bannerbanner
Как увеличить личную силу
Как увеличить личную силу

Полная версия

Как увеличить личную силу

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 7

Валентин Рыков

Как увеличить личную силу

Глава 1. Самосознание

Универсальный стимул роста силы

Вы кто? Кажущийся простым, вопрос сбивает с толку. Что указать в ответ – профессию, увлечение, этническую принадлежность, пол? Как бы вы охарактеризовали себя коротко и максимально емко? Может прозвучать пафосно, но я настаиваю, от ответа зависит судьба, не больше и не меньше. Психологи определяют цель как образ желаемого будущего. Концентрированный образ себя это не только характеристика, но и цель. Это важнейшая сторона личности, реализация которой по большей части и является жизнью. Или судьбой, как вам больше нравится.

Первыми к делу формирования такого образа прилагают руку родители, и в норме ребенок входит в мир в сопровождении их намерений. Nomen est omen – гласит крылатая латынь – имя есть знак. Имя есть символический манифест намерения родителей относительно ребенка. С первого дня Андреев как бы подталкивают быть мужественными, Алексеев – защитниками, а названным в честь уважаемых людей как бы обозначают их жизненный ориентир. Далее вокруг желанного дитя плотными рядами смыкаются родственники, каждый из которых имеет свое видение будущего. Папа-военный мечтает вырастить генерала, мама-скрипачка – великого музыканта, а дедушка уверен, что перед ним находится будущий академик. Желанного ребенка рождают не просто так, вместе с сосками и подгузниками его снабжают высокими целями и смыслами.

Но случаются и нежеланные появления на свет в нищете, дурости и беспросветном отчаянии. Это беда, и рожденные подобным образом мечтать о великом обычно не умеют совершенно. Как правило, их цели сводятся к тому, чтобы "устроиться в жизни". Однако чаще всего встречается серединная ситуация, когда ребенку вроде бы и рады, но с ним тяжело, вроде бы и желают ему добра, но какого-то безликого и мелкотравчатого. Есть родители, ставящие планку высоко, настраивая тем самым будущего человека на большие достижения. А есть родители, действующие по принципу "жив-здоров, и хорошо", с детства обесценивая понятия силы, статуса и достижения. Им удобнее, чтобы ребенок не метил слишком высоко, так безопаснее, легче и дешевле.

Вы спросите – а какое отношение все это имеет к личной силе? Да самое прямое! В природе существует правило: все, что не используется, приходит в упадок. Долгое время пролежавшие больные буквально учатся ходить заново. Ноги не держат их и не слушаются по причине долгого неиспользования и закономерной деградации от этого. С другой стороны, упражнениями можно добиться не только сохранения функции, но и вывода ее на новый уровень, как у профессионального атлета. Любое умение – ходить, играть на скрипке, разговаривать на нескольких языках – дается человеку только при наличии соответствующей задачи. Исчезает задача, исчезает и умение, пусть не полностью и не сразу. Появляется задача, и навык тут же начинает развиваться. И чем выше поставлена планка цели, тем быстрее и качественнее развивается навык.

Говорить о развитии личной силы можно только при наличии задачи, для решения которой она необходима. И если имеется в виду сила неординарная, то и задача должна быть неординарной, глобальной. Никогда не станет великим бегуном тот, кто только ходит, пусть даже и очень много. Никогда не станет великим человеком тот, кто просто работает на своем месте, пусть даже и очень много. Постепенное продвижение от простого и бытового к глобальному это обман, уловка, миф. Глобальная цель требует прыжка точно к ней, воспаряя над бытом, что может сделать существование тяжелым до невыносимости. Вспомните истории великих людей – почти все они не были устроены и страдали от этого.

Давайте вообразим, что случилось бы, если бы Достоевский сказал: "Обождите немного, мне нужно заработать денег, а уж после я стану писать"? Совершенно точно не было бы никакого писателя Достоевского, даже после достижения достойного материального положения. Потому что весь талант, вся сила, весь потенциал ушли бы в заработок. Конечно, можно вслед за гражданкой, записывавшей всех входивших в ресторан грибоедовского дома, воскликнуть, обращаясь к себе: "Вы не Достоевский!" Но ведь именно это каждому из нас повторяли враги и глупцы – ты не Пушкин, ты не Репин, ты не Ломоносов… Сколько талантов не проявили себя лишь потому, что некому было сказать и настойчиво повторить: "Ты велик и тебя ждут удивительные свершения!"

Итак, вверх и только вверх, невзирая на путающиеся под ногами бытовые мелочи! Но вот вопрос: а вверх это, собственно, куда? Осознавшему себя художником, математиком или музыкантом все ясно – надо бросить силы на развитие таланта. А что делать тем, у кого нет окончательной ясности по поводу своего призвания? В качестве универсального средства я предлагаю решить глобальную по открывающимся возможностям и увеличению личной силы задачу – подняться на более высокую социальную ступень. Или, говоря другим языком, перейти в более высокую касту.

Во-первых, это интересно. Смена места жительства, работы, семейного положения – все это по отдельности и даже вместе не дотягивает по уровню новизны до смены социальной ступени. Сравнить такое можно, разве что, с перемещением на другую планету. Собственно, другая каста это и есть другая планета. Там ново все – социальные связи и особенности коммуникации, виды деятельности и способы развлекаться, причины гордости и стыда, обычаи, манеры, внешность. Но самое главное это новые смыслы, новые мотивы поступков и цели.

Во-вторых, это выгодно. Если не касаться самых высот, на которых материальная выгода уже не имеет никакого значения, то переход в более высокую касту существенно расширяет возможности обогащения и, что еще более важно, обретения власти. С повышением социальной ступени размер прибыли в единицу времени растет чуть ли не в геометрической прогрессии. А на определенных отметках вообще уходит в бесконечность, поскольку платить уже не требуется, достаточно просто распорядиться.

В-третьих, и для нас это самое важное, продвижение вверх по социальной лестнице дает колоссальный прирост личной силы. Обратите внимание – силу дает не само пребывание на высокой ступени, а именно продвижение снизу вверх, даже если целевой рубеж находится объективно не слишком высоко. Сдвиги в сознании и жизни в целом так велики, что для их осуществления и поддержания требуется прорва энергии, которая и выделяется под поставленную задачу.

Учтите еще и то, что продвижение вверх встречает сопротивление со стороны целевой группы. На низких уровнях это не заметно по причине большого размера групп, зато хорошо ощущается ближе к вершине. Появления сотни новых бухгалтеров вообще никто не заметит, и точно никто не станет вставлять им палки в колеса. Зато новый игрок на рынке элитной недвижимости сразу же вызовет повышенный интерес к себе, причем интерес нехороший, хищный. Переходя в новую, особенно в высокую касту, вы бросаете вызов, требующий большой энергии для реализации. И эту энергию природа вам, конечно же, предоставит, надо только суметь ею воспользоваться.

Глубинная сущность различных слоев общества

Сейчас я дам описание сословий, содержащее в основном теорию. Некоторые предпочли бы побыстрее перейти к практике, но в данном случае подробные объяснения необходимы. У каждой социальной ступени есть основа, стержень, главная идея, вокруг которой вращается все остальное, и ее надо хорошо понимать. С одной стороны, это объяснит массу явлений, загадочных для тех, кто никогда не заостряли внимания на социальной структуре общества. С другой стороны, даст возможность определить себя через принадлежность к некоторой касте, что поставит многие вещи на свои места. И самое главное – вы сможете определить себя через потенциальную принадлежность к более высокой, целевой для вас социальной ступени, что закрепит увеличение личной силы на уровне самосознания.

Рассуждая о социальных слоях и положении в обществе, обычно имеют в виду род деятельности, то есть то, чем человек зарабатывает себе на жизнь. В старые времена это было полностью оправдано, так как происхождение определяло перечень доступных профессий и связанные с ними воспитание и образование. Все это вместе было в большой степени предопределено и статично, что жестко цементировало человека на определенной ступеньке социальной лестницы. В настоящее время ситуация изменилась. При большом желании родители из низших слоев общества могут накопить денег, нанять правильных наставников и "вытолкнуть" своего ребенка на несколько позиций вверх. То есть крестьянский сын имеет шанс стать генералом, что раньше было невозможно даже теоретически.

Верно и обратное. Сейчас высокий статус родителей не гарантирует пожизненного закрепления потомства не ниже определенной ниши, как это было раньше. Опуститься по социальной лестнице сейчас тоже проще. Часто опускается "золотая молодежь", а также талантливые и образованные люди, не имеющие деловой хватки. В современных реалиях профессия не играет такой роли, как раньше, и судить о человеке по его роду занятий сегодня не совсем корректно. Поэтому делайте поправку, когда прочтете ниже о профессиях, характерных для того или иного социального слоя. Такая классификация отражает скорее некую тенденцию в предпочтениях, состояние души, близкое той или иной прослойке общества. Так что, если вы трудитесь, например, в сельском хозяйстве, не воспринимайте это как унижение или приговор, а судите по своему внутреннему состоянию и духовным потребностям.

И, наконец, прежде чем совершить экскурс в тонкости социальной иерархии, отметим две структуры, существующие как бы в параллельной реальности и до определенной степени независимо от остального общества. Первая – это криминальный мир. Там свои законы, свои грехи и своя праведность, свои способы эволюции. Это действительно целый мир, существующий параллельно миру законопослушных граждан, причем на одной с ним территории. Вторая реальность это вселенная творцов – писателей, художников, актеров. Она куда более тесно сцеплена с миром большинства, чем криминал, но все же имеет свою собственную иерархию. Еще одна особенность: входным билетом в этот мир служит талант. А поскольку талант есть не у каждого, вселенную творцов считают закрытым элитным клубом.

Отставив в сторону уголовников и творцов, мы увидим следующую картину. В самом низу общества находятся те, кого объединяют отходы, борьба за них и операции с ними. Это бомжи, попрошайки и дошедшие до крайней степени нищеты люди. Они ищут всякую всячину на помойках и на улицах, а также выпрашивают у других что-нибудь, с чем те могут безболезненно расстаться – мелочь, еду, бутылки, старые вещи. Эти люди ничего не производят, поскольку в подавляющем большинстве они больны либо физически, либо психически. Также сюда относятся одинокие старики с копеечной пенсией, которые уже не могут работать. Кстати, именно поэтому у стариков притупляется брезгливость. Они могут, не особенно страдая от этого, употреблять выброшенную кем-то еду и испражняться в ведро, стоящее рядом с постелью.

Сущность этой прослойки общества – выживание. На этом уровне обычно нет духовных, как и любых отличных от физиологических потребностей в принципе. Надо поесть, согреться, а если очень повезет – выпить спиртного. О завтрашнем дне думать не принято, завтрашний день это что-то очень далекое. В общем, только выживание. Впрочем, на этом уровне есть и свои "короли", ведущие вполне себе человеческий образ жизни – дворники и приемщики хлама. Но, увы, бомжу никогда не стать приемщиком стеклотары, как свинопасу не стать королем. Существование описанной маргинальной ниши вынужденно, в норме ее быть не должно. Ее наличие показывает болезни общества, и ничего более. К ней мы не будем возвращаться в нашем повествовании, и учитывать ее не будем.

Следующий социальный слой объединяет идея производства материальных ценностей и их потребления. Есть такие люди, которым важно подержать вещь в руках, чтобы осознать ее полезность и смысл. Все, что не имеет массы, формы и цвета, для них не то чтобы пустой звук, но слишком абстрактно и не вызывает восторга. Даже деньги они не воспринимают как таковые, в чистом виде. Им нужно пересчитать сумму в буханки хлеба или квартиры, которые можно на нее купить, только тогда цифры обретают для них смысл. В профессиональном плане это крестьяне и рабочие – массовая и здоровая прослойка здорового общества. Говорить тут особо не о чем. Пока они могут трудиться, работа и прожиточный минимум дохода у них есть всегда. А поскольку они обычно не слишком озабочены контролем процесса размножения, детей у них получается достаточное количество. Потомство, умело обработанное ремнем, содержит их в старости, в свою очередь проживая такую же жизнь. Единственное портит идиллическую картину: верхи общества считают их вторым сортом, никогда не спрашивают их мнения и не интересуются условиями их существования, хотя усиленно делают вид, что это не так.

Представители этого класса не отличаются утонченностью, у них грубый казарменный юмор. В их беседах обычно присутствуют натуралистические подробности, им очень важна физиология. Их волнует, кто что съел или выпил, у кого сколько припасов – картошки, консервов, одежды и вообще всякой всячины, и в этом они соревнуются друг с другом. Самый успешный среди них тот, у которого в доме есть вообще все, что может понадобиться – в магазин хоть год не ходи. Им важно совокупление, которое многие из них описывают матерными словами, используя таковые в качестве терминов. В целом, в массе своей, это простой хороший народ, только с ними бывает не интересно.

Выше по социальной лестнице располагаются люди, умеющие ценить и то, чего нельзя потрогать. Им не надо пересчитывать суммы в тушки бройлеров или килограммы гречки, чтобы понимать количество. Они ходят к психологам и не разделяют мнения, что те принимают только "больных на голову". И они дарят девушкам цветы, невзирая на тот факт, что букеты нельзя есть или использовать в хозяйстве. В профессиональном плане это работники сферы услуг. Парикмахеры и переводчики, врачи и репетиторы, водители и няни, торговцы и юристы. Всех их объединяет то, что они работают, но не производят никакого товара, который можно пощупать руками. Образование и более высокий порог входа в профессию, вкупе с более высокой оплатой труда, чем у рабочих, делают эту социальную прослойку элитнее предыдущей. Ближе к ее вершине располагаются руководители среднего звена. Они не только не пачкают рук машинным маслом, но даже не мараются непосредственным взаимодействием с клиентами. На вершине этой пирамиды находятся поставщики финансовых услуг.

Вкусы у представителей этого класса более утонченные, как и юмор. Им смешно не только когда кто-то наделал в штаны или неудачно совокупился. Им доступна ирония, игра слов, сочная метафора. Они читают, а иногда даже посещают театр и филармонию. У них не принято похваляться обладанием предметами, напротив, они часто живут на съемных квартирах, оформленных в стиле минимализма, и находят в этом прелесть. Для них гораздо важнее возможность купить все что угодно, вот об этом они говорят много и с удовольствием. Некоторые из них вообще очень много думают и говорят о деньгах, и это несколько утомляет.

Отсюда начинается непонятное. Дело в том, что мы подошли к черте, исторически отделяющей низшие сословия от высших. Как так – воскликнет добрая половина читателей – ну как же так?! Как владелец инвестиционного фонда, миллиардер, банкир, финансист может считаться представителем низшего сословия? Для многих это вообще образец, икона, что-то среднее между человеком и Богом. Увы, должен вас разочаровать: чуть более века назад финансистов брезгливо относили к буржуазии, презираемой дворянами ровно так же, как и крестьяне и немногочисленные тогда рабочие. Дворяне и сейчас их презирают, просто меньше это показывают. Что же такое было у дворян, что являлось предметом их самоидентификации и отсутствовало у буржуазии? У дворян была честь, что возносило их на недосягаемую для низших сословий высоту и давало объективное преимущество.

Низшие социальные слои не умеют ценить деньги как таковые. Для спокойствия им нужно непременно обратить их во что-то осязаемое. Так разбогатевший человек с психологией крестьянина обязательно накупит золота и недвижимости, иначе даже с миллионным счетом в банке он будет чувствовать себя нищим. Птицы более высокого полета уже способны видеть иную красоту, они часами могут любоваться графиками индексов и суммой личных средств на экране монитора. Но у них другая беда – они полагают деньги самой большой силой в мире. Когда им говорят, что есть вещи, которые нельзя купить, они улыбаются и считают собеседника дурачком или (в лучшем случае) идеалистом, верящим в привидения и карму. Тем самым отрезая себе путь в более высокие слои общества, а при значительном капитале и создавая для себя немалую опасность.

Одной из важных непродающихся штуковин, а заодно и дверью, открывающей путь наверх, как раз и является честь, в какой-то мере присутствующая у всех слоев общества, хотя бы в незначительных количествах. Крестьянину всегда немного стыдно на дно оптовой партии картофеля положить гниль, однако это чувство не лишит его сна и аппетита. Стыднее торговцу, нахваливающему свой товар в лицо постоянному покупателю, незаметно сунуть ему гнилую картофелину. Еще стыднее банкиру поступить непорядочно с клиентом – что подумают другие клиенты, коллеги?! Тут уже к стыду примешивается и страх, за такое можно серьезно поплатиться. Но все равно это еще не то. "То" будет тогда, когда для банкира его слово станет ценнее денег, и он наконец-то познакомится с вещами, которые невозможно купить. Когда банкир останется верным своему слову принципиально, несмотря ни на какие убытки и опасности для себя. Станет, образно говоря, самураем банковского дела, фанатично преданным своему клиенту. А самурай это уже следующая социальная ступень – аристократ.

Когда говорят о чести, обычно подразумевают какую-то абстрактную морально-этическую категорию с невнятными границами и функциями. Уверяю вас, это не так, честь имеет простой и понятный смысл. Честь – это то, за что можно отдать свою жизнь. За что может осознанно и добровольно отдать свою жизнь бомж? Да ни за что! Потому что все его цели и занятия в жизни направлены на обслуживание собственного тела. С прекращением жизни тела исчезнут и все его смыслы. А за что посчитает нужным пожертвовать своей жизнью крестьянин? За кабанчика, за капусту в погребе? Полностью аналогично дело обстоит и со всеми остальными, включая финансистов. Обладание деньгами теряет смысл, когда их владелец мертв.

Честь делает человека смертельно опасным, что дает ему весомое превосходство над теми, у кого чести нет. Защищая честь, он делается неуправляемым со стороны и идет до конца, его невозможно подкупить или запугать. Можно ли вообразить себе дуэль извозчика с ростовщиком? Сама постановка вопроса кажется смешной. Представители низших сословий способны лишь на драку за какую-нибудь собственность, и не более того. Также невозможны дуэли между дворянами и представителями иных сословий. Не долго думая, дворянин двинет в зубы зарвавшегося наглеца из черни и будет считать инцидент исчерпанным. Убить крестьянина для него все равно, что убить лошадь, он никогда не пойдет на такой шаг без крайней необходимости. (Что, в свою очередь, ярко показывает, кем дворяне считали крестьян.) Впрочем, в старые времена не лицемерили, как сейчас, и открыто признавали неравенство в обществе.

Казалось бы, не надо задирать дворянина, и он не будет опасен. Но нет, потому что он жаждет защищать не только свою честь, но и чужую. Это торговцы на рынке могут позволить себе любые выражения в адрес торговок. Для дворянина же нелестное высказывание о даме с большой вероятностью оканчивалось дуэлью. Вы думаете, почему в высшем обществе изъясняются столь изысканно? Да по той же причине, что и уголовники "фильтруют базар" – чтобы выжить. Почему японцы – самая вежливая нация в мире? Потому что в Европе процент дворянства колебался между единицей и двойкой, а самураев было десять процентов и более. В таких условиях при недостаточной вежливости можно было в секунду остаться без головы.

Но все это было раньше. В современном мире дворянский титул похож на дедушкину медаль, которой гордятся, но которая не дает никаких преимуществ. Что в нынешнее время может служить аналогом дворянства, и какова идея, объединяющая этот новый синтетический слой общества? Отталкиваться нужно от того, что аристократия в изначальном смысле представляла собой военное сословие. Иначе и быть не могло, поскольку в древности было только одно право – право сильного. Поэтому первыми сосредоточили в собственности самые важные ресурсы именно успешные воины. Впоследствии было введено в обиход огромное количество мишуры в виде законов, правил и моральных норм, но их зыбкость и относительность видна невооруженным глазом. Как только они перестают устраивать кого-либо из серьезных игроков, в ход идет старый добрый "последний довод королей" – пушки. И снова все достается самому сильному.

Во времена зарождения аристократии титулы не передавались по наследству. Заслуги отцов, конечно, помнили, но для занятия главенствующего положения необходимо было самому являться выдающимся воином. Так, в частности, на Руси должность князя изначально была выборной. Хотя наследственность тоже имела большое значение, правда не в формально-юридическом смысле. По наследству передавались две вещи. Первая – воспитание, то самое видение себя в мире, с которого мы и начали разговор. На вопрос о том, кто он, сын князя отвечал без малейших раздумий. "Сын князя" это что-то вроде условно присвоенной самому себе должности, обязывающей носителя быть достойным своего отца и даже превзойти его. У таких людей крылья не были подрезаны ни на миллиметр, и с осознанием собственного величия у них был полный порядок. Планка цели находилась на максимальной высоте, обуславливая высокий энергетический потенциал.

Вторая вещь куда сложнее и интереснее. Храбрость можно в себе воспитать, хотя это потребует колоссальных усилий, немалого времени и специфического опыта. Но смелым можно и родиться. Дело в том, что за чувство страха в мозгу отвечают определенные структуры, от особенностей функционирования которых зависит, насколько тревожным и пугливым является человек. Есть даже заболевание мозга, побочным эффектом которого является патологическая храбрость – такие люди на физиологическом уровне теряют способность испытывать страх. То есть центральное качество воина – храбрость – формируется не только воспитанием, но и наследственностью.

Этот факт служит ключом к пониманию феномена "голубой крови". Неравные браки не приветствуются нигде, но в низших сословиях внимание обращали прежде всего на экономический фактор. Средней руки купчишка не находил ничего страшного в браке своего сына с дочерью зажиточного ремесленника. Зато у дворян такие номера не проходили категорически. Дети, родившиеся в отношениях с представителями низших сословий, без разговоров относились ко "второму сорту", а вопрос о браке и наследовании даже не поднимался. Конечно, были и исключения. Некоторые обнищавшие дворянские роды шли, скрепя сердце, на слияние с семьями раздувшихся от денег буржуа, но в свете на такое смотрели едва ли не как на проституцию. В докапиталистическую эпоху, по крайней мере.

Тысячи лет назад люди знали о наследовании признаков, наблюдая за растениями и животными. Даже самый необразованный скотовод понимал, что больного и слабого быка нельзя делать производителем. Точно так же, как крестьяне занимались селекцией растений и скота, дворяне занимались селекцией самих себя и строго следили за чистотой своего рода. При этом целевым наследуемым признаком была особенность мозга, обуславливающая бесстрашие, дающее либо победу и доминирование, либо смерть. Вряд ли тогдашние дворяне понимали процесс в таких тонкостях, да этого и не требовалось. Достаточно было хорошо разбираться в генеалогии и следить, чтобы дети сочетались браком исключительно с такой же элитой. При этом ветви даже знатных родов, где предок запятнал себя трусостью, выбраковывались. Чтобы не путаться в биологических терминах, это просто объявляли позором и держались подальше от его участников.

Наряду с генеалогией, еще одним фактором, охранявшим "голубую кровь" от разбавления чем попало, служило дворянское воспитание. Интернета с базами данных не было, документы нетрудно подделывались и часто терялись. Переехавший в другой город или страну простолюдин технически мог объявить себя дворянином. Чтобы оградиться от подобных рисков, дворянство выработало изощренную систему воспитания, не прошедший которую выдавал себя с головой моментально. Но если вы аристократ или претендуете на такое восприятие себя окружающими, помните, что манеры хоть и важны, но выполняют вспомогательную функцию. На первом месте находится честь, защищая которую истинный аристократ готов умереть или убить без малейших колебаний.

На страницу:
1 из 7