Полная версия
С Оскаром и рядом. Том II книги 1, серия Ru KinoStarz®
Официально церемония вручения премии «Оскар» была переименована в честь знаменитой статуэтки, которую получают победители, в просто «Оскар» (The Oscars) совсем недавно, в 2013-м году, когда прошло:
⚑ 74 года с церемонии, когда статуэтку стали официально называть «Оскар»,
⚑ 79 лет с печатной заметки Сидни Скольского и благодарственной речи Уолта Диснея,
⚑ 84 года с первой церемонии вручения премий.
Долгий путь. Как полнометражный фильм, если год брать за минуту.
✔ Из первых уст. В интервью для независимой новостной платформы «Врап» (TheWrap)54 сопродюсер «Оскара» 2013-го года Нил Мерон (Neil Meron) обосновал решение так: «Мы проводим ребрендинг… Мы не называем это „85-й ежегодной церемонией вручения премии Оскар“, ибо такое название – несколько затхлое. Теперь это называется „Оскар“».55
А может это и хорошо, что долго? За всё время премия «Оскар» накопила три с лишним тысячи статуэток в активе вручений и как бы впитала славу всех этих кинематографистов, кому великих, а кому не очень, не важно. Так вслед за именем статуэтки название и кинопремии стало своего рода эпонимом, когда хочется верить, что имя Оскар, выбранное для них, принадлежало когда-то знаменитому человеку.
Сегодня имя «Оскар» как термин является зарегистрированным товарным знаком AMPAS на всех языках, кроме итальянского56.
Правила «Оскара»
С первой церемонии, вот уже почти сто лет назад начали устанавливаться гласные и негласные правила «Оскара».
Большинство правил разрабатывала сама Академия, но некоторые подсказывала и жизнь. Например, запечатанные конверты, чтобы публично раскрывать имена победителей в моменты инаугурации, появились в 1941-м году. Потому что на предыдущей церемонии в 1940-м газета «Лос-Анджелес таймс» (the Los Angeles Times) злоупотребила доверием – объявила победителей ещё до начала церемонии.
Путаные или усложнённые правила раздражали и критиков, и зрителей, и прочую общественность, кто не должен был разбираться, к примеру, в кинотехнологиях, или придуманных академиками терминах. В чём была разница премий за костюмы в чёрно-белом и цветном кино? Или по каким критериям отличались «выдающаяся» и «лучшая» кинокартины? А зачем надо было ассистентов режиссёров поощрять отдельно от режиссёров?
Премия «Оскар» за лучший фильм (Academy Award for Best Picture), присуждаемая c самой первой церемонии ежегодно, считается самой престижной наградой Академии. Но она же – одна из самых спорных категорий.
Номинально вручается продюсеру или продюсерам фильма, на деле – часто обезличенно, т. е. студиям. А на практике это были и режиссёры, умевшие добывать деньги и управлявшие процессами кинопроизводства, особенно на этапе до внедрения Студийной системы.
Т. к. представление и правила кого считать и в каком количестве продюсерами у академиков менялось не динамически, а колебалось в разные стороны, диспут о справедливости и полноте наград этой категории следует вести от начала, с 1929-го.
Та же самая беда в категории «Лучший иностранный фильм». По правилам Академии премия и номинации в данной категории присуждаются как и за лучший фильм – продюсерам фильма.
Как отражение действительности – в данном томе двухтомного справочника как «С „Оскаром“ и рядом» присутствуют две персоны – Льюис Майлстоун и Сергей Бодров-старший – кто активно поработал на получивших соответствующие оскаровские номинации кинопроектах как продюсер, а номинации за продюсеров получили продакшн-компании.
Впрочем, про правила выбора номинантов, определения победителей и проведения церемонии все забывают, когда наступают моменты истины. Они начинаются с представителей PwC, когда они, двое, находящиеся за кулисами сцены с полным комплектом конвертов победителей, по поручению передают запечатанный конверт с именем победителя в руки назначенному представителю киноиндустрии или паре. Данный конверт вскрывается публично уже на сцене по определённому регламенту, и фамилия победителя объявляется её зачитыванием со вложенной открытки. Процедура повторяется по количеству присуждаемых наград и соответствующих конвертов.
В своей политике, доводимой до широкой общественности, нынешняя Академия старается реагировать на вызовы времени и ожидания зрителей и сообщества кинематографистов. В первую очередь американских, но и про мир не забывая. По крайней мере, под флагом стремления к лучшим целям подаётся каждое изменение в своде правил и законов Американской академии кинематографических искусств и наук, ведающей всеми делами «Оскара». Что не снимает с Академии ответственности за излишнюю громоздкость норм и требований, и где-то даже вмешательства в процессы создания художественных произведений, особенно касательно рекомендаций как снимать кино, чтобы претендовать на «Оскар».
«Оскар», про и контра
В большом количестве аналитических материалов, опубликованных по всему миру или хранящихся в библиотеках и архивах, прослеживается двойная жизнь «Оскаров» с самого их начала.
Уже на второй оскаровской церемонии разгорелся публичный скандал, так как все победители в ту ночь либо входили в судейскую коллегию, либо имели с ней тесные связи.
Да что там скандалы в прессе по сравнению с личными трагедиями! После спора о праве собственности на «Оскар» за фильм «Касабланка» («Casablanca», 1942) в категории «Лучший фильм» (Best Picture) главный продюсер фильма Хэл Уоллис (Hal B. Wallis) уволился со студии Warner Brothers.
Так и появились официальная и неофициальная истории вручения премии «Оскар». К уже упомянутым выше авторитетным источникам стоит добавить глубокое исследование в виде книги:
«Спрятано за Оскаром» («Behind the Oscar»), автор – Энтони Холден (Anthony Holden), 1993, издательство – Simon & Schuster, NY, США.
Какими бы вожделенными ни были «Оскары», их часто высмеивают за то, что не связаны с фильмами, которые на самом деле смотрят зрители.
Редкие победы кассовых фильмов типа «Бен-Гур» («Ben-Hur», 1959; см. главу СЭМ ЦИМБАЛИСТ) или «Титаник» («Titanic», 1997) вытесняются в глазах широкой общественности фильмами, которые им не интересны. А, с другой стороны, мейнстримовые фильмы «не заходят» академикам.
☞ Историческая справка. Самый яркий пример – всегда первый. «Симаррон» («Cimarron», 1931) Фильм, много в чём первый, начиная с того, что первым получил более шести номинаций на премию «Оскар» (подробнее см. главу ЛУИС ЗАРЕЦКИЙ), принёс одно время голливудскому мейджору R.K.O. колоссальные убытки для тех времён. Кто-то даже подсчитал сумму потерь – пять с половиной миллионов долларов57. Вдвойне обидно, что «Симмарон» (1931) остался единственным собственным фильмом студии R.K.O., получившим «Оскар» в категории «Лучшая кинокартина года».
«Симмарон» (1931), первый фильм, номинированный на все основные премии «Оскар», получил отличные критические отзывы, но был выпущен в кинопрокат в один из самых мрачных отрезков Великой депрессии (the Great Depression), когда финансовая система государства сильно и масштабно пошатнулась, а цены на билеты скачкообразно поднялись в цене (см. том 1 и далее).
Борьба и единство противоположностей. Многогранные реалии и качели жизни.
С премией «Оскар» – аналогично. Курирующая её профессиональная организация – это и авторитетный арбитр киноиндустрии в области «совершенства», и достаточно «забюрокраченная» организация, которая временами склоняется к внутреннему фаворитизму, а не в сторону оценки заслуг перед зрительской аудиторией, общественностью и киноиндустрией. Вполне обоснованным представляется утверждение, что «Оскар» присуждается не людям, а студиям и звёздам, которые знают «правила игры».
Последнее особенно касается периода Студийной системы. Даже в её последние дни, к примеру, режиссёры-постановщики оставались на побегушках у руководителей студий, как бы обидно это ни звучало, потому что топ-менеджеры знали, как и за что надо получать оскаровские награды. В таких условиях действий «по правилам» всё же находились талантливые и изворотливые и изо всех сил и с разной степенью успеха наполняли свои жанровые проекты личным и социальным смыслом.
В конце концов, преданная, платящая публика по всему миру и сами творцы заслуживают большего учёта их мнений.
На излёте периода Студийной системы, «золотого века» Голливуда новая киностолица США решила отдать дань уважение кинопремии, большинство наград и номинаций которой за время существования к тому моменту досталось представителям киноиндустрии Западного побережья. И пусть вас не смущает имя компании, производившей фильм художественный фильм про кинопремию «Оскар», основные игровые сцены снимались в самом сердце Голливуда – в павильонах квартала Paramount Studios на углу авеню Мелроуз и улицы Гауэр:
• полнометражная чёрно-белая драма «Оскар» («The Oscar», 1966), режиссёр-постановщик – Рассел Роуз (Russell Rouse), продакшн-компания – Greene-Rouse Productions;
⚑ русское участие в фильме: Игорь Дега – в эпизодической роли, Джозеф Руттенберг – оператор.
Фабула фильма. Голливудский актёр Фрэнки Фейн (Frankie Fane) наконец-то пробился на вершину голливудской славы. Пока он готовится получить свой «Оскар» за лучшую мужскую роль, его близкий друг вспоминает их совместную жизнь в безжалостной борьбе Фрэнки за восхождение вершину, а также людей, через которых последний переступил, чтобы добраться туда.
Главную роль сыграл североирландский (опять!) актёр Стивен Бойд (Stephen Boyd), а в целом попытка снять кассовое кино не удалась.
Можно искать причины провала в неправильно потраченном бюджете. Бюджет фильма, большой для драмы (3 миллиона долларов), в основном грохнули на гонорары и костюмы. Что, в принципе, не удивительно, ведь в актёрский состав и съемочную группу вошли 69 номинантов на премию «Оскар», 20 из которых являлись её лауреатами. Или сетовать на слабый сценарий, или на недостаточность страсти у режиссёра.
Корневая же причина проглядывается в другом. Про себя любимого Голливуду наверняка хотелось гламура, а не правды жизни.
Один из наиболее мягких рекламных слоганов фильма гласил:
⚡ Из первых уст. «Мечтатели и интриганы… жулики и грезовидцы… все борются за высшую награду!»58
Кому захочется на такое смотреть? Только и остаётся, что под пол провалиться. Вот фильм и провалился сам.
Чтобы избежать скандала, продюсер и режиссёр фильма публично заявляли, что в сценарии и на киноплёнке с фильмом нет ни одного реального члена киноиндустрии. Для зрителей этот диклеймер оказался неким квестом, когда по определённым мимическим приёмам и жестам из арсенала актёров и актрис они пытались угадать настоящих «голливудчан».
«Оскар» (1966) открывается архивными кадрами прибытия звёзд, снятыми за пределами реальной церемонии вручения премии «Оскар», причём идентификация года этого события зрителями максимально затруднялась приёмами монтажа59.
Фильм также ценен тем, что местами съёмок стали культовые для Голливуда участки в округе Лос-Анджелес, включая угол Роксбери-Драйв и Бенедикт-Каньон в Беверли-Хиллз, Норт-Формоза-авеню в Лос-Анджелесе и концертно-выставочный центр «Сивик Аудиториум» (Civic Auditorium) в Санта-Монике60.
Продакшн-компания фильма поблагодарила AMPAS за помощь в создании фильма словами и в титрах.
По всем косвенным признакам Академия осталась недовольна фильмом «Оскар» (1966), но двумя оскаровскими номинациями некоторых его создателей на следующий после премьеры год всё-таки отметила: их получили художник-постановщик Хэл Перейра (Hal Pereira) и художник по костюмам Эдит Хэд (Edith Head) за работу над фильмом в своих соответствующих категориях (Best Art Direction-Set Decoration, Color и Best Costume Design, Color).
→ Из любопытного. Существует мнение, что именно фильм «Оскар» (1966) побудил Академию зарегистрировать «Оскар» как торговую марку, и одним из побудительных мотивов стало намерение осуществлять жесткий контроль над тем, как и когда организация упоминается в творческих проектах.
Получается, AMPAS поблагодарить поблагодарила, но на будущее учла – с репутацией играть, себе дороже. И «Оскару» тоже.
С тех пор прошло 57 лет. За это время в США появился лишь ещё один полнометражный игровой фильм только с именем Оскар в названии. Но криминальная комедия «Оскар» («Oscar», 1991) с Сильвестром Сталлоне в главной роли к наградам «Оскар» не имеет никакого отношения, кроме… общей этимологии имени/ника.
60+ ПЕРСОН
Книга-справочник «С „Оскаром“ и рядом» в первой редакции содержит краткие биографические данные о шестидесяти одном зарубежных (эмигрировавших) кинодеятелях, родившихся на территории Российского государства (Российской империи, Советской России, СССР или Российской Федерации), кто когда-либо или получал кинопремию «Оскар», или номинировался на неё.
Полезные ссылки (линки) проекта Ру КиноСтарз, в том числе линки на видео и посты КиноБлога с более подробными биографиями – в конце каждой справочной биографии.
Обобщающая статистика – в разделе «ОСКАР». СТАТИСТИКА.
Информация дополняется и обновляется в режиме онлайн по мере поступления новых сведений из заслуживающих доверия источников.
RU-60+ персон:
Даниил Амфитеатров
Даниил Амфитеатров (Daniele Amfitheatrof)
Итальянский и американский композитор и дирижёр русского происхождения Даниил Амфитеатров родился 29 октября 1901 года в г. Санкт-Петербург, Российская империя (ныне г. Санкт-Петербург – в составе РФ).
Творческих псевдонимов не имел.
Полное имя при рождении:
Даниил Александрович Амфитеатров.
Написание имени и фамилии на латинице, варианты:
Daniele Amfitheatrof, Daniele A Amfitheatrof, Daniel Amphithéatrov.
С «Оскаром» рядом
Даниил Амфитеатров – двукратный номинант на кинопремию «Оскар»:
• 1946-й год – номинация, в категории «Лучшая музыка, сочинение для кино- драмы или комедии» (Best Music, Scoring of a Dramatic or Comedy Picture), – за музыку к полнометражному фильму в жанре музыкальная комедия «Жена гостя» («Guest Wife», 1945), режиссёр – Сэм Вуд (Sam Wood), продакшн-компания – Greentree Productions;
• 1948-й год – номинация, в категории «Лучшая музыка, сочинение для музыкальной кинокартины» (Best Music, Scoring of a Musical Picture), – за музыку к полнометражному анимационному фильму «Песня юга» («Song of the South», 1946), режиссёры – Харви Фостер (Harve Foster) и Уилфред Джексон (Wilfred Jackson), продакшн-компания – Walt Disney Productions.
Вторую номинацию за оригинальную музыку к фильму-адаптации книги сказок дядюшки Римаса (Uncle Remus) Даниил Амфитеатров разделил ещё с двумя номинантами: Полом Смитом (Paul J. Smith) и Чарльзом Уолкоттом (Charles Wolcott).
Из русского ещё
Русский (русского происхождения) след в фильмах, в которых Даниил Амфитеатров номинировался на «Оскара»:
• «Песня юга» (1946):
Элли Врубель (Allie Wrubel) – автор песен к фильму.
Стоковая музыка Даниила Амфитеатрова была использована для звуковой дорожки художественного фильма на советскую тему (смерть Сталина):
• полнометражный мистический триллер «Девушка в Кремле» (The Girl in the Kremlin», 1957), режиссёр – Расселл Бёрдуэлл (Russell Birdwell), продакшн-компания – Universal International Pictures;
⚑ русское участие в фильме (помимо Даниила Амфитеатрова): Александр Голицын – один из двух художников-постановщиков фильма (см. главу АЛЕКСАНДР ГОЛИЦЫН); в роли Даши – американская актриса русского происхождения Наталья Дэрилл.
Из любопытного
Фильм «Песня юга» (1946) стал для своего времени революционным по технике исполнения движущегося изображения, где живая актёрская игра была совмещена с рисованными анимированными фонами. Даниил Амфитеатров написал музыку именно для секций с живым изображением.
В период 1940—1960 годов Даниил Амфитеатров как композитор сочинил музыку к более чем 150 фильмам голливудских мейджоров, а как представитель музыкального департамента поучаствовал в создании звуковой дорожки более чем 160 фильмов и сериалов.
Ру КиноДинастия
• Родоначальник Амфитеатровых, итальяно-американской творческой династии русского происхождения – его родной отец Александр Амфитеатров.
• Родной младший брат Максим Амфитеатров (Massimo Amfiteatrof) к кино не имел прямого отношения, а прославился как виолончелист и музыкальный импресарио. В Италии современники прозвали его в своё время «Карузо среди виолончелистов», а с 1992-го года каждое лето благодарные итальянцы проводят ежегодный Музыкальный фестиваль имени Амфитеатрова (Amfiteatrof Music Festival).
• Франческа Амфитеатров, американская и итальянская дизайнер русского происхождения – внучка Даниила Амфитеатрова.
Последний путь
Даниил Амфитеатров умер в возрасте 81 год. Случилось сие печальное событие 4 июня 1983 года в г. Рим, Италия.
Место захоронения или кремации публично не раскрывалось.
Полезные линки
Даниил Амфитеатров – в реестре Ру КиноСтарз® мировые кинозвезды российского (русского) происхождения
Кинобиография Даниила Амфитеатрова – в
КиноБлоге на портале DMSD
Фильмография Даниила Амфитеатрова – на портале информационного партнёра КиноБлога и проекта Ru KinoStarz® – на IMDb
Жорж Анненков
Жорж Анненков (Georges Annenkov)
Французский, итальянский, советский и русский живописец и график, художник-декоратор театра и кино, художник по костюмам, театральный режиссёр, а также писатель Жорж Анненков родился 11 июля 1889 года в г. Петропавловск, Петропавловский уезд, Акмолинская область, Российская империя (ныне г. Петропавловск – административный центр Северо-Казахстанской области в составе Республики Казахстан).
→ Из любопытного. Некоторые справочники ошибочно указывают местом его рождения г. Петропавловск-Камчатский.
Жорж Анненков – творческий псевдоним, если считать, что родное имя Юрий трансформировано в Георгий, а в эмиграции – в Жорж.
С именами и псевдонимами у Жоржа Анненкова целая катавасия:
Настоящее полное имя при рождении:
Юрий Павлович Анненков.
В титрах фильмов он иногда подписывался как:
Жорж Аннет (Georges Annet).
Его литературный псевдоним:
Борис Темирязев.
Встречающиеся варианты транскрипции фамилии на латинице:
Annenkoff и Annenkov.
С «Оскаром» рядом
Жорж Анненков – однократный номинант на кинопремию «Оскар»:
• 1954-й год – номинация, в категории «Лучший дизайн костюмов в чёрно-белом фильме» (Best Costume Design, Black-and-White)61, – за костюмы для ко-продукционного (Франция + Италия) полнометражного чёрно-белого фильма в жанре историческая мелодрама «Мадам из…» («Madame de…», 1953), режиссёр – Макс Офюльс (Max Ophüls), продакшн-компании – Franco London Films, Indusfilms, Rizzoli Film.
Эту номинацию Жорж Анненков разделил с художницей по костюмам Розин Деламар (Rosine Delamare).
Из русского ещё
Русский след в фильме, за который Жорж Анненков получил оскаровскую номинацию:
• «Мадам из…» (1953):
монтаж фильма целиком осуществил известный в своё французский монтажёр русского происхождения Борис Левин (Borys Lewin).
Как художник по костюмам Жорж Анненков поработал в межвоенные годы на пяти европейских кинокартинах на русскую тему:
• «Московские ночи» («Les nuits moscovites», 1934),
• «Тарас Бульба» («Tarass Boulba», 1936),
• «Ложь Нины Петровны»
(«Le mensonge de Nina Petrovna», 1937),
• «Ностальгия» («Nostalgie», 1938),
• «Принцесса Тараканова»
(«La principessa Tarakanova», 1938);
и ещё на двух – после окончания 2-й мировой войны:
• «Отец Сергий» («Le père Serge», 1945),
• «Распутин» («Raspoutine», 1954).
Из любопытного
Кинопродюсер Владимир Венгеров и Жорж Анненков – в числе пионеров выведения утки-селезня на экран в качестве анимационного персонажа. Первый в 1929-м году заказал, а второй создал его в составе раскадровки рекламного анимационного ролика для Wengeroff Film GmbH. Утиный персонаж руки Жоржа Анненкова идёт на боксёрский поединок в мюзик-холл, на просмотр фильма про Микки-Мауса, который за год до этого, т. е. в 1928-м был нарисован Абом Айверксом (Ub Iwerks), партнёром Уолта Диснея (Walt Disney). Ставшие знаменитыми американские утиные мультперсонажи – Дональд Дак (студия Уолта Диснея) и Даффи Дак (студия Уорнер Бразерс) – появились лишь 5 и 10 лет спустя, в 1934-м и 1938-м годах соответственно.
Став в 1945-м году учредителем секции художников по костюмам в Профсоюзе технических работников кинематографа Франции (Syndicat des Techniciens de la Production Cinématographique)62, Жорж Анненков возглавлял её на протяжении более десяти лет, вплоть до 1955-го года.
Маниакальная послевоенная мода на пуловеры и ярких блондинок – дело рук и творчества Жоржа Анненкова. Необычная причёска (высветленные до белизны волосы, свободно падающие на плечи) у главной героини, в исполнении Мадлен Солон (Madeleine Sologne), и пуловер главного героя, в исполнении Жана Маре (Jean Marais) – были им созданы в составе костюмов для ставшего культовым фильма:
• французская полнометражная мелодрама «Вечное возвращение» («L'éternel retour», 1943), режиссёр – Жан Делануа (Jean Delannoy) по сценарию Жана Кокто (Jean Cocteau), продакшн-компания – Films André Paulvé; художественная постановка фильма, между прочим, за другим русским Жоржем – Жоржем Вакевичем.
Последний путь
Жорж Анненков умер в возрасте 85 лет, на следующий день после своего дня рождения по старому русскому стилю. Случилось сие печальное событие 12 июля 1974 года, в г. Париж, Франция.
Жорж Анненков похоронен на Кладбище Банье (Cimetière de Bagneux), Банье63, Франция.
На парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа похоронен не он, а два его ближайших родственника по отцу: Николай Анненков (05.10.1889—27.12.1953) и Александр Анненков (13.11.1880—07.06.1963).
Полезные линки
Жорж Анненков – в реестре Ру КиноСтарз® мировые кинозвезды российского (русского) происхождения
Кинобиография Жоржа Анненкова – в
КиноБлоге на портале DMSD
Фильмография Жоржа Анненкова – на портале информационного партнёра КиноБлога и проекта Ru KinoStarz® – на IMDb
Миша Ауэр
Миша Ауэр (Mischa Auer)
Американский, французский, итальянский и австрийский кино-, ТВ и театральный актёр, музыкант (скрипка и пианино), певец, а также радио диктор русского происхождения Миша Ауэр родился 17 ноября 1905 года в г. Санкт-Петербург, Российская Империя (ныне г. С.-Петербург – в составе РФ).
Миша Ауэр – творческий псевдоним.
Псевдоним образован с использованием уменьшительно-ласкательного варианта родного имени в соединении с фамилией воспитавшего его деда – американского и русского скрипача и педагога Леопольда Ауэра. Эту фамилию он себе взял в 1920-х годах, когда стал в США профессиональным актёром.
Настоящие имя и фамилия:
Михаил Симонович (Семёнович) Унковский64.
Написание творческого псевдонима на латинице, варианты:
Mischa Auer, Misha Auer.
Рост в годы физического расцвета – 1 м 88 см.
С «Оскаром» рядом
Миша Ауэр – однократный номинант на кинопремию «Оскар»:
• 1937-й год – номинация, в категории «Лучший актёр второго плана» (Best Actor in a Supporting Role), – за исполнение роли персонажа по имени Карло (Carlo) в полнометражном фильме в жанре лирическая комедия «Мой слуга Годфри» («My Man Godfrey», 1936), режиссёр – Грегори Ла Кава (Gregory La Cava), продакшн-компания – Universal Pictures.
Это был первый год, когда «Оскары» стали вручать актёрам второго плана.
Фильм «Мой слуга Годфри» (1936) получил в тот 1937-й год ещё пять оскаровских номинаций, став первым фильмом в истории кинематографа, который получил сразу шесть номинаций на одной церемонии кинопремии «Оскар».