Полная версия
Веды для жизни
7) Сахасрара (коронная) чакра отвечает за
– соединение с Богом,
– раскрытие духовного потенциала,
– освобождение.
Она фиолетового цвета.
На этом уровне у вас есть возможность осознать дух. Когда вы слышите о душе, ваше тело откликается эта чакра оживает. Подобно тому, что если кого-то уколоть иголкой, есть реакция.
В основном сейчас людей воспитывают на страхе и вожделении, на самой нижней чакре.
– Туда же музыку направляют, на нижнюю чакру,
– туда же направляют методы образования:
– страх
– и выгода.
Индрии (органы чувств)
Наше тело представляет собой автомат, сконструированный из сочетания разных органов чувств.
Есть два набора органов чувств:
1) пять органов чувств восприятия для получения информации
2) и пять органов чувств действия для ответа на полученную информацию.
Так мы и взаимодействуем с этим материальным миром:
– получаем
– и реагируем.
Именно так действует автомат, функция.
С помощью чувств мы ничего нового, никаких знаний не получаем.
А новое знание даёт контроль этих чувств. Знание берётся от переживания того, что мы видим. Реальна – красота, которая отражается в нашем сознании.
Итак, существуют:
– пять гьянендрий – познающих органов чувств,
– пять кармендрий – действующих органов чувств
– и плюс к ним ещё пять объектов чувств.
Пять познающих органов чувств – это:
1) уши,
2) кожа,
3) глаза,
4) язык
5) и нос.
Пять действующих органов чувств – это:
1) голосовой аппарат,
2) руки,
3) ноги,
4) анус
5) и гениталии.
Пять объектов чувств – это
1) звук,
2) осязание,
3) форма,
4) вкус
5) и запах.
Это может показаться фантастикой, но объекты чувств (запахи, вкусы, формы, касания и звуки, исходящие от предметов и явлений внешнего мира) тоже относятся к этой системе чувств, так как они отражаются в уме живого существа.
«В тонком теле шестнадцать частей:
– пять органов познания,
– пять органов действия,
– пять объектов чувств
– и ум» ([1] Шримад-Бхагаватам 6.1.51).
«В «Катха-упанишад» сказано, что объекты чувственного восприятия выше чувств, но ум выше этих объектов»» ([1] Бхагавад-гита 3.42, комментарии).
– «Познающие органы чувств считаются источником информации для действующих органов чувств,
– а объекты чувственного восприятия – источник для познающих органов чувств.
– А действующие органы чувств являются источником информации для ума»
(Махабхарата Шанти-парва, 309, 4—5).
«Объектами органов познания являются
– звук,
– осязательное ощущение,
– форма,
– вкус
– и запах.
Функции органов действия – это
– речь,
– прикасание,
– передвижение,
– опорожнение кишечника
– и половой акт»
([1] Шримад-Бхагаватам 5.11.10).
Познающие органы чувств непреодолимо притягиваются к объектам чувств с помощью действующих органов чувств. Сила чувств непреодолима. Объекты чувств тоже притягиваются к познающим органам чувств через ум.
Каждое чувство связано с определённой стихией природы.
– Слух связан с акаши, стихией пространства, или эфиром.
– Осязание связано с ваю, стихией воздуха.
– Зрение связано с агни, стихией огня.
– Язык связан с джалой, стихией воды.
– Обоняние связано с бхуми, стихией земли.
Сам Бог так объясняет значение первоэлементов:
«Всё сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.
– Я вкус воды,
– свет солнца
– и луны,
– и Я слог ом в ведических мантрах.
– Я звук в эфире…
– Я изначальный аромат земли,
– и Я жар огня»
([1] Бхагавад-гита 7.7—9).
– «Свойства пространства (акаши):
– звук,
– ухо,
– полость тела.
– Три свойства ветра – это:
– жизненные токи,
– движения тела,
– касанья.
– Трояко распределяется огонь:
– как образ,
– глаз
– и переваривание пищи.
– Три свойства влаги – это:
– вкус,
– вкусное
– и маслянистость.
– Три свойства земли – это:
– запах,
– обоняние,
– тело.
Итак, вследствие сочетания индрий [чувств] человек называется пятисоставным.
– От ветра – касание,
– вкус – от воды,
– от огня – образ, так говорится.
– В пространстве возникает звук;
– земным считается запах»
(Махабхарата Шанти-парва, 247, 9—12).
– «Пространство – первый из великих элементов.
– В личностном это – слух,
– во внешнем – звук,
– в божественном – стороны света.
– Второй из великих элементов – ветер;
– в личностном он известен как осязание,
– во внешнем – как то, что осязают,
– а там, в божественном – как молния.
– Третьим называют свет.
– В личностном это – зренье,
– во внешнем – зримая форма,
– там же, в божественном – Солнце.
– Четвёртым элементом должно знать воды.
– В личностном это – вкус,
– во внешнем – сок,
– там же, в божественном – Сома.
– Пятый элемент – земля.
– В личностном она определяется как обоняние,
– во внешнем – как запах,
– а в божественном это – Ваю.
– [Ноги: ]
– К личностному относят ноги;
– во внешнем же это – хождение,
– а в божественном – Вишну.
– Вниз направленная апана
– в личностном определяется как анус,
– во внешнем это – испражнения,
– в божественном – Митра.
– [Пенис: ]
– Порождающий все существа пенис относится к личностному;
– во внешнем же это – семя,
– а соответствующее божество – Праджапати.
– [Руки: ]
– Люди, сведущие в личностном, относят к личностному руки;
– во внешнем же это – деяния,
– а там, в божественном – Шакра.
– [Речь: ]
– Считается относящейся к личностному первичная по отношению к манасу, всем богам сообща принадлежащая речь;
– во внешнем же это – говоримое,
– а там, в божественном – Агни»
(Махабхарата Ашвамедхика-парва, 42, 27—39).
Существует принцип от тонкого к грубому, согласно которому природные стихии взаимодействуют с органами чувств.
– Пространство можно
– только слышать.
– Воздух можно
– слышать
– и осязать.
– Огонь можно
– слышать,
– осязать
– и видеть.
– Воду можно
– слышать,
– осязать,
– видеть
– и чувствовать на вкус.
– Землю можно
– слышать,
– осязать,
– видеть,
– чувствовать на вкус
– и обонять.
– «Функции и признаки эфира заключаются в том, что он предоставляет место для внешнего и внутреннего бытия всех живых существ, то есть является полем деятельности
– жизненного воздуха,
– чувств
– и ума.
– Мудрецы, обладающие истинным знанием, определяют звук как субстанцию, которая
– передаёт представление о предмете,
– указывает на присутствие говорящего, скрытого от наших глаз,
– и представляет собой тонкую форму эфира.
– Характеристики, воспринимаемые с помощью осязания, которое представляет собой тонкую форму воздуха, – это
– мягкость и твёрдость,
– холод и тепло.
– Воздух отвечает за
– движение,
– смешение
– и нормальное функционирование всех органов чувств,
– он также предоставляет возможность приблизиться к объектам звука
– и переносит другие объекты чувств.
– Форма характеризуется
– размерами,
– качествами
– и индивидуальностью.
Форма огня воспринимается благодаря исходящему от него сиянию.
– Огонь характеризуется
– излучаемым светом,
– а также способностью варить
– и усваивать пищу,
– согревать,
– испарять,
– вызывать голод
– и жажду
– и утолять их.
– Смешиваясь с различными веществами, изначально единый вкус принимает различные формы и становится
– вяжущим,
– сладким,
– горьким,
– острым,
– кислым
– и солёным.
– Вода характеризуется способностью
– увлажнять другие вещества,
– способствовать смешиванию различных веществ,
– приносить чувство удовлетворения,
– поддерживать жизнь,
– размягчать предметы,
– уменьшать жар,
– непрерывно пополнять водоёмы
– и освежать,
– утоляя жажду.
– Единый запах проявляется в различных формах:
– как смешанный,
– отталкивающий,
– приятный,
– слабый,
– сильный,
– кислый
– и так далее —
в зависимости от того, в какой пропорции к нему примешиваются посторонние вещества.
– Свойства земли проявляются при
– создании скульптур,
– строительстве домов,
– изготовлении горшков для воды
– и т. д.
Иными словами, земля является вместилищем всех остальных элементов» ([1] Шримад-Бхагаватам 3.26.34—46).
«Как я чувствую элемент земли в этом теле? Кость. Я опираюсь, чувствую как опору в этом теле. Я отождествляю себя со свойством этого элемента, а не с самим элементом.
А как я чувствую элемент воды в этом теле? Это слизь, благодаря ей тело гибкое, оно двигается почти бесшумно.
Элемент воздуха – это дыхание и движение. Я чувствую, что можно двигаться.
Система пневматическая: есть воздушные потоки в теле, мышцы сокращаются, так проявляется влияние праны, тонкого воздуха.
Я могу не знать этого, я просто себя отождествляю с этими вещами» [2].
Всё это можно обобщить в следующей таблице:
В Махабхарате (Шанти-парва, 184, 28—39) перечислены все виды ощущений.
– Девять видов запаха:
1) приятный,
2) неприятный,
3) медвяный,
4) острый,
5) затхлый,
6) вонючий,
7) нежный,
8) раздражающий
9) и чистый.
– Шесть видов вкуса:
1) сладкий,
2) солёный,
3) горький,
4) терпкий,
5) жгучий,
6) кислый.
– Семнадцать видов образов (форм):
1) короткий,
2) длинный,
3) толстый,
4) четырёхугольный,
5) круглый,
6) светлый,
7) тёмный,
8) красный,
9) золотистый,
10) синий,
11) жёлтый,
12) острый,
13) гладкий,
14) упругий,
15) скользкий,
16) мягкий,
17) жёсткий.
– Двенадцать видов касаний:
1) горячее,
2) холодное,
3) приятное,
4) неприятное,
5) влажное,
6) чистое,
7) лёгкое,
8) тяжёлое,
9) пронзительное,
10) жёсткое,
11) мягкое,
12) сухое.
– Семь тонов звука:
1) шадга (до),
2) ришабха (ре),
3) гандхара (ми),
4) мадхьяма (фа),
5) панчама (соль),
6) дхайвата (ля),
7) нишада (си бемоль).
Чувственное восприятие человека работает в узком диапазоне. Оно несовершенно, не может дать нам полной картины окружающего мира.
Чувства быстро утомляются и не могут наслаждаться слишком долго. Очень скоро наступает
– пресыщение,
– затем апатия,
– а потом и отвращение.
«Чувства пронизывают тело, но чувства не находятся в органах чувств. Они пронизывают органы чувств. Чувства находятся глубже.
Из внешних объектов чувств постоянно непрерывным потоком идёт информация внутрь, в ум, в мозг, в офис, где эта колоссальная информация вся принимается: мы каждую секунду:
– что-то слышим,
– что-то видим,
– чего-то ощущает.
– чего-то касаемся,
– о чём-то думаем
– и так далее» [2].
«Органы чувств – это всего лишь двери в окружающий нас мир, через которые информация проникает вглубь сознания, в новое измерение, которое создаёт новые ощущения, обладает ёмкостью и способностью создавать образы. Там, в глубине, находится более тонкая и могущественная субстанция – наш ум. Его часто называют шестым, скрытым чувством» ([2] Уровни сознания).
Ум
С этого места начинается описание слоёв тонкого тела человека.
«Органы чувств соседствуют непосредственно с умом. Ум
– всё это воспринимает одновременно
– и испытывает эмоции.
Это те же чувства – синтезированные, совмещённые в уме: одновременно
– звуки,
– касание,
– образы,
– вкусы,
– запахи.
Так в уме возникают эмоции. Так взаимодействуют чувства и ум.
И ум, конечно же, настроен на наслаждение. Ум заостряет внимание только на приятном. Остальное не видит. А есть отвратительное что-то – ум отвергает. Так ум и чувства работают. То, что пища для одного, яд для другого – разные типы чувств и ума» [2].
Распознать ум не так-то просто. Это можно сделать через функции и свойства ума.
1. Служение органам чувств
Это главная функция ума. У ума имеется два способа повлиять на органы чувств. Это
– принятие
– и отвержение.
«Ум принимает всё, что окажется приятным для чувств, а всё, что неприятно, отвергает. Таким образом, ум заботится исключительно об удовлетворении чувств. Если чувства довольны, то и ум тоже доволен. Если же чувства не удовлетворены, то и ум не удовлетворён. Значит, главная функция ума – служить чувствам» ([2] Уровни сознания).
2. Мультиплексирование
«Ум называют шестым, внутренним чувством. Он может одновременно воспринимать
– звук,
– касание,
– форму,
– вкус
– и запах.
Поэтому ему свойственны тонкие, смешанные ощущения или необъяснимые чувства» ([2] Уровни сознания).
Это такой синтезатор органов чувств. Информация от познающих органов чувств поступает в ум. Тут происходит активная переработка и обработка эмоций и ощущений. Поэтому нам кажется, что тут центр вселенной.
3. Привязанность и отвращение
«Но в основном ему свойственно чувствовать привязанность или отвращение: «О! Как мне всё это нравится! Я хочу это! Жить без этого не смогу! А это я терпеть не могу, просто ненавижу, не хочу видеть и слышать об этом!» Так проявляется двойственность ума и чувств: приятно-неприятно, а это означает:
– плохо-хорошо,
– друг-враг,
– хочу-не хочу.
Для более высокой субстанции таких различий уже не существует. Значит, если мы видим что-то приятное или неприятное и делаем вывод, что одно хорошо, а другое плохо, мы должны знать, что это говорит наш ум» ([2] Уровни сознания).
4. Беспокойство
– «Из всей пищи он с помощью глаз и языка предпочтёт наиболее вкусное, несмотря на то, что она может оказаться вредной.
– Ему захочется выпить водки, чтобы ощутить вкус опьянения, несмотря на то что есть риск стать алкоголиком.
– Он привлечётся красивой женщиной и захочет близости с ней, несмотря на то что уже женат.
Таким образом, уму свойственно принимать и отвергать безостановочно. Он перебирает объекты снова и снова, меняя их в погоне за новизной. Как только чувства пресыщаются одним объектом, ум немедленно отыскивает что-то свеженькое. Эта функция ума называется в Ведах чанчала, то есть «скачущий с объекта на объект»» ([2] Уровни сознания).
Таким образом, когда ум подчинён органам чувств, он постоянно скачет с объекта на объект. Ведь ум получает информацию одновременно от пяти органов чувств, и ему приходится постоянно делать выбор, метаться между ними.
«В Ведах дается сравнение ума с человеком, которого встречают сразу пять жен, и каждая желает привлечь его только к себе единственной. Как выбрать одну, не ущемив интересы других? Чтобы справиться с этой задачей, он составляет планы и идёт на ухищрения» ([2] Уровни сознания).
Животные, в отличие от человека, выглядят спокойнее – их ум сосредоточен на чём-то одном, потому что преобладающим является какой-то один орган чувств.
– Для коровы это вкус: она всё время жуёт.
– А для собаки – запах: когда собака идёт по запаху, у неё очень деловой вид, ничто не может её от этого отвлечь.
– А ум человека успокаивается только когда сосредоточивается на Абсолютной Истине.
5. Синтез
«Он объединяет все образы и ощущения вместе, комбинирует их и как будто бы создаёт нечто новое. Ум – великий комбинатор. Ум способен синтезировать и производить новые формы, новые комбинации
– звуков,
– запахов,
– вкусов
– и так далее»
([2] Уровни сознания).
Все причудливые сны являются продуктом этой функции ума. Всё, с чем мы когда-либо соприкасались, включая прошлые жизни, ум может комбинировать, составлять в разных вариациях. Поэтому иногда такая ерунда снится…
6. Центр сознания
«Ум
– неугомонен,
– неистов,
– упрям
– и очень силён,
и, кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер» ([1] Бхагавад-гита 6.34).
Если вы попытаетесь хотя бы одну минуту ни о чём не думать, то даже такая на первый взгляд простая задача окажется абсолютно невыполнимой: вы только и будете думать, как бы ни о чём не думать.
Ум считает себя выше других. Человек с платформы ума смотрит на других и думает: «я и они», хотя на самом деле все такие же «я», как и «он». Он себя ставит в центр всего.
«Поэтому уму доверять нельзя. Он всегда ошибается, потому что считает себя чем-то особым, выше других, своё мнение ценит выше, чем мнение других. Ум надо поместить под контроль священных установок. Иными словами, нужна вера в божественное прежде, чем мы победим ум. И как только мы признáем своё несовершенство, мы становимся совершенными» [2].
7. Созидание
«Ум человека наделён тонкими энергиями созидания, благодаря которым человек обладает
– богатым внутренним миром,
– воображением
– и способностью создавать образы.
Любые мысли имеют своё отражение в грубой материи.
Даже когда ум обманывается, то его обман может стать реальностью в грубом измерении» ([2] Уровни сознания).
«Самое сильное, что у нас есть, – это ум, глубина и могущество мысли. Тело формируется при помощи различных направлений мысли. Если человек испугается, это состояние ума мгновенно изменит состав крови: появится адреналин. А если человек почувствует к кому-то ненависть и зависть, в кровь выбрасывается яд. Откуда? Ум вырабатывает в то же мгновение. А влюблённый человек испытывает эйфорию потому что ум влюблённого человека вырабатывает наркотическое вещество – C8H12N – формулу любви, и у него в крови появляется наркотик» [2].
«Ум развивает материю. Это тело связано с умом. Физическое тело – это следствие ума, умонастроения. Нужно изучить природу ума глубже, чтобы понять, о чём речь идёт. Мы знаем ум только как мысли. Этого недостаточно. Нужна практика йоги, чтобы понять глубину ума. Тогда станет понятно, как трансформируется материя под влиянием ума. При помощи ума можно перестроить свою жизнь целиком. Для этого нужно
– иметь очень позитивный глубокий ум,
– глубинно счастье постичь
– и глубокие знания.
Глубина ума сейчас у нас не занята, вернее, она занята чем-то другим: сомнениями. И это препятствие. Освободившись от сомнений, мы можем углубить своё понимание и счастье [2].
8. Враг и друг
«Ум и друг живого существа, и его враг. Когда ум под контролем, то он лучший друг, если же он не поддаётся контролю, то становится злейшим врагом. Любое горе – от ума!» ([2] Уровни сознания).
«Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум остаётся злейшим врагом» ([1] Бхагавад-гита 6.6).
Есть даже такая пословица: «Праздный ум – кузница дьявола». Поэтому в любой системе духовной практики идёт борьба не на жизнь, а на смерть за захват контроля над умом – стратегически наиболее важным объектом сознания.
«Вся наша жизнь зависит от того, что мы думаем о себе: вот это – наша судьба. Насколько мы адекватны в оценке себя самого. Вот это – ум: либо он враг, либо друг. Если вы правильно себя оцениваете, правильную позицию занимаете, это ваш друг, он вас приведёт на высший уровень совершенства. Если вы не правильно себя оцениваете – он злейший враг – погубит вас, уведёт в ад вообще» [2].
9. Силён в наслаждениях, но беспомощен перед фактом страданий
«Когда человек испытывает боль и отчаяние, ум обычно обращается к более высокому уровню над ним.
Здравый смысл располагается выше ума – как высшая инстанция, которая способна видеть высшую цель жизни ([2] Уровни сознания).
А высшая инстанция – это разум – следующий, высший слой сознания.
Разум, интеллект
«Ближайший сосед ума – разум. Разум непосредственно с чувствами не связан: ум между ними. Поэтому чувства на разум не влияют.
Разум по-другому рассуждает. «У меня болит голова» – это непосредственно воспринимают чувства, и ум говорит: «Я чувствую боль». Рядом сидит человек, у него нет головной боли. Но он может узнать от меня при помощи разума, без чувств, не испытывая головной боли, что у меня болит голова. Я просто скажу ему. Этот звук попадёт в разум. Чувства не смогут по звуку воспринять головную боль. Я скажу: «У меня болит голова», и другой человек разумом может понять и помочь мне. Я мог бы и сам себе помочь, если бы у меня не болела голова, но боль мешает мне соображать, что-то делать. Поэтому мне нужен врач: такой же человек, как и я, просто у него не болит голова, и у него свободный разум. Если мы сможем так же чувства свои обуздать и пробудить разум, мы сможем увидеть
– прошлое,
– настоящее
– и будущее.
У нас тоже есть духовное восприятие, потому что разум – ближайший сосед души.
– Чувства контролируются умом,
– ум контролируется разумом.
Ради какой-то цели я могу сказать уму: «Терпи! Мало ли, что тебе приятно или не приятно! Надо!» Воля – это разум, рассудок человека, он сильнее. Проблема, беда, когда разум подчинён чувствам и уму, то есть эти чувства, ощущения проникают через ум в разум и становятся целью, смыслом жизни:
– пить водку,
– принимать наркотик,
– гулять по женщинам.
Если это проникает в разум, – вот это беда. Человек превращается в животное. У них такой именно разум: подчинённый чувствам, инстинктам:
– нюхают,
– едят,
– спят,
– обороняются
– и совокупляются —
вот и всё, что они делают. Разум нужно освободить от этого влияния чувств, от этих умственных концепций, потому что он – ближайший сосед души. А это значит – он контролируется священными книгами. На слух. Когда мы вслух читаем и обсуждаем священные писания – это пища разума» [2].
«Человек может изучать деятельность ума. Эту науку называют психологией, наукой, изучающей
– размышления,
– чувства
– и желания.
Когда же мы идём ещё дальше, на интеллектуальный уровень, там мы будем разбираться, как можно использовать ум. Если мы можем разумом подчинить свой ум и использовать его, то тогда мы приближаемся к духовному уровню. И чтобы достичь духовного уровня, нужна практика постепенного продвижения, и духовного уровня достичь отнюдь не трудно. И прежде всего обучение ума возможно при помощи йоги. Йога означает контроль ума» [1].
Разум, интеллект, мудрость – это часть сознания, которая отвечает за прогресс и рост. Главная задача разума – расширение границ возможностей человека. Разум – это инструмент для достижения цели.
У разума пять основных функций:
1) «Сомнение,
2) заблуждение,
3) верное представление,
4) память
5) и сон,
выполняющие различные функции, считаются отличительными признаками интеллекта [разума]» ([1] Шримад-Бхагаватам 3.26.30).
1. Сомнение
Мы разумны, если сомневаемся в чём-то новом. Мы должны проверить, исследовать это с помощью разума.
«Если я что-то слепо принимаю – это отсутствие разума. Или слепо отвергаю – тоже отсутствие разума. Разум сомневается для того, чтобы исследовать» [2].
«Сомнение – одна из самых важных функций интеллекта; склонность всё принимать на веру не свидетельствует о большом разуме. Чтобы развить интеллект, человек вначале должен всё подвергать сомнению. Однако сомнения перестают приносить благо, когда речь идёт об информации, полученной из авторитетного источника. В Бхагавад-гите Господь говорит, что сомнение в словах авторитета губительно.
Патанджали, автор системы йоги, говорит, что только с помощью интеллекта можно постичь истинную природу вещей. Только опираясь на интеллект, человек может понять, является он телом или нет. Исследование природы своего «я» начинается с сомнения» ([1] Шримад-Бхагаватам 3.26.30, комментарии).
2. Заблуждение
Ошибки – это ступени на пути к совершенству, а умение их видеть и признавать – это признак сильного разума. Люди, которые