Полная версия
Миграция и эмиграция в странах Центральной и Юго-Восточной Европы XVIII-XX вв.
Пребывание ваше, по крайней мере на первое время, надлежит основать в Яссах, как в рассуждении ближнего и уже беспосредственного с Молдавиею соседства границ наших, так и для того, дабы удобнее наблюдены и в точности исполнены были те выгоды, кои особенно в последнем мирном трактате сему княжеству единовременно выговорены, наипаче же чтоб вы могли наилучшим образом тем из бояр и других жителей молдавских, которые, оказав отличное усердие и преданность к высоким интересам ея императорскаго величества в течение прошедшей войны, не могли остаться под обладанием турецким, а принуждены искать убежища под покровом ея императорскаго величества оказать всемерное и в пользу их заступление, дабы колико можно с меньшею потерею в рассуждении их продажи имуществ и распоряжения вообще тамошних их дел они таковое переселение совершили.
АВПРИ. Ф. 69. Российское генеральное консульство в Яссах. Оп. 1. 1792 г. Д. 82. Л. 7об.–10.
№ 2Не позднее 1792 г. апреля 15. – Список молдавских бояр и служилых чинов, желающих принять российское подданство
Список знатнейшим боярам и другим чинам княжества Молдавского, которые изъявили желание и намерение перейти в подданство ея императорскаго величества
Великий ворник и бывший вистиарий князь Матвей Кантакузин
Великий ворник и вистиарий настоящий Скарлат Стурза
Ворник Георгий Гика
Гетман Константин Гика
Гетман Илья Катаржи
Великий ворник и бывший вистиарий Георгий Балш
Великий ворник Драко Депасто
От армии подполковник и спатар Еммануил Балш
Ворник де Апроз Николай Балш
От армии майор и портар Марио Гаиос
Капитан де Лефечи Бартоломей
Валмыш Алексей Иконном 215
АВПРИ. Ф. 69. Российское генеральное консульство в Яссах. Оп. 1, 1792 г. Д. 82. Л. 18. Копия.
№ 31792 г. мая 25. – Из письма статского советника С. Л. Лашкарева российскому генеральному консулу И. И. Северину
…Каков подан от меня его сиятельству графу Александру Андреевичу Безбородку и его высокопревосходительству господину генерал-аншефу и кавалеру Михаилу Васильевичу Коховскому список о молдавских боярах, желающих с семействами своими и движимым имением переселиться на вечное жительство в Россию, таков точно, за долг поставляю и Вашему высокоблагородию сообщить как к сведению, так в нужном случае и к вспомоществованию им при переселении себя отсель за Днестр216.
С истинным высокопочитанием и совершенною преданностию всегда пребуду.
Милостивый государь мой. Ващего высокоблагородия покорный слуга Сергей Лашкарев 217.
АВПРИ. Ф. 69. Российское генеральное консульство в Яссах. Оп. 1. 1792 г. Д. 83. Л. 11.
№ 4Не позднее 1792 г. мая 25. – Список молдавских бояр и других служилых чинов, желающих переселиться в Россию
Список молдавским боярам и прочим земским чинам, желающим с семействами и движимым имением выехать в Россию, полагаясь на высочайшую ея императорскаго величества милость, объявленную им его светлостию покойным генерал-фельдмаршалом князем Григорием Александровичем Потёмкиным
АВПРИ. Ф. 69. Российское генеральное консульство в Яссах. Оп. 1, 1792 г. Д. 83. Л. 13–14об.
№ 51792 г. июня 20. – Из записки консула И. И. Северина молдавскому господарю А. Морузи
…/имеет честь/ чрез сию дать знать вашей светлости, что молдавского монастыря Арон Воды господин архимандрит Дометиан Капнист вступил в российское ея императорского величества подданство; вследствие чего и /просит/… кому следует дать надлежащее в силу …трактата повеление, дабы означенный архимандрит Капнист в переселении своем отсюда в российские пределы ни от кого и никакого препятствия не имел, и сверх того позволить ему пробыть в Молдавии для окончания здесь его дел…218
АВПРИ. Ф. 69. Российское генеральное консульство в Яссах. Оп. 1. 1792 г. Д. 87. Л. 49–49об.
№ 61792 г. ноября 1. – Из письма Российского поверенного в делах в Стамбуле А. Хвостова генеральному консулу И. И. Северину
…Притеснения обывателей земли, поборы в противность трактата излишные и тягостные, дурные поступки с теми из молдаван, кои к нам переселиться желают, угрозы им, возвращения билетов, от вас данных, затруднение в их выезде суть пункты важные, кои не оставлю я употребить, так как прошу вас о уведомлении касательно до таких господаря поступок, кои противны договорам между обеих империй или личное недоброходство господина Мурузия являют…
АВПРИ. Ф. 69. Российское генеральное консульство в Яссах. Оп. 1. 1792 г. Д. 84. Л. 99–99 об.
№ 71792 г. ноября 9. – Список молдавских и валашских бояр и чиновников, принятых на русскую службу
Список молдавских и волосских бояр и чиновников, ея императорским величеством всемилостивейшее пожалованных в штаб и обер-офицерские военные и штатские чины ноября 9-го 1792 года
В военные чины219 :В подполковники:
Николай Карпов
В примиер-майоры:
Иван Канано
Маргарит Депрерадович
В капитаны:
Николай Дияуров
Степан Белчин
Дмитрий Чолак
Христодор Саиджи
Николай Станилевич
В порутчики:
Иван Сенека
Андрей Крушеван
Иван Небескул
Иван Драгодил
Федор Сабео
Василий Донне
Христофор Зоту
Мануйло Кадемичи
Дмитрий Мануйло
Анастасий Мануил
Николай Чекердуля
Анастасий Дмитриев
Мануил Саул
Иван Боян
В штатские: 220
В коллежские ассесоры:
Ионица Макарескул
Федор Поман
Дмитрий Кук
Константин Калафат
В титулярные советники:
Панаидорос Паун
Костантин Ексапорит
Константин Андреяшь
Петр Окинка
Андрей Саббин
Дмитрий Банекул
Христофор Армена
Манойлака Гини
Григорий Гиол Оглу
Иваниса Мигардицин
Мануйло Георгиев
Иван Кешко
Георгий Савва
Матвей Тестобуза
Афанасий Ранго
Константин Лампрос221
Итого по сему списку пожаловано в чины армейские: в подполковники 1. в премиер-майоры 2. в капитаны 5. в порутчики 14.; штатские: в коллежские ассесоры 4. в титулярные советники 16; а всего сорок два человека.
АВПРИ. Ф. 69. Российское генеральное консульство в Яссах. Оп. 1. 1792 г. Д. 83. Л. 17–18. Копия.
№ 81792 г. ноября 20. – Из донесения консула И. И. Северина поверенному в делах в Стамбуле А. Хвостову
…не взирая на сделанное господарю представление, он продолжает оказывать затруднении в делах переселенцев, кои, опасаясь дальних худых следствий, приступают ко мне и требуют моего заступления, коего я им отказать не могу, но, не будучи в силах спомочь, принужден предать на разсмотрение ваше поданные мне от них прошении и ожидать, что вы в пользу их зделать можете…
АВПРИ. Ф. 69. Российское генеральное консульство в Яссах. Оп. 1. 1792 г. Д. 84. Л. 93–93об.
№ 91792 г. декабря 1. – Член Коллегии иностранных дел граф А. А. Безбородко генеральному консулу И. И. Северину
Государь мой Иван Иванович!
Для сведения Вашего препровождаю при сем список молдавских и волоских бояр и чиновников всемилостивейшее пожалованных от ея императорского величества в штаб и обер-офицерские чины222. Вы не оставите известить их о сей монаршей милости и подать им способы к переселению по их желаниям в наши границы, уведомя их и о последовавшем к г-ну губернатору Екатеринославскому высочайшем повелении, чтоб они снабдены были потребным количеством земли для поселения в области новоприобретенной, и те из них, кои похотят употребится в службу ея величества, распределены б были в Екатеринославской губернии соответственно их способности.
Пребываю впрочем с искренним почтением ваш, государя моего покорный слуга
Граф Безбородко223
В С.-П-бурге декабря 1-го 1792-го.
Помета на обороте: Получено 19 декабря 1792.
АВПРИ. Ф. 69. Росийское генеральное консульство в Яссах. Оп. 1. 1792 г. Д 83. Л. 15-15об. Подлинник.
№ 101792 г. – Список молдавских жителей, вступивших в русское подданство и желающих переселиться в Россию
Реестр вступившим в российское ея императорского величества подданство
По открытым листам
Сверх сего по билетам есть весьма мало не из прямых молдован жителей, и ежели будет об них заступление, то спорить не буду, да и не знаю выедут ли все до сроку, ибо не вижу никакого начала, при том же они живут в деревнях и стараются оканчивать свои дела.
АВПРИ. Ф. 69. Российское генеральное консульство в Яссах. Оп. 1, 1792 г. Д. 84. Л. 80–80об.
№ 111793 г. января 15. – Прошение молдаванина Василе Чуре на имя консула И. И. Северина
Высокоблагородному и высокопочтенному господину Генеральному консулу и кавалеру
Ивану Ивановичу Северину
от капитана Василе Чуре
Всенижайшее прошение
Так как я со всего усердия моего желаю вступить в российское подданство, то прибегая к покровительству вашего высокоблагородия, всенижайшее прошу, приняв и меня в щот прочих подданных, выдать пашепорт, коим бы можно мне в России расположиться, где жить пожелаю. Что же касается до имения моего и долгов, то дабы не остался я в убытке, всенижайшее прошу быть мне милостивым медиатором, о чем и учинить милостивейшее удовлетворение. 1793 года генваря 15 дня.
О сем просит капитан Василе Чуре.
АВПРИ. Ф. 69. Российское генеральное консульство в Яссах. Оп. 1. 1793 г. Д. 108. Л. 15.
Подлинник.
№ 121793 г. марта 5. – Прошение молдавских жителей Андреяша Думбрована и Саввы Надежды на имя консула И. И. Северина
Высокоблагородному и высокопочтенному господину канцелярии советнику генеральному консулу в Молдавии, Валахии и Бессарабии и ордена святаго Владимира кавалеру Ивану Ивановичу Северину
молдавских жителей Андреяша Думбрована и Саввы Надежды всепокорнейшее прошение.Мы имянованные находимся жительством Оргеевского цынута в деревни Нигалашъ с нашими семьями, и имеем желание вступить в подданство российской империи и перейти на поселение в тамошние пределы. Того ради ваше высокоблагородие все-покорнейше просим, приняв нас с семействами, причислить к подданным российским и покудова приуготовимся к переходу, дабы мы не были здешним молдавским правительством безпокоены, удостоить билетами.
Жители: Андрияш Думброван и Савва Надежда.1793 года марта 5.АВПРИ. Ф. 69. Российское генеральное консульство в Яссах. Оп. 1. 1793 г. Д. 108. Л. 70.
Подлинник.
№ 131793 г. марта 7. – Записка консула И. И. Северина молдавскому господарю Михаю Суцу
Ея императорскаго величества самодержицы всероссийской канцелярии советник генеральный консул в Молдавии, Валахии и Бессарабии и ордена святаго Владимира кавалер имеет честь представить при сем вашей светлости точную копию с учиненного им объявления находящимся здесь в городе вступившим в российское ея императорскаго величества подданство о явке их в его канцелярии для получения пашпортов и о непременном выезде отсюда в российскую границу в назначенный срок и тут же включаем именной список всем живущим по селениям разных уездов подобным российско-императорским подданным, просит вашу светлость, дабы вы соблаговолили приказать учинить по оному от себя сим последним равное объявление и сверх того пожаловали, оказали всякое зависящее от вашей светлости в самоскорейшем выезде их отсюда в российскую границу пособие в силу заключеннаго между Всероссийскою империею и блистательною Портою Оттоманскою в 29 день декабря 1791 года трактата.
АВПРИ. Ф. 69. Российское генеральное консульство в Яссах. Оп. 1. 1793 г. Д. 108. Л. 73–73об. Черновик.
№ 141793 г. марта 7. – Объявление вступившим в российское подданство
Объявление вступившим в российское подданство. Яссы, 7 марта 1793.
Ея императорскаго величества самодержицы всероссийской канцелярии советник, генеральный консул в Молдавии, Валахии и Бессарабии и ордена святаго Владимира кавалер, включая при сем имянной список всем находящимся в городе Яссах вступившим в российское ея императорскаго величества подданство, и дая им знать, что четырнадцатимесячный срок к выезду их отсюда в Россию постановленный в заключенном между Всероссийскою империею и блистательною Портою Оттоманскою 29 декабря 1791 года трактате к окончанию уже приходит, предписывает, чтобы они для получения к тому пашпортов начали являтся в Российской генеральной консульской канцелярии в течении сего месяца непременно, и конечно б. получа оные, выехали отсюда в границу российскую до 1 числа будущего апреля. Ежели же кто из подобных подданных за прошествием того срока здесь останется, таковый лишен будет покровительства российскаго. Яссы, марта 1793 года.
АВПРИ. Ф. 69. Российское генеральное консульство в Яссах. Оп. 1. 1793 г. Д. 108. Л. 74–74об. Черновик.
И. Ф. Макарова
Старообрядцы на землях Османской империи: пути миграции, система расселения (XVIII в. – 70-е гг. XIX в.)
Волна массовых переселений русских староверов в Османскую империю и вассальные по отношению к ней земли – Дунайские княжества и Крымское ханство ведет свое начало с первых десятилетий XVIII в. Насколько известно, первой крупной партией переселенцев были донские казаки, нашедшие убежище во владениях крымского хана после подавления в 1708 г. восстания Кондрата Булавина. Позднее старообрядческие поселения начали возникать на Буковине, в Малой Азии, Молдавии, Добрудже, Валахии, Бессарабии и Македонии. В середине 40-х гг. XIX в. общее число староверов в этом регионе составляло, по агентурным данным российского Министерства внутренних дел, около 40 тыс. человек. Из них приблизительно 4 тысячи приходилось на Буковину (ставшую к тому времени владениями Австрийской империи), порядка 10 тыс. на Добруджу и около 20 тыс. на Дунайские княжества224. Несмотря на географическую и политическую разобщенность все они, по данным того же источника, были между собой «тесно связаны и находились в непрерывном общении», образуя огромный староверческий анклав225.
На Балканах за русскими староверами исторически закрепилось общее название – липоване. Этимология этого термина не вполне понятна. Существует версия, что первоначально он появился на Буковине, лишь позднее распространившись в других районах226. По преданиям, липованами местные жители назвали старообрядцев, поселившихся в 1724 г. на берегу р. Сучавы. Однако связано ли это было с окружавшим село липовым лесом или с обычаем пришельцев носить лапти, сплетенные из липовой коры, или с какой другой причиной бытового характера – неизвестно. Нельзя исключать также, что в основе термина могло оказаться и самоназвание староверов – филиппоны. Именно так называли себя последователи одного из согласий (филипповского), чьи предки могли оказаться в числе первых поселенцев227.
Градации внутри огромного староверческого анклава, безусловно, существовали. Кроме обычного в подобных случаях размежевания на поповцев и беспоповцев, а также представителей различных толков и согласий, существовала также четкая грань между донскими казакам и всеми прочими старообрядцами. Казаки изначально жили обособленно, а их общины имели особый статус и привилегии. Данное обстоятельство не могло не влиять на направление основных миграционных потоков. Новые группы беженцев, тяготевшие на чужбине к центрам проживания своих соотечественников, в процессе расселения естественным образом дифференцировались не только по конфессиональному, но и по этнокультурному признаку. Результатом этой дифференциации явилось возникновение некого подобия системы территориального зонирования.
Главными центрами донских казаков была Добруджа (район между лиманами Разельм и Головиц и особенно земли в долине р. Слава) и Малая Азия. Другие старообрядцы в Малой Азии не селились. Основным местом их проживания была территория Дунайских княжеств, откуда они постепенно мигрировали за Дунай. Соответственным образом распределялись и миграционные потоки. По информации того же российского министерства, основной вектор движения с Дона и Новороссийского края был ориентирован на Малую Азию и Добруджу, а выходцев из центральных и западных губерний России притягивали к себе земли Молдавии, Валахии, Бессарабии и Буковины228.
Ценная информация, касающаяся расселения старообрядцев в этом регионе и особенностей внутренней миграции, имеется в материалах агентурного характера. Часть ее, относящаяся к 40-м гг. XIX в., опубликована. Среди документов подобного рода выделяются отчеты чиновников российского Министерства внутренних дел. Написаны они были в связи с командировками, организованными этим ведомством для изучения обстановки на местах после знаменитой инициативы буковинских старообрядцев по поводу создания Белокриницкой иерархии. В 1845 г. по заданию правительства состояние раскола на Буковине, в Молдавии, Валахии, Добрудже и Малой Азии в течение полугода изучал чиновник по особым поручениям, статский советник Н. И. Надеждин229. В 1848 г. аналогичную миссию на территории Молдавии и Бессарабии выполнял другой чиновник того же министерства – И. С. Аксаков230. Собранную ими информацию органично дополняет тематическая внутриведомственная подборка материалов, включающая в себя выдержки из частной корреспонденции и показания самих староверов231.
Особое место в ряду материалов агентурного характера занимают «Записки» польского политического эмигранта Михаила Чайковского232. Хотя эти мемуары были написаны в 1870–1872 гг. (перед возвращением в Россию), основной массив информации по русским старообрядцам также относится к 40-м гг. XIX в., т. е. к периоду исполнения М. Чайковским обязанностей резидента польского эмигрантского центра в Стамбуле. В эти годы ему довелось посетить донских казаков в Малой Азии. Позднее, в период Крымской войны, тот же М. Чайковский (уже в качестве Садык-паши) командовал казачьим войском на Дунайском фронте. Эти два обстоятельства придают «Запискам» уникальный характер, поскольку не только для иностранцев, но и всех чужаков поселения казаков были абсолютно недоступны (например, Н. И. Надеждину проникнуть в них так и не удалось). Что касается упомянутого визита М. Чайковского, то он стал возможен исключительно благодаря специальному султанскому разрешению. Собранная М. Чайковским информация позволяет реконструировать основные этапы истории донских казаков на землях Османской империи, уточнить условия проживания и проследить маршруты миграции. В частности, она проливает свет и на историю их переселения из России.
Согласно сохранившимся преданиям, переселение тесно связано с событиями бунта, вспыхнувшего на Дону в 1707 г.233. После гибели предводителя восстания Кондрата Булавина один из его сподвижников – атаман Есауловского городка Игнатий Федорович Некрасов увел несколько тысяч казаков с семьями (в песнях речь идет о 40 тысячах) на Кубань, бывшую тогда во владении крымских ханов. Беглецы поселились в районе современной Анапы, принесли хану присягу и в течение ряда лет составляли одну из наиболее боеспособных единиц его армии. Вплоть до своей смерти в 1737 г. Игнат Некрасов стоял во главе созданного им Кубанского войска. Ему же приписывается и создание ревностно чтимого свода правил жизни и нравственности – так называемой Игнатовой книги. В память о своем атамане потомки ушедших с ним казаков стали называть себя некрасовцами.
Однако на Кубани они прожили недолго. Продвижение русских войск теснило их все дальше на юг. Когда войска Анны Иоанновны взяли Анапу, началось переселение на территорию непосредственно самой Османской империи. Султанское подданство некрасовцы получили при условии участия в военных кампаниях в качестве особого казачьего войска (казак-алайя). В качестве награды за сотрудничество их общины приобретали статус полуавтономных военизированных поселений.
Расселение казаков по территории империи происходило в конце 30-х – 40‐е гг. XVIII в. Первоначально некрасовцы обосновались в Малой Азии в районе Синопа, затем часть их перебралась на ладьях в дельту Дуная – в Добруджу. Самыми старыми балканскими селами в их среде считались Дунавец и Сарикиой. Позднее, по мере притока и роста населения были основаны Журиловка и Слава. По информации собранной Н. И. Надеждиным, села Сарикиой, Слава и Журиловка продолжали оставаться наиболее крупными станицами добруджанских некрасовцев и в середине XIX в. Расположенные по соседству (приблизительно в 15 верстах), они образовывали массивный казачий анклав, в котором проживало около 8 тыс. человек: приблизительно по 600 дворов насчитывалось в Серакиой и Славе и 500 в Журиловке234.
Судьба Дунавца – первой столицы казачьего войска на Дунае оказалась не столь благополучной. После появления в Добрудже запорожских казаков (1775) между ними и некрасовцами начались бесконечные столкновения в борьбе за контроль над рыбной ловлей. После нескольких лет страшной резни, легенды о которой сохранялись в среде старожил и в конце XIX в.235, запорожцы неожиданно оказались полными победителями. Спасаясь в 1811 г. от наступления русских войск, часть некрасовцев ушла в Малую Азию, а другая перебрались на озера Македонии вблизи Эносского залива. Запорожцы же перенесли свой кош на место опустевшего Дунавца, ставшего с этого времени центром их мелких поселков, разбросанных в дельте Дуная.
Чайковский сообщает, что в Македонии некрасовцы основали на озерах семь больших рыбачьих поселений, но прожили там недолго236. Появление русских войск в районе Эноса в период военной кампании 1828–1829 гг. вынудило их к новому бегству. Встретив полковника Муханова колокольным звоном и хлебом-солью, жители этих станиц сожгли свои дома и перебрались в Малую Азию. В качестве единственного напоминания о присутствии казаков в этом крае остались лишь небольшие времянки, продолжавшие служить базой для их сезонных артелей, ежегодно возвращавшихся сюда на рыболовный промысел.
В Малой Азии история казачьих поселений, вероятнее всего, не прерывалась никогда. Тому существуют косвенные подтверждения. Например, высочайший указ Екатерины II от 1784 г., обещавший некрасовцам в случае возвращения царские милости и прощение, был обращен именно к их азиатским общинам. В 1788 г. сюда же прибыло новое пополнение в виде крупной партии беженцев. По официальным сводкам русского командования, тогда в Османскую империю ушло около 3 тысяч казаков (в том числе 800 строевых)237. Согласно показаниям пленных, основная часть беглецов обосновалась в Добрудже (до 1000 семей), но некоторые (около 100 семей) предпочли Малую Азию238. Можно также отметить, что упоминаемое М. Чайковским одно из первых казачьих поселений в районе Синопа (вероятно, близ устья р. Кизил-Ирмак) продолжало, по данным Н.И. Надеждина, существовать и в середине XIX в.239.
Центром азиатского анклава некрасовцев, насчитывавшего в начале 40-х гг. XIX в. как минимум пять поселков, была станица Бинивле (по-турецки Бин-Эвль – тысяча домов) полностью оправдывавшая свое название количеством жителей. Располагалась она неподалеку от берега Мраморного моря на озере Майнос, подаренном султаном казакам в собственность240. Последним обстоятельством следует, по всей вероятности, объяснять и стойкую привязанность значительной части переселенцев именно этому району Османской империи. Несмотря на частые эпидемии чумы, буквально опустошавшие их станицы, некрасовцы вплоть до настоящего времени полностью Майнос так и не покинули.
Особо важно подчеркнуть, что вне зависимости от места проживания, будь то Добруджа или Малая Азия, все некрасовцы имели в Османской империи одинаковый социальный статус, права и привилегии241. Прежде всего, они обладали полной самостоятельностью во всех вопросах религиозного и церковно-административного характера. Поскольку в силу известного конфликта с православной церковью они (как и прочие старообрядцы) не могли быть включены в юрисдикцию православного миллета, обязанности их официального главы перед османскими властями исполнял выборный атаман. В этой связи он имел высокий титула гяур-баши (или казак-баши)242.