Полная версия
5000 лет крестьянской мудрости Поднебесной. Технологии и научные познания в сфере сельского хозяйства в Древнем Китае
Вспашка
Боронование
Выравнивание
Вспашка, боронование и выравнивание – это традиционная южная триада подготовки рисового поля, использовавшаяся на протяжении многих поколений. Сначала заливное поле вспахивалось плугом. Глубокая вспашка уничтожала сорняки, после чего они со временем становились удобрением. Яйца насекомых-вредителей под слоем почвы погибали от недостатка кислорода, что снижало риск появления взрослых особей.
Вспаханное поле обильно поливали и многократно прокатывали катком, чтобы превратить большие комья земли в глинистый раствор, после чего можно было высаживать рис.
Вспашка, боронование и выравнивание – эти три процесса обработки почвы значительно расширили использование пахотных земель и их производительность, став основой системы интенсивной обработки заливных рисовых полей в южной части Китая. Сельское хозяйство на юге начало стремительно развиваться под влиянием комплексных технологий, применяемых на севере, – вспашки, боронования, шлейфования, – а экономический центр из бассейна реки Хуанхэ постепенно переместился в бассейн реки Янцзы. Лу Чоу, известный художник времён династии Южная Сун, создал серию изображений со стихами «Сельская идиллия», содержащих сцены вспашки, боронования, прополки и выравнивания. Это исчерпывающее описание технологии возделывания южных рисовых полей способствовало распространению и развитию интенсивного земледелия. После династий Мин и Цин система обработки заливных рисовых полей вошла в стадию активного развития и позволила решить возникшее в те времена противоречие между стремительным демографическим ростом и нехваткой пахотных земель. Использование новых земель и их урожайность заложили устойчивую основу для развития современного сельского хозяйства КНР.
15. Повышение производительности посевных площадей. Выведение новых сортов
Сильные и слабые стороны сортов сельскохозяйственных культур играют жизненно важную роль в обеспечении урожайности и качества выращиваемой продукции. Уже на заре времён люди пришли к выводу, что зрелое и налитое зерно способно дать крепкий росток с крупными соцветиями и семенами.
В XX–II вв. до н. э., во времена династий Ся, Шан и Чжоу, в Китае уже существовало понятие «цзячжун», обозначающее сорт сельскохозяйственной культуры высшей категории с выдающимися характеристиками. В «Книге песен» встречаются записи о племенных сортах проса и гаоляна. В «Шицзине в передаче Мао Хэна» времён династии Западная Хань записано следующее: «Жёлтые хлеба – благодатные зерновые культуры». Один из известных историков древности Кун Инда (574–648 гг.) трактует это так: «Зерновые культуры жёлтого цвета: просо и чумиза. Жёлтый цвет проса, чумизы и хлебных культур является признаком их высокого качества». Поэт периода Троецарствия Цао Чжи написал стихотворение «Благодатный дождь», в котором также встречается упоминание о культивировании зерновых: «Тучная земля налитых зёрен проса полна, осенью большой урожай даст она».
В VIII–V вв. до н. э., в период Вёсен и Осеней, агрономы древности уже вывели раннеспелые и позднеспелые сорта зерновых. А в IV–II вв. до н. э., в эпоху Сражающихся царств, появилось множество высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур. В трактате «Гуань-цзы» упоминаются такие культуры, как просо, гаолян, рис, горох и ещё более 30 наименований. Для правильного выбора места для посадки даже существовало управление земледелием со своими чиновниками. В установленное время инспекторы отправлялись на проверку сельскохозяйственных угодий, где проверялись наименование сорта, способ посадки и качество земли, после чего отчёт публиковали и распространяли среди крестьян. Таким образом, работа по выбору времени и места посадки семян велась уже в глубокой древности и, по сути, являлась первым примитивным методом селекции.
Согласно записям энциклопедии «Необходимые искусства для простого народа», изданной в VI в., при династии Северная Вэй, китайцы имели довольно глубокие познания о том, как поддерживать чистоту семян, обрабатывать посевной материал и адаптировать сельскохозяйственные культуры к условиям почвы. Именно тогда они начали применять селекцию, а также целенаправленную культивацию урожайных сортов.
Во времена династий Мин и Цин понимание значимости качества посевного материала укрепилось и вошло в народную жизнь в качестве поговорок: «Слабая мать – хилый ребёнок, сильная мать – могучий потомок», «Семя выбрано неверно – урожайность будет скверной». Повышение требований к отбору способствовало формированию и культивированию новых сортов сельскохозяйственных культур. В трактате эпохи династии Мин «Записки о народном земледелии и животноводстве» указано следующее: «Семена пяти злаков, бобов, фруктов и овощей – мужское начало, а земля – женское начало. Мать должна быть тучной, а отцу надлежит быть крепким. Надлежит сначала тщательно выбрать зёрна, затем очистить их, отобрать гладкие и более крупные, посадить и собрать их. Повторить процесс. Спустя три года получите семена, которые будут больше зёрен самого крупного вида проса».
В XVIII в. цинский император Канси случайно обнаружил, что на рисовых полях района Фэнцзэюань рис созревает раньше, поэтому он каждый год оставлял семена раннеспелых колосьев и ждал следующего года, чтобы посадить этот рис и повторить процедуру.
Записи о выращивании риса императора Канси
В книге «Записки о ценностях и изъянах времён правления Канси» сказано: «У особого сорта посевного риса красноватый цвет, продолговатое зерно, приятные вкус и аромат. Он произрастает на богатых травами пастбищных полях и благодаря своим характеристикам зовётся императорским рисом». Помимо цвета, вкуса и аромата императорский рис также отличается скороспелостью и повышенной засухоустойчивостью.
Правда, Канси не спешил с распространением нового сорта и сначала ограничился тем, что посадил его на дворцовых полях. Спустя более чем 30 лет культивирования в северном регионе императорский рис начал выращиваться и к югу от реки Янцзы, а впоследствии получил официальное название «Императорский рис Канси».
Отбор лучших семян растений для воспроизводства – это направленное вмешательство в гены культуры и в итоге – изменение её генетической структуры. В связи с непрерывным прогрессом селекционных методов и технологий за время династии Цин количество высокоурожайных сортов значительно увеличилось. На момент публикации «Энциклопедии записей по временам года» в 1742 г. насчитывалось около 500 сортов пшена и 3 429 сортов заливного риса.
После основания КНР отборные сорта основных сельскохозяйственных культур прошли от 5 до 6 полных циклов селекции, каждый из которых увеличивал урожай более чем на 10 %.
За последние 60 лет выведено более 6 000 новых сортов сельскохозяйственных культур, что способствовало обновлению сортов и повышению их качества, а также позволило обеспечить продовольственную безопасность Китая. В настоящий момент доля покрытия посевных площадей выведенными в КНР сортами превышает 90 %.
16. Традиционные методы земледелия. Севооборот, уплотнённый посев, подсев
Сельское хозяйство прошло путь развития от древних подсечно-огневой и паровой систем земледелия до устойчивого земледелия и многокультурного севооборота, междурядного посева и многократного увеличения эффективности производительности и землепользования.
Подсев
Междурядный посев
Севооборот может значительно повысить урожайность традиционного сельского хозяйства; уплотнённый посев позволяет максимально использовать пространство и ресурсы и в то же время повышает коэффициент повторного посева, являясь одним из технических мер севооборота; он не только обеспечивает урожайность, но и восстанавливает и обогащает плодородие почвы.
Под многокультурным севооборотом понимается система посадки, при которой более 2 культур в течение года непрерывно высаживаются на одном поле. Часто встречающиеся сочетания: пшеница – рис (2 урожая в год), конские бобы – рис – рис (3 урожая в год), озимая пшеница – кукуруза или бобы – зимний перерыв – хлопчатник (3 урожая за два года) и т. д. В Китае уже 2 000 лет назад существовали записи о посеве пшеницы сразу после сбора проса, а также посадке проса и бобов после сбора пшеницы.
Междурядный посев
Междурядный посев: картофель и кукуруза
Уплотнённый посев представляет собой способ посадки 2 или более культур на одном поле в один и тот же период, по отдельности или перемежаясь. Ещё во времена правления династии Западная Хань учёный Фань Шэнчжи зафиксировал случаи совместного выращивания тыквы и бобов. В «Необходимых искусствах для простого народа» встречается записанный опыт выращивания шелковицы с золотистой или угловатой фасолью, лука и кориандра. Выращивание нескольких культур в одно время называется уплотнённым посевом, а в разное время – подсевом.
Севооборот – это способ посадки, при котором разные культуры или несколько комбинаций сельскохозяйственных культур последовательно чередуются на одном и том же поле по сезонам или годам. В Китае севооборот начал внедряться ещё во времена династии Западная Хань. В «Необходимых искусствах для простого народа» встречаются следующие строки, указывающие на необходимость и последовательность севооборота: «Поля для посева следует менять. Лубяные культуры нуждаются в тучных землях, а по верху надлежит сажать фасоль золотистую и угловатую. Лубяные культуры и просо сменяют посадки репы или соевых бобов».
В XIV в., после установления династии Мин, несмотря на увеличение площади пахотных земель, совершенствование технологий и медленный прирост населения, количество пахотных земель на душу населения быстро сокращалось, отчего в южных регионах получил развитие многокультурный севооборот, а также метод подсева. В вышедшей в XVII в. книге «Дополнительные сведения о крестьянских наделах» записано, что позднеспелый рис высаживался между рядами раннеспелого риса, что продлевало период созревания позднего риса и обеспечивало 2 урожая с одного поля в год.
В XVII–XX вв., в эпоху династии Цин, получила развитие трёхуборочная система (так называется выращивание 3 культур в год на одном участке).
Многокультурный севооборот оказывает существенное влияние на плодородие почвы и, чтобы не истощить земли, во времена династий Мин и Цин в рамках севооборота стали активно применять бобовые культуры, которые поглощают азот из воздуха и увеличивают содержание питательных веществ в почве. Выращивание бобовых при севообороте не только обеспечивает богатый сезонный урожай, но и предотвращает чрезмерную деградацию почв. Кроме того, применение ротации культур на высоких рисовых полях способствует полному циклу разложения органических веществ, обогащает почву и снижает количество сорняков и насекомых-вредителей.
Многокультурный севооборот, уплотнённый посев, подсев и севооборот используются для повышения урожайности сельскохозяйственных культур и обеспечивают баланс между объёмом производимой продукции и экологическим состоянием почвы. Данные традиционные методы играют важную роль в рациональном использовании сельскохозяйственных ресурсов и улучшении качества полей. Для рационального использования ресурсов и повышения совокупной производственной мощности сельского хозяйства необходимо постоянное совершенствование науки растениеводства в направлении высокой урожайности, повышения качества, эффективности и экологичности.
17. Секреты древнего рисоводства. Пересадка рассады, прополка и подсушивание полей
Традиционный процесс выращивания риса подробно и наглядно представлен в альбоме «Картинки сельской идиллии»52. На ней изображены все ключевые этапы, включая подготовку почвы, замачивание семян, проращивание, выращивание рассады и пересадку, внесение удобрений, орошение, сбор урожая, молотьбу, провеивание на солнце и хранение. Выращивание рассады, обработка (вспашка) и подсушивание полей – самые важные из перечисленных стадий. Технология выращивания из рассады – самый распространённый метод культивирования риса, а обработка и просушка полей составляют основу ухода за данной полевой культурой.
Выращивание рассады в теплице
Примитивные методы посадки риса очень метко описал историк времён династии Западная Хань Сыма Цянь: «Огнём пахать, водой полоть». После выжигания поля на него высаживались саженцы; после того как ростки достигали 25–30 см, начиналось удаление сорняков: поле заливали водой, чтобы лишить сорную траву кислорода. Погибнув, сорняки перегнивали и становились удобрением. В период династии Восточная Хань техника выращивания риса получает активное развитие, а в южной части страны появляются новые технологии.
После династии Тан начиная с X в., благодаря использованию изогнутых плугов на южных рисовых полях, производительность труда и качество вспашки значительно возросли, а под влиянием устоявшейся в северных засушливых регионах системе «вспашка – боронование – шлифование» постепенно возник комплекс мер для южных заливных рисовых полей: «вспашка – боронование – выравнивание». Во времена династии Мин и Цин, в XIV–XX вв., на рисовых полях начинают применяться такие технологии, как многокультурный севооборот, уплотнённый посев, подсев и севооборот.
На ранних этапах использовали прямой посев. Метод прямого посева заключается в посадке семян на поле сразу после штыкования почвы и внесения удобрений. Это простой и трудосберегающий способ, однако растения при нём плохо противостоят болезням и насекомым, а при неблагоприятных условиях возможна полная потеря урожая. Пересаживать рис начали предположительно при династии Хань, на рубеже нашей эры. Сначала семена риса проращивали на удобренной земле, которая также называется посевной ложей, а затем пересаживали рассаду в поле.
Данный метод значительно повышает устойчивость риса к болезням и насекомым-вредителям. С развитием культивирования заливного риса в южной части страны, а особенно с популяризацией многокультурного севооборота выращивание и пересадка рассады стали важными техниками, способствующими развитию рисоводства, и ключевыми факторами роста урожайности.
В трактате «Сельскохозяйственная книга Чэнь Фу»53 периода династии Сун подробно описаны технические требования к выращиванию рассады. Во-первых, необходимо выбрать подходящую землю, раздробить и выровнять её, огнём повысить температуру почвы, а после добавить удобрения. Во-вторых, важно посадить растения вовремя. Так, ни в коем случае нельзя сажать саженцы сразу при наступлении тепла и не принимая во внимание сезон – при заморозках саженцы погибнут, а это значит, что придётся выполнять повторную посадку, потеряв не только время, но и возможность получить крепкие всходы. В-третьих, требуется умеренное внесение удобрений, чтобы не сжечь рассаду; а в качестве удобрения отлично подойдёт перегнившая конопля. В-четвёртых, рассаде необходим тщательный уход: при проливных дождях нужно максимально быстро отводить с полей излишки воды, чтобы предотвратить затопление растений.
Соблюдение вышеперечисленных требований и позволяло получить хорошие всходы. Тем не менее метод выращивания и пересадки рассады в древние времена не получили распространения, так как требовал больших физических затрат, а малые хозяйства редко могли позволить себе нанимать батраков.
Следующими по значимости после выращивания рассады этапами являются обработка и подсушивание полей; а также рыхление и прополка, которые существенно улучшают грунтовые условия. В «Сельскохозяйственной книге Чэнь Фу» отмечаются 2 важных аспекта прополки. Во-первых, прополка была не просто удалением отнимающих питательные вещества у риса сорняков, но и способом обеспечить нужную консистенцию почвы: без лишних корней почва лучше проводит воду и воздух. Во-вторых, в трактате упоминается только один способ прополки – снизу вверх, что говорит нам о террасной структуре заливных рисовых полей того времени. Прополка начиналась с нижних ярусов. Сначала вручную убирали сорняки, а потом заливали участок водой, чтобы убить оставшиеся мелкие дикие травы.
Подсушивание поля
В X–XIV вв., во времена династий Сун и Юань, земледельцы в Цзянсу и Чжэцзяне изобрели новый вид сельскохозяйственных инструментов для прополки и рыхления почвы – культиватор. Внешне он походил на сандалии на деревянной подошве длиной около 33 см и шириной примерно в 12 см. К нижней части деревянной подошвы были прибиты 20 коротких зубцов. Сверху крепилась рукоятка длиной около 1,5 м. После изобретения культиватора крестьянам уже не требовалось пропалывать и рыхлить землю согнувшись, что позволило увеличить площадь ежедневного возделывания почти в два раза.
Подсушивание полей – это процесс удаления поверхностного слоя воды в конце стадии кущения риса с целью улучшения аэрации почвы и температурных условий. Благодаря этой мере снижается влажность почвы, а корни прорастают глубоко в почву, что способствует дальнейшему росту и развитию растений. В XII в. агроном Чэнь Янь писал, что для подсушивания поля в середине и по его 4 сторонам вырывали глубокие канавы для дренажа. Поливная вода попадала в углубления, а поверхность почвы высыхала и трескалась, вследствие уменьшения количества воды в поверхностном слое корневая система риса начинала развиваться вглубь. Это способствовало росту и развитию саженцев, повышала устойчивость к полеганию, засухам и различным болезням.
18. Тысячелетний опыт экологического сельского хозяйства. Рыбоводство на рисовых полях
Рыбоводство на заливных рисовых полях представляет собой очень рациональный метод ведения сельского хозяйства: рыба поедает сорняки и вредителей, а её экскременты служат удобрением для риса. Плавающая в поле рыба переворачивает ил, способствуя распаду удобрений, увеличивая приток воздуха и стимулируя тем самым рост риса. Таким образом, урожайность риса возрастает на 10 %, а откормленная на поле рыба служит прекрасным дополнением к столу. Рисовое поле представляет собой превосходную среду обитания для рыбы за счёт обилия свежего корма и чистой воды, так как рис впитывает удобрения. Содержание рыб в такой среде значительно повышает их сопротивляемость болезням.
Судя по археологическим находкам, рыбоводство на рисовых полях возникло не позднее династии Хань, около II в. до н. э. В провинции Шэньси были обнаружены остатки рисового пруда времён династии Восточная Хань. В то время пруд использовался для выращивания рыбы и водных растений, а также был связан с заливным рисовым полем. Небольшой водоём с рыбой гармонично сочетался с системой ирригации и представляел собой наиболее ранний образец сельского хозяйства замкнутого цикла.
Выращивание рыбы на рисовых полях
На каменном барельефе гробницы династии Хань в Сычуани изображено небольшое заливное рисовое поле с лягушками, черепахами, утками, карасями и улитками, с большими бамбуковыми корзинами, выступающими в роли заграждений для рыбы. В провинции Шэньси было обнаружено несколько свидетельств рыбоводства на рисовых полях, относящихся к III в. Литературный памятник тех времён «Годичный рацион в царстве Вэй» фиксирует разведение рыбы на рисовых полях: «У рыбы лобан, обитающей на заливных полях уезда Пи, жёлтая чешуя и красный хвост, от неё получают икру». Уезд Пи – это местность в сегодняшней провинции Сычуань, а лобан – маленькая жёлтая рыбка с красным хвостом, скорее всего, сазан.
Рисовые поля Сычуани не испытывают нехватки воды, за счёт чего создаются оптимальные условия для выращивания рыбы. Во времена династий Мин и Цин, в XIV–XX вв., земледельцы на юге страны активно использовали систему ирригационного земледелия, сочетающую рисоводство и рыбоводство. При правлении минского императора Чжу Шицзуна (1507–1567 гг.) рыбу разводили в искусственных водоёмах, поверх которых строили курятники и свинарники, а по берегам высаживали сливы и персики. Одновременное выращивания зерна, домашнего скота, рыбы и фруктов было чрезвычайно прибыльным делом. Побочными продуктами земледелия люди кормили свиней, отходами жизнедеятельности свиней удобряли поля, а также тутовые деревья, растущие по краям. Подобные комплексные системы землепользования получили широкое распространение в низинах дельты реки Чжуцзян и вблизи озера Тайху.
В минскую эпоху появились пруды с рыбами и шелковицей, сахарным тростником и пруды с фруктовыми деревьями. Данные методы ведения сельского хозяйства практикуются и сегодня.
Рыбоводство на заливных рисовых полях более распространено в горных и холмистых районах Китая. В основном выращиваются белый амур и карп, а иногда и другие виды рыб, подходящие для местных условий. 1 200-летний опыт разведения рыбы на полях в провинции Чжэцзян стал одним из определяющих факторов развития местной культуры. Традиционным блюдом здесь стала рисовая похлёбка с рыбой, рецепт приготовления которой через тысячелетия дошёл до наших дней. В 2005 г. чжэцзянские рисовые рыбоводные пруды были включены Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН в список важнейших объектов мирового сельскохозяйственного наследия.
Рыбоводство на рисовых полях способствует увеличению объёмов производства риса и эффективности землепользования, улучшает экологическую обстановку и повышает устойчивость хозяйств к стихийным бедствиям. Также разведение рыбы существенно повышает доходы землевладельцев. Появление и развитие техники рыбоводства на рисовых полях позволило не только улучшить жизни миллионов людей в Поднебесной, но и стало важным вкладом Китая в историю мирового водного хозяйства.
Почтовая марка «Рыбоводство на рисовом поле»
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Животноводство и рыбоводство
1. От хищнической эксплуатации до разведения. Технологии рыбоводства в древности
История разведения рыбы в Китае уходит корнями в глубокое прошлое. География и климат страны, богатство водными ресурсами – всё это способствовало раннему зарождению рыбного хозяйства. После того как человек научился добывать огонь, рыба стала неотъемлемой частью его рациона. В древности, когда водоёмы были полны рыбы, человек ловил её руками или использовал камни и палки, чтобы оглушить и поймать рыбу. Позднее, по мере развития рыболовного промысла, появилось множество инструментов и методов рыбной ловли, например, острога, лук и стрелы, невод с каменными грузилами, а также удочки с крючками.
Первые попытки разведения рыбы заключались в огораживании найденной в водоёмах икры, чтобы защитить её от поедания другими рыбами. Позднее люди научились вылавливать мальков и помещали их в отдельные пруды для подращивания. Искусственное разведение рыбы возникает примерно при династии Шан. В VIII–V вв. до н. э., в период Вёсен и Осеней, появляется первый посвящённый рыбоводству труд «Трактат о выращивании рыб». Учёные предполагают, что авторство принадлежит сановнику Фань Ли из княжества Юэ.
«Разведение рыбы». Каменный барельеф времëн династии Хань. Музей культуры Саньсиндуй в Сычуани
Миниатюра «Рыбоводный пруд» времëн династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.)
Вылов рыбы
Рыбное хозяйство
По мере непрерывного совершенствования технологии искусственного разведения увеличивалось и число используемых в этих целях видов рыбы. Древнейший толковый словарь «Эръя» содержит записи о 33 видах, а в трактате «Компендиум лекарственных веществ» упоминается о 60. Во времена династии Хань разведение рыбы получает повсеместное распространение. Рыбу выращивают и в искусственных прудах, и в естественных пресных водах.