bannerbanner
6748
6748

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 9

После обеда друзья, все вместе, впали в дрёму и адекватно реагировать на происходящее смогли часа через два, когда княжеские дружинники стали надевать сапоги и менять портянки, что бы ноги не натереть старыми.

Проблему поставил Арсений,

– Вино как понесём?

Все задумались, нести две бочки до Новгорода им самим ну никак не хотелось. Был еще выход, остаться здесь и через неделю вернуться в Новгород. Но подводить Арсения уже обещавшему князю, причастие красным вином, по возвращению из похода, тоже не хотелось.

–Тут без Пелгусия не обойтись,– сказал Василий,– пойду, поищу его.

Пелгусий нашёлся быстро, он ждал на берегу, когда Василий вернёт ему его сковороды.

Вася, подойдя к нему и как бы невзначай спросил,

– Ты ли видел Бориса и Глеба перед битвой?

Дак, да, – ответил Пелгусий, однако увидя сомнения во взгляде Василия.

Пелгусий начал с жаром доказывать Василию истинность своего видения. Василий выдержал всего несколько минут пелгусиевской скороговорки, где речь часто перерывалась возгласами и решительными движениями рук.

–Я то тебе поверю, но проверить надо, не наваждение ли это было. Бесы, они знаешь какие хитрые. Надо к владыке идти, – поставил в известность аборигена Василий.

– Дык, так, я схожу. Да.

– А, ну если, сам сможешь-то, иди. Только когда дойдёшь-то? В следующую пятницу или к Рождеству, когда владыка всех, и убогих тоже благословляет,– ответил Вася.

Пелгусий после этих слов напрягся, он был вынужден признать, что собеседник был прав. Самому ему до владыки не добраться. Сначала нужно было обрисовать всё, что он видел своему попу, который в свою очередь доложит, если сочтет, нужным, владыке на первом же празднике, когда священники поздравляют владыку. Ранее Рождества никак не получается. Пелгусий молчал, обдумывая своё положение. Положение было-то не ахти, какое хорошее, это ведь сейчас князь ему поверил, а вот в Новгороде как? Если вдруг у владыки Спиридона сомнения возникнут, то Пелгусию грозил допрос со всеми вытекающими последствиями, а точнее свиданием с посадскими детьми – дознавателями – людьми, как известно не очень добрыми. Василий терпеливо ждал.

–Так помоги, – попросил Пелгусий.

–Хорошо, к владыке, вне очереди, проведу, но помоги и ты нам. Мы вино Владыке несем, люди нужны, дай своих сыновей, и наследующий день после возвращения владыку увидишь. Слово даю, на кресте клянусь.

Пелгусий, выслушав Василия, на слово ему не поверил, лишь, после того как Арсений подтвердил крепость клятв, позвал своих людей, приказал им бочки нести, под присмотром людей княжьих.

Сытые и довольные друзья не спеша, заняли свои места в середине полка и не торопясь, пошли вместе с войском в сторону Новгорода. С князем они встречались только на роздыхе, травили ему байки,– Чтоб князь от одиночества не озверел,– пояснял Василий. Так и шли спокойно, и размеренно до самого Волхова.

Подойдя к Волхову войско, было встречено детьми посадскими во главе с посадником Озарием Феофелактовичем, который в первой же беседе с князем осведомился, какая будет его доля, за то, что он долю новгородской казны в Новгород привезёт. Александр Ярославич отправил его выяснять этот вопрос к Гавриле Олексичу, Сбыславу Якуновичу и Миши Прушанину– знатным новгородцам, чем сильно огорчил посадника. После краткого совещания с гражданами Новгорода посадник, не солоно хлебавши, отбыл в Новгород готовить праздничную встречу войску. Перед прощанием он попросил князя, чтобы тот взял на день или два к себе в дружину его маленького сына, – «пусть малой потешится». Князь дал добро, а ватажники Миши Прушанина быстро взявши под мышки посадника, посадили его в челн и дружно оттолкнули от берега. Попутный ветер наполнил парус, и было видно, как посадник на палубе стал устраивать себе место для отдыха.

23 июля 674862 года от сотворения мира, в воскресенье, в день Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины, победоносное новгородское войско, отягощённое добычей и вразумлениями княжескими, молча стояло на тожественном молебне, на площади возле храма во имя святой Софии Премудрости Божьей, внимая словам Владыки Спиридона, о добродетели и призрении к страждущим, больным, и нищим. Там не было только дружины Никиты Захарьевича, что из Кучковичей, как и когда он вернулся в Новгород никому доподлинно не известно. Известно лишь то, что на следующий день он пришёл к Владыке за благословлением и с просьбой, все-таки выделить ему вдовью часть добычи.

После благословления воины чинно разошлось по домам, где их ждали с добычей, богатыми подарками, близкие и родные. Новгород казалось, вымер, улицы опустели, на Торгу закрылись лавки, лишь ближе к вечере неясный гул с Прусской улице возвестил Владыку и князя о том, что началось гуляние. Прусский конец пошёл на Славну за своей, честно награбленной у шведов, долей хабара.

Владыка приказал закрыть ворота своего двора, что бы не в меру ретивые правдоискатели не беспокоили его и князя. Друзья, справедливо рассудили, что возвращение домой через буйный Новгород может негативно сказаться на их здоровье, поэтому решили остаться. Тем более, что владыка уже распорядился готовить мыленку. Несколько омрачило их радостное возвращение распоряжение владыки о передаче половины добычи в пользу софийского дома. Отворив окно, они с грустью наблюдали как владычьи отроки, суетясь и мешая друг другу, толкали перед собой бочку с драгоценным вином. Их грусть длилась не долго, владыка всё-таки был человеком и поэтому любопытен, ему, как и нашим друзьям не терпелось узнать вкус вина из далёкого города Кагор, как только бочка оказалась на его кухне, он приказал её вскрыть. Вино подали в шести кувшинах по кувшину на душу. Получив благословление от Спиридона, все чинно расселись за столом в ожидании горячего, потом, немного заморив червячка, вся компания отправилась в мыленку, где и задержалась часа на три. Отрок купаться отказался, он объяснил свой отказ тем, что не по чину ему слуге, оруженосцу принимать омовение в компании сеньоров – рыцарей. В ответ князь махнул рукой, давая понять,– делай, что хочешь. Снял исподнее, он поднялся на верхний полок, там, где было пожарче. Вся троица, последовала его примеру, ворча от удовольствия, расположилась на полках и отказалась сходить вниз даже за квасом. Отроки владычьи совсем выбились из сил, обслуживая привередливых гостей требующих: то кваса, то воды, то мёда с сухарями, то киселя ягодного. После бани, праздник души и тела был продолжен в светелке владычьего терема, где на столе томились в ожидании дорогих гостей горячие блюда. Измученные походной жизнью друзья молча ели и ели, лишь через два часа, напряжённого труда утомлённые отодвинулись от стола и на нетвёрдых ногах отправились спать. На беседы и байки сил не осталось. Утром, после службы, когда друзья собирались отправиться, наконец-то, по домам владыка неожиданно попросил их остаться.

–Сегодня делёж будет, ваши руки нужны будут, может вразумлять, кого придётся,– пояснил Владыка.

Так как народу должно придти много, то князь решил провести делёж, не в тереме епископа Никиты, а на паперти святой Софии. Кроме того, выбирая место для проведения дележа добычи, князь и владыка Спиридон учитывали, что на вечевую площадь, расположенную возле Николы захотят придти все. И собираться новгородцы на вече будут по старинному новгородскому обычаю дня два или три. Ведь гражданам надо, представителей от улицы на вече послать. С кончанским представителем, выбранным годом ранее, представлявшим интересы улицы на вечевом собрании, разобраться. Как он там, на вече интересы улицы в течение года отстаивал? За грешки прошлогодние, связанные с очисткой улиц от снега и их ремонтом. Кое-где новых представителей выбрать, а старым путь указать. Посаднику наказ дать и конечно с уличанскими попами согласовать новые выборные кандидатуры. Безусловно, политическая жизнь без главного аргумента новгородской демократии – грубой силы, выраженной в здоровых детях посадсничьих, которые всегда готовы заехать кулаком в ухо всякому политическому противнику была бы пресна, и неинтересна. Поэтому совершенно естественно, что после сборов на вече многие граждане шли на правёж к епископу или к лекарю, наиболее активных свозили на Петрово кладбище, что на Синичьей горе, для погребения. Монахи Петровского монастыря кроме функций связанной непосредственно с упокоением души усопшего взяли на себя ответственность за охрану могилы политического деятеля, от мести его политических противников. Новгород, за сотни лет уже как-то свыкся с бурной демократической жизнью, по-видимому, решив, пусть уж лучше за дело головы проламывают, чем ночью на улице с кистенём стоят.

К полудню все собрались. С каждой улицы пришли по два представителя, городские концы представляли кончанские старосты, по одному с конца. Посадник, Озарий пришел один, походил вокруг собора, потом занял своё место, и благостно махнул рукой как бы говоря, – начинайте.

Миша Прушанин с большой шишкой на лбу, которая свидетельствовала о неудачном вчерашнем походе на Славну за справедливым хабаром, первым начал вопрошать князя и владыку,– «где его честная доля»?! Причём его честную долю необходимо ему дать, отобрав у всех остальных, незаслуженно награбленное добро.

Он, уже войдя в раж, начал размахивать руками, как вдруг осекся, увидев рядом с собой Никиту Захарьевича. Никита Захарьевича сложил рукой фигуру известную под именем кукишь, и показал её Мише со словами,

– Накося выкуси.

Миша как-то осёкся и отступил в дальний угол, бормоча, что-то про Божью справедливость и, что он ещё ему покажет. Как не странно, но Гаврила Олексич и Сбыслав Якунович поддержали Мишаню, правда, немного не так как Миша рассчитывал. Они исходили из своих глубоко корыстных интересов. Лучше уж отдать Мише его – мишину долю из городской казны, чем себя обделять, отдавая из своей доли, во имя призрачной справедливости, которую, если быть в конец честным, никто кроме Владыки и не видел. Посадник, выслушивая крамольные речи правдолюбивых бояр начал волноваться. Озарий казной делится, не хотел, ему мытникам платить надо было, и улицы мостить. Денег же, как обычно на городское хозяйство не хватало. Пришлось ему взять слово и напомнить, что в прошлом году отремонтировали водопровод на Торгу, которым пользуются все, и с тех пор городская казна пребывала в дефиците. Бояре возражали, справедливо указывая, что вопрос о водопроводе решается на вече, а тут не вече, тут делёж. Когда перебранка между посадником и детьми посадскими по вопросу финансирования городского бюджета достигла высшей точки, Владыка спросил,

– Что скажешь княже?

Александр дождался, когда стихнут вопрошающие вопли посадских глоток, сказал,

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Т.е в .1240г. осенью (для особо одарённых, к дате от Рождества Христова или от начала нашей эры надо прибавить 5508 и получим искомую дату от сотворения мира!)

2

14 ноября старого стиля, Михайловский собор на следующий день поэтому и говорится на собор т.е. в преддверии собора, если бы действие происходило во время сбора то тогда было написано в собор Архистратига Михаила

3

Такое же количество оконец обнаружено в окне собора Рождества Богородицы Антониева монастыря.

4

1236 г.н.э.

5

То есть потомкам князя Всеволода Большое гнездо.

6

Торговля солью очень прибыльное дело.

7

1238 г н.э.

8

Это всё найдено владимирскими археологами, я сам видел и золото, и колокол медный. Плюгавенький он (колокол – естественно) какой-то.

9

Лучшая оборона, –нападение. Мудрость известная новгородцам всегда!

10

То, что гонцы беспрепятственно прошли в Торжок, лишний раз доказывает, что полной блокады города не было. Монголы просто стояли рядом в ожидании провианта.

11

7 октября

12

Жители Старой Русы.

13

На Готский двор.

14

Что-то типа башни Донжона, но в городской усадьбе.

15

Конечно, преувеличение. Банька была максимум 5 на 6 или 7 метров, но колонны были, хотя и маленькие.

16

1 ноября .

17

Витка – ручей, там сейчас церковь Иоанна Богослова!

18

Повалуши – то же, что и полати, что бы дым не ел глаза, новгородцы первый этаж терма отводили под печь, для отопления. На этой печи ничего не готовили, она топилась по-чёрному, горячий воздух нагревал перекрытия между этажами и на втором этаже, в горнице терема было тепло и бездымно, пахло лесом, Готовили в отдельной избе во дворе усадьбы

19

В 6647 г.

20

Это одна и та же церковь более известная в народе как Иван на Опоках.

21

Новгородская седьмая летопись среднего извода Ивановский список.

22

Повелихинские списки с новгородских годовых записей. (Найдены и хранятся в г. Иваново в Бурылинском музее).

23

ПСРЛ. – Т. 2. Ипатьевская летопись. – СПб., 1908. – Стлб. 21-35

24

Тут пояснить надо, юридическая коллизия. В итоге получилось, что на земле князьями даденной во владение, христиане уже живут, а княжеской церкви не подчиняются. Церковь колмовскую не закрыть, епископа еще нет, т.е. церкви новгородской тоже еще нет, и получается, что крестили город, зря, если христианство уже тут. По правде говоря, не должно быть Новгородской епископии, должна была быть только Колмовская, так как Колмово крестилось ранее и имело свою кафедру..

25

НПЛ С.175-176. «седее на столе отца своего Володимера; и абиче нача вои свои делите, старостам по 10 гривен, а смердам по гривне, новгордцом по10 гривен всем, и отпусти их всех домов, и дав им правду, и устав, списав, тако рекши им: «По се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите».

26

Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951.С.78

27

Новгородская первая летопись , старшего и младшего извода. Академия Наук СССР. М.-Л. 1950 г л.19.

28

Воигость– воигости .то же что и наёмники.

29

Новгородский летописец серединных изводов, запись под 1040гг.

30

Колмовская 7 берестяная грамота. Первая половина XIв.

31

Новгородский второй, серединный летописец. Под 1044г

32

Новгородский первый серединный летописец, Сказание о заложении града Нового.

33

То есть в 1045 году.

34

Кентарх -сотник

35

Феофан Византиец .Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта . М.,. 1890

36

Псевдо Византийский хронограф Дука карийский. Запись под 1325годом, зима.

37

Саломанкский аноним.

38

Хрисовул -тип византийских императорских грамот, в которую Император собственноручно пурпурными чернилами вписывал несколько слов, ставил подпись и дату. Хрисовул скреплялись печатью (иногда золотой) на шёлковом шнуре.

39

Именно Стратилата, а не стратега, видимо Иоанн, таким образом, решил запутать Алексея давая ему общий, а не конкретный титул.

40

По-моему это случилось в первый и последний раз .

41

Всесла́в Брячисла́вич в 1067 году на берегу реки Черехи он разбил войско новгородского князя Мстислава Изяславича и занял Новгород. Новгород наполовину был сожжён. Всеслав захватил пленных и взял к себе в княжество иконы и утварь новгородского Софийского собора.

42

По поводу купеческой организации «Иванское сто» существует мнение, что она была создана самим князем новгородским Всеволодом. «Как позднейшие западно-русские церковные братства сложились под влиянием западного Магдебургского права и цеховых учреждений, так и в Ивановской ассоциации новгородских купцов можно находить подражание известным нам балтийско-немецким гильдам, которые также группировались около храмов и имели своими почетными председателями герцогов и князей. Сам князь Всеволод поставлен был судьбой в весьма близкие отношения к одному из таких учреждений. Его родная сестра Ингибиорга была замужем за герцогом Шлезвигским Канутом Ловартом, который был президентом шлезвигской гильдии св. Канута. Всеволод не только мог быть знаком издали со своим зятем и покровительствующим им учреждением, но по обычаю, как старший брат Ингибиорги, мог провожать ее к жениху в самую Данию, и, ознакомившись на месте с гильдией св. Канута, по ее примеру учредить такую же ассоциацию в своем торговом Новгороде под патронатом Иоанна предтечи, храм которому он соорудил на собственные средства». См Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М.; «Терра» 1993 С.213. А.В. Карташев высказывает свою точку зрения на возникновение « Иванское Сто» как предположение. Прав А.В. Карташев или нет, возможно, покажет отдельное исследование, нам же представляется его точка зрения весьма интересной.

43

Те девушка.

44

Довольно грубый перевод Библии с греческого языка на простонародный латинский.

45

в «узком» смысле те скажи только о себе.

46

По милости

47

Пусть плывёт, в этом всё фразеологический оборот означает призыв развиваться, идти вперёд, не стоять на месте. В данном случае отвечай так же и дальше не стесняйся, ты на верном пути.

48

Под розой, те тайно

49

НIVЛ.// ПСРЛ т.4.часть 1. СПб., 1915г.

50

Хоронили тогда в санях, следовательно, святых в лодке видеть он не мог.

51

Профессор Е.Н. Носов основываясь на фактах сказал, что основная культура возделываемая в Ладоге был хмель.

52

Правда были и исключения, но мало. Быстрее шли только легионы Божественного Гая Юлия Цезаря, и Ляксандра Васильевича Суворова, но то были скорее полубоги.

53

Копьё– воинская единица .как правило из 5-6 чел.

54

Колмовчане люди бережливые, поэтому они, чтобы не тратить деньги дважды, на заказ плотницкого топора и боевой секиры, соединили всё воедино, получился топор – с толстым обухом и пером в половину от секиры. Колун не колун, а дерево срубить можно, и голову врагу тоже!!!!

55

Вместо1,2,3… тогда писали аз , Аз, веди, глаголь… ,и произносили соотвественно!!

56

Нем Kost-еда.

57

veriora veris – то, что вернее верного

58

предназначавшаяся полководцу часть добычи

59

я тоже уезжаю

60

Spaziergang– простите Васе его произношение– прогулка.

61

молитва господня, т. е. «Отче наш

62

Т.е в .1240г.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
9 из 9