bannerbanner
Российская цивилизация
Российская цивилизация

Полная версия

Российская цивилизация

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 17

Многие слабые и бедные удельные князья и феодалы сами шли на великокняжескую службу, отдавали московскому князю свои вотчины, которые получали от нового государя обратно в виде служебного пожалования. В течение трех поколений великих князей Московских территория Московского княжества увеличилась в несколько раз. Кроме верховий рек Москва теперь владела или контролировала почти всю Оку, значительную часть Верхней Волги, значительную часть Заволжья. Самостоятельные Рязанское, Тверское и Ярославское княжества практически со всех сторон были окружены землями Московского княжества.

Большую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, в борьбе Руси с иноземными захватчиками сыграла в это время Русская православная церковь. Церковные деятели – митрополиты, руководители крупных монастыре – оказывали мощную моральную поддержку московским князьям, не жалели денег на организацию русского войска, вдохновляли русских князей, воевод, простых воинов на защиту родных земель. Единственной связующей нитью для всех русских людей XIV века оставалась православная вера. Всякий, кто исповедовал православие и признавал духовную власть русского митрополита, был своим, русским. Интересы князей и церкви в этом процессе совпадали изначально. Церковь не только постоянно проповедовала идею объединения, внушая знати и простому народу необходимость прекращения распрей, единства Руси для того, чтобы сбросить ненавистное иго. Особая роль в этом принадлежала митрополиту Петру. Большую роль в этом сыграло перенесение в 1326 году его преемником, митрополитом Феогностом, своей резиденции из Владимира в Москву. В Московском кремле еще Иваном Калитой и митрополитом Петром был заложен Успенский собор – главный митрополичий храм всея Руси. Так Москва стала религиозным центром, православной столицей всех русских земель. Более того, постепенно Москва становится общепризнанным духовным центром земли Русской и одновременно привлекает к себе все больше внимание людей, стремящихся максимально использовать свои таланты для того, чтобы сделать карьеру человека служилого.

При Иване Калите получил свое окончательное воплощение новый принцип строительства государства – принцип этнической терпимости. В отличие от Литвы, где предпочтение отдавалось католикам, в отличие от Орды, где после переворота хана Узбека стали преобладать мусульмане, в Москве подбор служилых людей осуществлялся исключительно по деловым качествам. Иван Калита и его наследники принимали на службу и татар (христиан и язычников, бежавших из Орды после победы ислама и не желавших поступаться религиозными убеждениями), и православных литовцев, покидавших Литву из-за нестерпимого католического давления, и простых русских людей, все богатство которых заключалось в коне да сабле.

Русские православные люди в Москве (общность, сложившаяся из различных субстратов) считали своим главой духовного владыку Руси – митрополита, и потому лейтмотивом, поведенческой доминантой у возникавшей новой этнической целостности стало действенное православие. Сей факт отразился и в названии новой общности. Именно в это время, в XIV столетии, Русь получила название «Святая». Характерный эпитет указывал, что на месте старой Руси возник совершенно новый этнос – великорусский, со своей этносоциальной системой – Московской Русью.

Митрополит Петр, первый переехавший в Москву, и его преемники оказали большую поддержку Москве в её объединительных усилиях. Их деятельность неразрывно была связана с политикой Ивана Калиты и его сыновей. Митрополит Алексий встал рядом с Дмитрием Ивановичем, когда тот в мальчишеском возрасте занял родительский трон. Он поддерживал Дмитрия во всех его патриотических делах. Это был умный, образованный, обладающим твердым характером человек, одновременно отличавшийся благочестием и скромностью в личной жизни. Он был канонизирован Русской православной церковью. Большое влияние на всю русскую жизнь оказал святой Сергий Радонежский. Он имеет особые заслуги в освободительном процессе от татаро-монгольского ига. Основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви, вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы.

Укрепление Московского княжества и объединительные процессы на Руси создали новую ситуацию во взаимоотношениях с Золотой Ордой. С одной стороны, укрепление великокняжеской власти опиралось на поддержку ханов. С другой стороны, укрепление власти Московского князя подталкивало его к самостоятельности, к освобождению от политической зависимости. В этом они входили в острое противоречие, которое могло быть разрешено только силой.

Москва к концу XIV века уже обладала достаточной силой для борьбы с Золотой Ордой. Политически великого князя поддерживали большинство зависимых от него местных и удельных князей и крупных бояр. Экономически Русь стала оживать и накапливать необходимые ресурсы для борьбы. В пределах Московского и других крупных княжеств прослеживается накопление богатства, значительное оживление ремесленной и торговой деятельности. Большое развитие имело производство оружия, что давало возможность создавать сильное войско. Морально русский народ был готов сражаться за свою политическую независимость. Большую роль в этом сыграла церковь, призывая свою паству встать на защиту своей родины. Москва как политический и экономический центр завоевала огромный авторитет в среде русского народа. Важным показателем этого было завершение строительства в 1367 году каменного Кремля, что символизировало мощь и решительность Москвы.

Вооруженные столкновения Великого князя Дмитрия Ивановича с Ордой стали происходить постоянно. Такая возможность объясняется еще и тем, что в Золотой Орде начались внутренние распри, усобицы, что серьезно ослабляло ее возможности контролировать Русь. Воспользоваться всем этим было для Дмитрия Ивановича делом чести. Ослабить, а еще лучше сбросить иго надо было еще и потому, что на западе усилилась угроза литовской экспансии. В 1375 году спор Москвы с Тверью привел к тому, что тверской князь обратился за помощью к Литве и литовский князь Ольгерт даже осадил Москву. К этому времени под властью Литвы находились практически все русские земли к западу от Москвы. Граница пролегала всего в нескольких десятках километров. Литовские князья действовали заодно с ханами, стремясь полностью подчинить всю Русь.

Начиная с 1374 года отношения между Русью и Ордой стали заметно осложняться. Если раньше вопросы уплаты дани и главенство татар над всеми землями Руси не вызывали обсуждения, то теперь стала складываться ситуация, когда князья начли чувствовать собственную силу, в которой видел возможность дать отпор грозному врагу, который долгие годы разоряет их земли. Князь Дмитрий в 1374 году фактически разрывает отношения с Ордой, не признавая власти Мамая над собой. Такой вольнодумие нельзя было оставлять без внимания. Монголы и не оставили, тем более что у них появился мощный союзник в лице Литвы. Новый литовский князь Ягайло решил наладить отношения с Ордой. В результате Русь оказалась зажатой между врагами: с востока татарами, с запада литовцами. Это никоим образом не поколебало решимость русских дать отпор врагу. Более того, было собрано войско, во главе которого встал Дмитрий Боброк-Волынский, внук великого князя Литовского Гедимина, один из ближайших бояр Дмитрия Ивановича, на сестре которого был женат. Он совершил поход на земли на Волге и захватил несколько городов, которые принадлежали Орде.

Особо надо выделить битвы на реках Пьяне и Воже. Если первая битва закончилась для русских неудачей, то на Воже московский князь одержал внушительную победу над ордынцами и тем самым показал возможность успешной борьбы с внешним врагом. В 1378 году по Руси прошел слух о том, что Орда направила крупное войско для того, чтобы покарать непокорных русских. Предыдущие уроки показывали, что монголо-татары выжигают все на своем пути, а значит, пускать их в плодородные земли нельзя. Великий князь Дмитрий собрал дружину и отправился навстречу врагу. Их встреча произошла недалеко от реки Вожи. Маневр русских имел фактор неожиданности. Татары оказались к сражению не готовы. Русское войско достаточно легко одержало победу. Это еще больше вселило уверенность в том, что монголы – обычные люди и с ними можно бороться. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя, и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, монголам нужен союзник. В роли союзников Мамая выступили король Литовский Ягайло и князь Рязанский Олег.

Исторические документы указывают на то, что князь Рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.

Московскому князю тоже надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья: Дмитрий Боброк-Волынский, Владимир Серпуховский, Андрей Ольгердович и Дмитрий Ольгердович. Вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.

Перед походом князь Дмитрий получил благословение преподобного Сергия Радонежского, который послал на битву своих лучших монахов-бойцов – Пересвета и Ослябю.

7 сентября 1380 года русская армия подошла к Дону. Место встречи было выбрано не случайно. Вся география Куликовского поля благоволила русскому войску: лесные, речные и болотистые фланги, возвышение на месте стана русских войск. Левый фланг русского войска, на который должен был нанести основной удар Мамай, переходил в топкие берега р. Смолки. Правый фланг был защищен болотистыми берегами р. Непрядвы. Князь Дмитрий прибегнул к хитрости. Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял Большой полк, который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадный полк, который был скрыт в лесной чаще. Этот полк возглавили лучшие князья Дмитрий Боброк и Владимир Серпуховский.

Битва началась ранним утром 8 сентября 1380 года, едва только над Куликовым полем рассеялся туман. Согласно летописным источникам, битва началась сражением богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они умерли на месте. После этого началась битва.

Дмитрий, несмотря на свой статус, надел на себя доспехи простого воина и встал во главе Большого полка. Своим мужеством князь заражал солдат на подвиг, который им предстояло совершить. Стартовый натиск ордынцев был страшный. Всю силу своего удара они бросили на полк левой руки, где русские войска стали заметно сдавать позиции. В момент, когда армия Мамая прорвала оборону в этом месте, а также когда начала совершать маневр с целью зайти в тыл основным силам русских, в бой вступил Засадный полк, который со страшной силой неожиданно ударил в тыл самими атаковавшим ордынцам. Началась паника. Татары были уверены, что сам Бог против них. Убежденные в том, что убили всех позади себя, они говорили, что это мертвые русские восстают для сражения. В таком состоянии сражение было ими проиграно достаточно быстро, и Мамай со своей ордой был вынужден спешно отступать. Так завершилась Куликовская битва.

Литовский князь Ягайло к месту битвы подойти не успел. Рязанский князь Олег от участия в битве воздержался. Дмитрий Иванович за победу в этой битве получил прозвище Донской.

Значение Куликовской битвы для объединения Руси было огромным. Во-первых, победа над татарами необычайно возвысила авторитет московского князя, поставила выше всех других князей: он был признан общерусским вождем в борьбе с внешними врагами, из удельного князя фактически превратился в общерусского государя. Во-вторых, Москва подтвердила свою роль собирателя русских земель, стала очевидным для всех центром объединения. В-третьих, это была не только военно-политическая, но и духовно-нравственная победа. Русские люди увидели, что Золотую Орду можно побеждать и что время полного освобождения от ига уже близко. И хотя через два года хан Тохтамыш во главе огромной армии захватил и сжег Москву, разграбил огромные территории Руси и вынудил русские княжества к выплате огромной дани, это событие не повлияло существенно на умонастроения русских людей. В-четвертых, планы ханов о полном порабощении Руси оказались несостоятельными. Существенно изменились взаимоотношения Руси с Ордой. Дмитрий Донской в 1389 году передал великое княжение своему сыну Василию, а тот полностью подчинил себе Нижний Новгород, Муром и почти весь Мещерский край без согласия хана. В-пятых, победа на Куликовом поле заложила основу политического и духовного единства Руси, что, в свою очередь, стало важным фактором формирования из славянского этноса единой русской народности. Л. Н. Гумилев по этому поводу писал: «Я считаю, что в Куликовской битве родился русский этнос. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле сражались уже не владимирцы, москвичи, суздальцм, тверичи, смоляне. Не представители разобщенных междоусобицей княжеств – но русские, великороссы, совершенно осознанно шедшие защищать свой мир и свое отечество, свой культурно-философский смысл бытия»[17].

До завершения процесса объединения всех русских земель в единое государство было еще далеко. В начале XV века ситуация сложилась так, что Московское княжество и вся Северо-Западная Русь вновь пережили почти 20-летнюю междоусобицу. Итогом ее стало окончательное утверждение права великого князя Московского назначать себе преемника по принципу «от отца к старшему сыну».

Воспользовавшись междоусобицей, татары вновь стали совершать набеги, но начавшийся необратимый распад Золотой Орды не позволил закрепить ее полное господство над русскими землями. Уже тогда часть татарских мурз (князей) стали приходить на службу к великому князю Московскому, а один из них, Улу-Махмет, захватив среднее течение Волги, основал в устье Камы собственное ханство (Казанское ханство) и оттуда стал совершать набеги на Русь.

Произошло еще одно важное для Руси событие. В 1453 году окончательно под ударами турок-мусульман пала Византия. Незадолго до этого византийский император и константинопольский патриарх обратились за помощью к папе Римскому и согласились на унию католичества и православия. В 1439 году такая уния была подписана. Православие признавало главенство папы и главные католические догматы, но сохраняло свои церковные обряды. Таким образом, русская митрополия, как часть константинопольской патриархии, тоже попадала в зависимость от папы Римского. Назначенный Константинополем митрополит Исидор пытался добиться признания Москвой состоявшейся унии, но, воспитанные веками в духе ненависти к католичеству, русские князья, духовенство и простой народ отвергли такой вариант. Москва заявила свое право избирать себе митрополита на соборе русских архиереев и тем самым, фактически отделилась от константинопольской патриархии. Таким образом, Русская православная церковь обрела самостоятельность. Избранный митрополитом Московским бывший рязанский епископ Иона стал верным соратником князя в полном объединении Руси.

Глава 7. Древнерусская культура – идейно-нравственная основа российской цивилизации

О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX—Х веков на территории Болгарского царства возникла азбука, получившая позднее название «кириллица». В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

В языческой, дохристианской Руси времяисчисление велось по лунно-солнечному календарю. По этому календарю каждые 12 лет считали по 12 месяцев, а следующие семь лет – по 13. Природный календарь славян основан на четырех главных точках – днях осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. После крещения Руси использовался византийский календарь, созданный в 353 году. За исходную точку греки считали библейскую дату Сотворения мира, произошедшего в 5508 году до н.э.

Религиозные праздники в христианской России имеют вековые традиции. Постепенно утверждались в народном религиозном сознании общие православные праздники – общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери.

Помимо утверждения религиозного сознания, в этот период шел активный процесс накопления научных знаний. Большое место в духовной жизни Руси продолжала занимать церковная переводная литература. Внимание переводчиков всё больше стали привлекать произведения, содержавшие представления о Вселенной, сведения по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории. Религиозное объяснение того, что происходит в природе, не способствовало, конечно, развитию научных знаний. Но точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения, способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки. Сведения по математике, механике, астрономии, химии, агрономии и географии использовались в земледелии, ремесленном производстве, архитектуре, живописи. По уровню этих знаний и их применению на практике Русь стояла в одном ряду с другими странами средневековой Европы. Значительно обогатились географические знания русских людей. Этому способствовали и торговые связи, и военные походы, и путешествия. Образованный человек на Руси имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте. Русские богомольцы посещали Царьград и Иерусалим.

Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, литературу и богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.

О распространении грамотности среди слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде, Твери, Смоленске, Торжке, Старой Руссе, Пскове, Старой Рязани и др. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т. п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные надписи на стенах церквей многих русских городов.

Большая часть памятников письменности домонгольского периода погибла во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась только их незначительная часть. Древнейшими из них являются Остромирово Евангелие, написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два Изборника князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 годов. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым выполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI века, а также об устоявшихся к этому времени навыках «книжного строения».

Переписка книг велась в основном в монастырях. В XII веке в крупных городах также возникло ремесло «книжных описателей». Это говорит о возрастающей грамотности населения и возросших потребностей в книгах. Переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые из них переписывали книги самостоятельно. Как свидетельствуют летописи, уже в XI веке на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг. Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославович организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан.

Начало древнерусского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период (период, описанный по годам) начинается в них с IX века. Летописи – это сочинения XI—XVIII веков, рассказывающие о событиях, имевших место в тот или иной год, то есть по «летам». Летописи велись и во многих сопредельных землях и княжествах, Великом княжестве Литовском, а затем и Русском государстве. Их можно сравнить с западноевропейскими анналами и хрониками как по характеру и стилю изложения, так и по их содержанию. Летопись велась по годам. Отсюда ее «погодный характер», в силу чего они обычно начинались словами: «Въ лѣто…» («В год…»), что и дало летописям их название. Количество сохранившихся до нашего времени летописных документов очень велико и составляет порядка 5000 единиц!

Летописные тексты относятся к трем основным типам. Это синхронные записи по годам, «хроники» ретроспективного характера, то есть рассказы о событиях прошлого, и летописные своды. Наиболее известными являются Древнейший свод (составлен где-то около 1039 года в Киеве). Затем в 1073 году его продолжил и дополнил иеромонах Киево-Печерского монастыря Никон Печерский. На его основе появился Начальный свод с предполагаемым оригинальным названием «Временьник, иже нарицаеться летописание Русьскых князь и земля Русьская…», а уже затем была написана и «Повесть временных лет», дополненная отрывками из византийских хроник и русско-византийскими договорами. Первая редакция «Повести…» за авторством монаха Киево-Печерского монастыря Нестора появилась около 1113 года[18]. Он был выдающимся писателем и историком своего времени. Сохранились его «Чтение о князьях Борисе и Глебе» и ценное для истории быта «Житие Феодосия». «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нём усилены назидательные и церковные элементы. Выдающийся памятник древнерусского летописания – «Повесть временных лет» – сохранился в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати.

Летописи содержат огромный материал. Это исторические факты, и примеры из библейской, а также античной истории и истории соседствовавшей с нами Византии, «жития» «повести», «слова», а также тексты агиографического характера, сказания, послания и даже тексты документов. В частности, это международные договоры и различные правовые акты. Литературные произведения также весьма часто использовались в летописях, подменяя собой исторические источники. Так, среди них известны: «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» купца Афанасия Никитина и др. В них много внимания уделено деянием князей и царей, а также их окружению, деятельности церковных иерархов, и, разумеется, войнам. О простых людях там фактически ничего нет Народ в летописях обычно «безмолвствует». Рождение и смерти князей, выборы посадников и тысяцких, битвы и походы, церковные установления и смерти епископов, игуменов, строительство церквей и монастырей, недород, мор, удивительные явления природы – все попало в эти списки. В Киеве летописи вели монахи Печерского и Выдубицкого монастырей и при дворе правящего князя. В Галиче и Владимире-Волынском летописание велось с XIII века во дворах князей и местном епископате. Летописание осуществлялось и при Новгородской архиепископской кафедре практически до 1430-х годов.

В XIV—XV веках зарождается общерусское летописание – составление летописных сводов. К XIV в. относятся первые летописи, претендующие на охват истории всех русских земель. Общерусский свод 1305 г. включил не только местные, но и новгородские, рязанские, смоленские, южнорусские известия и имел антиордынскую направленность. Яркими примерами общерусских летописей служат прежде всего Лаврентьевская и Троицкая летописи. Их основой стали Тверской летописный сборник XVI в. (дошел в списках XVII в.). Троицкая летопись 1408 г. включала материалы всех местных летописных традиций, в том числе записи по истории Великого княжества Литовского.

Развитие письменности стало основой для возникновения русской литературы. Изначально она была тесно связано с христианством. Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. Её ярким представителем был митрополит Илларион, автор известного «Слова о законе и благодати», датируемого концом 1037 или началом 1038 года. Еще во времена Ярослава Мудрого русский священник поставил поистине глобальные вопросы. Его занимала по преимуществу философско-историческая проблематика, хотя и в религиозном ее преломлении. Есть ли в историческом развитии человечества какая-то закономерность? Является ли вселенская история, по сути, историей только одного, «избранного» народа, через который вершится Божий замысел о мире, или же благодать Господня изливается на разные народы и страны? Кто такие русские люди – свободные и полноправные творцы христианской истории или вся их историческая роль сводится лишь к тому, чтобы пассивно воспринимать миссионерскую проповедь со стороны более «старых» христианских народов? В каком отношении стоит христианское настоящее Русской земли к ее языческому прошлому? Никогда раньше в славянской, а может быть, и во всей христианской письменности идея равенства народов не звучала с такой ясностью и такой силой. В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Используя форму церковной проповеди, Илларион создал церковно-политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Можно сказать, что русский митрополит сформулировал базовые основы зарождавшейся русской цивилизации.

На страницу:
7 из 17