Полная версия
Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все
Дед с бабушкой были центром всего моего мира. С ними я спала и ела, они утешали меня и баловали. Казалось, они заполняют собой всё моё маленькое существо. Возможно, причиной тому были тёплые, непринуждённые отношения между дедом с бабушкой и их внуками, которые не были ограничены строгими правилами поведения.
Мой дед был сильным, властным, даже слегка надменным человеком. В то время он был хозяином в Амдо и правил железной рукой. Когда я появилась на свет, этот буйный властелин взял меня на руки, как в люльку, и заявил: «Это моя Сонам Цомо!». После такого исчерпывающего заявления я стала его подопечной. Даже если его властность и злоупотребление авторитетом раздражали моих родителей, им не оставалось ничего иного, как только смириться с этим.
Тем более странным казалось мне то, что мои родители, подчинявшиеся деду и бабушке во всех важных вопросах, уступали каждому моему капризу и каждой причуде. Только намного позже я стала осознавать взаимное уважение, которое стояло за нашими родственными узами, и то, как оно окрашивало все грани нашего поведения в семье. Все члены семьи относились к деду и бабушке с любовью, благоговейным уважением и даже с некоторым страхом. Тем не менее отношения между ними и их внуками были отмечены лишённой всяких формальностей близостью. Отношения же между родителями и детьми были сдержанными, отчужденными и очень строгими. Такими же были отношения между моими отцом и матерью, с одной стороны, и дедом и бабушкой – с другой.
Я замечала – часто не без тайного ликования, – в какой трепет моих родителей ввергали дед с бабушкой. Например, если дед восседал на канге, социальные условия запрещали моему отцу сидеть рядом с ним. Почтение к старшему требовало, чтобы он либо стоял, либо усаживался на пол. Я же могла забраться на канг рядом с дедом и наслаждаться ощущением безопасности в его объятиях…. (Дики Церинг «Бабушка Тибета»)
Знаете, я думаю, что критерием правильности традиций и отношений является результат. Ведь кто-где сидит – лишь форма. Если отношения в семье позволяют вырасти в ней сильным и ярким личностям вплоть до Далай-Ламы, они правильны, то есть правильно наполнены.
«А вы друзья, как не садитесь…»
В конце книги я привожу статью «РР» «Япония. Почему они живут так долго». Гляньте. По мне так это как раз про тот Восток, на который стоит ориентироваться.
Теперь про Запад
ПРО НЕМЦЕВ (из материалов любезно присланных мне моей чудесной подругой Светланой Возлинской из Германии)
«Тут старые ого-го в каком порядке. Тут к старости готовиться обозначает начать тусоваться по кафе, по разным городам и странам. Физкультура. Бассейн. Вот, например, вчера. Было много снега. Была суббота. Пятнадцать тёток от 30 до 70 попёрлись в гору на 1000 метров. Сначала электричка – потом ещё 800 метров вверх, а потом опять какие-то тысячу метров опять вверх. Там они в ресторан пойдут. Причём толстые и худые, и старые… всякие. Одна тётка, которой 65 поехала одна в Шри-Ланка и Индию. Сама. Просто билет купила и в какие-то монастыри пойдёт. Конечно, тут всяко бывает. Если здоровья нет – то и не едут никуда. Или просто им неинтересно. Тёмные малограмотные – скучают. Я имею в виду немцев. Наши то по старинке – никуда. Только телевизор русский. А немцы те на танцы и по гостям. То есть садятся толпой в машину и рассекают по Германии. На бензин скинулись, а дальше у приятельниц ночуют. Экономят, как могут. Или ходят в клубы для пожилых. Там очень дешёвые обеды. Так, они считают, им выгодней чем тратить на еду, мытье посуды, холодильник… Ну всякие бывают. Кто-то бутылки собирает.
А вот одна моя малознакомая немка, ей вообще за 80. Как ни встречу – откуда-нибудь едет. То из Марокко, то из Исландии. Нет. У кого бабки-то, то так далеко забирается. А у кого – нет, те поблизости. Очень много поездок по самой Германии. Ещё бабки ездят впятером по дешёвым билетам. Получается шесть евро на человека, а забраться можно очень далеко.
День стариков тут отмечают. Если денег нет, то убирают бесплатно и дают деньги, чтоб платить за приходящих людей, которые продукты покупать будут. Мне то не положено пока. Очень много дают денег, кстати. Очень много всякой социальной помощи старым и инвалидам. СВЕТА»
Обратите внимание на «экономят, как могут» – это про наш комплекс бедных стариков. Хотите сказать – наши не могут скинуться по 100—200р на полный бак?
Ну и вообще сохранила почти всё письмо, чтобы его тон передать. С.В. – еврейка, уехавшая около 60 в Германию по программе их «возвращения долга евреям». Она и здесь, и там весьма акцентирована на нехватке денег. Считать копейки по-немецки – это очень её. (У немцев это не является особенностью стариков. В компании 30—40летних у них также принято досконально изучать счёт в кафе и до копейки делить его, а у нас только-только появляется это). При этом она очень умный и наблюдательный человек, профессиональный журналист. Для меня важно её свидетельство как подтверждение моих наблюдений – дело не только в деньгах. Деньги конечно диктуют например дальность путешествий (хотя у нас без озабоченности гарантий и страховки можно и в Индию недорогой вариант найти и по стане до 10т. км намотать автостопом). Но сама идея – как проживать старость не зависит от финансов.
«Тёмные, малограмотные – скучают». Интересно как «недалёкость» личная откликается с радиусом перемещений. Во всех возрастах конечно.
Про то, зачем в старости путешествия – отдельная тема.
И ещё «бабки» и «бабки» – хорошо получилось правда? Думаете это случайно? У американцев тоже grand – и бабка и штука баксов….
Второе письмо от Светы: Про страхи и про старость.
«Как именно я это всё здесь понимаю сегодня. Может и ошибаюсь.
Старости, как это понимают в России, здесь нет. Ну, опять же это моё мнение и наблюдение. Пенсионеры – целевая группа потребления товаров и услуг. Они путешествуют (это значит агентства, отели, самолёты, автобусы, поезда). Ездят на курорты. Сидят в кафе. Бродят по магазинам. Покупают новые лекарства, процедуры, то есть многое оплачивается медстраховкой, а кое-что они хотят и сами покупать. Покупают очки. Всякую косметику для зубов, парикмахерские.
Даже те, кому это всё не нужно, или нет денег – всё равно что-нибудь да покупают.
Машинки всякие инвалидные тут ездят. Соответственно всюду им рады. Они потребители бизнеса. К Рождеству – они основные на рождественских ярмарках. Покупают подарки и сладости. Недешёвые кстати. Да… забыла театры, концерты, музеи.
В общем здесь куда ни придёшь – пенсионеры. Слушают лекции, встречи с писателями. Была на аукционе забытых вещей. Ну, типа Бюро находок распродаёт. Одни старики там и сидели. Они тусуются везде.
На них работает вся социальная сеть. То есть в собесе отделы, которые помогают пенсионерам разобраться в счетах, отдать долги+ пожаловаться на врачей +консультации по всем вопросам, какие только тебе придут в голову. Ну, вот я. Мне пришёл счёт за электричество, перерасчёт. Я приду в отдел помощи таким людям, и мы разбросаем по месяцам мой долг и проверим его правильность. А потом я попрошу электрическую компанию долг мне разбросать по месяцам. А может она напишет письмо с просьбой. Не знаю. Но вот сидит тётка специальная и получает зарплату.
Целые фирмы, которые ходят по домам и убирают квартиры, покупают продукты. Оплачивает государство. Тоже занятость многих людей. Правда они мало там получают. Это уже другой вопрос. Ну дома престарелых это понятно.
В местном горздраве есть секции «помоги себе сам». То есть объединяются по болезням группы. Раз в месяц собираются. Больные диабетом. Раком. Алкоголики. Деменц. Ну все болезни. Туда приходят врачи с рассказами, что и как. Опять же… помещение… свет… вода… бумага, и опять все заняты. Естественно я тут не называю обычных чиновников в собесе. Это как и в России. Их много.
Ну и лечатся они тоже тут. Правда на ОООчень дорогой аппаратуре и операции делают всем, несмотря на возраст.
Есть ещё интересные штуки. На которые город выделяет деньги. Клубы сеньоров. Там масса кружков. Чай-кофе, танцы, опять же помещение, свет…. И есть несколько здоровенных контор. Большое помещение, много комнат и все заняты. Это для тех, кому пятьдесят плюс. Вяжут, поют, учатся высаживать цветы, иностранные языки, походы, хор, театр, кружок, писатели пишут что-то, выставки проводят, йога и до фига всего. Кстати, пятьдесят плюс есть и секции физкультуры. Стоит очень мало в месяц.
И ещё. В телевизоре и на эстраде и в театрах много пожилых. Пожилые журналисты, юмористы, певцы. Когда в городе например Винный фестиваль. То все столы заняты опять же пенсионерами. Молодежь больше по пиву. Но тоже старики тут как тут. Они же и в джазовые клубы ходят. И на выставки. То есть видишь, при этом ясное дело КАК их всюду ждут и встречают. И обслуживает их молодёжь.
Пенсионеры ходят гордые и в основном довольные жизнью. То есть умирать неохота никому. Но ведь и молодые тоже бывает, да?
Таким образом, в обществе существуют ОБРАЗЦЫ поведения и отношения к старикам. И если государство демонстрирует вот такие штампы. То и частный человек на них начинает рассчитывать в старости. То есть подросток допустим видит, что в кафе полно пожилых и их прекрасно обслуживают. А папа его оперирует пожилых и не вымогает с них деньги. А мама – ведёт кружок хора. И он не сомневается, что когда он сам будет старым, то у него всё это будет. И по телевизору тоже полно пожилых. В общем, фон такой вот.
Теперь про телик. Который тут не Пугает, основной жанр тут (а у меня 15 программ немецких) это очерк. Вот рассказывает камера не спеша про почтальона. Ему вот 60 лет, он живет в таком-то городке… вот тут его церковь… вот тут его друзья… его семья… вот работа такая. А вот этот человек работает в музее… он встает во столько и т.д.. Попутно покажут и сам городок, и людей там. Таким образом, частный человек чувствует себя уважаемым. О нём говорят. Он нужен обществу. Его ценят. А не вот артиста такого-то, и его бассейн и его собаку. Про артистов тоже говорят. Но про их творчество. А не про их дома. Это всё идёт, как мне говорили, до 11 вечера. А потом начинаются боевики.
Вот видишь, это социально ориентированная страна и законы тоже социально ориентированные.
Теперь про меня лично. Пишу. Печатаюсь на немецком. Перевожу не сама. Ну, уже сейчас устала писать дальше. Целую.»
Заметьте как много про занятость и потребление как основные ценности. Собственно это и есть основная тема письма. Общество действительно социально ориентировано, может потому что страна маленькая, многопережившая. Немцы, Французы давно поняли, что нация стремительно стареет. У них ещё потому везде старики, что их просто много, больше, они давно стали основными потребителями и страна (правительство, бизнес) на это переориентировались. Мы тоже к этому ползём. Но у нас так не будет. Потому что нынешние старые немцы, это кто 30 лет назад также путешествовали, тусовались, много и вкусно с удовольствием потребляли. Они только переносят социальные привычки на другой возраст потребителей. Наши сограждане 30 лет назад жили в тревоге, пытаясь добыть и запасти, найти и сохранить. На этой же тревоге строится потребительская ситуация и в старости.
Но и нас уже приучили: «даже если не надо – покупай что-нибудь» и будешь членом социума. Потребитель – основная профессия сегодня и у неё не существует пенсионного возраста.
В России, особенно в административном «центре» есть большинство из перечисленного. Медстраховки, социальные службы, концерты и путешествия, фестивали и кружки. Я знаю многих стариков и старушек, занятых спортом или рисованием, путешествующих и посещающих театры. Однако, всё это наполнено в основном тревожным недовольством. Стакан похоже наполнен одинаково. Где-то старческий оптимизм, где-то старческий пессимизм общим фоном. Но и у нас пессимизм не тотальный. Не верите – посмотрите главу Радость.
Третье письмо:
«Привет Юль. …у меня гостил как-то американский учитель и он говорил, что очень ценно, что везде кроме Америки старики живут как бы вместе с детьми. Потому что бабушки и дедушки нужны. Они сказки рассказывают, песни поют и вообще воспитывают. А у американцев это потеряно. Ну, типа поколения не передают друг другу фольклор и прочий менталитет. Это понятно. Но вот мне непонятно как тут. В Германии. Что ж всем вместе жить что ли? В одном доме? Смотри… Вот молодая семья нашла себе работу в большом немецком городе. Переезжают. С ребёнком допустим годовалым. Бабушка не едет так как в городе дороже съём квартиры. Это раз. Еда. За проездной плати. Тут подружки и врачи, уже всё как-то устоялось. На фиг ехать. И гулять можно. А в большом городе надо на метро ехать к врачам и в театр… и к детям тоже может быть. Другое дело, что проблема с садами и яслями, и тогда бабушки нужны. Но может, эти богатые, допустим. И наняли беби-ситера. В общем, выходит, что эти сказки-песни только тогда получаются, когда по бедности все живут вместе. Не знаю…
И ещё забыла в прошлый раз написать. Меня удивило, что тут молодёжь охотно разговаривает с пенсионерами. Ну, попутчики в трамвае, электричке… То есть не буркнут что-то, а отвечают подробно и без раздражения. Потом я поняла. Пенсионер – успешный, счастливый, состоятельный член общества. Они видят пенсионеров всюду, где (как это сказать… а!) статусные вещи. Путешествия. Рестораны, Фестивали. Театры. Машины у них, свои дома. То есть им можно завидовать. К тому же они (как я уже писала с удивлением) на сцене. В телевизоре журналисты, министры. Ну, это нам не привыкать.
Государство Российское подаёт всё время пример ненависти к старости. Даже интермедии такие. Направленные на унижение. А тут другое.
Думаю последний кусок – это не столько про ненависть, сколько про страх.
А предпоследний – про беду среднего класса. То есть живут вместе по-бедности или по-богатству. Почему? Потому что ценности такие. Главный критерий того, как жить – не культура, а добывание денег. И дети, и старики становятся заложниками этого. Нормой стало подсчитывать: по карману ли нам дети, старики? У многих даже сомнения не возникает, что это правильно.
Как сказал недавно один Буддист: «дома у нас всё больше, а семьи – всё меньше…».
«Ещё дописываю
Забыла вот что. Тут есть такое движение… название не помню. Ну, бабушки, которые живут без внуков, они бесплатно сидят с чужими внуками. Типа, бабушка на выходные называется или как-то так… Они пишут в газете, что им так очень хорошо. Свои внуки выросли. А тут они с ними гуляют, качели, сказки, мороженое. Дело в том, что тут законом запрещено, чтоб дети до 12 лет оставались одни дома, без взрослых. При этом если они там что-то подожгут или затопят, то родители мало того, что будут возмещать ущерб, но и ещё их крепко вздрючат. Могут и родительских прав лишить. Ещё нельзя детям одним ездить в электричках лет до 16. Тоже бешеные штрафы. И ещё никому никогда не выдадут ребенка из школы или из больницы (а бывает что забрать некому) без доверенности родителей на кого-то или без самих родителей. Причём отчим, если он не усыновил – не считается. Я вот доверенная одной семьи. Ну, бывает, что ребенок заболел в школе. Отравился, голова болит. Одного не отпустят. А родители допустим на работе в другом городе. Вот тогда я. Ну пока всё. Это всё называется защита детей.»
Последняя фраза у меня вызывает горькую усмешку. Но речь сейчас не об этом. Я лично давно жду, когда же и у нас такое будет массово (и я не про ограничение свобод детей – это-то уже есть к сожалению). Пока своих растила без бабушек, всё мечтала об этом. Хоть кого, бабушку, дедушку… забрать с танцев, сделать уроки, выслушать после школы, пирожков напечь в субботу, на прогулке присмотреть сидя на лавочке… В деревне не лучше. Старики скучают особняком. Ближайших соседей дачников порой пробивает. Но если пара – начинается паранойя, что используют и т. п.
Популярный феномен: люди страдают от одиночества и ненужности, хотя стоит только захотеть, оглянутся вокруг… Но нет. А значит и не страдают вовсе, а балдеют мазохисты. Ворчат, что никому не нужны, а ведь нужны ещё как. И действительно, если свои дети далеко, так ведь вокруг и других полно. Я лично считаю чудесным примером Тётушек из «Тома Сойера и Гекельбери Финна». В детстве только и видишь, что они там выставлены на посмешище, вот перечитайте, присмотритесь. Без них не было бы этих героев. Они тоже героически волнуются, ищут, ждут, каждый раз, хоть и ворча, моют, кормят, переодевают, штопают, учат… Они – тот фон, та основа, на которой как чертополох растут наши герои. И они – менталитет и культура.
Не могу не оговориться о весьма распространённом заблуждении, что «у них» все старики богаты и обеспечены, у нас – просто беда. Это не только бытовой слух.
Вот пишет в философ-исследователь: «…с материальной стороны старики сегодня обеспечены лучше, чем в прошлом». И тут же оговаривается: «Речь идёт о „евро—американском мире“ в целом. Что касается положения российских пенсионеров и их сверстников в бывших союзных республиках, то оно за последние 20 лет, напротив, ухудшилось». (С. А. Лишаев Старость и современность (Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск №1 2007г.)
Тут я думаю, каждый видит, что хочет видеть. На Запад и в Америку мы едем настроенные на зависть, и нам показывают, то чем гордятся. Путешествующие видят путешествующих стариков, а не трущобы. При этом от многих подолгу живущих за границей я слышала немало историй о стариках, копающихся в помойках и попрошайничающих в магазинах. С другой стороны, присматриваясь к российским старикам, я не вижу ухудшения условий. В городах почти никто уже не живёт в коммуналках, у всех ванны и бытовая техника, социальные работники, врачи и лекарства и никто не голодает. Пенсии конечно всем не хватает, ведь многим нужно покупать дорогой бензин и зимнюю резину, вставлять дорогие зубы, кушать деликатесы…. В деревне, тоже постоянное нытьё про нищую пенсию, но стоит подойти к автолавке: кошкам – «китикет», колбаски такой и эдакой, водочки, конечно, и рыбки какой-нибудь новенькой…. Бабушка жалуется: «полпенсии ушло на оплату электричества! А что: два телевизора, два холодильника, чайник электрический, да обогреватель». На моё удивление объясняет: «А как же?! Телевизор в комнате и на кухне, работает всё время, тут я, а там сын». – «Ну а холодильник то зимой выключить можно…» – «Ну, нет, что опять в подпол лазить? А у меня там мясо, рыба, колбаса…» – «А чайник зачем электрический?» – «Так на печке ждать надо, а тут раз и…» – «А обогреватель?» – «Так печку утром лень растапливать вставать, вот и включаю ночью…». И это норма для всей деревни. Летом ни у кого не купишь ни молока, ни огурцов, морковки. Сами покупают многие овощи в автолавке, жалуясь на цены. И каждую субботу все едут на базар за покупками. Несколько стариков, которые обеспечивают себя огородом, яйцами, картошкой и козьим молоком считаются чокнутыми, потому что не могут себе позволить регулярные поездки в больницу. Пожалуй, остановлюсь. Боюсь, забьют меня камнями за такую крамолу.
Итак, мои выводы из наблюдений по теме «восток-запад». А тема эта всегда всплывает в дискуссиях о старости. И общий настрой всегда таков: у них хорошо, им лучше. У нас плохо, хуже чем на «востоке» и на «западе».
Россия сама – восток и запад, страна, вечно мучающаяся обретением идентичности, слишком большая, чтобы её обрести, слишком тревожная, чтобы перестать копировать и завидовать. Потому в таких дискуссиях я всегда предпочитаю переключаться на личное, на здесь и сейчас. (А если не получается – лучше иммигрировать). Вы голодаете? Вы авторитет для внуков? Дожили до почтенной старости?…
Вера и Религия
Ведь как бытие относится к рождению, так истина относится к вере.
(Платон или Сократ, цитата по В. Лебедько)
Отдельная тема – религиозная. Она весьма опасна, но её необходимо рассматривать. Главный аргумент в этом для меня, не только то, что религия как самая сильная, пожалуй, часть культуры въедается в массовое околосознание. Но и потому что по результатам последней переписи населения в России «атеисты показали себя неспособными к размножению и вымирают как биологический класс».
Вера и религия. Я различаю эти два понятия и отдельно третье – конфессия, церковь.
Вера – это расширенное сознание, принимающее, что есть много больше, чем материя, чем то, что постижимо привычным радиусом действия разума в пространстве и во времени, и в возможностях. Космос, Вселеннуя, Высший Разум, Бог, всё, что мы обозначаем понятием Чудесного. Главным признаком веры является спонтанная молитва. Ибо если есть что-то большее, значимое, то логично обращаться к нему за помощью, поддержкой, пониманием, с благодарностью.
Религия – путь к Богу. Это наш способ приблизиться к Высшему. Это и йога, и выбор стиля жизни, и выбор конфессии. Религия (любая, в т.ч. наука или атеизм) – это основа, вершина нашего мировоззрения.
Церкви, конфессии – организации, созданные на базе религий, своды их правил. Это бизнес, что не плохо, не хорошо.
Тут опять полезна для взаимопонимания метафора горы. Допустим на горе живёт Бог (я не Олимп имею ввиду). Некоторые люди верят, что он там живёт, и ощущают его присутствие. Остальные – неверующие живут в долине, отрицают сверх «естественное» и объясняют всё в пределах своей реальности. Не обязательно, конечно гора, можно и лес, и болото, и море… Но если вспомните нашу топологию, Бог – это то всеобщее, бесконечное и непонятное, откуда мы приходим и куда потом уходим, потому и гора подходяща.
Так вот верующие в большинстве своём в какой-то момент начинают искать путь к Богу. И тут оказывается, что на гору уже проложено несколько больших маршрутов и множество менее исхоженных. От того, что многие идут путём, например, указанным христианством он не становится легче. Может потому, что он оккупирован церквями Католической и Православной, и ещё несколькими. Они обустроили его лестницами, поручнями, транспортом, храмами и магазинами. Шага не ступить без надзора и инструкций. А главное что путь фактически перекрыт наглухо. Не верите? Попробуйте сказать священнику, что говорите с Богом…
Итак, конфессии – это организации, эдакие турагенства для паломников. Они облегчают путь, но жёстко контролируют его. В каждой религии, в стороне от конфессии существуют «секты», люди которые пытаются оставаться на пути, не вступая в конфессию. Вот как говорят, например мусульмане о суфиях: «они сбивают людей с толку своими россказнями о „пути“. Словно им не достаточно религиозного закона! Это же ересь!» (ж-л «Суфий» №7 2008г). Такая же ересь всегда была и есть и в христианском пути (вспомнить Жанну ДАрк, или староверов). Интересно, что эти ереси объединяет приоритет любви…
Это я для соотнесения понятий. Но мы всё же о старости.
Я наверняка не потяну анализ мировых религий и попробую говорить о своих ощущениях, пониманиях тех из них, с которыми соприкасалась.
Христианство, самая противоречивая, непоследовательная и запутанная религия. Выросшее из Иудаизма, Христианство полно презрения к «фарисеям и книжникам». Библия отрицает Тору, списком с которой и ремейком является. Мне видится, что проблема тут в том числе в том, что главный пророк – Иисус не сумел достичь старой мудрости. За 2тыс. лет ни католическая, ни православная ветви не сумели этого переменить. Старцы в этих традициях всегда в стороне на грани между изгоями и отделёнными от общества мудрецами. Официальная церковь представлена молодыми или именно пожилыми (редко старыми священниками) за исключением верхушки. В русских церквях всегда много старушек (и немного стариков), но они здесь скорее так словно приходят на кладбище прибраться или к внукам понянчиться. Основное противоречие официального Христианство в том, что сам пророк призывал к отсутствию церквей, говорил о ненужности структур и ритуалов.
Иисус прожил бурную и сложную жизнь, полную поисков, но не дал никаких правил и заповедей кроме Любви. Остальное – наносные спекуляции, политика и этого очень много.
Наиболее сильная сторона в христианстве – вера в Богоматерь – женские, феминное направление на милосердие.
Вся христианская религия во многом похожа на кризис 30—40летних. Только частично это компенсируется культовым почитанием Святителя Николая Угодника. Думаю, в старости христианство может дать некую опору, как всякий ритуал. Я знаю старушек, которые говорят: «не встала бы давно, если бы не коза. Надо подоить, покормить, почистить. Она же и молочко даёт —силы». А другая говорит: «Я только затем и живу, чтобы в церковь ходить, помолиться за покойничков и за детей, водички святой принести…». Церковь помогает примириться с невзгодами и найти некие подсказки смыслов. Может быть.