Полная версия
5000 лет крестьянской мудрости Поднебесной. Технологии и научные познания в сфере сельского хозяйства в Древнем Китае
Первой одомашненной птицей считается курица. Домашние куры обладают ярко выраженным инстинктом насиживания, то есть инстинктивным намерением высиживать яйца вплоть до появления птенцов. Эта особенность позволяла без труда реализовывать технологию инкубации. Самой ранней технологией является естественное выведение цыплят в домашних условиях. Согласно литературному источнику доциньской эпохи, до III в. до н. э., «Ся Сяочжэн»: «В первый лунный месяц года у курицы выводятся птенцы». Люди времён доциньской эпохи считали первый месяц года наиболее благоприятным временем для выведения цыплят. Во времена династии Хань, III в. до н. э. – III в. н. э., появился метод подкладки утиных яиц в куриные гнёзда, так как инстинкт насиживания у утки проявлялся гораздо слабее. Известный поэт времён династии Северная Сун, X–XII вв., Мэй Яочэнь в своём стихотворении «Утёнок» упомянул данный метод: «Теплее в гнезде курином, чем в холоде утиных перьев».
Цыплята, выведенные методом искусственной инкубации
Позднее, во времена династии Сун, в X–XIII вв., появились первые методы искусственной инкубации. В книге «Эръя» было записано следующее: «Из покрытых коровьим навозом яиц вывелись птенцы». Суть данного метода состояла в том, что птичьи яйца укладывались под слой коровьего навоза, и эмбрионы внутри развивались за счёт тепла, выделяемого при ферментации коровьего навоза. Этот метод можно было использовать вне зависимости от времени года, а также он значительно повышал вероятность выведения птенцов. Этот метод является первым методом инкубации с применением искусственного источника тепла.
Затем помимо коровьего навоза начали использовать нагретый рис и нагретую пшеницу. Постепенно люди накапливали опыт в области инкубации, а начиная с династии Сун появлялись и внедрялись в сельское хозяйство новые методы выведения птенцов. Наиболее крупномасштабными производственными методами инкубации были: инкубация в специальных ямах, инкубация в глиняных чанах и больших деревянных ёмкостях, напоминающих вёдра. Во времена династий Мин и Цин, в XIV–XX вв., технология искусственной инкубации стала ещё более распространённой и превратилась в специализированную отрасль, вплоть до появления специальных «цехов инкубации». В специально отведённых местах люди занимались выведением птенцов уже в масштабах коммерческого производства. Такой масштаб применения искусственной инкубации говорит о сформированности и закреплении в сельском хозяйстве Китая ряда инкубационных технологий.
Во времена династии Цин, в XVII–XX вв., Хуан Байцзя написал книгу «Бу цзи», которая на сегодняшний день является самой ранней китайской монографией по искусственному выведению домашней птицы. В строках «Бу цзи» зафиксирован опыт инкубации утиных яиц в специальных резервуарах, и особенно подробно описан процесс обеспечения яиц естественным источником тепла. Заключается он в создании отверстия в одной из стенок резервуара, в котором размещены яйца. Через отверстие проникал солнечный свет, который и давал необходимое тепло. В данном процессе необходимо было наблюдать за развитием эмбриона в яйцах и в соответствии с наблюдениями регулировать проникновение солнечного света.
Этот метод является основообразующей частью технологии подогрева яиц. Также интересным моментом являлся метод перевозки яиц в процессе инкубации. Во времена династии Цин в книге Луо Тяньчи «Ушань чжилин» было записано, что для каждой партии яиц индивидуально оцениваются расстояние транспортировки, количество дней в пути и время отправления. Яйца подогревались прямо в пути, и по прибытии в пункт назначения обычно сразу же выводились птенцы, которых тут же можно было продавать. Перевозка инкубируемых яиц была намного безопаснее, чем перевозка уже вылупившихся птенцов, которые могли погибнуть в дороге. Наличие данного способа перевозки показывает, что в Китае времён династий Мин и Цин уже существовала эффективная производственная технология, позволяющая сохранять выводок с наименьшими потерями.
Сами технологии и оборудование для искусственной инкубации в Китае всегда были достаточно простыми. Не было необходимости ни в оборудовании для регулировки температуры, ни в термометрах, люди сами контролировали и поддерживали относительно стабильную температуру и при этом обычно не терпели убытков. Китайские методы инкубации подходили для выведения большого количества птенцов единовременно. Благодаря изобретению этих методов был сформирован ценный опыт в области технологий инкубации домашней птицы, применяемый во многих странах мира.
9. Разведение животных на продажу. Откорм
В процессе развития животноводства в Китае появились собственные технологии откорма скота. Эти технологии основывались на порционном кормлении и содержании животных в стойле, что ограничивало их физическую активность. Постепенно частота кормления увеличивалась, а возможность передвижения домашних птиц и скота наоборот пресекалась. Такой режим заставлял животных набирать массу. После забоя мяса на выходе оказывалось достаточно много. Данный тип кормления, позволяющий повысить объёмы производства мяса, был впервые описан во времена династии Северная Вэй, в IV–VI вв., в энциклопедии «Необходимые искусства для простого народа», автором которой был Цзя Сысе. Наличие описания системы откорма в письменном источнике позволяет отследить начало процесса выхода китайского животноводства на рыночный уровень.
Во времена династии Хань, III в. до н. э. – III в. н. э., был придуман способ быстрого откорма свиней. Животным давали определённое количество конопляных семян, перетёртых с солью. Конопля отличается высоким содержанием масла, которое легко усваивает организм свиней, за счёт такого питания они активно набирали вес.
В начале правления династии Сун, в X–XIII вв., уровень социально-экономического развития страны продолжал расти. Имперские обряды жертвоприношения и нужды простого народа увеличивали всеобщую потребность в большом количестве качественного мяса. Спрос стимулировал совершенствование технологий откорма скота. В период династий Сун и Юань, в X–XIV вв., жители Китая начали применять новый метод откорма домашних птиц. Ежедневно птицам давалось большое количество корма, но при этом ограничивалась возможность для активных движений, чтобы не тратилась полученная из пищи энергия.
Например, с утками поступали следующим образом. По прошествии 60–70 дней после вылупления из яиц утят начинали откармливать, давая им 2 раза в день большие порции корма. Птиц никогда не кормили вне специального птичника, в котором обязательно занавешивали окна, чтобы создавать внутри полумрак. Также уткам давали специальную смесь для набора массы – муку из гаоляна в равных пропорциях смешивали с отрубями. Полученной смесью в принудительном порядке наполняли утиные желудки. Путём ежедневного увеличения порций людям удавалось откармливать уток. В течение 2 – 4 недель вес утки увеличивался на 2 – 3 кг, а когда доходил до 45 кг, период откармливания считался завершённым. Мясо откормленных таким образом уток становилось особенно вкусным.
Глиняная миниатюра свинарника. Эпоха династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.)
Всему миру известно такое китайское блюдо, как утка по-пекински, но мало кто знает, что один из секретов вкуса утиного мяса кроется как раз в способе откорма. Впервые утка по-пекински была предоставлена имперскому двору ещё в XIV в. Есть мнение, что торговцы разводили и откармливали уток специально для этого блюда. До того, как утка по-пекински оказалась на столе императорской семьи, утиные тушки, которые шли на продажу во дворец, никто не смел набивать чем-то сторонним, например, отрубями, камешками или почвой, мог использоваться только рис. Однажды старший дворцовый евнух купил такую утку и спустя несколько дней приготовил её. Получившееся блюдо оказалось очень вкусным и сразу полюбилось многим. Эта история подтверждает существование системы откорма уток, которая позволяла им быстро набирать вес и улучшала вкус мяса.
Сведения об откорме скота содержатся также в книге «Полный свод писаний об управлении земледелием». В ней описан способ откорма свиней с помощью лекарств. Для этого были необходимы следующие ингредиенты: «Три цзиня сушёных корневищ серповидного папоротника, четыре или два корневища атрактилиса китайского, один доу соевых бобов, один шэн кунжута – всё это жарится вместе и даётся животному, и через двенадцать дней животное наберёт вес». В книге также указывается, что общий загон для свиней обычно делился на несколько небольших загонов, отдельно для каждой свиньи. Всячески пресекая их физическую активность, добивались лучшего эффекта от процесса откорма.
Ещё одним распространённым способом, помогающим животным набирать массу, была кастрация, так как после данной операции самцы становились гораздо менее активными и склонными к набору веса. В целях увеличения объёма получаемого мяса кастрация используется в сельском хозяйстве и по сей день.
Кастрации подвергался и скот, и домашние птицы. «Чжан-ян», так в Китае называли кастрированных баранов, направленных на откорм. Кабанов также подвергали процедуре кастрации, превращая их в убойных боровов. Домашним птицам, гусям, курам и др. подрезали хвосты, что позволяло снижать секрецию половых гормонов в половой железе. Эти меры изменяют гормональный фон животного и замедляют метаболизм, что сказывается на изменении веса.
10. Значимый шаг в истории ветеринарии. Кастрация
Кастрация – это хирургическая операция по удалению основных репродуктивных органов. Данная операция широко используется в области селекции домашних животных. Уже в древности процедуре кастрации подвергались кони, крупный рогатый скот, бараны. Происходящие после операции изменения в организме животных способствовали процессу откорма, а невозможность размножения слабых или нездоровых животных – улучшению пород. После кастрации самцы становились гораздо менее агрессивными, прекращали драться друг с другом, а время их пригодности в сельском хозяйстве становилось гораздо более продолжительным. Мясо убойных кастрированных животных было жирным, нежным, теряло специфический запах, а пух у птиц становился очень мягким. Самки также подвергались процедуре кастрации, им проводилась операция под названием овариэктомия, подразумевающая удаление яичников. Китайцы также назвали эту операцию «тяохуа шу» (досл. «искусство вышивки»). Применялась она для кастрации самок свиней, собак, кошек и т. д. Кастрация позволяла селекционерам пресекать разведение низкопородных животных, помогала отбору и выращиванию лучших пород. В истории развития ветеринарии Китай всегда был впереди остальных стран в вопросах использования различных методов кастрации домашнего скота.
Барельеф времён династии Хань, изображающий сцену кастрации быка (провинция Хэнань)
В период правления династий Ся и Шан, в XXI–XI вв. до н. э., в китайском сельском хозяйстве уже начала применяться кастрация. На руинах древней китайской столицы Инь были найдены образцы пиктографического письма, знаки которого были расшифрованы как «мужские половые органы» и «нож». Общее значение пиктограмм описывает процесс проведения хирургического вмешательства, что даёт повод предположить, что именно в этот период была изобретена техника кастрации. К началу правления династии Западная Чжоу, в XI–VIII вв. до н. э., в книге «И цзин» появилась следующая запись: «Борова зубы не опасны». Это означало, что у кастрированного кабана в разы меньше агрессии, и он перестаёт быть опасным. В книге «Чжоу Ли» есть упоминание, что ранней весной императором издавался указ «О конях», а летом жеребцы, не приносящие потомства, должны были быть кастрированы. До начала эпохи Цинь, в III в. до н. э., кастрация в основном проводилась методом, который заключался в разрезании яичек в мошонке и использовании раскалённого железного инструмента для перерезания семенного канатика и кровеносных сосудов. Во времена династии Хань, III в. до н. э. – III в. н. э., кастрация применялась достаточно широко, а метод был усовершенствован и заключался в промывании мошонки холодной водой, отделения семенного канатика от кровеносных сосудов на яичках и перерезания семенного канатика ножом.
Во время операции использовался специальный острый нож, большим и указательным пальцами необходимо было сдавить кровеносный сосуд, что помогало уменьшить кровотечение во время операции, так рана впоследствии заживала быстрее. Во времена борьбы царств Чу и Хань, в III в. до н. э., военачальник Хань Синь приказал кастрировать большое количество армейских коней, так как те страдали от лихорадки. При раскопках имперской могилы династии Хань в провинции Хэнань был найден каменный барельеф «Вол, отбивающийся от дракона», на котором изображена сцена кастрации быка, готовящегося нападать на дракона. Человек изображён позади быка со специальным ножом в руке. На барельефе запечатлён метод «кастрации на ходу» (кит. 走骟). Он являлся более сложным, чем метод, при котором животное находится в положении стоя (кит. 立骟). Согласно записям в энциклопедии «Необходимые искусства для простого народа», написанной во времена династии Северная Вэй, в IV–VI вв., на третий день после рождения поросятам купировали хвосты, а через 60 дней проводилась процедура кастрации.
Приблизительно через 10 дней после рождения ягнёнка также проводили бескровную кастрацию, которая не только помогала предотвратить заражение столбняком, но и увеличить массу получаемого в будущем мяса. Во времена династии Мин помимо самцов всех видов скота и птицы начали кастрировать и самок путём удаления яичников. В наше время кастрация животных проводится безопасно и безболезненно. При кастрации лошадей, крупного рогатого скота, кабанов, собак, кошек и т. д. чаще всего используют способ перевязки, а для затягивания кровеносных сосудов над яичками накладывают хирургические швы, затем с помощью скальпеля перерезают семенной канатик и кровеносные сосуды, удаляют яички. Применение анестезии делает операцию кастрации безболезненной для животного.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Территория современной провинции Хэнань.
2
Мифические правители, упоминания о которых сохранились только в легендах и преданиях. Обычно под этим термином подразумеваются императоры Ян-ди, Хуан-ди и Тайхао.
3
Район в пригороде современного города.
4
Западное Чжоу – раннее царство в Китае. Период Западного Чжоу выделяют как начальный период эпохи Чжоу. Династия Чжоу правила с 1045 по 770 гг. до н. э.
5
В отечественной историографии данный способ распределения земель также называют «девятиполье» – по количеству полей на одном участке.
6
Государство Шан, альтернативные названия: государство Инь, или государство Шан-Инь – раннее царство, существовавшее с 1554 по 1046 гг. до н. э. в землях к северу от выхода реки Хуанхэ на Великую китайскую равнину. Государство Шан предшествовало государству Чжоу.
7
Период «Вёсен и Осеней» (722–481 гг. до н. э.) назван по летописи «Чуньцю» (кит.: «Вёсны и Осени»), авторство которой приписывают Конфуцию.
8
Китайская мера площади, равная 666 кв. м.
9
Ся – легендарная династия, согласно традиционным представлениям, правившая в древнем Китае, в период с 2070 по 1765 гг. до н. э.
10
Период китайской истории от V в. до н. э. до объединения Китая императором Цинь Шихуанди в 221 г. до н. э. Время постоянных междоусобных войн на Великой Китайской равнине.
11
«Ши-цзин» – один из древнейших памятников китайской литературы, уникальный источник информации о языке, идеологии, этике и традициях различных регионов древнего Китая. Составлен в XI–VI вв. до н. э.
12
Династия, правившая Китаем с 618 по 907 гг., с междуцарствием между 690 и 705 гг., предшествовала династии Суй.
13
Тайпин Тяньго (кит. «Небесное государство великого благоденствия»), теократическое повстанческое государство в Китае. Провозглашено в 1851 г. главой религиозного общества Хун Сюцюанем. Прекратило существование после подавления повстанцев армейскими частями Империи Цин в 1864 г.
14
Система землепользования, предполагавшая смену земельных участков после истощения почв.
15
Древний сухопутный маршрут из Центральных равнин Китая на север через Великую стену, затем через Монгольское плато, север Центральной и Западной Азии, степи Южной России на запад в Европу.
16
Китайский путешественник и дипломат, умер в 114 г. до н. э.
17
Западный край – принятое в китайских исторических хрониках наименование регионов, расположенных западнее заставы Юймэньгуань; Центральная Азия.
18
Китайская императорская династия, правившая с 206 г. до н. э. по 8 г. н. э.
19
Также называемая Чунцин-Сычуаньская культура. Термин для обозначения культуры ханьцев, проживавших на территории современной провинции Сычуань.
20
Автор исторических сведений о народах, населявших Среднюю Азию во II в. до н. э. Добрался до берегов Аральского моря, установил множество контактов с государствами Азии.
21
Монгольская династия, правившая Китаем с 1271 по 1368 гг.
22
Также г. Ханбалык. Столица Китая при монголах располагалась на территории современного Пекина.
23
Китайский военачальник (703–757 гг.), стоявший во главе самого масштабного внутрикитайского конфликта средневековой эпохи. Начавшееся в 755 г. Восстание удалось подавить только после его смерти, к 763 г.
24
Китайская династия, правившая с 618 по 907 г.
25
Преднамеренное или случайное переселение особей какого-либо вида животных и растений за пределы естественного ареала.
26
Чжуан-цзы – китайский философ предположительно IV в. до н. э., эпохи Сражающихся царств.
27
«Люйши чуньцю», или «Вёсны и осени господина Люя», – китайский энциклопедический текст периода Сражающихся царств, созданный в царстве Цинь под патронажем Люй Бувэя в III в. до н. э.
28
«Фань Шэнчжи шу» – трактат о земледелии, написанный Фань Шэнчжи во времена династии Западная Хань, в I в. до н. э.
29
«Гуань-цзы» – название совокупности древнекитайских философских трактатов различных авторов, живших в основном в IV–III вв. до н. э. Название дано по имени Гуань Чжуна (Гуань-цзы), главного министра царства Ци.
30
Империя Сун, или династия Сун, – государство в Китае, существовавшее с 960 по 1279 г.
31
Четыре великие культуры – концепция китайского историка и философа Лян Цичао, согласно которой к четырём великим культурам относятся Китай, Вавилон, Древний Египет и Древняя Индия.
32
«Шицзин», или «Книга песен», – один из древнейших памятников китайской литературы, уникальный источник информации о языке, идеологии, этике и традициях различных регионов Древнего Китая.
33
«Лунь Юй», или «Суждения и беседы», – главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием.
34
«Као гун цзи», или «Записки об исследовании ремёсел», – трактат, входящий в состав конфуцианского канона «Чжоу ли» и посвящённый теории и практике ремесленного производства.
35
Цитата из «Шицзин», или «Книги песен», перевод А. А. Штукина
36
Цитата из «Шицзин», или «Книги песен», перевод А. А. Штукина
37
Паровое земледелие – система земледелия, в процессе которого одно из полей является паром, вспаханным участком земли, который временно остаётся незасеянным и служит основным средством восстановления и повышения плодородия почвы.
38
«Шуцзин», или «Книга истории», – одна из книг, входящих в состав конфуцианского «Пятикнижия», которая содержит сведения по древнейшей истории Китая; известна также под названием «Шаншу».
39
«Чжоу и» – литературный памятник, состоящий из древнекитайской гадательной книги «И цзин» и комментариев к ней, входит в состав «Пятикнижия».
40
«Эръя», или «Приближение к классике», – древнейший из дошедших до наших дней толковый словарь китайских иероглифов, или китайская энциклопедия.
41
Мао Хэн – автор времён династии Западная Хань, III в. до н. э. – I в. н. э., написал первый комментарий к книге «Шицзин».
42
«Ли Цзи», или «Книга обрядов», – конфуцианский канон, описывающий идеальную модель социального механизма – от основ политической администрации до норм взаимоотношений в рамках семьи и ритуалов в основных жизненных ситуациях.
43
Девятиполье – деление участка земли, пригодного для возделывания, на девять равных полей. Также называлось «колодезным земледелием».
44
«Чжоу Ли», или «Чжоуские ритуалы», – один из ранних памятников китайской классической литературы, состоящий из шести разделов. Содержание его сопряжено с древними космогонически-календарными представлениями, в соответствии с которыми предписывалось упорядочивать жизнь общества.
45
Цунь – мера длины, около 3,33 см.
46
Цитата из «Шицзин», или «Книги песен», третья часть – «Да я», первая песня, третий стих – «Ода о переселении племени Чжоу». Перевод А. А. Штукина.
47
«Лунь Юй» – главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием.
48
Хань Чэн-ди – император времён династии Западная Хань, правил с 32 г. до н. э. по 7 г. до н. э.
49
Китайская мера объёма, равная примерно одному литру.
50
Цинь Шихуан-ди, настоящее имя Ин Чжэн (18 февраля 259 г. до н. э. – 10 сентября 210 г. до н. э.), – правитель царства Цинь (с 245 г. до н. э.), положивший конец двухсотлетней эпохе Сражающихся царств. К 221 г. до н. э. он воцарился над единой державой на всей территории Китая и вошёл в историю как создатель и правитель первого централизованного китайского государства.
51
Южные и северные династии – период в истории Китая, длившийся между 420 –589 гг., до начала правления династии Суй.
52
Подробнее см. главу 11, часть 11.
53
«Чэнь Фу Нуншу» – сельскохозяйственная книга, комплексно описывающая земледельческие работы в южных районах Китая времён династии Сун, X–XIII в.
54
Империя Цзинь – одно из государств эпохи Шести династий, существовало между периодом Троецарствия и периодом Южных и Северных династий в Китае в 265–420 гг.
55
Империя Суй – китайское государство, существовавшее в 581–618 гг. и объединившее страну после продолжительного периода смуты.