bannerbanner
Культурология. Учебник для военных вузов
Культурология. Учебник для военных вузов

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 5

Культурология. Учебник для военных вузов

Под редакцией О. Ю. Ефремова

© ООО Издательство «Питер», 2017

© Серия «Учебник для вузов», 2017

Предисловие

Учебная дисциплина «Культурология» изучается во многих высших учебных заведениях России, в том числе и в военных вузах. Высшее образование в России всегда рассматривалось как форма наиболее универсальной, разносторонней и вместе с тем фундаментальной подготовки военных специалистов. Оно позволяет выпускнику военного учебного заведения решать задачи военно-профессиональной деятельности, вести научно-исследовательскую или педагогическую работу в соответствии с полученной специальностью.

В настоящее время есть целый ряд учебников и учебных пособий по культурологии. Однако подавляющее их большинство ориентировано на полноту и правильность усвоения основных теоретических положений. При этом часть из них рассматривает только вопросы теории культуры, а другие достаточно подробно анализируют вопросы истории культуры. Появляются также издания, содержание которых более или менее успешно соединяет теорию и историю, фактологию и размышления, анализ различных культурных феноменов, культурные достижения если не всего мира, то хотя бы его основных регионов. И, что особо важно заметить, ориентируются имеющиеся учебники и пособия на студентов гражданских учебных заведений, а не на курсантов и слушателей военных вузов, решивших посвятить большую часть своей жизни службе в вооруженных силах. Таким образом, главное отличие этого учебника – его нацеленность на подготовку офицера современных Вооруженных Сил Российской Федерации.

В общей совокупности знаний, получаемых выпускником военного учебного заведения, культурология занимает особое место. Во-первых, она позволяет будущему офицеру получить целостное представление о культуре, ее сущности, структуре и функциях, месте и роли в жизни общества и каждого человека. Любому человеку эти знания необходимы для ориентации в современной культуре. Офицер, кроме того, традиционно должен соответствовать самым высоким требованиям общества, в том числе быть образцом высокой культуры.

Во-вторых, культурология знакомит курсантов с многовековой историей мировой и отечественной культуры. Для офицера такие знания – основа патриотизма, чувства гордости за культурное достояние России и готовности его защищать. Более того, в изучении воспитавшей его культуры кроется основа самоуважения человека, что для офицера также очень важно. Выдающийся отечественный мыслитель и культуролог Ю. М. Лотман, анализируя творчество А. С. Пушкина, совершенно справедливо замечал: «Память о своем прошедшем составляет одно из богатств народа – его культуру – и достояние каждого человека – основу его уважения к себе».

В-третьих, культурология вводит курсантов в круг проблем современной культуры, знакомит их с особенностями военной культуры, профессиональной культуры военнослужащего, с нормами воинского этикета. Все это формирует профессиональную культуру офицера, закладывает прочный фундамент его военно-профессиональной деятельности как руководителя воинского коллектива, педагога, воспитателя своих подчиненных.

Обычно людей, окончивших высшее учебное заведение, относят к социальному слою интеллигенции, то есть к образованным и высококультурным представителям общества. Офицерский корпус составляет отряд военной интеллигенции России, поэтому широкий культурный кругозор и высокая культура поведения являются элементом его профессиональной культуры. Более того, здесь присутствует и определенный традиционализм. Русское офицерство всегда предлагало обществу высочайшие образцы культуры поведения, творчества, образования и искусства.

Почему знание культуры и культурные навыки поведения важны для современного офицера? Потому, что офицер – это прежде всего командир, то есть организатор армейской жизни, а в военное время – руководитель боя. Он должен обладать высокой управленческой культурой.

Офицер – это также педагог, воспитатель своих подчиненных. Он олицетворяет собой высокий интеллект и интеллигентность, обширные культурные знания, художественный вкус, нравственную волю, способность в любых, как значительных, так и повседневных, обстоятельствах сохранять объективность, достоинство, благородство.

Наконец, офицер – это военный инженер, работающий с современной техникой, воплощающей достижения научно-технического прогресса. Он должен обладать современной технической и технологической культурой.

С учетом вышесказанного авторы учебника постарались изложить основы культурологического знания в таком виде, который позволял бы наиболее полно использовать их в деятельности офицера.

Еще одна важная цель учебника – способствовать обогащению и развитию духовного мира читателя, его нравственных и эстетических чувств, появлению интереса к самостоятельному освоению многовекового наследия мировой, отечественной и военно-профессиональной культуры.

В данном учебнике обобщается опыт ведения культурологии преподавателями военных учебных заведений г. Санкт-Петербурга: Военной академии связи имени С. М. Буденного, Михайловской военной артиллерийской академии, Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского и др. Члены авторского коллектива имеют многолетний педагогический стаж, значительный опыт проведения учебных занятий по культурологии в военных учебных заведениях.

В своей работе над учебником авторы опирались на учебные пособия по культурологии, выпущенные в военных вузах Санкт-Петербурга в предыдущие годы.[1] Тем самым осуществлена преемственность педагогических поколений и учтен труд педагогов предыдущих лет. Многие авторы этих пособий вошли в состав авторского коллектива нового учебника. Кроме того, широко использовались материалы учебников и учебных пособий по культурологии, вышедших в различных издательствах.

Руководитель авторского коллектива: Олег Юрьевич Ефремов, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, лауреат премии Правительства РФ в области образования, доктор педагогических наук, профессор (предисловие, заключение, общая редакция).

Члены авторского коллектива:

Николай Владимирович Ершов, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, кандидат исторических наук, доцент (главы 1, 2, параграф 3.2, главы 5–7);

Юрий Николаевич Антонов, доцент кафедры истории и философии Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, доцент (глава 3, параграф 2.2);

Евгений Геннадьевич Вапилин, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии, доктор исторических наук, профессор (параграф 6.3);

Инна Владимировна Добряк, доцент кафедры истории и культурологии Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, кандидат философских наук, доцент (параграф 4.2);

Сергей Юрьевич Добряк, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии, кандидат психологических наук, доцент (параграф 4.2);

Константин Алексеевич Кисин, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии, кандидат педагогических наук, доцент (параграф 6.2);

Вячеслав Михайлович Котков, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, доктор педагогических наук, профессор (глава 6);

Марина Александровна Кривко, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии, кандидат философских наук (параграф 4.6);

Наталия Витальевна Матолыгина, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии, кандидат педагогических наук, доцент (параграф 6.2);

Сергей Александрович Михалев, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, кандидат философских наук, доцент (глава 2);

Лидия Владимировна Руглова, доцент кафедры экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат педагогических наук, доцент (параграф 6.2);

Артем Валдекович Тихомиров, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, доктор исторических наук, доцент (главы 4, 5).

Раздел 1

Теория культуры

Традиционно изучение культурологии начинается с познания теории культуры. В этом разделе рассматриваются такие проблемы, как определение объекта и предмета культурологии и их специфики, сущности культуры и ее универсальных черт, описание структуры культуры и ее функций.

Глава 1. Культурология как система знаний

Культура – одно из древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась вместе с человеком и представляет собой тот неотделимый от жизни феномен, который качественно отличает человека и общество от других живых существ и природы. Однако интерес к ее изучению, к осмыслению культуры как особого явления действительности отмечается с XVIII в. – века Просвещения, а наука о культуре – культурология появляется еще позднее, в XX в.

1.1. Специфика культурологического знания

Интерес к культуре определялся многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает и окружающую среду, и социальные институты общества, и бытовой уклад человека. В связи с этим культура оценивается как творческий фактор, как источник общественных нововведений. Некоторые исследователи приходят к выводу, что именно духовная культура народа накладывает отпечаток на его социально-историческое развитие. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Не менее важна другая сторона анализа культуры – культура и общество. Как влияет культурный процесс на общественную динамику? В прошлых столетиях цикл жизни каждого поколения был гораздо короче культурного. Каждый родившийся человек заставал определенную систему культурных ценностей. Она не менялась в течение столетий, регулируя жизнь ряда поколений. Культурные ценности, знания, навыки переходили от отца к сыну и т. д., изменения при этом были минимальны. В XX в. ситуация изменилась. Как считают многие исследователи, произошел разрыв социального и культурного циклов. Теперь на протяжении одной человеческой жизни чередуются несколько культурных эпох. Накопление теоретических знаний о культуре своего времени осуществляется медленнее, чем происходящие в ней перемены, общественное сознание отстает от развития общественного бытия. Поэтому стремление улавливать и прогнозировать процессы в культурной практике заставляет исследователей обращаться к теории и истории культуры.

Проблемы экологии также вызывают потребность в изучении различных явлений культуры. Такие плоды человеческой деятельности, как истончение озонового слоя над Землей, гибель лесных покровов планеты, загрязнение атмосферы, почвы, океанов и рек, исчезновение видов и популяций животного и растительного мира, оцениваются как результат губительной производственной культурной практики. Возникают вопросы: «Не враждебна ли культура естественной природе? Есть ли возможность гармонизировать их отношения?» В научную литературу все чаще проникают размышления об изначальной враждебности культуры человеческой природе. Такого рода представления разрабатываются в русле психоанализа, социобиологии, философской антропологии.

Эти и ряд других проблем привлекли внимание мыслителей к исследованию самого феномена культуры и разработке науки о ней – культурологии.

Культурология – комплексная гуманитарная наука. Формирование ее выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики, педагогики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук. За сравнительно краткую историю культурологии еще не сложилась единая теоретическая схема, позволяющая в строгой логической форме упорядочить ее содержание. Структура культурологии, ее методы, ее отношение к тем или иным отраслям научного знания остаются предметом дискуссий.

Некоторые авторы рассматривают культурологию как совокупность нескольких относительно самостоятельных культурологических дисциплин. Профессор С. Н. Иконникова, например, выделяет шесть таких дисциплин: историю культуры, историю культурологических теорий, философию культуры, теорию культуры, социологию культуры и культурную антропологию. Порой к ним добавляют психологию культуры. Другие авторы, например профессор Г. В. Драч, рассматривают культурологию как систему знаний, дающих представление о культуре в ее историческом развитии и социальном функционировании. По мнению же профессора Э. В. Соколова, создание культурологии как единой науки есть дело будущего, притом не самого близкого, а сегодня время для такой науки еще не пришло, и современная культурология существует лишь в виде некоторой «мозаики» теорий. Есть и другие точки зрения.

Сложность ситуации, в которой находится развитие культурологии как науки, не является, однако, чем-то экстраординарным. Во-первых, в гуманитарных науках подобная ситуация далеко не редкость, а во-вторых, сам предмет культурологии – культура – феномен весьма многосторонний, сложный и внутренне противоречивый, чтобы можно было надеяться за исторически краткий срок достичь единого, цельного и общепризнанного его описания. Философия, как известно, не достигла этого идеала и за три тысячелетия.

Современное состояние разработки культурологии как науки, несомненно, накладывает свой отпечаток и на состояние культурологии как учебной дисциплины. Различные учебники предлагают собственные варианты изложения культурологии, отражающие научную позицию и интересы авторов, а также специфику вуза, краеведческие приоритеты и пр. Перед таким выбором стояли и авторы, разрабатывая учебник по культурологии для военных вузов. Мы исходим из понимания культурологии как системы знаний о культуре.

Культурология – это наука о культуре, теоретическая дисциплина, изучающая культуру во всей полноте ее проявлений и во всем многообразии ее исторических формообразований.

Культурология синтезировала в себе знания о культуре как специфическом способе жизнедеятельности человека, полученные в исследованиях других наук и отраслей: философии, истории, антропологии, этнографии, социологии и др.

Объектом науки выступает область действительности, совокупность реальных явлений и процессов, на изучение и обоснование которых направлена данная отрасль научных знаний. Культурология относится к гуманитарным наукам, то есть дисциплинам, изучающим человека в его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Объектом изучения всех гуманитарных наук является человек. Поэтому объектом культурологии выступает человек, виды и формы его жизнедеятельности.

Предмет науки – это та сторона или стороны объекта, какие наука непосредственно в нем изучает, его конкретные свойства, характеристики. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предметом культурологии является культура человека, изучение ее генезиса (возникновения, развития), сущности, структуры и основных функций культуры; наиболее общих закономерностей ее развития, процессов культурной преемственности и передачи культурного наследия, национально-этнического своеобразия культур и самобытности народов; роли культурных контактов и общечеловеческих ценностей в развитии межнациональных и региональных отношений; духовного становления личности; гуманизации человеческих отношений и т. п.

• К основным задачам культурологии относят:

• всесторонний анализ культуры общества, ее основных структурных элементов с созданием собственного категориального аппарата и применением специфических методов исследования;

• изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, создающих материальные и духовные ценности;

• выявление макродинамики культуры в условиях различных исторических эпох;

• исследование микродинамики культуры в процессе творчества ее выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры;

• определение основных закономерностей и тенденций развития культуры, смены культурных эпох, стилей, их роли в формировании человека и развитии общества;

• использование фундаментальных знаний о культуре для регулирования, прогнозирования и проектирования социокультурных процессов.

Основные разделы культурологии. Культурология включает в себя следующие разделы: общую теорию культуры, историю культуры, прикладную культурологию.

Общая теория культуры изучает основные элементы и функции культуры, соотношение культуры и природы, культуры и общества, культуры и цивилизации, культуры и личности и т. д., а также историю развития самой культурологии. Ее ядро составляет философия культуры, которая ставит перед собой задачу осмысления и объяснения культуры через ее наиболее общие и существенные черты. В теорию культуры входят также социология культуры, культурная антропология, психология культуры, структурно-семиотические концепции культуры, экология культуры.

Социологию культуры интересуют происходящие изменения в культуре и реакция на них тех или иных слоев общества. Культурная антропология изучает содержание совместной жизни и деятельности людей, динамику развития культуры, механизмы ее передачи через поколения. Задача психологии культуры состоит в объяснении различных сторон человеческой культуры, например искусства, религии и т. д., с психологической точки зрения. Структурно-семиотические концепции культуры, опираясь на лингвистические и некоторые другие методы, изучают культуру через призму языка и литературы. Экология культуры изучает области жизнедеятельности современного человека: взаимоотношение с природой, жизнь общества, индивидуальную жизнь человека. Она ищет пути сохранения и восстановления элементов культурной среды.

История культуры как раздел культурологии обращается к различным типам культуры в процессе их исторического развития. Ее предметом может быть мировая, национальная или региональная культура либо история культуры конкретных общностей людей, существующих в определенных пространственно-временных рамках какой-то эпохи (например, эпохи Возрождения). История культуры – это коллективная память людей о культуре.

История культуры включает в себя также историю различных сторон культуры – науки, техники, искусства и др.

Прикладная культурология как раздел культурологии занимается описанием и осмыслением культурной конкретики. Она предполагает эмпирическое исследование отдельных процессов развития культуры либо имеющихся в ней субкультур – городской и сельской, женской и молодежной, карнавальной и рок-культуры и др. Она изучает также проблемы профессиональной культуры, в том числе и военной культуры. Результаты исследования прикладной культурологии направлены на решение практических проблем культуры.

Методы исследования культурологии. Как и любая наука, культурология стремится глубже изучить свой предмет, используя научные методы и источники научной информации (рис. 1.1).

Источниками изучения культуры являются исторические документы, памятники истории и культуры, биографии, дневники, письма, социальная статистика, произведения искусства и литературы. Культурология тесно связана с историей, этнографией, философией, антропологией, искусствознанием, социологией, которые предоставляют ей обширный материал для анализа.

Методами исследования культуры в культурологии являются наблюдение, понимание (вживание, постижение) и объяснение, анализ (исторический, сравнительно-исторический, морфологический, цивилизационно-типологический, структурно-функциональный, семиотический и др.).

Долгое время в исследованиях культуры преобладал дискриптивно-классифицирующий метод, описывающий элементы и черты культуры, а не ее саму как систему. Например, в исследованиях Дж. Фрейзера и Э. Тэйлора культура предстает как простое перечисление разнородных явлений (знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества).


Рис. 1.1. Методы исследования культурологии


В культурологических исследованиях последних лет широко используется системный подход. Его развитие в культурологии обусловлено, с одной стороны, накоплением огромного эмпирического материала, описывающего жизнедеятельность различных культур и позволяющего делать определенные обобщения, вычленять структурные компоненты, сходные во всех культурах, исследовать функциональные связи между элементами системы. С другой стороны, культура относится к сложным, развивающимся и саморегулирующимся системам, что позволяет рассматривать ее в динамике, исторически. Системный подход в изучении культуры не сводит целое к взаимодействию его составных частей, а раскрывает функции этих частей в их отношении к целому; акцентирует значение не столько элементов, сколько связей между ними; подчеркивает исторический характер культуры как открытой системы.

Взаимосвязь культурологии с другими науками. Специфика культурологии также заключается в том, что это интегративная дисциплина, характеризующаяся целостностью, системностью и комплексным подходом к изучению всех явлений культуры. Интегративный характер культурологии состоит в том, что она заимствует достаточно фрагментарное и узконаправленное знание о культуре, накопленное в целом ряде наук и научных отраслей (философии, истории, этнографии, антропологии, искусствознании, социологии, политологии, лингвистике и т. п.). Используя свои научные методы, культурология синтезирует и обобщает это знание, превращая его в собственные культурологические теории и концепции. В этом случае знание о культуре, заимствованное из других наук и научных отраслей, становится теоретическим и фундаментальным. Новое знание используется различными науками для осуществления новых исследований, для получения новых знаний в рамках своих научных интересов.

1.2. Становление и развитие науки о культуре: основные школы, направления, теории

Культурология развивалась длительное время, пройдя донаучный этап формирования, историко-философский этап, этап эмпирических исследований и этап построения науки. В настоящее время культурология представляет собой совокупность направлений, школ и теорий.

Основные этапы развития культурологии. Культурология, по сравнению с другими науками (особенно математикой, философией), сравнительно молода. Однако попытки объяснить явление культуры появились достаточно давно. Возникновению науки о культуре предшествовал длительный донаучный этап осмысления самой культуры. Как явление, как неотъемлемое свойство человеческой жизни, прежде чем стать предметом науки, она должна была возникнуть и быть осознана самим человеком, получить название. Произошло это не сразу. Человек в процессе своей эволюции выделяется из природного, животного мира благодаря главным образом целесообразной деятельности, преобразующей материальный мир и созидающей то, чего не было в природе. Древнегреческое «техне» («ремесло», «искусство», «мастерство») отразило эту сторону человеческой деятельности задолго до того, как в Древнем Риме появилось слово «культура», которое имело значение более широкого обобщения, чем слово «техне».

Слово «культура» переводится с латыни как «возделывание», «обработка». Первоначально оно использовалось для характеристики земледелия, показывая уровень развития сельскохозяйственного производства. «Культура» противопоставлялась «натуре» (то есть природе) как «обработанное», «искусственное» в противоположность «естественному», «дикому». В частности, римский писатель и государственный деятель Марк Порций Катон (234–149 гг. до н. э.) в поэтическом трактате «Земледелие» словом cultura определил процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. По мнению автора, земледелец, выращивая растения, вносит своим трудом в мир природы человеческое начало. Растения при воздействии человеческого труда и знаний изменяются, «культивируются». Такое понимание культуры в растениеводстве закрепилось. Сегодня всем известны современные культурные растения (агрокультуры) – растения, выращенные человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья (различные цветы, злаки, бобовые, бахчевые, овощные, плодовые растения и т. п.).

На страницу:
1 из 5