bannerbanner
Культурология. Учебник для военных вузов
Культурология. Учебник для военных вузов

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Любое пространство культуры – это часть социального пространства, хотя не всякое социальное пространство есть пространство культуры. Пространству культуры присущи определенные черты: оно оказывает влияние на развитие человека; оно формируется культурной деятельностью людей, то есть деятельностью по производству, распространению и потреблению ценностей культуры; оно имеет знаково-символическую природу и представлено в определенных картинах мира того или иного исторического типа культуры.

Все это прослеживается в истории мировой культуры. Так, для древнейшей эпохи культуры было свойственно резкое разделение пространства освоенной ойкумены и лежащего за ее пределами необъятного неосвоенного пространства, которое вселяло ужас. Миф населял это пространство чудовищами, враждебными человеку. В мифологическом пространстве появляется представление о делении мира по вертикали и горизонтали, возникает образ мирового древа. Характерен также культ священных гор как узлов культуры.

Для древнеегипетской культуры в переживании пространства было присуще тяготение к изображению плоскостей, а доминирующей была горизонталь. Классическая античность предпочитала уравновешенность горизонтальных и вертикальных направлений, ей была свойственна объемность, телесность, вещность. Скульптурность, а не плоскостность – характерная черта античного восприятия пространства.

Для европейского Средневековья свойственно доминирование вертикали в восприятии пространства. Готический собор как связь земного и небесного, телесного и духовного, как устремленность к высшему духовному миру выражает эту особенность средневековой культуры. Для культуры Возрождения характерна «разомкнутость» в восприятии пространства. Мир распахнулся перед человеком в результате великих географических открытий, торговли. В ренессансном искусстве XV в. появляется прямая перспектива в отличие от обратной перспективы средневекового религиозного искусства. Вплоть до Нового времени пространственный измеритель преобладал в культуре. С XVIII в. пространственные характеристики уступают место временным определениям.

Внутри культуры формируются пространства ее отдельных видов, например пространство основных элементов культурной коммуникации: производства, распределения и потребления ценностей культуры; пространство народной и специализированной, профессиональной культур; пространство материальной и духовной культуры, пространства вертикальных, сквозных сечений культуры (политической, эстетической, экологической). Если материальная культура локализуется в нескольких сферах: материального производства, услуг, быта, физического развития человека, то духовная культура не имеет жесткой локализации и «разлита» по всему социальному пространству.

Субкультуры. Субкультура в культурологии определяется как целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, лексикой, кодексом поведения. В отличие от контркультуры, которой присуще стремление вытеснить доминирующую культуру, субкультуры в известной мере автономны и не претендуют на то, чтобы заместить собой доминирующую культуру. Методологически важно в определении субкультуры соотнести ее с определенной точкой отсчета, тем «центром», по отношению к которому данная культура является субкультурой.

Субкультуры – это историческое явление, возникающее в культуре в связи с развитием общества. Социально однородное первобытное общество порождает гомогенный (однородный) тип культуры, единый для всех членов общества. Общество гетерогенное (разнородное) формирует различные субкультуры в целостном культурном пространстве.

В классическом представлении культура выступает как своеобразная пирамида, вертикаль, иерархия ценностей, обязательных для всех. Все, что не вписывается в такие рамки, является субкультурой. В XVIII–XIX вв. роль центра перешла к национальным культурам. По отношению к ним культуры региональные, этнографические, локальные, культуры разных классов и общественных групп стали трактоваться как субкультуры. К примеру, афроамериканская культура в США, культуры отдельных германских земель, молодежные, женские культуры, культура третьего возраста стали называться субкультурами.

Дальнейшее развитие, усложнение и дифференциация общества приводят к возникновению множества субкультур, которые можно классифицировать по различным основаниям:

• по возрасту (молодежная, детская, субкультура пожилых и т. д.);

• поселенческому признаку (городская, сельская и т. д.);

• профессиональному признаку (воинская, врачебная и т. д.);

• классовому признаку (крестьянская, пролетарская, буржуазная, дворянская и т. д.);

• месту в социальной структуре (маргинальная, криминальная, этническая и т. д.).

В ХХ в. под воздействием крушения империй термин «культура» стал использоваться во множественном числе. В документах ЮНЕСКО культуры различных больших и малых народов объявлены равноправными. Поэтому в настоящее время субкультуры определяют уже по отношению не к национальной культуре, а к глобальной массовой культуре, объединяющей людей общими текстами, мелодиями, общеизвестными произведениями, культурными стереотипами и учреждениями. По отношению к этой глобальной культуре все остальные культурные общности и являются субкультурами.

Субкультуры вступают с массовой культурой в сложные и противоречивые взаимодействия. Массовая культура черпает в субкультурах новые элементы – то, что способно пользоваться большим коммерческим успехом. Сами субкультуры склонны отгораживаться друг от друга и от массовой культуры. Национальные культуры становятся субкультурами по отношению к наднациональным образованиям, например, европейская культура по отношению к русской, немецкой, французской и к планетарной культуре.

Современная культура характеризуется двумя взаимодополняющими тенденциями – интеграции и диверсификации. Интеграция привела к формированию массовой культуры, стремящейся стать глобальной, рассчитанной на все население Земли, независимо от пола, возраста, вероисповедания. Диверсификация приводит к возрастанию многообразия конкретных культурных сообществ. Развитие средств коммуникации дает возможность представителям различных культурных общностей находить друг друга и сообща формировать свои виртуальные, транслокальные сообщества. Каждый человек, имеющий доступ к информационным технологиям, сам формирует свое представление о реальности, свою идентификацию.

В современных условиях взаимодействие субкультур находится в центре развития цивилизации. С одной стороны, в поисках психологической опоры люди стали обращаться к собственным корням, идентификационному ядру того или иного этноса. С другой – процессы миграции увеличивают «культурную диффузию» этносов. В результате возникает феномен мультикультурализма – сосуществования многих субкультур в рамках той или иной региональной или национальной общности.

В современной культуре широко представлены различные региональные, этнические, религиозные, профессиональные, демографические субкультуры. Характерными чертами любой субкультуры являются ее специфический стиль (создание и поддержание определенного образа), манеры поведения ее представителей и определенный жаргон. Субкультура может обнаруживать и другие культурные атрибуты, символы и коды, традиции, нормы, табу, творчество.

Особенно разнообразно в современном обществе представлены молодежные субкультуры. Это происходит потому, что в динамичном, развивающемся обществе молодежь по своему образу жизни, ценностям и установкам существенно отличается от старшего поколения.

Классификация молодежной субкультуры многообразна. В ставших уже традиционными молодежных субкультурах середины ХХ в. выделяют:

• хиппи, демонстрирующих протест против пуританской морали, стремящихся к природной чистоте через любовь и пацифизм;

• рокеров (байкеров), увлекающихся ездой на мотоциклах и рок-музыкой;

• скинхедов, первоначально отражавших идеалы рабочего движения с подчеркнутой аполитичностью, а затем изменившихся вплоть до ультраправых политических взглядов с проявлениями национализма и расизма;

• панков, демонстрирующих общее критическое отношение к обществу и политике;

• готов, которых объединяет готическая мода и готическая музыка;

• эмо, возникших на основе поклонения музыке эмокор и демонстрирующих выражение своего эмоционального мира, и др.

Практически все эти молодежные субкультуры получили широкое развитие и стали принадлежностью не только молодых людей, но и людей более старшего возраста.

Выделяют также молодежные субкультуры, которые возникли на рубеже ХХ–XXI вв.:

• «мажоры» – молодые люди, занимающиеся, как правило, мелким бизнесом, ориентированные на «легкое» добывание денег и «красивую жизнь», демонстрируют деловую хватку, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности, довольно часто связаны с теневым бизнесом;

• «яппи» («неояппи») – выходцы из средне- и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности; ориентированы на обеспечение материального достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице; их интересы концентрируются в сфере образования как необходимого трамплина для успешного продвижения в жизни; в одежде придерживаются делового классического стиля и подчеркнутой опрятности, как правило, не имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными видами спорта; характерно стремление «делать деньги» и успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов;

• «гопники» – отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, ярко выраженной криминальной направленностью и во многих случаях – связью с уголовным миром; их «идеология» опирается на примитивизированные идеалы, окрашенные уголовной романтикой, и культ физической силы; основа деятельности – мелкий рэкет и спекуляции.

Под субкультурой в культурологии понимаются не только и не столько маргинальные группы и образцы их поведения, изгнанные из «официальной» культуры, но и включенные, интегрированные в социум формы. К таким формам относится и военная субкультура. Для военной субкультуры и ее подтипа – армейской субкультуры характерна специфическая картина мира, определяющая нормативно-ценностные установки и поведение военнослужащих. В основе военной субкультуры как разновидности профессиональной субкультуры лежат не столько социально-бытовые элементы образа жизни (как в этнической культуре), а некоторые принципы социального сознания и поведения, диктуемые особенностями технологии деятельности по правилам той или иной профессии. Сюда же входят элементы социальной этики, целей и социальной ответственности за последствия данной деятельности. Военная субкультура поддерживает в обществе такие важнейшие символические конструкции, как патриотизм, честь, служение, долг, преданность, а также профессиональные традиции, статусные роли, профессиональный язык и т. п.

Военная культура – это субкультура организационной, формальной, маскулинной, преимущественно молодежной группы людей, включающая в себя представления, ценности, нормы доминирующей в обществе культуры и групповые представления, ценности, нормы, особенности образа жизни, стереотипы поведения, язык, культурные символы и коды в их специфическом сочетании, обусловленном целями и характером воинской деятельности, относительно устойчивые на протяжении времени жизнедеятельности данной социально-профессиональной группы. Специфическим отличием военной субкультуры от других является то, что она тесно связана с действиями власти, централизована, более структурирована.

В военной культуре также проявляются своеобразные «субкультуры»: официальная («уставная») и неформальная (например, «дедовщина»). Выделяются разные социальные воинские статусы: офицерская, курсантская и солдатская культура. Официальные ритуалы (принятие присяги, присвоение очередного воинского звания и т. п.) дополняются неофициальными.

Противоречивость бытия армейской субкультуры в условиях гражданского общества состоит еще и в том, что она является ареной столкновения двух противоположных социальных норм. Первые основаны на жестком регулировании социальных взаимодействий. Вторые исходят из признания у человека фундаментальных прав и свобод. Воинская субкультура находится в тесной связи и взаимодействии с национальной культурой.

Исследования показывают такие основные типологические характеристики российской военной субкультуры, как:

• маскулинность, акцентированные проявления мужественности (вне зависимости от пола военнослужащих) и связанные с ними жесткость официальных и неофициальных санкций и т. д.;

• директивность, подчинение, субординация;

• формализация взаимоотношений в процессе воинской деятельности;

• относительная закрытость для внешнего мира («гражданки»);

• ритуализированность;

• корпоративность;

• бинарность, то есть одновременное сосуществование и подчас противостояние официальной и неофициальной традиций;

• идеологизация деятельности военнослужащих, в которой важное значение имеют такие архетипы, как «Отечество», «Россия», «патриотизм» и т. п.;

• определенная сакрализация (придание священного смысла) в связи с представленностью в субкультуре различных религиозных групп, в вероисповедании которых воинская служба представляется как священное занятие.

Этническая культура. Освоенное культурой пространство является дифференцированным, поскольку оно сформировано большим количеством национальных культур. Большинство из них имеет собственный ареал – территорию, где эта культура преобладает. В ареале преобладающей национальной культуры действуют десятки других национальных культур. Так, в Российской Федерации насчитывается 159 этносов. Их взаимодействие имеет важное значение для духовной жизни страны. Понятие «этническая культура» акцентирует внимание на этнической специфике и понимается как совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры (этнические константы и ценностные ориентации).

Наряду с понятием «этническая культура» используется и понятие «национальная культура». Национальная культура – это отражение души нации, ее характера, самосознания. Различие национальных культур выступает основой специфики пространства каждой культуры. Так, например, пространство японской культуры, привязанной к ограниченной территории, прежде всего зримое, замкнутое, ограниченное. Японская культура не просто близка к природе, в ней человек сливается с природой. Отсюда и особое, интимное восприятие пространства. Иное дело – пространство в русской культуре. Необозримость пространства органично сочеталась в русской культуре с широтой души, вольностью. Природа страны, ее ландшафт много поработали над характером этноса. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли: та же безграничность, устремленность в бесконечность. Отсюда наша локальная национальная форма культуры, особая ментальность, определяемая факторами историческими, географическими и климатическими.

Категориально этническая, национальная и языковая культура представляют собой три разных типа сообществ. Есть, к примеру, сообщества людей, говорящих по-русски, которые распространены по всей земле. Есть сообщества этнических русских, которые проживают преимущественно в России, но и не только в ней. Есть сообщество граждан Российской Федерации, из которых не все являются этническими русскими, не все проживают на территории России и не все свободно говорят по-русски. Для этнической культуры важны языковая, культурная идентичность, культурное самоопределение, самоназвание. Национальной культуре более присущ политический концепт, связь с гражданством (россиянин, француз, американец).

Человек, попавший в культурные условия, отличающиеся от его этнической (национальной) культуры, может испытывать культурный шок. Культурный шок – это эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная его попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом. У такого человека возникает конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций. Фактически это конфликт двух культур на уровне собственного сознания.

В рамках этнической культуры создается иллюзия собственного видения мира, образа жизни, менталитета и т. п. как единственно возможного и, главное, единственно допустимого. При этом подавляющее количество людей не осознает себя как продукт отдельной культуры, даже в тех редких случаях, когда они понимают, что поведение представителей других культур, собственно, и определяется их культурой. Культурный шок возникает, когда знакомые психологические факторы, которые помогали человеку приспосабливаться к обществу, исчезают, а вместо этого появляются неизвестные и непонятные, пришедшие из другой культурной среды. Только выйдя за пределы своей культуры, встретившись с другим мировоззрением, мироощущением и т. д., можно понять специфику своего общественного сознания, увидеть различие культур.

Люди по-разному переживают культурный шок, неодинаково осознают остроту его воздействия. Это зависит от их индивидуальных особенностей, степени сходства или несходства культур, определенной многими факторами, включая климат, одежду, еду, язык, религию, уровень образования, материальное благосостояние, структуру семьи, обычаи и т. д. Чаще всего такое явление случается при эмиграции, переезде в другую страну, отличающуюся в культурном плане от страны проживания. Однако с культурным шоком можно столкнуться и в собственной стране при внезапном изменении социальной среды. Такое изменение может произойти при прибытии призывника в подразделение. Командир подразделения должен быть к этому готов.

Армия и культура. Армия, как и общество, не может жить без культуры. Она пользуется достижениями науки и техники для обеспечения своей боеспособности. Музыка, художественная литература, театр, кино, живопись и другие виды искусства обеспечивают воинское и патриотическое воспитание военнослужащих и всего общества. Поэтому военнослужащие, особенно офицеры, во все времена являлись носителями отечественной культуры, ее ценителями.

Но и культура не существует без армии. Главная функция армии – защита Отечества. Эта функция также предполагает и защиту отечественной культуры, всего, что создано народом, его веры, традиций, обычаев.

Российская армия всегда являлась не только носительницей культуры, ее защитником, но и важнейшим источником культуры. Именно воины во все времена вносили в культуру лучшие ценности: верность Родине, долгу, мужество, стойкость, самоотверженность, готовность «душу свою положить за други своя» и т. п. Для нашей культуры дороги лучшие примеры подвигов русского воинства в Невской битве, Ледовом побоище, на Куликовом поле, в суворовских походах и морских сражениях, Бородинском сражении, обороне Севастополя, на Шипке, в Брусиловском прорыве, в сражениях под Москвой и Сталинградом, в Ленинградской блокаде, на Курской дуге, при форсировании Днепра, освобождении Европы от фашизма, в битве за Берлин, в современных военных конфликтах. В этих подвигах заложены лучшие ценности культуры. Эти ценности становились традицией, передавались из поколения в поколение, воспитали многие поколения российских патриотов, продолжают воспитывать и современных защитников Отечества.

Российские военные, и прежде всего офицеры, внесли неоценимый вклад в развитие отечественной культуры. Традицией российской армии всегда было воспитание не только преданных Родине и воинскому долгу людей, но и высокообразованных, думающих, творческих личностей. Деятельность тех, кто носил погоны, проявилась во всех областях российской культуры.

В деятельности вооруженных сил отечественная культура получила настоящую опору своей духовности. В XIX в. армия стала духовным сгустком общества, щедро одаряя своей духовностью все другие его слои. Лучшие сыны Отечества находились в офицерских рядах, остальные стремились быть на них похожими. Русский публицист, писатель и философ А. И. Герцен отмечал: «До 1825 г. все, кто носил штатское платье, признавали превосходство эполет. Чтобы слыть светским человеком, надо было прослужить два года в гвардии или хотя бы в кавалерии. Офицеры являлись душой общества, героями праздников, и, говоря правду, это предпочтение имело свои основания. Военные были более независимы и держались более достойно, чем трусливые и пресмыкающиеся чиновники» («О развитии революционных идей в России», 1850). Понятно, что армию принимали не за золотое шитье эполет, а за ее героизм, проявленный в сражениях за Бородино, Лейпциг, Кульм, Дрезден, Париж. На официальные церемонии русские цари надевали свои военные мундиры.

Гордость отечественной культуры, А. С. Пушкин, по мнению одного из героев Отечественной войны 1812 г., военного историка и мемуариста И. П. Липранди, был «создан для поприща военного». Он страстно хотел быть на поле чести, там, где сражался Отдельный кавказский корпус, знаменитый в пушкинские времена, где в военных мундирах служили Отечеству «лицейские, ермоловцы, поэты». В кругу офицеров А. С. Пушкин всегда чувствовал себя своим человеком. Гордостью за русское воинство и предупреждением врагам звучат его слова: «Страшись, о рать иноплеменных, России двинулись сыны».

Армия воспитала не только полководцев, но и руководителей русской науки: академика адмирала Ф. П. Литке (в 1864–1882 гг. возглавлял Академию наук), академика адмирала Ф. П. Врангеля (был директором Гидрографического департамента, морским министром), адмирала С. О. Макарова (известный океанограф и полярный исследователь); основателей отечественного металлургического производства генерала П. П. Аносова и П. М. Обухова (его имя носит Обуховский завод); создателя русских железных дорог генерала П. П. Мельникова и др.

Петр I своим указом 1722 г. назначил военных управлять даже православной церковью, видимо полагая с присущим ему здравым смыслом, что офицер и священник («воин христов») воспитаны на идее служения и родственны по общественному призванию. В указе отмечалось: «Выбрать из офицеров доброго человека, кто бы смелость имел и мог управление дела синодского знать, и быть ему обер-прокурором». Так, надзор за деятельностью Священного Синода, созданного по указу Петра I, осуществлял обер-прокурор полковник И. В. Болдин. В дальнейшем на эту надзорную должность нередко назначались отставные генералы.

Огромный вклад внесли офицеры в развитие педагогики, теории и практики обучения и воспитания. Невозможно стать командиром, не будучи учителем и воспитателем. При этом офицерская педагогика – труднейшая и самая истинная, ибо офицер действует по принципу «делай как я». Видные отечественные военачальники были прекрасными педагогами. И сегодня вполне актуальным является военно-педагогическое наследие полководцев П. А. Румянцева, Г. А. Потемкина, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, флотоводцев Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова, С. О. Макарова и др.

Подчеркнем также и общекультурную значимость армейского воспитания. Каждые полгода в армейскую среду вливаются тысячи юношей с целью исполнить свой долг перед Родиной. В короткий срок их надо обучить, воспитать и, возможно, исправить имеющиеся ошибки в воспитании родителей, школы, улицы. «Настоящими мужчинами» они возвращаются после службы в общественную среду. Не случайно армию называют «школой мужества».

Трудно найти сферу отечественной культуры, в которую бы не внесли заметный вклад люди в офицерских погонах (об этом подробнее пойдет речь в главе 6). Вполне справедливо замечал военный педагог М. И. Драгомиров: «Если офицер не сделает, то и никто не сделает». Вполне справедливой кажется и следующая его мысль: «Офицер – не воинский чин только, но и общественный деятель, армия – не вооруженная сила только, но и школа воспитания народа, приготовления его к жизни общественной».

Повседневная деятельность армии, военная служба в различных условиях и, конечно, боевые действия стали одним из самых мощных вдохновляющих источников художественного творчества писателей и поэтов, композиторов и живописцев, скульпторов и архитекторов, ученых-естествоиспытателей и т. д. Подвиги воинов легли в основу многих ярких художественных образов. Ратные люди всегда были героями произведений, составляющих славу российской культуры. В русских былинах и сказках воспевались удаль и сила древних воинов-богатырей Святогора, Вольги Святославича, Микулы Селяниновича и др. Былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович стали настоящими символами защитников Русской земли.

С самых давних времен зародилась тесная связь армии и общества, его культуры. Все русские князья становились воинами. Княжеская дружина была гарантией сохранности дома земледельца, его веры, традиций и культуры. На всем протяжении истории русский народ вел непрерывную войну за свое существование, за свою культурную самобытность. Для воина защита Отечества и культуры стали священным долгом. Поэтому в Русских землях всегда почитали воинов, воспринимали их как святых ратников. Языческая Русь чтила князя Святослава, христианская Россия причислила к лику святых князя Александра Невского, его сына Даниила Московского, позднее – Дмитрия Донского. Императорская Россия почитала полководцев, «светлейших князей».А. В. Суворова, М. И. Кутузова и других патриотов земли Русской.

На страницу:
4 из 5