Полная версия
Культурология. Учебник для военных вузов
Различение «натуры» и «культуры» было крупным шагом на пути самопознания человечества. Постепенно значение этого слова расширялось, оно стало употребляться для характеристики самого человека. Уже древнеримский политик, философ и оратор Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.) стал связывать культуру с воспитанностью человека, его достоинством и совершенством. Одно из известных его высказываний звучит так: «Культура души есть философия». Он полагал, что при помощи философии можно «возделывать», «культивировать» ум человека и развивать в нем качества «достойного римлянина».
Подобные понятия рождались и в сознании других народов. Чаще всего такие термины употреблялись для обозначения качеств личности и общества, противоположных дикости и варварству. Так, у греков существовало понятие «пайдейа» (paideia), которым они обозначали особые качества эллина, отличающие его от варвара. При этом грубая естественность варвара считалась результатом его природного состояния. А воспитание эллина проявлялось в его лучших качествах: чувстве гордости за свое государство, состоянии свободы, владении красивым языком, поклонении величественным богам, общественном образе жизни. В китайской культуре со времен Конфуция (ок. 551–479 гг. до н. э.) полагали, что есть качество, присущее «благородному мужу» (человеколюбие, жэнь), без которого невозможно сохранить человеческое достоинство, стать правителем или мудрецом. В индийской культуре воспитание, самосовершенствование, самоуглубление приводило к познанию высшего морального закона (дхармы), слиянию человека с космосом.
В европейском Средневековье культура отождествляется с христианским вероисповеданием. При этом первопричина созидания, «возделывания». как души и тела человека, так и всего мира связана с Богом. Путь человечества от варварства к культуре описывался как эволюция общества от сотворения мира, язычества к полной христианизации. При этом существовали самые различные трактовки этого термина: аграрная культура (agricultura) – обработка земли, юридическая культура (juriscultura) – выработка законов и правил поведения, литературная культура (culturalitterare) – выработка правил письменности и т. п.
И только в XVII в. немецкий юрист С. Пуфендорф (1632–1694) употребил понятие «культура» как самостоятельный научный термин. Этим термином он обозначил результаты деятельности общественного человека, противопоставив их его природному состоянию.
В эпоху Просвещения (XVIII в.) понятие «культура» получило широкое распространение и устойчивое содержательное значение. Хотя, по сути, ограничивалось одной лишь духовной культурой. Главным показателем культуры становится воспитанность, просвещенность и образованность человека, решающая роль при этом отводится знаниям.
В последующие века значение данного термина расширяется, уточняется, вводятся понятия «духовная», «материальная», «художественная культура», раскрывается их структура. Подробное рассмотрение современного понимания культуры дается в следующей главе учебника.
В развитии науки о культуре исследователи выделяют ряд этапов.
Первый этап в становлении культурологии может быть назван историко-философским. Изучение феномена культуры начинается сравнительно поздно, на рубеже XVII–XVIII вв., и до середины XIX в. этим занимаются преимущественно философия и история. Размышления о сути культуры на философском уровне появляются в учениях С. Пуфендорфа, Дж. Вико, К. Гельвеция, Б. Франклина, И. Гердера, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса. В настоящее время философское исследование культуры выделилось в самостоятельный раздел философского знания, получившего название «философия культуры».
История описывает культуру как изменяющуюся и развивающуюся во времени и пространстве. Такой подход наметился уже в Средневековье в христианской теологии. Путь европейских народов от варварства к культуре рассматривался как постепенное развитие, эволюция общества от язычества к полной христианизации. В Новое время религиозное содержание эволюционистской концепции культурного развития вытесняется просветительской интерпретацией общественного прогресса. Концепция общественного прогресса, по аналогии с непрерывной биологической эволюцией, предложила всеобщую схему развития человечества – последовательное прохождение им ключевых этапов: дикости, варварства, цивилизации (А. Р. Тюрго, Вольтер, А. Фергюссон, Ж. А. Кондорсе, К. Маркс, Ф. Энгельс). Мысль о непрерывном прогрессе человечества оставалась едва ли не главной культурологической аксиомой вплоть до начала XX в.
Второй этап в становлении культурологии связан с эмпирическими исследованиями культуры. Он охватывает период со второй половины XIX до XX в. На этом этапе изучения культуры к философии и истории активно подключаются этнография, антропология, археология, филология и другие науки. Они собирают информацию о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, занимаются систематизацией отдельных явлений культуры. Одной из первых работ, прямо посвященных исследованию культуры на основе богатого эмпирического материала, стала книга английского историка Э. Тайлора «Первобытная культура» (1871). Между тем принципиальная трудность в исследовании культуры, с которой столкнулись ученые – сторонники всемирно-исторического развития, состояла в том, что культуры различных народов оказались мало схожи между собой.
Третий этап – этап построения культурологического знания как науки. Культурология и по названию, и по сути родилась только в XX в. Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса, отождествляемого с появлением новых технических средств, развитием науки и просвещения. Сомнение в идее механического, предопределенного прогресса создало предпосылки для принципиально новых подходов к анализу культурных явлений.
Значительный вклад в становление культурологии внес американский ученый Лесли Уайт (1900–1975). В работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) и др. он утверждал, что культурология представляет собой качественно более высокую ступень постижения человека, чем другие общественные науки. Он рассматривал культуру как постепенно развивающуюся целостную и самонастраивающуюся систему материальных и духовных элементов. Под влиянием набиравшей силу семиотики Л. Уайт большое значение в развитии культуры придавал символам, так же, впрочем, как и чисто «технологической» стороне цивилизации. Выделяется оригинальностью и новизной его подход к культуре как к результату растущей энергетической вооруженности человечества. Чем больше энергии, взятой у природы, использует то или иное общество, тем, по мнению Уайта, выше внутренний «энергетический потенциал» и уровень его культуры.
Появляются другие культурологические теории, предлагая свои варианты видения этой науки. Складываются парадигмы культурологии, то есть появляются системы основных научных достижений (теорий и методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в тот или иной период времени. При построении теорий широко используются эмпирические исследования. Возникают прикладные культурологические исследования, на которые все больше начинает ориентироваться познание культуры.
Направления, школы, концепции и теории в науке о культуре. При изучении истории развития культурологии бросается в глаза многообразие культурологических теорий, школ и направлений. Поэтому, прежде чем перейти к их рассмотрению, полезно уточнить некоторые исходные понятия.
Культурологическая теория («теория» с греч. – «наблюдение», «исследование») – это совокупность обобщенных положений, посредством которых раскрывается возникновение, развитие, структура культуры или одного из ее элементов (например, теория искусства).
Концепция культурологии (с лат. – «понимание», «система») – это система взглядов, способ целостного рассмотрения культуры как специфического явления человеческой жизни (например, культурологическая концепция Н. Я. Данилевского).
Поскольку та или иная теория, концепция находит своих продолжателей, постольку формируются культурологические школы. Культурологическая школа – это совокупность культурологических теорий и концепций, объединенных каким-либо базовым принципом (например, натуралистическая школа).
Культурологические теории, концепции и даже школы, исследующие схожие культурные феномены или базирующиеся на каких-то общих положениях, могут быть объединены в культурологическое направление. Культурологическое направление представляет собой совокупность теорий, концепций, школ, которые отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение положения. К основным культурологическим направлениям относятся антропологическое и эволюционистское, а к основным культурологическим школам – антропологическая, общественно-историческая, натуралистическая, социологическая, иррационалистическая, символическая, функциональная. Существуют и другие направления и школы. Рассмотрим основные культурологические направления, школы, концепции.
Антропологическое направление в культурологии разрабатывает учение о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, описание которых основывается на результатах археологических, этнологических, этнографических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных исследований. В рамках этого направления развивается ряд школ: английская мифологическая школа (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер и др.), американская школа культурантропологии (Ф. Боас, А. Кардинер, Л. Уайт и др.), школа социальной антропологии (У. Риверс, Б. Малиновский и др.).
Эволюционистское направление в культурологии (культурологическое направление эволюционизма) представлено теориями И. Гердера, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса, Г. Спенсера, Ю. Липперта и эволюционной школой (Дж. Леббок, Э. Тайлор, А. Бастиан, Л. Морган). Их объединяет общая идея – культурное единство человечества, общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным, от низших к высшим. Различия в культуре народов объясняются как следствие разных ступеней их эволюции.
Самостоятельные школы культурологии. Ряд культурологических школ существуют и развиваются самостоятельно. К ним относятся: общественно-историческая школа (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), натуралистическая школа (З. Фрейд, К. Юнг, К. Лоренц, Н. Тинберген, К. Фриш, Э. О. Уилсон, М. Роуз и др.), иррационалистическая школа (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, А. Камю, С. Дали и др.), социологическая школа (Т. С. Элиот, П. А. Сорокин, А. Вебер), символическая школа (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс и др.), функциональная школа (Б. Малиновский и др.).
Концепции культурологии. Немало интересных идей сосредоточено в многочисленных культурологических концепциях. Особый интерес представляют концепция романтического нигилизма (Ж.-Ж. Руссо), нравственно-религиозная концепция культуры (Л. Н. Толстой), франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас и др.), религиозно-духовная концепция культуры (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин и др.), натуралистическая концепция (Э. Дюркгейм), структурно-функциональная концепция (А. Рэдклифф-Браун, Т. Парсонс), концепция «идеального» типа культуры (М. Вебер), концепция «пассионарности» (Л. Н. Гумилев).
Конечно, названные направления, школы, теории и концепции не исчерпывают всего множества идей и взглядов, раскрывающих различные проблемы культурологии. Но они позволяют представить объем таких проблем и общее направление поиска путей их решения.
1.3. Культурология в деятельности офицера
Современный офицер должен уметь обучать своих подчиненных воинскому мастерству, воспитывать у них профессионально важные качества, формировать психологическую готовность и способность решать поставленные задачи в любых условиях обстановки, развивать личностные качества военнослужащих, грамотно руководить воинским коллективом. Все это невозможно без высокой культуры офицера и знания им основ культурологии.
Значение культурологического знания для служебной деятельности офицера. Культурология играет важную роль в деятельности офицера. Она формирует его мировоззрение, сознательное отношение к культурному наследию и окружающей среде, способствует становлению системы ценностей, культуры поведения и общения, духовности офицера.
Культурология вместе с другими науками формирует мировоззрение офицера. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, представлений, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придает человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Офицер, как и любой человек, погружен в культуру общества. В рамках этого общества, этой культуры он осуществляет свою военно-профессиональную деятельность. Тем самым он включен в воинскую культуру.
Культурология, формируя мировоззрение офицера, предоставляет ему всесторонние знания о своей культуре, культуре других народов, месте отечественной культуры в общечеловеческой культуре и т. п. Важную роль призваны сыграть и знания прикладного характера – об особенностях воинской культуры, о воинских традициях, правилах поведения в обществе и т. п.
Культурология также способна эмоционально окрасить восприятие офицером окружающей среды. Понимая и принимая культурологический опыт, офицер может оценить достижения отечественной и мировой культуры, красоту родной природы, эстетику военно-профессиональной среды: мест постоянной дислокации, полигонов, учебных классов, боевой техники, оружия и т. п.
Содержание культурологии также способствует осознанию и усвоению норм и ценностей культуры вообще и воинской культуры в частности. Ради свободы и независимости Отечества, дружбы, любви, ради семьи и близких человек может действовать, рискуя или жертвуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Для военного человека это очень важно.
Наконец, приобщение к культуре «окультуривает» самого человека, а усвоение знаний о культуре способствует формированию у него устойчивых взглядов, убеждений и принципов. Все это в целом определяет поведение человека, его конкретные поступки. В последних выражается его отношение к миру, его мировоззрение.
Культурология формирует сознательное отношение к культурному наследию. Созданное прошлыми поколениями, выдержавшее испытание временем и передающееся от поколения к поколению, культурное наследие требует охраны и защиты. В этом участвуют и вооруженные силы, что необходимо понимать каждому офицеру.
Изучение культурологии позволяет офицеру осознать соотношение культурного и природного в человеческом обществе. На этой основе культурология формирует бережное отношение к окружающей среде. В военной профессии, нередко связанной с воздействием на окружающую среду, это имеет важное значение. У офицера формируется ответственность, повышается социальная зрелость, готовность отвечать за себя, свои поступки. Все это помогает экологическому воспитанию.
Культурологическое знание способствует становлению системы ценностей, формирует иерархию ценностей личности. Освоение ценностей культуры оказывает сильное воздействие на личность, ее культуру, изменяет саму личность будущего офицера, раскрывает его творческие возможности, позволяет направить его духовный поиск к совершенству, открыть новые горизонты, сформировать идеалы. Особенно это актуально в наши дни, поскольку невероятное техническое могущество человека может быть использовано как во благо, так и во зло ему же самому. Принять такие ценности, как добро, благо, красота и др., являющиеся универсалиями культуры, может только культурный человек, имеющий гуманистические ценностные ориентации, обладающий высоким уровнем коммуникативной культуры. Для офицера, обладающего высоким уровнем культуры, настоящими ценностями будут гражданственность, патриотизм, офицерская честь. Без них невозможно представить офицера.
Понимание культуры в целом формирует культуру поведения и общения. И это очень важно не только для становления личности самого офицера, но и для обеспечения соответствующего уровня общения и взаимодействия в воинском коллективе, которым он будет командовать. Офицер, обладающий высоким уровнем культуры, будет воспитывать культуру поведения и общения у своих подчиненных.
Заметим, что в последнее время в результате реформирования вооруженных сил, общего повышения статуса военнослужащего в обществе, патриотического подъема, вызванного воссоединением Крыма и России, складывается положительный образ военнослужащего как «вежливого человека в форме». Несомненно, культурологическое знание и изучение курсантами военных вузов культурологии этому также способствует.
Наконец, культурология может стать основой духовности офицера. На базе усвоения культурологических знаний у офицера проявляется интерес к культурным явлениям, достижениям человечества, возникает потребность расширения познаний, стремление быть в курсе культурных событий, посещать учреждения культуры (театры, музеи, филармонии и т. п.). Все это будет способствовать профессиональному и личностному росту офицера, позитивному отношению к познанию и самосовершенствованию, пониманию окружающих людей.
Духовная и культурная безопасность общества и государства. Культура общества является важной сферой обеспечения национальной безопасности. В истории мы можем найти достаточно примеров воздействия на духовную сферу общества, его культуру в целях достижения превосходства, подчинения народа. В отношении русского народа такие действия предпринимались со стороны Тевтонского ордена в XIII в., польских завоевателей в XVII в., фашистских захватчиков в ХХ в.
В настоящее время развитие информационной сферы общества, экранной культуры и увеличение количества культурных контактов позволяют обеспечивать глобальное воздействие на духовную сферу общества, его культуру. И даже уничтожение противника в условиях информационного общества может быть не только физическим, но и моральным (духовным). За гегемонию в сфере общественного сознания, в духовной сфере фактически ведется латентная война во всем духовном пространстве мирового социума. Это обусловлено тем, что важная задача в конфликтах современности – получить доступ к ресурсам страны-противника без открытого применения силы, воздействуя на общественное сознание в целях манипулирования нацией-конкурентом на территории ее жизненного пространства. Поэтому общественное сознание является основным объектом защиты в условиях современного геополитического соперничества.
Новые войны современности (гибридные, информационные, психологические, кибернетические, сетецентрические и т. п.) направлены на то, чтобы уничтожить противника без вступления в открытое противоборство с ним, не столько физически, сколько ментально. По своей сути это войны сетевые как в техническом, так и в организационно-психологическом аспектах. Главное их отличие – ориентация на новую философию ведения войны: использование всех информационно-психологических потенциалов для осуществления эффективного противоборства в открытом конфликте (в реальных условиях) и латентном противостоянии в кибернетическом (виртуальном) пространстве.
Поэтому все чаще исследователи говорят о духовной и культурной безопасности общества и государства и необходимости их обеспечения. Духовная безопасность – это один из видов национальной безопасности, который представляет собой состояние защищенности духовной сферы общества, при котором объединяются общественное сознание, духовные ценности, культура и обеспечиваются условия для духовного совершенствования и прогресса личности, общества и государства на основе национальной самобытности и сохранения духовной общности народа. По мнению исследователей, духовная безопасность включает в себя культурную, идеологическую, информационно-психологическую, научную, образовательную и религиозную безопасность как ее подвиды. Духовная безопасность характеризуется соблюдением интересов личности, общества и государства, защищенностью от внутренних и внешних угроз традиционных духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) ценностей, индивидуального, группового и массового сознания.
Основными критериями духовной безопасности являются состояние защищенности общественного сознания от внутреннего и внешнего деструктивного влияния; способность к своевременному выявлению и отражению рисков и угроз в области культуры, науки, образования, религии, информации; позитивная творческая активность пассионарной части общества.
Духовная безопасность (включая ее культурные, исторические, информационно-психологические, научные, образовательные и другие компоненты) как одна из комплексных составляющих национальной безопасности наиболее уязвима к деструктивному внутреннему и внешнему воздействию. Поэтому важной проблемой является обеспечение духовной безопасности общества. Обеспечение духовной безопасности – это целенаправленная деятельность всех патриотических сил, творчески активной части общества, имеющая целью сохранение и преумножение национальных духовных ценностей.
В современных условиях проявляются угрозы духовной безопасности общества (угрозы духовности), которые имеют как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внутренние и внешние угрозы духовности – это совокупность деструктивных условий, факторов и действий существующих и потенциальных противников, представляющих явную или латентную опасность причинения ущерба отдельной личности, социальным общностям и всему обществу (нации) в целом в культурной, информационной, научной, образовательной и религиозной сферах социальной жизни. При этом личность (ее индивидуальное сознание), социальные группы (их групповое, массовое сознание) и нация (ее ментальность) подвержены деструктивному духовному воздействию.
По мнению исследователей, если Россия не будет монолитным социальным целым – российской нацией, это может привести к утрате ее суверенности. Российская нация – добровольный союз народов, традиционно живущих в России, объединенных с русским народом на основе суверенной государственности существующим конституционным строем и общностью русского языка, территории, экономических, социальных, культурных отношений.
Наиболее важной проблемой и основной духовной угрозой современной России, по мнению исследователей, является культивирование чуждых менталитету российской нации духовных ценностей, внедрение деструктивных жизненных приоритетов, идеологем, целей и задач, стоящих перед отдельной личностью и обществом в целом. По мнению исследователей, основными внутренними угрозами духовности современной России могут являться:
• отсутствие сформированной и общепринятой системы национальных духовных ценностей;
• деформация общественного сознания и, как следствие, разрушение патриотического самосознания;
• внедрение в общественное сознание чуждых национальной ментальности стереотипов мышления и образа жизни;
• неоправданное реформирование русского языка;
• деятельность антироссийских средств массовой информации;
• отсутствие государственной системы защиты общественного сознания;
• духовный нигилизм граждан;
• формирование системы деструктивных ценностей;
• отсутствие объединяющей национальной идеи (идеологии).
Опасность внутренних угроз духовности России в современных условиях дополняют и существенные внешние угрозы. Они создаются геополитическими конкурентами России. К основным внешним угрозам духовности современной России относятся:
• деструктивное влияние на общественное сознание российского социума существующих геополитических соперников, реализующих концепции информационных войн;
• политика иностранных государств, направленная на внедрение массовой вестернизированной культуры в национальное духовное пространство России;
• экспансия на российскую территорию религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и миссионеров, а также экстремистских и террористических организаций, их деятельность по разжиганию межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной розни у российского народа (поиск «обиженных» народов и групп, формирование антирусских настроений, противопоставление центра и окраин и т. д.), поддержка сепаратизма и экстремизма и т. п.;