Полная версия
Российская цивилизация
Мир человека того времени, казалось бы, соединил несоединимое. Проповедь христианского милосердия и беспощадность войн, публичных казней, жажду чуда и страх перед ним, стремление оградиться от мира стенами собственного дома и движение тысяч рыцарей, горожан и крестьян в неизвестные земли во время Крестовых походов. Крестьянин мог искренне бояться Страшного суда за грехи и каяться в них и в то же время неистово предаваться самому буйному разгулу во время праздников. Духовные лица с подлинным чувством могли служить Рождественскую мессу и открыто смеяться над хорошо известными им пародиями на церковный культ и вероучения. Страх человека перед смертью и Божьим судом, чувство неуверенности, порой трагичности бытия соединялись с определенным карнавальным мироощущением, которое находило свое выражение не только в самих городских карнавалах, где человек обретал ощущение раскованности, где упразднялись иерархические и сословные преграды, но в той смеховой культуре, которая пришла в Средневековье из античного мира, сохранив, по сути, языческий характер в мире христианства.
Католическая церковь обладала колоссальными материальными ресурсами. Ей принадлежали значительное количество земли, большие финансовые средства. В течение длительного периода она вела борьбу со светскими государями за политическую власть. Юрисдикция духовной власти папы распространялась на всю Западную Европу. На протяжении Средневековья католическая церковь не раз выступала с идеями, которые инициировали широкие общественные движения. Наиболее яркой из таких идей является идея освобождения Гроба Господня и христианских святынь от неверных, которая легла в основу так называемых Крестовых походов.
На западе Европы католическая церковь занимала исключительное положение в сфере образования и науки. В Средневековье центрами образованности являлись монастыри. Они имели богатые библиотеки, скриптории (мастерские по переписке книг), содержали начальные школы. Под полным контролем церкви находились и средневековые очаги высшего образования – университеты.
На христианской католической основе сложился западный тип цивилизации, который характеризуется стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством. Основные ценности западного типа цивилизации следующие:
– динамизм, ориентация на новизну;
– утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
– индивидуализм, установка на автономию личности;
– рациональность;
– идеалы свободы, равенства, терпимости;
– уважение к частной собственности;
– предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.
По мере распространения христианства в Северной Европе в конце тысячелетия шел процесс становления новых государств (англо-саксонские, ирландские королевства, Дания, Норвегия, Швеция). Формирование государственности и городов шло в Центральной и Юго-Восточной Европе, где возникли Польское княжество, Хорватия, Великая Моравия, на месте которой после разгрома мадьярами возникли Чехия и Венгрия. В конечном итоге перечисленные страны были обращены в христианство миссиями Римской церкви.
Римская империя на востоке известна как Византия. Название «Византия» происходило от прежнего названия Константинополя (Византий), и его употребление взамен «Римской империи» было связано с ранним осознанием европейцами греческих, а не латинских оснований империи Востока. Именно в то время, когда Византия теряет всякое влияние на формирующий свою идентичность Запад, она оказывает влияние на южных славян, а затем на Русь. Византийская империя заложила основы восточноевропейской цивилизации, носителями которой являются славянские народы.
С восьмого века и по 989 год, год своего крещения в христианскую веру, Древняя Русь все более признавала превосходство, привлекательность Византии и стремление к ней как наследнице Античности. К этому времени влияние византийской культуры сказывалось на странах Кавказа (Алания, Армения, Грузия), Балкан (Болгарское царство) и в формировавшихся славянских странах Восточной Европы (Великая Моравия, сербские княжества, племена восточных славян). На основе православного христианства и начала формироваться русская, а потом и российская цивилизация. Это уникальная цивилизация со своей историей, развитием, надеждами и проблемами. Общность религиозных воззрений населения восточнославянских народов является объединяющей их основой. Общими их признаками также являются:
– восточноевропейская, или русская, цивилизация территориально расположена на стыке Европы и Азии. Это территория современных России, Белоруссии и Украины. Близкими к ним являются Молдова, Румыния, Болгария и балканские государства;
– исторически данные страны находились в зоне влияния Византии, откуда переняли православие. Поэтому все указанные государства являются преимущественно православными, что фундаментально влияет на их цивилизационные особенности;
– славянские государства исторически противостояли агрессии Турции, интригам западноевропейских государств. Противостояние другим цивилизациям закаляли их характер, формировали уникальные особенности.
Главными из них являются:
1) традиционализм – ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур;
2) низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности;
3) в мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков не зависящими от него силами природы, социума, богов и т. д.;
4) нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни;
5) личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма;
6) политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом;
7) экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
Во многом эти классические черты восточного типа цивилизации пришли на Русь из Византии и нашли свое проявление в складывающейся на рубеже I и II тысячелетий восточноевропейской, русско-славянской, а потом и многонациональной российской цивилизации.
Кардинальные перемены в цивилизационном развитии Руси начались с принятия христианства. По мере расширения границ на запад князь Владимир все отчетливее понимал, что нужно менять религию, выбирать более передовую и распространенную. Князь оказался дальновидным политиком: он быстро понял, что язычество препятствует дальнейшему развитию Руси.
В это время в большинстве окрестных стран утвердилось единобожие. В Византии, с которой у Руси были самые прочные экономические и политические связи, существовало христианство в православной форме. В Западной Европе активно шли процессы принятия бывшими варварами христианской веры в католическом ее варианте. В соседнем Хазарском каганате утвердилась иудейская вера. Волжские булгары и другие восточные кочевые народы активно принимали ислам. Христианская вера активно проникала в пределы Древней Руси. Уже княгиня Ольга приняла христианство. Христианами были многие дружинники Владимира, варяги по происхождению. В северо-западных районах государства активно проповедовали христианство в католическом варианте папские миссионеры. Но для князя Владимира принятие одной из вер от других государств по традиции того времени означало попадание в политическую зависимость от них. Поэтому он пошел своим путем – путем реформирования языческих культов.
Стремясь укрепить свою власть и покончить с независимостью местных князей, князь Владимир предпринял вначале реформу языческих богов. Основная суть языческой реформы – придание иерархической структуры религиозным верованиям восточных славян. Необходимое Владимиру государственное единство не могло быть создано в ситуации полнейшего хаоса в вопросе веры. Каждый мог почитать своего бога за верховного. Различные славянские племена выбирали себе своё божество, и уровень конфронтации и идеологической раздробленности в языческой державе не снижался.
Во главе пантеона общеславянских богов был поставлен Перун – княжеско-дружинный бог. Тем самым Владимир хотел подчеркнуть верховность своей власти. Была выстроена иерархия всех остальных богов. Но население Руси не поддержало эту идею. По мнению народа, Перун – бог грозы и молнии не мог соперничать с более влиятельными богами: Даждьбогом – богом солнца, Сварогом – богом неба, отцом солнца, Хорсом – светилом, Мать Сыра Земля – богиней плодородия, божеством земли, Велесом – богом скота, богатства. Кроме того, в дружине и ближайшем окружении князя было немало выходцев из других народов, для которых славянские боги мало что значили. Да и соседи, особенно Византия, относились к языческой Руси неприязненно, не видели в ней равноправного партнера.
Неудача языческой реформы сделала актуальным вопрос о принятии монотеистической религии по примеру соседей. Больше всего менталитету знати и обычаям народа подходило православие. Да и соседство с могущественной Византией подталкивало Владимира к принятию такого решения. Но действовать прямолинейно он не захотел. Поэтому, как свидетельствует «Повесть временных лет», он устроил «испытание вер», предоставив возможность представителям разных вероисповеданий доказать преимущество своей веры. Тем самым киевский князь продемонстрировал свою независимость и свободу выбора. Естественно, выбор пал на православную веру. Но и ее принятие Владимир обусловил рядом обстоятельств. В «Повести временных лет» автор подробно рассказывает, что Владимир, воспользовавшись сложной ситуацией в Византии, оказал военную помощь императорам Василию и Константину в подавлении восстания мятежного полководца Варды Фоки. В ответ он потребовал отдать ему в жены их сестру Анну. Получив ответ, что негоже отдать христианку за «поганого», т. е. язычника, Владимир заявил, что он готов принять крещение. Это свое решение он подкрепил успешным захватом византийской колонии в Крыму, города Корсунь (Херсонес), и тем самым вынудил византийских императоров выполнить поставленное им же условие. В Корсунь прибыли византийские цари, Анна, христианское духовенство, которое и крестило Владимира, венчало его с царевной. Вернувшись вместе с византийским духовенством в Киев, Владимир крестил все его население и тем самым положил начало христианизации всей Руси. Согласно древним источникам, произошло это замечательное событие в 988 или 989 году.
Принятие христианства Русью было актом долговременным. Если знать охотно принимала новую веру, то простой народ сопротивлялся этому насильственному крещению ожесточенно. Из летописей известно, что через два года после киевских событий крещение новгородцев происходило огнем и мечом. Воевода Добрыня и тысяцкий Путята вместе с епископом Иоакимом и священниками действовали и уговорами, и силой, но народ новгородский не хотел принимать новую веру. Дело дошло до вооруженных схваток. Была разрушена церковь Преображения. И только после того, как город был подожжен, новгородцы смирились и вынужденно приняли крещение. Многие упорствовавшие бежали в дальние края, надеясь таким образом сохранить старую веру. С таким же упорством внедрялось христианство в Северо-Восточной Руси[7].
При князе Владимире христианство в основном утвердилось в узкой полосе вдоль великого торгового пути. В других частях Киевской Руси оно существовало отдельными очагами, из которых монахи и священники несли христианскую веру, часто подвергая свою жизнь опасности. Уже после смерти Владимира митрополит Илларион называл русских христиан «малым стадом Христовым».
Принятие христианства Русью имеет два важных аспекта. Прежде всего, новая вера принималась и утверждалась «сверху» для укрепления великокняжеской власти. Князь Владимир менее всего полагал, что христианизация бывшей языческой Руси приведет к улучшению положения народа. Ему надо было укрепить свою власть, объединить под своей властью все бывшие восточнославянские племена, создать более мощный государственный аппарат с целью принуждения большинства меньшинством, создать новую опору власти в лице духовенства. Единство духовное он рассматривал как основу единства политического. Мнение народа его интересовало меньше всего. Напротив, он действовал чисто революционными методами, коренным образом меняя все миропонимание и мироощущение славянского общества. Основополагающим в его действиях был принцип «единая вера – единое государство – единая власть». И если власть раньше считалась законной по праву силы, то с принятием христианства начинал действовать новый библейский принцип: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены»[8]. В. О. Ключевский подтверждает этот вывод ссылками на митрополита Иллариона и на Начальный летописный свод. Он пишет, что князь Владимир «часто с великим смирением советовался с отцами своими епископами о том, как уставить закон среди людей, недавно познавших господа», и что епископы «внушают ему мысль о необходимости князю казнить разбойников, потому что он поставлен от Бога казнить злых и миловать добрых»[9].
Объективно крещение Руси способствовало быстрому развитию государства и общества. Русь становится равноправным государством среди своих соседей, а это расширяет ее связи, влияние, укрепляет авторитет. Начинается мощный культурный подъем. Появляются и активно развиваются письменность, грамота – «учение книжное», каменное церковное строительство, своя литература, живопись (иконопись), многие ремесла. Начинает меняться весь уклад жизни русской знати. За короткий срок из отсталого варварского государства Русь превратилась в крупнейшую развитую державу средневековой Европы. По уровню своего культурного развития она намного опережала большинство западноевропейских стран. Благодаря христианству из западноевропейских, восточно-кочевых, варяжских и собственно славянских элементов начинает складываться восточнославянская цивилизация.
Многообразие этих влияний предопределило самобытность социального, политического, экономического и культурного развития России в будущем. Но важнейшим фактором необходимо признать принятие Русью христианства в православном его варианте и роль церкви в культурном развитии страны. Ключевые культурные традиции были заимствованы их Византии. Первыми проповедниками и носителями новой для Руси культуры были византийцы и болгары. Ими на Русь были принесены первые азбуки, кириллица и глаголица, что послужило началу развития русской письменности. Для укрепления веры и новых культурных традиций были необходимы грамотные и образованные люди. По свидетельству летописей, после крещения Владимир приказал выбрать детей из знатных семей для «научения книжного». Вместе с письменностью на Русь пришла достаточно сложная по содержанию литература, затрагивающая религиозные, философские вопросы, излагающая всемирную историю и нравственные законы. При храмах и монастырях, ставших центрами грамотности, появлялись библиотеки, в которых находились не только переводные книги, но и творения местных авторов. Стала производиться фиксация происходящих событий, появилось летописание. Заимствованное первоначально из других христианских стран, искусство быстро уходило от простого копирования, подпало под влияние славянских традиций, начало развиваться своим особым путем.
В X—XI веках с утверждением православной ветви христианства на Руси была заложена основа одного из глубинных различий между Русью и западным миром, различия, которому в дальнейшем суждено было стать важнейшим фактором в формировании двух очень непохожих ментальностей. Речь идет о двух ветвях христианства, окончательно сложившихся в XI веке. 16 июля 1054 года состоялась Великая Схизма – раскол, окончательно разделивший христианскую Церковь. С тех пор она распалась надвое: Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную – на Востоке с центром в Константинополе. С этой точки зрения католический Запад и православный Восток были обречены на особость, и с каждым столетием особость эта все более углублялась.
Глава 4. Социально-экономические основы древнерусской цивилизации
Главными основами всякой цивилизации являются ее экономика и социальные отношения. Древняя Русь была преимущественно сельскохозяйственной страной со складывающимися феодальными отношениями. Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. Большую ее часть населения составляли сельские жители – общинники. Соседская община состояла в основном из лично свободных земледельцев – смердов. Они несли повинности перед своими князьями, но в решении внутренних вопросов были независимы. Главные вопросы местной жизни решались на собрании – вече. Они трудились как на государственных (княжеских) землях, так и на пожалованных. Вместе с ними работали челядь и холопы – зависимые люди, фактические рабы, захваченные в плен и посаженные на землю для ее обработки. Классической формы рабства не существовало. Рабы могли получать волю, возвращаться домой или же оставаться на княжеской земле в качестве работников.
Община совместно владела пахотными землями, лугами и лесами. По мере развития производительных сил пахотная земля переходила в личную собственность отдельной семьи и обрабатывалась индивидуально. Основные повинности исчислялись с размера пользуемой земли или со двора.
Изначально на Руси не утвердилась частная собственность. Высшая власть по праву силы всё считала своей собственностью, в том числе и всю русскую землю, ими завоеванную. Те, кто сидел и работал на этой земле, были владельцами временными, пользователями. При наличии огромных неосвоенных территорий по мере необходимости люди (род или отдельная семья) могли бросить свою землю и перейти на новое необжитое место. В свою очередь, они считали эту землю своей по естественному праву принадлежности ее своим предкам. В этом их взгляды существенно расходились с взглядами формирующейся феодальной знати, что и становилось причиной постоянных конфликтов между ними.
В древнерусском государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами. Социальный состав Руси был представлен:
– феодалы – князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри;
– свободные общинники – сельские и городские «люди» и «людины»;
– смерды – крестьяне-общинники;
– закупы – люди, попавшие в долговую кабалу и отрабатывающие «купу»;
– изгои – люди, вышедшие из общины или освободившиеся от холопства выкупом;
– челядь и холопы – придворные рабы;
– городское население – городская аристократия и городские низы.
Княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу. Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие. Формой княжеского земледелия была вотчина, т. е. такая форма владения, при котором земля переходила по наследству (в отчину). Держание бояре получали только путём пожалования (на время службы боярина или до его смерти). Всякое земельное владение бояр было связано со службой князю, которая считалась добровольной. Переход боярина от одного князя на службу к другому не рассматривался как государственная измена. Другая категория мелких и средних феодалов сформировалась из дворцовых слуг, получивших за службу земельные участки, и из общинников, захвативших общинные земли. К феодалам следует отнести и церковь, и монастыри, которые после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.
Удел – это наследственная собственность, передаваемая от отца к сыну. В своем уделе князь, феодал был уже не столько правитель, сколько владелец, хозяин всей территории княжества. Удельное княжество было для князя не обществом, а личным хозяйством, он не правил им, а разрабатывал, эксплуатировал. При этом он не считался хозяином для свободных людей. Для князя эти люди не считались его подданными, они могли приходить или уходить, работать на князя или феодала, или трудиться для себя. Хозяином, государем князь был только для своей челяди, т. е. для несвободных, зависимых людей. Поэтому он не нес юридической, политической ответственности за все население княжества, как это было раньше.
Большинство русских князей стремились закрепить за своими потомками доставшиеся им ранее земли. Они на этих землях уже обжились, считали их своей частной собственностью, доставшейся им по праву. Феодальная знать, получившая от своего князя за верную службу определенные территории, также считала их своей собственностью. Боярские села становились основной формой землевладения. Дружинники, получавшие за службу пожалования землей, тоже хотели превратить их в свою наследственную собственность. Старая система отчинного пользования, не позволявшая князьям и боярам надолго закрепляться на земле, их уже не устраивала.
Свободные общинники составляли основную массу населения Руси. Под термином «люди» в Русской правде подразумеваются свободное население, преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу. Смерды – изначально свободные жители деревень. По своему положению они не отличались от других общинников. По сути, это два названия одних и тех же людей. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом. Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.
На низшей ступени общественной лестницы были холопы и челядь. Они не являлись субъектами права, за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственниками феодала. Если он совершал кражу, то платил господин. В случае нанесения холопом побоев, тот мог его убить «в пса место», т. е. как собаку. Если раб укрылся у своего господина, то последний мог защитить его, заплатив 12 гривен, или отдать на расправу. Закон запрещал укрывать беглых холопов.
Русь славилась густонаселенными и укрепленными селениями. Славилась настолько, что варяги называли славянские земли «Гардарики» – страна городов. Но тогда понятие город имело иное значение. Это было огороженное частоколом, тыном или иными укреплениями поселение. Причем огораживались не столько от внешнего врага, сколько от дикого зверя.
Изначально появились различия в развитии феодального города. В Европе город имел в качестве определяющей хозяйственно-экономическую функцию. Став средоточием простого товарного производства и денежного обмена, укрепления внутренних и внешних связей средневековый западноевропейский город оказался носителем того динамичного начала, которого были почти полностью лишены города России: товарно-денежных отношений, личной свободы, отличных от типично феодальных форм собственности, управления и права, светской культуры и, наконец, понятия человеческой личности вообще. Немаловажно и то, что с течением времени города Западной Европы оказывали все более заметное воздействие не только на социально-экономические, но и на политические и духовные основы жизни всего общества. Именно наличие на Западе Европы городов как центров ремесла и торговли во многом способствовало более раннему, по сравнению с Россией, появлению здесь устойчивых внутренних хозяйственных связей, которые стали базисом складывания единых централизованных государств. Центральная власть этих государств, заинтересованная в экономической и политической поддержке бюргерства в своей борьбе с сепаратистскими устремлениями консервативных феодалов, получала эту поддержку в обмен на предоставление городам хозяйственных, а иногда и политических льгот и привилегий, которые, в свою очередь, стимулировали прогресс самого города. Активное участие многих западноевропейских городов в деятельности сословно-представительных учреждений также способствовало усилению их влияния на общую эволюцию феодальной цивилизации Запада.
Русские города вплоть до XVII в. оставались в лучшем случае военно-стратегическими форпостами и политико-административными центрами. При таких центрах развитие ремесел и торговли имело скорее второстепенный характер – необходимость обслуживать княжеский двор и дружину. В X—XII вв. наблюдается значительный рост городов с ремесленным и торговым населением. Значительную роль в составе населения играли князья, дружинники и бояре, связанные как с городом, так и с земельными владениями. В городах быстрее всего развивалось ремесленное производство, поскольку надо было вооружать, одевать, кормить княжеский двор и дружину. Обязательной принадлежностью городов был городской рынок. Однако розничная торговля в нашем смысле слова на рынке была слабо развита. Ремесленники (как свободные, так и холопы), промысловики и подёнщики составляли основное население средневековых городов. Довольно рано в особую социальную группу выделились купцы, которые составляли наиболее почитаемую группу, находившуюся под непосредственной княжеской защитой.