Полная версия
Культурология. Учебник для военных вузов
В русской армии всегда ценились духовность и благородные устремления. Во всех землях знали, что «воюет росс за обще благо, за свой, за ваш, за всех покой» (Г. Р. Державин, «На переход Альпийских гор», 1799). Поэтому лучшие и благородные умы Европы стремились стать офицерами русской армии. Во всех военно-учебных заведениях мира военную науку постигают по трудам офицеров русской армии. Англичанин Г. Ллойд (1720–1783) служил в русской армии во время Семилетней войны (1756–1763), во время Русско-турецкой войны (1768–1774) командовал дивизией русской армии в чине генерал-майора. Будучи одним из первых военных теоретиков, обобщил и изложил в системном виде военную стратегию современной ему эпохи. При этом подчеркнул связь войны с политикой, значение в войне морально-политического фактора и национальных особенностей.
Швейцарец Г. Жомини (1779–1869) был принят на службу в русскую армию в 1813 г. императором Александром I в чине генерал-лейтенанта и дослужился до звания генерала от инфантерии. Его портрет можно увидеть в Военной галерее 1812 г. Государственного Эрмитажа, хотя в Отечественную войну 1812 г. он служил на стороне Наполеона. Стал основателем русской Академии Генерального штаба, обобщил опыт наполеоновских войн и сформулировал принципы военного искусства.
Немец К. Клаузевиц (1780–1831), будучи офицером прусской армии, в 1812 г. перешел на службу в русскую армию, участвовал в войне с Наполеоном, вернулся в прусскую армию уже полковником. Он является одним из признанных теоретиков военного искусства, внес значительный вклад в определение сущности войны, разработку военного искусства, стратегии и тактики.
Привлекала русская армия и деятелей искусства. Так, автор полонеза «Гром победы, раздавайся, веселися, храбрый росс» О. Козловский (1757–1831) молодым офицером сбежал из Польши и пошел волонтером в русскую армию.
Культура народа выступала вдохновляющим началом трудного и опасного дела служения Родине. Славянские воины с древности использовали вдохновляющую силу искусства для подготовки к сражениям. Известны боевые игры и воинственные пляски, предшествовавшие им. В Древнерусском государстве возникли специальные ритуалы повседневной воинской жизни, подготовки к бою и ведения сражения. Непременным элементом ритуалов стала музыка, которая в начале XVIII в. уже прочно вошла в жизнь русской армии, в систему ее боевой подготовки и воспитания.
Русских воинов вдохновляли и благословляли перед битвой святые русские иконы, мудрое «Слово о полку Игореве», наполненные жизненной силой картины И. Е. Репина, И. И. Левитана и других художников. По свидетельству летописи, знаменитая «Троица» создавалась А. Рублевым, «дабы воззрением на Святую Троицу» преодолеть страх перед любым врагом великой Руси, выстоять и победить. Святые иконы, как и знамена, в битвах находились впереди воинов. Пречистая Божья Матерь всегда считалась покровительницей Руси. Ее образ сливался в сознании воина с образом матери, с образом Родины. Икона Донской Богоматери вдохновляла русских воинов князя Дмитрия на Куликовом поле, полки Ивана Грозного в Казанском походе. Икона Смоленской Божьей Матери была рядом с воинами на Бородинском поле.
Защищая Родину, общество, армия защищает и культуру. Причем это проявляется не только во время войн, военных конфликтов, боевых действий, но и в мирное время. Армия всегда откликалась на любую беду. Военнослужащие были в первых рядах при ликвидации последствий Чернобыльской аварии (1986), Ташкентского землетрясения (1966), Спитакского землетрясения (1988), наводнения в Амурской области и Хабаровском крае (2013), многочисленных лесных пожаров и т. п.
Однако нужно понимать и другое: не только армия защищает культуру, но и культура должна защищать армию. В нашей культуре сложились прекрасные образы защитника Отечества, боевого русского офицера, отважного советского командира и находчивого стойкого солдата. Они дополняются бессмертными воинами «Слова о полку Игореве», строгими ликами икон А. Рублева, мудрой суворовской «Наукой побеждать», маршем «Прощание славянки», замечательными памятниками героям войн, прекрасными фильмами о войне. Вполне справедливой кажется фраза «Искусство воюет». Причем воюет оно как во время войны, так и в мирное время. Вспомним знаменитые плакаты времен Великой Отечественной войны. Они формировали ненависть к врагу, воспитывали стойкость и мужество советского воина. Картина, книга, спектакль, фильм, как и музыка, песня, «удваивают армию». Но они могут стать и врагом, своеобразной «пятой колонной». Тогда они будут разрушать армию, тем самым нанося ущерб культуре.
При этом в армии с ее высокой духовностью возможны случаи морального уродства, как возможно проявление бездуховности, варварства и нигилизма в самой культуре общества. Известны гневные приказы М. И. Кутузова о дезертирах и мародерах русской армии времен «священной памяти двенадцатого года». Были подобные случаи и в годы Великой Отечественной войны. Однако при этом нисколько не теряет своего общекультурного и исторического значения подвиг армии, совершенный и в 1812, и в 1945 г. Нисколько не снижается и значение армии для культуры в наше время.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См.: Тихомиров А. В. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. Р. Х. Бариева. – СПб.: ВУС, 2003; Культурология: Учеб. пособие / Ю. Н. Антонов, Н. В. Ершов, В. В. Конорев, Н. С. Кужекин. – СПб.: ВКА им. А. Ф. Можайского, 2005; Культурология: теория и история культуры: Учеб. пособие / В. М. Губанов, И. В. Добряк, О. И. Савченко и др.; под общ. ред. В. М. Губанова. – СПб.: МВАА, 2006; Культурология: альбом схем: Учеб. пособие / Ю. Н. Антонов, Н. В. Ершов, В. В. Конорев, В. С. Макаров. – СПб.: ВКА им. А. Ф. Можайского, 2009; Культурология: Учеб. пособие / В. И. Саморуков, Н. И. Борзенков, А. В. Данилов и др. – СПб.: ВАТТ, 2010 и др.