами, строго запрещали вывозить семена сладкого картофеля за пределы страны. Тогда Чэнь Чжэньлун тайно купил семена батата, упаковал их в бамбуковые трубки, привязал ко дну своего торгового судна и после 7 суток в море привёз их в Фучжоу через порт Сямэнь. Сладкий картофель быстро распространился в провинциях Шаньдун, Хэнань, Хэбэй, Чжэцзян и на Тайване. Батат обогатил число выращиваемых сельскохозяйственных культур и пищевой рацион жителей Китая, а также сыграл ключевую роль в борьбе с голодом.

12. Квинтэссенция сельскохозяйственной мудрости. Единство природы и человека


С древних времён китайская нация строила своё благополучие на фундаменте земледелия, а традиционное сельское хозяйство процветало испокон веков. Крестьяне осваивали целинные земли, сеяли и жали, а поля, зеленея весной и желтея осенью, щедро одаривали жителей страны богатым урожаем. Будучи вынужденными обеспечивать существование огромного населения на ограниченной территории, предки китайцев в ходе длительной сельскохозяйственной практики постепенно сформировали представление о единстве природы и человека, которое непрерывно развивалось и совершенствовалось, постепенно став основой древнекитайской мысли.



Иероглиф «Единство Неба и Земли»


Концепция «Единства Неба и человека» была центральным звеном в мировоззрении древних китайцев. Они верили, что человек – это порождение природы, часть всего сущего; что у человека и природы один исток. Идея единства Неба и человека была впервые высказана Чжуан-цзы26: «Небо и земля – родители всего сущего». Позднее философ Сюнь-цзы напишет: «Небо дарует благоприятные погодные условия, земля даёт плоды, человек создаёт гармонию». Цзи Сяньлинь, выдающийся учёный, историк и литератор 20 века, объяснял данную фразу следующим образом: «Небо – это и есть природа, человек – это всё человечество, а гармония – это взаимопонимание и дружба». Под единством природы и человека подразумевается не только их неразрывная связь, но и взаимодействие. Любые людские дела должны соответствовать законам природы и достигать гармонии с ней.



Чайная чаша


Данная идея вот уже на протяжении 5 000 лет является основой мышления и мировоззрения китайского народа. Прежде всего в ней подчёркивается диалектическое единство человека и природы. Она выражает дух бесконечного стремления человечества к развитию и подчёркивает целостность китайского мировоззрения. Идея единства Неба и человека находит своё отражение повсюду в Поднебесной. Например, в уникальной китайской чайной культуре. Три части чаши для заваривания чая: крышка, пиала и блюдце символизируют гармоничное единство неба, человека и земли, их неразрывную связь.

Идея единства природы и человека способствовала развитию древней сельскохозяйственной теории и практики в Китае. На её основе сформировались теории «Трёх начал» и «Трёх соответствий», речь о которых пойдёт в следующей главе. Эти теории стали основой государственной концепции макроуправления сельским хозяйством, заключавшейся в стимулировании его развития и распределении выгод посредством политических и административных мер. В рамках хозяйственной деятельности эти взгляды проявились в повышении экономической ценности отдельных производственных единиц, а также способствовали формированию моделей ведения сельского хозяйства, ориентированных на максимальную адаптацию к природным условиям.

Древнекитайская агрономия всегда следовала руководящему принципу единства природы и человека, сделав его основным ориентиром в развитии сельского хозяйства. Взгляд на природу и общество как на единое целое, гармоничное развитие сельскохозяйственного производства, а также уважение и внимательное отношение к окружающей среде – абсолютно верные идеи, которых следует держаться и сегодня, если мы хотим построить экологичную цивилизацию.

13. Ключевые концепции земледелия Древнего Китая. Теории «Трёх начал» и «Трёх соответствий»


Причина устойчивого развития традиционного сельского хозяйства Китая в неблагоприятных природных условиях состоит в том, что предки китайцев правильно выстроили отношения с окружающей средой. Уважая законы природы и экономики, они в полной мере проявляли человеческий потенциал, а главным практическим отражением теории «Трёх начал» в сельскохозяйственном производстве стал принцип: «Прилагать меньше усилий, следовать воле Неба, действовать соразмерно возможностям Земли».



Иероглифы трëх начал: человек, Земля, Небо


В «Книге перемен» подчёркивается, что путь Неба – создание 10 000 вещей, путь Земли – их воплощение, а путь человека – проявление сути вещей и создание гармонии. Следование человека по пути Неба подразумевает ведение деятельности согласно природным циклам и временам года. Сезоны определяют ритм жизни всего сущего и напрямую связаны с сельским хозяйством.

Люди древности считали оптимальное использование земли главным принципом следования Пути земли. Идея подразумевала раскрытие потенциала и увеличение плодородности почвы. Путь человека, или, как его называют в китайской философии, Дао, состоял в преображении и уравновешивании материи.

Теория «Трёх соответствий» подразумевает, что действовать следует в соответствии со временем, местом и свойствами материи. Возможность получения богатого урожая зависит от учёта местных условий, рационального использования земли, правильного выбора посевного материала. Поэтому уже в первом тысячелетии до н. э. в эпоху Чжоу существовала специальная чиновничья должность смотрителя посевов. Сановник следил за ведением хозяйства, подгонял и мотивировал крестьян, взимал подати. Кроме того, ему в обязанности вменялось изучение и наблюдение за растениями, а также выбор подходящих участков для их выращивания.

Принцип «действовать исходя из возможностей» требовал трезво взвешивать собственные силы, материальные возможности и трудовые ресурсы. Чтобы добиться успеха, дело следовало выбирать по силам, не брать на себя слишком много, но и не лениться. Все эти принципы следовало соблюдать и в сельском хозяйстве.

Теория «Трёх начал» объединяла человека и природу. Только гармонично совместив три компонента: погоду (Небо), плодородность земли и гармонию в человеческом обществе, – можно было рассчитывать на богатый урожай пяти важнейших злаков1 и приумножение скота и птицы.

Любой из древних трудов о сельском хозяйстве неизменно основывается, в том числе, и на этой теории. В трактате «Анналы Люй Бувэя»27, в главах «Земледелие превыше всего», «Подбор почвы», «Спор о земле» и «Выбор времени», даётся развёрнутое описание и осмысление теории «Трёх начал». В увидевшей свет во времена династии Западная Хань «Книге Фань Шэнчжи»28 встречается конкретизированное и технически верное описание теории «Трёх начал»: «Суть сельского хозяйства – верно выбрать время и место». Эта же мысль пронизывает энциклопедии «Необходимые искусства для простого народа» и другие подобные труды.



Схематичное изображение теории «Трëх начал»


Процесс сельскохозяйственного производства – это не только естественное воспроизводство организмов в естественной среде, но и целенаправленный процесс ведения человеком экономической деятельности. Растения, животные, окружающая среда и человек взаимозависимы и взаимно ограничены. В теории «Трёх начал» люди не выступают в роли хозяев природы, а являются равными участниками естественных процессов; человек и природа не конфликтуют, а взаимодействуют, именно по этой причине древние китайцы уделяли особое внимание повторному использованию отходов производства сельскохозяйственной продукции.

14. Опора на земледелие и шелководство. Первостепенная роль сельского хозяйства


Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер однажды сказал ставшую крылатой фразу: «Контролируя нефть – вы контролируете страны; контролируя пищу – вы контролируете человечество». Сельское хозяйство в Китае появилось и стало интенсивно развиваться гораздо раньше, чем в других странах. Благополучие Поднебесной издавна основывалось на труде крестьян, поэтому земледелию и животноводству уделялось особое внимание.

В китайских легендах тех, кто внёс свой вклад в развитие сельского хозяйства, причисляли к героям. Шэнь-нуна почитали как изобретателя сельского хозяйства, Фу Си чтили за обучение людей рыболовству и охоте, Лэйцзу – за изобретение техники выращивания шелкопряда, а Великого Юя – за борьбу с наводнениями и распространение знаний о культивации растений.

В эпоху Западного Чжоу появилась специальная придворная должность министра земледелия. В первый день весны проводился торжественный обряд проведения первой борозды. Чжоуский правитель постился и совершал омовения, после чего лично возглавлял процессию из 3 высших сановников, 9 обладателей высших придворных чинов и 100 вассальных князей, направляясь на общинные поля. Правитель лично проводил три первых борозды, после чего высшие чиновники также вставали за плуг и вспахивали свои участки. Вслед за ними к распашке приступал и простой люд. Жена правителя в это время брала с собой 9 придворных фрейлин и вела их на тутовые плантации в окрестностях столицы, чтобы высадить на деревья личинки шелкопряда. Церемонии с участием правителя и его супруги говорят об огромном внимании к сельскому хозяйству уже в тот период, ставший истоком древней китайской концепции строительства государства, приоритетом которого является развитие аграрного дела.

С VII по V в. до н. э., в период «Вёсен и Осеней», сельскому хозяйству стали уделять ещё больше внимания, в труде «Гуань-цзы»29 Гуань Чжуна продвигалась идея народного благоденствия, а философ и советник правителя Ли Куй активно способствовал распространению знаний о культивировании растений. Другой философ и государственный деятель Шан Ян считал задачу развития земледелия чрезвычайно значимой для обеспечения преимущества в войнах.

С V по III в. до н. э., в период Сражающихся царств, концепция, считающая земледелие основой государственности, стала ещё более радикальной: наряду с повышенным вниманием к сельскому хозяйству государство стало подавлять торговлю и ремёсла. В начале правления династии Хань императорский советник Чао Цо стал активно проводить в жизнь политику сдерживания торговли. В эпохи династий Цинь и Хань появились храмы Шэнь-нуна, были изданы высочайшие эдикты о стимулировании развития земледелия и шелководства.

Концепция опоры на сельское хозяйство на протяжении столетий неизменно оставалась центральным звеном политической и экономической систем феодального общества, поскольку сельское хозяйство служило источником еды и одежды, национального благосостояния, гарантией социальной стабильности и опорой в войнах. Чтобы сохранить государство, в первую очередь надлежало заботиться о сельском хозяйстве, обеспечить мужчин работой в полях, а женщин – материалом для пряжи; следовало связать воедино выращивание зерновых, разведение животных и птицы, объединить процессы обработки продукции в рамках одного хозяйства, иными словами, привязать людей к земле. Мирный труд и спокойствие в стране строились на самообеспечении. Правители понимали, что вслед за разорением большого количества мелких землевладельцев приходит смута. Поэтому идея равномерного распределения земель отчётливой нитью проходит через все экономические системы древности.



Памятник Гуань Чжуну


В Китае эта идея выражалась в государственных принципах справедливого налогообложения и распределения земельных участков. Занятие агрономией считалось весьма почётным, в пример чему служит тот факт, что 3 поколения внуков императора Канси всецело посвятили себя культивированию риса и распространению знаний о нём, сделав рисоводство одной из ключевых областей сельскохозяйственной науки Поднебесной.

К сожалению, многовековое противопоставление торговли и ремёсел земледелию привело к стагнации аграрной экономики. Доминирующая роль мелких крестьянских хозяйств противоречила экономическим законам, что в итоге привело к формированию чрезвычайно однобокой экономической модели и стагнации государственного развития.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Земледелие

1. Пища – основа жизни народа. Пять важнейших культур


Под зерновыми культурами подразумеваются растения, зёрна которых покрыты оболочкой. К ним относятся рис посевной, просо обыкновенное, пшеница и другие возделываемые на полях культуры. «Пять важнейших культур», или «у гу» (кит. 五谷), – это пять видов зерновых культур, которые сейчас, как и в былые времена, являются основными возделываемыми культурами, ведь на протяжении сотен и тысяч лет главной целью крестьян был и остаётся обильный урожай.



Зёрна пшеницы, возрастом 4 500 – 5 000 лет, обнаруженные на руинах Дунхуэйшань, в уезде Минлэ провинции Ганьсу



Зёрна проса обыкновенного возрастом около 8 000 лет, обнаруженные в Синлунгоу, Внутренняя Монголия.



Зёрна основных продовольственных культур



«Душевный разговор» после уборки проса


Понятие «пять важнейших культур» берёт своё начало во времена периода «Вёсен и Осеней», VIII–V вв. до н. э., и эпохи Сражающихся царств, V–III вв. до н. э. В древности имелось несколько толкований данного понятия, два из которых являются наиболее известными. Согласно первому, под пятью культурами подразумеваются: рис посевной, просо обыкновенное (пшено), гаолян (итальянское просо, могар), пшеница и бобы (соя, горох и др.). Второе толкование называет следующие зерновые: конопля, просо обыкновенное, гаолян, пшеница и бобы. Разница в том, что в одном перечне присутствует рис, но нет конопли, и наоборот. Такая вариация стала возможной благодаря различным климатическим условиям – основная область производства риса находилась на юге, тогда как в районах засушливого севера Китая крестьяне отдавали предпочтение выращиванию неприхотливой конопли.

После формирования данного понятия прошло более 2 000 лет. Положение вышеперечисленных зерновых культур в национальной системе продовольственного обеспечения менялось с течением времени. Просо итальянское, просо обыкновенное и другие культуры обладают высокой жизнеспособностью, устойчивы к засухам, могут произрастать на неплодородных почвах, обладают непродолжительным вегетационным периодом, а также другими особенностями. Эти культуры подходят для выращивания в засушливых районах с недостаточным орошением, поэтому они изначально занимали важное место на полях засушливых земель севера. Что касается конопли, то её использовали не только для создания тканей из волокна, но и употребляли в пищу.

Бобы – общее название, под которым подразумеваются такие культуры, как соя щетинистая, зелёный горох, чёрная соя и другие. Со временем люди поняли, что бобовые легко выращивать, а запасшись ими, они могут пережить неурожайные годы. Таким образом бобовые и просо стали неотъемлемой частью национального рациона.

Хлебные злаки включают в себя пшеницу, ячмень и овёс. 4 000 лет назад пшеница была завезена в китайский автономный район Синьцзян, откуда она постепенно распространилась и в районе Великой Китайской равнины, вытеснив привычную систему выращивания проса и риса. С изобретением каменного жёрнова в рацион людей пришли изделия из пшеничной муки. Пшеница постепенно прижилась в Китае, изменив кулинарные традиции жителей Поднебесной. Так, пшеница вытеснила просо на территориях бассейна реки Хуанхэ, став одним из основных продуктов питания для большей части населения, заняв второе место после риса.

На сегодняшний день рис составляет почти 70 % основного рациона жителей Китая, однако, как мы помним, существовал и перечень «Пяти важнейших культур», в который рис не входил. Почему же? Это связано с тем, что до X в. экономический и культурный центр Китая находился в бассейне реки Хуанхэ, а основные районы производства риса располагались на юге. Именно поэтому иногда рис не упоминается как одна из «Пяти важнейших культур». Однако после падения династии Сун30 в результате монгольского нашествия большое количество людей с севера мигрировало на юг. Чтобы прокормить переселенцев, начали расширяться площади рисовых полей. В итоге рис вытеснил просо и пшеницу, став ключевой возделываемой культурой. Изо дня в день в Китае возрастала продовольственная значимость риса. Во времена династии Сун он составлял 70 % продовольственного обеспечения населения, взяв абсолютное преимущество перед ячменём, пшеницей, просом и другими культурами, которые составляли в совокупности 30 %. Соя и конопля в свою очередь перестали входить в ряд зерновых культур и стали использоваться в качестве овощей. Однако, когда некоторые растения вышли из перечня продовольственных культур, их место заняли другие. В конце династии Мин, в XVII в., в Китай были завезены кукуруза, батат и картофель, быстро вошедшие в состав ключевых продовольственных культур страны.

2. Символ первобытного возделывания земли. Подсечно-огневое земледелие


Появление сельского хозяйства сыграло важную роль в развитии древних цивилизаций. Как известно, тремя главными территориями зарождения сельского хозяйства являются Западная Азия, Америка и Китай. То, что китайская цивилизация стала одной из величайших в Древнем мире, во многом связано с возникновением и развитием сельского хозяйства. Из-за примитивного технического оснащения и низкого уровня развития земледелие в глубокой древности представляло собой не интенсивное культивирование, а «миграционное» использование плодородных земель с предшествующей подсечно-огневой обработкой. Несмотря на то, что данный способ являлся примитивным и носил экстенсивный характер, он оказал значительное влияние на ход развития сельского хозяйства.

Для обработки участка земли необходимо было развести огонь и сжечь все находящиеся на нём сорняки, кустарники и деревья. После сожжения растительности почва становилась более рыхлой, а золу просто оставляли на месте – она становилась естественным удобрением для будущих растений. Дальше нужно было дождаться дождя, и после естественного орошения, не вспахивая землю, засеять её семенами, которые начнут произрастать естественным образом. Этот процесс обработки земли и выращивания растений называется подсечно-огневым земледелием. Во времена отсутствия инструментов и отсталых технологий подсечно-огневое земледелие было основным.



Подсечно-огневое земледелие


Ещё в эпоху неолита люди занимались этим видом земледелия. Сорняки, колючие кустарники и деревья произрастали повсюду. Чтобы выращивать урожай, необходимо было сначала создать условия и «открыть» земли. Люди удаляли сорняки, вырубали кустарники и деревья, затем сжигали их дотла. После подсечно-огневой обработки земля оказывалась покрытой пеплом, она становилась мягкой, плодородной и свободной от сорных растений. Однако после одного-двух лет подсечно-огневой обработки земля становилась менее плодородной, урожайность культур падала, снова прорастали сорняки и другие растения. Когда люди замечали, что участок земли больше не пригоден для хозяйства, они покидали его в поисках нового, на котором повторялся тот же порядок действий: сожжение сорняков и посадка культурных растений без вспахивания. Такой уклад сельского хозяйства называется переложным земледелием. Данный вид земледелия подразумевает использование участка земли до тех пор, пока он плодороден. Переложное земледелие существовало ещё во времена династии Шан, в XVI–XI вв. до н. э. Многие историки считают, что одной из причин многократного переноса столицы в тот период, вероятно, являлась именно данная система ведения сельского хозяйства.

Несмотря на то, что подсечно-огневое земледелие является примитивным методом обработки земли и выращивания культурных растений, оно является результатом адаптации людей к окружающей среде и их попыток наладить хозяйство. Фридрих Энгельс в своей книге «К истории древних германцев» также упомянул данный метод земледелия. Таким образом, метод подсечно-огневого земледелия находит отражение как в истории сельского хозяйства Китая, так и других стран. До основания Китайской Народной Республики ряд этнических групп, таких как дулун, лаху, булан, дино и другие, в той или иной степени продолжал заниматься подсечно-огневым земледелием. Даже в современном мире остаются государства и народы, пользующиеся данным методов ведения сельского хозяйства.

3. Центр зарождения культивации проса. Бассейн реки Хуанхэ


Согласно археологическим свидетельствам, сельское хозяйство в Китае зародилось приблизительно 10 тыс. лет назад, а первыми успешно культивируемыми растениями были просо итальянское, пшеница и рис поливной. Пригодная для развития сельского хозяйства местность должна была иметь подходящие природные, географические и климатические условия. Также необходимо было наличие растений, предшественников современных культур, подходящих для выращивания. В Северном Китае, в бассейне реки Хуанхэ, повсеместно произрастал щетинник зелёный, или мышей зелёный, и дикое просо – предшественники культур, известных сегодня как просо итальянское и просо обыкновенное. В Южном Китае, в бассейне реки Янцзы, люди впервые обнаружили дикорастущий рис и научились культивировать его самостоятельно. Таким образом, сельское хозяйство на засушливых землях севера, основной культурой которого являлось просо, и южное сельское хозяйство с его рисовыми полями сформировали две основные ветви развития сельского хозяйства древней китайской цивилизации. Другими словами, бассейны рек Хуанхэ и Янцзы – это колыбель китайской цивилизации и сельского хозяйства.

На страницу:
3 из 8