bannerbanner
Веды для жизни
Веды для жизни

Полная версия

Веды для жизни

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 14

«Ложным эго называют иллюзорное самоотождествление чистой души с

– тонким материальным умом

– и грубым материальным телом.

В результате такого самоотождествления обусловленная душа

– скорбит о потерях,

– радуется приобретениям,

– боится неприятностей,

– испытывает гнев, когда её желания не исполняются,

– и жаждет чувственных наслаждений»

([1] Шримад-Бхагаватам 11.28.15, комментарии).

Ложное эго – это самая тонкая часть нашего внешнего материального сознания. Мы – духовные существа, души. Но мы относимся к категории пограничных живых существ. Это значит, что мы можем попадать под влияние материальной иллюзии. И граница, по которой проходит наше соприкосновение с материальным миром, и есть наше ложное эго.

Функции ложного эго следующие.

1) Ложное эго присваивает. Ложное эго любит только своё и равнодушно или ненавидит чужое. Например, человек хвалит ту марку машины, на которой он сам ездит.

2) Ложное эго сравнивает. У каждого живого существа в материальном мире в большей или меньшей степени есть комплекс превосходства и комплекс неполноценности по отношению к другим живым существам. Ведь всегда найдутся те, которые имеют больший успех и те, которые имеют меньший успех.

3) Ложное эго изолирует, если человек находится под влиянием страсти и невежества. Тогда человек чувствует себя изгоем или вынужден сражаться. Или ложное эго интегрирует, если человек находится под влиянием благости. Тогда человек чувствует свою общность со вселенной.

«Отождествляя себя с материальным телом, обусловленная душа испытывает страдания в форме

– постоянной сонливости

– и неуёмного полового влечения,

которое дотла сжигает всё внутреннее умиротворение и ясность ума.

– Когда человек отождествляет себя с праной, жизненным воздухом,

– его мучит голод,

– а когда отождествляет себя с умом, то страдает от

– растерянности,

– страха

– и навязчивых желаний,

– приводящих в конце концов к подавленности.

– Когда он отождествляет себя с разумом, то

– глубоко в сердце испытывает сильнейшую горечь разочарования

– и видит бессмысленность бытия;

– когда отождествляет себя с ложным эго, то

– страдает от комплекса неполноценности, думая: «Я такой плохой»;

– когда отождествляет себя с сознанием как таковым,

– его преследуют мрачные воспоминания.

– А когда человек пытается провозгласить себя правителем остальных живых существ,

– все эти страдания приходят к нему одновременно» ([1] Шримад-Бхагаватам 11.2.49, комментарии).

«Как правило, люди отождествляют себя с социальными ролями, которые мы играем в обществе. И если я отождествляю себя с социальными ролями, то это, по сути дела, означает, что,

1) во-первых, я считаю себя телом. Это понимание того, что я есть тело, формирует, в свою очередь, некую систему социальных ролей. И моё отождествление, начиная с тела, начинает расширяться, расширяться, расширяться и распространяется на несколько ролей.

2) Следующий этап моего отождествления себя с телом – это отождествление себя с ближайшим окружением, со своим родом. Человек начинает отождествлять себя со своей непосредственной семьёй, со своими родственниками. И так как он изначально индивидуален и самоценен, душа самоценна и индивидуальна, преломляясь через это искажённое материальное сознание, человек начинает считать себя очень особенным телом, очень гордится своей внешностью или пытается найти какие-то особенности. Человек начинает гордиться своим родом или своей семьёй, своими детьми, своей женой, кто бы это ни был.

3) Следующий уровень отождествления человека – это отождествление себя со своим государством, со своей страной, национальностью. И человек начинает думать, что моя страна – самая лучшая, моя национальность – самая лучшая, мы – носители самых высших ценностей. И в связи с этим возникает множество разных представлений.

4) И, наконец, последнее отождествление человека – это отождествление себя с некой религией, с некой идеологической формой, которая присуща данной национальности или данной общности людей» [3].

Ложное эго по мере эволюции души может расширяться подобно концентрическим кругам на поверхности воды от брошенного камня. Последовательность растворения ложного эго можно представить следующим образом:

– грубое тело,

– тонкое тело,

– семья,

– клан,

– род,

– земляки,

– национальность,

– нация,

– раса,

– религия,

– человечество,

– обитатель земли,

– обитатель вселенной,

– дух,

– Бог.

На последних стадиях растворения ложного эго человек становится имперсоналистом, или начинает считать себя Богом, что является полнейшим абсурдом.

«Жажду этих [эгоистичных] наслаждений можно прикрывать

– заботой о благе общества,

– национализмом,

– религией,

– альтруизмом,

– этикой,

– библейскими заповедями,

– заботой о здоровье,

– кармической деятельностью,

– благопристойностью,

– терпимостью,

– заботой о личном благополучии,

– стремлением к освобождению от материального рабства,

– прогрессом,

– привязанностью к семье,

– страхом общественного осуждения

– или законопослушностью,

и тем не менее за всем этим будет стоять лишь одно: тяга к чувственным удовольствиям. Любая благочестивая деятельность в этом мире продиктована главным образом корыстными побуждениями, ибо никто не станет жертвовать своими интересами даже ради самых популярных моральных и религиозных идей» ([1] Чайтанья-чаритамрита 1.4.165, комментарии).

Но если есть ложное эго, то почему бы не быть истинному эго?

«Истинное умиротворение обретает лишь тот, кто

– полностью изжил в себе стремление к чувственным удовольствиям,

– свободен от желаний,

– не считает себя обладателем чего-либо

– и избавился от ложного эго»

([1] Бхагавад-гита 2.71).

«Гордость – такая интересная вещь: если кто-то проявляет её уверенно, все остальные невольно начинают делать то же самое. Это как вожделение: если вы видите сцену вожделения, невольно у вас включаются те же самые желания. Вот это – материальная природа. В аханкаре есть вся эта энергия, вся эта мощь. И как кто-то начинает смело, нагло себя вести, тут же проявляются подобные вещи, тут же начинаются распри, тут же начинаются сражения какие-то, вдохновляются все на какие-то наглые поступки. Уже забывают про этикет, про что угодно» [2].

«Любой разумный человек понимает, что этот мир ему не принадлежит, но всё-таки он действует так, чтобы этот мир принадлежал ему. Поэтому смерть говорит: «Это не твоё» и забирает всё. Что же мне мешает признать власть Бога? Потому что я хочу сам занять это место. Если кто-то мне скажет: «Ты – Бог», мне будет приятно слышать. А если он скажет: «Нет, Бог – это вон там», мне будет неприятно слышать. «Нет никакого Бога, я – значительное существо в своих глазах, самое значительное существо». Но на самом деле, самое значительное существо, источник всех – это Абсолютная Истина, всепривлекающая личность Бога, или Кришна – говорится в Ведах. Это факт. Любой разумный человек за пять минут это поймёт. Ничего сложного. Но если кто-то ненавидит положение Бога, ненавидит Бога, потому что сам очень гордый, сам хочет быть здесь властителем, обладателем, управляющим, ему очень трудно признать этот факт, что Бог существует. Как будто кто-то вмешивается в его жизнь, в его планы – он так себя чувствует. Но это демоническое сознание. Такие люди бывают, не так их много. В основном люди ведут себя, конечно, скромнее. Не претендуют на место Бога, пока… Но на место под солнцем претендуют, борются. Та же самая тенденция, но в небольшом масштабе.

Йога очищает от этих ложных представлений. Сам процесс воспевания махамантры таков, что он очищает от ложных представлений человека о себе и об этом мире. Просто повторяя «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе», можно очень быстро очиститься от всех ложных представлений. А что означает на практике, когда человек очищается от всех ложных представлений? Это означает, что вас уже никто не обманет. Потому что обманщик приходит только к тому, кто хочет быть обманутым. Искреннюю душу никто не обманет. Это невозможно. Мы будем жить в истине. Мы не собьёмся с пути. Эту мантру нужно повторять каждый день. Кто сколько может. Чтобы не сбиться с пути, не запутаться в этой иллюзии, собственных представлениях, в событиях, которые нас окружают, чтобы не разделить людей на друзей и врагов, и кого-то ненавидеть, к кому-то быть привязанным, накапливать деньги и бояться, что всё это исчезнет, освободиться от всех этих ложных представлений и страхов, нужно повторять трансцендентную вибрацию, божественные звуки, очищающие душу. Это и есть йога» [2].

Джива (душа)

Каждый, кто читает эту книгу, наверняка задавался вопросом:

– Кто я?

– Тело?

– Какая часть моего тела самая главная?

– Голова?

– Сердце?

– Если я не тело, то почему я нахожусь в этом теле?

С этих вопросов начинается духовное развитие человека.

«Настало время задавать вопросы об Абсолютной Истине» (Веданта сутра 1).

Если человек понимает, кто он, он понимает всё.

«Источник духовного знания находится в сердце, даже глубже, чем расположен интеллект. Интеллект видит, но душа взаимодействует. Интеллект ещё не взаимодействует, интеллект констатирует факт, находит истину. А во взаимоотношения вступает не интеллект, рассудка тут уже нет. Там спонтанные идут отношения, то есть любовь. Любовь к Богу – это уже вершина совершенства, духовной жизни, где человек

– живёт спонтанно,

– не напрягая ни ум,

– ни интеллект,

– ни подавляя свои чувства,

– ни совершая аскезы,

– а делая то, что он желает.

– И абсолютно при этом свободен от всех кармических реакций,

– от материальных влияний.

– Это жизнь души в Боге уже,

– в освобождённом состоянии» [2].

– «Скорбь,

– радость,

– страх,

– гнев,

– жадность,

– замешательство

– и сильное желание,

– а также рождение

– и смерть —

всё это суть ощущения ложного эго, а не чистой по природе души» ([1] Шримад-Бхагаватам 11.28.15).

«Чистая душа остаётся в этом мире только потому, что её ум находится под влиянием ложного эго, которое стремится господствовать над материальной природой» ([1] Бхагавад-гита 6.5, комментарии).

«Для освобождённой души в этом материальном мире нет ничего ценного. Но чтобы войти в материю, ей нужно оценить, придать цену материи, иначе душа не примет её.

1) Для этого существует ложное эго – первое устройство, которое помогает душе почувствовать себя частью материи. Сама по себе материя – невежество – не имеет никакой ценности, абсолютно бесполезна. А в соприкосновении с живым существом бесполезная материя приобретает ценные свойства.

2) Но чтобы действовать в этом материальном мире, нужен ещё один элемент – стратег. Потому что душа не стратег в материальном мире, она не знает, что тут делать. Ей нужен материальный разум, который может различать все свойства материальной природы. Это следующий элемент, который присоединяется к этой системе. Часть аханкары становится разумом, чтобы различать.

3) Часть разума становится умом, чтобы чувствовать и желать. Потому что сама душа не чувствует и не желает материю. Нужен ум, разум, чтобы знать, как общаться с этим миром.

4) И в конце концов завершается всё это органами восприятия, которые

– формируют,

– воплощают,

– материализуют

желания и мысли в материальные органы, в тело: о чём думаешь, таким и становишься.

Душа подключена таким образом к материальному миру. А тело подключено к материальным стихиям.

И так возникает чувство, что я живу в этом мире. Великая иллюзия. И таких живых существ мириады вокруг, и все они живут в борьбе за существование, поэтому я думаю, что это и есть нормальная жизнь.

Всё это хитроумное устройство сбивает с толку основательно. На самом деле мы под контролем материальной природы находимся, которая нас просто порабощает.

Цельная душа распята на этом кресте тела, прибита по частям:

– тут глаза,

– тут уши,

– тут нос,

– отдельно ум,

– отдельно разум.

Чтобы посмотреть, нужны глаза, чтобы послушать, нужны уши, чтобы понять нужен ум. Она обездвижена, нет экстаза. В этом теле так» [2].

«Живые существа наделены духовными чувствами. Каждое живое существо в своей изначальной духовной форме обладает всеми чувствами, которые в обусловленном состоянии покрыты материальным телом и умом и действуют как материальные чувства. Деятельность материальных чувств является искажённым отражением деятельности изначальных, духовных чувств. Поражённая болезнью материализма душа, покрытая материей, занимается материальной деятельностью. Истинные чувственные наслаждения доступны душе только тогда, когда она излечится от болезни материализма. Только в своей чистой духовной форме, не осквернённой материей, живое существо может испытывать подлинные чувственные наслаждения» ([1] Шри Ишопанишад 11, комментарии).

Но «Удачливая душа, которую Верховный Господь благословил божественным даром любознательности, будет задавать вопросы о природе Абсолюта и, слушая ответы великих мудрецов, которые записаны в Ведах, сможет понять Господа таким, каков Он есть» ([1] Шримад-Бхагаватам 10.87.2, комментарии).

«Одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третьи слушают о душе как о чуде, а четвёртые, даже услышав о душе, всё же не способны постичь её» ([1] Бхагавад-гита 2.29).

1) Одни смотрят на душу как на чудо. Они уже даже могут видеть душу. Не многим это удаётся.

2) Другие говорят о душе как о чуде. Они ещё не видят душу, но уже представляют её.

3) Третьи слышат, что душа подобна чуду. Они не могут представить себе душу, но им хотя бы интересно послушать о душе.

4) А есть и такие, кто, даже услышав о душе, не могут постичь её. Им вообще не интересна эта тема. Они ещё не доросли до этого.

К какой категории вы себя отнесёте?

«Душа – это сжатое духовное тело в виде семечка. Когда вы поймёте себя изнутри, вы не узнаете себя в зеркало» [2].

«Чтобы обнаружить душу, нужно исследовать всё, что её окружает, говоря: „Это не душа, это не душа“. Так человеку надлежит учиться различать материю и дух» ([1] Шримад-Бхагаватам 7.7.23).

«Самосветящаяся душа, пребывающая внутри тела, отлична от видимого грубого и невидимого тонкого тел. Она всегда остаётся неизменной основой для бесконечно меняющихся тел, подобно тому как эфир всегда остается неизменной основой всех преобразований материи. Таким образом, душа бессмертна и не сравнима ни с чем материальным» ([1] Шримад-Бхагаватам 12.5.8).

Хоть это и невыполнимая задача, сделаем попытку описать душу.

Качества души

«Душа описывается в Ведах с разных точек зрения. Попыток доказательства огромное количество.

– Но увидеть душу очень сложно.

– Ум тоже сложно увидеть.

– И разум тоже сложно отличить от ума.

Но душа имеет совершенно другие характеристики. Она сат-чит-ананда —

– вечна,

– полна знания

– и полна блаженства.

И мы это можем обнаружить в себе прямо сейчас. Как? Каждый хочет эти три вещи. Спросите любого человека. Не только человек, любое живое существо. Внутри каждый стремится к

– вечности,

– знанию

– и блаженству, счастью.

Мы не согласны жить

– какой-то отрезок времени

– или знать, понимать что-то ограниченное. Если мне скажут, что мои знания ограничены, я себя буду чувствовать плохо, меня обидят таким образом.

– И счастья я хочу безгранично много, я не хочу останавливаться на чём-то.

Откуда этот потенциал? Ну спросите у ума, например, это возможно? Он скажет: невозможно. Спросите у разума: это возможно? Невозможно. Все умирают, никто не может иметь полного знания, никто, конечно же, не может быть счастлив до конца в этом мире. Почему ты это хочешь, зачем ты это хочешь? Разум знает, что это невозможно. А кто знает, что это возможно? Парадоксальная психология. Как будто я знаю одной своей частью, что это невозможно, но всё равно хочу. Парадокс. Мы все такие. А всё потому что там есть душа, у которой совершенно другие свойства.

– Она не согласна умирать, потому что она вечная по природе.

– Не согласна страдать, потому что в её природе – блаженство, а не страдание.

А в материальном теле, материальном измерении всё наоборот:

– асат,

– ачит,

– нирананда.

Здесь любое наслаждение чувств связано с каким-то неудобством. Веды дают пример, что когда мы едим кхир (сладкий рис, деликатес, самая лучшая сладость), но он смешан с песком. Вкусно? Конечно, вкусно. Но ужасно неудобно, на зубах песок. С этим сравнивается материальное счастье, всегда есть какое-то неудобство. Только поженились, уже через два дня они выходят погулять на улицу, идут под руку, и уже он смотрит на других женщин. А когда заканчивается медовый месяц – вообще начинает раздражаться. Здесь всегда какой-то песок, какие-то проблемы всегда» [2].

А теперь рассмотрим качества души по пунктам.

1) Душа вечная и неизменная. Душа никогда не создавалась, у неё нет творца.

– «Душа не рождается

– и не умирает.

– Она никогда не возникала,

– не возникает

– и не возникнет.

– Она нерождённая,

– вечная,

– всегда существующая

– и изначальная.

– Она не гибнет, когда погибает тело» ([1] Бхагавад-гита 2.20).

Душа может находиться в любых условиях обитания, в любом теле.

«Наше постоянно меняющееся тело не может существовать вечно. Современная медицина признаёт тот факт, что на клеточном уровне тело меняется каждое мгновение; это обусловливает процессы роста и старения. Но вечная душа, несмотря на все изменения, которые происходят с телом и умом, всегда остаётся неизменной. В этом разница между материей и духом. По своей природе тело изменчиво, а душа вечна» ([1] Бхагавад-гита 2.16, комментарии).

Душа уже на протяжении многих жизней соприкасалась со множеством тел и действовала по-разному, соприкасаясь с разными телами, но при этом она никак не затронута всеми этими переменами и остаётся неизменной.

«Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребёнка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает.

Того, кто постиг природу

– индивидуальной души,

– Сверхдуши,

– а также материального

– и духовного миров,

называют дхирой, самым трезвомыслящим среди людей. Такого человека не может ввести в заблуждение непрекращающаяся смена тел» ([1] Бхагавад-гита 2.13).

Душа неподвижная, но переселяется из тела в тело.

«Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» ([1] Бхагавад-гита 2.22).

Душа нерождённая, но что-то заставляет её рождаться в этом мире. И даже в одном воплощении, она постоянно меняет свои одежды-тела. Благодаря обмену веществ каждые семь лет происходит полное обновление физического тела на клеточном уровне.

2) Душа обладает сознанием. Душа сознаёт саму себя. Сознание души пронизывает всё тело живого существа.

«Каждый из нас может понять, чем пронизано его тело, – оно пронизано сознанием. Всем телом или какой-то одной его частью каждый может испытывать боль или приятные ощущения. Сфера действия индивидуального сознания ограничена рамками данного тела. Боль и наслаждения, которые ощущает одно тело, неведомы другому. Это объясняется тем, что в каждом теле находится индивидуальная душа. Признаком её присутствия является наличие в теле индивидуального сознания» ([1] Бхагавад-гита 2.17, комментарии).

«Сознание – это свет души» [1].

Душа совсем не подвержена влиянию материи, но её сознание может попасть под власть материальной иллюзии. В этом случае мы говорим: материальное сознание. Ребёнок, играющий в компьютерную игру кричит: «Я его съел!», хотя на самом деле он не может съесть компьютерного персонажа.

Душа вечно свободная. Материальная природа не может связать её. И в то же время душу почему-то часто называют

– обусловленной,

– связанной,

– запутавшейся,

– несвободной,

– страдающей.

Душа есть чистое сознание, но при этом она знает саму себя, является сознающей.

«Душа обладает сознанием, и она само сознание: об этом также сказано в Ведах, и мы должны принять эту истину» ([1] Бхагавад-гита 2.25, комментарии).

Душа настолько удивительна, что могущественный ум и разум, которыми временно пользуется душа, являются всего лишь жалкими костылями по сравнению с её собственными, «встроенными» умом и разумом.

«Используя грубые и тонкие элементы низшей энергии (материи) для удовлетворения потребностей своих чувств, частицы высшей энергии (индивидуальные существа) утрачивают свой истинный, духовный ум и разум. Это происходит из-за влияния материи» ([1] Бхагавад-гита 7.5, комментарии).

Душа непостижима, но её нужно постичь.

«Размеры души настолько малы, что её невозможно увидеть даже в самый мощный микроскоп, поэтому душу называют невидимой. Что же касается самого факта существования души, то его нельзя установить экспериментально, и единственным доказательством её существования являются шрути, ведические писания. Мы должны принять их слова на веру, ибо другого источника знания о существовании души у нас нет, хотя мы и можем ощутить её присутствие. На свете есть очень много истин, которые нам приходится принимать на веру, просто доверяя авторитету того, кто их утверждает. Так, никто из нас не станет отрицать факт существования своего отца. Мы не сомневаемся в том, кто наш отец, хотя единственным доказательством этого являются слова нашей матери. И точно так же единственным источником знания о душе являются Веды. Иными словами, люди не могут постичь душу экспериментальными методами» ([1] Бхагавад-гита 2.25, комментарии).

3) Душа всё время счастлива, ей присуще стремление к вечному безграничному блаженству, счастью. И ей всё время будет мало. Маленькая душа желает Бога, океан блаженства. А под влиянием иллюзии ей может казаться, что она страдает.

Душа не имеет недостатков. Она изначально чиста как вода. Недостатки – это примеси. Вода не может быть грязной, вода всегда чиста, в ней просто может быть примесь. Например, жадность, на первый взгляд, недостаток. Но изначальная, трансцендентная жадность – это безграничное стремление принимать и отдавать любовь.

Душа вечно блаженная. Душа никогда не страдает. Страдает ум. Но как нечто безжизненное может страдать?

4) Душа атомарна, неделима.

«Душу нельзя

– рассечь никаким оружием,

– сжечь огнём,

– намочить водой

– или иссушить ветром.

Эту индивидуальную душу нельзя

– разбить на куски,

– растворить,

– сжечь

– или иссушить.

– Неизменная,

– неподвижная

– и вечная,

она

– пребывает повсюду

– и всегда сохраняет свои свойства»

([1] Бхагавад-гита 2.23—24).

Хоть душа и атомарная, но её сознание распространяется по всему телу.

«Индивидуальная душа представляет собой духовный атом, который меньше материального, и таким атомам нет числа. Эта крошечная духовная искра является движущей силой материального тела, и её влияние распространяется на всё тело, подобно тому как действие лекарственного препарата распространяется на весь организм. Влияние вечной души ощущается в каждой точке тела, – оно проявляется как сознание. Наличие сознания доказывает присутствие души в теле. Даже простой человек понимает, что тело, лишённое сознания, мертво. Если сознание покинуло тело, его нельзя вернуть, какие бы лекарства и вещества мы ни вводили в это тело. Следовательно, источником сознания является не комбинация материальных элементов, а вечная душа» ([1] Бхагавад-гита 2.17, комментарии).

«Размером индивидуальная душа не больше атома, и ощутить её присутствие может только совершенный разум. Эта крошечная душа, которая парит в пяти воздушных потоках:

1) прана,

2) апана,

3) вьяна,

4) самана и

5) удана,

находится в сердце и распространяет свою власть на всё тело живого существа. Когда душа очищается от оскверняющего влияния пяти материальных воздушных потоков, она полностью проявляет свою духовную природу» (Мундака-упанишад, 3.1.9).

На страницу:
4 из 14