bannerbanner
39,5
39,5

Полная версия

39,5

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Андрея больше всего интересовало можно ли будет назвать ее Олимпиадой. На следующий день пошли смотреть всей семьей. Корова оказалась взрослой, огромной, один ее длинный и острый рог был устремлен в небо, а второй наполовину сломан… Было похоже, что она повредила его в битве с каким-то сильным противником, причем несомненно победила, раз уж она стоит на дворе, жива и здорова… Это внушало уважение. Глаза у коровы большущие на выкате с длинными мохнатыми ресницами и шершавый язык… Челюсти ее непрерывно работали, пережевывая жвачку… Корова с трудом, но все же согласилась на дойку новой хозяйкой и порадовала полным ведром парного молока.

– Зовут ее Милка, и она беременна! Скоро будет теленочек! – со значением сообщила прежняя хозяйка.

Андрей, впечатленный увиденным, понял, что идея с Олимпиадой хоть и была хороша, но принимать питомицу надо как есть, вместе с ее именем и сеном, которое она уплетала с завидным аппетитом. А вот теленка потом можно будет назвать так, как захочется! За новыми хозяевами корова пошла неохотно, но любимое лакомство – хлеб с солью сделали дело, и скоро она смирилась с неизбежностью, лишь время от времени глубоко вздыхала и шумно выпускала воздух их ноздрей, словно жалуясь на тяжелую судьбу.

Вскоре Милка освоилась на новом месте и вовсю верховодила товарками. Дел же теперь заметно прибавилось всем. Рано утром корову подоить и в стадо отвести, в хлеву прибраться, сена натаскать, воды наносить… На Андрея легла обязанность встретить ее на обеденную дойку, чтобы не ушла по старому адресу и потом проводить обратно, а вечером история повторялась. В целом выполнение этой обязанности занимало часа полтора, а то и два, коровы дисциплиной не отличались. Они довольно часто проявляли норов и подчиняться не хотели, тогда даже грозный пастух, оглушительно щелкая длиннющим кнутом, с трудом наводил порядок.

Самое интересное, что к молочным продуктам в семье так никто и не пристрастился, но коров держали долгое время, да уже не одну, а несколько… Наверное, дело было не в молоке, а в той особой связи между людьми и животными, которая делает жизнь человека полнее и осмысленнее, давая возможность проявить свои лучшие качества.

Сенокос

На сенокосе Андрей начал бывать еще совсем малышом, когда он с родителями жил в доме деда Виктора. Не с кем было оставить мальчика – в сенокосную пору никто не сидит дома, вот взрослые и брали его с собой. Покос находился далеко в лесу, и дорога туда – целое путешествие, которое происходило то на «Ковровце», то на телеге, то на велосипеде, а иногда и пешком: от кустика к кустику, от дерева к дереву… Косили по берегам болот густо росшую злую осоку, среди которой ползали длинные черные гадюки… Было и ужасно интересно, и ужасно страшно. Там, где посуше – огромные муравейники с большущими красными муравьями, и они тоже не были добряками, но наблюдать за их слаженной работой доставляло настоящее удовольствие. Картину довершали жирные длинноносые болотные комары и злобная вездесущая мошка, которые прокусывали что угодно, за исключением резиновых сапог. По полянам среди высоченных деревьев росла редкая тонкая травка, которая, не в пример осоке, не хотела поддаваться острейшим косам. Солнечные лучи с трудом пробивались в чащу леса, ветра там не было вовсе, и трава сохла очень долго, а иногда скошенную траву увозили как есть и сушили уже возле дома. Сено давалось семье Майоровых-старших очень тяжело. Любил ли Андрей бывать на этом лесном покосе? Никто не любил, но и другого не было!

С отделением Майоровых-младших в свой дом и приростом их хозяйства коровой, теленком, кроликами, появилась у них необходимость и в своем покосе, потому что дедовский лесной был очевидно мал и скуден. Проблема решилась каким-то просто чудесным способом: в соседнем совхозе упали надои, и руководство предложило населению близлежащих населенных пунктов сдавать излишки в обмен на денежную компенсацию и покос на полях. И это было совсем другое дело!

На этот покос можно было доехать на новеньком «Урале», загрузив в его коляску все необходимое: косы, грабли, достаточное количество воды и еды… Вставали рано-рано и выезжали с рассветом, было зябко, одевались потеплее, свитера и кофты были не лишними. На мотоцикле порой умещалось шесть человек! Езда по твердой и хорошо накатанной грунтовке занимала минут тридцать-сорок и была сплошным удовольствием, как на лодке по волнам. Покос был на бескрайнем поле, густо засеянном клевером, на дальнем восточном краю которого неспешно всходило огромное солнце. Самое время для косьбы, пока не сошла роса! Самый рослый и крепкий косец становился первым и за ним по ранжиру распределялись остальные. Вжух-вжух-вжух! Начиналось трудовое утро, воздух постепенно прогревался… Становилось тепло и от ласкового солнышка и от тяжелой работы. С цветка на цветок перелетели работящие пчелки и огромные мохнатые шмели: у них свой сенокос – сбор нектара. У Андрея пока не было работы, и можно наблюдать за работой косцов и мечтать поскорее вырасти и тоже вот так, как в стихах Алексея Кольцова: «Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, ветер с полудня!» Ровненькие ряды свежескошенной травы, как волны морские! Красота… А пока надо ждать, ждать пока ветер провеет траву, она подсохнет, и тогда придет его черед работать – грабли в руки и переворачивать траву, чтобы сохла быстрее, а потом снова перевернуть, чтобы высохла окончательно… И на горизонт надо не забывать посматривать: как бы тучи не проглядеть, да дождь не прозевать. Наскоро пообедать и снова в бой. Как только трава превратится в сено, мужчины меняют косы на вилы и давай сено собирать да в копны метать… А там глядишь и сумерки уже. По темноте домой добрались, а там уже коровы у ворот в один голос ревут, ждут дойку и кормежку. Потом наскоро поужинать и спать, назавтра опять подъем ни свет ни заря и все заново… Коров подоить, в стадо отогнать, прочей живности воды налить и корм задать, сесть на железного коня и – на покос. Такое продолжается дней десять, пока сено не будет готово к перевозке домой. Тогда договариваются с водителем самой большой грузовой машины и загружают все на нее, желательно забрать все за один раз. Мужчины поднимают сено на длиннющих вилах, на верху его принимает дядя Ваня Нефедьев – самый большой мастер, и вместе они накидывают огромный воз, до самого неба. Потом сверху на воз кладут свежесрубленную слегу и сено стягивают веревками, перекинутыми через нее, а иногда и тросом лебедки, если таковая есть у машины. Очень хочется проехаться, сидя вот там наверху воза, но разрешают только недолго постоять и посмотреть с высоты на окрестности. Кажется, что можно прямо до звезд достать, которые уже разгораются на небе! Пора в путь, ночь на носу.


Глава 6. Деревенские хлопоты продолжаются

Сено везем

Дорога с огромным возом сена всегда долгая. Ехать надо аккуратно и осторожно, чтобы не опрокинуть сено в канаву, не растерять по лесу между деревьев, не свалить, зацепив за столбы или линию электропередач… Вот и крадется колонна – впереди трехосный грузовик, а за ним мотоциклы. После целого дня тяжелой физической работы Андрея клонит ко сну, глаза слипаются… Лучи фар разрезают темноту, как горячий кухонный нож режет сливочное масло и вот замер на обочине ослепленный ярким сетом заяц, лакомившийся на поле совхозной пшеницей… Постоял две-три секунды и задал стрекача зигзагами в близлежащий лес, а с другой стороны дороги мелькнул пушистый лисий хвост… Не задалась у рыжей плутовки охота, ушла из-под носа добыча! Часть пути проходит по хвойному лесу. Темнота сгущается и небо видно только над самой головой.

Дорога сужается и ехать приходится со скоростью пешехода. Нет-нет, да и ухватит цепкая еловая ветка свесившуюся с воза охапку сена, но не тут-то было – дядя Ваня свое дело знает. Подержалась – верни на место! В такой темнотище под монотонное урчание мотора спать хочется еще сильнее, но вот пронеслось что-то низко над самой головой, едва не зацепив крыльями… Седоки встрепенулись, отец Андрея повернул руль и поймал в луч света огромную сову, скрывающуюся в гущу леса. Минут через пять увидели устроившихся ночевать на опушке леса трех, отбившихся от стада коров… Остановились, посигналили, подняли их на ноги и погнали в сторону поселка. А нечего ночевать в лесу, так и на корм волкам недолго попасть, да и хозяева обыскались уже, наверно! Так и есть – на выезде из леса встретили односельчанина на велосипеде, подсказали ему, где его рогатая пропажа. Ну, еще поле с названием «Аэродром» проехать да по поселку самую малость… Почему аэродром? Да все просто, когда-то тут реально был аэродром, «Кукурузники» по несколько раз в день прилетали в Лесной из областного центра. Андрей тогда еще не родился, но беременная им мама летала. Рассказывала ему потом, что впечатление получила незабываемое, оставалось поверить ей на слово – наверное, так и было!

Приехали за полночь. С трудом грузовик втиснулся в ворота и занял весь двор. Решили разгружаться рано утром, как сразу как рассветет. На случай дождя укрыли воз тентом, наскоро перекусили и спать. Только глаза закрыл, а уже вставать надо. Пока умывался, чуть не пропустил самое интересное – как сваливают сено из кузова. Перецепили трос лебедки, водитель включил механизм, трос натянулся, воз постепенно сжимался, сжимался, потом заскользил, зашуршал, поехал все быстрее и быстрее, да и свалился огромной бесформенной горой, заполнившей весь двор… «Ух и здорово же! Надо использовать момент – залезть на самый верх, осмотреть окрестности и скатиться по сену вниз». Вскарабкаться оказалось непросто, подошвы сандалий скользят по спрессованному сену как по льду… «Можно использовать свисающие сверху веревки». Так определенно лучше, но силенок не хватает. Кто-то подсаживает, и вот она высота… «Ну, до крыши дома не дотянуло, а вот с крышами сараев как раз вровень! Как там летчики с парашютом прыгают?» И вот тут как тут отец, мысли прочитал: «Не прыгай, высоко! Пятки отобьешь и не вырастешь. Вот тут давай съезжай, как зимой с горки».

Стог

Вот уже мужики длинными вилами принялись сено на вышку забрасывать, а отец с дядей Ваней споро оборудуют место, где стог поставят. Чердак над хлевом заполнился быстро и стали метать сено в стог. Андрей взял небольшие трезубые вилы и тоже попробовал таскать сено. Собрать большой навильник не выходило – сено расползалось в разные стороны, как живое… Присмотрелся, как делают взрослые, попробовал также, стало получаться лучше, и он, между делом, погрузился в мысли: «Каши все же надо есть побольше… И зарядку надо делать по утрам… Вряд ли вот эти мужчины занимаются физкультурой, но вон как у них мускулы играют, да как они ловко работают. Ежедневный физический труд делает их очень сильными и выносливыми. А я летчиком собрался стать! Хорошо, что пока никто не знает, а то ведь застыдят… Там и сила, и выносливость, и быстрота, и ловкость нужны. На следующий год подращу мускулатуру и непременно научусь косить и буду как взрослый. Инструмент надо попросить такой, чтобы по плечу была эта работа. Видел в сарае у бабушки Клавдии небольшое, но широкое новое полотно косы, надо ей сказать, чтобы попросила дядю Васю Комарцова, чтобы сделал косу под меня. Он специалист по этой части: насадить черенок, отбить полотно, подогнать все по размеру… Не раз наблюдал за его работой: вот точно про таких говорят – дело мастера боится!»

Часа через полтора стог вырос до самого неба. Ну или почти до неба… Ладно, высотой с единственный в поселке двухэтажный кирпичный дом со своей котельной, который все так и называли: «Двухэтажка». Дядю Ваню попробовали снять с верхушки стога, колотив вместе две лестницы, но все равно оказалось недостаточно… Тогда закинули ему один конец длиннющей веревки, а другой конец держали двое самых крепких мужчин. Дядя Ваня обвязался веревкой за пояс, мужики выбрали слабину, и он начал потихоньку сползать со стога, чтобы не свалить его острую верхушку. Мало-помалу спустили верхолаза на землю. Потом непременно баня, краткое застолье по случаю окончания сенокоса и на огород – там уже картошка заждалась, совсем за неделю сором заросла, и жуки колорадские ее ботву изрядно погрызли.

Огроды

Сначала надо огород бабушки Клавдии в порядок привести – промотыжить и растолстевших жуков собрать, а это немного и немало – пятнадцать соток… Для двоих – дня два работы, а потом и двадцать пять соток на аэродроме – тут и на неделю может затянуться, потому что далеко туда ходить, минут сорок в одну сторону, и велосипед не особо помогает, потому что дорога шла в гору, была глинистой и изрытой глубокими колеями, в которых даже в эту жаркую пору частенько застревали по самую ступицу, а то и заваливались набок колесные трактора.

Все эти нехитрые домашние хлопоты и тогдашний девиз «Солнце, воздух и вода – самолучшая еда» здорово укрепляли организм мальчишки. К осени кожа его становилась настолько темной от загара, что, с учетом темных и кудрявых волос на голове, со спины в нем можно было признать выходца из Африки. Ну, это как бы сейчас сказали – бонусы деревенской жизни.

А пока – лето в разгаре. «Надо еще погонять на велосипеде, попросить, чтобы дали порулить на мотоцикле, почитать книги, которые на лето задали… Или хотя бы список посмотреть для начала. В поселковую библиотеку записаться, может там и про летчиков книжки есть… Надо как-то с Юркой Бойцовым напроситься, он оттуда не вылезает».

Глава 7. Взрослая библиотека

Теплый августовский день 1981 года выдался на удивление солнечным. Андрей Майоров сидел на крыльце своего старенького дома в поселке Лесном и с тоской смотрел на улицу. Вчера он ходил в школьную библиотеку и получил новенькие, еще пахнущие типографской краской, учебники для третьего класса на новый учебный год. Мельком просмотрел журналы, лежащие на столах – ничего нового, все те же «Юный натуралист», «Юный техник» и «За рулем». До начала учебы оставалось всего десять дней, а ему уже не терпелось начать учебу, особенно после того, как его друг – Юрка Бойцов рассказал про взрослую библиотеку. Андрею было очень жаль, что ему пока туда никак не записаться – возраст не подходящий. Вот Юрка – на два года старше, но и его туда только по особой договоренности стали пускать – за него классный руководитель поручился. Для этого надо быть отличником, не иметь нареканий по дисциплине и, в общем заслужить доверие.

– Юр, ну пожалуйста! – в который раз упрашивал Андрей. – Возьми меня с собой во взрослую библиотеку. Я так хочу посмотреть журналы про самолеты и вертолеты! Выручай, мне очень и очень надо.

Почти пятиклассник Юрка, на голову выше Андрея, задумчиво почесал затылок:

– Ну ладно, – наконец согласился он. – Но только если будешь вести себя тихо и не станешь шалить. Библиотекарь Вера Петровна очень строгая и требовательная. Чуть что не так, то и я могу лишиться возможности ходить туда.

Сердце Андрея забилось чаще. Он давно мечтал попасть в взрослую библиотеку и вот он шанс, который упускать никак нельзя. Там, по словам Юрки, были настоящие журналы про авиацию, которые привозил как-то дядя Саша из города. Особенно Андрея интересовали вертолеты – эти удивительные винтокрылые машины, способные взлетать вертикально, зависать в воздухе и приземляться где угодно.

На следующий день друзья отправились в библиотеку. Двухэтажное здание с большими окнами располагалось в самом центре поселка, недалеко от школы. Внутри было очень тихо и пахло старой бумагой и типографской краской – запах, от которого у Андрея всегда захватывало дух.

Вера Петровна, сухопарая женщина в очках с толстыми стеклами, окинула пацанов внимательным взглядом и спросила Юрия:

– А это кто с тобой?

– Это мой друг Андрей, – со значением сказал Юрка. – Он ответственный и любит читать, очень интересуется авиацией.

Библиотекарь немного смягчилась, поправила очки и вынесла решение:

– Ну хорошо, молодые люди, но при условии: ты, Андрей, будешь помогать Юрию искать книги и не станешь шуметь.

Андрей закивал так энергично, что чуть не упал.

В читальном зале глаза разбегались. На полках пестрели обложками разнообразные толстые и не очень книги. Журналы «Авиация и космонавтика», «Техника молодежи», «Моделист-конструктор» лежали аккуратными ровными стопками в подшивках на столах, они казались Андрею настоящими сокровищами.

Юрка уверенно направился к этим столам и позвал за собой друга. Вскоре перед Андреем лежали несколько свежих номеров журналов. Дрожащими руками он открыл один из них.

На первой же странице красовалась фотография военного вертолета. Андрей не мог оторвать глаз от этой чудесной машины. Как она устроена? Как летчик управляет ею? Где их учат? Вопросов в голове крутилось – тьма тьмущая.

Юрка для вида немного полистал технические справочники и пересел за другой стол, придвинул к себе и удовольствием принялся листать любимый журнал «Природа» – больше всего его интересовали ботаника и зоология, а Андрей погрузился в мир авиации. Он рассматривал схемы летательных аппаратов и их двигателей, читал описания различных моделей самолетов, но больше всего его внимание привлекали вертолеты, они просто завораживали его. Было почти ничего непонятно. Кроме одного… Хочешь во всем этом разбираться – учись и не абы как, а как следует.

В одном из журналов он нашел статью о том, как стать летчиком. Оказывается, нужно было отлично учиться, заниматься спортом и иметь отменное здоровье, а потом поступить в училище в Саратове или Сызрани. Андрей решил, что он все-таки молодец, потому что целых три недели делает зарядку каждое утро. Получается, что уже начал готовиться. Вот как!

Время пролетело незаметно. Когда Вера Петровна объявила, что пора собираться домой, Андрей чувствовал себя чуть ли не знатоком в области авиации.

– Спасибо, Юр! – воскликнул он, выходя из библиотеки. – Теперь я точно знаю, кем хочу стать!

– И кем же? – улыбнулся Юрка.

– Вертолетчиком! – гордо ответил Андрей. – Буду летать на этих удивительных машинах и защищать нашу Родину.

По дороге домой Андрей уже строил планы: хорошо бы научиться собирать модели самолетов и записаться в кружок авиамоделирования, если такой есть, как станет отличником, чтобы поступить в летное училище. Дел предстояло невпроворот, но куда деваться, когда есть цель?

А Юрка молча шел рядом и широко улыбался, радуясь, что смог помочь другу, ведь иногда для этого нужно всего лишь показать человеку дверь в удивительный мир его мечты.


Глава 8. Третий класс 1981-1982

Конец лета

Остаток августа

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4