Полная версия
Веды для жизни
1) Карана-патава (несовершенство чувств)
Карана-патава – это несовершенство органов чувств, на которых основываются логические рассуждения. Например, мы не можем разглядеть какой-либо объект или не понимаем его природу, даже сосредоточив на нём своё внимание.
«Наши чувства несовершенны. Мы очень гордимся своим зрением. Часто люди с вызовом спрашивают нас: „Можете ли вы показать мне Бога?“ Но есть ли у вас глаза, чтобы увидеть Бога? Вы не сможете Его увидеть, пока у вас не будет глаз, необходимых для этого. Если сейчас в комнате вдруг станет темно, вы не сможете увидеть даже собственную руку. Так много ли стоит ваша способность видеть? Таким образом, нельзя рассчитывать обрести истинное знание (веду) с помощью наших несовершенных чувств. Обладая этими недостатками, присущими обусловленным живым существам, мы никому не можем дать совершенного знания. Да и сами мы несовершенны. Поэтому мы безоговорочно принимаем авторитет Вед» ([1] Шри Ишопанишад Введение).
2) Бхрама (склонность ошибаться)
Бхрама – это склонность ошибаться, принятие одной вещи за другую. Например, в сумерках дерево кажется фигурой человека.
«Недостаток [обусловленной души] состоит в том, что она обречена совершать ошибки.
Человеку свойственно ошибаться. В этом заключается один из недостатков обусловленной души» ([1] Шри Ишопанишад Введение).
3) Випралипса (склонность к обману)
Випралипса – это склонность, желание обманывать других и даже самого себя. Например, не признаваться себе в своих ошибках и недостатках.
«Обман – это профессия обусловленной души и причина её погружения в невежество» ([1] Чайтанья-чаритамрита 1.5.41, комментарии).
«Каждый склонен обманывать других. Человек может быть первейшим глупцом, но выдавать себя за умного. Человек на каждом шагу заблуждается и допускает ошибки, но это не мешает ему рассуждать: „Я думаю, что это так, а то – этак“. При этом он даже не знает природы своего „я“. Он пишет книги по философии, хотя сам далёк от совершенства. В этом его болезнь. Это и есть обман» ([1] Шри Ишопанишад Введение).
4) Прамада (склонность впадать в иллюзию)
Прамада – это склонность впадать в иллюзию. Это рассеянность ума, в результате которой мы принимаем иллюзию за реальность.
Это похоже на склонность ошибаться, но отличие в том, что это преднамеренно. Это когда нравится ошибаться, есть вкус к этому. Все любят смотреть фокусы. Все знают, что это обман, но с удовольствием смотрят.
«Иллюзия – это вера в реальность того, чего не существует – майи. Майя буквально означает „то, чего нет“. Каждый принимает своё тело за себя. Если я спрошу вас, кто вы, вы ответите: „Я мистер Джон, я богатый человек“, и т. д., и т. п. Всё это разные формы отождествления себя с телом. Но вы не есть тело. Это иллюзия» ([1] Шри Ишопанишад Введение).
«Шастры [священные писания] свободны от четырёх недостатков, присущих обусловленным душам, которые
– обладают несовершенными чувствами,
– склонны к обману,
– неизбежно совершают ошибки
– и находятся во власти иллюзии.
Эти четыре главных недостатка лишают обусловленную душу возможности самой устанавливать правила жизни. Поэтому все
– великие мудрецы,
– ачарьи [духовные учителя]
– и великие души
неукоснительно следуют предписаниям шастр, свободных от этих четырёх недостатков.
Не следуя предписаниям шастр, невозможно достичь совершенства. Поэтому только того, кто смог постичь истинный смысл священных писаний, можно считать удачливым человеком.
Неприятие принципов, лежащих в основе постижения Верховной Личности Бога, является единственной причиной деградации людей. Это тягчайший грех, на который способен человек» ([1] Бхагавад-гита 16.24, комментарии).
«Слова Верховной Личности Бога свободны от материальных недостатков, таких как
– ошибки,
– заблуждения,
– обман
– и несовершенство чувственного восприятия.
– Совершить ошибку – значит принять один предмет за другой или допустить ложное суждение. К примеру, в темноте можно принять верёвку за змею или, увидев сверкающую на солнце раковину устрицы, подумать, что это золотой самородок. Такова природа ошибок.
– Заблуждение – это неправильное понимание, возникающее при невнимательном слушании,
– а обман – это передача такого несовершенного знания другим. Материалистичные ученые и философы часто используют слова «вероятно» и «возможно», потому что не обладают полным знанием. Стало быть, их попытки учить других являют собой пример обмана.
– И последний недостаток материалиста заключается в несовершенстве его чувств. Наши глаза обладают способностью видеть, но мы не можем видеть слишком отдалённые предметы, как не видим и те, что находятся у самого глаза, например, собственное веко. Невооруженному глазу солнце кажется не больше блюдца, а больному желтухой весь мир видится жёлтым. Поэтому нельзя полагаться на знание, полученное путём такого несовершенного чувственного восприятия. Наш слух столь же несовершенен. Мы не можем без помощи телефона услышать отдалённый звук. Если таким образом проанализировать все наши чувства, мы обнаружим, что все они несовершенны. Поэтому бесполезно пытаться обрести знание, полагаясь на чувства. Ведический путь познания состоит в том, чтобы слушать тех, кто уже обладает совершенным знанием»
([1] Чайтанья-чаритамрита 1.7.107).
«Веды – такая вещь, что вы не можете их ни принять (потому что нет доказательств), ни отвергнуть (потому что нет опровержений). Что же делать? Проверить на опыте. Это работает. Это факты» [2].
Три доказательства авторитетности Вед
Авторитетность ведических писаний логически подтверждается:
1) содержащимися в них современными научными фактами,
2) рекомендациями знаменитостей и
3) опытом их применения в жизни обычных людей.
1) Авторитетность ведических писаний логически подтверждается содержащимися в них современными научными фактами.
Один из ярких примеров – это данные, приведенные в ведических сиддхантах, астрономических расчётах, в которых за тысячи лет до Коперника была
– описана структура вселенной и даны
– скорость света,
– расстояния от земли до планет солнечной системы,
– с их радиусами
– и временем оборота вокруг солнца.
– Также ведическим математикам было известно число 𝜋, причём с различной аппроксимацией.
– В ведических писаниях описываются законы
– гравитационного
– и электромагнитного полей,
– круговорот воды в природе.
– В ведических писаниях описаны летательные аппараты, способные мгновенно перемещаться по всей вселенной.
– Ведические писания описывают метод воздействия на тонкие энергетические процессы окружающей природы, при помощи которого можно управлять
– плодородием почвы,
– климатом,
– предотвращать стихийные бедствия.
– Современная квантовая физика обнаружила волновую природу всех материальных объектов, объявив это корпускулярно-волновым дуализмом. А мудрец Капила говорил об этом тысячи лет тому назад, когда объяснял, что первым материальным элементом является звук, или волна.
2) Авторитетность ведических писаний логически подтверждается рекомендациями знаменитостей.
Такие знаменитые личности, как
– Нильс Бор,
– Альберт Эйнштейн,
– Артур Шопенгауэр,
– Герман Гёссе,
– Исаак Ньютон,
– Лев Толстой,
– Александр Сергеевич Пушкин,
– Карл Густав Юнг,
– Борис Гребенщиков,
– Елена Блаватская,
– Джордж Харрисон,
– Майкл Джексон,
– Стив Джобс,
– Владимир Путин,
– Владимир Высоцкий,
– Бред Питт,
– Анджелина Джоли,
– Мэрилин Мэнсон,
– Киану Ривз,
– Мохаммед Али,
– Арнольд Шварценеггер,
– Сильвестр Сталлоне,
– Муслим Магомаев,
– царь Николай II
– и многие другие
в поисках ответов на свои вопросы обращались к Ведам и советовали это делать своим последователям.
Нильс Бор говорил, что в поисках ответов на свои вопросы, он обращался к Упанишадам.
Карл Гюстав Юнг изучал традиции Индии и на протяжении нескольких лет преподавал в Цюрихе философию йоги. Он представлял учение Вед в терминах своей собственной психологической системы, указывая на особое значение ведической мысли для современного запада: «Бхагавад-гита сравнивает человека с перевёрнутым деревом, корни которого растут сверху, из неба. Эта идея прошла через века. Сходство с ведическими представлениями прослеживается у Платона в „Тимее“, где он говорит: „…ибо мы, люди, суть не земные, а небесные растения“».
Альберт Эйнштейн: «Когда я читаю Бхагавад-гиту, я спрашиваю себя, как же Бог создал вселенную? Все остальные вопросы кажутся излишними».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.