bannerbanner
Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все
Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все

Полная версия

Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 10

Вот пришла весна 2011 и Медведев от нечего делать взял да и отменил переход на зимнее время, оставив нас на летнем. Тем самым Россия снова вылетела из европейского формата, теперь временного. Но главное не это. Дети-школьники и те, кто ещё работает в этой стране, начиная с октября, будут вставать до рассвета, некоторые задолго до рассвета. Но кого это волнует? В обсуждении «проекта» обсуждались в основном переживания городских пенсионеров. Мне понравилась одна реплика на радио: «я лично против отмены перевода часов: мы итак ничем не управляем, раньше хоть временем можно было 2р в год!». Сквозь слёзы…

Приведу кусок из своей статьи «О новом планировании —2» (www.maap.ru)

Арнольд Минделл («Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме. Осознание пути…»): «некоторые из нас забыли, что наше чувство времени первоначально было связано с пространством. Не имея электрических фонарей ли наручных часов, мы замечали происходящие на Земле перемены. То, что мы сейчас называем «временем», некогда связывалось с перемещением по земле теней деревьев … (и т.п.)».

И заметьте историческое время также может восприниматься весьма пространственно – «время в котором стоим».

«Судя по всему, время представляет собой современное абстрактное понятие, производное от опыта движений и изменений в пространстве.»

Шаманы и учёные говорят, что наша жизнь зависит от перемещений в пространстве Земли, Луны, планет, звёзд, Солнца. При этом время становится оцифрованным. Оно уже скоро даже с движением стрелок не будет связываться, только с абстрактными цифрам.

Цивилизованный человек в ловушке этого оцифрованного усредненного официального времени (и календаря), отчуждаемый от ощущений собственного тела и планеты, брошен, покинут сам Собой в стрессе и тревоге.

Ещё из Минделла: «Конечно, вы можете всегда настаивать на своем повседневном образе действий и любой ценой держаться времени идущего вперёд. Если вы слишком долго подавляете настроения и чувства, то вероятно начнете проклинать повседневную жизнь или, как минимум, высказывать массу жалоб на стресс или невозможность всего этого. Чем больше вы цепляетесь за движение вперед во времени, тем больше вас одолевают эти настроения – и тем больше вы начинаете бояться смерти и уничтожения».

Книга хорошая. Можно всю пересказывать. А.М. – чудесный летчик. И опробовав его методики можно многому научиться в планировании…

Газета «Еврейское Слово» 15.12.2009 В конце времён. «И было в конце двухлетнего срока..» (Бытие, 41:1) Иосиф томился в тюрьме у фараона. «Можно сказать, что окончание заключения – время одновременно тяжёлое (время тянется в конце бесконечно долго) и радостное: Йосефу предстояло выйти на свободу и стать вторым человеком в Египте после фараона». Время благодаря своему положению в неделе или году меняет свою природу, становится вдруг святым, священным. Природа времени – одна из загадок современной науки.

Да, кстати, я ведь начала с науки, со Стивена Хоккинга. У физиков время, как и у всех, приравнено к другим измерениям – пространственным. Так было изначально, когда пытливые умы только начинали сочинять правила «естественных» наук. Эти же пытливые умы и сочинили абстрактное время, для того чтобы была некая база измерения и описания происходящего вокруг. Абстрактное время стало той самой точкой опоры, благодаря которой Ньютон заставил всё вращаться вокруг науки. Но Земля, как ни странно своего движения не изменила, сдвинулось лишь человечество. А точнее наоборот решило, что, держась за этот колышек, стало независимым.

И Аристотель, и Ньютон верили в абсолютное время. Иными словами они считали, что временной интервал между двумя событиями можно однозначно измерить и что результат будет одинаков независимо от того, кто производит измерение, лишь бы у измеряющего были правильные часы. Время было полностью отделено от пространства и считалось не зависящим от него. Такова точка зрения большинства, точка зрения здравого смысла.))) Но нам пришлось изменить свои представления о пространстве и времени. Представления, основанные на «здравом смысле», относятся к сравнительно медленным объектам (яблоко, планета), но они оказываются совершенно неуместными, когда скорости становятся близкими к скорости света. …. Теория относительности покончила с понятием абсолютного времени.

(С. Хоккинг «Краткая история времени»)

А квантовая теория похоже покончила с остальными абсолютными понятиями.

Очень многие говорят: какое нам дело до всего этого. Ведь мы живём среди яблок и планет в зоне здравого смысла, что нам до скорости света? Но, друзья мои, ведь мы как раз и живём в скорости света, мы видим и яблоко, и планету только «благодаря» скорости света, Благодаря ей мы можем поймать яблоко, не дать ему встретиться с планетой. И наш выбор к какой скорости приблизить скорость нашей мысли.

Например, Чарльз Тарт в «Пробуждении» сравнивает её со скоростью ослиной повозки.

Но мне ближе идея Курта Воннегута («Времятресение»).

Этот кусок просто невозможно не привести целиком, я очень люблю разыгрывать эту сценку со своими гостями. Старый вымышленный забытый писатель-фантаст выступает перед своими друзьями и друзьями писателя Курта Воннегута…

Толпа затихла, когда я занял своё место справа от него.

– Вселенная очень сильно расширилась, – сказал он, – … Поэтому свет теперь недостаточно быстр, чтобы проделывать путешествия, которые надо проделать. Ему теперь не хватит и бесконечно долгого времени. Когда-то свет был самой быстрой штукой на свете, а теперь его место на свалке истории вместе с дилижансами.

И теперь я прошу этого храбреца, осмелившегося встать рядом со мной, выбрать две мерцающие светящиеся точки в небе над нами…

Я показал на две светящиеся точки примерно в десяти футах друг от друга. Одна точка была Полярной звездой. Про вторую я ничего не знал….

– Они мерцают? – спросил он.

– Да, – ответил я.

– Точно? – спросил он.

– Клянусь, – ответил я.

– Отлично! Дин-дин-дон! – сказал он. – Теперь вот что. Какие бы небесные тела ни скрывались за этими двумя точками, можно быть уверенными, что Вселенная стала настолько разреженной, что свету от одной из них до другой нужно добираться тысячи или миллионы лет. А теперь я попрошу вас посмотреть, со всем возможным безразличием, сначала на одну, а потом на другую.

– Хорошо, – сказал я. – я это сделал.

– Это заняло одну секунду, не так ли? – спросил Траут.

– Не больше, сказал я.

– даже если бы это заняло час, сказал он, – существует нечто, что, говоря консервативным языком, преодолело расстояние между этими небесными телами в миллион раз быстрее света.

– Что же это было? – спросил я.

– Твоё сознание, – ответил он. – Это – новое свойство Вселенной, оно существует только потому, что существуют люди.…

(К. Воннегут. Времятресение)

Разве не замечательно. Попробуйте почувствовать себя истинным независимым стариком Вселенной и у Вас получится проделать это с кем-то помоложе, получив общее удовольствие.

Вот ещё один из моих любимых авторов в качестве отвлечения-развлечения. Вы ведь никуда не торопитесь?

У Бенджамена Хоффа в «Дао Винни-Пуха» (А может у Милна???) возникла идея нового слова – скоробуды (по другой версии – щасвирнусы).

Скоробуд вечно куда-нибудь спешит, и похоже, вся его жизнь проходит под знаком отсутствия: УШЁЛ СКОРО БУДУ…. Скоробуду не сидится на одном месте. Ему обязательно надо бежать туда, где его нет. (Заметим – бегает он редко, если это человек, чаще ездит, летает…) …. Вся наша скоробудовская наука, религия и деловая этика испокон веков внушали нам, что всех нас ожидает впереди Великая Награда и, чтобы быть достойными её, мы должны всю жизнь работать, работать и работать, как заведённые. Она то ли храниться на небесах, то ли спрятана за ещё нераскрытой молекулой, то ли ждёт нас в правительственном номере отеля, но она всегда чуть впереди нас – вот тут за углом, с другой стороны земного шара…

Хофф описывает Общество Скоробудов, повязанное идеей Достижения Великой Награды, жизнь в котором проходит под лозунгом Экономии Времени. «Характерным примером претворения этого лозунга в жизнь является пресловутая Стойка с Гамбургерами – подходящий памятник Скоробуду и его вечной занятости.» Б.Х. предлагает сравнить фастфуд с чайными домиками Китая.

Лично мне кажется, что тотальными признаками культуры Экономии Времени являются более привычные вещи – электрические чайники, кофе машины, микроволновки, магазинный хлеб. Да собственно Хофф того же мнения. «Стойка, как теперь стало уже общеизвестно, представляет угрозу для всякого, кто к ней приближается. И, к сожалению, это далеко не единственное изобретение ума, запрограммированного на Экономию Времени. Сюда же можно отнести супермаркеты, микроволновые печи, ядерные реакторы, ядохимикаты и прочие прелести. Если бы все мероприятия, направленные на Экономию Времени, действительно его экономили, то, рассуждая логически, у нас должен был бы накопиться значительный его запас – гораздо больший, чем у предыдущих поколений. На деле же, как ни странно, с каждым годом времени у нас всё меньше. … И весь фокус-то в том, что экономить время в принципе невозможно – его можно только тратить. А вот тратить его можно либо с умом, либо впустую. У Скоробудов времени не остаётся совсем, потому что они тратят его целиком на неимоверные усилия, призванные сэкономить каждую секунду».

Не могу не отметить при всей красоте текста два момента. Как бы не пытался автор откреститься от родной американской культуры, она его до конца не отпускает. Терминология держит: экономить нельзя тратить. А ведь время и тратить нельзя. Оно вообще не товар и не деньги. Оно пространство. Люди придумали сделать предметом торга все измерения. Но это лишь одна из фантазий. Кроме того – отсутствие времени – кокетливая ложь. Современная цивилизация действительно экономит людям кучу времени, которое они тратят нещадно за телевизором и компьютером, всякими развлечениями и отвлечениями, имеющими слабое отношение к жизни.


Когда Авраам хотел кофе он шёл за хворостом, а Сара разводила костёр и разминала кофейные зёрна, приносила воды от родника и… потом в общем они пили кофе. А сейчас мы нажимаем кнопку электрочайника, высыпаем пакетик и нервничаем полминуты «ну скоро?»

Время – это часы и минуты, не отрезки и точки встречи. Это, что важнее, обозначение некой категории ситуации. Ну как бы это сказать… Лето – это не время, когда на календаре написано «июнь», а время когда в нашей полосе цветут травы и завязываются плоды. Время косить и время сажать.

«Время собирать камни и время разбрасывать»… и время смотреть на камни. А вообще, не знаю, почему все так любят цитировать эти самые камни.

Там ведь есть ещё:

Время родиться и время умирать,

Время насаждать и время вырывать насажденья,

Время обнимать и время избегать объятий,

Время отыскивать и время дать потеряться,

Время хранить и время тратить,

Время рвать и время сшивать…

А вот моя скромная находка. Время старости – пространство.

Она приходит не с косой. С косой – старуха Смерть.

Старушка Старость приходит с граблями (иногда может быть с лопатой, мотыгой, ведром). Она никогда не скажет «сколько вам осталось», но скажет, что Вам надо бы сделать, где прибраться, что посадить… А начнёте бегать-суетиться, сами знаете про грабли…

Первая половина жизни наполнена культом времени. Мы торопимся, догоняем, обгоняем, считаем и экономим, тратим время. И мы боимся смерти, которая придёт и скажет, что оно кончилось и что мы что-то не успели. Но когда мы готовы принять и смерть и жизнь, отвернувшись слегка от часов и календарей, старость освобождает нас от этой зависимости. Время в старости течет само по себе где-то в стороне. И старики замечают его по другим людям, своим детям и внукам. Сами же они заняты пространством.

Когда выросшие мы вспоминаем своих бабушек и дедушек, мы с трудом можем сказать сколько им было лет, когда мы слушали сказки у них на коленях или когда приходили рассказать об успехах в институте.

Мифологическая реальность тоже свободна от времени. Но об этом попозже…

Топология

Жизнь не восхождение и спуск с горы. Это пропаганда социума, утверждающего, утверждающегося, что он – верх. Очень старая пропаганда, древняя можно сказать.

Жизни ближе метафора большого U.

Хотя в горах тоже много символического смысла. Представим, что человек взбирается на вершину. Что там? Скорее всего безжизненность, скалы, снег… и амбиции. На вершинах гор безусловно красиво, но там никто не живёт. Смысл восхождения в возвращении в долину с новыми впечатлениями и силой.

Если же смотреть с точки зрения развития психики, движения от Самости к Самости (как изначальному и основному смыслу земного бытия) – это обратный ландшафт. Движение жизни по большому U.

Самость заземляется, проявляется в земной реальности социума, а потом, вырастив большое эго, реализовав его, возвращается обратно.

(В боковой проекции U – это виток спирали. Но это так – между прочим).

И еще не забудьте, что это наша банальная фантазия, договоренность, что земля – низ.

Может быть, должно быть так:

Рисунок – круг Земли с лепестками/синусоидой. Что отражают точки на кривой? Можно говорить о некой условной точке центра сосредоточения, концентрации сознания… Круговорот сознания, как круговорот воды.

Ругаете меня? Ничего не поняли? Простите, попробую ещё раз.

Метафора подъёма-спуска с горы очень и очень въелась в сознание и подсознание.

Молодые вечно «карабкаются» или «идут в гору», а старикам – «спуск на саночках»….

Мне и самой в начале подготовки к старению приснился яркий сон.

Мой сон про спуск с горы.

Мы с детьми и нашей машиной-микроавтобусом как-то оказались на высокой заснеженной горе. Я как старшая и водитель очень озабочена тем, как мы туда забрались, а главное как спуститься. Я разрабатываю всякие планы, думаю про лебёдку, ручник и т. д. и т. п. Ругаюсь на детей. И тут им надоедает. Они достают сноуборды, лыжи, ледянки (у нас так было принято) и начинают веселиться, кататься, спускаться и подниматься. А я чувствую отчаяние, одиночество. Но потом вижу, что внизу красивая зелёная долина. И приходит понимание, что я вполне могу легко и весело туда спуститься. Что машина никакого значения не имеет. Что дети рядом и нечего портить им радость жизни. Правда, что я в отличие от них не буду подниматься обратно. Они катаются здесь, а я прокачусь и уйду туда в долину. Буду там обживаться и может их дождусь.

Сон оставил глубокие переживания и в общем приятное успокоение, ощущение понимания «что дальше». Или «где дальше»…

Образ подъёма на гору и спуска очень древний и потому ставший «глубокой» частью культуры, архетипического коллективного бессознательного по Юнгу (ой, простите, опять).

А теперь я предлагаю Вам сменить этот рельеф на противоположный. Считайте, прошлые тысячелетия так жили, а теперь по-другому. Итак.

Мы приходим в мир Земли из Космоса, то есть «сверху». И рождаемся на горе. Там ещё первое время воздух очень разреженный и Человечек такой маленький, неустойчивый, и торжественный, ликующий. Родился! Пуп Земли! Вершина мира! Ничего не вижу кругом, только Я… и Весь мир. Люди вокруг??? … А вот кажется кто-то есть…

Постепенно приходит понимание, что надо куда-то идти. Осторожно, нащупывая опору, потом всё быстрее и быстрее, на ходу осваивая навыки движения и общения… Серпантин… остановки… возвраты (на верху ведь так классно!) … и всё же неминуемо тянет вниз. И вот уже видна долина под горой. Там полно людей, машин, дел, развлечений, городов… Человек устал, конечно, но спешит, торопится туда и неизбежно попадает. Там в долине людей Человек проводит свою зрелость. Здесь строит дом (хотя чаще находит чужой), ну в любом случае, обживается, прорастает кучей связей, привычек, нужностью и зависимостью, здесь осваивает жизнь социума и живёт ей. Оттуда многие очень не хотят уходить. Это Вам не с горы спускаться. А гора зовёт, другая с другой стороны ущелья. И надо собраться, передать дела, дома и машины, взять необходимое и начинать подъём.

Старость – не спуск, а подъём. Порой медленный, трудный, с одышкой, с клюкой, с поддержкой, фантазиями о возврате… «Присяду на пенёк, отдохну денёк». А потом вдруг: «а почему бы не вернуться? Я могу ещё разок!». И возвращаются, уже не очень-то понятно зачем.

Но здоровые уходят, стараются, идут вверх.

Оглядываетесь и видите с высоты птичьего полёта тех, кто внизу остался, присматриваете за ними. Здесь обязательно встречаешь детей, идущих навстречу, и радуетесь вместе этим встречам. Поднимаетесь. Доходите до вершины и уходите туда, откуда пришли.

Ну как?

Я не могу тут поставить как иллюстрации мои любимые картинки, Вы наверняка найдёте их в интернете. Могу предложить закрыть глаза и представить…

Город с дорогами, домами и небоскрёбами, трубами, рекламными щитами, храмами… – в долине, а на горе, откуда мы смотрим вниз и куда привела маленькая тропинка – небольшая избушка, может юрта или типи или каменный домик.

Могу привести более поэтичное изложение тибетцев:

Сфера «лха» – это вершины снежных гор, где находятся ледники. Лха —высочайший пункт, точка, которая раньше всех улавливает свет восходящего солнца. … лха находится настолько близко к небу, насколько небо достижимо на земле. Психологически лха представляет первое пробуждение. … В теле лха – это голова, в особенности глаза и лоб.

Затем существует «нянь», что буквально означает «друг». Нянь начинается с широких горных отрогов и заключает в себе леса, джунгли и равнины. … В теле принцип нянь заключает в себе плечи, туловище, грудь и рёбра. … быть смелым и полезным для других.

Наконец существует «Лю», что буквально означает «водяное существо». Это сфера океанов, рек и озёр, сфера воды и сырости. … Лю – это свежесть подобная солнечному свету, отражённому в глубокой луже воды. …Это богатство… В нашем теле лю – это ноги, ступни, всё что находится ниже талии.

Лха, нянь и лю также имеют отношение ко временам года. Зима – это лха. Самый возвышенный и величественный сезон. Зимой вы чувствуете себя как бы наверху, над облаками, вы ощущаете бодрящую свежесть, как будто летите в воздухе. Потом приходит весна, которая спускается с небес и начинает соприкасаться с землёй, это переход от лха к нянь. Далее наступает лето, представляющее собой полное развитие уровня нянь., когда все растения зелены и в полном цвету. Лето развивается в осень, связанную с лю, потому что в это время происходит заключительное развитие, плодоношение… осуществление лю. И снова…

(Чогьям Трунгпа)

Красиво, правда? И правдиво, правда? Только не говорите: «ну, это у них там…». О Топологии Души буду писать ещё книгу.

Восток и Запад, традиции и современность

– Постарел ты, брат!

– Есть малость.

– А раненько!

– На то я и русский. У нас это – живо!

Закуривая третью папиросу, Тихон Ильич

упорно и вопросительно глядел в окошко:

да неужели так и в других странах?

(Иван Бунин «Деревня»)

Немного о традициях. Россия как всегда между востоком и западом, нахваталась больше с «Запада» и тоскует по «Востоку»

На Востоке и Юге (если уж хоть немного на географию ориентироваться), пожалуй: старость = почтение, почтенность. Традиции аксакалов, дедушек Цзы. Старость здесь подразумевает мудрость и опыт. Это, как и вся культура, больше про мужчин. Но старая женщина тоже весьма почитаема.

На западе старость похоже очень давно не в моде. Гедонизм побеждает мудрость. И хотя седовласый старик может быть почитаемым мудрецом, для него всё равно главная радость – молоденькая девушка (д-р Фауст в пример).

Деды в сказках могут нести некоторую мудрость и помощь, но обычно мелкие или с придурью. Деды, старики часто дурачки или глупцы от деревенских до королей. Бабки тоже или глупые или злые или ни то-ни-сё и просто помирают.

Это про наши фантазии о традициях, об этом в главе про сказки подробнее.

Сейчас на Востоке и на Западе всё не однозначно. И это истинно так. Ещё в детстве меня, помню, поражала идея об уважении к старым людям. Эта внушаемая воспитателями мысль вызывала протест. Как можно уважать человека только за то, что он долго прожил, при том, что многие откровенно глупы или злы. Чепуха? Не совсем конечно.

Помните сентенцию: «дожить до почтенной старости». Мне кажется здесь главное слово не «дожить». А Вам?

Это вопрос к старикам и особенно к будущим: что мы делаем чтобы стать почтенными в старости и старость почтенной. И я думаю это не про власть. А про любовь скорее.

Игра слов почтение – уважение – это тоже дальше.

Тема уважаемого положения стариков – застарелая зависть Запада Востоку. А при этом Восток давно заражён потребительскими идеалами Запада, а на Западе старость, хоть и в извращённой форме, однако, входит в моду.

Уважение к старости давно лишено на Востоке изначального и предполагаемого смысла. Теперь это скорее формальный статус: право на первую чашку риса, тёплую постель, стул, право первым и иногда единственным высказываться.

Это не про уважение, это вид социальной страховки.

Помните, Лир требовал уважения, и проявляться оно должно было в том, что ему не перечили, а слугам его позволялось безобразничать.

Вот сидят у меня в гостях узбеки и рассказывают.

– У нас стариков уважают! Вот, например, у меня мать. У неё три сына и дочь. У каждого в доме есть для неё комната, и она живёт, у кого хочет. Когда она у меня живёт – она старшая в доме. Жена и дети её во всём слушают. Никто не может её перебить, когда она говорит, никто не может спорить. Все делают, что она скажет. Она садится за стол первая на почётном месте и делит еду. Если она скажет: мне не нравится это платье на внучке или этот ковёр, сразу должны убрать… Её уважают. Это же хорошо.

Мой сын говорит сквозь зубы: ей может и хорошо…

А я думаю: разве это про уважение? В том смысле, как хотелось бы. Разве прозвучало здесь что-то про то, что она мудрая или ласковая, про любовь детей и внуков… Правила. Но уважение ли?

Я не думаю, что мне было бы хорошо так. Конечно, такая страховка убирает тревожность (опять же не всегда и не всю). Может быть, при наличии таких гарантий можно было бы сосредоточиться на важных задачах, на любви, мудрости, эволюции, заботе. Пожалуй, да.

Но ведь вот что получается. Если человек не видит этих задач, то никакие гарантии ему не впрок, наоборот, он становится тупым и наглым, изводя окружающих придирками и требованиями. Если же Человек ориентирован на важное, на рост и истинную заботу о близких, то ему собственно не нужны страховки в виде главного места за столом.

Конечно, история нашего гостя несколько приукрашена и отлакирована. Сам он на пороге 50-летия, имеет несколько взрослых детей и всё же мотается чернорабочим по стройкам в России. Почему? Боится бедности, «копит на старость». Закрадывается подозрение, не обеспечено ли положение стариков в таком случае лишь банальным ожиданием наследства?..

Приходится согласиться у многих народов, часто относимых к Востоку (на самом деле это касается большинства народов малых, склонных к традициям, сохранившим себя как народ в собственном представлении) у многих таких народов существует традиция уважения к старикам.

Фазиль Искандер «Сандро из Чегема». Принц Ольденбурский исследует абхазцев:

«Некоторые обычаи их восхищали его своей первозданной мудростью. В исключительном уважении к старости, вернее к возрастному старшинству, естественно восходящему самой большой почтительностью к самому старому человеку, он с радостью учёного угадывал биологический монархизм, как бы предтечу стройной идеи христианского самодержавия, к сожалению во многом испоганенную сословными паразитами и бездельниками».

В Абхазии приходилось наблюдать соблюдение этой традиции и сейчас. Но и старики там в меру сил стараются исполнять свои задачи. Наши городские пенсионеры завидующие «восточному уважению к старикам» отказываются видеть, как эти старики в первую очередь признают себя таковыми, встают с рассветом, чтобы согреть дом, испечь хлеб, накосить травы, подоить….

Абхазские старики, которых приходилось встречать (больше старухи) очень любопытны в хорошем смысле, то есть пытаются постигать окружающее и перерабатывать информацию. Это порой смешно, но даёт много энергии. Они трудятся по мере сил в своих мандариновых садах, они сохраняют национальную кухню, которую потом вспоминают разъезжающиеся по институтам внуки. И ещё они помнят.

Об этом прекрасно опять же в «Медее и её детях» Улицкой.

Отдельно, пожалуй, стоит упомянуть картинку о Тибете из книги Дики Церинг. Вот как героиня описывает своё детство.

На страницу:
4 из 10