bannerbanner
Культурология. Учебник для военных вузов
Культурология. Учебник для военных вузов

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

• формирование негативного образа России (как страны-агрессора, как нарушителя международных договоров и т. п.), дискредитация ее истории (от древности до ХХ в.) и культуры средствами массовой информации иностранных государств.

Угрозы духовности реализуются через использование различных средств: прямой и косвенной поддержки деятельности деструктивных общественных организаций, антигосударственных выступлений; провоцирования на территории явных и потенциальных геостратегических конкурентов киберреволюций и переворотов; осуществления «цветных революций»; манипуляций общественным сознанием через средства массовой коммуникации и т. п. Особую роль играют информационные средства и технологии: использование информационного оружия (для враждебных действий и агрессии, разрушения информационной структуры, нарушения общественного порядка, разжигания вражды, ненависти, дискриминации, насилия и т. п.), проведение информационных операций, применение информационно-коммуникационных технологий и т. д.

Угрозы духовности проявляются и реализуются в духовном пространстве. Духовное пространство России не ограничивается государственно-территориальными пределами. Это пространство, в рамках которого преобладает культура народов нашей страны, а в обществе (или в значительной части социальных групп) укоренены российские историко-культурные, религиозные и национальные духовные ценности. Все чаще в этой связи используется понятие «русский мир». Русский мир – это духовное пространство, которое не ограничено территорией одной страны (России), это определенное пространство мирового социума, та его часть, на которой живет русскоязычное население, сохраняется национальная культура народов России, национальные духовные ценности, ментальные особенности нашего мышления и поведения.

Важнейшим объектом духовной экспансии является культура. Культура нации, народа, общества всегда была объектом деструктивного воздействия противоборствующих сторон. Культура выступала и выступает важным слагаемым могущества страны. Даже самые тяжелые поражения в войнах, территориальные потери, расчленение этноса не ведут напрямую к уничтожению народа. Народ, нация живы, пока жива культура. А потеря национальной культуры (языка, фольклора, литературы, письменности, образа жизни, традиций, исторической памяти и т. д.) в конечном счете приводила к исчезновению народа.

Поэтому многие исследователи рассматривают культурную безопасность как самостоятельный вид национальной безопасности, а также как подвид духовной или социальной безопасности. В любом случае обеспечение культурной безопасности определяется важнейшей государственной задачей. В содержание этого понятия обычно включают защиту от чужеродных религиозных влияний радикальной направленности; сохранение этнической культуры, всемирного и национального культурного наследия, культурной идентичности, языка, традиций, обычаев и т. д.; развитие культурного самосознания народа; сохранение национальных культур народов (в поликультурном обществе); создание условий для безопасного развития культуры, свободного взаимообмена культурными навыками между народами и т. д.

Определение сущности культурной безопасности является дискуссионным вопросом науки. Попытаемся сформулировать комплексное определение. Культурная безопасность – это вид национальной безопасности, который представляет собой состояние защищенности культуры общества, обеспечивающее предотвращение религиозных и этнических конфликтов, упадка духовности общества, его социальных групп и личности, разрушения культурного наследия, а также дальнейшее развитие культурного самосознания народа.

Можно выделить и возможные угрозы культурной безопасности современной России:

• уничтожение памятников культуры, нанесение ущерба мировому и национальному культурному наследию;

• отторжение современной культуры России от ее исторических основ, например от советской культуры, путем формирования негативного образа определенной части ее носителей (советских государственных, партийных, политических кадров, работников НКВД);

• отторжение этнической культуры народа, нации, группы от общемировой культуры;

• ограничение или навязывание культурных контактов;

• распространение внешней массовой культуры (через средства массовой коммуникации, прямые и косвенные культурные контакты), противоречащей духовным ценностям общества, особенностям национальной культуры;

• прямое или косвенное деструктивное влияние на социальные институты, транслирующие культурное наследие: образование, воспитание, семью, церковь, средства массовой информации, специализированные средства культуры (театры, музеи, выставочные залы и т. п.);

• рост миграции и отсутствие культурной адаптации мигрантов в России;

• организацию и провоцирование столкновений представителей различных этнических и конфессиональных культур (например, сторонников христианства и ислама и т. д.).

Угрозы в духовной сфере общества, угрозы культурной и информационной безопасности требуют противодействия информационным операциям вероятного (возможного) противника, защиты духовного и информационного пространства. Основными направлениями обеспечения духовной безопасности (безопасности духовной сферы) современного российского общества специалисты называют: духовное развитие современного российского общества; защиту общественного сознания российской нации от деструктивного информационно-психологического влияния; развитие традиционных национальных культур народов России; патриотическое воспитание подрастающего поколения и т. п.

По мнению современных исследователей, необходимым условием сохранения странами своей суверенности является духовная экспансия. Духовная экспансия – это создание условий для формирования у нации патриотического мировоззрения, расширение влияния на сознание обществ иностранных государств посредством использования культурных, информационных, научных, этноконфессиональных, идеологических ресурсов государства в целях продвижения национальной системы духовных ценностей, активного участия в процессах духовной эволюции мирового социума.

Культура позволяет поддерживать национальную безопасность общества и государства и играет важную роль в укреплении обороноспособности.

Важную роль в обеспечении духовной и культурной безопасности должны играть вооруженные силы и военнослужащие.

* * *

Культурология выступает интегративной дисциплиной, которая изучает культуру во всей полноте ее проявлений и во всем многообразии ее исторических форм. Она имеет свои источники, использует специфические методы (наблюдение, понимание, объяснение, сравнение, различные виды анализа и т. п.). Пройдя значительный путь своего развития, культурология существует как совокупность направлений, школ, теорий и концепций, представляющих собой попытки решения проблем культуры, направления поиска путей их решения.

Культурология играет важную роль в деятельности современного офицера. Она формирует его мировоззрение, сознательное отношение к культуре общества и культурному наследию, способствует становлению его культурного поведения и общения, системы его ценностей, его духовности. В современных условиях возрастает значение культурной и духовной безопасности в общей структуре национальной безопасности государства.

Вопросы для повторения

1. В чем состоит специфика культурологического знания?

2. С помощью каких методов культурология изучает свой предмет?

3. Охарактеризуйте связь культурологии с другими науками.

4. Назовите основные этапы становления культурологии.

5. Какие научные направления и школы существуют в культурологическом знании?

6. Назовите основных представителей различных научных теорий и концепций в культурологии.

7. Какую роль играет культурологическое знание в деятельности современного офицера?

8. Охарактеризуйте духовную и культурную безопасность.

Литература к главе 1

1. Багдасарьян Н. Г. Культурология. – М.: Высшее образование, 2007.

2. Быстрова А. Н. Мир культуры. Основы культурологии: Учеб. пособие. – М.: Новосибирск, 2002.

3. Гегель Г. Феноменология духа. – СПб.: Наука, 1992.

4. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. – М.: Наука, 1977.

5. Гуревич П. С. Культурология: Учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2009.

6. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М.: Институт русской цивилизации, 2008.

7. Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

8. Новейший культурологический словарь: термины, библиографические справки, иллюстрации / Авт. – сост. В. Д. Лихвар, Е. А. Подольская, Д. Е. Погорелый. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

9. Кассирер Э. Философия символических форм: Пер. с нем: В 2 т. – М.: Академический проект, 2011.

10. Культурология. XX век: Словарь. – СПб.: Университетская книга, 1997.

11. Культурология: Альбом схем / Ю. Н. Антонов, Н. В. Ершов, В. В. Конорев, В. С. Макаров. – СПб.: ВКА им. А. Ф. Можайского, 2009.

12. Культурология: Учебник / Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – М.: Проспект, 2010.

13. Культурология: Учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2008.

14. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г. В. Драча. 17-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

15. Романова А. П. Культурная безопасность как предмет философских дискуссий // Гуманитарные исследования, 2012. – № 4. – С. 258–263.

16. Романова А. П., Мармилова В. О. Культурная безопасность как важнейший фактор национальной безопасности // Человек. Сообщество. Управление, 2008. – № 2. – С. 84–94.

17. Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989.

18. Тойнби А. Исследование истории: Пер. с англ.: В 2 т. – М.: АСТ, 2009.

19. Тонконогов А. В. Духовная безопасность современного российского общества: Монография. – М., 2009.

20. Фрейд З. Недовольство культурой. – Харьков: Фолио, 2013.

21. Шпенглер О. Закат Европы: Пер. с нем.: В 2 т. – М.: Мысль, 1998.

22. Элиот Т. С. К определению понятия культуры: заметки: Пер. с англ. Е. М. Жиглевич. – 1968.

23. Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы: Пер. с нем. – СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 1994.

Глава 2. Феномен культуры

Культура – очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных явлений общественной жизни. Многообразие культурных явлений и процессов, их сложное переплетение с другими сторонами жизни людей затрудняет определение сущности культуры. В настоящее время существует множество определений, подчеркивающих те или иные стороны этого феномена.

2.1. Культура и ее сущность

Различные определения сущности культуры отражают те или иные ее сущностные характеристики. Поэтому можно говорить о различных подходах к определению сущности культуры: деятельностном, ценностном, информационно-семиотическом, культурантропологическом, системном и т. п.

В деятельностном подходе культура определяется как человеческая деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Этот подход стремится к пониманию самой глубинной сущности культуры: созидающая человеческая деятельность лежит в основе всех явлений культуры. Однако в реализации деятельностного подхода к пониманию сущности культуры наблюдается множество вариантов, которые различаются по акцентам на той или иной стороне деятельности. Одни исследователи делают акцент на способе человеческой деятельности, ее технологическом контексте (В. Давидович, З. Файнбург, Г. Драч); другие выдвигают на первый план совокупность надбиологических качеств и программ человеческой жизнедеятельности (Э. Маркарян, В. Степин); третьи – творческую деятельность, «направленную на поиск сакрального смысла бытия» (П. Гуревич); четвертые – ценности человеческой деятельности (Н. Злобин, Г. Выжлецов, М. Ешич, Б. Ерасов); пятые рассматривают информационно-знаковую деятельность (А. Кармин) и т. д. В рамках деятельностного подхода имеет место плюрализм, который позволяет соединить разные характеристики культуры.

При ценностном подходе культура определяется как процесс и результат создания, освоения, функционирования и передачи последующим поколениям материальных и духовных ценностей. Сущность культуры здесь выражает гуманизм, всемерное культивирование общечеловеческих ценностей в интеллектуальных, этических и эстетических сферах общества, то есть служение истине, добру и красоте. В структуре культуры в этом случае выделяют два элемента – материальные и духовные ценности.

В информационно-семиотическом подходе культура – это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми специальных знаковых средств. С точки зрения этого подхода сущностью культуры является то, что она выступает особым типом информационного процесса, «надбиологической» формой хранения и передачи информации. Культура включает в себя мир артефактов, то есть искусственно созданных вещей, способов действия, выработанных идей, самого человека культурного; мир смыслов: знания, ценности, регулятивы (нормы, обычаи, традиции и др.); мир знаков: естественные и искусственные языки, язык изобразительных искусств, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, военная атрибутика и т. п.

Еще более широкая трактовка культуры дается в культурантропологическом подходе. Культура рассматривается здесь в трех аспектах: 1) как способ социокультурной деятельности человека в различных сферах жизнедеятельности (экономической, политической, художественной, религиозной, технико-промышленной и т. п.); 2) как технология деятельности и ее результат; 3) как степень развития личности. При этом личность выступает как объект культурного воздействия, как субъект культурного творчества, а также как носитель и выразитель культурных ценностей.

Сущность культуры в этом подходе усматривается в двойственности ее феноменов, имеющих природно-культурный характер. Структура культуры дифференцируется по вертикали и по горизонтали. В ней выделяются два уровня: специализированный и обыденный. К первому относятся экономическая, политическая, правовая, философская, научно-техническая, художественная культура и средства ее трансляции (сфера образования, средства массовой информации, музеи, библиотеки, театры и т. п.). К обыденному уровню культуры относятся домашнее хозяйствование, нравы и обычаи, мораль, здравый смысл, практические технологии и обыденная эстетика.

В последнее время широкое признание получил системный подход к анализу сущности культуры. Культура в нем рассматривается как саморазвивающаяся система, то есть как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, которая имеет внутренний источник развития. Например, в работах профессора М. С. Кагана культурой выступает вся полнота биологически не детерминированных качеств человека, способов его деятельности и их предметное воплощение. В структуре культуры выделяются три подсистемы: материальная, духовная и художественная. Каждая подсистема образует специфические для нее «формы предметности» (М. С. Каган), в которых воплощаются результаты человеческой деятельности.

Специфическая сущность культуры, выражающая ее основное качество, состоит в том, что культура призвана формировать человека. С одной стороны, культура формирует некий тип личности, соответствующий данному обществу (социуму), со своеобразным мировоззрением, образом и стилем жизни, соответствующими нравственными, политическими и эстетическими ценностями. С другой стороны, культура формирует и каждую отдельную личность как неповторимую индивидуальность, которая и соответствует тому или иному типу личности, и одновременно отличается от него. Первая сторона раскрывается в определениях культуры как «меры всеобщности», «уровня универсальности», «степени вочеловеченности», достигнутых личностью. Вторая сторона акцентирует внимание на индивидуальном формировании человека и раскрывается в таких определениях культуры, как «мера свободы», «способ и мера формирования и реализации социальных сил человека».

В широком культурологическом смысле слова культура противопоставляется натуре (природе), ее сущность выражается в оппозиции «естественное – искусственное». В этом случае культура определяется как то, что по законам природы появиться не может. Культура – это не природное, не биологическое явление, а общественный феномен. Она выступает в этой связи как всеобщая форма человеческой деятельности, включающая и ее результат и способ. Поскольку культура – коллективное понятие, которое охватывает сферу совместной деятельности и общения, постольку она характеризует как форму, так и содержание, смысл деятельности, поведения, общения. Форма деятельности есть категория преимущественно технологического плана, которая представляет собой форму организации любого действия. Поэтому культура начинается с правила, и правило есть первая элементарная технологическая универсалия культуры. Правило указывает способ целесообразного поведения как образцового, на который нужно ориентироваться человеку. Содержание же деятельности – категория ценностного плана, поскольку выбор действия как желаемого, должного предполагает выход на уровень смыслов, а смысл выражается в идеале. Следовательно, идеал представляет собой элементарную аксиологическую универсалию культуры. Культура же может быть определена как идеалообразующая деятельность человека.

Понятие культуры предполагает, таким образом, рассмотрение специфики человеческого отношения к миру. Культура и есть способ человеческого мироотношения. При этом может быть два вида мироотношения. Во-первых, непосредственная включенность в мир, носящая биологический характер. Во-вторых, опосредованная включенность в мир – опосредованная словом, жестом, ритуалом, символом. В этом смысле культура отличается от не-культуры тем, что носитель культуры обязательно соотносится с любым объектом и с собой только посредством идеала. В таких феноменах культуры, как искусство, религия, нравственность, чрезвычайно значимо эмоционально-чувственное отношение, переживание идеала. Таким образом человек соотносит себя с миром. Но, чтобы реальность предстала перед ним миром культуры, она должна приобрести смысл, который задается миру человеком. Вещи мира должны быть «названы» человеком, соотнесены с его потребностями, надеждами.

Человек конструирует мир, создает его, постигает смысл, наделяет смыслом, и только через создание, конструирование мир может стать «своим», понятным, освоенным. Культура, следовательно, имеет тройственную сущность, обладает тройственным бытием. Первый «лик» культуры – это уникальная человеческая способность «строить мир», способность миростроения, выраженная в категориях «духовность», «ментальность», «жизненный мир». Второй «лик» культуры есть культура как отношение к миру, рассматриваемая как знаково-символическая деятельность человека. Третий «лик» культуры проявляется как человеческая реальность мира, как «дом» для человека, сверхчувственный смысл мира вещей, явлений, событий, поведения человека. Работа культуры есть в этой связи раскрытие сверхчувственного содержания предметов, человеческих поступков. Поэтому часто используется понимание культуры как «второй природы», возникшей благодаря деятельности человека.

В наши дни получило распространение определение культуры как способности человека придавать смысл своим действиям. При подобном понимании оказывается, что любой человек культурен в той мере, в какой он освоил и способен выразить культуру своего сообщества.

Подводя итог сказанному, определим культуру как совокупность материальных, духовных и художественных продуктов человеческой деятельности, а также способов их создания, обозначения, сохранения, освоения, распространения и передачи из поколения в поколение.

Культура как системное образование. Культура как система пронизывает все без исключения сферы жизни. Она является информационным аспектом жизни общества – социально значимой информацией, регулирующей деятельность, поведение и общение людей. Культура есть система надбиологических программ человеческой деятельности. Эти программы, составляющие структуру культуры, представлены многообразием элементов: социальных целей, ценностей, знаний, умений, навыков, норм, идеалов, образцов деятельности и поведения. В своей совокупности они образуют исторически накопленный опыт, который культура хранит и передает. Эта трансляционная функция культуры возможна только благодаря закреплению опыта в знаковой форме в качестве содержания различных семиотических систем. Культура существует как сложная организация таких систем, включающая в себя, во-первых, любые фрагменты человеческого мира, приобретшие функцию знаков – объективированный, предметный мир культуры; во-вторых, самого человека как знака, транслятора образца для других людей; в-третьих, естественные языки с их функциями номинативности, коммуникативности, идентификации и др.; в-четвертых, различные виды искусственных языков (языки науки, искусства, конвенциональные системы знаков, обеспечивающих коммуникацию).

Программы культуры, в свою очередь, имеют сложную иерархическую организацию. В них выделяется три уровня. Первый – это программы прошлого, тем не менее оказывающие на человека определенное воздействие и сохраняющиеся в коллективном бессознательном. Второй уровень – это группа программ, обеспечивающих сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества. Третий уровень – программы, обращенные в будущее, которые генерируют идеалы будущего социального устройства, новые нравственные принципы.

Системообразующим фактором, придающим целостность культурной системе, выступают предельные основания определенного типа культуры – ее мировоззренческие универсалии, которые отбирают, интегрируют, накапливают социальный опыт, превращая его в схематизмы, определяющие восприятие мира, его понимание и переживание. Эти универсалии, с одной стороны, фиксируют общие, объективные характеристики объектов человеческой деятельности, выражая их в категориях пространства, времени, вещи, количества, качества, причинности, необходимости. С другой стороны, они воплощают определение человека как субъекта культуры и связаны с категориями красоты, добра, зла, справедливости, свободы и т. п.

Система универсалий культуры определенной эпохи выражает мировоззрение данной эпохи, обобщенную модель мира, которая усваивается индивидами при инкультурации – процессе освоения человеком норм общественной жизни и культуры. Универсалии культуры обнаруживают себя во всех проявлениях материальной и духовной культуры определенного типа общества.

Культура в социальном пространстве. Культура, как и любое общественное явление, существует и развивается в социальном пространстве. Социальное пространство – это многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, социальных практик, социальных позиций и социальных полей, функционально взаимосвязанных между собой. В культурологии оно рассматривается как высшая и наиболее сложная форма организации объективных социальных процессов, взятых с точки зрения их протяженности и сосуществования. Социальное пространство не только является неким «вместилищем» социальных процессов. Оно неразрывно связано с процессами и результатами человеческой деятельности, которая и формирует во многом это пространство. В итоге меняется смысл объективности социального пространства, поскольку оно погружено в мир человека, приобретая семиотические характеристики, становясь интерсубъективным пространством социального взаимодействия.

В самом общем виде социальным пространством называют ту часть поверхности Земли и околоземного пространства, на которой разворачивается деятельность людей. Это «обжитое» пространство именуют второй природой, ойкуменой. Данные термины подчеркивают возделанность этого пространства, преображенность его культурой в отличие от пространства неосвоенного, естественного. Социальное пространство подчинено закономерности «расширение – сжатие». Расширение обжитого социального пространства одновременно сопровождается его «сжатием» в связи с развитием современных средств сообщения и коммуникации.

На страницу:
3 из 5