Полная версия
С Оскаром и рядом. Том II книги 1, серия Ru KinoStarz®
Интриги в тот вечер не было никакой – все победители первой церемонии кинопремии «Оскар» были объявлены средствам массовой информации на квартал ранее.
От нынешних церемоний та первая имела очень много и других отличий (дополнительно см. раздел «ОСКАР». СТАТИСТИКА):
1) проводилась почти летом;
2) это была частная церемония, только для членов Академии26;
3) развлекательная часть и награждение прошли в разных залах, и в это время можно было есть и пить;
4) вёл церемонию лично президент Академии, в тот вечер – Дуглас Фэрбенкс (Douglas Fairbanks), первый её президент;
5) приглашённых гостей присутствовало всего около 27027 человек;
6) имя «Оскар» для премии ещё не было придумано;
7) категорий было в 2 раза меньше, чем сейчас.
15 статуэток (тринадцать – в категориях28 и две – почётные29) были вручены художникам, режиссёрам и другим участникам киноиндустрии того времени.
И всё это было вручено за 15 минут. Столько продлилась наградная церемония в отеле «Рузвельт».
12 категорий первой кинопремии «Оскар»
А вечеринка после награждения30 прошла в отеле «Мейфэр» (the Mayfair Hotel)31.
Поскольку, как решили Академики, все имена награждаемых и номинированных уже были известны и это был банкет, приглашения на торжество и его меню распространялись вместе со списками выбранных к награждению. Их назвали так:
⚑ Почётные гости или, точнее, гости для чествования
(Guests of Honor).
Линейные и кумулятивные премии «Оскар» были указаны в этих приглашениях двумя колонками с именами-фамилиями:
1) Лауреаты первой премии 1928 г.
(Winners of First Awards 1928),
2) Лауреаты почётного упоминания 1928 г.
(Winners of Honorable Mention 1928).
Из списка 1 мы узнаём, что нашлась ещё одна персона, которая условно представляла Российскую империю – Льюис Майлстоун, и он точно присутствовал на этом мероприятии.
Самый-самый первый лауреат «Оскара» Эмиль Яннингс (Emil Jannings)32 не был единственным, кто не присутствовал на церемонии. Всех оповестили заранее, что из списков 1 и 2 всего не прибудут по физическим обстоятельствам 6 персон, а один награждённый, Джеральд Даффи (Gerald C. Duffy) уже успел скоропостижно умереть33.
Первая церемония кинопремии «Оскар» – яркий пример смысла фразы «ничто не вечно под луной». Такое переосмысление цитаты из Ветхого завета, в которой говорится о бренности земного существования, приходит на ум, если вспомнить про славу одного из триумфаторов первой церемонии Уильяма Фокса (William Fox). Через 23 года, тоже весной, но в 1952-м на его похороны на кладбище в Бруклине не пришёл ни один голливудский продюсер.
☞ Справка. Уильяма Фокс – эмигрант из Австро-Венгрии, один из пионеров американского кинематографа, чья компания Fox Film Corporation34 стала только одной из двух студий, награждённых сразу в двух разделах – в линейных премиях и почётных35, а фильм «Восход солнца» (1927)36 его студии получил три «Оскара» на самой первой церемонии вручения премии.
Поскольку последующие церемонии «Оскар» стали собирать гораздо больше гостей чем первая, попытки устроить второй «Оскар» в этом же отеле («Рузвельт») уже не делалось.
⚑ В отеле «Рузвельт» бережно хранят память о деловых и торжественных мероприятиях инициатора оскаровской кинопремии. Банкетный зал, где ранее когда-то располагался офис американской Академии кинематографии, так и называется сейчас – Зал приёмов «Академия» (Academy Room).
Церемонии кинопремии «Оскар» повторяются с 1929-го года ежегодно. И пусть их двигатель по возможности работает вечно.
Статуэтка «Оскар»
Статуэтка «Оскар» (Oscar Statuette) – награда, вручаемая лауреатам премии Академии. Появилась раньше, чем имя «Оскар».
Статуэтка «Оскар» вручается с самой первой церемонии, с 1929-го года, что ещё больше повышает престиж её получения или даже просто номинации на её получение.
Статуэтку разработал художественный руководитель студии MGM37 Седрик Гиббонс (Cedric Gibbons): в стиле ар-деко получился стилизованный рыцарь, стоящий на катушке с киноплёнкой и сжимающий меч крестоносца. Пять спиц катушки представляют изначальные секции Академии: актёров, сценаристов, режиссёров, продюсеров и техников.
Местный скульптор Джордж Стэнли (George Stanley) воплотил утверждённый дизайн в жизнь, но с одним существенным изменением – удалил катушку, и с тех пор он остаётся неизменным. Слегка менялись лишь опора статуэтки, материалы и способы изготовления.
Статуэтки первых церемоний награждения премиями Академии были изготовлены из цельной позолоченной бронзы.
☞ Справка. В наши дни статуэтки «Оскар» изготавливаются с применением 3D-печати из позолоченной бронзы на чёрной металлической основе, имеют высоту 13,5 дюймов (34,3 см) и вес 8,5 фунтов (3,856 кг).
Количественно изготавливаются два комплекта на все категории, которых в наши дни 23, основной и запасной, включая по две запасные в каждом. Так приготавливаются 50 статуэток. Запасной комплект, если не был использован – становится основным на следующий год.
→ Из любопытного. Данный регламент заведён с 2001-го года, поскольку за год до этого партия статуэток, когда они перевозились из Чикаго38 в Лос-Анджелес, была похищена. Хотя в конечном итоге их удалось найти, Академия с тех пор перестраховывается.
Чтобы информация, идентифицирующая победителей «Оскара», не просочилась перед церемонией, статуэтки Оскара, представленные на церемонии, имеют пустые плашки.
☞ Справка. Вскрытие конвертов руками назначенных селебрити перед объективами телекамер и участниками и гостями церемонии в зале пока остаётся традиционным моментом перехода к ознакомлению всего мира с тем или иным решением Академии по каждой из линейных категорий премии «Оскар» (т. е. тут не берём в расчёт почётные премии). И считается, что до этого момента окончательные результаты знают только два уполномоченных бухгалтера из компании-партнёра, которая занимается организацией подсчёта голосов39. И они же несут ответственность за сохранение этих результатов в секрете до церемонии награждения, в чём им на этапе транспортировки в церемониальные помещения помогает полиция.
Раньше их (статуэтки) приходилось возвращать на гравировку, но с 2010-го года у победителей открылась возможность гравировать таблички с именами на своих статуэтках день-в-день: на станции обработки надписей на Губернаторском балу (the Governors Ball), афтепати, проводимом сразу после церемонии вручения премии «Оскар». Как вариант – уполномоченная компания-гравировщик гравирует таблички с именами всех потенциальных победителей, а сразу после церемонии таблички с именами номинантов отправляются в переработку40.
Важно. Статуэтка «Оскар» считается законченной только тогда, когда к ней прикреплена табличка (nameplate или engraving bar) с именем обладателя, названием категории, названием фильма и годом.
До 1950-го года статуэтки «Оскар» были и остаются собственностью получателя, но после юридически обременены требованием, чтобы статуэтка сначала предлагалась для продажи обратно в Академию за один доллар США. Если победитель отказывается согласиться с этим условием, то статуэтка «Оскар» остаётся у Академии. С тех пор как было введено такое обременение публично известны несколько случаев успешных и неуспешных продаж статуэток премии.
Кстати, что важнее – статуэтка «Оскар» или сертификат от Академии – пусть каждый решает за себя: что прилагается к чему. Но уже на первой церемонии все награждённые получили вместе со статуэтками по рукописному диплому формата А4, на которых каллиграфическим почерком, иногда для важности по несколько раз, были выписаны торжественные слова за подписью президента и секретаря Академии:
✔ Из первых уст. «1928 год | Первая премия за выдающееся достижение | Такой-то (такая-то) был признан достойным (была признана достойной) Первой премии Академии за то-то и то-то | Это решение вынесено в отношении фильмов, которые впервые регулярно демонстрировались в округе Лос-Анджелеса в течение года, закончившегося 31 июля 1928 года».41
Имя «Оскар»
В отличие от ещё одной престижной американской премии – телевизионной «Эмми» (Emmy Awards), в которой авторство закреплено за конкретной персоной, Гарри Лубски (Harry R. Lubcke) – легального доказательства происхождения имени для кинопремии «Оскар» нет. К званию первооткрывателя «примазываются» несколько человек и каждый – со своей легендой.
☞ Справка. Авторитетный историк Роберт Осборн за 2 года до смерти, в 2015-м году, преподнёс миру в подробностях три наиболее известные истории происхождения, но не добавил ничего радикально нового.42
Называем каждую версию легендой, ибо Академия не имеет сегодня официальной точки зрения на то, как и когда появился «Оскар» как имя для статуэтки, распространившееся со временем на ежегодные награды Академии.
Тем более представляется важным для начала обобщить этимологию происхождения имени Оскар, добавив привязку к киноиндустрии.
ЭТИМОЛОГИЯ ИМЕНИ ОСКАР
Имя Оскар по происхождению – мужское. В других аспектах его этимологии существует множество версий.
→ Из любопытного. Даже в ударениях есть разночтение – в имени Оскар возможны варианты ударения как на первый, так и на второй слог. Правда, первый доминирует в большинстве стран, причём в т. н. англосаксонском мире используется только он.
Три самые обоснованные версии происхождения – древнегерманское, древнескандинавское и ирландское. В защиту своей версии ирландцы обосновали, что слово «оскар», которое дошло до наших дней как имя персонажа ирландской мифологии, происходит от двух ирландских элементов:
1) os – «олень»;
2) car – «любящий» или «друг».
Если обе части соединить в наполненное смыслом определение, получится «любящий оленей» или «друг оленей».
Самая первая популяризация имени Оскар в мировой творческой среде приписывается шотландскому поэту XVIII века Джеймсу Макферсону (James Macpherson), а в общественно-политической жизни планеты – французскому императору Наполеону и шведскому королевскому дому. Если кратко про второе – по цепочке от Макферсона через Наполеона к Оскару I, королю Швеции.
В пользу ирландской версии происхождения имени Оскар как бы говорят и два факта из мира кино. Два киноактёра ирландского происхождения, чьи фамилии связаны с его этимологией43, оставили заметный след в голливудском кинематографе:
• Аарон Маккаскер (Aaron McCusker),
• Люк Косгрейв (Luke Cosgrave).
Родившийся в Северной Ирландии Аарон Маккаскер сыграл реального персонажа Джима Хаттона (Jim Hutton)44, многолетнего друга Фредди Меркьюри (Freddie Mercury).
• ко-продукционная (США + Великобритания) полнометражная биографическая музыкальная драма «Богемская рапсодия» («Bohemian Rhapsody», 2018), режиссёры – Брайан Сингер
(Bryan Singer) и Декстер Флетчер (Dexter Fletcher), продакшн-компании – 20th Century-Fox, New Regency Productions, GK Films, TSG Entertainment, Queen Films Ltd., Tribeca Productions.
Фильм «Богемская рапсодия» (2018) стал номинантом в категории «Лучший кинофильм года» (Best Motion Picture of the Year) в 2019-м году и 4-кратный победителем в других (личных) категориях этой же церемонии.
Родившийся в Ирландии Люк Косгрейв снялся в роли дедушки главной героини в культовом для своего времени фильме, который, к огромному сожалению, считается утерянным:
• полнометражная чёрно-белая немая трагикомедия «Голливуд» («Hollywood» или «Hollywood and the Only Child», 1923), режиссёр – Джеймс Круз (James Cruze), продакшн-компания – Paramount Pictures;
⚑ русское участие в фильме: Фёдор Козлов и Пола Негри – играют самих себя.
Фильм «Голливуд» (1923) в открытую пропагандировал новую мекку американского кино, как через название, актёрский состав и участников киногруппы, так и через сюжет. Мораль от исполненной Косгрейвом роли была проста и в духе американской мечты – в Голливуде в любом возрасте можно стать звездой. На фоне звёздного состава в кадре и за кадром это тем более вдохновляло. Кто-то даже подсчитал знаковых участников производства «Голливуда» (1923): 30 кинозвёзд и 50 знаменитостей.
✔ Из первых уст. Вот как рекламировала фильм «Голливуд» (1923) нью-йорская газета «Дейли Стар» (Daily Star)45 в номере от 28.07.1923 г.: «Никогда ещё в кинофильмах не было такого блестящего актёрского состава».46
Люк Косгрейв в роли дедушки был хорош. Недаром он получил от зрителей звание победителя премии «Фотоплей» за октябрь 1923-го года (Best Performances of the Month/October) в фильме, который сам стал победителем в этом же месяце (1923 Winner Photoplay Award/Best Pictures of the Month/October).
Среди множества влиятельных персон Голливуда оба будущих ведущих самой первой церемонии кинопремии «Оскар» снялись в этом фильме:
• Уильям Демилль (William C. de Mille), старший брат Сесила Демилля (Cecil B. DeMille)47,
• Дуглас Фэрбенкс.
Она (церемония) состоится через 6 лет после премьеры фильма «Голливуд» (1923).
Хочется верить, что киношедевр найдётся в виде какой-нибудь сохранившейся где-либо фильмокопии. Если такое произойдёт, мы с вами увидим, как в начале 1920-х годов, т. е. в начальный период Студийной системы выглядели не только звёзды, но и локации, ставшие культовыми, по адресам: «Египетский театр» (Egyptian Theatre), голливудские студии Universal и Paramount и нью-йоркская Kaufman Astoria (подробнее о них – см. том 1).
ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
☞ Справка. Ник «Оскар» официально стал использоваться Академией для статуэтки только с 1939-го года.В справочниках следует опираться на факты. Американский журналист, критик, сценарист, а впоследствии ещё и продюсер Сидни Скольский48 (Sidney Skolsky) – первый, кто вынес имя «Оскар» в печать, 17 марта 1934 года опубликовав в своей колонке в газете «Нью-Йорк Дейли Ньюс» (New York Daily News)49 отчёт о шестой церемонии вручения наград Академии. При описания главных наград Голливуда он написал «эти статуэтки называются „Оскарами“».
С одной стороны, неважно, что отчётное сообщение Сиднея Скольского означает, что имя «Оскар» уже использовалось до выхода из печати тиража газеты «Нью-Йорк Дейли Ньюс». Ведь более ранних печатных упоминаний, или в виде переписки от руки, или записей на киноплёнку не известно.
Но сегодня Академия всё равно не признает, что это был самый первый случай, когда их премия была названа в печати «Оскаром».
Да уж, ситуация скользская. Совсем как по русскому смыслу фамилии Сидни Скольского.
⚙ Версия. Возможно, такое неприятие связано не только с признанием, что невозможно докопаться до истины в данном вопросе, но и с тем, что по утверждению самого Скольского использование им этого термина имело шутливо-уничижительный оттенок. Суть старой водевильной шутки «Выкуришь сигару, Оскар?» (см. далее) заключалась в том, что награда Академии за заслуги в виде безымянной статуэтки была немногим лучше, чем безделушка сомнительной ценности.
В этом плане Уолт Дисней (Walt Disney) – более позитивная для Академии фигура. Многие наблюдатели той же оскаровской церемонии в 1934-м году, которую на следующий день преподнёс в печатном виде Сидни Скольский, заявляли, что во время речи после вручении премии «Оскар» за короткометражный мультфильм «Три поросёнка» («Three Little Pigs», 1933) Уолт Дисней назвал статуэтку «мой маленький „Оскар“».
⚙ Версия. Если так, выходит, «Оскар» как никнейм для статуэтки уже «гулял» в 1934-м году в кулуарах местной киноиндустрии, а одного из создателей будущего голливудского мейджора Disney можно назначить первым, кто публично использовал имя Оскар в положительном свете для фигурки.
Спустя 40 лет Скольский опубликовал свои мемуары, использовав знаменитую в своё время заключительную фразу из своей колонки в качестве названия автобиографии.
«Не поймите меня неправильно, я люблю Голливуд» (Don’t Get Me Wrong, I Love Hollywood), автор – Сидни Скольский, 258 стр., издательство – G. P. Putnam’s Sons, США, 1975.
По прошествии без десяти лет полувека трудно полагать, что его напечатанные слова являются истинными воспоминаниями, а не «дополненной реальностью». Поиск истины в них с присвоением медали за «придумывание» имени Оскар для статуэтки невозможен, но яркость речи творчески талантливого человека подталкивает поделиться длинной цитатой. Это скорее рассказ, словно погружающий в атмосферу и праздника, и какой-то домашней суеты шестой оскаровской церемонии, состоявшейся в зале приёмов «Фиеста рум» (Fiesta Room) уже известного вам лос-анджелесского отеля «Амбассадор»:
✔ Из первых уст. «Это был мой первый вечер вручения премии „Оскар“, когда я дал золотой статуэтке имя. Я не пытался сделать это легитимным. Снобизм этой конкретной премии „Оскар“ меня раздражал. Я хотел сделать золотую статуэтку человеком. … Было полпервого ночи, когда я наконец прибыл в офис Western Union на бульваре Уилкокс, чтобы записать и сохранить свою историю. Я слушал разговоры об Академии, индустрии и приёме с семи тридцати… Там я был со своими записными книжками, пишущей машинкой, чистыми листами бумаги и этим чувством Чендлера50. Ты знаешь, как люди могут тебя обидеть. Слово было толпой людей. Я бы показал им, действующим так высокомерно и могущественно ради своей награды. Я бы дал ей имя. Имя, которое сотрёт их фальшивое достоинство. Мне срочно нужно было волшебное имя. Очень быстро! Я вспомнил водевильные представления, которые видел. Комики, разыгрывавшие дирижёра оркестра в партере, спрашивали: „Не хочешь ли сигару, Оскар?“ Руководитель оркестра тянулся за ней; комики начинали пятиться с комичными ужимками. Публика смеялась над Оскаром. Я начал стучать по клавишам… „Награды АКАДЕМИИ были встречены с одобрением Голливуда, разногласий практически не было… Академия сделала всё возможное, чтобы результаты были честными, и объявила, что голосование продлится до 8 часов вечера банкетного ужина… Потом многие актёры опоздали и потребовали права голоса… Итак, голосование продолжалось до 10 часов или в течение двух часов после того, как урны должны были быть запечатаны… Именно Кинг Видор изрёк: „В этом году голосование на уровне“… Что заставило всех прокомментировать прошлые годы… Хотя Кэтрин Хепбёрн не присутствовала на вручении „Оскара“, её постоянная спутница и девушка, с которой она живёт в Голливуде, Лора Хардинг, была там, чтобы для разнообразия услышать, как Хепбёрн получает порцию аплодисментов…“ В течение следующего года в колонках, когда речь шла о премии „Оскар“, я использовал слово „Оскар“. Через несколько лет имя „Оскар“ стало общепринятым. Оно оказалось волшебным именем».
Цитата из книги Сиднея Скольского
«Не поймите меня неправильно, я люблю Голливуд»
Любители конспирологии, которых в последнее время развелось, запустили версию, что история внедрения ника «Оскар» – это чуть ли не заговор некой верхушки правителей премии. Мол, им выгодно подогревать неразбериху ради ещё большего интереса к ежегодному событию. Такая точка зрения выгодна самим конспирологам, ибо по классике – любые теории заговора строятся таким образом, что принципиально не могут быть ни опровергнуты, ни поддержаны. Почему? Конспирология базируется на… вере, которая интерпретирует аргументы против и за существования заговора как свидетельства его реальности. Логически цикличная ошибка в виде «пони бегает по кругу».
«Зачем же тогда автор книги отвлёкся на конспирологическую гипотезу?» – спросите вы.
Сочувствующие ей могут увидеть дополнительные знаки в том, что именно шестая церемония назначения и вручения кинопремий «Оскар» стала предвестником новой.
Дело в том, что она:
⚑ была проведена после годичного перерыва
(в 1933-м церемония «Оскар» не проводилась),
⚑ растянула базовую оценочную шкалу с года до более чем полутора лет (17 месяцев), когда оценивали фильмы, выпущенные в периоде 01.08.1932—31.12.1933 гг.
И после неё вручение премий сместилось по шкале оценочного времени ровно на предшествующий календарный год, а по дате – на календарное число конца зимы/начала весны.
Шестая оскаровская церемония стала началом, образно говоря, длительного стресс-теста для Академии и ценности «Оскара». На отсутствие Кэтрин Хепбёрн на вручении обратил в 1934-м году внимание читателей «считающий себя первым напечатанным автором ника для статуэтки».
Неприсутствие на получении награды в категории «Лучшая актриса в главной роли» (Best Actress in a Leading Role) за участие в съёмках фильма «Ранняя слава» («Morning Glory», 1933) оказалось только началом. Она 12 раз «переплюнет» Эмиля Яннингса своим отсутствием на церемониях «Оскара»: 8 раз как номинантка и 4 раза как лауреат.
Отмеченная 12 раз в одной и то же категории, за лучшую женскую роль, Кэтрин Хепбёрн никогда лично не получала ни одного из своих трофеев. В отличие от Яннингса, не являлась на оскаровские церемонии из убеждений.
И надо отдать должное самой Академии. Академики узнали о такой её особенности довольно быстро. Ведь это сама Хепбёрн заявила:
✔ Из первых уст. «Для меня призы – ничто. Моя премия – это моя работа».51
Узнали, однако продолжили обращать внимание на её творчество в кино.
А Кэтрин Хепбёрн продолжила давать шанс получения премий за «себя любимую» своим подругам или позволять Академии отправлять присуждённых ей «Оскаров» по почте на адрес.
Вероятно, Сидни Скольский уже и не осознавал52, когда 29 марта 1982 года на 54-й оскаровской церемонии «Первой леди кинематографа» (First Lady of Cinema) /«Великой Кейт» (Great Kate) присудили последний в её жизни «Оскар», за роль в фильме «На Золотом пруду» («On Golden Pond», 1981).
Всё-таки Сидни Скольский как один из ведущих репортёров своего времени – символичная фигура для ника «Оскар» и американского кинематографа в целом. Своим перемещением (в 1932-м году он сменил Нью-Йорк на Лос-Анджелес), он построил мост прославления в общенациональном и мировом масштабе и для «Оскара», и для обеих киностолиц США, прошлой и нынешней. Рассказывая об индустрии развлечений из Голливуда, он сообщал об этих всех знаменитостях и местной «кино-кухне» через прессу в Нью-Йорке/Нью-Джерси.
НА КРУГИ СВОЯ
После смерти Сиднея Скольского его вдова передала его бумаги в дар библиотеке Академии. К тому времени библиотека уже как 12 лет носила имя-фамилию другого претендента на изобретение ника «Оскар» для теперь знаменитой статуэтки – Маргарет Херрик (Margaret Florence Herrick), а сама Херрик ушла в мир иной на 7 лет раньше Скольского.
☞ Справка. Имя Маргарет Херрик (the Margaret Herrick Library) библиотека AMPAS носит с 1971-го года; основана в 1928-м году; располагается в г. Беверли-Хиллс, округ Лос-Анджелес; занимает здание по последнему адресу с 1991-го; первоначально располагалась там же, где и офис AMPAS – в отеле «Рузвельт».
Версию с библиотекарем Академии (1936—1943), а затем исполнительным директором Академии (1945—1971) Маргарет Херрик можно изучить во множественных редакциях в других источниках.
Об этом, в частности, подробно рассказывает Эмануэль Леви (Emanuel Levy) в своей книге:
«Всё об Оскаре: история и политика премии Оскар»
(All About Oscar: The History and Politics of the Academy Awards);
400 с., издательство – Continuum Intl Pub Group, США, 2003; ISBN – 0826414524.
Встречались и обсуждали ли Херрик и Скольский статуэтку так, как описывает это Леви – расплывчатое прошлое53. А вот архивные бумаги Скольского с помещениями, где в своё время работала Херрик, встретились.
⚙ Версия. Всё-таки необходимо досказать «бразильскую версию» про заметку от 05.12.1933 г. Когда будет доказано, что она действительно написана и опубликована легендарным журналистом Релманом Морином (Relman George Morin), придётся, как говорится, переписать если не историю, то эту главу точно. Хотя выглядит немного странным, что лауреат Пулитцеровской премии (the Pulitzer Prize) при жизни ни разу не заявил об этой публикации. Конечно, он мог быть и выше всяких споров о первенстве в присвоении имени «Оскар» оскаровским статуэткам, но всё же…
НАКОНЕЦ-ТО
Термин «Оскар» стал использоваться и для названия премии в начале 1950-х годов, которая официально называлась «Премия за заслуги перед Академией кинематографических искусств и наук (the Academy of Motion Picture Arts & Sciences Award of Merit», а на табличку первой строкой гравировалась короткая запись «Первая награда за заслуги» («First Award for Merit») и далее для «для такого-то/такой-то» ("… to…").