bannerbanner
Россия на Дунае. Империя, элиты и политика реформ в Молдавии и Валахии, 1812—1834
Россия на Дунае. Империя, элиты и политика реформ в Молдавии и Валахии, 1812—1834

Полная версия

Россия на Дунае. Империя, элиты и политика реформ в Молдавии и Валахии, 1812—1834

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 7

13

Lebel G. La France et les Principautés Danubiennes (du XVIe siècle à la chute de Napoléon 1er). Paris: Presses Universitaires de France, 1955; Heppner H. Austria și Principatele Dunărene (1774–1812): O contribuție la politica Sud-Est Europeană a Habsburgilor. Cluj-Napoca: Editura Universitară Clujeană, 1999; Гросул Г. С. Дунайские княжества в политике России, 1774–1806. Кишинев: Штиинца, 1975; Florescu R. The Struggle against Russia in the Romanian Principalities. A Problem in Anglo-Turkish Diplomacy, 1821–1854. Iaşi: The Center for Romanian Studies, The Foundation for Romanian Culture and Studies, 1997.

14

Filitti I. Frământările politice în Principatele Române de la 1821 pînă la 1828. Bucureşti: Cartea Româneasca, 1932; Platon A.-F., Platon G. Boierimea din Moldova în secolul al XIX-lea. Context european, evoluţia socială şi politică. Date statistice şi observaţii istorice. Bucureşti: Ed. Academiei, 1995.

15

Eliade P. Influența franceza asupra spiritului public în România. București: Humanitas, 2000; Djuvara N. Între Orient şi Occident. Ţările române le începutul epocii moderne. Bucureşti: Humanitas, 1995; Georgescu V. Political Ideas and Enlightenment in the Romanian Principalities, 1750–1830. Boulder, Colo.: Eastern European Quarterly, 1971.

16

Drîganu T. Începuturile şi dezvoltarea regimului parlmentar în Romînia pînă la 1916. Cluj: Dacia, 1991. P. 55.

17

Xenopol A. Istoria românilor din Dacia Traiană. Bucureşti: Cartea Românească, 1930. Vol. 11. P. 100.

18

См. соответственно: Platon G. Moldova şi inceputurile revoluţiei din 1848. Chișinău: Universitas, 1993. P. 65; Iordache A. Principatele Române în epocă modernă. Bucureşti: Albatros, 1996. Vol. 1. P. 230.

19

Румынский историк Раду Флореску назвал Киселева «единственным русским, чей отъезд в 1834 г. вызвал искренное сожаление всех слоев населения». См.: Florescu R. Essays in Romanian History. Iaşi-Oxford-Portland, 1999. P. 207. Столь же критичный подход характеризует работу: Stan A. Protectoratul Rusiei asupra Principatelor Române 1774–1856. Între dominatie absoluta si anexiune. Bucharest: Saeculum, 1999, а также гротескно озаглавленную книгу: Arnăutu N. Douăsprezece invazii ruseşti în România. Prefaţa de Apostol Stan. Bucharest: Saeculum I. O. Vestala, 1996.

20

Сбалансированная оценка Органических регламентов в румынской историографии содержится в работе: Filitti I. Les principautés roumaines sous l’ occupation russe (1828–1834). București: Imprimerie de l’«Indépendence roumaine». 1904. P. 262–267. См. также: Idem. Domniile române sub Regulamentul Organic, 1834–1848. Bucharest: Librariile Socec și C. Sfetea, 1915.

21

Florescu. Essays in Romanian History. P. 159.

22

Об этих двух аспектах понятия империи см. соответственно: Lieven. Empire. The Russian Empire and Its Rivals. P. xi – xii; Tilly Ch. How Empires End // After Empire. Multiethnic Societies and Nation-Bulilding. The Soviet Union and the Russian, Ottoman and Habsburg Empires / Ed. K. Barkey, M. von Hagen. Boulder, Colo.: Westview Press, 1997. P. 7.

23

Единственная русскоязычная монография о российской политике в Молдавии и Валахии была опубликована более 50 лет назад. См.: Гросул В. Я. Реформы в Дунайских княжествах и Россия (20–30‐е гг. XIX в.). M.: Наука, 1966. Краткое, но более свежее рассмотрение этого предмета содержится у: Bitis A. Russia and the Eastern Question: Army, Government, and Society, 1815–1833. Oxford: Oxford University Press for the British Academy, 2006. P. 426–464.

24

Литература о Восточном вопросе весьма объемна. В качестве введения см.: Anderson M. The Eastern Question, 1774–1923. London: MacMillan, 1991; Восточный вопрос в политике России, конец XVIII – начало XIX вв. / Под ред. Н. С. Киняпиной. M.: Наука, 1978.

25

Наиболее значимыми исследованиями западных окраин Российской империи являются: Theodore W. Nation and State in Late Imperial Russia. Nationalism and Russification on the Western Frontier, 1863–1914. DeKalb: University of Illinois Press, 1996; Миллер А. И. Украинский вопрос в политике властей и русском общественном мнении. СПб.: Алетейя, 2000; Западные окраины Российской империи / Под ред. М. В. Долбилова, А. И. Миллера. М.: Новое литературное обозрение, 2006; Долбилов М. В. Русский край, чужая вера. Этноконфессиональная политика в Литве и Белорусии при Александре II. M.: Новое литературное обозрение, 2010.

26

Meyer J. Turks Across Empires: Marketing Muslim Identity in the Russian-Ottoman Borderlands. London: Oxford University Press, 2014; Kane Е. Russian Hajj. Empire and the Pilgrimage to Mecca. Ithaca: Cornell University Press, 2015; Robarts A. Migration and Disease in the Black Sea Region. Russian-Ottoman Relations in the Late Eighteenth and Early Nineteenth Century. London: Bloomsbury, 2016.

27

Bitis A. Russia and the Eastern Question; Герд Л. А. Константинополь и Петербург: Церковная политика России на православном Востоке, 1878–1898. M.: Индрик, 2006; Russian-Ottoman Borderlands: Eastern Question Reconsidered / Eds. L. Frary, M. Kozelsky. Madison, WI: University of Wisconsin Press, 2014; Frary L. Russia and the Making of Modern Greek Identity, 1821–1844. New York: Oxford University Press, 2015; Vovchenko D. Containing Balkan Nationalisms: Imperial Russia and Ottoman Christians, 1856–1914. London: Oxford University Press, 2016.

28

О реформах в России в XIX в. см.: Сафонов М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л.: Наука, 1988; Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. M.: Наука, 1989; Lincoln W. B. In the Vanguard of Reform: Russia’s Enlightened Bureaucrats. DeKalb, IL: Northern Illinois University Press, 1982; Idem. The Great Reforms: Autocracy, Bureaucracy and the Politics of Change in Imperial Russia. DeKalb, IL: Northern Illinois University Press, 1990; Russia’s Great Reforms, 1855–1881 / Eds. B. Eklof, J. Bushnell, L. Zakharova. Bloomington, IN: Indiana University Press, 1994; Russia in the Nineteenth Century: Autocracy, Reform, and Social Change, 1814–1914 / Eds. A. Polunov, L. Zakharova, Th. Owen, Armonik, NY: M. E. Sharpe, 2005.

29

Raeff M. The Well-Ordered Police State: Social and Institutional Change Through Law in the Germanies and Russia, 1600–1800. New Haven: Yale University Press, 1983.

30

Dorwart R. Prussian Welfare State before 1740. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1971.

31

Bartlett R. Human Capital: The Settlement of Foreigners in Russia, 1762–1804. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1979; Sunderland W. Taming the Wild Field: Colonization and Empire on the Russian Steppe. Ithaca: Cornell University Press, 2004. О роли границ во внешней политике России см.: Rieber А. Persistent Factors in Russian Foreign Policy: An Interpretative Essay // Imperial Russian Foreign Policy / Ed. H. Ragsdale. New York: Woodraw Wilson Center Press and Cambridge University Press, 1993. P. 329–335.

32

См.: Rieber А. Complex Ecology of Eurasian Frontiers // Imperial Rule / Eds. A. Miller, A. Rieber. Budapest: Central European University, 2004. P. 178.

33

О нижнедунайской и северочерноморской пограничной зоне: Rieber A. The Struggle for the Eurasian Borderlands. From the Rise of Early Modern Empires to the End of the First World War. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2014. P. 314–372.

34

Об исламской границе в контексте общей типологии границ см.: Rieber A. Frontiers in History // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences / Ed. N. Smelser, P. Bates. New York: Elsevier Science, 2001. Vol. 9. P. 5812–5818. См. также: Agoston G. A Flexible Empire: Authority and Its Limits on the Ottoman Frontiers // International Journal of Turkish Studies. 2003. Vol. 9. Nos. 1–2. P. 15–31.

35

См.: Abu el-Haj R. The Formal Closure of the Ottoman Frontier in Europe, 1699–1703 // Journal of the American Oriental Society. 1969. Vol. 89. No. 3. P. 467–475. О военных, демографических и экономических аспектах трансформации османо-габсбургской границы после Карловицкого мира см.: The Peace of Passarowitz, 1718 / Eds. Ch. Ingrao, N. Samardzic and J. Pesalj. West Lafayette, Ind.: Purdue University Press, 2011.

36

См.: Whittaker C. Russian Monarchy: Eighteenth-Century Rulers and Writers in Political Dialogue. DeKalb, IL: Northern Illinois University Press, 2003.

37

О российской политике в Польше см.: Стегний П. В. Разделы Польши и дипломатия Екатерины Второй. М.: Международные отношения, 2002. О российской политике в Швеции см.: Metcalf M. Russia, England and Swedish Party Politics 1762–1766: The Interplay between Great Power Diplomacy and Domestic Politics during Sweden’s Age of Liberty. Totowa, N. J.: Rowman and Littlefield, 1977.

38

О Панине см.: Ransel D. The Politics of Catherinian Russia: The Panin Party. New Haven: Yale University Press, 1975. О Чарторыйском см.: Grimsted P. The Foreign Ministers of Alexander I: Political Attitudes and the Conduct of Russian Diplomacy, 1801–1825. Berkley, CA: University of California Press, 1969. P. 104–150; Zawadzki H. A Man of Honor: Adam Czartoryski as a Statesman of Russia and Poland, 1795–1831. London: Oxford University Press, 1992. P. 43–60.

39

О сопротивлении Александра I реставрации Бурбонов во Франции см.: Rey M.-P. Alexander I, Talleyrand and France’s Future in 1814 // Russia and the Napoleonic Wars / Eds. J. M. Hartley, P. Keenan, D. Lieven. London: Palgrave MacMillan, 2015. P. 70–83. О российской поддержке конституционных реформ в Германии после 1815 г. см.: Додолев М. А. Россия и проблемы Германской конфедерации в первые годы существования Священного союза (1815–1820) // Россия и Германия / Под ред. Б. М. Туполева. М.: Наука, 1998. Т. 1. С. 124–147; Гончарова О. В. Политика России в Германском союзе в 1816–1817 гг. // Вестник Волжского университета им. В. Д. Татищева. 2012. № 4 (11). С. 107–118; О российской политике в итальянских государствах в этот же период см.: Reinerman A. Metternich, Alexander I, and the Russian Challenge in Italy, 1815–1820 // Journal of Modern History. 1974. Vol. 46. No. 2. P. 262–276. О монархическом конституционализме в посленаполеоновской Европе вообще см.: Prutsch M. Monarchical Constitutionalism in Post-Napoleonic Europe // Constitutionalism, Legitimacy and Power / Eds. K. Greutke, M. Prutsch. Oxford, UK: Oxford University Press, 2014. P. 69–83.

40

О «мягкой силе» как способности одного государства влиять на политику других государств ненасильственными методами см.: Nye J., Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. О «мягкой силе» в раннемодерный период см.: Early Modern Diplomacy, Theatre and Soft Power: The Making of Peace / Ed. N. Rivere de Carles. London: Palgrave Macmillan, 2016. Об использовании «мягкой силы» в XIX столетии см.: Royal Heirs and the Use of Soft Power in Nineteenth-Century Europe / Eds. F. Muller, H. Mehrkens. London: Palgrave Macmillan, 2016.

41

О роли религии в политике раннемодерных государств см.: Ideology and Foreign Policy in Early Modern Europe, (1650–1750) / Eds. G. Rommelse, D. Onnekink. Farnhem: Ashgate, 2011; Nexton N. The Struggle for Power in Early Modern Europe: Religious Conflict, Dynastic Empires and International Change. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2016.

42

Об отношениях России с православными единоверцами Польско-литовского государства см.: Skinner B. The Western Front of the Eastern Church: Uniate and Orthodox Conflict in the Eighteenth-Century Poland, Ukraine, Belarus and Russia. DeKalb, IL: Northern Illinois University Press, 2011. О взаимоотношениях Московского государства с православным населением Османской империи см.: Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. M.: Снегирев, 1885. См. также: Taki V. The Limits of Protection: Russia and the Orthodox Co-Religionists in the Ottoman Empire. The Carl Beck Papers in Russian and East European Studies, no. 2401. Pittsburgh, PA: Center for Russian and East European Studies, 2015.

43

Подход к национализму, характеризующий настоящую работу, основывается на следующих классических исследованиях данного феномена. Gellner E. Nations and Nationalism. Ithaca: Cornell University Press, 1983; Anderson B. Imagined Communities. Reflections on the Origins and Spread of Nationalism. London: Verso, 1991; Hobsbawm E. Nations and Nationalism since 1780. Programme, Myth, Reality. Cambridge: Cambridge University Press, 1992; Brubaker R. Ethnicity Without Groups. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2004.

44

О данном отчуждении в румынском контексте см.: Antohi S. Civitas Imaginalis. Istorie și utopie în cultura românească. Iași: Polirom, 1999.

45

Об «изобретенности» национальных традиций см.: The Invention of Tradition / Eds. E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1983. Об изобретении традиции в румынском контексте см.: Boia L. Jocul cu trecutul: istoria între adevăr şi ficţiune. București: Humanitas, 1998; Idem. History and Myth in Romanian Consciousness. Budapest: CEU Press, 2001. Другой характерный пример конструирования национальной традиции в восточноевропейском контексте проанализирован в: Himka J.-P. The Construction of Nationality in Galician Rus’: Icarian Flights in Almost All Directions // Intellectuals and the Articulation of the Nation / Eds. R. Suny, M. Kennedy. Ann-Arbor: MI: University of Michigan Press, 1999. P. 109–164. Сравнительное исследование нациостроительства в Восточной Европе содержится в: Snyder T. The Reconstruction of the Nations: Poland, Lithuania, Ukraine, Belarus, 1569–1999. New Haven, CT: Yale University Press, 2003. О конструировании нации в Юго-Восточной Европе см.: Kitromilides P. «Imagined Communities» and the Origins of the National Question in the Balkans // European History Quaterly. 1989. Vol. 19. No. 2. P. 149–192; We, the People: The Politics of National Peculiarity in South-Eastern Europe / Ed. D. Mishkova. Budapest: CEU Press, 2009.

46

О роли так называемой «трансильванской школы» в этом процессе см.: Hitchins K. The Romanian National Movement in Transylvania, 1780–1849. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1969.

47

О роли России в открытии княжеств французским влияниям см.: Eliade P. La Roumanie au XIX-e siècle, vol. 2, Les trois présidents plénipotentiaires (1828–1834). Paris: Hachette, 1914. О роли французских влияний в становлении модерного румынского национализма см.: Campbell J. French Influence and the Rise of Roumanian Nationalism, 1830–1857. New York: Arno Press & The New York Times, 1971 [1940].

48

О русском панславизме см.: Petrovich M. The Emergence of Russian Panslavism, 1856–1870. New York, NJ: Columbia University Press, 1956; Fadner F. Seventy Years of Panlsavism in Russia. Karazin to Danilevskii, 1800–1870. Wahsington, DC: Georgetown University Press, 1962.

49

См.: Vovchenko. Containing Balkan Nationalisms; Герд. Церковная политика.

50

Реализм и идеализм составляют две главные школы в теории международных отношений, каждая из которых породила огромную литературу. См.: Crawford R. Idealism and Realism in International Relations: Beyond the Discipline. New York: Routeldge, 2000.

51

Papacostea Ș. Relaţiile internaţionale în răsăritul şi sudestul Europei în secolul XIV–XV // Papacostea Ș. Geneza statului românesc în Evul Mediu. Bucureşti: Corint, 1999. P. 254–277.

52

О византийских влияниях см.: Georgescu Val. Bizanţul şi instituţiile româneşti pînă la mijlocul secolului al XVIII-lea. Bucharest: Editura Academiei Republicii Socialiste România, 1980.

53

Замена церковнославянского румынским в качестве языка богослужения в XVII столетии была вызвана резким сокращением количества славянских священников в православной церковной иерархии Османской империи ввиду усиления греков. См.: Xenopol A. Istoria românilor din Dacia Traiană. București: Cartea Românească, 1929. Vol. 7. P. 71–75. Господари-греки, правившие княжествами в XVIII в., поддерживали богослужение на румынском ради дальнейшего осабления славянского элемента. В этом им помогал приток трансильванских румын в Молдавию и Валахию. С середины XVI столетия Трансильвания была местом противостояния различных протестантских течений и католической контрреформации, что способствовало развитию румынской письменности и, в конечном итоге, модерного румынского национализма.

54

Guboglu M. Le tribut payé par les principautés roumaines à la Porte jusqu’au début du XVIe siècle d’ après les sources turques // Revue des études islamiques. 1969. No. 1. P. 49–80; Gemil T. Românii și otomanii în secolele XIV–XVI. București: Editura Academiei Române, 1991.

55

Согласно Виорелу Панаите, в XIV и XV столетиях княжества рассматривались Османами как часть Предела войны. См.: Panaite V. Pace, război și comerț în Islam. Țările române și dreptul otoman al popoarelor (secolele XV–XVII). București: B. I. C. ALL, 1997. P. 280–283. В XVI в. Османы все чаще стали называть княжества «завоеванными мечом» и «включенными в Предел ислама»: Ibid. P. 410–413. Эта тенденция продолжилась и в XVIII – начале XIX столетия, когда султаны называли княжества своей «собственностью», составлявшей их «наследие»: Ibid. P. 414–415. Согласно Панаите, юридический статус княжеств выражался категориями dar al muvada’a (Предел перемирия) и dar al dhimma (Предел защиты и дани), составлявшими в рамках используемой османами ханафитской правовой традиции наиболее близкие понятия к категории dar al ahd (Предел соглашения), которая использовалась шафиитской школой: Ibid. P. 421. См. также: Maxim M. Țările Române și Înalta Poarta cadrul juridic al relațiilor româno-otomane în evul mediu. Prefața de Halil Inalcik. Bucharest: Editura Enciclopedică, 1993.

56

Sugar P. South Eastern Europe under the Ottoman Rule 1354–1804. Seattle and London: University of Washington Press, 1977. P. 127.

57

Hitchins K. The Romanians, 1774–1866. Oxford: Clarendon Press, 1996. P. 19.

58

Sugar. South Eastern Europe under the Ottoman Rule. P. 126.

59

Istoria Romîniei / Eds. P. Constantinescu-Iași et als. București: Editura Academiei R. P. R., 1960–1964. Vol. 3. P. 201.

60

Djuvara N. Le Grands Boïars ont-ils constitué dans les principautés roumaines une véritable oligarchie institutionnelle et héréditaire? // Südost Forschungen. 1987. Vol. 26. P. 1–56.

61

О взаимоотношениях княжеств с Польским государством в раннемодерный период см.: Ciobanu V. Țările Române și Polonia, secolele XIV–XVI. București: Editura Academiei Republicii Socialiste România, 1985; Idem. Politica și diplomația în secolul al XVII-lea: Țările Române și relațiile polono-otomano-habsburgice. București: Editura Academiei Române, 1994.

62

Hitchins. The Romanians. P. 11.

63

См. просьбу Досифея о присылке печатного пресса, адресованную московскому патриарху Иоакиму, от 15 августа 1679 г.: Исторические связи народов СССР и Румынии / Под ред. Я. С. Гросула, А. А. Новосельского, Л. В. Черепнина. М.: Наука, 1970. Т. 3. С. 58.

64

См. обращения молдавских господарей и царские ответы на них в 1674 и в 1684 гг.: ПСЗ. Сер. 1. № 1324. Т. 2. С. 965–971, 957–959 соответственно.

65

См. просьбу Досифея, обращенную к Ивану V и Петру I, от 23 ноября 1688 г.: Исторические связи народов СССР и Румынии. Т. 3. С. 99–100.

66

О Досифее см.: Чебан С. Н. Досифей, митрополит Сочавский и его книжная деятельность. Киев: Отделение русской словесности Академии наук, 1915; Грекул И. Д. Дософтей, свет приходит из Москвы. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1960; Стадницкий А. Исследования по истории молдавской церкви. СПб.: Вайсберг и Гершунин, 1904. С. 52–56.

67

См. общий обзор ранних русско-румынских отношений: Bezviconi Gh. Contribuții la istoria relațiilor romîno-ruse (din cele mai vechi timpuri pîna în 1854). Bucharest: Academia Republicii Populare Romîne, Institutul de Studii Romîno-Sovietic, 1962. P. 5–108.

68

Каптерев. Характер отношений. С. 262–263.

69

Dragomir S. Contribuții privitoare la relațiile bisericii românești cu Rusia // Analele Academiei Române. Memoriile Secțiunii istorice. 1911–1912. Ser. 2. Vol. 34. P. 1092–1098; Ionescu D. Tratatul lui Gheorghe Stefan cu rușii // Revista istorică română. 1933. No. 3. P. 234–247; Очерки внешнеполитической истории молдавского княжества (последняя треть XIV – начало XIX в.) / Под ред. Д. М. Драгнева и др. Кишинев: Штиинца, 1987. С. 218–219.

70

Там же. С. 234. Соправители Иван V и Петр I, а также царевна Софья благосклонно откликнулись на стремление Кантакузино поступить «под высокую руку их Царских Величеств» и предложили согласовать военные действия. См.: ПСЗ. Сер. 1. Т. 2. С. 959–962. Однако неудача Крымского похода 1689 г. положила фактический конец этому союзу.

71

Каптерев Н. Ф. Характер отношений. С. 271; См. также: Кочубинский А. А. Сношения России при Петре Первом с южными славянами и румынами. M.: Университетская тип., 1872. С. 6–7.

72

Очерки внешнеполитической истории Молдавского княжества (последняя треть XIV – начало XIX в.) / Ред. Д. М. Драгнев. Кишинев: Штиинца, 1987. С. 219–220.

73

См. соответствующий рескрипт в: ПСЗ. Сер. 1. Т. 2. С. 964–965.

74

Речь идет о валашском господаре Константине Брынковяну (1690, 1698) и молдавских господарях Антиохе Кантемире (1699), Константине Дуке (1701) и Михае Раковицэ (1704). См.: Исторические связи народов СССР и Румынии. Т. 3. С. 114–118, 132–135, 166, 204–206 соответственно. О связях Петра с господарями до 1711 г. см.: Очерки внешнеполитической истории Молдавского княжества. С. 240–242; Ardeleanu G. Știri din corespondența lui Petru I // Studii și cercetări de istorie medie. 1950. No. 1. P. 192–208. О Луцком договоре см.: Panaitescu P. Tratatul de alianţă dintre Moldova şi Rusia din 1711. 250 de ani de la încheierea lui // Studii. Revista de Istorie. 1961. Vol. 14. No. 4. P. 897–914; Focșeneanu I. Tratatul de la Luțk și campania Țarului Petru I în Moldova (1711) // Studii privind relațiile romîno-ruse. București: Academia Republicii Populare Romîne, 1963. P. 1–55.

75

См. «статьи», предоставленные молдавским митрополитом Гедеоном и логофетом Некулом 12 мая 1656 г., согласно которым молдавский господарь должен был «быть в том же чину», что и его предшественники до попадания в зависимость от Османов, и которые гарантировали, что «честь и чин государства нашего не порушился бы, как не была порушена и от нечестивых». Статьи были подтверждены Алексеем Михайловичем 20 мая 1656 г., после чего молдавские представители принесли клятву верности царю. См.: ПСЗ. Сер. 1. Т. 2. С. 385–390.

На страницу:
5 из 7