Полная версия
Российская цивилизация
В IX—X веках упоминаются 25 городов, в XI веке – еще 64, в XII веке – еще 135, и в XIII веке к ним добавляются еще 47 городов. Всего ко времени нашествия Батыя Русь насчитывала до 300 городов, или в среднем по 20—25 на княжество. Среди больших городов выделялись Киев, Новгород, Псков, Чернигов, оба Владимира (Волынский и Залесский), Галич, Полоцк, Смоленск. К ним примыкали по размерам Ростов, Суздаль, Рязань, Витебск, Переяславль Русский. Население Новгорода в начале XI века измерялось приблизительно в 10—15 тыс., в начале XIII века в 20—30 тыс. человек. В XII—XIII столетиях Киев был обширнее Новгорода. Даже Лондон по сравнению с ним был большой деревней. Население в Киеве в период его расцвета считалось десятками тысяч. Для Средневековья это был город-гигант. Средняя численность населения большинства городов редко превышала 1000 человек, что доказывается небольшими площадями, которые занимали их кремли, или детинцы.
Древнерусский город распадался на торговые и ремесленные «концы». Они заселялись ремесленниками определенных профессий, что обусловливалось также особенностями производства: так, кожевники селились у воды, гончары – у выхода глин и т д. Иногда концы отвечали этническому составу населения, таковы были еврейское предместье в Киеве, Неревский конец в Новгороде, Чудский в Ростове. Улицы в городах часто сходились к воротам детинца, к городской площади – торгу или к городским воротам.
Крупные города имели сложные оборонительные системы. Отдельно защищался детинец (кремль) – центр города. Укрепления покрывали значительную территорию, в случае опасности за ними могло укрыться население не только города, но и его окрестностей. Каждый такой город был и княжеской резиденцией со своим княжеским двором. В ряде городов, таких как Новгород, Киев, Рязань и Смоленск, существовали и дворы обычных горожан. Наличие дворов в значительной степени сказалось на городской планировке. Как правило, одна-две улицы проходили вдоль рек и пересекались малыми улочками и переулками. Еще одной характерной чертой русского города XI—XIII веков было обязательное наличие церкви или храма. В древнерусских городах насчитывалось от двух-трёх до нескольких десятков церквей. Монастыри могли располагаться и вне города.
Массовым типом жилища трудового люда был однокомнатный дом, в большинстве полуземляночный на юге и наземный рубленый на севере. Такой дом имел тёсовую либо дерновую крышу и глинобитный или деревянный пол. Глиняный очаг располагался чаще всего у задней стены, нередко против входа. Перед печью делалось углубление для приготовления пищи. В полу жилища или рядом с ним устраивались хозяйственные ямы. Стены таких домов иногда снаружи обшивались досками (Старая Рязань), а внутри они иногда облицовывались керамическими плитками (Белгородка). Известны дома с двумя, тремя и более помещениями. Несомненно, несколько помещений имели жилища бояр, дружинников, богатых купцов.
Жилой деревянный комплекс жилища феодала, хоромы, состоял из ряда срубов-клетей. Обычно дом имел трехчленную схему и состоял из трех поставленных в ряд клетей. Центральную клеть занимали сени; по одну сторону от них располагалось тёплое жилое помещение – «истба», а по другую – холодная клеть, служившая кладовой в простых домах или парадным помещением в хоромах. Этой же схеме подчинялись и каменные здания дворцов. В хоромах сени помещались и на втором этаже. В этом случае под сенями можно подразумевать либо опирающуюся на столбы крытую галерею, либо крытое крыльцо, к которому вела лестница снизу. Исторические и этнографические данные говорят о затейливых формах теремов, соединенных переходами, сеней, крылец и др. Деревянные детали украшались резьбой, возможно, раскрашивались.
Внутри города князья, дружинники, купцы возводили «дворы», состоявшие из связанного ансамбля построек. Частые восстания горожан против феодального гнета вынуждали феодалов окружать свои дворы оградой. Административным центром служил княжий двор, в котором находились хоромы, теремные дворцы, гридницы – парадные залы для приемов, пиров, торжеств. В летописях часто упоминаются такие дворы: Ярославов двор в Новгороде; Ярославов, или Великий, двор в Киеве; Красный двор в Чернигове; Княжий двор в Переяславле. На княжеских дворах часто сооружались придворные церкви.
Характерной частью дворцового ансамбля был «терем» – помещение, возвышавшееся над всеми хоромами, вышка, часто покрытая шатром, который иногда бывал позолоченным – «терем златоверхий». Помимо жилого комплекса, дворы феодалов вмещали погреба, «медуши» (хранилища медов и вин), «беретьяницы» – кладовые, «скотницы», помещения, где хранились ценности и товары. Летопись упоминает также о банях. Обособленные ансамбли представляли собой в городе многочисленные монастыри с деревянными и каменными постройками, окруженные оградой, иногда каменными стенами с проездными воротами.
Начинает складываться городская знать. На вершине социальной пирамиды находилось княжеское знать, которое состояло из князей и их ближайших родственников. Они обладали политической и военной властью, а также осуществляли административное управление. Ниже находилась боярская знать – знатные роды, участвовавшие в административной деятельности. Вместе с князем правили и его советники, составленные из представителей знати и духовенства. В городах и поселениях избирались старосты и городские судьи, которые занимались решением вопросов городского хозяйства, обеспечением безопасности и исполнением законов населением города. На собраниях (вече) и других демократических формах управления именно знать с помощью силы и авторитета начинает играть первую роль, постепенно прибирать к своим рукам основные рычаги управления. Рычаги были простые – сила оружия, угрозы, подкуп, личное богатство. Принуждение становится основным методом управления. И хотя демократические традиции на Руси сохраняются еще весьма долго, именно силовые методы приобретают первостепенное значение.
Именно по линии развития средневекового города шло постепенное сближение, выравнивание уровней развития Востока и Запада. Русские торговые города, особенно расположенные близь Балтийского побережья, ничем не отличались от аналогичных городов Северной Европы (Новгород, Псков). Различия были в основном в архитектуре, поскольку на Руси основным строительным материалом было дерево, а в Западной Европе – камень.
Русские города обладали относительной автономией. Считаясь княжескими, они сохраняли древние демократические традиции. Большие торговые города были устроены по-военному. Население делилось на тысячи, сотни и десятки, которыми командовали выбираемые населением тысяцкие, сотские и десятские. Летописи именуют этих людей «старцами градскими». Эти выборные составляли военную администрацию города. Нередко князья стремились сами назначать тысяцких, чтобы подчинить город своему влиянию. Но они вынуждены были считаться с мнением городского народа, тем более что значительную его часть составляли богатые люди, от которых во многом зависело благосостояние самого князя и его двора. Богатеющие города страдали от частой смены хозяев. Они требовали расширения своих прав, большей самостоятельности, устойчивой системы власти. В разных концах бывшей Руси формируются новые экономические центры. С ослаблением Византии стал терять свое значение торговый путь из варяг в греки. Города, расположенные вдоль этого пути, теряют свою былую экономическую роль. В первую очередь это коснулось Киева. Напротив, усиливаются Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме, Рязань, Ростов, Суздаль, Владимир-Волынский. Именно они стали новыми административными центрами самостоятельных княжеств.
К середине XII века на Руси обозначились два параллельных процесса. С одной стороны, шло политическое и экономическое укрепление отдельных княжеств, с другой стороны, шло ослабление Киева как политического и экономического центра, а вместе с этим и ослабление великокняжеской власти. Они и привели к феодальной раздробленности, ставшей настоящей трагедией для всей земли Русской.
Постоянные угрозы нападения извне вынуждали русских князей договариваться о совместном противодействии агрессии. Существенную роль в этом играла русская церковь. Митрополит, епископы, понимая, что раздоры между князьями ослабляют ее влияние на общество и ведут к утрате территорий с христианским населением, нередко открыто вмешивались в дела князей, принуждали их к сплочению перед лицом общего врага. Русский митрополит призывал к объединению сил против кочевников. Но далеко не всегда эти призывы духовных отцов находили отклик в сердцах князей. Их личные интересы не всегда совпадали с общими интересами. Тем более что их, по-видимому, мало интересовали нужды и интересы простого народа, которые в то время пыталась выражать церковь.
Представляя в некотором смысле федерацию княжеств и земель, Русь в этот период времени была раздираема противоречиями. Каждое княжество стремилось стать самостоятельным государством. Оно самостоятельно вело внешнюю политику, заключало договоры с другими княжествами и государствами. В то же время внутренняя политика была у всех примерно одинаковой. Она была направлена на укрепление феодального хозяйства, на постепенное закабаление сельского населения, ограничение самостоятельности городов. Бесконечные распри и войны требовали огромных средств, которые добывались или усилением эксплуатации собственного населения, или ограблением соседнего. Происходят постоянные дробления земель на все более мелкие княжества. Каждый феодал стремится закрепиться в своем хозяйстве, превращая его в самостоятельное государство. Экономические связи между княжествами были нарушены все теми же распрями и войнами. Феодальное хозяйство все больше превращается в замкнутое, натуральное, что не способствовало его нормальному развитию.
Факторами единства были общая религия, а к этому времени христианство уже утвердилось во всех русских землях, общая культура, общерусские традиции. Еще большим объединяющим началом была угроза со стороны внешних врагов. Южные княжества постоянно страдали от набегов кочевников. В XII веке основная угроза исходила от печенегов и половцев, занявших Дикое поле. На западных рубежах крепло Польское государство, постоянно претендовавшее на исконно русские территории. На северо-западе формировалось Литовское княжество, в этническом составе которого большинство составляли славянские народы. С началом Крестовых походов на Балтийском побережье утвердились Ливонский и Тевтонский ордены, постоянно враждовавшие с православными христианами. Наибольшую опасность они представляли для Новгорода и Пскова. На северном побережье Балтийского моря начинает укрепляться Шведское королевство, также претендующее на часть славянских земель. И только на северо-востоке не существовало реальной угрозы. Поэтому княжества, там расположенные, имели возможность развиваться быстрее и спокойнее. Именно они и стали инициаторами распада Древней Руси.
Распад княжеского рода Рюриковичей на отдельные ветви привел к утрате принципа общего родового старшинства. Теперь старшинство устанавливается в своем правящем роду. В связи с этим был принижен титул Великого князя Киевского. Стремясь подчеркнуть свое политическое верховенство между князьями, наиболее сильные из них сами присваивают себе титул великого князя и провозглашают его наследственным. Первым по этому пути пошел Всеволод Большое Гнездо, князь Ростово-Суздальский. Он хотел превратить свое княжество в ведущее среди других, объявить его преемником Киевской Руси, а себя самого – политическим лидером среди всех русских князей. В 1157 году город Владимир провозглашается не только столицей княжества, но и формальной столицей всех русских земель. Еще больше роль столицы утвердилась за Владимиром после того, когда митрополит Максим, глава общерусской православной церкви, перенес в 1299 году туда свою кафедру. Сохраняла свое влияние и общерусская церковь. Киевские митрополиты являлись руководителями всей церковной организации. Церковь, как правило, выступала за единство Руси, осуждала междоусобные войны князей, играла большую миротворческую роль. Клятва на кресте в присутствии церковных деятелей являлась одной из форм мирных договоренностей враждующих сторон.
Если в первой половине XII века после смерти Мстислава Великого Русь с единым центром в Киеве распалась на 12 удельных княжеств, то к началу монгольского нашествия их насчитывалось уже около двухсот пятидесяти.
В конечном итоге междоусобная борьба переросла в непрерывную феодальную войну, которая длилась на протяжении всего XIII века. Она привела к экономическому, политическому и культурному упадку Руси, к значительному отставанию от европейских стран. В этих условиях русские земли стали легкой добычей внешних врагов.
Глава 5. Изменения в русском цивилизационном коде под влиянием ордынского ига
Начало XIII века на Руси связано с кровопролитными феодальными войнами. Владимирские князья стремились установить свое господство в северо-восточных и северо-западных землях. Рязанские и муромские князья активно продвигались на восток, вытесняя местные финно-угорские племена и вступая в столкновения с волжскими болгарами, контролировавшими торговые пути по Волге и ее крупным притокам – Оке и Каме. В 1221 году ими основан Нижний Новгород, ставший оплотом в борьбе с восточными народами. Новгород Великий боролся за свою независимость как от русских князей, в первую очередь владимирских, так и от внешнего врага – Швеции и немецких духовных орденов. Господин Великий Новгород, ориентированный прежде всего на торговую и промысловую деятельность, проводил активную колонизаторскую политику на Русском Севере и в бассейне Балтийского моря. В 30-е годы вспыхнула самая ожесточенная междоусобная война в южнорусских землях. Начавшись с борьбы за галицкий престол, война втянула в свою орбиту практически все русские княжества. В ней участвовали – кроме русских – венгры, половцы, поляки, татаро-монголы. В конечном итоге она переросла в затяжную феодальную войну на всем пространстве бывшей Древней Руси, привела к полному истощению многих княжеств, к утрате ими своей независимости.
Вторжение войск Монгольской империи на территорию русских княжеств произошло в 1237—1240 годах в ходе Западного похода монголов под предводительством чингизида Батыя и военачальника Субэдэя. Осенью 1237 года войска хана Бату (Батыя) двинулись на Русь. Переправившись через Волгу, Батый обрушился на Рязанское княжество. Движение армии было стремительным: на то, чтобы захватить Рязань, ей понадобилось шесть дней. 21 декабря после ожесточенного сопротивления сожженная и разрушенная почти до основания Рязань пала. Хан Батый несколькими крупными отрядами под командованием монгольских темников двинулся на Муром, Владимир, Суздаль и другие города Владимиро-Суздальской земли. Осада Москвы продлилась четыре дня и закончилась разгромной битвой под Коломной, где было разбито войско московского князя. Владимир пал спустя восемь дней после начала осады, это произошло в феврале 1238 года. Разрозненные и ослабленные междоусобной войной русские княжества не могли противостоять огромным полчищам.
После взятия Владимира фактически все восточные и северные земли оказали в руках Батыя. Он покорял один город за другим (Тверь, Юрьев, Суздаль, Переславль, Дмитров). В начале марта пал Торжок, открыв тем самым путь монгольскому войску на север, к Новгороду. Но Батый совершил другой маневр, и вместо похода на Новгород он развернул свои войска и отправился штурмовать Козельск. Семь недель шла осада, завершившаяся только тогда, когда монголы пошли на хитрость. Они объявили, что примут сдачу гарнизона Козельска и отпустят всех живыми. Люди поверили и открыли ворота крепости. Батый же слова не сдержал и отдал приказ убить всех. Так завершился первый поход и первое нашествие татаро-монгольского войска на Русь.
В течение 1238 года вся северо-восточная часть Руси была разгромлена и покорена. Войска монголов двинулись на запад, пытаясь захватить Новгород, но непроходимые леса и болота, весенняя распутица остановили татаро-монгольскую конницу. В 1239 году войска Батыя двинулись вниз по Днепру, поодиночке громили русские города и княжества, принуждали покоренных князей признавать сюзеренитет монголов. Осенью 1240 года монгольские войска начали вторжение в Западную Европу через территорию Южной Руси; 6 декабря после длительной осады пал Киев, в декабре – январе 1241 года была покорена Галицко-Волынская земля, были захвачены практически все города Южной Руси. После этого через территорию Венгрии, Польши и Чехии хан Батый двинулся дальше на запад, дошел до Адриатики. Объединенные силы ряда восточноевропейских стран нанесли ему ряд существенных поражений, и, не получив подкреплений, в 1242 году татаро-монголы вынуждены были уйти из Европы. В низовьях Волги они основали новое государство – Золотую Орду со столицей Сарай-Бату.
А. С. Пушкин высоко оценил роль русских земель в спасении Европы. Он писал: «Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех»; «Христианская цивилизация была спасена. Христианское просвещение было спасено истерзанной и издыхающей Россией, а не Польшей, как еще недавно утверждали европейские журналы, но Европа в отношении России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна»[10].
На 240 лет был установлен протекторат Золотой Орды над всеми русскими княжествами. В историю России он вошел как монголо-татарское иго, поскольку формы золотоордынской власти отличались особой жестокостью и политическим деспотизмом. Этой власти надо было полностью подчиняться. В русском обществе насаждались рабская психология, покорность, подавлялись всякие попытки к сопротивлению. Фактически были вытравлены остатки демократических традиций, свобод населения. Монгольские порядки были крайне тяжелы для простого народа. Пересчитанные и переписанные монгольскими численниками и писцами, горожане и сельские люди должны были не только выплачивать дань (выход), но и выполнять разные повинности. Угон в рабство был явлением постоянным.
Монголов русские ненавидели, считали их господство унизительным, не раз восставали против ига, но всегда эти восстания заканчивались неудачей и новыми бедами для простого народа. Князья, понимая бессмысленность таких выступлений и смирившись с монголо-татарской властью, а также чтобы отвести от себя и своих людей угрозу репрессий, вынуждены были усмирять собственный народ, склонять его к повиновению и уплате дани. Монгольское нашествие стало настоящей катастрофой для русских земель в XIII веке. Отрицательные последствия наблюдались во всех сферах жизни общества. Иго за два с половиной века значительно изменило состояние Древнерусского государства. Резко ухудшилась демографическая ситуация на Руси. Ранее людные и многочисленные города опустели, на разорённых землях уменьшилась численность населения. Вмешательство монголов наблюдалось в социальных отношениях на русских землях. Батыево нашествие не просто затормозило развитие феодальных отношений, оно отбросило и без того запаздывающий в этих землях феодализм вспять, почти на «нулевую отметку». В ходе нашествия была истреблена основная масса и без того немногочисленных феодалов, большинство из недавно возникших феодальных владений прекратили свое существование с гибелью владельцев, и феодализм здесь стал развиваться по сути дела заново.
Теперь это развитие шло на иной основе, нежели в предшествующий период: новые земельные владения возникали почти исключительно в результате княжеских пожалований. При этом феодалами становились не только дружинники, как во времена домонгольской Руси, но сплошь и рядом лично зависимые слуги князей. Это приводило к установлению принципиально новых отношений внутри феодалитета: вассальные отношения, существовавшие ранее на Руси и характерные для Запада, когда монарх был только первым среди равных, заменялись отношениями подданства, при которых монарх – это господин, а все прочие лишь его слуги, холопы. Кроме того, феодальное землевладение приобретало ярко выраженный служебный характер, и право собственности на землю было в большей мере, чем в Западной Европе, условным: в любой момент любая сеньория могла быть «отписана на государя». Именно великий князь, государь, считался главным «собственником» княжества, все остальные – его подданные, следовательно, и имущество, им пожалованное, является их временной собственностью – до тех пор, пока они исправно несут службу государю. Так было принято в Золотой Орде, так стало и на Руси.
Монгольское нашествие повлияло на политическое устройство Руси. Установившаяся зависимость предполагала влияние монгольских ханов на все политические решения – ханы назначали князей путём вручения им ярлыков на княжение. Угасала вечевая культура многих княжеств, так как снизились общая политическая активность и заинтересованность населения. Установление золотоордынского ига еще более усилило эти тенденции. Вынужденные тесные контакты с Ордой, регулярные поездки русских князей за ярлыками к монгольским ханам, те унижения, через которые им приходилось проходить в Сарае, – все это способствовало внедрению в политическую жизнь Руси ряда традиций, характерных для восточной деспотии. Стремительно возрастают объемы княжеской власти, растет влияние государства на все стороны жизни общества.
Социальных групп, способных противостоять этой системе, на Руси уже не было. «Назначенные» князем феодалы, в силу преобладания отношений подданства и служилого характера землевладения и зависимости от князей и государства, не могли отстаивать свои «свободы». На Западе серьезным противовесом усилению королевской власти стали города, чье экономическое могущество с каждым столетием возрастало и являлось как гарантией городских свобод и вольностей, так и островками будущей демократии, существовавшими во многом вне системы феодальных отношений. Города домонгольской Руси, судя по всему, развивались в том же направлении, но установление ига положило этому конец. Теперь только княжеская власть могла быть относительно надежной защитой от татар, но за эту защиту пришлось заплатить былыми вольностями. Русские города отныне попадают в полную зависимость от князей.
Экономика Руси также подпала под зависимость от монголов. Была установлена система сборы податей ханскими представителями – баскаками. Часто жители городов и деревень оказывали сопротивление сборщикам дани и отказывались отдавать им что-либо, такие мятежи жёстко и кроваво подавлялись.
Особенно разрушительные последствия оказались в сфере культуры. Более чем на пятьдесят лет на Руси прекратилось каменное строительство. Были разрушены церкви и крепости, представлявшие огромную архитектурную ценность. Наблюдался общий упадок культурной жизни на Руси – снизилось количество ремесленников и живописцев, работавших в городах. Ранее высокий уровень грамотности русского населения стал поистине ничтожным, летописание во многих княжествах стало более редким или прекратилось в принципе.
Были разрушены большинство русских городов. По летописным данным, их число сократилось почти вдвое. В битвах и ходе набегов погибло огромное количество русских людей. В Золотую Орду было угнано большое количество ремесленников, тысячи людей проданы в рабство. Многие люди бежали в леса, где практически возвращались к первобытным формам жизни. Были разграблены, сожжены, разрушены многие храмы. Вместе с ними погибли многие культурные ценности Древней Руси. Все русские земли были обложены данью, которая составляла 10 процентов от всего имущества и доходов. Русское духовенство было от уплаты дани освобождено, но грабеж церквей и монастырей не прекращался. Для контроля сбора дани и ее отправки в Золотую Орду были поставлены баскаки с военными отрядами – своего рода наместники или специальные уполномоченные ханов при княжеских дворах. Формально не вмешиваясь в княжеские дела, они действовали с присущей азиатским варварам жестокостью, подавая тем самым пример русским князьям в обращении с простым народом. Вечевые свободы были ликвидированы, города должны были платить большую часть дани, да и на содержание князя и его дружины уходило немало средств. Городская Русь киевской поры стала превращаться в сельскую Русь с ее патриархальными отношениями, забитостью и покорностью.
Все русские княжества утратили свою политическую самостоятельность. Русские земли формально не входили в состав Золотой Орды, в решении местных вопросов оставались автономными, но русские князья должны были признавать верховную власть золотоордынских ханов и получать от них право на княжение в своих землях (ярлык на княжение). Для этого они должны были являться в ставку хана с дорогими подарками. Ханы поощряли рознь и вражду между русскими князьями, нередко провоцировали и сами участвовали в их междоусобицах. Кроме того, систематически совершались набеги монгольских темников с многочисленным войском для грабежа и угона в рабство русских людей.