bannerbanner
Веды для жизни
Веды для жизни

Полная версия

Веды для жизни

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 14

Наша карма есть не что иное, как желания. И желания мы ощущаем в уме. В уме мы понимаем свои предпочтения и то, чего мы хотим избежать.

Ум – это очень могущественный инструмент, генератор, с помощью которого мы реализуем свою кармическую программу, реализуем свои желания, принесённые из прошлой жизни» [3].

«Ум живого существа известен под именем Господа Анируддхи, верховного повелителя чувств. Его иссиня-чёрное тело напоминает цветы лотоса, распускающиеся осенью, и идущие путем йоги постепенно открывают Его для себя» ([1] Шримад-Бхагаватам 3.26.28).

Господь Шива в Шримад-Бхагаватам (4.24.36) так прославляет Анируддху: «О Господь, в образе Верховного Владыки, Божества по имени Анируддха, Ты повелеваешь чувствами и умом. Поэтому я снова и снова в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой».

3. Санкаршана

«Аханкара – это самоотождествление, то, кем или чем я себя считаю.

Контролирует аханкару божество Санкаршана, что означает: притягивающий, как земля.

И подобно твёрдой земле, аханкара есть некая очень жёсткая структура нашей личности. Это психологическая структура, которую очень сложно поменять, которая сопротивляется всем изменениям.

Аханкара – это наши представления о себе, базовые ценности о том, что хорошо и что плохо. Ценности, на основании которых мы строим свою жизнь.

Аханкару можно сравнить с камертоном, с помощью которого мы настраиваем своё восприятие окружающей действительности. То, что входит в резонанс с нашим камертоном, то мы и воспринимаем в большей степени.

И, в конечном счете, аханкара, которую часто переводят как ложное эго, – это наши неправильные представления о том, что я – Бог, что здесь всё должно быть как я хочу.

Те, кто в явном виде не считают себя Богом, считают себя телом. Это тоже ложное отождествление себя не с тем, что мы есть на самом деле» [3].

4. Прадьюмна

«Буддхи – это сознающий ум, разум, интеллект.

Контролирует буддхи божество Прадьюмна, что означает: очень яркий, как огонь.

И подобно огню, он рассеивает тьму невежества.

Нашему сознающему уму, или буддхи, приходится оценивать, нужно ли нам действовать в соответствии с нашими желаниями, или нет. Таким образом, разум можно сравнить с трансформатором, который преобразовывает желания ума в деятельность или другие желания. И чем слабее буддхи, тем сложнее человеку управлять своими желаниями, которые появляются в уме. Слабый буддхи будет оправдывать наши желания, идти на поводу у наших желаний» [3].

Бог в Ведах говорит: «Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне» ([1] Бхагавад-гита 10.10).

Господь Шива в Шримад-Бхагаватам так прославляет Санкаршану и Прадьюмну: «О мой Господь, Ты – источник тонких материальных элементов, Божество по имени Санкаршана, управляющее всеми процессами интеграции и распада, и Ты же – Господь Прадьюмна, повелитель разума. Поэтому я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой».


Цикл деградации

1) «Цикл деградации человека, или души начинается с того, что атма (душа) инстинктивно отождествляет себя с читтой. Читта находится непосредственно рядом с атмой.

И читта – это зеркало. Сознание обладает зеркальной, или отражающей способностью.

На поверхности читты накопилась пыль материальных (временных, низменных) желаний. Поэтому мы не видим своей истинной природы. И глядя в зеркало читты, душа видит некое искажённое представление о себе. Она, по сути, видит своё тело. И видит желания, которые налипли на эту читту.

Первый этап в цикле деградации души – это то, что душа отождествляет себя с телом. Начинается всё с того, что душа смотрит в зеркало читты, получает искажённые представления о себе и думает: «Я есть это тело».

2) Что происходит следом за этим? Читта является хранителем всех наших желаний, принесённых из прошлых жизней. И эти желания всплывают в нашем подсознательном уме. Так как мы отождествляем себя целиком с телом, то мы естественным образом начинаем отождествлять себя с этими желаниями. Это следующий этап этого цикла, когда вступает в работу ум.

Неконтролируемые, абсолютно нестерпимые желания, которые возникают из-за возбуждения в уме, начинают руководить жизнью человека. Это абсолютно неизбежно, если человек отождествляет себя с телом.

Отождествляя себя с телом, он обязательно будет отождествлять себя с желаниями, возникающими в уме, то есть, со своим подсознанием.

3) Тогда естественным образом формируется аханкара человека. Эти желания, которые управляют человеком, идущим путём кармы в этом мире, формируют ложное эго человека. Это ложное эго человека состоит из представлений «я» и «моё».

В результате того, что мы взаимодействуем с этим миром на основании принципа желания, мы приобретаем нечто, что считаем своим:

– моё тело,

– моя жена,

– мои дети,

– мои успехи,

– мои достижения,

– мои дипломы.

Всё это, собственно, составляет наше ложное эго. Наше ложное эго в основном состоит из «моего», там очень мало «я». Это некая груда того, что человек отождествляет с собой и считает принадлежащим самому себе.

Таким образом мы переходим на третий этап, то есть на этап ложного эго.

И в конечном счёте это ложное эго складывается в некую систему верований человека. Каждый человек имеет веру, каждый верит. Во что верит? Верит в определённое сочетание качеств, которое он принёс из предыдущей жизни по своей карме. И он именно это сочетание качеств, как в уме, так и в своём теле, считает собой.

4) В результате того, что у человека формируется это ложное эго, формируется его решимость, или его разум.

Материальный разум, или материальная решимость человека, как правило, направлена на то, чтобы увеличить это «моё» или расширить своё материальное «я» за счет «моего».

И человек с огромной решимостью начинает действовать в материальном мире.

В сущности, он просто служит своим желаниям, он просто пытается реализовать свои желания. Ему кажется, что он господин, но на самом деле он – слуга ума. Он становится слугой своих собственных желаний, которые, на самом деле, даже не его. Потому что желания меняются. Мы все знаем: сегодня у меня одни желания, завтра – другие. Но всякий раз я уверен что это «мои» желания и что они есть «я».

Мой разум находит пути, с помощью которых я буду реализовывать свои желания, свою кармическую программу.

Таким образом, кармическая программа реализуется, цикл замыкается. Эта решимость приводит к определённой деятельности, и деятельность формирует новую карму. Программа эта, как правило, мало чем отличается от программы предыдущего цикла. Понятное дело, есть какие-то вариации.

И чаще всего под влиянием законов материальной природы эта программа приводит к деградации, имеет тенденцию утягивать человека вниз» [3].

Цикл освобождения

«Теперь ту же самую диаграмму можно понять абсолютно по-другому и использовать её для того, чтобы перестать деградировать в материальном мире и выйти за его пределы. Для этого нужно цикл кармы переключить на цикл освобождения.

1) Цикл освобождения, цикл эволюции человека, восходящий цикл начинается с того, что душа, атма пытается сформировать свои представления о себе не инстинктивно, не из-за того, что она соприкасается со своим подсознанием и накопленной кармой. Она пытается сформировать своё «я» благодаря общению со святыми людьми.

Санкаршана – это олицетворение духовного учителя. Если душа поворачивается к духовному учителю, к тому аспекту Бога, который может вывести нас за пределы дурной бесконечности, заколдованного круга кармы, то тогда этот цикл можно разорвать. Всю энергию, заключенную в этом цикле, можно будет поставить на службу освобождения души.

Что происходит, когда человек контактирует, соприкасается, общается со старшими, со святыми людьми, с чистыми людьми? Мы можем из этого общения, от этого соприкосновения получить совсем другие представления о себе.

Благодаря соприкосновению со святым человеком мы можем получить некий отблеск его веры, которой у нас ещё нет.

Ложное эго даёт нам абсолютно чёткий критерий того, что важно, а что не важно, что ценно, а что не ценно: каким образом я должен жить.

С этого момента может начаться восходящий цикл, цикл эволюции души.

2) Вера, если она сформировалась правильно, обязательно порождает в нас разум, духовную решимость.

Разум, заряженный духовной энергией, становится духовным разумом, настроенным на достижение духовных целей. И это – первый шаг от нашего эго, сформированного в результате общения со святым человеком, к решимости действовать как душа, а не как тело.

3) В результате того, что я понял каким образом мне нужно действовать, я начинаю менять свою жизнь, я начинаю соприкасаться с другими качествами материальной природы (не теми, которые были положены мне по карме).

Даже самый невежественный человек становится гораздо более благостным в своих пищевых привычках, в своём режиме дня и так далее. То есть меняются наши привычки, которые формируются разумом и переходят в нашу читту – хранитель всех впечатлений и всех привычек. Это, в свою очередь, начинает сказываться на нашем теле, на его функционировании.

Человек будет вести образ жизни, который будет приводить к очищению его тела и к очищению его подсознания – читты.

4) Более чистая читта будет приводить к тому, что постепенно будет очищаться ум.

Это медленный процесс, это следующий этап на этом восходящем цикле, когда ум под влиянием очищенного тела и очищенной читты гораздо более склонен к духовной деятельности. Тогда умом легче управлять, его легче направлять туда, куда нужно. И желания, которые возникают в этом уме, уже носят духовную природу.

Человек начинает стремиться к духовным вещам, что, в свою очередь помогает ему укрепить его духовное эго, и так далее.

Нужно понимать что мы много-много витков проходим по этому циклу. И главное – проходить их правильно. Начиная с веры, которая будет формировать духовный разум, которая будет очищать нашу читту, нашу жизнь, наше тело, и которая в конце концов будет успокаивать наш ум, делать ум заточенным на духовную практику» [3].

2. Познание

«Если у вас есть интерес к знанию, ваша жизнь будет светла. Трудна, но светла. Если нет интереса к знанию – нет перспектив» [2].

Осёл

«Мудха – неприятное слово, несколько ругательное, унизительное по отношению к человеку. Мудха буквально означает глупец или осёл. Есть невежды – невинные люди, которые просто не знают, но если узнают, то заинтересуются. Много таких хороших людей. Глупец, мудха – это бóльшая проблема: он

– глупый,

– невежественный

– и упрямый,

– устойчивый в глупости.

Осёл тоже устойчивый в глупости: он упирается четырьмя ногами, когда на него наваливают сверху груз. Не потому что он хочет работать, а потому что он просто упрямый. Эта особенность используется чтобы эксплуатировать ослов, использовать их для тяжёлой работы. И вот когда человек чего-то не знает и отстаивает своё невежество, он называется: осёл, глупый. И знаете, что происходит с этими людьми? Их эксплуатируют. Удобное для эксплуатации сочетание:

– невежество

– и упрямство.

Их

– легко обманывать,

– легко занимать тяжёлым непосильным трудом,

– мало платить денег,

– заставлять их работать

– и так далее.

Поэтому каждый человек должен избавиться от этого не очень хорошего качества – быть ослом, устойчивым в глупости. Нужно всегда учиться: в любом возрасте, на любом уровне.

Не нужно гордиться знаниями. Как только мы гордимся какими-то приобретёнными знаниями, мы становимся мудхами. Потому что знание безгранично.

Мы с вами как живые существа можем воспринять много больше, чем мы

– воспринимаем,

– осмысливаем,

– ощущаем.

Мы много-много крат можем больше ощущать. Но нужно точку зрения найти. Если мы поднимаемся по вертикали, то обзор расширяется. По горизонтали – нет, обзор не расширяется. Что происходит по горизонтали? Мы просто ходим и изучаем землю:

– Россия,

– Казахстан,

– Китай.

Куда бы мы ни пришли, мы обусловимся. Вертикаль – совсем другое. Мы уходим в принципе с этой точки обусловленности над всем этим, поднимаемся на орбиту и видим сразу

– Россию,

– Казахстан

– и Китай.

Чтобы познать что-то, нужно забыть привычные вещи.

Некоторые живые существа, например, птиц, легко обмануть. Они клюют подсолнухи, хозяину не нравится: что же останется от моего урожая, если весь птицы склюют? Что с ними делать? И ставит чучело. Простое. Любой человек поймёт: обманка, ненастоящая грубая подделка.

– Палка,

– крест,

– старая рваная рубашка

– и шляпа сверху на эту палку.

И птицы думают, что это живое существо, человек. Легко птицу обмануть. Но нас-то трудно обмануть! Нет, так же легко:

– немножко костей,

– мяса,

– сверху чуть-чуть волос,

и всё, мы уже не понимаем, что происходит. Ну то же самое. Так же для человека с развитым сознанием глупо, что вы живым существом считаете просто тело человека. Это странно. Вы ж чучело не принимаете за живое существо? Это птицы такие глупые. Но если мы такие же глупые, как птицы, мы тоже можем перепутать это» [2].

Аспекты (нама-рупа-гуна-лила)

Всё, что только можно себе представить, можно разделить на следующее:

1) имя,

2) образ,

3) качества,

4) функции.

Эти характеристики есть у любого

– предмета,

– явления,

– объекта,

– личности.

Больше добавить нечего. Если мы наблюдаем не полный комплект этих характеристик, то это уже называется не объект, а аспект, то есть неполная картина. Аспект не воспринимается сознанием, с ним трудно иметь дело.

И так получается, что имя включает в себя всё остальное:

– образ, форму,

– качества,

– функции, действия.

И правда, если мы что-то или кого-то называем по имени, в сознании возникает полная картина. Например, при произнесении слова «солнце» мы представляем:

– образ огненного шара в небе,

– оно очень горячее и яркое,

– оно даёт всем жизнь, энергию, здоровье.

Образ уже не содержит в себе имени. Но зато в нём заложены качества и действия.

Например, если мы в фильме ужасов увидим какое-то страшное чудовище, то, даже не зная его названия, уже становится понятно, что оно страшное и кусается.

Качества уже не содержат в себе ни имени, ни образа. Но содержат действия.

Например, стало холодно. Не понятно, что нас так холодит. Но зато понятно, что я сейчас уже окоченею.

Ну а действия – это уже максимальное раскрытие какого-то явления. В действии мы это явление наблюдаем уже во всей его красе. Также это называют игрой. Игры, кстати, тоже бывают серьёзные.

1) Истина, чистое знание, идея, название, имя – это что-то идеальное, нематериальное, трансцендентное.

2) Но так как мы находимся в материальном, неидеальном мире в материальных телах, это идеальное для адаптации облекается в форму

– идеи,

– понятия,

– мысли,

– речи,

– языка,

– звука,

– слова,

– фразы.

Эта вынужденная мера нужна для того, чтобы наше материальное сознание могло воспринимать и передавать идеальные понятия.

Инструментами познания являются

– ум,

– речь

– и действия.

Речь – это идеи, облачённые в формы, образы. Когда человек воспринял речь, в его сознании отражаются, как в зеркале, разные

– формы,

– образы,

– мысли,

– даже целые модели поведения.

Так человек получает образование.

3) Затем в процессе образования человек от учителя перенимает его хорошие качества:

– доброту,

– силу,

– чистоту,

– аскетизм,

– внимательность,

– стойкость,

– и так далее.

4) И, наконец, на основании приобретённых качеств человек приобретает определённые функции, то есть начинает действовать: он участвует в каких-то

– событиях,

– работе,

– сотрудничестве,

– творчестве,

– развлечениях,

– играх.

Такова цепочка проявления знания изнутри наружу, из непроявленного состояния в виде идеи в проявленное состояние в виде действия. Это процесс познания.

На санскрите эта цепочка выражается так: нама – рупа – гуна – лила (имя – форма – качество – игра).

1) Таким образом, когда знания упорядочиваются, возникают ценности, мировоззрение.

2) Далее естественным следствием знаний выступает образование, или форма поведения, выражающаяся в приобретении навыков и умений.

3) А появление у человека навыков и умений означает изменение его качеств.

4) И в итоге человек становится способен действовать, применяя на практике свои знания.

Всё это устройство мироздания удивительным образом отражается в структуре нашей речи, языка. Вы не задавались вопросом, почему слова бывают

– существительные,

– прилагательные

– и глаголы?

Ответ кроется как раз в структуре нашего сознания. Или наоборот, скорее сознание имеет структуру языка. Потому что «вначале было слово».

Часть речи

– имя существительное – это образ,

– имя прилагательное – это качества,

– а глагол – это игры.

Истина (нама) невыразима, это нечто чистое, идеальное, духовное.

– Когда эта истина «одевается» в идею и слово, приобретает какую-то форму (рупа), она становится существительным.

– Когда встает вопрос о том, какая это истина, о её качестве (гуна), нам на помощь приходит прилагательное.

– Ну и когда эта истина начинает действовать, мы используем глаголы (лила).

Гьяна и вигьяна (знание и мудрость)

Под словом «информация» обычно понимается набор каких-то сведений, данных. Информация может быть представлена

– структурированным файлом,

– базой данных,

– справочником,

– энциклопедией.

Когда мы говорим об информации, мы чаще всего ещё не подразумеваем её практического применения. Информация может просто записываться на какой-нибудь информационный носитель без какой-либо цели. Даже могут издаваться целые книги с информацией, которую негде применить. Более того, существуют целые философские теории, имеющие целью просто получать удовольствие от размышлений.

«Гьяна – это освящённое авторитетом писаний философское и аналитическое восприятие реальности, и, когда благодаря одухотворению сознания человек глубоко проникается этим знанием, этот его новый, всеобъемлющий опыт восприятия мира называется вигьяной» ([1] Шримад-Бхагаватам 11.19.3, комментарии).

Однажды к Махатме Ганди его знакомая привела своего сына и попросила отучить его есть сладости. В Индии считается, что если мальчик любит сладости, то ему в жизни потом трудно будет контролировать чувства. Махатма Ганди сказал, что отучит, но только через месяц. Через месяц мама с сыном опять пришли. Тогда Махатма Ганди просто сказал: «Не ешь сладости!». И мальчик после этого действительно перестал есть сладости. Позже, отвечая на вопрос матери, зачем надо было ждать месяц, Махатма Ганди сказал, что перед тем, как дать наставление, он должен был сам бросить есть сладости.

«Знание – это метод или способ войти в другое измерение сознания. Если мы накапливаем информацию, то не происходит этого перехода. Сейчас с точки зрения информации мы – на самом деле продвинутые люди:

– записывающие устройства есть,

– библиотеки есть,

– интернет.

Хранится огромное количество информации. Раньше не было столько книг написано, и до этого ещё даже печати не было, мы знаем историю. Но сейчас всё записывается. Огромное количество информации. Достать её сейчас не представляет сложности через интернет. Но это не помогает нам перейти в другое качество, другое измерение жизни, счастья» [2].

«Знание – это не информация, знание – это взаимоотношения» [2].

«В наше время люди ценят техническое знание. Но попытайтесь понять: что такое техническое знание? В Бостоне меня пригласили в Массачусетский технологический институт. И я задал студентам вопрос: когда эта машина-тело перестанет работать, какой технологией вы воспользуетесь, чтобы заставить этот механизм работать снова? У вас есть такой факультет? Они не смогли ответить на этот вопрос. И тем не менее они настолько привязаны к этим наукам» [1].

Вигьяна – это не просто запомненная информация, а приобретённые качества личности. Это мудрость.

Вигьяна – это когда мы своими словами можем объяснить смысл написанного. А гьяна – это когда мы вынуждены постоянно точно цитировать и приводить ссылки. Хорошо если помним, где что и когда читали. Но с таким подходом это рискует остаться просто гьяной.

Гьяна – это когда вы можете пройти по канату, лежащему на земле. А вигьяна – это когда вы уже можете ходить по канату, натянутому на огромной высоте между небоскрёбами.

Например, применительно к науке самоосознания, гьяна и вигьяна соотносятся между собой следующим образом. «Гьяна – это знание о своем истинном „я“, отличном от ложного „я“, то есть знание о том, что вечная душа отлична от тела. Вигьяной называют понимание изначального положения души и её отношений с Высшей Душой» ([1] Бхагавад-гита 3.41, комментарии).

«Уровень гьяны – это начальный уровень знания, для тех, кто всё ещё воспринимает себя в отношении к материальной вселенной, тогда как вигьяна – это зрелое знание, которым обладают те, кто видит себя неотъемлемой частицей Верховного Господа» ([1] Шримад-Бхагаватам 11.19.15, комментарии).

«Когда человек в полной мере овладевает гьяной и вигьяной, он достигает совершенства. Гьяна – это понимание того, что Вишну, Верховная Личность Бога, является Верховным Существом. А вигьяной называют действия, которые выводят живое существо на свет из тьмы невежества, окутывающей материальный мир» ([1] Шримад-Бхагаватам 5.5.10—13, комментарии).

«В Бхагавата пуране говорится, что если духовный учитель или наставник дают наставления из священных книг, не согласовывая с

– местом,

– временем

– и обстоятельствами

и не зная, как это применить, то результаты такого обучения становятся врагами своих учеников. Очень важно научиться применять знания. Знание, которое неприменимо, отбрасывается. Поэтому сегодня священные писания не являются настольной книгой многих людей, потому что они не знают, как применить то, что написано там. Они написаны были в разные времена, в разных культурах. И не всё понятно, конечно же. Кому-то не хватает веры, кому-то не хватает глубины знания. Кому-то достаточно фанатичной веры. Кто-то думает: достаточно просто науки, не нужно вообще верить во что-то потустороннее, пока мы это не увидим. Но нужно применять, потому что священные писания выше понимания человека, они услышаны свыше, и только применяя на практике, можно вообще понять, о чём речь идёт. Это сравнивается с лекарством. Мы можем не понимать его состав, его действие на организм человека, но, принимая, мы чувствуем, что болезнь уходит. Вот таким образом мы должны что-то принимать на веру, но, применяя, мы должны убедиться, что это истина» [2].

Истинное знание исходит из истинного источника. Критерием истинности знания является то, к чему оно в итоге приводит. Истинное знание приносит

– истинное счастье

– и возвышенные качества личности.

Ложное знание, или так называемое знание, невежество, исходящее из ложного источника, приводит

– к иллюзии

– и затем к страданиям.

Истинное знание даёт не методы, а силу действовать, веру в то, что я смогу это сделать с помощью Бога. Истинное знание – это и есть вера. Знание порождает знание. Вера, а не обычное знание порождает веру, истинное знание порождает истинное знание.

«Люди в большинстве своём не знакомы с этим сокровенным знанием; знание, которое им дают, касается природы внешнего мира. В системе мирского образования люди изучают множество различных наук:

– политику,

– социологию,

– физику,

– химию,

– математику,

– астрономию,

– технические дисциплины

– и т. д.

В мире много больших университетов, где изучают различные науки, но нет ни одного учебного заведения, где бы преподавали науку о душе. Между тем душа – самое важное, что есть в теле: тело, лишённое души, перестаёт представлять какую-либо ценность. Тем не менее люди сосредоточивают все свои усилия на удовлетворении потребностей тела, забывая об источнике жизни – душе» ([1] Бхагавад-гита 9.2, комментарии).

На страницу:
6 из 14