Полная версия
Авеста Вендидад. Перевод А. Г. Виноградова
VI
27. О Создатель материального мира, Святой! Если на одном и том же месте, на одном ковре, на одних подушках отдыхает несколько человек, то два человека рядом друг с другом, или пятеро, или пятьдесят, или сто рядом друг с другом; и из этих людей один умирает; сколько из них Друж Насу окутывает разложением, заражением и загрязнением?
28. Ахура Мазда ответил: Если мертвый будет священником, Друдж Насу устремится вперед, о Спитама Заратуштра! Если она дойдет до одиннадцатого, она осквернит десятого. Если мертвый окажется воином, Друдж Насу устремится вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до десятого и оскверняет девять. Если мертвый будет земледельцем, Друдж Насу устремится вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до девятого и оскверняет восьмого.
29. Если это пастушья собака, Друдж Насу устремляется вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до восьмого и оскверняет седьмого. Если это домашняя собака, Друдж Насу устремляется вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до седьмого и оскверняет шестого.
30. Если это будет собака Вохуназга, Друдж Насу устремится вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до шестого и оскверняет пятого. Если это будет собака Тауруна (Tauruna, охотничья), Друдж Насу устремится вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до пятого и оскверняет четвертого.
31. Если это будет собака-дикобраз, Друдж Насу устремится вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до четвертого и оскверняет третьего. Если это будет собака Джазу (Jazu), Друдж Насу устремится вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до третьего и оскверняет второго.
32. Если это будет собака Айвизу (Aiwizu), Друдж Насу устремится вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до второго и оскверняет следующего. Если это собака Визу (Vizu), Друдж Насу устремляется вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до следующего, она оскверняет следующего.
33. О Создатель материального мира, Святой! Если это ласка, то сколько существ доброго духа она прямо оскверняет, скольких косвенно оскверняет?
34. Ахура Мазда ответил: Ласка ни прямо, ни косвенно не оскверняет ни одно из созданий доброго духа, но того, кто поражает и убивает ее; к нему нечистота прилипла во веки веков.
35. О Создатель материального мира, Святой! Если покойник такой злой, двуногий пакостник, как нечестивый Ашемаога, то скольких творений доброго духа он прямо оскверняет, скольких косвенно оскверняет?
36. Ахура Мазда ответил: Не больше, чем лягушка, чей яд высох, и которая мертва больше года. Воистину, при жизни, о Спитама Заратуштра! такой злой, двуногий пакостник, как нечестивый Ашемаога, прямо оскверняет творений доброго духа, и косвенно оскверняет их.
37. При жизни он бьёт по воде; при жизни он тушит огонь (в Вархаране); при жизни он уносит корову; при жизни он поражает верного человека смертельным ударом, который отделяет душу от тела; не так он будет делать, когда умрет.
38. Поистине, пока жив, о Спитама Заратуштра! такой злой, двуногий пакостник, как нечестивый Ашемаога, крадет у правоверного человека полное владение его пищей, его одеждой, его дровами, его постелью, его сосудами; не так он будет делать, когда умрет.
VII
39. О Создатель материального мира, Святой! Когда в наши дома здесь, внизу, мы принесли огонь, баресму, чаши, хаому и ступу, о святой Ахура Мазда! если случится так, что там умрет либо собака, либо человек, что будут делать поклонники Мазды?
40. Ахура Мазда ответил: Вон из дома, о Спитама Заратуштра! возьмут они огонь, баресму, чаши, хаому и ступу; они должны отвести мертвого в надлежащее место, куда по закону должны быть доставлены трупы, чтобы там их съели.
41. О Создатель материального мира, Святой! Когда возвратят огонь в дом, в котором умер человек?
42. Ахура Мазда ответил: Они будут ждать девять ночей зимой, месяц летом, а затем вернут огонь в дом, в котором умер человек.
43. О Создатель материального мира, Святой! И если они вернут огонь в дом, в котором умер человек, в течение девяти ночей или в течение месяца, какой штраф они должны заплатить?
44. Ахура Мазда ответил: Они будут Пешотанус: двести ударов с Аспахе-астрой, двести ударов с Сраошо-караной.
VIII
45. О Создатель материального мира, Святой! Если в доме поклоняющегося Мазде будет беременная женщина, и если по прошествии месяца, или двух, или трех, или четырех, или пяти, или шести, или семи, или восьми, или девяти, или десяти месяцев, она родила мертвого ребенка, что делать поклонникам Мазды?
46. Отвечал Ахура Мазда: Место в том маздейском доме, где земля самая чистая и сухая, и по которой меньше всего проходят овцы и стада, и верный с огнчми Ахура Мазды, священными связками Баресмы.
47. О Создатель материального мира, Святой! Как далеко от огня? Как далеко от воды? Как от освященных связок Баресмы? Как далеко от верующих?
48. Ахура Мазда ответил: Тридцать шагов от огня; тридцать шагов от воды; в тридцати шагах от освященных связок Баресмы; в трех шагах от верующих;
49. На том месте поклоняющиеся Мазде воздвигнут ограждение, и в нем они поставят ее с пищей, там они поставят ее с одеждой.
50. О Создатель материального мира, Святой! Какую пищу женщина должна принять в первую очередь?
51. Ахура Мазда ответил: Гомез, смешанный с пеплом, три глотка, или шесть, или девять, чтобы ниспослать Дахму в ее чреве.
52. После этого она может пить кипяченое молоко кобылиц, коров, овец или коз, с кашами или без каш; она может есть вареное молоко без воды, муку без воды и вино без воды.
53. О Создатель материального мира, Святой! Как долго она останется такой? Как долго она будет жить таким образом на молоке, муке и вине?
54. Ахура Мазда ответил: Три ночи она останется такой; три ночи она будет жить таким образом на молоке, муке и вине. Затем, по прошествии трех ночей, она должна вымыть свое тело, она должна вымыть свою одежду гомесом и водой через девять отверстий, и таким образом она будет чистой.
55. О Создатель материального мира, о Святой! Как долго она останется такой? Как долго по прошествии трех ночей она будет сидеть в заточении и жить отдельно от остальных поклонников Мазды, что касается ее места, ее пищи и ее одежды?
56. Ахура Мазда ответил: Девять ночей она останется такой: девять ночей, по прошествии трех ночей, она будет сидеть в заточении и жить отдельно от остальных поклонников Мазды, что касается ее места, ее пищи, и ее одежда. Затем, когда девять ночей пройдут, она омоет свое тело и очистит свою одежду гомесом и водой.
57. О Создатель материального мира, о Святой! Может ли эта одежда, однажды выстиранная и очищенная, быть использована заотаром, или гаванацем, или атаре-вахшей, или фрабаретаром, или абередом, или аснатаром, или ратвискаром, или сраоша-варезом, или любым жрецом, воином или землепашцем?
58. Отвечал Ахура Мазда: Никогда эти одежды, даже вымытые и очищенные, не могут быть использованы ни Заотаром, ни Гаванцем, ни Атаре-вахшей, ни Фрабаретаром, ни Абередом, ни Аснатаром, или Ратвискаром, или Сраоша-варезом, или любым священником, воином или земледельцем.
59. Если же в доме Маздеев будет женщина, которая в болезни, или мужчина, ставший негодным к работе, и который должен сидеть на месте немощного, то эти одежды должны служить для их одежды и для их простыней, пока они не смогут убрать руки для молитвы.
60. Ахура Мазда, поистине, не позволяет нам тратить впустую что-либо ценное, что у нас может быть, даже столько, сколько весит нитка Асперены (Asperena), ни даже столько, сколько девица позволяет упасть при прядении.
61. Кто набросит какую-либо одежду на мертвое тело, даже если девица упадет при прядении, не является благочестивым человеком при жизни, и после смерти ему не будет места в Раю (Парадизе).
62. Он делает себя путником в мир нечестивых, в тот мир, сотворенный из тьмы, порождение тьмы, которое есть Я Тьмы. В тот мир, в мир Ада, вы отправлены своими делами, своей верой о грешники!
Примечание
Эта глава посвящена главным образом нечистоте, исходящей от мертвых, и способам удаления ее с людей и вещей.
I (1—7). Если человек оскверняет огонь или землю мертвой материей (насу), невольно или бессознательно, это не грех.
II (8—9). Вода и огонь не убивают.
III (10—14). Избавление от мертвых зимой, когда нет возможности отнести их в Дахму.
IV (15—20). Почему Ахура, запрещая человеку осквернять воду, посылает воду с небес вниз к дахмам, покрытым трупами. Как он очищает эту воду.
V (21—26). О совершенстве чистоты и о законе, указывающем, как восстановить утраченную чистоту.
VI (27—38). О том, что оскверняющая сила Насу больше или меньше, в зависимости от большего или меньшего достоинства существа, которое умирает.
VII (39—44). Об управлении жертвенными орудиями, осквернившимися с Насу.
VIII (45—62). О лечении женщины, родившей мертвого ребенка; и что делать с ее одеждой.
16. Море Пуитика (Pûitika). Море, где воды очищаются, прежде чем вернуться в небесное море Воуру-каша. Пуитика, «чистый», скорее всего, изначально было именем или эпитетом моря Воуру-каша.
Позднее море Воуру-каша и море Пуитика уподоблялись Аравийскому морю и Оманскому заливу.
Дерево всех семян (Харвисптохм), растет посреди моря Воуру-каша; на нем семена всех растений. На том дереве сидит богоподобная птица Синамру; когда он слетает с дерева, из него вырастает тысяча ветвей; всякий раз, когда он садится на нее, ломаются тысячи ветвей, семена которых разбрасываются и падают на землю Тистаром (Тистря), богом дождя.
58. Заотар, Хаванан, Атаре-вакша, Фрабаретар, Аберед, Аснатар, Ратвискар, Сраоша-варез (Zaotar, Havanan, Atare-vakhsha, Frabaretar, Abered, Asnatar, Rathwiskar, Sraosha-varez).
Это имена различных жрецов, принимавших участие в жертвоприношениях. Гаванец напрягает Хаома; Атаревахша разжигает огонь; Фрабаретар приносит Заотару все, что ему нужно; Аберет приносит воду; Аснатар моет и процеживает Хаома; Ратвишкар смешивает Хаома и молоко; Заотар поет гимны и читает молитвы; Сраош-варез наблюдает за жертвоприношением. В настоящее время есть только два священника, Заотар (Зот) и Ратвишкар (Распи), причем последний выполняет все вспомогательные службы, которые раньше выполняли несколько священников.
ФАРГАРД VI
Законы чистоты
I
1. Как долго он будет держать под паром участок земли, на котором умерли собаки или люди?
Отвечал Ахура Мазда: Долгий год будет лежать под паром тот клочок земли, на котором умерли собаки или люди, о святой Заратустра!
2. В течение года ни один поклонник Мазды не должен сеять или поливать тот участок земли, на котором умерли собаки или люди; он может сеять, как хочет, остальную землю; он может поливать его, как ему нравится.
3. Если в течение года они засевают или поливают участок земли, на котором умерли собаки или люди, они виновны в грехе «погребения мертвых» по отношению к воде, по отношению к земле и по отношению к растениям.
4. О Создатель материального мира, Святой! Если поклоняющиеся Мазде будут засевать или поливать в течение года участок земли, на котором умерли собаки или люди, какое наказание им должно?
5. Ахура Мазда ответил: Они Пешотану: двести ударов с Аспахе-астрой, двести ударов с Сраошо-чарана.
6. О Создатель материального мира, о Святой! Если поклонники Мазды захотят снова возделывать этот участок земли, поливать его, засевать и вспахивать, что им делать?
7. Ахура Мазда ответил: Они будут искать на земле кости, волосы, навоз, мочу или кровь, которые могут быть там.
8. О Создатель материального мира, Святой! Если они не будут искать на земле костей, волос, навоза, мочи или крови, которые могут быть там, то какое наказание им должно?
9. Ахура Мазда ответил: Они Пешотану: двести ударов с Аспахе-астрой, двести ударов с Сраошо-чараной.
II
10. О Создатель материального мира, Святой! Если человек бросит на землю кость мертвой собаки или мертвого человека размером с верхний сустав мизинца, и если из нее потекут на землю жир или костный мозг, какое наказание ему должно?
11. Ахура Мазда ответил: Тридцать ударов Аспахе-астра, тридцать ударов Сраошо-чарана.
12. О Создатель материального мира, Святой! Если человек бросит на землю кость мертвой собаки или мертвого человека размером с верхний сустав указательного пальца, и если из нее на землю потекут жир или костный мозг, какое наказание он понесет?
13. Ахура Мазда ответил: Пятьдесят ударов Аспахе-астра, пятьдесят ударов Сраошо-чарана.
14. О Создатель материального мира, Святой! Если человек бросит на землю кость мертвой собаки или мертвого человека размером с верхний сустав среднего пальца, и если из нее на землю потекут жир или костный мозг, какое наказание он понесет?
15. Ахура Мазда ответил: Семьдесят ударов Аспахе-астра, семьдесят ударов Сраошо-чарана.
16. О Создатель материального мира, о Святой! Если кто-нибудь бросит на землю кость мертвой собаки или мертвого человека величиной с палец или с ребро, и если из нее потекут на землю жир или костный мозг, то какое наказание он понесет?
17. Ахура Мазда ответил: Девяносто ударов Аспахе-астра, девяносто ударов Сраошо-чарана.
18. О Создатель материального мира, Святой! Если кто-нибудь бросит на землю кость мертвой собаки или мертвого человека величиной с два пальца или с два ребра, и если из нее потекут на землю жир или костный мозг, то какой штраф он заплатит?
19. Ахура Мазда ответил: «Он Пешотану: двести ударов с Аспахе-аштрой, двести ударов с Сраошо-чараной».
20. О Создатель материального мира, Святой! Если кто-нибудь бросит на землю кость мертвой собаки или мертвого человека величиной с кость руки или бедренную кость, и если из нее потекут на землю жир или костный мозг, то какое наказание он понесет?
21. Ахура Мазда ответил: Четыреста ударов с Аспахе-аштрой, четыреста ударов с Сраошо-чараной.
22. О Создатель материального мира, Святой! Если человек бросит на землю кость мертвой собаки или мертвого человека размером с человеческий череп, и если из нее потекут на землю жир или костный мозг, то какое наказание он понесет?
23. Ахура Мазда ответил: «Шестьсот ударов Аспахе-аштрой, шестьсот ударов Сраошо-чараной».
24. О Создатель материального мира, Святой! Если человек бросит на землю все тело мертвой собаки или мертвого человека, и если из него потекут на землю жир или костный мозг, то какое наказание он понесет?
25. Ахура Мазда ответил: Тысяча ударов Аспахе-аштрой, тысяча ударов Сраошо-чараной.
III
26. О Создатель материального мира, Святой! Если поклоняющийся Мазде, идущий, или бегущий, или едущий, или едущий, наткнется на труп в потоке проточной воды, что ему делать?
27. Отвечал Ахура Мазда: Сняв свою обувь, сняв с себя одежду, пока остальные ждут, о Заратуштра! он войдет в реку и возьмет мертвых из воды; он должен погрузиться в воду по щиколотку, по колено, по пояс или на всю глубину человека, пока не дотянется до мертвого тела.
28. О Создатель материального мира, Святой! Если же тело уже распадается и гниет, что делать поклоняющемуся Мазде?
29. Ахура Мазда ответил: Он вытащит из воды столько трупа, сколько сможет ухватить обеими руками, и положит его на сухую землю; на нем не лежит грех ни за какую кость, волосы, жир, навоз, мочу или кровь, которые могут упасть обратно в воду.
30. О Создатель материального мира, Святой! Какую часть воды в пруду Друж Насу оскверняет порчей, заразой и загрязнением?
31. Ахура Мазда ответил: По шесть шагов с каждой из четырех сторон. Пока труп не вынут из воды, до тех пор эта вода будет нечистой и непригодной для питья. Поэтому они должны вынуть труп из пруда и положить его на сухую землю.
32. И из воды они возьмут половину, или третью, или четвертую, или пятую часть, в зависимости от того, смогут они или нет; и после того, как труп вынут и вода слита, остальная вода чистая, и скот и люди могут пить ее в свое удовольствие, как и прежде.
33. О Создатель материального мира, Святой! Какую часть воды в колодце Друдж Насу оскверняет порчей, заразой и загрязнением?
34. Ахура Мазда ответил: Пока труп не вынут из воды, до тех пор эта вода будет нечистой и непригодной для питья. Поэтому они должны вынуть труп из колодца и положить его на сухую землю.
35. И из воды в колодце они должны черпать половину, или третью, или четвертую, или пятую часть, в зависимости от того, могут они или нет; и после того, как труп вынут и вода слита, остальная вода чистая, и скот и люди могут пить ее в свое удовольствие, как и прежде.
36. О Создатель материального мира, Святой! Какую часть снега или града Друдж Насу оскверняет разложением, загрязнением и нечистотой?
37. Ахура Мазда ответил: По три ступени с каждой из четырех сторон. Пока труп не вынут из воды, до тех пор эта вода будет нечистой и непригодной для питья. Поэтому они должны вынуть труп из пруда и положить его на сухую землю.
38. После того, как труп вынут, и снег или град растаял, вода становится чистой, и скот, и люди могут пить ее в свое удовольствие, как и прежде.
39. О Создатель материального мира, Святой! Какую часть воды бегущего ручья Друдж Насу оскверняет порчей, заразой и загрязнением?
40. Ахура Мазда ответил: Три шага вниз по течению, девять шагов вверх по течению, шесть шагов поперек. Пока труп не вынут из воды, до тех пор эта вода будет нечистой и непригодной для питья. Поэтому они должны вынуть труп из пруда и положить его на сухую землю.
41. После того, как труп вынут, и поток протечет трижды, вода станет чистой, и скот, и люди могут пить ее в свое удовольствие, как и прежде.
IV
42. О Создатель материального мира, Святой! Может ли Хаома, к которому прикоснулся Насу от мертвой собаки или мертвого человека, снова очиститься?
43. Ахура Мазда ответил: Может, о святой Заратуштра! Если оно приготовлено для жертвоприношения, то в нем нет ни тления, ни смерти, ни прикосновения какого-либо Насу. Если он не приготовлен для жертвоприношения, [стебель] оскверняется на длину четырех пальцев: он должен быть положен на землю посреди дома на год. По прошествии года правоверные могут пить его сок в свое удовольствие, как и прежде.
V
44. О Создатель материального мира, святой! Куда нам принести, где сложить тела мертвых, о Ахура Мазда?
45. Ахура Мазда ответил: На самых высоких вершинах, где они знают, всегда есть трупоядные собаки и трупоядные птицы, о святой Заратуштра!
46. «Там должны поклоняющиеся Мазде закрепить труп за ноги и за волосы железом, камнями или глиной, чтобы трупоядные собаки и трупоядные птицы не прилетели и не унесли кости на землю, воды и к деревьям.
47. Если они не привяжут труп, чтобы трупоядные собаки и трупоядные птицы могли пойти и отнести кости к воде и к деревьям, то какое наказание они понесут?
48. Ахура Мазда ответил: Они будут Пешотанус: двести ударов с Аспахе-аштрой, двести ударов с Сраошо-чараной.
49. О Создатель материального мира, о Святой! Куда приведем, где положим кости умерших, о Ахура Мазда?
50. Ахура Мазда ответил: Поклоняющиеся Мазде должны сделать вместилище вне досягаемости собаки, лисы и волка, и в котором не может задерживаться дождевая вода.
51. Они должны сделать это, если могут себе это позволить, из камней, гипса или земли; если они не могут себе этого позволить, они должны положить покойника на землю, на его ковер и его подушку, одетые в свет небес и созерцающие солнце.
Примечание
I. Как долго земля остается нечистой, когда осквернена мертвыми.
II. Наказание за осквернение земли мертвой массой.
III. Очищение различных видов воды, когда они осквернены мертвыми.
IV. Очищение Хаомы.
V. Место для трупов; Дахмы.
27. «Сняв свою обувь, сняв с себя одежду, пока остальные ждут, он войдет в реку и возьмет мертвых из воды; он должен погрузиться в воду по щиколотку, по колено, по пояс или на всю глубину человека, пока не дотянется до мертвого тела».
«Если он может вытащить труп и делает это, то это благочестивое деяние, достойное танапура (то есть такого, которым можно отменить танапурский грех); если он может вытащить его и не делает этого, то это танапурский грех. Гугошасп говорит: «Это маргарзанный грех (преступление, караемое смертной казнью)»
37. По три ступени с каждой из четырех сторон. Пока труп не вынут из воды, до тех пор эта вода будет нечистой и непригодной для питья. Поэтому они должны вынуть труп из пруда и положить его на сухую землю.
Девять футов с четырех сторон.
40. Три шага вниз по течению, девять шагов вверх по течению, шесть шагов поперек..
Тройная мера вверх по течению (то есть девять футов).
ФАРГАРД VII
Законы чистоты, авестийская медицина
I
1. Заратуштра спросил Ахура Мазду: О Ахура Мазда, благодетельнейший Дух, Творец материального мира, о Святой! Когда человек умирает, в какой момент Друдж Насу (Druj Nasu) бросается на него?
2. Ахура Мазда ответил: Сразу после смерти, как только душа покинет тело, о Спитама Заратуштра! Друдж Насу приходит и бросается на него из областей севера, в образе разъяренной мухи, с торчащими коленями и хвостом, жужжащей без конца, и подобно самому отвратительному Крафстрасу (Khrafstras).
[3. На нем она остается до тех пор, пока собака не увидит труп или не съест его, или пока плотоядные птицы не полетят к нему. Когда собака увидит или съест его, или когда плотоядные птицы подлетят к нему, тогда Друдж Насу устремится в районы севера в виде разъяренной мухи с торчащими коленями и хвостом, жужжащей без конца и похожий на самого грязного Крафстраса.]
4. О Создатель материального мира, Святой! Если человек был убит собакой, или волком, или колдовством, или уловками ненависти, или падением в пропасть, или законом, или клеветой, или петлей, через какое время после этого смерть Друдж Насу приходит и бросается на мертвых?
5. Ахура Мазда ответил: В следующую стражу после смерти приходит Друдж Насу и бросается на мертвых из областей севера в образе разъяренной мухи, с торчащими коленями и хвостом, жужжащей без конца, и как самый гнусный Крафстрас.
II
6. О Создатель материального мира, о Святой! Если на одном и том же месте, на одном ковре, на одних подушках отдыхает несколько человек, то два человека рядом друг с другом, или пятеро, или пятьдесят, или сто рядом друг с другом; и из этих людей один умирает; скольких из них Друж Насу окутывает порчей, заражением и загрязнением?
7. Ахура Мазда ответил: Если мертвый будет священником, Друдж Насу устремится вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до одиннадцатого и оскверняет десять.
Если мертвый окажется воином, Друдж Насу устремится вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до десятого и оскверняет девять.
Если мертвый будет земледельцем, Друдж Насу устремится вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до девятого и оскверняет восьмерку.
8. Если это пастушья собака, Друдж Насу устремляется вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до восьмого и оскверняет семь.
Если это домашняя собака, Друдж Насу устремляется вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до седьмого и оскверняет шесть.
9. Если это пес Вохуназга, Друдж Насу устремляется вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до шестого и оскверняет пять.
Если это собака Тауруна, Друдж Насу устремляется вперед, о Спитама Заратуштра! она доходит до пятого и оскверняет четыре… Эта одежда должна служить их покрывалом и простынями…
III
10. О Создатель материального мира, Святой! Какую часть своего постельного белья и подушки Друдж Насу оскверняет порчей, заразой и загрязнением?
11. Ахура Мазда ответил: Друдж Насу оскверняет тлением, заразой и загрязнением верхнюю простыню и внутреннюю одежду.
12. О Создатель материального мира, Святой! Можно ли очистить эту одежду, о святой Ахура Мазда! которого коснулась туша собаки или труп человека?
13. Ахура Мазда ответил: Можно, о святой Заратуштра!
Как так?
Если на одежде будет семя, или кровь, или грязь, или рвота, то поклоняющиеся Мазде должны разорвать ее на куски и зарыть в землю.
14. Но если не будет семени [на одежде], ни крови, ни грязи, ни рвоты, то поклоняющиеся Мазде должны вымыть это гомесом.
15. Если это кожа, то трижды моют ее гомесом, трижды протирают землей, трижды моют водой, а потом три месяца выставляют на воздух на окно дома.
Если это тканое полотно, то должны постирать его гомесом шесть раз, шесть раз протереть землей, шесть раз промыть водой, а затем выставить на воздух на шесть месяцев у окна дома.
16. Источник имени Ардви Сура (Ardvî Sûra), о Спитама Заратуштра! этот источник мой очищает мужское семя, женское чрево, женское молоко.