bannerbanner
Миграция и эмиграция в странах Центральной и Юго-Восточной Европы XVIII-XX вв.
Миграция и эмиграция в странах Центральной и Юго-Восточной Европы XVIII-XX вв.

Полная версия

Миграция и эмиграция в странах Центральной и Юго-Восточной Европы XVIII-XX вв.

Язык: Русский
Год издания: 2011
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
11 из 13

Основной отличительной особенностью казачьих станиц был статус – закрытые военные поселения, на территории которых продолжали действовать законы Кубанского войска и функционировать институт внутреннего самоуправления243. Все общественно значимые дела принято было решать на кругу, куда был обязан являться каждый казак. Здесь происходил выбор атамана и есаулов, проверялись общественные приходы и расходы, происходил суд. В ходе судебного разбирательства допрос проводился атаманом и старейшинами, но приговор выносил круг. Исполнение приговоров по делам внутриобщинного характера происходило без вмешательства османских властей. В их число в некоторых случаях входило и приведение в исполнение смертных приговоров (например, за богохульство или измену).

Дарованные султаном привилегии предусматривали освобождение некрасовцев от всех податей и пошлин на товары военного предназначения. Кроме того, в связи со службой в армии они освобождались от обязательного для всех иноверцев подушного налога (джизье). Эту льготу казаки сохраняли вплоть до 1864 г. Возникшее в рамках реформ эпохи Танзимата намерение властей превратить их эпизодическую воинскую повинность в регулярную, привело к официальному отказу некрасовских общин от особого статуса и переходе в категорию обычной райи (соответственно, без несения воинской службы).

Однако до 1864 г. обязательство участия в военных походах некрасовцами соблюдалось строжайшим образом. Казачье войско пользовалось полным доверием османских властей. Подтверждением этому были многочисленные золотые и серебряные булавы, жалованные казакам за геройство на полях сражений и 98 благодарственных султанских грамот, которые М. Чайковский имел возможность видеть лично в церквях Биневле244. На войну некрасовцы начинали собираться после обнародования султанского фермана, в котором указывалось количество необходимых для призыва всадников. Набор в войско осуществлялся по жребию. Богатые и бедные служили одинаково со своими лошадьми и обмундированием. Казачье войско состояло из кавалерийских сотен во главе со своими атаманами. На период военных действий оно полностью обеспечивалось казенным жалованием, провиантом и фуражом.

В мирное время жизнь некрасовцев была неотделима от рыбного промысла. Согласно заповедям Игната Некрасова, заниматься сельским хозяйством и держать домашний скот им было запрещено245. Поэтому хлеб, овощи, мясо и молоко они были вынуждены покупать в соседних деревнях. Там же они арендовали и виноградники, из урожая которых сами делали для себя вино. В этих условиях ловля рыбы, пиявок, приготовление икры и продажа улова на рынках оказывались основным средством заработка. По установившейся традиции, лов осуществлялся на арендуемых каждый год у правительства и частных лиц озерах и лиманах, разбросанных по огромной территории – от Дуная до Греции и вдоль побережья Черного моря246. На сезонный промысел выезжали большими артелями (до 80 человек) во главе с атаманами. Все вырученные от рыболовецкого промысла деньги поступали в общинную кассу и делились на три части: резервный капитал, необходимый для закупки вооружения и обмундирования; общий фонд для выплаты арендных платежей на следующий год; средства для раздачи артельщикам (поровну)247.

Для быта и нравов некрасовцев была характерна патриархальная строгость и фанатичная преданность традициям248. Кофе, чай, табак в этой среде не употребляли, а за сквернословие наказывали палками; женщин взаперти не держали, но к мужской беседе все же не допускали. Однако в корчме тем же женщинам было разрешено пить и гулять наравне со всеми. В ходу оставался традиционный донской казачий костюм, а для женщин были характерны сарафаны и кокошники. Фамилии сохранялись чисто русские. Друг к другу принято было обращаться по имени отчеству. Язык, фольклор и обрядность некрасовцы берегли в неприкосновенности. В результате, по мнению М. Чайковского, их этнокультурный облик претерпевал с течением времени минимум изменений («остались такими же, какими вышли когда-то с Дона»)249. Современные исследователи отмечают, что даже в настоящее время фольклорный багаж потомков некрасовцев продолжает сохранять не только типологическое сходство, но зачастую и буквальное совпадение с фольклором донского, а шире – южнорусского типа250.

Подчеркнуто высокая степень внутренней замкнутости казачьих общин имела и некоторые специфические (даже для староверческой среды) формы проявления. Так, например, жен некрасовцы брали исключительно из казачек (в основном из станиц Добруджи и Дона) 251. Посторонних (в том числе и старообрядцев) в свое сообщество допускали лишь в исключительных случаях, подъезды к станицам держали под постоянной вооруженной охраной, маниакально боялись шпионов и измены252. По наблюдениям Н. И. Надеждина, местные староверы некрасовцев побаивались253.

Причин для возникновения столь высокой степени отчужденности могло быть множество. Нельзя, однако, исключать, что одной из них могли оказаться предания исторического характера. Сохранились свидетельства очевидцев, что в период Крымской войны М. Чайковский публично озвучивал версию о происхождении некрасовцев от древних новгородцев254

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

Губолго М. Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки. М., Наука, 2003. С. 410

2

Kiss Gy. Csaba. Középeurópai irók – Közép-Európáról // Valóság, 1987, 5.sz., 58. old.

3

Miletics Péter. Közép-Európa politikai földrajza // Pont, 2004., 1.sz., 119–122. old.

4

Ibidem, 121. old.

5

Neumann F. Mitteleuropa. Berlin, 1915. S. 33–164.

6

Németh I., Kocsis T. Fejezetek az Európa-gondolat történetéből. Német és osztrák Mitteleurópa-tervek (1900–1914) // Társadalmi Szemle. 1998. 5. sz. 78. old.

7

Ibid. 84. old.

8

Frommelt R. Paneurope oder Mitteleuropa. Einigungsbesterbungen in Köhlul deutsche Wirtschaft und Politik. 1925–1933. Stuttgart, 1977; Neumann F. Mitteleuropa. Berlin, 1915.

9

Ránki Gy. Közep-Európa kérdéséhez – gazdasági szempontból // Valóság. 1985. 11. sz. 6. old.

10

Ibid. 11. old.

11

Helyünk Európában. I. kötet., Budapest, 390–404. old.

12

Miletics Péter. Op., cit., 122–123. old.

13

Ibidem

14

Halecki O. A nyugati civilizáció peremén. Kelet-Közép Európa története. Budapest, 2000.

15

Parker G. The Political Geography of Community of Europe. London (б.г.)

16

Ханак Петер. Остров или мост? Место Венгрии в Европе. //Венгерский меридиан, 1991. № 1, С. 4.

17

Király Péter. A kelet-közép-európai helyesirások és irodalmi nyelvek alakulása. A budai Egyetemi Nyomda kiadványainak tanúlsága. 1777–1848. Nyiregyháza, 2003

18

Magyar Nemzet, 1996. október 8.

19

Ibidem

20

Грот К. Я. Мадьяры и славяне в прошлом. Варшава, 1893. С. 2–6.

21

См.: Мифы народов мира. Т. 1–2. Москва, 2000; Lábody László. Magyarország és szomszédsága // Európai Politikai Évkönyv 1995–1996. Budapest, 1996, 293. old.

22

Исламов Т. М. Империя Габсбургов. Становление и развитие, ХVI–XIX вв. // Новая и новейшая история, 2001. № 2., С. 11

23

Gerő András. A régi Magyarország az eltűnt monarchiában // A magyar történelem vitatott személyiségei. 3. Budapest, 2004. 129–130. old.

24

Ibidem, 157. old.

25

Európai Utas. 1997. 29. sz. 22. old.

26

Петерсон А. Венгрия и ея жители . Пер. с англ. СПб., 1873.

27

Tefner Zoltán. Kűlpolitika, népcsoport, tömegtájékoztatás // Valóság, 2002., 6. sz., 2. old.

28

Ханак П. Указ. соч., С. 7

29

Там же, С. 8

30

Gerő András. Op. cit., 157. old.

31

Miletics Péter. Op. cit., 140. old.

32

Ханак П. Указ. соч. С. 10

33

Bibó István. Válogatott tanulmányok(1935–1944).I.kötet. Budapest, 1986. 298–549. old.

34

Ibidem, 140–141. old.; см. также: Bretton H. L. Stressemann and the Revision of Versailles. Stanfors University Press, California, 1953. P. 12

35

Ránki Gy. Op. cit. 6–7. old.

36

См.: Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945–1985). Новое прочтение. М., 1995.

37

Nagy G. Civilizációelmélet, bölcsészkedés, társadalomtörténet // Valóság. 1988. 4. sz. 37. old.

38

Vitányi I. Az «Európa-paradigma». Bp., 1986. 202. old.

39

Magyarság és Európa. Budapest, 1935., 126. old.

40

Бибо,Иштван. О смысле европейского развития и другие работы, М., 2004. С. 155–262, 285–400

41

Konrád Gу. Van-e még álom Közép-Európáról? // Látóhatár. 1988. 11. sz. 87–88. old.

42

Konrád Gy. Op. cit. 98. old.

43

Berend T. I., Ránki Gy. Közép-Kelet-Európa gazdasági fejlődése a 19–20. században. Bp., 1969.

44

Gyáni G. Történészviták hazánk Európán belüli hovatartozásáról // Valóság. 1988. 4. sz. 77. old.

45

Ránki György. Közép Európa kérdéséhez // Látóhatár, 1986. május, 206. old.

46

Ibidem.

47

Szücs J. Vázlat Európa három történeti régiójáról. Bp., 1983 (В русском переводе см.: Центральная Европа как исторический регион / Отв. редактор А. Миллер. М., 1996.

48

Gunst P. A közép-kelet-európai nemzettéválás gazdasági-társadalmi problémai // Valóság. 1982. 11. sz. 20. old.

49

Gyáni G. Op. cit. 81. old.

50

Eastern Europa in the 1970-es. New York, 1972. Р. 9.

51

Ágh A. Közep-Európa «felfedezése» // Tiszatáj. 1988. 11. sz. 30. old.

52

Ibid. 23. old.

53

Konrád Gy. Op. cit. 89–91. old.

54

Полис. 1995. № 1. С. 59.

55

Schlögel Karl. Die Mitte liegt ostwärtz. Berlin, 1986. S. 78–79.

56

Vajda Mihály. Felelőtlen vázlat Közép-Európáról: nosztalgia vagy remény? //Medvetánc, 1988, 2–3. sz., 83. old.

57

Ibidem, 84. old.

58

Ibidem, 86. old.

59

Konrád Gy. Op. cit. 89–91. old.

60

Ibidem.

61

Európai Utas. 1996. 24. sz. 8. old.

62

Népszabadság. 1999. 10. IX.

63

См.: Центральноевропейские страны на рубеже ХХ–ХХI веков. М., 2003., С. 255.

64

Miletics Péter. Op. cit., 145. old.

65

Balogh A. Európaiak az Unió kapuja előtt // Európai Utas. 1998. 31. sz. 18. old.

66

Népszabadság. 1996. 22.VII.

67

Мы будем цитировать лишь некоторые работы – монографии, исследования, документальные собрания, относящиеся к богатой и неисчерпаемой библиографии по нашей теме. Благодарим за ценные библиографические указания коллегу Хилдрен Глас из Мюнхенского университета: Zamfir Arbore, Basarabia in secolul al XlX–lea, Bucureşti, 1899; idem, Dicţionarul geografic al Basarabiei, Ed. Socecu, Bucureşti, 1904; Denise Eeckaute-Bardery, Les migrants balkaniques et danubiens en France, in «Cahiers balkaniques», 1991, 13. op.cit. p. 209–215; Paul Cernovodeanu, Bucarest. Important centre politique du Sud-Est europeen à la fin du XVIIeme siecle et au commencement du XVIIIeme, dans «Revue des etudes sud-est europeennes» (RESEE), tome IV, 1966, no. L–2 , p. 147–168 ; Nicolae Ciachir, Gelcu Maxutovici, Unele aspecte create pe teritoriul României mişcării albaneze de la sfârşitul secolului al XlX-lea, începutul secolului XX, in «Revista arhivelor», X, 1967, no. l; N.S. Derjavin, Bolgarskiie kolonii v Rossii, – in «Sbornik za Narodni Umotvorenija i Knijnina» (SNUK), Sofia, 1914; Cornelia Papacostea Danielopolu, Comunităţile greceşti din România în secolul al XlX-lea, Ed. Omnia, Bucureşti, 1996; Dittmar Dahlmann (Hg.), Migration nach Ost-und Sudosteuropa von IS.bis zum Begin des 19. Jarhunderts, Sttutganl999; Veselin Djordjevac, Les migrations yougoslaves in «Cahiers balkaniques», 1991, 13 (Migrations balkniques et danubiennes, I ), p. 149–169; Charles Eddy, Greeceandthe Greek Refugees, London, 1931; Milorad Ekmecic, The Internaţional and Intercontinental Migrational Movements from the Yougoslav Lands from the Endofthe XVIIIth Century till 1941, in ***, Les migrations internationales de la fin du XVIIIe siecle à nos jours, Paris 1980, p. 566–594; Elena Hadjinikolova, Bălgarskite preselnitzi v iujnite oblasti na Rusija. 1856–1877, Sofia, 1987; Evangelos Konstantinou (Hg.), Griechische Migration in Europa.Geschichte und Gegenwart (Coli. «Philhellenische Studien», Bd. 8), Frankfurt, 2000; Arsh Gregori, On the History of Greek Migration to Russia in the late 18th and early 19th Centuries, in Evangelos Konstantinou (Hg) Griechische.. op. cit., p. 16–21; Sava lancovici, Relations roumano-albanises à l’epoque de la renaissarice et de l’emancipation du peuple albanais, in «RESEE», tom IX, 1971, no. l, p. 5–48; Nikolai Jecev, Brăila i bălgarskoto Vazrajdane, Sofia, 1970; ibidem, Bukureşti – kulturno sredişte na bălgarite prez Vazrajdane, Sofia, 1991; Fikret Adanir, Hilmar Kaiser, Migration, Deportation and Nation Building: The case of the Ottoman Empire in Rene Leboutte (Hg),, Migrations and Migrants in Historical Perspective: Permanencies and Innovations, Brussels, 2000, p. 273–292; Cristia Maxutovici, Comunitatea albaneză din România în Istoria Comunităţii albaneze din România, vol. I, Bucureşti, 2000; Franncisk Pali, Skanderbeg et Iannco de Hunedoara, in «RESEE», tom VI, 1968, no. l, p. 5–22; Radovan Samardzic, Migrations in Serbien History (Eera of Foreign Rule) in ***, Migrations in the Balkan History, Belgrade 1989, p. 83–89; Jovan Civjic, La peninsule balkanique.Geographie humaine, Paris, 1918; G.G. Pisarevski, Iz istorija innostrannoi kolonizatzii v Rossii v 18.veka, Moskva, 1909; D. Polena, Mişcarea naţională albaneză, UCAR, Bucureşti, 2000; H.D. Siruni, Armenii în viaţa economică a Ţărilor Române, Bucureşti, 1944; Elena Siupiur, Changements dans la Structure ethno-demographique de la Bessarabie au XIXe sfecle (1794–1894), dans Between East and West Studies in Antropology and Social History, Bucureşti, 2005, p. 493–521; A. Skalkovski, Bolgarskie kolonii v Bessarabii i Novorossiiskom kraje, Odessa, 1948; Christa Stamenovitch, L’emigration Yougoslave (Serbo-Croato-Slovene), Paris, 1926;***, Structure sociale et developpement culturel des villes sud-est europeennes et adriatiques aux XVIIe–XVIIIe siècle, Bucarest, 1975; Nikolaj Todorov, La viile balkanique aux XVe–XIXe siècles. Developpement socio-economique et demographique, Bucarest, 1980; Veselin Traikov, Nikolai Jecev, Bălgarskata emigratzija v Rumânija XIV-vek do 1878 g, Sofia, 1986; Emil Turdeanu, Oameni şi cărţi de altădată, Ed. Enciclopedică, Bucureşti, 1997; Constantin N. Velichi, La contribution de l’emigration bulgare de Valachie à la renaissance politique et culturelle du peuple bulgare (1762–1850), Ed. Academiei, Bucureşti, 1970; idem, La Roumanie et le mouvement revolutionaire bulgare de liberation nationale (1850–1878), Ed. Academiei, Bucureşti, 1979; Проф. М. Берза в одной статье показал некоторые интересные перспективы изучения Юго-Восточной Европы: Mihai Berza, Les grandes etapes de l ‘histoire du Sud-Est europeen, dans Tradition et innovation dans la culture des pays du Sud-Est europeen, Colloque tenu le 11 septembre 1967 a Bucarest à l’occasion de la IXe Assemblee Generale du CIPSH, Bucarest, 1967, p. 9–28.

68

Cauzele, circuitele, factorii de acţiune, spaţiul de mişcare (însoţit de date statistice) le-am mai expus pe larg şi în studiul: Elena Siupiur, Changements dans la Structure op.cit; idem,Von Bessarabien zur Republik Moldau – die historischen Wurzeln eines Konflikts, «Südost-Europa», 42 Jahrgang 1993, H. 3–4, p. 153–162; V. Traikov, N. Jecev, Bălgarska emigratija.. op.cit chap. I, p. 19–49, Bălagarite nasever ot Dunava. XIV–XVIII v.

69

Ariadna Camariano-Cioran, Les Academies princieres de Bucarest et Jassy et leurs professeurs, Thessaloniki, 1974; Nestor Camariano, Catalogul manuscriselor greceşti, Bucureşti, 1940; Virgil Gândea, Les intellectuels du Sud-Est europeen au XVIIe siecle, «RESEE», tome VIII, 1970, no. 2, p. 181–230 et no. 4, p. 623–688; Gh.Cronţ, Byzantine Juridical Influence in the Romanian Feudal Society, «RESEE», tome II, 1964, p. 359–383; Cornelia Papacostea-Danielopolu, Convergences culturelles greco-roumaines (1774–1859), Thessaloniki, 1998 (I. La litterature en lange grecque dans Ies Principautes Roumaines (1774–1830) – p. 25–224 et II. Les intellectuels roumains des Principautes Danubiennes et la culture hellenique (1821–1829) – p. 225–356; C. Papacostea Danielopolu, O. Cicanci, E. Siupiur, C. Vătaşescu, Intelectuali din Balcani în Romănia. Sec. XVII–XX, Ed. Academiei, Bucureşti, 1984; Alexandru Elian, Legăturile Mitropoliei Ungrovlahiei cu Patriarhia de Constantinopol şi cu celelate Biserici Ortodoxe de la întemeiere până la 1800, «Biserica Ortodoxă Română», XVII, 1959, no. 10, p. 904–935; Luminiţa Fassel, Das deutsche Schuhvesen in Bessarabien.1812–1940, Munchen,2000; Boris L. Fonkic, Grecesko-russkie kul’turnie svjazi v XV–XVIII w., Moskva, 1977; Ilia Konev, Bǎlgarskoto Vǎzdrajdane i Prosveshtenieto, Vol. I–III, 2art.p., Ed. Acad. Sofia, 1983, 1991, 1998, 2001; Ion Radu Mircea, Repertoire des manuscrits slaves en Roumanie.Auteurs byzantins et slaves, (Ed. Pavlina Boiceva), Sofia, 2005; D. Năstase, L’heritage imperial byzantine dans l’art et l’histoire des pays roumains, Milano, 1976; Petre Şt. Năsturel, Le Mont Athos et Ies Roumains. Recherches sur leurs relations du milieu du XlVe siecle a 1654, «Orientalia Christiana Analecta», no. 227, Roma, 1986; Victor Papacostea, Civilizatie românească şi civilizaţie balcanică, Bucureşti, 1983; P.P. Panaitescu, Manuscrisele slave din Biblioteca Academiei RPR, vol. I, Bucureşti, 1959; Andrei Pippidi, Tradiţia politică bizantină în Ţările Române în sec. XVI–XVIII, Ed. Academiei Române, Bucureşti, 1983; Demonstene Russo, Studii şi Critice, Bucureşti, 1910; idem, Elenizmul în România.Epoca bizantină şi fanarioţii, Bucureşti, 1912; Elena Siupiur, Bălgarska emigrantska Inteligentzija v Rumanija prey XIX-ti vek, Ed.Acad., Sofia, 1982; idem, Bălgarskite ucilishta v Rumânia prez XlX-ti vek, Ed. Acad., Sofia 1999; Emil Turdeanu, Etudes de litterature roumaine et d’ecrits slaves et grecs des Principautes Roumaines, Leiden, 1985; idem, Miniatura bulgară şi începuturile miniaturii româneşti, dans Oameni şi cărţi… op-cit, p. 169–232; L. Vranoussis, L’hellenisme post-byzantine et l’Europe. Manuscrits, livres, imprimeries, «XVIe Congres Internaţional d’etudes byzantines» Viena, 1981.

70

Academia Română, Istoria Românilor, voi. III–VII, Bucureşti, 2001, 2003; Johannes Faensen, Die Albanische Nationalbewegung, Berlin, 1980; Institut po Istoria na BAN, Istoria na Sătgarija, tom. I–VII, Ed. Acad. Sofia, 1979, 1981, 1982, 1983, 1985, 1987, 1991; Institut po istoria na Ban, Atlas na bălgarska istorija, Ed. Acad. Sofia, 1963; Barbara Jelavich, History of the Balkan, I, Cambridge Univ.Press, New-York, 1983; idem, The Britisch Traveller in the Balkan: The Abuses of Ottomann Administration in the Slavonie Provinces, in «Slavonie and East European Review», tome. 33, no. 81, 1955, p. 396–413; Măria Todorova, Imagining the Balkam Oxford University Press, 1997, ed. Roumaine Balcanii şi Balcanismul, Ed. Humanitas, Bucureşti, 2000.

71

Jean Nouzille, Histoire de la frontiere entre l’Autriche et l’Empire Ottoman, Paris, 1991; Emil Palotas, Osterreichische diplomatische Quellen zur Balkanpolitik der Habsburgmonarchie in der zweiten Hălfte des 19.Jahrhunderts, in Leş documents diplomatiques. Importantes sources des etudes balkaniques. Actes de la Conference scientifique internaţionale,Tueing-Munich, 4–6 mai 1986, Roma 1988, p. 151–163; G.S. Rakovski, Preselenie v Russija i ruskata ubiistvena politika za bălgarite, (Bucureşti), 1861; Spisok naselennîh mest Rossiiskoi Imperii po svedenija 1859. Hersonskaja Gubernija, Spb., 1868, p. XVII, apud Elena Hadjinikolova, Bălgarskite preselnitzi…op.cit, p. 20–30.; Karl Teblizov, Măria Vekova, Marin Liuliuşev, Bălgarskoto obrazovanie v Banat i Transilvanija, Veliko Târnovo, 1996.

72

Lya Benjamin, Evreii din România în texte istoriografice.Antologie, Edit. Hasefer, Bucureşti, 2002; Luminiţa Fassel, Das deutsche… op.cit., Carol Iancu, Les Juifs en Roumanie. 1866–1919. De l’exclusion á l’emancipation, Aix-en-Provence, 1974; edition roumaine, Ed. Hasefer, Bucureşti, 1996; L. Rotman, Şcoala israelito-română (1851–1914), Ed. Hasefer, Bucureşti, 1999; Josef Sallanz, Zum Migrationverhalten bei den russischen Lipowanern und Ucrainern in der rumănischen Dobrudscha, RESEE, tom XLIV, no. 1–14, 2006, p. 43–58 ( et Bibliographie sur la structure ethnique et confesionnele de la Dobrudscha); E.Siupiur, Changements. op. cit, p. 509–511; V. Traikov, Ideologhiceski tecenija programi v natzionalno-osvoboditenite dvijenija na Balkanite do 1878 g., Sofia, 1978 (red. roumaine, Curente ideologice şi programe din mişcările de eliberare naţională din Balcani până în anul 1878, Bucureşti, 1986) (avec une Bibliographie exhaustive du theme).

73

General Spleny’s Beschreibung der Bukovina, 1775, in Bucovina în primele descrieri geografice, istorice, economice şi demografice, Ed. bilingue par Acad. Radu Grigorovici, Ed. de l’Academie Roumaine, Bucarest, 1998, p. 10–278; M. Iacobescu, Din istoria Bucovinei, vol. I (1774–1862), De la administraţie militară la autonomie provincială, Ed. Acad.Române, Bucureşti, 1993; I. Nistor, Istoria Bucovinei, Bucureşti, 1991.

74

G. Castellan, Histoire des Balkan((XIVe–XXe siecle), Paris, 1991; K. Jirecek, Istorija Srba, tome I–II, Beograd, 1952; B. Jelavich, History of the Balkans, op. cit; I. Nistor, Istoria Basarabiei, Chişinău, 1991; M. Todorova, Imagining… op.cit. chp. 7, p. 252–286; V. Traikov, Ideologhiceski …op. cit.

75

Folclorul medieval balcanic numără sute de texte care vorbesc de robire, «lanţuri de robi», «vânzarea robilor creştini», eliberarea de către haiduci a robilor; unul din ele este Ciclul bulgar şi sârb «Krali Marko». Vz. Narodne epske pjesme, II, Zagreb, 1964; Bălgarski junaşki epos epos, in Sbornik za narodhi Umoivorenija i Narodnopis, Kniga LIII, BAN, Sofia, 1971.

На страницу:
11 из 13