Полная версия
Российская цивилизация
Под влиянием обучения, которое часто велось на иностранных языках, у дворян формировалась новая система понятий, часто не имевших эквивалента в русском языке. Поэтому общение дворян все чаще велось на иностранных языках – немецком и французском. Русский язык знати претерпел большие изменения, внося раскол в русское общество. Это усугублялось разницей в быту, в одежде, в культуре в целом и препятствовало распространению нового образа жизни, ценностей и потребностей, приобретенных дворянством в ходе европеизации, среди основной массы населения. Фактически в результате культурных реформ в России сформировалось две культуры – дворянская культура и народная культура.
Реформаторская деятельность Петра Великого имела противоречивый характер: его преобразования вывели Россию из одного кризиса, но обрекли её на погружение в новый. При Петре усилился крепостнический гнёт, и сам он правил так, как помещик правит своими крепостными. Великий император действительно многому научил Россию, но учил он её палкой и угрозами. Он был так же нетерпим к инакомыслию, как и его предшественники. Пётр не осознал, что логичным продолжением его реформ будет (и должно быть) стремление человека к самостоятельности, инициативе, свободе, а значит, потребуются и серьёзные политические изменения. Он хотел видеть в своих подданных европейцев, но не допускал того, что составляло суть и основу европейского образа жизни: местного самоуправления, достоинства, личной свободы. Он вёл страну по новому пути старым способом, считая народ неспособным делать верный выбор, и оставался убеждённым в этом до конца своих дней.
Ни сам Петр I, ни его предшественники и последователи не понимали и не учитывали многих чисто русских ментальных особенностей своего народа. Они не могли понять, что формирующаяся российская цивилизация представляет собой сочетание крайне противоречивых тенденций. В ней мощная зависимость от христианской веры и святости сосуществует с не менее мощными проявлениями языческих начал, главным из которых является стремление «к воле», по-своему понимаемой справедливости, общинности. Для российской жизни всегда была характерна тенденция к полному растворению индивидуального начала в общности, к тотальному контролю над личностью со стороны социальных институтов – от общины до государства. Другой крайностью было стремление «к воле» – свободе, чаще всего без границ. Эти две крайности, не свойственные никому, кроме русских людей.
Надо признать, что в России был дан мощный импульс развитию промышленности, созданы боеспособная армия и флот, заложены основы светской русской культуры и системы образования. Был сформирован компетентный государственный аппарат. При Петре I Россия получает широкое международное признание. В результате Россия сделала значительный шаг на пути интеграции в европейскую систему. Однако при Петре I в России усилились и элементы восточного типа цивилизации. Произошло полное огосударствление общественной жизни. Государственный аппарат, бюрократия подмяли под себя все сословия и социальные группы, перекрыв пути для формирования зачатков гражданского общества. Произошло полное закрепощение тех слоев общества, которые в предыдущие эпохи оставались формально свободными. Созданный Петром I огромный государственный сектор стал главным препятствием для формирования рыночных отношений в промышленности.
Петровская эпоха стала переломным периодом в российской истории. Реформы во всех областях общественной жизни произвели модернизацию российского средневекового феодализма с использованием достижений западноевропейской цивилизации. В короткие сроки достигнут рост военно-экономического могущества страны, образования и развития науки, что позволило во многом преодолеть отставание от европейских государств. С победой над Швецией и утверждением на Балтике Российская империя установила прочные экономические и культурные связи с Европой и утвердилась как великая европейская держава. Модернизация общества, однако, носила лишь технико-экономический и культурно-образовательный характер. Она не затронула социальную структуру российского общества развитого феодализма, а довела его до высшей формы в то время, когда в Европе уже развивались капиталистические отношения в тех странах, где Петр изучал европейский опыт (Голландия и Англия). Проведение же реформ с усилением крепостного гнета привело к обнищанию населения. «Прорубив окно в Европу», Петр вместе с тем и «распахнул двери» для проникновения иностранцев в Россию – в государственное управление, армию, экономику, торговлю, финансы. Он создал тяжелые условия для русского купечества, так как основные товары на экспорт попали в руки иностранцев, принося им огромные богатства.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. – Т. 1. Курс русской истории. Часть 1. – М.: Мысль, 1987. – С. 34, 35, 41.
2
Полный текст выступления Владимира Путина на заседании дискуссионного клуба «Валдай» 5 октября 2023: о чем говорил президент России/WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27564/4833298/
3
Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. – Т. 1. Курс русской истории. Часть 1. – С. 121—122.
4
Карамзин Н. М. История государства Российского. Книга первая. – М.: Книга, 1988. – С. 70.
5
Клёсов А. А. Происхождение славян: ДНК-генеалогия против «норманнской теории». – М.: Алгоритм, 2013. – 512 с.
6
Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. – Т. 1. Курс русской истории. Часть 1. – С. 160.
7
С. М. Соловьев. История России с древнейших времён. Т. 1. – С. 177—178.
8
Библия. К римлянам. Глава 13. 1.
9
Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. – Т. 1. Курс русской истории. Часть 1. – С. 174.
10
Пушкин А. С. – Письмо П. Я. Чаадаеву. 19 октября 1836 г. – Отчуждение России от Европы // Пушкин А. С. Cобрание сочинений: в десяти томах. Письма 1831—1837. – Т. 10. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962.
11
Платонов С. Ф. Учебник русской истории. – Петрозаводск. Корпорация «Фолиум-Норд», 1996. – С. 82.
12
Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч. 2. – М.: Мысль, 1987. – С. 11.
13
Там же, с. 13.
14
Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч. 2. – С. 30, 31.
15
Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч. 2. – С. 16.
16
Там же, с. 21.
17
Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – С. 914
18
Тихомиров М. Н. Летописи // Советская историческая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1973—1982.
19
Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч. 2. – С. 109.
20
Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч. 2. – С. 131.
21
История России. Народ и власть. – СПб.: Издательство «Лань», 1997. – С. 268.
22
Политическая история России: Хрестоматия: В двух частях. Ч. I. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995. – С. 120.
23
Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т. IV. Курс русской истории. Ч. 4. – М.: Мысль, 1989. – С. 55.
24
Там же, с. 56—57.
25
Политическая история России: Хрестоматия: В двух частях. Ч. I. – С.182.
26
Там же, с. 169.
27
Ключевский В. О. Сочинения. Т. IV. Курс русской истории. Ч. 4. – С. 62—63.