
Полная версия
Психология трейдинга. Метод холодного мышления для принятия решений
Но проблема в том, что абсолютная уверенность редко соседствует с максимальной гибкостью.
К тому же не стоит забывать о том, что мы сами склонны выставлять себя в наиболее выгодном свете. Заслуги случаются благодаря нашим усилиям, а вот в неудачах почти всегда виноват кто-то и что-то другое. Если наш прогноз оказался верным, мы хвалим себя. А если нет, так это потому, что рынок ведет себя неадекватно. Но это самообман.
У меня есть любимое упражнение, которое я обычно предлагаю студентам-медикам. Они должны по пятибалльной шкале оценить свою внимательность и мотивированность: 1 балл – ниже среднего, 3 – средний, 5 – выше среднего. Как можно догадаться, только немногие студенты характеризуют себя «средне» или «ниже среднего». В среднем 90 % ставят себе пятерку.
Я проделывал это упражнение и с трейдерами. Большинство из них тоже оценивает свои способности выше среднего, независимо от реальных результатов на рынке. Если спросить их об этом несоответствии, они начинают оправдываться: рассказывают о множестве препятствий и вспоминают свои достижения. Но переоценивая себя, эти трейдеры никогда не признают, что пришло время адаптироваться к меняющимся рыночным условиям. Джо тоже считал себя успешным трейдером, а свои неудачи объяснял «упадком сил». Это заставило его обратиться за психологической помощью. Хотя, как мы выяснили, она ему была не нужна. Он должен был проявить гибкость и адаптироваться к переменам. Ведь самоуверенность чуть не уничтожила его карьеру.
Вера в себя необходима для успеха. Но чтобы сохранить успех, нужно быть гибким в отношении веры.
Рынок – постоянно меняющаяся среда. Изменения часто радикальны: тренды приходят и уходят, волатильность не стоит на месте. Меняются стратегии участников, политика центральных банков и макроэкономические условия. Каждый день приходится наблюдать за происходящим и переосмысливать риски. Но, как застрявшая в рутине семейная пара, мы пытаемся решать новые задачи старыми способами, рискуя потерять все.
Ключевой вывод
Привычки способствуют работоспособности. А готовность их корректировать повышает результативность.
Включить механизм базовой мотивации
Представьте, что вы регулярно занимались спортом, а потом перестали. Однажды, поднимаясь по лестнице, вы чувствуете, что сердце выскакивает из груди. Вы потеряли сноровку. Пора снова приводить себя в форму. С чего вы начнете? Вряд ли с полного комплекса тренировок.
Оговорюсь: вам может показаться, что психолог, раздающий советы направо и налево, сам с легкостью им следует. Но не тут-то было. Моя мотивация привести себя в форму постоянно встречала препятствия. Я погряз в работе, семейных делах, изучении рынка. Тренировки всегда оказывались в конце списка. На них не хватало сил и времени, хотя я прекрасно понимал, насколько важно заботиться о себе.
Как правило, нам мешает не отсутствие знаний. Мы можем полностью отдавать себе отчет в том, что именно нужно делать. Но очень часто не делаем ничего. Например, вы планируете держать позицию до достижения целевого уровня. Но при первом же движении котировок против вашей стратегии выходите из игры. Вы чувствуете, что нужно больше двигаться. Но продолжаете вести сидячий образ жизни.
Сделаю небольшое признание: я не могу вспомнить, когда в последний раз досмотрел длинное видео до конца. Если я вдруг иду на вечеринку, то почти всегда ухожу очень рано. Позагорать на пляже? Поработать в саду? Все это кажется мне бесполезной тратой времени. В такие моменты я не занят ничем значимым. Это нагоняет скуку. Более того, такая пустота – мой личный вид стресса.
Одно из ярчайших воспоминаний юности – вечеринка в средней школе, на которую я не пошел. У меня было занятие поинтереснее. Я читал книгу Уильяма Ширера. Если бы на той тусовке нашелся кто-то, с кем я мог бы обсудить прочитанное, я бы пришел. Но болтать ни о чем и бездумно развлекаться, пока книга пылится на моем столе, – ну уж нет.
У меня нет проблем с общением. Я люблю разговаривать с людьми – в этом суть моей профессии. Но консультации с клиентами и пустая болтовня с соседями за барбекю – разные вещи. Помогать людям, меняя их жизни к лучшему в ходе бесед, – что может быть интереснее? Отправьте меня в путешествие, и я с удовольствием поеду знакомиться с другой культурой, кухней и образом жизни. Но, валяясь на пляже при отеле с системой «все включено», я начну сходить с ума от скуки через полчаса.
Как это связано с тренировками и здоровым образом жизни? Я понимаю, что это часть заботы о себе. И чувствую, как без физической активности теряю силы и продуктивность. Но, как и Максвелл, я должен был дойти до критической точки. Я накопил багаж из негативного опыта и только тогда осознал необходимость перемен.
В занятиях на беговой дорожке не было значимости и глубины, в которых я нуждался. Для меня это рутина, которая не приносит положительных эмоций.
Будучи моим психологом, как бы вы поступили? Чем бы меня мотивировали?
Позвольте, я отвечу за вас. Как и Максвеллу, Крису и Джине, мне нужно было вспомнить все моменты, в которые я чувствовал себя живым и деятельным, хотя в них не было никакой глубины. Это исключения из правила скуки. Я должен был найти рутинные действия, которые совершал из чувства заботы и привязанности. Сегодня я каждый день, без исключения, желаю доброго утра нашим четырем кошкам. Я чешу их за ухом и кормлю – у каждой свои пристрастия в еде. Я готовлю четыре разных завтрака без какой-либо высокой цели. И получаю от этого удовольствие. Общение с любимыми питомцами – лучший способ начать день. Точно так же я готов часами просматривать объявления о работе и помогать редактировать резюме своим детям. Вместе готовиться к собеседованию – отличный способ провести время. Бытовые дела не могут быть скучными, когда знаешь, что вносишь вклад в благополучие тех, кто тебе дорог.
Если бы моему ребенку потребовалась реабилитация после травмы, я бы выполнял все необходимые упражнения вместе с ним. Терапия стала бы нашим общим занятием. Я бы ни за что не пренебрегал тренировками. Ведь нет необходимости преодолевать прокрастинацию, если не встречаешь никакого эмоционального сопротивления.
Достаточно базовой мотивации. Именно этим для Максвелла было стремление доказать другим, что он не какой-нибудь «идиот». Он отказался от провальной стратегии и сделал ставку на скальпинг, в котором был по-настоящему хорош. У Криса и Джины была мечта об идеальном родительстве. Это мотивировало их работать над своим браком.
Терапия не может кардинально изменить человека. Но она прекрасно помогает раскрыть потенциал и отыскать внутри себя ту самую базовую мотивацию.
Иногда мы сами, без помощи коучей и терапии, узнаем свои сильные стороны. Многим для этого достаточно метода проб и ошибок. Так однажды я забыл закрыть дверь в наш домашний зал для тренировок. В самый неподходящий момент туда проникли мои кошки. В перерывах между упражнениями я стал играть со своими любимицами. Это поднимало мне настроение. Я понял, что с нетерпением жду перерывов между подходами. Через несколько дней кошки привыкли к моей зарядке. После еды они тут же бежали к двери, готовые составить мне компанию. Вместе мы создали позитивную привычку. А это один из самых эффективных способов изменить свою жизнь к лучшему.
Почему дисциплина не работает
Мы можем сколько угодно обещать себе начать с понедельника, чтобы стать лучшей версией себя. Но если ваша цель не вяжется с тем, к чему вы эмоционально привязаны, провал обеспечен. В конце концов не громкие слова заставили меня заняться спортом, а мои любимые питомцы.
Ключевой вывод
Позвольте базовой мотивации направлять вас и сможете забыть о прокрастинации.
Сегодня утренняя зарядка – часть моей рутины. Я довел ее до автоматизма, как чистку зубов или ежедневный душ. Мне не нужно заставлять себя. А ведь суть дисциплины – в принуждении. Она заставляет метаться между «должен» и «хочу». Если «надо» не соответствует пиковым событиям вашего жизненного графика, выиграть эту битву не получится.
Чарльз Дахигг в своей книге «Сила привычки»[22] хорошо описывает этот процесс. Ссылаясь на исследования в области когнитивной нейронауки, он объясняет, что привычки формируются не в тех участках мозга, которые отвечают за размышления и планирование. Вспомните разницу между быстрым и медленным мышлением, о котором писал Канеман. Действовать по плану и по привычке – это поведенческие аналоги медленного и быстрого мышления. Привычки развивают в нас сложные формы поведения. Без них мы не могли бы разговаривать за рулем автомобиля. Именно привычки освобождают сознание для более медленной и глубокой деятельности – планирования, рассуждений, анализа.
Дахигг доказывает, что наша жизнь полна привычек. В этом есть эволюционный смысл. Автоматизация поведения высвобождает ресурсы для решения текущих задач. А когда мы пытаемся изменить мотивацию традиционным способом, наш исполнительный мозг обращается к уже существующим привычкам. При этом лучшей, стратегией было бы не менять их, а создать совершенно новые. Например, чтобы перестать откладывать дела на потом, стоило бы создать привычку на основе вашей базовой мотивации.
К моменту написания этой книги я опубликовал больше 4000 постов в своем блоге TraderFeed. Я писал эти тексты каждый божий день на протяжении десяти лет. Но это не было связано с дисциплиной и принуждением. Блог – часть важной для меня рутины. Мной движет искреннее желание поделиться тем, что я знаю, с теми, кто в этом нуждается. Такие привычки не создают внутренних противоречий. Вам не нужно заставлять себя делать то, что вы считаете по-настоящему важным.
Но как выработать правильные привычки? Дахигг объясняет, что у каждого поведенческого паттерна есть свой «спусковой крючок». Он дает старт привычному действию – «отдаче». По сути, новая привычка – это алгоритм поведения, связывающий спусковой крючок с отдачей. По этой причине, чтобы бросить курить, человек заменяет сигареты жевательной резинкой. Когда это действие повторяется много раз, один алгоритм заменяет другой.
Много лет назад я консультировал студента-медика. Он был умен, но испытывал трудности в учебе. Ему мешала социофобия: оказываясь среди людей, он испытывал сильный дискомфорт. У него не было проблем непосредственно с обучением. Но необходимость контактировать с врачами и ординаторами вгоняла его в ступор. Не помогали ни техники релаксации, ни другие способы борьбы со стрессом. Однажды у него была смена в психиатрической клинике. Там к нему обратились пациенты, обеспокоенные состоянием одной из соседок по палате. Они опасались, что женщина может причинить себе вред после преждевременной выписки. Студент решил, что эти тревоги могут быть обоснованы. Он связался с ординатором и лечащим врачом, чтобы инициировать консилиум по этому случаю. От его социофобии не осталось и следа. Она сменилась заботой об уязвимом пациенте. С этого момента студент начал воспринимать социальные ситуации как возможность узнать других людей и помочь им. Благодаря этому он перестал реагировать на окружающих с тревогой. С ней не помогали справиться медитации и другие подобные методы, потому что они не опирались на базовую мотивацию.
Возвращаясь к трейдингу, мы можем адаптироваться к меняющимся рынкам только тогда, когда находим новые способы выразить свои сильные стороны. Наши торговые стратегии могут и должны меняться. Но за каждой из них должна оставаться базовая мотивация.
Почему важно ставить перед собой цели
Меняясь без базовой мотивации, мы фактически пытаемся стать кем-то другим. Представьте, начальник или сосед требуют от вас сделать нечто бессмысленное и неприятное. Наверняка вас это возмутит. В случае с начальником, возможно, сделать придется. Но чувство противоречия никуда не денется. Этот поступок обретет глубинный смысл только в том случае, если поможет приблизиться к цели. Это стремление, подобно линзе, концентрирует нашу энергию и мобилизует ресурсы.
Адам Грант в своей сенсационной книге «Брать или отдавать? Новый взгляд на психологию отношений»[23] приводит доказательства связи базовой мотивации и продуктивности. Он ссылается на пример кол-центра. Его телемаркетологи часто получали отказы от потенциальных покупателей и не могли выполнить план продаж. Моральный дух сотрудников был низким, а текучесть кадров высокой. Однажды руководство объявило десятиминутный перерыв в работе. Затем оно представило коллективу специалиста, который регулярно перевыполняет план продаж, занимаясь той же работой, что и остальные. Он выступил с небольшой мотивационной речью. В течение нескольких месяцев после этого продажи росли. Продуктивность вдохновленных и целеустремленных сотрудников вышла за рамки повседневной рутины. Они начали совершать больше звонков и теперь регулярно перевыполняли план. Так, традиционные бонусы за хорошую работу оказались менее эффективным мотиватором, чем вера в важность своего дела.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Стинбарджер, Б. Психология трейдинга: Инструменты и методы принятия решений. – М.: Альпина Паблишер, 2020, 2022 гг. – Прим. науч. ред.
2
Стинбарджер, Б. Самоучитель трейдера: Психология, техника, тактика и стратегия. – М.: Альпина PRO, 2021 г. – Прим. науч. ред.
3
Стинбарджер, Б. The Daily trading coach: 101 Lessons for becoming your own trading psychologist. John Wiley & Sons Limited, 2009 г. – Прим. ред.
4
Дей-трейдинг или торговля «внутри дня» – метод краткосрочной торговли, когда открытые торговые позиции, как правило, закрываются в тот же день до завершения торгов. – Прим. науч. ред.
5
Карл Дункер (1903―1940) – немецкий психолог. Известен исследованиями в области продуктивного мышления и решения задач. – Прим. ред.
6
Ilmanen, A. Expected Returns: An investor’s guide to harvesting market rewards. John Wiley & Sons Limited, 2011 г. – Прим. ред.
7
Предиктор (от англ. predictor – «предсказатель») – параметр, помогающий прогнозировать цены на рынке. – Прим. ред.
8
Кун, Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2020 г. – Прим. ред.
9
Пошаговый, увеличивающийся постепенно. – Прим. ред.
10
Согласно концепции драйверной модели, нужно найти «драйверы» или факторы, которые больше всего влияют на результат. – Прим. ред.
11
Показатель, отражающий расхождение между реальной ситуацией на рынке и ожиданиями финансовых аналитиков. – Прим. ред.
12
Ястребы и голуби – сленговые названия двух типов поведения. Первые выступают за высокие процентные ставки, а вторые – за их снижение и в целом смягчение денежно-кредитной политики. – Прим. ред.
13
Поручение брокеру купить или продать определенное количество финансовых инструментов. Также называется заявкой или приказом. – Прим. ред.
14
От англ. proprietary trading – частная торговля. Принцип работы финансовой компании, когда основную часть ее деятельности составляет торговля активами с помощью собственных средств, а не денег клиентов. – Прим. ред.
15
Анализ, основанный на исторических данных. – Прим. ред.
16
Mauboussin, M. J. Untangling Skill and luck in business, sports and investing. Harvard Business Review Press, 2012 г. – Прим. ред.
17
От англ. scalping – снимать скальп, срезать верхнюю часть. Сленговое название одной из стратегий внутридневных спекулятивных операций. Предполагает, что сделки закрываются при достижении небольшой прибыли на площадках с быстро меняющимися котировками. – Прим. ред.
18
Интерпретация процессов на финансовых рынках через систему визуальных моделей в виде волн на ценовых графиках. Автор теории – американский финансист Ральф Эллиотт. – Прим. ред.
19
Канеман, Д. Думай медленно… решай быстро. – М.: Neoclassic, 2021 г. – Прим. науч. ред.
20
Ежегодная гонка на автомобилях с открытыми колесами. Проходит в США на автодроме «Индианаполис Мотор Спидвей». Считается самым посещаемым спортивным мероприятием в мире. – Прим. ред.
21
Хиз, Ч., Хиз, Д. Ловушки мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете. – М.: МИФ, 2017 г. – Прим. науч. ред.
22
Дахигг, Ч. Сила привычки. Почему мы работаем именно так, а не иначе. – М.: Карьера Пресс, 2016 г. – Прим. ред.
23
Грант, А. Брать или отдавать? Новый взгляд на психологию отношений. – М.: МИФ, 2013 г. – Прим. ред.