bannerbanner
Российская цивилизация
Российская цивилизация

Полная версия

Российская цивилизация

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 17

Согласно официальной версии именно приглашение Рюрика стало основой формирования русской государственности. Рюрик вполне естественным считал покорение соседних племен для увеличения доли добычи в свою пользу и отчасти в пользу своего народа. В 882 году, уже после смерти Рюрика, его родственник, князь Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем и с сильной дружиной отправляется на юг по Днепру. Он последовательно захватывает и подчиняет своей власти приднепровские города и племена, доходит до Киева, обманом захватывает город, убив правивших там своих бывших соплеменников, утверждает свою власть над полянами, объединяет новгородские территории, Смоленск и Любеч, захваченные во время похода, с киевскими землями и провозглашает столицей нового государства Киев.

К началу Средневековья налицо было явное отставание восточнославянского мира и Руси от Западной Европы. Но дальше происходит постепенное сближение двух миров. В основе его, по-видимому, лежали исключительно аграрный характер экономики и почти абсолютное господство натурального хозяйства. В Европе, и на востоке и на западе, возникают отношения, которые принято называть феодальными. Господствующий класс оседает на землю (в Западной Европе с VII, а на Руси с середины X века) и превращается в земельных собственников. Непосредственные производители члены соседских общин, живущие на этих землях, а также «зависимые люди» оказываются в поземельной зависимости и становятся плательщиками ренты.

Проследим, как это происходило на Руси.

Формирование русской государственности имеет объективные причины. В IX веке идут активные процессы разложения первобытнообщинных отношений, выделяется военно-феодальная знать, начинают складываться новые феодальные отношения. Знать в лице Великого князя киевского и местных князей, их старших дружинников, княжеского двора стремится закрепить свое господство над остальной массой населения. Завоевательные походы, разрастающаяся дружина, большие размеры дани, выплачиваемой киевскому князю и кочевникам, совершавшим постоянные набеги на славянские земли из зоны Дикой степи, требовали огромных средств. Взять их можно было только или путем новых грабежей, или путем усиления эксплуатации собственного народа. Постепенно власть имущие поняли, что грабить собственный народ гораздо выгоднее, чем воевать с внешним противником, подчас более сильным и стремящимся сам пограбить славянские племена.

Постепенно идея объединения с целью защиты от внешнего врага и создания единых для всех княжеств норм и правил ограбления собственного народа начинает возобладать в сознании правящего класса. Его перестали устраивать свободолюбивые демократические традиции общинной жизни. Он уже не хотел считаться с мнением народного собрания, более того, стремился подчинить его своей воле, закрепить население на землях, считавшихся их собственностью по праву силы. Русские города с преимущественно торговым, богатым и независимым населением стремились сохранить свою относительную независимость. Это тоже раздражало князей, вынуждало их предпринимать меры с целью большего подчинения их своей власти. Поскольку собственных сил и возможностей у местных князей для решения этой задачи не было, постольку они обращались к киевскому князю за поддержкой, а это, в свою очередь, усиливало их собственную зависимость от великого князя Киевского.

Важнейшими факторами, которые влияли на объединение племен, были, во-первых, рост населения и потребность в колонизации новых земель: земледелие, охота и собирательство в условиях леса и лесостепи не давали достаточного прибавочного продукта для развития общества; во-вторых, внешнее давление со стороны хазар и варягов. Требовались перемены для противостояния врагам, изымавшим не только «скудный» прибавочный продукт, но и серьезную долю жизненно необходимого. Род с такими проблемами справиться не мог. Для выживания и существования было необходимо объединение на новых основах. А для объединения необходимо было соответствующее управление. Род и племя, даже союзы племен могли решить краткосрочные вопросы, но не решали долгосрочные задачи.

Наличие единого устойчивого государства можно считать одним из главных признаков цивилизации. Главные формальные признаки единого государства: наличие публичной власти, административно-территориальная организация, регулярный сбор налогов, суверенитет государственной власти, аппарат принуждения. Все это уже существовала в древнерусском государстве. К X веку название «Русь» прочно закрепилось за новым государственным образованием, которое просуществовало до середины XII века, когда начался период феодальной раздробленности с выделением отдельных княжеств.

В период наивысшего расцвета Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. До монгольского нашествия (1237—1240 гг.) Киев формально считался главным столом (столицей) Древнерусского государства, а само государство – Русь оставалось в коллективном владении русских князей из династии Рюриковичей. Уже в самые первые века Руси государство представляло собой несколько обособленных княжеств, живших своей жизнью и вполне независимо. При номинальном подчинении земель Киеву Русь не была единой. Такая система была обычной для ранних феодальных государств Европы, где каждый феодал обладал правом собственности на земли и всех находящихся на них людей.

Главным методом объединения остается сила. Завоевательные походы киевского князя вынуждали местных князей признавать его верховную власть, выставлять войско в случае завоевательных или оборонительных действий, выплачивать дань. Важнейшим фактором объединения племен в единое государство было объявление завоеванных земель собственностью Великого князя. Утвердившись у власти в Новгороде и смешавшись с местным населением, Рюриковичи и новгородско-варяжская дружина начали объединение под своей властью соседних восточнославянских племен. Теперь местные князья теряли свое право собственности и становились пользователями бывшего своего племени с землей, при условии, если они признавали власть Великого князя. При необходимости, Великий князь мог сместить непокорного местного князя и посадить на его место своего человека – близкого родственника или верного служаку. За Великим князем закрепляются функции высшей судебной власти и функции защиты государства от внешних врагов. За это ему платили дань, существовавшую вначале как «полюдье», собиравшееся зимой во время объезда Великим князем подчиненных ему территорий, а впоследствии как постоянный налог в натуральной или денежной форме.

Княгиня Ольга в 945 г. установила размеры «полюдья» – податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты – «оброки» и «уставы». Она установила систему «погостов» – центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. При погостах учреждалась должность тиуна – княжеского подчинённого, ответственного за прием, учет и дальнейшую транспортировку дани в столицу. Уроки (оброки) и уставы определяли объем и срок подвоза дани на погост, что должно было исключить злоупотребления.

На Руси в те времена была лествичная система престолонаследия, которая предполагала передачу наследных прав сперва по горизонтали – между братьями, от старших к младшим до конца поколения, а лишь затем по вертикали – между поколениями, вновь к старшему из братьев младшего поколения. Таким образом, «великий князь» сидел в Киеве, а «местные князья» тех времён постоянно переезжали из города в город со своими администрациями (дружинами), некоторые из них, наиболее зрелые, добирались до Киева, города, стоящего на торговых путях и оттого наиболее богатого. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами государства и всей страны.

В первый период существования Руси сложился механизм осуществления власти. Во главе государства стоял великий князь Киевский. Он осуществлял власть с помощью княжеского двора и дружины. Княжеский двор составляли его ближайшие родственники и дворовая челядь. Дружина делилась на старшую и младшую. В старшую дружину входили знатные, близкие к князю люди, именуемые мужами и боярами. В мирное время они нередко были советниками и помощниками князя, в военное время командовали вооруженными отрядами. Вначале за свою службу они получали часть захваченной добычи или собранной дани. Позднее великий князь стал награждать их за службу вотчинами – пожалованными землями с местным населением, которыми они владели как пользователи. При этом часть сельского населения переходила из разряда государственных данников в собственность бояр. Младшую дружину составляли отроки, дети боярские, т. е. зависимые от мужей и бояр люди, выполнявшие чисто военные функции, – рядовые дружинники. За свою службу они получали от князя жалованье. Деление на старшую и младшую дружину было показателем различного социального статуса при князе, а следовательно, и показателем имущественного неравенства.

Аналогичная система управления существовала и на местном уровне. Местные князья управляли своими землями с помощью княжеского двора и дружины, обладая при этом значительной автономией. Великий князь Киевский не вмешивался в их внутренние дела при условии, если они добросовестно выполняли взятые перед ним обязательства.

Существенной особенностью Киевской Руси первого этапа ее существования было ее многонациональное устройство. В его состав вошли многие народы финно-угорской группы, ранее проживавшие на данной территории. Наиболее многочисленными из них были меря, мурома, весь, чудь, ижора, мещера и другие. Они не были ассимилированы более развитыми и многочисленными славянскими народами и на протяжении всей истории государства Российского сосуществовали вместе со славянскими народами, постепенно воспринимая их культуру.

В. О. Ключевский считал, что военная власть киевских князей, варягов по происхождению, постепенно стала носителем и охранителем общего интереса. Князь с дружиной из вооруженной силы превращается в политическую власть. «Пользуясь новыми средствами, которые доставляла ему эта власть, князь начал насильственно подчинять себе и другие племена, не разделявшие этого общего интереса…»[6] Таким общим интересом он считал экономические интересы торговых городов, расположенных вдоль торгового пути из варяг в греки. Поэтому племена, проживавшие вдоль этого пути, подчинились киевскому князю практически без борьбы, в то время как племена древлян, радимичей, вятичей сопротивлялись насильственному объединению еще на протяжении целого века. Соединение славянских племен в единое государство было больше механическим, нежели политическим, экономическим, духовным. Держалось это объединение на силе, жестком принуждении. Древняя Русь, таким образом, формировалась как раннефеодальная монархия пока еще с весьма слабой центральной властью. Тем не менее монархические устремления великого князя Киевского отчетливо прослеживаются уже в княжение Олега и Игоря.

В конце X – первой половине XI в. завершается объединение восточнославянских земель в единое государство. Фактически создается раннефеодальная империя, крупнейшая на просторах Европы и Азии. Но, как все империи того времени, она была крайне неустойчивой и недолговечной. Местные князья, зараженные идеями сепаратизма, несмотря на объективную необходимость государственного единства, стремились к самостоятельности, к политической независимости от великого князя Киевского.

В конце X века окончательно складывается вотчина как индивидуальная форма феодальной земельной собственности. Утверждающиеся феодальные отношения на основе вотчинного хозяйства также толкали местных князей на самостийность. Выход был один – сажать на место племенных князей своих людей: наместников или посадников. Ими становились либо сыновья и родственники киевского князя, либо старшие дружинники. Эти наместники имели собственные дружины, действовали довольно независимо, находились в весьма слабой связи с Киевом, считали себя такими же князьями из рода Рюриковичей, что и великий князь Киевский. Они признавали его старшинство, но всегда втайне считали себя равными ему и претендовали на великокняжеский престол. Естественно, что утратившая власть местная знать не испытывала особой любви к посаженным на их, как они считали, законное место. Простой народ тяготился размерами дани, судебных штрафов и повинностей. Усиливается феодальная эксплуатация сельского населения.

Важным фактором объединения была потребность в защите южных и юго-восточных рубежей страны от кочевников. Киевские князья уделяли этой задаче большое внимание, требуя от всех подвластных княжеств участия в походах. Но и здесь ситуация была противоречивой. Пограничные княжества, более всего страдавшие от набегов, требовали помощи от других местных князей. Они же, находясь далеко от границ, такой нужды не испытывали и не очень-то стремились помогать своим ближним. Нужны была сила и воля Великого князя Киевского, чтобы заставить их участвовать в совместной борьбе с кочевниками. Более охотно местные князья участвовали в организованных киевским князем походах с целью грабежа других народов. Надо было покончить с военно-демократическими традициями славянских народов, ограничить сепаратизм местных князей, опиравшихся в своей самостийности на древние языческие традиции.

При Ярославе Мудром Русь достигает своего могущества. Растут города, их численность превышает сотню, в городах возводятся новые стены, великолепные храмы, княжеские терема и дворцы. Из огороженных тыном или частоколом сел, где основное население занималось землепашеством, они превращаются в собственно города с торгово-ремесленным населением. Города становятся административными центрами волостей, княжеских вотчин. Их жители более восприимчивы к новым идеям, новым формам общественной и повседневной жизни. Именно они становятся опорой княжеской власти. В то же время города стремятся сохранить свою независимость, демократические традиции. Нередко они выставляют свои требования князю, отстаивают с помощью силы право приглашать в свой город на княжение князя, принятие от него законов, которые защищали их права, главным образом в сфере торговли с другими городами и народами. Развиваются ремесла и торговля. Русь устанавливает торгово-экономические, культурные, династические связи со всеми странами Европы. Под влиянием Византии в первую очередь формируется своя русская культура. Мощный культурный прогресс делает страну ведущей в цивилизованном мире. Княжения Ярослава Мудрого называют периодом расцвета древнерусской культуры. В это время быстрыми темпами распространялось образование, развивались искусства – иконопись, архитектуры, музыка.

В летописи Ярослав Мудрый именуется «самовластием» Руси. Это значит, что его власть стала очень велика, он самостоятельно принимал важнейшие решения, издавал законы, был главным судьёй и защитником своей земли. Ярослав стремился объединить и укрепить своё государство. Он построил ряд городов-крепостей там, где существовала угроза для порядка и безопасности. Так, на Верхней Волге был возведён город Ярославль. В наиболее крупных городах власть киевского князя представляли верные ему дружинники, которые именовались наместниками. Они управляли городом от лица князя, собирали налоги, могли судить людей, а в случае неповиновения наводили порядок с помощью военной силы. Если Ярослав надолго отлучался из Киева, то оставлял здесь наместника управлять делами от имени князя.

Князь Ярослав Мудрый сумел претворить в жизнь церковную реформу. Это было очень важно для русского православия. После принятия христианства митрополитов киевской церкви назначал патриарх Византии. Обычно это были выходцы из Греции. Плохо разбиравшиеся в реалиях русского православия и не учитывающие местных особенностей, греческие митрополиты часто принимали ошибочные решения, что вызывало недовольство простого народа. Киевский князь ограничил зависимость русской церкви от Византии, и в его правление впервые, митрополитом был назначен русский монах Илларион. Князь Ярослав был глубоко верующим человеком. По его приказу во всех русских городах начали строиться храмы.

Ярослав Мудрый построил дружеские отношения со Швецией, а также наладил отношения с Византией, Священной Римской империей и другими странами Европы. Он наладил прочные связи с европейскими государствами, закрепив их династическими браками: старшую дочь отдал за венгерского короля, среднюю – за норвежского, а младшую, Анну, за французского короля Генриха I. Всех своих сыновей женил на европейских принцессах. Авторитет Киевской Руси в Европе был непререкаемым, русская цивилизация была признана в окружающем мире как равная и независимая. Русь и Запад пока оставались частями единого европейского мира: главным стержнем общественных отношений был феодализм, а в политическом плане вся Европа переживала эпоху раздробленности. Но так продолжалось только до середины XIII века, когда пути исторического развития Западной и Восточной Европы вновь начинают расходиться.

Важным признаком цивилизации стало русское право. На основе византийских юридических норм и старых русских обычаев были составлены два русских законодательных кодекса: «Правда Ярослава», или «Древнейшая правда», и «Правда Ярославичей», в совокупности составившие первый на Руси свод законов раннефеодального общества – «Русскую правду», дошедшую до нас в двух редакциях – краткой и пространной. В нее вошли: Обычное право восточных славян. Закон Русский; Княжеская судебная практика. Договоры Руси с Византией; Краткая правда X в. Пространная правда XIII в. Сокращенная правда XV в.; Правда Ярослава. Правда Ярославичей. Устав Владимира Мономаха; Переработанные статьи Пространной Правды.

В конце X – начале XI в. окончательно складывается структура единого государства и формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. Высшая власть принадлежит Великому князю Киевскому. Главными опорами княжеской власти становятся княжеский двор, дружина и церковь. Бывшие местные князья в основном утратили свою прежнюю роль. Их земли стали волостями, где сидят назначенные Великим князем Киевским наместники или посадники из числа своих родственников или старших дружинников. Они признают власть Киевского князя как старшего в своем княжеском роде, но это признание выглядит не просто как авторитет старшего, а как вассальная зависимость от верховного сюзерена. Сидя на государственной земле, которая дана им в пользование за верную службу, местные князья-наместники не только обеспечивают свое личное благополучие, но и выплачивают налоги и несут повинности перед верховной властью. Сохраняя значительную автономию в решении местных вопросов, они, тем не менее, действуют в русле единой государственной политики.

Для управления в городах великий князь Киевский и местные князья-наместники назначают посадников, воевод, занимающихся преимущественно военными делами, тысяцких. Переход от полюдья к сбору поземельных податей в натуральной и денежной форме привел к появлению данников – сборщиков подати, мытников – сборщиков торговых пошлин, мечников, вирпиков, емцев, подъездных – судебных чиновников, биричей, метельников – мелких должностных лиц. Все они назначались из числа княжеских дружинников. Для управления княжескими вотчинами назначаются тиуны. Вся эта система имеет как бы двухэтажную или двухступенчатую структуру.

Первым, основополагающим принципом власти на Руси было коллективное право владение Рюриковичами всеми русскими землями. Верховная власть была собирательной, она принадлежала всему княжескому роду со старшим во главе. Идея монархии в полном смысле этого слова еще не сформировалась. Действовали пережитки родоплеменных отношений, в рамках которых князья скорее рассматривали себя как наемных охранителей Русской земли, обязанных «блюсти Русскую землю и иметь рать с погаными». Отсюда и вытекает двухступенчатость государственного управления. Отдельные князья лишь временно владели теми или иными частями Русской земли. Порядок этого владения определялся Великим князем Киевским, но и он был временным властителем всего государства. В сознании русских князей этот принцип сидел очень прочно, был незыблемым.

Здесь тоже лежит принципиальный водораздел между Западом и Востоком. На Западе очень быстро утвердились монархии с достаточно устойчивой иерархией власти и владения. Под влиянием античного мира и при активном содействии папы Римского сформировались юридические нормы, закреплявшие эту иерархию и право собственности. На Востоке, в Древней Руси, право силы преобладало над юридическим правом. Великий князь Киевский (старший князь) не только обладал лучшей волостью и правом преимущества над младшими родичами, которые «ходили в его послушании». Он распределял между ними владения, разбирал их споры и судил их, заботился об осиротелых семьях, выступал высшим попечителем всего семейства и всей земли Русской, следил за исполнением принятых им лично или на княжеском совете решений. Он выступал как представитель и исполнитель воли всего державного княжеского рода.

Русь с начала ее формирования оставалась конгломератом различных племен и народов, разбросанных на огромной территории со слабой центральной властью и широкой автономией местных князей. Пока во главе государства стояли воинственные князья с сильной дружиной, оно держалось на силе и было относительно устойчивым. Как только центральная власть слабела, она становилась номинальной. Это явление прослеживается в истории Киевской Руси неоднократно.

Необратимым процесс распада становится после смерти Ярослава Мудрого. Разделив страну на три части между своими старшими сыновьями, он положил начало гибели единого государства. Ярославичи еще какое-то время обеспечивали политическую стабильность, но их дети и внуки полностью утратили чувство общегосударственного единства. Владимир Мономах, внук Ярослава, на короткое время сумел сохранить Киевскую Русь как единое государство, но после смерти его сына Мстислава в 1132 году государство окончательно распалось вначале на федерацию княжеств во главе с киевским князем, а затем и на отдельные самостоятельные княжества. Городские «волости» одна за другой стали выходить из подчинения великому князю Русскому. Обычно концом существования Древнерусского государства считается рубеж первой и второй третей XII в.

Междоусобные войны на Руси разрушали и обескровливали страну, не давая ей развиваться должным образом. Но междоусобица и раздробленность были недостатками не только Руси. Лоскутное одеяло напоминали и Франция, и Германия, и Англия. На каком-то этапе развития дробление сыграло и положительную роль. Начали активно развиваться отдельные земли, превращаясь в крупные вотчины, возводились и расцветали новые города, строились церкви, создавались и оснащались крупные дружины. Политическое, экономическое и культурное развитие периферийных княжеств при слабой политической власти Киева способствовало росту их самостоятельности и независимости. И в некотором роде возникновению демократии. Однако междоусобицей на Руси всегда умело пользовались ее враги, которых было предостаточно. Пока Русь была единой и сильной, ее опасались все враги. Как только она распалась и ослабла, тут же стала объектом нападения, как с востока, так и с запада. Развитию единого государства и росту периферийных вотчин был положен конец нападением на Русь вначале Золотой Орды, а потом и экспансии немецко-тевтонских рыцарей под флагом Крестовых походов против варваров.

Глава 3. Христианство – морально-нравственная основа западной европейской и восточной российской цивилизаций

Духовной основой всей европейской и российской цивилизаций является христианство. Оно формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви были не только духовные, но и весьма влиятельные политические организации. Процесс становления европейской цивилизации в значительной мере представлял собой процесс христианизации – приобщения языческих народов к христианской культуре, верованиям и обычаям.

О влиянии церкви на государственные дела в Западной Европе говорит тот факт, что средневековые короли стремились узаконить свое руководящее положение, получив знаки королевской власти из рук папы или его представителей в ходе обряда коронации. В глазах западноевропейских народов римский папа оставался единственным авторитетом поколебленного, но не исчезнувшего авторитета Великого Рима. В 800 г. король франков Карл Великий был коронован в Риме как император римлян. В 962 г. саксонский король Оттон I был коронован римским папой как император Священной Римской империи.

Менталитет западного человека той эпохи, прежде всего, определялся принадлежностью к той или иной общности. Корпоративные нормы и ценности, традиции и ритуалы поведения, подкрепляемые христианским мироощущением, считались превалирующими над личными желаниями. Человек порой столь же реально воспринимал мир, окружавший его, как и мир потусторонний. Рай и ад для него были так же реальны, как собственный дом. Человек искренне верил, что он может воздействовать на мир, не только вспахав землю, чтобы получить урожай, но и совершив молитву или прибегнув к магии. С этим связана и символичность мировосприятия средневекового человека. Символы были значимой частью средневековой культуры: от креста как символа спасения, рыцарского герба как символа рода и достоинства до цвета и покроя одежды, который жестко приписывался представителям различных социальных групп. Для средневекового человека многое в окружающем мире было символами Божественной воли или неких мистических сил.

На страницу:
3 из 17