bannerbanner
Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все
Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все

Полная версия

Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 10

Старость характеризуется Д. Бромлей весьма лаконично: полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность.

Последняя стадия – одряхление, болезненная старость – характеризуется нарастанием явлений синильности в поведении и психической сфере, окончательным нарушением биологических функций, хроническими болезненными состояниями, смертью. (Слободчиков В. И.)

Сразу скажу – мне всё это не очень-то нравится. Если Вам интересен взгляд современной отечественной психологии на старение и вообще периодизацию жизни, а также мои отношения с этими темами – посмотрите в сети Возрастная психология, периодизация и категоризация.

А вот текст про периодизацию майя, ставших модными накануне 2012года. (Отрывок позаимствован с сайта астропсихолога С. Безбородного).

Майя оценивали возрастные циклы человека по катунам (Катун=7200дней (Кунов) и =20 Тунов (360дней), т.о. катун – примерно 20лет).

Так, первые 20 лет (0 – 7200 дней жизни) у всех проходят под знаком Имиша, Дракона, когда людям свойственна порывистость, наблюдается избыток неконтролируемой энергии, молодость хлещет из всех щелей, но сохраняется сильная зависимость человека от семьи.

От 20 до 40 лет (7201 – 14400 дней жизни) каждый человек проходит через катун Ика, Ветра, когда люди активно усваивают информацию, за всё берутся, но нередко разбрасываются, но при этом стремятся закрепить свои права и обрести собственность, что всегда соответствует стремлению белых дней-знаков, к которым относится Ик.

От 40 до 60 лет (14401 – 21600 дней жизни) люди проходят через катун Акбаль, когда они больше заняты домом и семьей, проявляют осознанное творчество в организации личной жизни и мечтают стать бабушками и дедушками, так как именно в этом качестве сильнее всего реализуется нагуаль Акбаля, великого акушера, дедушки и бабушки.

От 60 до 80 лет (21601 – 28800 дней жизни) в свои права вступает катун Кан, Зерно Маиса, он подчеркивает, что в пожилом возрасте люди часто думают о материальных заботах, пропитании, мечтают об обеспечении своей старости, но также стремятся помочь своим детям и внукам, хотя бывает и наоборот.

От 80 до 100 лет (28801 – 36000 дней жизни) действует катун Чикчан, Змей, и это время характеризуется как «мудрость змеи», когда человек, уже достаточно поживший на белом свете, должен всё понимать не только сердцем, но и умом.

Период времени от 100 до 120 лет (36001 – 43200 дней жизни) закономерно приходится на катун Кими, Смерть, потому что в это время происходит не смерть, как считают западные люди, а переход в иные миры, как утверждали МАЙЯ.»2

Очень интересна трактовка возраста «зерно Маиса». Почему-то возникает подозрение, что автор, являясь достаточно молодым человеком, описал скорее знакомое ему современное положение дел. Хотя в этом что-то есть. Ведь если не брать невротических городских стариков, а посмотреть на деревенских… Какие заботы – хлеб насущный. Возможно, это действительно важный период некого заземления, концентрации. Уходит лишнее, становится понятен минимум потребностей и способы их обеспечения, и только тогда появляется ресурс для остального. Мудрость присутствует безусловно, хотя меня такая продолжительность этого периода настораживает.

Валерий Зеленский поделился со мной славянской традицией: Семь сороков – 7х7=49. В этом возрасте в славянских деревнях сажали старичков на саночки и спускали под гору. Это символизировало переход в другую категорию – ненужных деревне. Старички могли после этого уйти или вернуться и жить тихо-тихо. Такой процедуры избегали те, кто деревне был нужен – знахари, мастера, учителя и т. п.

«Третий возраст» – изобретение современной Европы/Америки.

На самом деле близко с индийской традицией периодов в 25л. 1-й возраст – ученичества. Это и детство и юность. 2-й возраст – работа в социуме, реализация. 3-й у индусов и китайцев – уход от социума, индивидуация, обретение мудрости. Для Ч. Хэнди и иже с ним – это пенсионный возраст. Однако, связанный с менее активной, но жизнью и работой в социуме. Этот возраст называют пожилым или преклонным. Видимо предполагается, что позже, м.б. в 75 наступит 4-й возраст – старость. По крайней мере её отодвинули пока и как идею, и как будущее. А третий пытаются сделать вторым.

Итак, заметим, что деление на возрастные периоды в разных формах существует довольно чётко лет до 45—50, а потом становится как бы смазанным. Думаю, это вполне закономерно.

Наступление старости – это конец отсчёта времени. Заметьте в моей предыдущей фразе нет ни доли негатива. Просто старость живет не во времени, а в пространстве. Старики живут уже не сколько-то, а просто давно и впереди тоже сроков нет. Старики живут пространством и измерениями пространства – избушка, квартира, деревня, королевство, Бог.

Умиротворение. У него нет сроков.

Хотелось бы на этом завершить эту главу. Она и так уж великовата. Но нет. Многое ведь не сказано! Как же Юнгианство?…

Периодизация, научность – вот как проявляются психологические защиты (ведь двигаться дальше к делам и смыслам боязно). Противостоять не могу. Может это не только моя защита, а ещё кому нравится? Однако, для чтения необязательно – можете пролистать.

Психологи (ничто человеческое им не чуждо) тоже не очень-то любят стариков. Психология в своём большинстве стала социальной наукой, изучает личность и её отношения. И потому её интерес простирается до кризиса середины жизни (КСЖ). Пристальное внимание уделяется самому КСЖ… А дальше? Так… поддерживающая терапия и помощь в попытках «вернуться».

З. Фрейд считал, что развитие личности заканчивается с половым созреванием и дальнейшая периодизация бессмысленна. Большинство авторов, относящихся к разным направлениям психологии до и после З.Ф., с небольшими разночтениями тщательно описывают раннюю детскую периодизацию, юность, зрелость… дальше обычно пунктирно. Предполагается, если Вам скажем 60, выбрать: относиться ли к взрослым/зрелым, гребя старательно против течения, или, как сдадут силы, в геронтопсихологию, где опять или «побеждать старость» или смириться и умереть.

К.Г.Юнг был уверен, основываясь, в том числе и на личном опыте, что инициация, развитие идёт всю жизнь. Фрейд исследовал Личность, Эго, как набор комплексов и защит, стратегий и тактик социальной жизни. Ему было важно акцентировать внимание людей на том, что этим надо заниматься очень рано, что в 30—40 уже нужно копать прошлое, чтобы понять свою личность. И гению Фрейда это удалось. Но что дальше? Тут лучше у юнгианцев. Они, не размениваясь по мелочам, изучают развитие сознания и любимый период их работы – КСЖ. Любимый ракурс – проявление Самости, как главенствующего архетипа, как некой индивидуальной вселенской задачи. (Ох, как пафосно звучит). Юнгианцы описывают, как онтогенез повторяет филогенез, то есть развитие одного человека похоже на историю человечества, но не только в плане физиологии, но и в развитии сознания. (Если Вам покажется, что я пишу сложно – почитайте Ноймана). А если интересно – почитайте Мюррея Штайна, Даниила Шарпа, Дж. Холлиса.

Если Вы не читали Юнга и его последователей и Вам не хочется уже перейти к следующей главе можете посмотреть – Ода Юнгианству (в Дополнениях).

Развитие сознания в филогенезе и онтогенезе (соответственно – всего человечества и одной личности) по К.Г.Юнгу, Э. Нойману, М. Штайну:

– мистическое слияние

– развитие Эго и проекций

– Развитие супер-Эго, абстрактного Бога, Истины.

– инфляция сверхразумного человека

– осознание контакта Эго – психика

– соединение физического и психического мира – синхронии (от себя добавлю: не отслеживание, а реализация!!)

– зеркальное сознание, (голографичность, осознанное слияние)

4 этап – то, куда цивилизованное человечество пришло к концу 20 века. Человечество стало очень умным, обзавелось супер знаниями и технологиями. При этом оно пришло к краху в большинстве областей от личного счастья и демографии, до «покорения природы». Обретя сверхразум, люди стали слабыми, нетворческими и беззащитными перед будущим. Всё это отразил постмодерн.

В личной истории инфляционный крах происходит обычно именно как КСЖ. И после него наступает 5-й – любимый этап юнгианской аналитической науки и практики.

Человек открывает для себя нелинейность (иногда иррациональность) мира и возможность жить с ней, находит контакт логичного разума с текучей энергией психики, левого и правого полушарий и т.п.. Он находит и начинает ценить ресурсы своей Тени, Анимы/Анимуса, как дополняющей части души, и встречается с Самостью.

Примерно это пытается происходить в человеческом обществе. Об этом сейчас фильмы и книги, картины и музыка, открывшиеся для широких масс религиозные, мистические, духовные движения.

Контакт Эго-Душа не только должен осознаться, им надо научиться пользоваться, жить с этим. Что требует большой работы и практически отсутствующего пока понятийного, языкового поля.

И вот когда это происходит, случается соединение физического и психического, мифа и реальности, но совсем уже на новом витке эволюции. Мы уже не играем в сказку, не наблюдаем её, не оказываемся в некой Нарнии, а живём в ней творя полноправно как мудрые старики. Мы не договариваемся об узких рамках «правильной реальности» а живём в полном мире по мере возможностей. Об этом хорошо получилось у Пауло Коэльо в «Дьявол и сеньорита Прим», о том как старая женщина видит, как понимает ответственность, как делает когда и что нужно… Ну и конечно, замечательная Урсула Буэндия – вечная мать и бабка у Маркеса в «100лет одиночества».

Я думаю это очень неслучайно, что приход человечества к этой стадии развития сознания совпадает с невероятным доселе возрастанием числа старых людей на планете. Есть надежда, что разберёмся.

Ведь всем понятно, что спасти человечество должно Чудо. Всё остальное бесполезно. Почему бы над ним не поработать?

Старение или подготовка к старости

Почему я начала с 42 (кстати, есть смешная идея великого индуса Ошо о том, что секс должен естественно умирать в 42). Моё окружение во многом представлено этим возрастом.

Мы психологи, много говорим о кризисе середины жизни. Да это важный этап. Серьёзная ломка, трансформация.

Часто ли мы решаемся сказать, что потом… старость. Похоже не очень. Мы говорим о второй ½, новых возможностях и т. п.. Да. Я не спорю. Только почему это трудно честно называть?

КСЖ и начало старения – не одно и то же. КСЖ – событие революционное, ломка и изживание привычных алгоритмов…

Во время КСЖ Человек подводит итоги предыдущих периодов в физическом, эмоциональном, интеллектуальном (хорошо бы) плане. Подводя итоги, он завершает и прощается. Да-да, прощается со взрослостью, как когда-то с детством. Если с чем-то попрощаться не удаётся – кризис растягивается, или происходит регресс (не обязательно патологичный) и допроживание. КСЖ многократно и хорошо описан (лично я больше всего люблю в этом плане Д. Шарпа, М. Штайна ну и трагичного Дж. Холлиса).

В итоге КСЖ мы должны увидеть, что ставший для нас привычным образ мира и себя в нём изжит, существуют другие модели, степени восприятия. Это большой и важный процесс.

Однако, потом (лично у меня года через 3—4) начинается другой эволюционный процесс – собственно старение. Здесь любопытны инициации и подготовки. Легче всего по аналогии.

Начиная с 41, я с интересом и часто со страхом обнаруживала в себе и своей жизни яркие моменты, которые в сумме назвала инициацией в старость. Мне кажется, я её прошла (хотя кто знает…).

Когда мне говорят: «что ты! Рано ещё!». Терпеливо (стараюсь) объясняю. Моему сыну 14, и он успешно инициируется в мужчину. Часто с гордостью говорю ему и о нём: «настоящий мужчина». Мальчики и девочки в 13—14 инициируются во взрослых. Чтобы стать ими в 25—30. Так?

Так и я чтобы в 60 стать настоящей Полноценной старухой, должна сейчас начинать готовиться. Почему тут надо не 12 лет а 20? – сами понимаете – процессы замедляются. А инерции больше.

Иначе, если сейчас не начать этот путь, то одряхлеть то я одряхлею, а состариться полноценно могу не смочь.

Понимаете меня? Есть много людей, которые дожили до 35 и выглядят взрослыми, при этом взрослыми не являясь. Например, они не обладают самостоятельностью, трудолюбием, навыками, волей, способностью любить и др. Так и со старостью. Необходимо научиться и суметь стать старым человеком, а не просто прожить долго и ослабеть.

Итак, старение, в чём же оно состоит?

Буду рада любым подсказкам с вашей стороны. Потому как ещё работать и работать. Сейчас же могу поделиться тем, что пока знаю.

Главное для меня тут – алгоритмы, которые уже упоминала. Что поделать технически-математический стиль мышления, отягощённый первым образованием.

Лично мне очень помог такой из уст в уста передаваемый образ – Шоссе. По шоссе в разные стороны мчатся машины. Кто-то на лимузине, кто-то на Оке, кто-то ведёт большой грузовик с чем-то тяжёлым и важным, кто-то автобус с детьми, кто-то сам едет пассажиром, а кто-то и вообще на мотоцикле или велосипеде. Это социум – у всех своя цель, маршрут, скорость, важно соблюдать правила или нарушать их ловко и умело)). Это время взрослости, время алгоритмов. Но старость, а точнее пока – КСЖ, это когда твой транспорт начинает барахлить, может просто закипает или топливо кончается, и ты с трудом откатываешь его на обочину и начинаешь сначала переживать, а потом думать, как быть дальше. Ну, и конечно, ты можешь починить свою машину или принять помощь друзей, или пересесть на велик, или пойти пешком…

Но есть ещё вариант – увидеть, что сразу за обочиной начинается поле, а там и озеро, лес, горы… Главное – поле.

Поскольку сначала КСЖ, с большой вероятностью ты вернёшься на шоссе доделывать дела, но запомнишь цвета и запахи, и привлекательность этого поля.

А вот старость – это когда ты решаешь покинуть суетливое шоссе с его гонкой и отправиться в путь по полю.

Когда я отправилась – было очень трудно, мучительно, ничего не получалось. Я плакала у своего психоаналитика: «я не могу понять, какие тут алгоритмы, правила». Так продолжалось какое-то время пока не дошло: единственный необходимый мне новый алгоритм – отсутствие алгоритмов. Единственное правило движения по полю – открытые глаза и другие чувства, особенно ноги. Зато останавливаться и отдыхать можно, когда захочешь, можно поднимать глаза к небу, ходить кругами и т. д. и т.п..

Не знаю, поможет ли Вам…

Ещё я поняла (смешно) смысл выражения «картина мира». То есть, конечно, я знала, что все вроде понимают под этим, но моя картина была картой, схемой…. Это было похоже на мой первый диплом по строительству: геосъёмка, план стройки, сетевой график, в любом случае, даже если это была картина, то очень чётко схематичная.

Потом как раз в переломный момент своей жизни я нарисовала мандалу под чутким руководством дочери Вари. Это было прекрасно. Очень много было в ней про мою жизнь. Я поняла пристрастие Юнга к мандалам. «В любом хаосе есть космос». Мандала – попытка ухватить хаос и запереть в космос. Чёткость, хотя и округлость, целостность, символичность…

После прохождения следующего перехода, я поняла – теперь я хочу акварель. Мир – картина маслом, акварель… Я хочу туда, и я двигаюсь туда, танцуя в поле и лёжа в траве, и немного плача от усталости.

В любом случае…

Как это не печально, но вы никогда не сможете понять что-либо, просто прочитав об этом книгу.

(Р.А.Уилсон)

Написав – тоже. Потому попробуем поработать, подумать?

Часть 2. Темы

Время и отношения с ним

– Простите, Вы не скажете, который час?

– Хаим, живи проще!

(Одесский анекдот)

Время за прошедшие десятилетия заметно подпортилось и пожелтело.

(В. Тихоновец «Пассажир Окрылённого»)

Время старости.

– Когда ты поедешь в город? Говорила, что надо в больницу и в администрацию….

– Надо-надо.

– Давай в понедельник?

– Серёж, милый, мне надо пока корова не отелилась. Но когда речка встанет. А тогда ведь гололёд будет… И внуки должны приехать.

– Так когда. Баб Мань?

– Скажу, Милый. Скажу.

Время существует не безусловно, как наивно полагают многие. Оно в пространстве. Природе и окружении. Когда внука заберут. Когда дочка деньги привезёт. До половодья, после картошки, и уж конечно засветло или затемно….

Остальной социум с его понедельниками, приёмными днями и договорённостями по часам – он тоже лишь часть «окружающего мира», самая суетливая порой часть и сложная для взаимодействия.

Время старости другое – порой кажется долгим, растянутым. Зато оно реально зациклено. Ритмично, связано с тем, отчего изначально бралось – ритмом земли и пространством. Всё то, в чём только начинают убеждать квантовые физики вроде С. Хоккинга.

Старость имеет весьма серьёзное отношение ко времени. Вполне можно сказать, что она ответственна за него.

Пожалуй, бесспорно, что все ранние возраста нацелены во времени вперёд на ожидания и планирование.

Старикам присуща фраза: «мне ждать нечего». В негативном аспекте – это ворчливая безнадёжность и пессимизм. В позитиве – открытость, любопытство и приятие в сторону будущего. Это предполагаемое всеми религиями безусловное приятие заранее (!) всего «что Бог пошлёт». Базой для этого служит опыт прожитой до того части жизни.

У меня, например, около 40 лет появилось ощущение накопленного опыта выживания. «Как было видели, как будет – посмотрим» – чудесная формула жизни от Татьяны Ивановны Афанасовой. Для стариков это обозначение себя во времени. «Время в котором стоим» (выражение абхазских стариков, подаренное Фазилем Искандером).

Дама в 45 говорит: «у меня ещё всё впереди» и подразумевает, что она собирается соблазнять, влюбляться, сексуально развлекаться, может быть рожать, может быть … – всё про то, что было или должно было быть у неё в 35—35, то есть сзади, в прошлом. Конечно, у неё всё или многое впереди – старость с её новыми ощущениями, задачами, кайфами и трудностями. Но об этом она говорить не хочет и думать от страха отказывается. Она говорит: «у меня всё впереди», пытаясь вывернуться и двинуться в хвост времени, назад. Зачастую получается. Героически и глупо как всякий героизм. Фраза кусает себя за хвост, а человек, пытающийся её осуществить, попадает в ловушку.

Сначала нас победило «иметь, а не быть», потом мы стали «иметь» время. «Время есть?». Теперь не быть, а быть где и когда. Жизнь подменяется расписаниями и планами. Старость – пора выйти из этого в настоящее время.

Ну и конечно, Старики помнят. Помнят за других. Помнят вас маленькими. Помнят для вас историю рода и те времена, когда… Они, их жизни и память – ткань времени.

Настоящие качественные старики смотрят во времени не вперёд, ни назад, а вокруг, во всей многомерности пространства. Многим приходилось наблюдать, когда с приходом слабоумия старики путают настоящее с прошлым, ждут давно случившегося, видят покойников среди живых и т.п.. Начинается это с простой путаницы во временных связях. Людей привыкших жить в узкой реальности логической матрицы такое пугает или смешит (что тоже в общем —страх). Но если приглядеться, то это взгляд! Не обязательно дожидаться слабости ума, чтобы увидеть многомерность.

Время жизни. Это великолепная тема для индивидуальной и групповой работы.

Время – некая данность, договорённость, возведённая людьми в ранг закона. В большинстве своём люди чувствуют и принимают относительность и неопределённость времени, но оно крепко держит нас как привычная карта территории. И даже отрицание времени есть зацепка за него.

Проще всего оттолкнуться от Дней рождения. Люди делятся на тех, кто их любит, равнодушен, не любит.

«Дни рождения меня никогда не травмировали – в основном потому, что я старался их игнорировать.» (Р. Дасс)

В основном считается, что дни рождения отмеряют наше взросление, наше Время жизни. И потому в детстве они радуют – мы же торопимся! Потом напрягают – мы уже вроде не торопимся, а потом и вовсе – расстраивают.

Ну, игнорировать мне, например, тоже не нравится. Я вижу такую историю. Вот Галактика, Солнце, далеко-далеко от него наша Земля летит по большой орбите вокруг. И вот в какой-то точке этой орбиты, точке которую никак не пометить, не назвать, только очень условно, и всё же она есть наверное. В этой точке-моменте моё тело отделилось от материнского и началась Моя жизнь. И вот когда Земля пролетает где-то примерно в этом месте (ооочень примерно!) можно этот момент рождения вспомнить и порадоваться. Порадоваться, что это случилось, что здесь, с этими людьми… Вот и всё. Сколько раз уже Земля прошла это место, сколько ещё… Я люблю свои Дни рождения и отмеряемые числа – ведь это жизнь, моя жизнь. Кроме того мы с детьми и друзьями весело празднуем….

Время удобная координата, если вы наполняете её смыслом.

Фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003) Корейского режиссёра Ким Ки Дук наверное четче всего передает эту ситуацию.

Старики существуют вне времени? Да, они создают и поддерживают пространство. Хотя…

Во времени они, конечно, тоже существуют. Но не в том оцифрованном ритме цивилизации. А в безмерном, космическом и физическом времени, «том в котором стоим». Том, которое обусловлено вращением Земли и сменой времён года, сменой ландшафтов, разрушением гор, ростом лесов. Они участвуют в этом времени, являясь им, его тканью, стоят в нём, как стоят деревья.

Переход в старость это во многом переход во времени и в другое время. Раньше оно шло, бежало, тянулось где-то рядом. Теперь мы становимся им и оказываемся внутри.

– Время – поезд, он сначала трогается и едет, а потом проносится мимо. Если повезёт – сможешь ненадолго запрыгнуть на подножку и прокатиться.

– А теперь что? Мы, старики, что сидим в поезде у окошка? или может стали машинистами? Как у Макаревича, да? «Один говорил, мол, мы машинисты, другой говорил – пассажиры».

– Нет… Мы не пассажиры и не машинисты, и не поезд. Поезд – несется в своём искусственном времени. Мы – полотно дороги, деревья по сторонам и речка рядом. Мы то, по чему, от чего и к чему едут.

– Сложно… И немного страшно.

– Да, никто и не говорил, что будет легко. Хотя трудно, пока не поймёшь и не примешь. Трудно почувствовать, что, как у Пелевина в «Жёлтой стреле», есть что-то кроме мчащегося поезда.

– Похоже на Дао.

– Может быть…

Ну, а теперь поскольку времени у нас много, давайте пофилософствуем о времени? Предлагаю тем, кому интересно.

О самом понятии Время. Стивен Хоккинг – умнейший наш современник. Вот его чудесная шутка: «Мне повезло, что я занимаюсь теоретической физикой, потому что она вся умещается в голове». Каково, а? Представляете какая голова у Стивена. Лично я, наверное, никогда бы не осмелилась сказать, что в моей умещается больше 1/10 (это я себе льщу) теоретической физики, мои знакомые, наверное, тоже. Так вот этот очень умный физик написал очень хорошую книгу о Вселенной и Времени, в том числе и ещё терпеливо переписывал её десятки раз, чтобы она была понятна всем у кого голова поменьше или забита чем другим. Если Вы её читали или собираетесь, то мои потуги можете смело пропустить. И всё же.

Когда Вам кажется, что время – штука ничуть не загадочная, а простая, банальная и однозначная, то скорее всего Вы как большинство из нас путаете время с его измерением. Так происходит с множеством важных понятий. Сначала мы думаем, как поймать их в ловушку определений и измерений, а потом забываем сами понятия, путая их с символами. Так время для нас превратилось в стрелки, а потом и цифры на часах и календарях, даты и т.п..

Время вначале было очень земной, природной категорией, оно было просто ещё одной категорией пространства. Время связывало Землю с Космосом даже тогда, когда было не понятно, кто вокруг кого крутится. Это я к тому, что время придумали мерить исходя из того, видно ли Солнце и как, и также и про Луну. Год и день когда-то был солнечным, месяц – лунным. А ведь время, настоящее время, и есть пространственная категория, некое вращательное измерение добавленное к привязанным к земной поверхности трём другим.

Мне приходилось читать, что в древние времена, когда часы были только солнечными и ночью время никого не интересовало, час определялся разделением на 12 светлого времени, то есть дня. Таким образом получалось, что зимний час был почти в 2 раза короче чем летний. А день оставался днём, потому как его никто не увеличивал с помощью электричества. Конечно, если вы живёте в плену машин, это не кажется удобным. Но в деревне это очень близко к действительности. Мне бы понравилось, если бы зимний час был короче, а летний, когда надо много сделать – длиннее. Кстати современная электроника по-моему вполне могла бы позволить такой переход. Но кого сейчас интересует природность?

На страницу:
3 из 10