bannerbanner
Как увеличить личную силу
Как увеличить личную силу

Полная версия

Как увеличить личную силу

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 7

Чувствуете, как повеяло мистикой, магией? Наверняка вы слышали о трансерфинге, симороне и прочих новомодных учениях, утверждающих возможность прямого воздействия на окружающий мир посредством психики. А если вы исследовали вопрос глубоко, то мимо вашего внимания никак не могли пройти разнообразные виды классической магии, а также йогические и религиозные аскезы, обещающие по завершении раскрытие сверхспособностей. Несложным сопоставлением мы установим единое для всего перечисленного звено – развитую волю. И придем к простой и понятной формуле: магия – это торжество воли.

Тема магии в изначальном смысле этого слова находится за пределами данного повествования. Поэтому верящих в нее я не стану убеждать в том, что ее не существует, как не стану убеждать и не верящих, что она существует. Касаясь предмета лишь слегка, я хочу обратить внимание как адептов, так и скептиков, что наука уже давно отказалась от примитивной дихотомии "существует – не существует". Исследуя какой-либо неочевидный предмет, можно обнаружить дополнительные измерения в проблеме, делающие одномерную постановку вопроса бессмысленной. Вспомните хотя бы квантовую механику. Но вернемся к воле, точнее, к ее развитию.

Развитие воли, как и развитие личной силы вообще, также начинается с самосознания. Приступая к упражнению воли, вам надлежит внятно определиться со своим статусом в этом отношении. Вы кто – гедонист, стремящийся к удовольствиям, или аскет, сосредоточенный на достижении нечеловеческой силы, или нечто среднее? В зависимости от ответа ваша жизнь и практика начнут выстраиваться в определенном порядке. Гедонист плывет по течению жизни, ничего не приобретая в плане личной силы, а напротив, методично растрачивая отведенный ему природой ресурс. Зато получает удовольствие. Аскет накапливает личную силу, однако жизнь его тяжела до невыносимости. В серединном варианте чередуются периоды накопления силы и ее траты. Так человек некоторое время копит деньги, отказывая себе во всем, чтобы однажды потратить их на очень важную для него покупку. И этот цикл повторяется периодически. Только, исповедуя серединный вариант, надо понимать, к чему все-таки он ближе. То есть по итогу серии чередований аскезы и удовольствий сила будет расходоваться, как у гедониста, или накапливаться, как у аскета? Или, возвращаясь к нашему примеру с финансами, в итоге деньги все-таки будут постепенно накапливаться, либо расходоваться в течение жизни. Таким образом, уйти от самоопределения, объявив себя сторонником туманного серединного пути, не удастся. Чаша весов все равно склонится либо в сторону итогового накопления силы, либо в сторону ее траты.

Если вы больше гедонист, то эта книга будет для вас умозрительным чтением, читайте ее, не напрягаясь, и получайте удовольствие. Если же вы планируете бросить вызов человеческой слабости и ограниченности отведенных ресурсов, то она послужит вам практическим руководством. Я все-таки предполагаю в большей части читателей второе, и в дальнейшем буду ориентироваться в основном на желающих бросить вызов. С чего начать?

Начните с самого простого и одновременно полезного. Найдите у себя бесспорно дурные привычки и приступайте к их искоренению. Не хватайтесь сразу за глобальное, вроде курения у заядлых курильщиков. Задавите для начала что-нибудь простенькое и слабенькое, попробуйте волю на вкус. Даже не всю волю, а ту ее часть, которая называется выдержкой. Например, бросьте наедаться перед сном, если вы это делаете. И наблюдайте за собой.

Противодействие волевому усилию выглядит очень интересно. Это не открытое противостояние, а что-то вроде атаки на мировоззрение и смысл. Через некоторое время становится совершенно очевидно, что никакого смысла в преодолении привычки нет, что сама затея укрепления воли на таком предмете – это какая-то блажь, какое-то помрачение. Возникает даже злость на себя – как такая дурацкая идея вообще пришла в голову? Могут быть варианты и помягче, но суть всегда одна: отказаться от затеи как от неуместной.

И сразу замечание на отвлеченную тему. Запомните этот вид атаки, он чрезвычайно эффективен. Когда требуется воздействовать на чьи-то решения, не стоит начинать с переубеждения. Переубедить можно лишь того, кто уже созрел для изменения позиции. Для начала следует выбить из-под ног оппонента смысловую почву, дать ему ощущение полной бесполезности того, к чему он стремится и за что он держится. Для этого удобнее всего разделить его идею, стать ее приверженцем, а затем шаг за шагом разочаровываться в ней, впадая в депрессию и утаскивая туда своего оппонента.

Однако сейчас нам предстоит решить противоположную задачу – самим не стать жертвами атаки на смысл, проводимой нами же на самих себя с целью остаться в зоне комфорта. Для этого надлежит совершить важнейшее действие – придание цели абсолютного статуса, требующего ее достижения несмотря ни на что и вопреки всему, даже очевидному. То есть превратить цель в самоцель. Звучит как-то не очень, правда? Внесем уточнение: на период реализации плана. Это значит, что сначала мы принимаем решение, затем вырабатываем программу, и на все время ее воплощения как бы закрываем опцию изменения своего плана, даже если в нем больше нет смысла. То есть какие бы замечательные идеи не приходили нам в голову во время реализации собственного волевого решения, мы их не рассматриваем до окончания процесса.

Не спорю, тезис неоднозначный. Ведь в процессе всегда проясняются детали, учесть которые было бы очень неплохо. Кроме того, в голову действительно может прийти хорошая идея. И, наконец, актуальность со временем может исчезнуть, делая затею неоправданной. Да, все это так. Но как тогда отличить реально дельную идею от стремления организма остаться в зоне комфорта? Придется сделать выбор и чем-то пожертвовать. И правильнее будет пожертвовать все-таки возможностью улучшить план. В по-настоящему тяжелых ситуациях сочетать размышление и корректировку планов с волевым усилием невозможно. И если выбрать не волевое усилие, то вся затея провалится.

В качестве примера можно привести боксерский поединок с сильным соперником. Всю свою концентрацию, все внимание, решимость и волю надо сосредоточить на победе здесь и сейчас. Если посреди боя начать анализировать ситуацию в целом и рассматривать разные варианты далекого будущего, бой наверняка будет проигран. Еще один отличный пример – торговля на бирже. Непрофессиональные трейдеры всегда мечутся, это их фирменный знак. Возомнив себя великими Гэтсби, они подключают два монитора, и одним глазом следят за графиками, а вторым читают новости. И как только что-то меняется (а это происходит постоянно), они тут же меняют свои торговые планы. В результате депозит "сливается" со всей неотвратимостью. Банки поступают с точностью до наоборот. Они разрабатывают долгосрочную стратегию и придерживаются ее, несмотря ни на какие изменения на рынке. В результате сделать меньше двенадцати процентов годовых у них не получается, как ни старайся.

Применение описанного приема имеет лишь одно исключение. Действие следует немедленно прекратить, если становится понятно, что его продолжение точно приведет к разрушительным последствиям. Предположим, человек решил провести длительное голодание. Идея прекрасная, это и полезно и отлично развивает волю. Но назначать точное количество дней голода, которое надо выдержать во что бы то ни стало, будет ошибкой. Специфическое чувство "волчьего голода", сигнализирующее о начинающемся необратимом разрушении тела, может наступить и на тридцатый и на пятидесятый день голодания, угадать это невозможно. И, тем не менее, при его наступлении выходить из голодания следует немедленно.

Когда-нибудь, спустя годы тренировок, у вас выработается способность надежно отличать дельные мысли от фальшивок, подсовываемых неосознаваемым стремлением избежать страданий. С другой стороны, закалится воля и станет менее навязчивым желание оставаться в зоне комфорта. Тогда вы сможете вносить стоящие коррективы в изначальный план без ущерба для результата. Но получаться начнет далеко не сразу, потому что это высший пилотаж.

Способность придавать цели абсолютный статус служит рубиконом, отделяющим великих личностей от безликой людской массы. Каков собирательный образ представителя большинства? Это некто, пекущийся о своем благополучии и благополучии близких, в меру добрый, в меру эгоистичный любитель незатейливых удовольствий. По большому счету ему все равно, чем заниматься, лишь бы жилось комфортно. Совсем иную картину являют собой немногие избранные, чья жизнь подчинена поставленной цели. Большинство считает их сумасшедшими, и, по всей видимости, так оно и есть. А как еще назвать человека, для которого не имеет значения ничего, кроме единственного достижения? Причем ради него с легкостью приносится в жертву все то, что является ценностями для "среднего человека".

Но в памяти поколений остаются исключительно такие безумцы, их любят и ненавидят, на них равняются и их проклинают. А все потому, что они уже не совсем люди, и представляют они собой переходную ступень к чему-то иному, непонятному и манящему. Совершенно неважно, какая именно цель поставлена, главное, чтобы планка была повыше. Кто-то хочет заиметь миллиард, кто-то – стать чемпионом, а кто-то – совершить революцию. Важно намерение достичь цели ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО. Такая постановка вопроса дает колоссальный прилив энергии, который возносит личность на невообразимую высоту и открывает перспективы принципиально нового качества.

Итак, первая проба воли, ее первый урок. Намечаем план действия и следуем ему, несмотря ни на что. Ни страх, ни сомнения, ни феноменальные откровения не должны сбить с намеченной цели. Рассматривайте это как прыжок в воду с большой высоты – после того, как ноги оторвались от края вышки, никакие размышления о смысле происходящего не уместны. Единственное разумное действие – это максимально сконцентрироваться на правильном входе в воду.

Примечательно, что уже на этом этапе чувствуется прилив сил. Сначала повышается самооценка, она очень чувствительна к победам и поражениям в применении воли. Но вместе с возросшей самооценкой появляется и нечто более глубокое, по ощущениям похожее на какую-то перспективу движения вверх, на какой-то портал с одновременным подталкиванием в него. Заканчивается период депрессии и стагнации, появляется надежда на что-то лучшее, на большие возможности. И появляется сила. Сила всегда появляется там, где появляются возможности. В предыдущей главе мы уже говорили о том, как это работает: сила выделяется природой под открывающуюся перспективу, под движение вверх.

Следующим шагом попробуйте развить успех и применить волю в ее аспекте, называемом настойчивостью. Здесь тоже лучше всего пробовать на привычках, только в этот раз на хороших. Возьмите хотя бы наведение порядка – вещь не сложную и не несущую огромных страданий, но в то же время достаточно нудную, требующую не великих, но регулярных волевых усилий. Очень не хочется мыть посуду сразу после еды. Хочется прилечь, расслабиться, получить удовольствие. Но вы все же отложите эти приятные вещи на несколько минут, потребных для мытья пары тарелок. Один раз это не сложно, но здесь испытание в другом – поступать так ВСЕГДА, не пропуская ни единого раза ни под каким предлогом. Еще хорошее дело – ходить в зал таскать железо. Ну, или бегать на дорожке, если вам так больше нравится. И, опять же, поставьте акцент на регулярности. Один раз дойти до зала может каждый, а заниматься регулярно, не пропуская ни единой тренировки – только люди с сильной волей.

Упражняясь в подобных вещах, вы довольно скоро заметите, что, хотя воля и укрепляется, и сила растет, происходит это довольно медленно. И самое главное – воли не хватает. С простыми вещами, вроде мытья посуды после еды все получается, а вот бросить курить, например, воли уже не хватает. Вроде все по науке – решение принято и меняться не собирается, но все равно – ничего. Однажды без всяких оправданий и философий сигарета засовывается в рот и прикуривается, вызывая при этом совершенно отвратительное чувство поражения. А заодно и понимание, что нужны какие-то новые средства.

Об участках мозга, обуславливающих рост возможностей

Приложение выдержки и настойчивости к привычкам – это, конечно, здорово. Но создается подспудное впечатление опосредованности данного действия. Желающий нарастить мускулы может устроиться работать грузчиком, но вряд ли это будет кратчайшим путем к цели, так как развитие мышц у грузчика – это все-таки эффект вторичный, побочный. Логичнее будет записаться на занятия тяжелой атлетикой, где сила – продукт первичный и целевой. А нет ли таких же прямых занятий для воли, от которых бы она развивалась напрямую?

Каждому интуитивно понятно – для достижения максимального эффекта надо концентрироваться на том, что делаешь. Эта гипотеза получила и научное подтверждение, в частности, в том же спорте. Доказано, что силовые упражнения с концентрацией на них дают эффект ощутимо больший, чем те же упражнения, выполняемые с витающими где-то далеко мыслями. Но когда работаем с мышцами, понятно, на чем концентрироваться. А где концентрироваться, работая с волей? Подойдем к ответу на этот вопрос основательно, начиная с глубины веков.

По всей видимости, самым старым из описанных в литературе местом для концентрации внимания является область между бровями. В Бхагавадгите, созданной около двух с половиной тысяч лет назад, есть такие строки: "В час кончины не колеблясь сердцем, приобщенный благоговению и силе йоги, / В межбровье направив всю силу жизни, достигает Его, Божественного, Высшего Духа." Правда, там, в восьмой главе, акцент ставится немного на других вещах. В ней затрагивается вопрос посмертных переживаний. Для человека, верящего в загробную жизнь или перерождения, это вообще один из центральных вопросов, потому что концентрация в момент смерти, как считается, служит вектором, в направлении которого развиваются дальнейшие события. Подтверждают этот тезис строки оттуда же: "Ибо кто какую сущность вспоминает, покидая тело, / К той он идет, всегда превращаясь в ту сущность, Каунтея."

Казалось бы, для материалистически настроенных граждан тема не актуальна. Но нет, не все так просто. Обратимся к одному из самых известных монологов мировой драматургии – монологу Гамлета – и найдем там следующее: "Скончаться. Сном забыться. / Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ. / Какие сны в том смертном сне приснятся, / Когда покров земного чувства снят?" В агонии время течет совсем по-другому, и не исключено, что оно там вообще субъективно останавливается. Поэтому запросто может быть, что умирающий человек видит свой предсмертный сон субъективно вечно. Вот вам и разгадка "вечных мук ада" и "вечного наслаждения в раю".

Однако же, мы отвлеклись, сейчас нас интересует другое. Область между бровями выделяли как особенную задолго до написания Бхагавадгиты. В частности, бога Шиву часто изображали с третьим глазом, расположенным между бровями. А по преданиям именно Шива дал людям йогу, где как раз широко применяется концентрация на различных областях тела. Наличие необычного органа у бога-учителя как бы намекает – сосредотачиваться нужно здесь.

Но чем знаменит Шива? Прежде всего выдающейся, поистине божественной силой воли. Его аскетические подвиги, описанные в сказаниях, поражают воображение. Не отстает и его супруга – Парвати. Легенда гласит: чтобы привлечь внимание возлюбленного, она сто лет питалась свежей зеленью, сто лет – опавшими листьями, и сто лет вообще ничем. Это вам не диетические потуги современных красавиц, на пару недель отказавшихся от мучного! По преданиям, Шива столь яростен, что из капли его натужного пота, упавшей на землю, возник демон, пожиравший все на своем пути. Всесокрушающая сила воли – вот суть Шивы. А заодно и его необычного органа на лбу.

С "третьим глазом" вообще интересная история. Любители покопаться в живых и мертвых телах таки нашли самый настоящий третий глаз – орган, можно сказать, в самом центре мозга. Речь идет об эпифизе, проекция которого на лицевую поверхность черепа как раз приходится на область между бровей. Вполне возможно, что когда-то он был элементом зрительной системы, так как у земноводных он действительно реагирует на свет. У людей его ныне изученные функции сводятся, главным образом, к продукции четырех гормонов: мелатонина, серотонина, диметилтриптамина и адреногломерулотропина. Мелатонин отвечает за регуляцию циркадных циклов – сна и бодрствования, а также является могучим антиоксидантом. Серотонин участвует в процессах, субъективно ощутимым результатом которых является переживание счастья. Действие адреногломерулотропина почти не исследовано. А вот о диметилтриптамине (ДМТ) стоит рассказать подробнее.

У индейцев бассейна Амазонки есть церемония аяуаска, центральным элементом которой является употребление одноименного напитка. Питье получают путем длительного вываривания лианы банистериопсис каапи и добавления листьев других растений, рецепт варьируется от племени к племени. Но главное – отвар лианы, содержащий значительные количества ДМТ. В результате происходит так называемое общение с духами, дающими участникам ритуала ответы на самые важные для них вопросы. Процедура тяжелая, особенно для неиндейцев, не приобщенных к традиции веками. После нее наблюдается продолжительное расстройство психики, впрочем, обратимое – церемония разрешена в ряде стран. Несомненно, данная процедура работает. В противном случае никто бы на такое не решился, потому что прием тяжелых галлюциногенов вызывает не эйфорию, а совсем наоборот. Что же происходит при повышении уровня ДМТ в организме?

Самый психологически объяснимый эффект – это катарсис. Под ДМТ актуализируются и переживаются заново многочисленные травмирующие события в жизни, иногда из, казалось бы, недосягаемо далекого прошлого. В результате происходит освобождение от их латентного травмирующего действия. Нет, не обязательно человек вот так вот прямо все вспоминает и переживает заново в деталях. Переживания и видения могут быть другими, но результат – очищение – достигается. Собственно, с этого и начинал свою практику Фрейд. В раннем психоанализе ставилась цель актуализировать, осознать и пережить заново травматический опыт, что и давало терапевтический эффект. Иногда после аяуаски происходит чудесное исцеление от трудноизлечимых заболеваний. Часть таких исцелений наверняка обусловлена катарсисом – устраняется психосоматический компонент.

Открывающийся доступ к области бессознательного в совокупности с галлюциногенным эффектом дает чрезвычайное обострение интуиции, подсказки которой оформлены в виде наставлений сторонних сущностей. Дело в том, что человек осознает только часть доступных ему знаний, остальное хранится в виде, непригодном для формулировок. Почему? Во-первых, часть фактов слишком неудобна, чтобы признаться в них самому себе. Каково, например, узнать, что горячо любимый супруг (супруга) на самом деле чужой человек. Или что работу, дающую высокий социальный и материальный статус, необходимо немедленно бросить, так как это вообще не то, что нужно. А ведь есть откровения и похлеще. Например, информация о скорой собственной смерти. Или о своем истинном призвании в жизни, которое настолько социально неодобряемо, что о нем неудобно говорить вслух.

Вообще, получение знания о собственном призвании в жизни является самостоятельной задачей, для решения которой прибегают к аяуаске. По большому счету это и есть самая главная задача, ради решения которой имеет смысл издеваться над собственной нервной системой. "Не в свои сани не садись" – гласит русская поговорка, "чужая дхарма опасна" – вторит ей Бхагавадгита. Конечно, распитие отвара лианы не стоит включать в комплекс мероприятий по профориентации школьников, но тонкие психологические приемы следует включить туда обязательно. Очень обидно в тридцать-сорок лет вдруг осознать, что деятельность, в которой ты уже успел стать специалистом и даже сделать себе имя, только отвлекает от реализации основного таланта, приносящей истинное удовольствие.

Существует и вторая причина сокрытия информации от сознания. А именно невозможность уложить ее в прокрустово ложе имеющихся представлений о мире. В этом месте обычно принято пинать деятелей церкви, до последнего отпирающихся от признания научных фактов, противоречащих религиозным доктринам. Но с тем же успехом можно "попинать" и представителей противоположного лагеря, утверждающих, что никаких паранормальных явлений не существует, а есть либо галлюцинации, либо вранье, либо причудливое и редкое сочетание вполне объяснимых с точки зрения физики факторов. Для примера я расскажу об одном из таких "причудливых и редких сочетаний".

Однажды я пришел в гости в квартиру очень тихого дома сталинской постройки. Я беседовал с одиноким хозяином, сидящим напротив, а сзади меня стоял старый сервант. И абсолютно глухая тишина вокруг – ни шороха. Вдруг сзади раздался громкий стук. Не просто где-то стук, а прямо у меня за спиной и явно по дверце серванта, причем по середине дверцы. Настойчивый и внятный, так бы постучался в дверь нетерпеливый крепкий мужик. Меня как ледяной водой окатило, а хозяин спокойно говорит: не обращай внимания, оно тут часто стучит. Через месяц он умер…

Как объяснить произошедшее? Правильный ответ: никак. Не надо выдумывать идиотские теории о неупокоенных душах и еще более идиотские теории о накопившихся напряжениях в дереве. Не надо оскорблять реальность потугами объяснить ее во что бы то ни стало, даже ценой нагромождения очевидно несостоятельных конструкций. Впрочем, большинство так и делает – теории не выдумывает. А поскольку событие не вплетается в ткань отражения реальности психикой, оно чаще всего забывается. Точнее, переносится в область бессознательного, где хранится в виде информационного "полуфабриката". Если как следует попотрошить психику обычного человека под хорошим гипнозом, оттуда вывалится такое количество необъяснимой чертовщины, что хватит на несколько фильмов ужасов.

Кстати, об ужасах. Мы уже вскользь касались темы посмертных переживаний, однако их аналоги случаются и при жизни. Собственно, и знаем-то мы о них исключительно благодаря "вернувшимся с того света". Или употреблявшим специально подобранные для получения экзистенциального опыта вещества. И в том и в другом случае впечатления у разных людей могут быть совсем разными, иногда диаметрально противоположными. Например, мой знакомый, умирая от тяжелой болезни, вдруг стал видеть восхитительные миры. Видения сопровождались непередаваемым блаженством, возвращаться оттуда не хотелось категорически. К счастью, болезнь отступила, однако он до сих пор не может решить – к счастью ли?

Работники реанимации хорошо знают – лучше выживают те, кого в этом мире кто-то или что-то держит. Поэтому и приводят к умирающему его плачущих детей, умоляющих вернуться. Но на это дело можно посмотреть и с другой стороны, так сказать, ОТТУДА. Видения, как в частности и опасался Гамлет, могут быть не эйфорически приятными, а совсем даже наоборот. И некоторые граждане в палате интенсивной терапии начинают яростно бороться за жизнь после того, как увидели нечто ТАМ. Увидели такое, куда надо не попасть любой ценой.

Социальная природа человека накладывает на него обязанность заботиться не только о себе, но и о соплеменниках. А что такое обязанность в биологическом исполнении? Прежде всего это инстинкт. Колорадский жук не заботится о своем потомстве – нет у него такой обязанности. А у человека есть. Поэтому мы повсеместно наблюдаем материнский инстинкт, заставляющий женщину идти на все ради собственных детей. Но у людей наряду с инстинктами существуют и другие детерминанты поведения, такие как воспитание. Они формируются в процессе взросления и делают возможной социализацию. Чтобы получить преимущества, даваемые социумом, люди должны страдать, когда страдает их собрат рядом. Особенно если сами стали тому причиной.

Здесь кроется тонкость, которую часто упускают. Может показаться, что такое воспитание есть не у всех, ведь существует огромное количество преступников и просто эгоистов, которым плевать на других. Да, им плевать, но не до конца. Того, кто преследует исключительно свои интересы, вообще не считаясь с другими, общество отторгает ввиду бесполезности. И происходит это с самого раннего детства. Невозможно представить себе ребенка, не контактирующего с другими детьми. А постоянный контакт – это всегда взаимная выгода и взаимная безопасность. Человек вынужден соотносить свои интересы с интересами окружающих, а поскольку это происходит с детства, модель поведения не осознается, существуя на уровне автоматизма. Даже самый закоренелый преступник обязан считаться с интересами воровского сообщества и соотносить свое поведение с его законами. Иначе это же сообщество его и уничтожит, чтобы он своим "беспределом" не ставил под угрозу и без того хрупкое равновесие в преступном мире.

Люди пробуют перенастроить данный механизм столько, сколько существует человечество. Разное выдумывают. Например, что человек другой расы (национальности, культуры) это не совсем человек, и с его интересами как бы уже можно и не сильно считаться. Пробуют торговаться с собой – раз он первый начал, то я имею право, или применять знаменитую отговорку "Боливар не выдержит двоих".

На страницу:
5 из 7