bannerbanner
5000 лет крестьянской мудрости Поднебесной. Технологии и научные познания в сфере сельского хозяйства в Древнем Китае
5000 лет крестьянской мудрости Поднебесной. Технологии и научные познания в сфере сельского хозяйства в Древнем Китае

Полная версия

5000 лет крестьянской мудрости Поднебесной. Технологии и научные познания в сфере сельского хозяйства в Древнем Китае

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 8

Предки китайцев стали практиковать разведение рыб в рисовых прудах ещё во времена династии Хань. Рыбы поедали насекомых и вредителей, а их экскременты служили удобрением для риса. Перемещения рыб в пруду улучшали циркуляцию воды и кислорода, способствуя росту культивируемых растений. Сегодня в провинциях Юньнань и Гуйчжоу на рисовые пруды выпускают домашних уток. Птицы поедают сорняки и вредителей и удобряют землю, повышая урожайность.

Продукт одного производственного звена экосистемы служит следующему, обеспечивая многократную переработку отходов, тем самым увеличивая коэффициенты превращения энергии и использования ресурсов, что помимо дополнительной экономической выгоды способствует предотвращению загрязнения отходами.



Рисовый пруд с рыбой (фото: Чэнь Цинлун)



Пруд с рисом, рыбой и утками


Исследования показывают, что в данных сельскохозяйственных экосистемах растения посредством фотосинтеза преобразуют солнечную энергию в биотический потенциал. На конечный чистый растительный продукт, идущий в пищу людям, в таких системах приходится 20 процентов продукции, а остальное используется для производства побочной продукции, такой как корм для скота и рыбы, которые, в свою очередь, служат источником продуктов животного происхождения: мяса, молока, яиц, кожи и пуха. Метаболиты, остатки животных и растений попадают в почву, где микроорганизмы превращают их в усваиваемые растениями минералы.

Сегодня экологическое ведение сельского хозяйства превратилось в ключевой тренд китайского сельскохозяйственного сектора. Китай всё активнее внедряет в жизнь богатый опыт и лучшие практики предков, чтобы обеспечить успешное развитие данной отрасли.

6. Великий вклад Китая в сельское хозяйство древнего мира. Знаменитые изобретения и открытия


Совершенствование сельскохозяйственных орудий и технологий производства служило главной движущей силой развития интенсивного земледелия, распространение техник которого за пределами Поднебесной внесло огромный вклад в мировое сельское хозяйство. Традиционные китайские методы ведения сельского хозяйства, древние труды и письменные источники, а также опыт ведения устойчивого сельского хозяйства оказали колоссальное влияние на мировую аграрную науку.

За тысячелетия сельскохозяйственной деятельности китайцы вывели множество новых культур. Из 1 200 видов сельскохозяйственных растений мира в Китае сегодня культивируют более 600, для 300 из них Китай является родиной. Поливной рис, чай, сою и шелковицу можно даже назвать «четырьмя великими открытиями» китайского сельского хозяйства. Веками китайские сельскохозяйственные культуры, а также техники растениеводства и животноводства непрерывно распространялись по миру и становились важным вкладом в развитие мирового сельского хозяйства.



Усадьба крестьянина, каменный барельеф, I в.



Поливной рис


Одним из важных достижений традиционного сельского хозяйства стало изобретение плуга. Китайский рамочный плуг – один из первых подобных инструментов в мире. Современный западный плуг вобрал в себя множество особенностей китайского плуга, превратившись в движущую силу аграрной революции. В XVIII в. Европа внедрила китайский плуг с изогнутыми оглоблями и сеялку, изменившие средневековую систему двухпольного и трёхпольного севооборота, заложив тем самым фундамент современной аграрной революции.



2 700-летнее чайное дерево в пригороде г. Пуэра (фото: Цяо Цзисюн)


Агрономия – одна из самых развитых наук Древнего Китая. Её достижения, наряду с успехами китайской медицины, астрономии и математики, оказали огромное влияние на человеческую цивилизацию и занимают важное место в истории развития мирового сельского хозяйства. Одно из самых заметных изданий в жанре энциклопедии «Необходимые искусства для простого народа»1 попало в Японию ещё во времена династии Тан, а в XIX в. появилось и в Европе, пополнив мировую сокровищницу знаний. В средневековой Японии считалось, что мудрый человек и дня не проживёт, не открыв энциклопедию «Полный свод писаний об управлении земледелием»2, снискавшую огромную популярность в те времена.





Китайский народ, руководствуясь теорией «Трёх начал»: неба, земли и человека, – создал множество моделей экологичного ведения сельского хозяйства. Благодаря этим практикам, тысячелетия обработки и использования земли в Китае не привели к деградации почв, но, напротив, улучшили плодородность. А использование органических удобрений в прудах дельты реки Чжуцзян и районе озера Тайху и созданные там экосистемы тутовых рыбоводных прудов можно считать настоящей и не имеющей аналогов инновацией. По сей день западные специалисты в области ведения экологически чистого сельского хозяйства, занимающиеся вопросами устойчивого развития, обращают огромное внимание на опыт традиционного китайского сельского хозяйства и активно перенимают его.



Гусеницы шелкопряда


Со временем на Западе сформировалась аграрная наука, появились новые технологии, механизация повысила производительность. Использование удобрений и пестицидов гарантировало сбор хорошего урожая. Затем развитие биологии, физики, химии и других естественных наук в XVII–XX вв. легло в основу современной европейской аграрной науки. Только тогда западная сельскохозяйственная наука превзошла китайскую, остававшуюся передовой более 1 000 лет.

7. Передача знаний из уст в уста. Крестьянские пословицы


Крестьянские пословицы – это изречения, передающиеся из уст в уста от одной крестьянской семьи к другой. В древние времена простые люди не умели читать и писать, а опыт сельскохозяйственного производства передавался и наследовался преимущественно через устную традицию – «отец наставлял сына, брат наставлял брата». Крестьянские пословицы были основной формой распространения сельскохозяйственных знаний на протяжении всей истории Китая, подобно современным техническим руководствам, и сыграли неизмеримо важную роль. Они являются воплощением всего опыта, накопленного трудящимися Китая в ходе практики сельскохозяйственного производства, и представляют собой коллективное творчество народных масс, а также ценное сельскохозяйственное и литературное наследие китайского народа.

Крестьянские пословицы создаются одновременно с формированием сельского хозяйства, задолго до появления письменности – тысячи лет назад. Как видно из древних записей, поэзия, схожая с крестьянскими пословицами, существовала ещё во времена рабовладельческого общества. Основная часть ранних поговорок по большей части отражает ситуацию в сельском хозяйстве, сложившуюся в районе бассейна реки Хуанхэ, непосредственно связанную с зарождением китайской нации. Документы и письменные источники времён династий Цинь и Хань свидетельствуют, что сельскохозяйственные пословицы были широко распространены по всей Поднебесной.

Крестьянские пословицы рассказывают о сельскохозяйственном производстве и охватывают сферы лесоводства, скотоводства и рыбоводства, земледелия, а именно выращивания различных культур, фруктов, овощей, а также тутовых деревьев и разведение шелкопряда. Более того, земледелие тесно связано с условиями почвы, удобрениями, влажностью, температурой, а также сезонными, метеорологическими и климатическими явлениями – обо всём этом говорится в крестьянских пословицах. Современный учёный и лингвист Люй Пин собрал по всей стране более 100 000 устойчивых сельскохозяйственных выражений, затем объединил, упорядочил и классифицировал их, в общей сложности получив 31 400 пословиц. Устойчивые выражения о метеорологических явлениях составили 25,16 % от общего количества, затем следуют пословицы о поливной рисе, составившие 14,56 %, поговорки про зерновые культуры заняли 11,45 % сборника.

История крестьянских пословиц Китая исчисляется не одним тысячелетием. Распространённые по всему региону, обладающие богатым содержанием, они и оказали огромное влияние на развитие аграрного дела в Поднебесной. Пословицы характеризуются шестью ключевыми чертами. Первая – пословицы всегда носят территориальный характер, поскольку происходят из народа и зачастую составлены на основе местных диалектов, тем самым отражая специфику местного сельскохозяйственного производства. Важно отметить, что зачастую на определённой территории распространён лишь один определённый тип пословиц.

Вторая черта – при этом пословицы универсальны, они отражают биологические особенности сельскохозяйственных культур и могут применяться повсеместно. Третья – пословицы, чрезвычайно ёмкие по форме и содержанию; краткие, лаконичные, легко читаемые и в то же время заставляющие глубоко задуматься над содержанием. Четвёртая – пословицы имеют научный характер. Многие факты из пословиц могут быть подвергнуты проверке современными научными теориями или экспериментами. Пятая и шестая черты – это массовость и общедоступность пословиц: идеи, чувства, которые через них передаются, и даже форма всегда приятны и понятны. Пословицы словно наполнены ароматом жизни, а потому и легко усваиваются народом, что и позволяет им передаваться из поколения в поколение, из века в век.



Полное собрание крестьянских пословиц 24 сезонов китайского сельскохозяйственного календаря


По своему формату крестьянские пословицы делятся на односложные, двусложные и многосложные. Односложные пословицы выглядят следующим образом: «Навоза с горсть – редька жёсткая как кость». Многосложные: «Чешется вульва, дым из печи назад повалил – жди либо дождь, либо пасмурность». Двусложные пословицы, в свою очередь, можно разделить на три вида. Первый вид – метафорические, такие как «сильные семена – пышные побеги, крупная мать – здоровый сын», где в первой части говорится о конкретном материальном предмете (о семенах и последующих всходах растений), а во второй применяется метафора и аллегория. Следующий вид – причинно-следственные, например: «Коли летом нет жары, не увидишь риса, проса, ячменя, пшеницы и бобов богатые дары». Как видно, первая часть пословицы повествует о причине, а вторая – о результате. Ещё один вид двусложных пословиц – с изменённой последовательностью следствия и причины, например: «Урожай хорош, коль хорош навоз». В данной пословице прямо говорится о необходимости и важности регулярного удобрения и орошения земель для возделывания полей и ведения сельского хозяйства.

8. Легенды о Стране шёлка. Распространение техники шелководства


Жители древнего Китая изобрели технологии выращивания шелкопряда, шелкомотания, ткачества и окрашивания шёлка, а все страны мира, в дальнейшем развивавшие шелководство, прямо или косвенно заимствовали данные техники из Китая. Таинственный Древний Китай славился по всему миру сверкающим шёлком-сырцом и нежными и красивыми шёлковыми тканями, именно поэтому он получил название «Страна шёлка», по-древнегречески – «Серес».

Ещё в VII в. до н. э. китайский шёлк попал на запад по северному степному пути15, а к V в. до н. э. он уже достиг Греции и далёких западных стран. 2 200 лет назад грена шелкопряда и техника шелководства были завезены в Корею и Японию. После путешествия Чжан Цяня16 через Западный край17 шёлк стал важнейшим предметом внешней торговли для династии Хань. В то же время другие страны всеми способами пытались заполучить грену шелкопряда и технику шелководства, что и привело к появлению интересных исторических сюжетов.



Грена шелкопряда


В I в. до н. э. римский император Юлий Цезарь однажды надел китайский шёлковый халат в театр, чем произвёл фурор среди зрителей. Люди стали ему подражать, а римская аристократия, равно как мужчины, так и женщины, наперебой соревновалась друг с другом в красоте шёлковых нарядов. К III и IV в. н. э. шёлковые одеяния стали единственной модной и по-настоящему почётной одеждой в стране, а Рим ежегодно платил по сто тысяч унций золота за шёлк и другие товары с Востока.



Принцесса тайно провозит грену и семена шелковицы в головном уборе


В середине VI в. персидские купцы сколотили огромные состояния на перепродаже шёлка-сырца из Китая. В то время император Юстиниан счёл, что его армия достаточно сильна и захотел подчинить себе Персию, заставив её поделиться прибылью. Вопреки всем ожиданиям персидская армия не пошла на компромисс и полностью проигнорировала угрозы Восточной Римской Империи, которая в 571 году объединилась с тюркскими ханами для вторжения в Персию. Разразившаяся война длилась целых 20 лет, но ни одна из сторон не смогла взять верх. Война Юстиниана с Персией сократила казну империи вдвое, в результате чего государство оказалось на грани экономического краха. Восточная Римская Империя была вынуждена пойти на мирные переговоры, сняла ограничения на импорт товаров из Персии и согласилась выплачивать Персии контрибуцию в 11 000 золотых монет в год. В западной историографии эти события называются «Шёлковой войной».

Император Юстиниан изо всех сил пытался получить грену шелкопряда и семена тутового дерева для развития собственной шёлковой промышленности. Однажды он отправил в Китай миссионера, чтобы тот раздобыл семена шелковицы и грену шелкопряда, а затем спрятал их и вернулся обратно. Но миссионер всё перепутал, когда в дороге вместо семян тутового дерева положил в сосуд с землёй яйца шелкопряда, отчего те погибли. Впоследствии семена были тайно привезены в Индию индийцами, жившими в Китае, а затем преподнесены Юстиниану странствующими индийскими монахами в 552 году. На сей раз всё прошло успешно, и Восточная Римская Империя стала первой в Европе разводить шелковичных червей.



Семена шелковицы


Ещё более удивительна история распространения грены шелкопряда на западных землях современного Китая. В начале III в. там существовало государство Хотан, которое издавна мечтало раздобыть шелкопряда и семена шелковицы. Тогда его правителю пришла в голову хитроумная идея – жениться на китайской принцессе, уговорив её тайно вывезти из Китая семена шелковицы и грену шелкопряда внутри своей короны. Поскольку корона была символом императорской власти, никто не осмелился её проверять, и новая супруга смогла беспрепятственно провезти драгоценные семена и личинки через границу. Жители Хотана были настолько благодарны принцессе, что стали почитать её как богиню, а история о её великом подвиге стала сюжетом фресок.

Далее, в IV в. нашей эры технология шелководства появилась в Афганистане, Иране и Ираке. В VI в. из Ирака выращивание шелкопряда распространилось в Турции, Сирии, Болгарии, Греции и Италии. В VII в. разводить шелкопряда стали в Египте. А в VIII в. шелководство попало из Италии в Испанию, откуда в XV в. его переняли французы.

9. Великий шёлковый путь – дорога к процветанию страны


Под общеизвестным названием «Великий шёлковый путь» обычно подразумевается лишь его западная ветвь, начинавшаяся на Востоке, у стен Чанъани, – столицы при династии Западная Хань18.



Западная ветвь шёлкового пути


1. Сиань (Чанъань). 2. Ганьсуйский коридор. 3. Дуньхуан. 4. Чарклык. 5. Хотан. 6. Яркенд. 7. Файзабад. 8. Мары. 9. Дамган. 10. Хамадан. 11. Багдад. 12. Антакья. 14. Средиземное море. 15. Чëрное море. 15. Каспийское море. 16. Аральское море. 17. Самарканд. 18. Кашгар. 19. Куча. 20. Турфан


Длина протянувшегося через всю Азию международного торгового маршрута превышала 7 000 км. Через коридор к западу от реки Хуанхэ путь шёл к Таримской впадине, пересекал Памирское нагорье, земли современных Узбекистана, Туркменистана, Афганистана, Ирана и заканчивался на побережье Сирии и Ливана. Торговый маршрут связывал культуры Башу19 и бассейна реки Хуанхэ с культурами Ганга, Древней Греции и Персии.

После путешествия китайского дипломата Чжан Цяня20 на Запад Чанъань стала принимать дипломатические миссии со всех концов света.

Во времена династии Хань император посылал от 6 до 10 миссий, самые многочисленные из которых состояли из сотен человек. Отправленные в далёкие страны караваны возвращались через 7 – 8 лет, а посланцы в ближние государства справлялись с задачей за 2 – 3 года. В дальние странствия вместе с государственными грамотами и посланиями путешественники везли и шёлковые изделия.

Непрерывной чередой слали миссии в Китай иностранные правители, послы которых сочетали в себе функции дипломатов и купцов. По сути, это были государственные торговые миссии. По мнению западных учёных, в период расцвета династии Хань ежегодный объём торговли товарами вдоль шёлкового пути исчислялся несколькими миллионами английских фунтов (в пересчёте на современные деньги).

Благодаря данному маршруту на Запад попали шёлк, грена, порох, технологии культивирования шелковицы, шелководства и книгопечатания. С Запада в Китай непрерывно проникали предметы культуры и искусства, новые виды растений и животных. Вдоль всего шёлкового пути шёл процесс слияния и обмена культур, продвигавший развитие мировой цивилизации.

Ключевые экспортные товары Древнего Китая, такие как чай, шёлк и фарфор, помимо основного маршрута шёлкового пути распространялись также по Степному пути, Южному шёлковому пути и Морскому шёлковому пути.

Степной шёлковый путь контролировали скотоводческие племена. Во времена династии Юань21 европейские, арабские, персидские и центральноазиатские торговцы прибывали в Китай именно этим маршрутом. Эпоха династии Юань – период расцвета Степного пути. Столица Даду22 превратилась в центр торговли древнего мира.

Южный шёлковый путь начинался в городе Чэнду, в провинции Сычуань, и проходил через уезд Юнчан, на территории современной провинции Юньнань, поэтому его называли «Юнчанский путь», или «Индийский путь». Даже после формирования северо-западных веток шёлкового пути китайские власти стремились сохранять и поддерживать южный маршрут, позволявший поставлять товары в Европу через Индию в обход владений кочевников.



Караван верблюдов на шёлковом пути


В первые эпохи существования Морского шёлкового пути товары по нему поставлялись только в Корею и Японию, а маршрут назывался Шёлковым путём Восточно-Китайского моря. Позднее он протянулся через Южно-Китайское море до берегов каждой страны Юго-Восточной Азии. После мятежа Ань Лушаня23 в эпоху Тан24 Тибетская империя захватила земли к западу от Хуанхэ, а существование западной ветви шёлкового пути оказалось под угрозой. Как раз на смену ей и пришёл Морской шёлковый путь, получивший небывалое развитие в те годы.

В последующие десятилетия производство шёлка полностью сместилось в южные районы Китая. На побережье и в дельтах рек основываются новые города: Гуанчжоу, Цюаньчжоу, Янчжоу и Минчжоу, в которых создаются канцелярии морской торговли. На смену везущим дары дипломатическим миссиям приходят традиционные формы морской торговли.

Позднее, в XV в., морские торговые пути из этого региона достигнут берегов Нового Света.

10. Посланцы китайских полей


Человечество культивирует более 3 000 сортов растений, выведенных путём отбора, селекции и скрещивания. 150 из них встречаются практически в каждой стране мира, а основу рациона большинства жителей планеты составляют всего около 15 видов сельскохозяйственных культур. Китай – одна из трёх крупнейших стран происхождения культивируемых растений. В Поднебесной были одомашнены просо, пшено, соя, рис, конопля и многие виды овощей и фруктов. Распространение этих культур за её пределы внесло важный вклад в развитие мирового сельского хозяйства.

Появление китайских сельскохозяйственных культур в Европе произошло, вероятно, на тысячи лет раньше проникновения европейских растений в Китай. Яркое свидетельство тому – просо обыкновенное, попавшее из Китая в Европу ещё 7 000 – 8 000 лет назад.



Просо



Тысячелетние чайные деревья



Соя



Рис


Просо полностью созревает за 60 суток. Как и рис, оно подходит для выращивания на свежераспаханных почвах. По этой причине просо активно культивировалось древними кочевниками и быстро распространялось по бескрайним просторам Евразии.

Другой пример – поливной рис – одна из важнейших продовольственных культур Древнего Китая. Археологические находки свидетельствуют о культивации поливного риса в Поднебесной уже около 10 000 лет назад.

Китайские технологии выращивания риса попали в Индию в XV в. до н. э., откуда во II в. н. э. распространились в долину реки Нил. Сегодня рис составляет основу рациона более чем в 30 странах мира для более чем половины мирового населения.

Китай также родина чайного дерева и страна, подарившая напитку из его листьев название «чай». Бесчисленные нити чайной культуры и культивации растения ведут именно в Китай. По сухопутным ветвям шёлкового пути чай попал в Среднюю, Северную и Западную Азию, а также в Восточную Европу. Тогда как в Арабские страны, Западную и Северную Европу чай был завезён по морю.

Культивируемый в 60 странах и на 5 континентах чай сегодня пьют более 3 млрд человек.

Другой выходец из Китая – соя. Из огромного многообразия растительных протеинов только белок сои считается высококачественным. Вся культивируемая соя прямо или косвенно происходит от растения с китайских просторов. Даже её название в большинстве стран созвучно со словом «шо», которым китайцы называли сою в древности.

Изобретение соевого творога, или тоуфу, стало революционным событием в истории применения сои и позволило Китаю внести важный вклад в обеспечение продовольствием Древнего мира.

Помимо перечисленных выше риса, проса и чая за эпохи династий Хань и Тан по сухопутному шёлковому пути из Китая распространились персик, слива, абрикос, шелковица, берёза плосколистная, бамбук, ревень лекарственный, смилакс и мыльный орех. Не меньшее число видов растений попало в другие страны благодаря Морскому шёлковому пути.

11. Иностранные гости. Появление новых видов животных и растений в Китае


История биологической интродукции25 в Китае насчитывает не одно тысячелетие. Примерно половина из 600 выращиваемых в настоящее время культур была завезена из-за рубежа, что значительно обогатило разнообразие сельскохозяйственных культур, улучшило структуру растениеводства и увеличило объёмы производства. Как сказал один американский востоковед: «Китайцы всегда проводили дальновидную экономическую политику и поставили множество полезных иностранных растений себе на службу».

Современная пшеница происходит от дикорастущей пшеницы с просторов Западной Азии. Её окультурили и распространили жители древней Месопотамии. Примерно 4 500 лет назад пшеница была завезена в район среднего и нижнего течения Хуанхэ. Появление пшеницы в XVI в. до н. э. в начале правления династии Шан стало началом фундаментальных изменений в системе богарного (неполивного) земледелия на севере страны, ознаменовав переход от воздзелывания проса к выращиванию пшеницы. Благодаря масштабному возделыванию высокоурожайной пшеницы богарное земледелие на севере Китая сравнялось по продуктивности и экономической мощи с рисоводством Южного Китая, что явилось одной из причин, по которой район Великой Китайской равнины оставался политическим, культурным и экономическим центром страны многие века.



Хронология ввоза культур в Китай


Спустя 2 000 лет после появления пшеницы по Северо-Западной ветви шёлкового пути в Китай были завезены такие западные культуры, как хлопок, виноград, грецкий орех, гранат, оливки, люцерна, фасоль, горох, огурцы, морковь, красные орхидеи, бругмансия, чеснок, перец и кориандр. Как показывают генетические исследования, культура выращивания яблок берёт своё начало в Казахстане, на западной стороне гор Тяньшань, а первые выращенные человеком яблоки распространились на восток и запад по шёлковому пути. В Европе их скрещивали с дикими яблонями, так появлялись европейские сорта. На востоке путём аналогичной гибридизации появились предки тех яблонь, которые сейчас выращиваются в Китае. Ввоз этих растений имел огромное значение для экономической жизни страны. Яблоки быстро превратились в предметы первой необходимости.

На страницу:
2 из 8