Полная версия
С Оскаром и рядом. Том II книги 1, серия Ru KinoStarz®
♦︎ Имена-фамилии-ники в контексте истории и кинопроизводства. В данной книге не исследуются никакие аспекты трансформации, транскрибации, транслитерации имён собственных и прозвищ, кроме их этимологии (где это представляется возможным). Они приводятся с целью отражения реально существовавших/существующих данных о каждой персоне раздела 60+ ПЕРСОН, для информирования и облегчения поиска информации о той или иной персоне в альтернативных источниках.
Термины и аббревиатуры
Основные используемые термины и аббревиатуры:
• «Оскар» – американская кинопремия, ежегодно вручаемая AMPAS;
• с «Оскаром» – вручена кинопремия «Оскар»;
• с «Оскаром» рядом – присуждена номинация на «Оскар»;
• с «Оскаром» условно – должен быть вручён «Оскар» (см. Дисклеймер);
• с «Оскаром» условно рядом – должна быть присуждена номинация на «Оскар» (см. Дисклеймер);
• Академия – AMPAS, от её имени вручаются «Оскары»;
• РГ – Российское государство, в разные периоды: Российская империя или РИ, РСФСР, СССР, Российская Федерация или РФ;
• Ру (РУ, Ru, RU) – русский или российский;
• Ру КиноСтарз (Ru KinoStarz®) – название и торговый знак проекта, а также реестр мировых кинозвёзд РУ происхождения;
• Ру КиноДинастии (Ru KinoDynasties) – название реестра семейных творческих (кино- и ТВ-) династий РУ происхождения;
• КиноБлог – место публикации кинобиографий проекта Ру КиноСтарз.
Расширения
Том 2, как и первый том, не ограничивается количеством страниц. Информация расширяется через линки.
Активные линки, как это работает:
➤ в случае, если указанная по тексту тома 2 личность уже числится (т. е. удалось успеть опубликовать соответствующую кинобиографию до окончания работы автора над томом) в реестре Ру КиноСтарз, его (её) фамилия обеспечена активным линком на пост КиноБлога, где вы почерпнёте много дополнительной информации, при желании;
➤ если по ходу текста одной главы упомянутая персона встречается несколько раз, линк «цепляется» только один раз – в самый первый.
«ОСКАР». ЧТО НАДО ЗНАТЬ
По количеству проведённых церемоний вручения наград кинопремия «Оскар» приблизилась к первому юбилею с цифрой из трёх знаков. За почти столетнюю историю накопилось много фактов, сложилось множество легенд, появилась масса трактовок и произошло несметное количество смежных событий.
Все эти знания можно почерпнуть из совершенно разнообразных историков. Данная глава не претендует на абсолютную оригинальность, но под профессиональным углом и в одном месте даёт ровно столько информации, чтобы Вы знали, что получали от Академии 60+ персон и другие, и к чему стремитесь и Вы.
Кинопремии до «Оскара» или Как это началось до Голливуда
Вообще-то идея вручать ежегодные премии и награды за достижения в области кино появилась раньше «Оскара» на лет десять, и не в Голливуде.
В 1911-м году в Чикаго, за 3251 километров от Голливуда, ставшего за год до этого (в 1910-м) частью Лос-Анджелеса, вышел первый номер американского журнала «Фотоплэй» (Photoplay) для зрителей и фанов кино.
→ Из любопытного. Будущая культовая улица Проспект авеню (Prospect Avenue) была переименована в улицу Голливуд тоже в 1910-м, но знает её весь мир как бульвар Голливуд (Hollywood Blvd.) с 1939-го года.
А в мае 1921-го года главный со-редактор и вице-президент «Фотоплэй» Джеймс Квирк (James R. Quirk) учредил то, что следует считать первой значительной ежегодной наградой в области кино:
⚑ Медаль почёта от журнала «Фотоплэй»
(The Photoplay Magazine Medal of Honor).
Читатели заранее узнали, что Медаль почёта будет вручена только продюсеру (а не режиссёру или дистрибьютору) и им было рекомендовано выбирать с акцентом на «достойные идеалы и мотивы, направлявшие продюсера при производстве».
Победитель был выбран демократичным способом – читатели журнала проголосовали за предложенные списком фильмы, вышедшие на экран в 1920-м году, и их выбор пал на американский фильм:
• полнометражная чёрно-белая немая драма на тему еврейской эмиграции «Юмореска» («Humoresque», 1920), режиссёр – Френк Борзейдж (Frank Borzage), продакшн-компания – Cosmopolitan Productions;
⚑ русское участие в фильме: Вера Гордон, американская театральная и киноактриса русского происхождения, супруга Натана Гордона, первого партнёра Луиса Мейера – в главной женской роли.
В результате голосования самую первую Медаль почёта получил газетный магнат Уильям Хёрст (William Randolph Hearst), продюсер фильма «Юмореска» (1920). Ему и его Cosmopolitan Films достался разработанный ювелирным домом Tiffany & Co. наградной золотой медальон.
Так родился яркий предшественник премии «Оскар».
Хотя «Фотоплэй» впоследствии присудил только единственную награду за лучший фильм, идеи и стандарты, применявшиеся при вручении наград этого журнала по своим двум категориям, оказали значительное влияние на премию «Оскар», учреждённую лишь восемь лет спустя – в 1929-м.
До «Оскара» и рекордсмен
Кинема. Это древнегреческое слово упомянуто в этимологии термина «кинематография» (см. том 1, подглавка КИНО В ТЕРМИНАХ). А есть ещё один термин, он так и называется – «кине́ма» (kinema), того же территориального и временного происхождения – и означает он мельчайшую единицу речеобразования, не акустический, а артикуляционный различительный признак, своего рода произносительная работа органа речи в производстве звука.
А вот знаете ли вы такое имя собственное? «Кинема».
Да, оно есть, в составе названия киножурнала. Вернее, в двух; в одном было, во-втором по-прежнему присутствует:
• 1) «Кинема Рекорд» (Kinema Record)
первоначальное название – «Филм Рекорд» (Film Record)
страна издания – Япония
период издания: 1913—1917
издатели-основатели: Норимаса Каирияама (Norimasa Kaeriyama) и ко.;
• 2) «Кинема Дзюнпо»
альтернативно – «Кине Дзюн»
временное название (1941—1943) – «Эйга Дзюнпо»
страна издания – Япония
период издания: 1919 – настоящее время
издатели-основатели: Сабуро Танака (Saburō Tanaka) и ко.
текущее издательство: Kinema Junposha KK.
Думается, приглянулось слово «кинема» японцам не только потому, что было связано с французским термином «синематограф», но ещё и из-за совпадения с названием… одного из древнейших блюд Азии13:
Несмотря на то что пищевое слово «кинема» имеет непальское происхождение, данное блюдо из ферментированных соевых бобов почитается по всей юго-восточной Азии и в Японии тоже, где в наши дни образует одну из вершин «треугольника натто» (кинема – натто – темпе).
Основателями упомянутых выше второго и третьего по счёту долгоиграющих журналов, специализировавшихся в Японии на киноиндустрии, были группы студентов с техническим образованием.
Будущий теоретик японского кино Норимаса Каирияама и сотоварищи смог за 4 года существования журнала «Кинема Рекорд» выпустить 51 номер.
А вот Сабуро Танака (Saburō Tanaka) и четыре других студента Токийской высшей технической школы (Tokyo Higher Technical High School) – своё печатное детище как художественный журнал сумели выпестовать в издание, дожившее до наших дней. И оно теперь может по праву считаться старейшим непрерывно издающимся периодическим киноизданием в мире.
☞ Справка. Высшее японское учебное заведение, ныне носящее название Токийский технологический институт (the Tokyo Institute of Technology или TIT или Tōkyō Kōgyō Daigaku) сменило до этого 3 названия: 1881—1890 (the Tokyo Vocational School), 1890—1901 (Tokyo Technical High School), 1901—1949 (Tokyo Higher Technical High School). Один из крупнейших инженерных учебных и исследовательских центров в Японии.
Поначалу специализировавшийся на иностранных фильмах, журнал нацелился на завидную регулярность 3 раза в месяц (1-го, 11-го и 21-го числа), тем самым совершив сильный маркетинговый ход. Выпуск каждого номера привязывался редколлегией к бытовавшей в Японии календарной системе «дзюн».
В дзюн каждый месяц делится на 3 периода: два 10-дневных периода и третий с оставшимися 8—11 днями. Отсюда и широко известное у читающей публики название журнала как «Кине Дзюн» («Кине Джун»).
Другой составной частью успеха «Кинема Дзюнпо» стало постепенное расширение географического охвата рецензируемых фильмов по их происхождению с особым вниманием к критическим обзорам, восхождение до статуса отраслевого журнала, сообщающего о киноиндустрии Японии и объявляющего о новых фильмах и тенденциях со многими подробностями.
Первый номер вышел из печати 11 июля 1919 года.
Пережив землетрясение Канто 1923-го года, переезды, смены периодичности, военное время, переименование, кратковременные остановки печати, расширения и уменьшения объемов содержания, ликвидации и реорганизации материнских компаний, с июля 2023-га года журнал стал ежемесячным.
Почему так подробно про японский киножурнал?
Всё просто. Потому что он опередил время, опередив «Оскар».
Первоначально «Кинема Дзюнпо» специализировался на освещении зарубежных фильмов, отчасти потому, что его авторы-издатели встали на сторону принципов движения «Чистое кино» (the Pure Film Movement), резко критикуя японское кино.
Подзаголовок у журнала был на английском – The Movie Time, что в переводе означало «время кино».
Этот слоган можно принять за символ мультикультурализма японского кино, с точки зрения абсорбции конечно же, т. к. внутреннее производство и тогда и сейчас в этом островном государстве остаётся закрытым и самодостаточным. Но впитывание зарубежной кинокультуры, знаний и технологий шло интенсивно. Это отразилось даже в самое первой индивидуальной премии журнала.
Вручение премии «Десять лучших фильмов Кинема Дзюнпо» (the Kinema Junpo Best Ten Awards) стартовало спустя 3 года после вручения Медали почёта от журнала «Фотоплэй» и на 5 лет раньше первого «Оскара» – в 1924-м году. Вернее, поначалу это были списки с перечнем десятки только зарубежных фильмов, наиболее выдающихся по мнению редакции и рекомендуемых к просмотру. Но эти списки быстро попали в разряд престижных.
Регулярная назначаемая конкретная кинопремия была учреждена тремя годами позже, в 1927-м году, как категория наград для японских фильмов:
⚑ «Премия Kinema Junpo за лучший фильм года»
(The Kinema Junpo Award for Best Film of the Year)
первоначальное название:
«Премия Kinema Junpo Best Ten за лучший японский фильм»
(The Kinema Junpo Best Ten Award for Best Japanese Film)
Фактически, японцы первыми ввели два правила, впоследствии применённых и оскаровскими академиками:
1) принцип выделения и награждения «за прошлый год»; он был применён с самого первого года, поэтому впервые объявленная награда, вручённая в 1927-м году, относилась к фильму, выпущенному на экран в предыдущем, 1926-м году;
2) публичное оглашение номинаций и селекция лучшего среди них; каждый фильм, включённый в список «Десять лучших японских фильмов», получал награду, но только фильм с самым высоким рейтингом становился лучшим японским фильмом прошлого года.
Самый первый победитель в категории премии со 105-ти летней историей:
⚑ японский полнометражный чёрно-белый немой комедийный детектив «Женщина, коснувшаяся ног» («Ashi ni sawatta onna»), режиссёр – Ютака Абэ (Yutaka Abe), продакшн-компания – Nikkatsu Dai-shogun.
Крайне символично, что премия за лучший японский фильм 1926-го года досталась фильму, поставленному на одной из старейших в мире действующих кинокомпаний (см. том 1, подглавка ПЕРВЫЕ КИНОКОМПАНИИ) начинающим режиссёром с богатым актёрским опытом, привезённым им из США. Оставшийся известным в Голливуде под псевдонимом Джек Аббе (Jack Abbe), он за период учёбы и жизни в Северной Америке (1912—1925 годы) успел в 1914—1921 годах съёмочной работы в Голливуде сняться в 11 игровых фильмах. В том числе ему удалось поработать и с теми, кто затем отметится в истории первыми победами и номинациями в самом первом «Оскаре»: на съёмочной площадке с Фрэнком Борзейджем (Frank Borzage), потом у него и у Сесила Демилля (Cecil B. DeMille) как режиссёров, и у таких продюсеров как Сэмюэл Голдвин, Джесси Л. Ласки (Jesse L. Lasky) и др. Свой богатый американский опыт и личный талант Джек Ютака Абе превратит в Японии в 75 поставленных фильмов.
Только перерыв в «Премии Kinema Junpo за лучший фильм года» (1944—1946 годы) не позволил ей поставить количественный рекорд. В 2023-м году из-за трёхлетнего перерыва была вручена не 97-я, а 94-я по счёту премия.
→ Из любопытного. Читая название японского журнала по-русски, вспоминается известная песня лёгкого мотива в исполнении Андрея Миронова из культовой советской кинокомедии-вестерна «Человек с Бульвара Капуцинов» (1987), в упрощённом виде подавшем зрителю историю зарождения американского кинопроката: «Синема! Синема! От тебя мы без ума!»
Кинопремия «Кинема Дзюнпо» в своей борьбе за звания пионера и рекордсмена – это да, история мирового «синема», повлиявшая в том числе и на то, как будет выглядеть кинопремия «Оскар».
Как это началось у AMPAS
Ответственная за вручение «Оскаров» Академия кинематографических искусств и наук (the Academy of Motion Picture Arts and Sciences или AMPAS) официально учреждена 11 мая 1927 года. Сегодня AMPAS также известна как Академия (the Academy) или Киноакадемия (the Motion Picture Academy).
«Академия кинематографических искусств и наук» как понятие началось с Луиса Мейера, в то время главы голливудской студии Metro-Goldwyn-Mayer (MGM). По легенде он однажды он завил, что хочет создать некую организацию – для урегулирования трудовых споров без участия профсоюзов и в целом для улучшения имиджа киноиндустрии. На встрече с тремя влиятельными коллегами (фамилии для краткости опустим) обсуждалась идея ежегодного банкета в своего рода элитном клубе, но о наградах тогда даже и речи не шло. Четвёрка инициаторов AMPAS постановила – членство в организации будет открыто только для профи14 из пяти отраслей индустрии: продюсеров, актёров, режиссёрров, сценаристов и техников15.
После первой встречи Луис Мейер собрал группу уже из тридцати шести человек, связанных с киноиндустрией, пригласив их в отель «Амбассадор» (the Ambassador Hotel)16 на официальный банкет 11 января 1927 года. В тот вечер он представил своим гостям проект «Международной академии кинематографических искусств и наук» и предложил всем прибывшим гостям стали её основателями. Они согласились. В промежутке до даты подачи официального Устава организации на регистрацию (04.05.1927 г.) слово «международная» исчезло из названия, и неделю спустя родилась «Академия кинематографических искусств и наук».
Первое организационное собрание новоиспечённой Академии состоялось 11 мая 1927 года в отеле «Билтмор» (the Los Angeles Biltmore)17. На этом собрании выбрали первое руководство Академии, напечатали первый список её членов из 230 человек, а в завершение назвали Томаса Эдисона (Thomas Edison, см. том 1) почётным членом, открыв счёт таковым.
Как и задумывалось, состав академиков был разбит на пять основных секций: продюсеры, актёры, режиссёры, сценаристы и техники.
В первый год организация сосредоточилась на участии в арбитражных разбирательствах, переговорах по трудовым спорам между профсоюзами и руководством студий, а также на проблемах и задачах внедрения новых технологий и систем профессиональной классификации.
Только через год и две недели после своего создания Академия начала серьёзно обсуждать структуру наград и церемонию вручения через обновлённый состав специально созданного комитета (the Steering Committee):
⚑ «Награды за заслуги» или «Почётные награды»
(Awards of Merit18).
Так и было объявлено интересующейся общественности – «Возобновление проекта по вручению Почётных наград за выдающиеся достижения» («Revival of project to bestow Awards of Merit for distinctive achievements»). По сути реанимировалась идея предыдущего совета директоров, который за несколько месяцев до этого впервые поднял вопрос о награждении Почётными грамотами, назначил первый состав уже упомянутой организационной группы и с её помощью даже разработал частичный план, но без какой-либо конкретики дальше.
☞ Историческая справка. Первое официальное сообщение о возрождении плана «Оскар» было опубликовано Академией в №11 «Бюллетеня» (Bulletin Academy of Motion Picture Arts & Sciences) от 04.06.1928 г. В нём зафиксировано, что возрождение интереса к проекту, который периодически рассматривался советом директоров (the Board of Directors) и ранее, произошло 28.05.1928 г.
Все первые реализованные решения по будущему «Оскару» принимались в головном офисе Академии, расположившемся в секции помещений для офисов и приёмов отеля «Рузвельт», и отсюда же распространялись как официальные новости. Кстати, на первом этаже отеля, фактически рядом с офисом заседаний академиков и их гостей была проведена и первая наградная церемония, но об этом чуть далее.
☞ Справка. Отель «Рузвельт» (the Hollywood Roosevelt Hotel) существует до сих пор по своему первоначальному местоположению – г. Голливуд, округ Лос-Анджелес, Голливудский бульвар, 700019. Назван в честь 26-го президента США Теодора Рузвельта (Theodore Roosevelt Jr.), построен на частные пожертвования известных личностей Голливуда, включая и Луиса Мейера. Впервые распахнул свои двери для постояльцев 15.05.1927 г. В 1991-м объявлен культурно-историческим монументом Лос-Анджелеса.
На этот раз у совета директоров Академии и оргкомитета премии получилось довести дело до конца, точнее – до начала старта многолетнего проекта. Скорее всего – из-за правильно сформулированной миссии будущей своей кинопремии:
✔ Из первых уст. Тему присуждения почётных наград Академии за выдающиеся достижения в области производства, актёрского мастерства, режиссуры, писательской, художественной и технической работы Академии признала в составе своей деятельности «одной из важнейших». И публично постановила, что «будет стремиться к обеспечению беспристрастности наград любой формы, вручаемых от имени Академии, ибо они (медали, призы и т. д.) должны стать знаками большой ценности и отличия».20
К июлю 1928-го года совет директоров Академии утвердил список из двенадцати наград, которые будут вручены, и систему голосования для награждения.
Это и есть то, что всему миру сейчас известно как кинопремия «Оскар»:
⚑ «Награда за выдающиеся достижения»
(Award of Merit for Distinctive Achievement).
Базовое понятие среди награждаемых Академией – номинанты – появилось уже на стадии первого голосования. Среди её членов были распространены пустые 5-страничные бюллетени под названием «Официальный номинационный документ» (Official Nomination Paper) для письменного голосования, с предупреждением «только члены Академии могут выдвигать кандидатуры»21.
Нескольким десяткам академиков, получившим этот бюллетень, предписывалось заполнить страницы внутри, подписаться своим именем и сдать секретарю Академии не позднее 15 августа 1928 года22.
Все выбранные номинанты первой премии были уведомлены телеграммами. Затем Луис Мейер связался с коллегией судей Академии (a Board of Judges), чтобы определить победителей.
⚙ Версия. По альтернативной версии, голосование за звания первых лауреатов премии «Оскар» было сосредоточено в руках главных основателей AMPAS: вместе с Луисом Мейером из русских киноэмигрантов в неё входил и Джозеф Шенк.
С датой проведения церемонии награждения случилась чехарда, подробности которой опустим. В сухом остатке: несмотря на то, что согласно тому же «Официальному номинационному документу» вручение наград предлагалось провести на ежегодном собрании Академии в форме открытого заседания или в форме ужина в конце октября 1928 года, оно (вручение) состоялось более чем на полгода позже (см. далее).
Получается, предоставленного судьям времени оказалось недостаточно для принятия решений по награждениям самыми первыми «Оскарами».
Лауреаты премии и обладатели почётных званий впервые публично были объявлены 17 февраля 1929 года.
Самая первая оскаровская церемония
В настоящее время церемонии вручения кинопремий «Оскар» проводятся по заранее анонсированному расписанию, правила для жаждущих эту ежегодную премию получить разрабатываются и утверждаются в AMPAS сильно заранее, а для тех, кто в зал торжества не попал, оскаровские церемониальные мероприятия транслируются на весь мир в прямом эфире (с продажей прав телевещания на десятки и десятки стран) и онлайн и затем выкладываются в записи.
Самая же первая церемония вручения «Оскаров» была совершенно другой. И она отличалась от своего конкурента – премий «Фотоплэй» (Photoplay Awards).
Идеологи журнала и премии «Фотоплэй» верили, что зрители в конечном счете лучше критиков и даже самих студий знают, что делает кино искусством, а эксперты не всегда придерживаются того же мнения, что и средний посетитель кинотеатра. Уже на заре кинематографа случилось множество примеров, когда нахваленные экспертами кинокартины проваливались в прокате, а раскритикованные – наоборот, «заходили» широкой зрительской массе.
Премия «Оскар» в том виде, в каком она была задумана Луисом Мейером и Ко., с самого начала была явно более эксклюзивным мероприятием с ярко выраженным инстинктом самосохранения. Самая первая церемония вручения премии «Оскар», состоявшаяся в 1929-м году, была организована как ПиАр-мероприятие с целью «повысить уважение к отрасли и отвлечь обеспокоенную часть публики, призывавшую к экранной цензуре».
Но поскольку деньги говорят23, честь монопольно «способствовать улучшению кино как формы искусства, повышению здоровой конкуренции между продюсерами и кинематографистами и созданию их лучших работ» всего за одну декаду лет перешла в Голливуде от редакции журнала «Фотоплэй» к Академии – просто у последней оказалось гораздо больше денег.
Подробности подготовки и проведения самой первой церемонии вручения кинопремий «Оскар» доступны в различных интерпретациях:
• на английском языке – на официальном сайте Академии, в авторитетном официальном справочнике от Роберта Осборна (Robert Jolin Osborne) или в неофициальной истории вручения Оскаров от Джима Пьяцци (Jim Piazza) и Гейла Кинна (Gail Kinn);
• на русском языке – в посте КиноБлога на DMSD про Льюиса Майлстоуна. По отдельному линку этот пост можно также найти на странице Льюиса Майлстоуна на портале IMDb.
Собственно, самыми первыми новостные отчёты о событии опубликовали местные (лос-анджелесские) газеты. Первый же официальный отчёт о том, как проходила церемония, увидел свет спустя две с половиной недели в специальном номере бюллетеня Академии:
«Бюллетень о юбилее и наградах»
(Anniversary and Awards Bulletin)
номер и дата публикации: №22, 03.06.1929 г.
анонс: «Награды за заслуги 1929 года»
(Merit Awards for 1929)
статья: «Награждения и юбилейный банкет»
(Awards and Anniversary Banquet).
Ежели коротко и о главном, дело было так…
Первая церемония вручения кинопремии «Оскар» состоялась 16 мая 1929 года на закрытом ужине в зале приёмов «Блоссом» (Blossom Room)24 отеля «Рузвельт» и на ней чествовались фильмы и деятели киноиндустрии за фильмы, выпущенные на экран в период 01.08.1927 – 01.08.1928 г.25
Самой первой особенностью было то, что вручение наград Академии совмещалось с празднованием второй годовщины существования самой Академии, ибо мероприятие так и называлось:
⚑ Второй юбилей и банкет награждений
(The Second Anniversary and Awards Banquet).
Поэтому день недели (четверг) не выбирали. Так совпало. Зато многие смогли прибыть на двойное торжество.
Традиция развлекать собравшихся перед началом вручения наград стартовала сразу – развлекательная программа по длительности на самой первой оскаровской церемонии заняла целый час.