Полная версия
Воспитание подрастающих поколений
Вскоре на основе этих исследовательских групп было создано научное объединение студентов, аспирантов, одним из председателей которого одно время была и я.
Основное содержание деятельности этого объединения составляло решение проблемы комплексного подхода к воспитанию, необходимость которого была продиктована самой сущностью воспитания.
Как утверждает Ю.П. Сокольников, «проблема комплексного подхода к делу воспитания – это проблема обеспечения четкой логики в организации учебно-воспитательной работы, обеспечения в ней единой, стройной системы» (Научная концепция целевой исследовательской программы «Формирование социально-активной личности в младшем школьном возрасте»/Ю.П. Сокольников. – М., МГПИ им В.И. Ленина. – 1984).
По прошествии ряда лет профессор с большим сожалением отмечает, что теория комплексного подхода не получила своего развития. На страницах книги «Искать и не сдаваться» (2000 г.) Юрген Петрович с досадой пишет: «Термин «комплексный подход …был «заигран», по сути дела, термин «комплексный подход» …был обесценен, а затем был отброшен в сторону».
Однако ученый выражает уверенность, что поиск будет продолжаться: «Верю, что когорта специалистов, работающих на этом пути, будет расти».
И Юрген Петрович не ошибся. Обзор и анализ трудов современных исследователей по искомой проблеме подтверждают дальнейшее развитие идеи комплексного подхода. Это научные работы К.И. Бузарова, Е. И. Кудашовой, Е.Т. Китовой, Э.Г. Скибицкого и др., а также проводимые конференции по проблеме.
Осуществленный анализ позволил сделать следующие выводы:
1) в последние десятилетия расширяется сфера применения комплексного подхода в различных областях наук: философии, социологии, педагогике, биологии, юриспруденции и др.;
2) в системе образования теория и практика комплексного подхода рассматриваются на уровне общеобразовательной школы, дополнительного образования, высшей школы;
3) исследователи осуществляют сопоставление комплексного и системного подходов с целью поиска и доказательств преимуществ первого.
Очевидно, что научные работы К.И. Бузаров Е. И. Кудашова Е.Т. Китова и Э.Г. Скибицкий, проводимые конференции не в полной мере отвечают потребностям дальнейшего развития теории и практики реализации комплексного подхода, но они отражают тенденцию актуализации искомого подхода в проблематике педагогических изысканий.
Список литературы
1.Егоров Д.Е. Ю.П. Сокольников: воин, учитель, ученый-педагог. – Чебоксары, 2000.
2.Павлов И.В. Ученый педагог с мировым именем. – Советская Чувашия, 25 января, 2005.
3.Ученые ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.– Чебоксары, 2010.
4. Бузаров К.И., Теоретические и практические основы комплексного решения образовательно-воспитательных задач в национальной школе: (На материале адыгейских школ) : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук: (13.00.01) / Тбилис. гос. ун-т. – Тбилиси, 1990. – 39 с.
5. Кудашова, Е. И. Методика использования учебных понятийных комплексов в условиях развивающего обучения физике в вузе : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Кудашова Елена Ильинична; [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т]. – Челябинск, 2012. – 26 с.
6. Китова, Е. Т. Развитие коммуникативного потенциала будущих специалистов транспорта: автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Китова Евгения Тарасовна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т]. – Омск, 2007. – 24 с.
УДК 37.013
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ЮРГЕНА ПЕТРОВИЧА ПОСВЯЩАЕТСЯ
Гуслякова Н.И., доктор психол. наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
Аннотация. Статья посвящена выдающемуся отечественному педагогу-учёному, Заслуженному учителю Чувашской АССР, доктору педагогических наук, профессору, академику АПСН, МПА, Президенту всероссийской Ассоциации «Воспитание» Сокольникову Юргену Петровичу.
Ключевые слова:Сокольников Юрген Петрович, профессор педагогики, фронтовик, учитель, директор сельской школы, учёный.
30 января 2025 года исполнится 100 лет со дня рождения Юргена Петровича Сокольникова – моего учителя, педагога, учёного. У многих в жизни найдется человек, который оставил неизгладимый, памятный след. Для меня таким человеком является Юрген Петрович Сокольников.
Нашему курсу повезло, мы учились в юбилейные годы вуза – МГПИ имени В.И. Ленина – поступили в 1972 году (100-летие вузу), окончили институт в 1977 году. Нам передавали свои знания и опыт выдающиеся педагоги, учёные: С.П. Баранов, Т.А. Ильина, В.А. Сластёнин, Ю. П. Сокольников, В.А. Крутецкий и др. Но особое место среди них для меня занимает Юрген Петрович Сокольников.
Хорошо запомнилась первая лекция по педагогике: энергично в аудиторию входит профессор Ю.П. Сокольников и начинает лекцию с девиза, в качестве которого он взял высказывание АС. Макаренко: «Я люблю педагогическую теорию, а не педагогическую болтовню, а иногда всякую педагогическую болтовню выдают за педагогическую теорию». Не могу сказать за всех своих сокурсников, но мне нравилась методика чтения лекций: материал всегда логично выстроен, отличается широтой и глубиной мысли, чувствуется эрудиция автора, никаких шпаргалок, содержание лекции излагается устно, опираясь на свою память.
Известно, что именно в период студенчества закладываются основы личностных и профессиональных качеств человека, будущего специалиста. Юрген Петрович, несмотря на свою большую загруженность, много внимания уделял работе со студентами. На каждом курсе были проблемные группы, на заседаниях которых мы учились выполнять первые исследовательские работы, а затем дипломные, где шло обсуждение написанного, происходило постепенное развитие умения грамотно вести научный поиск, отстаивать свою точку зрения, рефлексировать. Юрген Петрович делился своими научными идеями, исследованиями, жизненными историями. Мы знали, что у нашего научного руководителя были как позитивные, так и трудные жизненные ситуации (арест отца, «сын врага народа», годы войны, тяжелые послевоенные годы, в период которых он получил высшее педагогическое образование, начало трудной, но интересной и творческой работы в школе, а затем в вузе), но в общении с нами – это всегда был жизнерадостный человек, оптимист с огромным чувством юмора и планами на будущее, пример интеллигентности и ответственности.
Годы, проведённые в аспирантуре, – это тоже незабываемая страница в жизни. Приходилось много времени проводить в библиотеке, экспериментировать в школах, участвовать в научных конференциях, писать научные статьи, присутствовать на защитах кандидатских и докторских диссертаций. Было много интересных встреч, но и много трудностей, особенно на первом курсе, когда начинаешь делать первые шаги в разработке методологического аппарата диссертации, обдумывания организации опытно-экспериментальной работы и др. Но всегда был рядом научный руководитель, с которым можно было обсудить проблему, услышать добрый совет.
Юрген Петрович Сокольников прошел большой жизненный, творческий путь. На протяжении всех лет, которые я знала этого замечательного человека, педагога, учёного, он постоянно был в научном поиске; осуществлял теоретические и экспериментальные исследования, принимал активное участие в работе различного уровня научных конференций и др. Так, в 70-е годы XX столетия наш коллектив аспирантов в русле системного понимания педагогической действительности разрабатывал проблемы воспитания младших школьников. К 2000 году Ю.П. Сокольниковым была создана концепция системного понимания воспитания, которая являлась шагом на путях разработки всеобщей педагогической теории. На базе системного понимания педагогической действительности была разработана теория воспитательных пространств как форма функционирования педагогической действительности и др.
Следует отметить, что с распадом СССР произошло много изменений в сфере образования и воспитания в нашей стране: Академия педагогических наук преобразовалась в Академию образования, перестал функционировать НИИ проблем воспитания, исчезло само слово «воспитание», ряд деятелей от науки посчитали, что в процессе образования человека будет происходить и его воспитание. Ю.П. Сокольников в это период прилагал много усилий, чтобы показать пагубность происходящего в области воспитания молодого поколения.
В годы перестройки Юрген Петрович проявил не только свои научно-исследовательские способности, но и организаторские. В 1989 г. объединение «Педагог-исследователь» вошло в состав Ассоциации «Воспитание» педагогов-исследователей CCCР, на базе которой был создан Центр системного подхода к воспитанию. Ю.П. Сокольников был избран Президентом этой Ассоциации. В феврале 1993 г. Ассоциация «Воспитание» вошла в состав Международной Академии педагогических наук, а позднее – в отделившуюся от неё Академию педагогических и социальных наук (АПСН). Здесь Ю.П. Сокольниковым было создано «Отделение методологии и теории воспитательных систем». Ежегодно на базе АПСН проходили научно-методические конференции, в работе которых принимали участие многие учёные и специалисты стран содружества. Конечно, вся эта работа требовала много душевных и физических сил. Считаю, что вклад, который сделал Ю.П. Сокольников в развитие педагогической науки, бесценен.
Последняя моя встреча с Юргеном Петровичем Сокольниковым состоялась в феврале 2002 году в теплой атмосфере в его квартире, где принимала активное участие в беседе и его жена – Элла Ивановна Сокольникова, доктор педагогических наук, профессор. На прощанье он подарил мне свою книгу «Искать и не сдаваться», где сделал надпись: « …Служить трудовому народу! Искать и не сдаваться!»
Список литературы
1. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания [ Текст ] / Ю.П. Сокольников. – Москва; 1993. – 198 с.
2. Сокольников Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности [ Текст /Ю.П. Сокольников. – Москва; Белгород: Изд-во БГУ. 2000. – 149 с.
УДК 37.013
ПРИОБЩЕНИЕ К НАУКЕ
Тутолмин А.В. доктор педагогических наук, доцент, профессор ФГБОУ ВО «Глазовский государственный инженерно-педагогический университет им. В.Г. Короленко»
Аннотация. Статья посвящена воспоминаниям о научных наставниках: А.П. Шаховском, В.Н. Харькине, Ю.П. Сокольникове, А.Л. Гройсман, Э.И Сокольниковой. Раскрываются методологические платформы учёных, их методических подходах к подготовке аспирантов, докторантов.
Ключевые слова: научные наставники, педагоги-учёные, методология, методика.
EINFÜHRUNG IN DIE WISSENSCHAFT
Tutolmin A.W. Dokt. ped. der Wissenschaften, Assistenzprofessor an der Staatlichen Universität für Ingenieurwissenschaften an der Staatlichen Universität für Ingenieurpädagogik an der Universität Glazow. V.G. Korolenko»
Annotation. Der Artikel ist den Erinnerungen an wissenschaftliche Mentoren gewidmet: A.P. Shahovskaya, V.N. Kharkin, Y.P. Sokolnikova, A.L. Groysman, E. Und Sokolnikova. Die methodischen Plattformen von Wissenschaftlern, ihre methodischen Ansätze zur Ausbildung von Doktoranden und Doktoranden werden aufgedeckt.
Schlüsselwörter: wissenschaftliche Mentoren, Pädagogen-Wissenschaftler, Methodik, Methodik.
Вектор моей педагогической работы в вузе определил мой друг А.П. Шаховской. Ещё до приезда в наш город В.Н. Харькина, о влиянии которого на моё становление как учёного будет отдельный разговор позднее. А.П. Шаховской – мой коллега, высокопрофессиональный композитор-педагог, стал, как-то за-просто, приобщать меня к науке. К попыткам обобщения передового и, собственно, своего педагогического, пусть и не богатого ещё, но, всё же, – имеющегося опыта.
Будучи зав. отделением (секцией) музыки, он смог отправить меня, тогда совсем молодого, начинающего преподавателя вуза, на ФПК (факультет повышения квалификации) в город Киев. При этом Альберт Павлович напутствовал меня – сразу заняться написанием диссертации, а не терять время даром на формальное обучение на ФПК. Хотя и он, и тем более я, каждый по-своему представлял эту деятельность. Он – специфично, как музыкант, композитор, искусствовед. Я же, к сожалению, со студенческих лет, не выполнял курсовых и ВКР (выпускная квалификационная работа), так как по тем временам по учебному плану музыка-льного факультета и не предполагались эти виды самостоятельной учебно-исследовательской работы. Основной вид нашей студенческой подготовки был направлен практическое и методическое овладение искусством игры на специальном инструменте – баян.
На ФПК в Киеве я многому научился в плане теории и методики музыкального образования, как, так и школьников. На занятиях выступали с интересными лекциями не только преподаватели курсов повышения квалификации, но и, в неменьшей степени и сами слушатели, приехавшие на ФПК в Киев с разных уголков России и союзных республик, представляли интереснейший опыт музыкально-педагогической деятельности.
Ещё одним фактором моего становления как молодого учёного, не только в музыкально-методическом плане, и собственно научного развития стала работа над первоисточниками в национальных библиотеках Украины. Именно там, наткнувшись на рукопись, заявленной к защите докторской диссертации Альфреда Мирека, известного в «мире баянистов–аккордеонистов» своей «Школой игры на аккордеоне, я, можно сказать, впервые познакомился с настоящей научной работой. Меня так «притянула к себе» рукопись автора – «родственной души» – баяниста, аккордеониста, что я, отложив все рутинные дела на ФПК «дни и ночи» пропадал в библиотеке, подробно конспектируя его диссертацию. Для меня там было много нового, интересного.
На итоговый отчёт по прохождению ФПК я, в основном, сосредоточил своё внимание как раз на диссертации А. Мирека. А по возвращении в родной город Глазов, я изрядно удивил и озадачил своих коллег – баянистов, аккордеонистов своими познаниями в области баянного искусства исполнительства и методики преподавания. Хотя у них, у каждого, за годы работы, был свой «доморощеный» опыт преподавательской работы.
В научной лаборатории мои научно-методические наработки неоднократно обсуждались на пленарных заседаниях. И так как основное направление наших лабораторских исследований было в русле проблем педагогического творчества и начального образования, а я, как раз, к тому времени был переведён на кафедру педагогики и методики начального обучения, то и мой практический опыт музыкально-эстетического воспитания в курируемых и руководимых мной детских разновозрастных музыкальных коллективах, конечно же, пригодился, как нельзя кстати.
Наш руководитель лаборатории «Творчество в педагогической деятельности» не раз возил нас в Москву на собрания научно-педагогического объединения молодых педагогов-исследователей, которое возглавлял профессор Ю.П. Сокольников. На заседаниях семинара по проблемам начального образования мы, молодые педагоги-исследователи, заслушивали доклады известных учёных-педагогов. Не раз бывали и на заседаниях Академии педагогических наук, где с интересом наблюдали и слушали полемику представителей разных научных школ. А однажды участвовали в выборах народных депутатов СССР. Другими словами – принимали самое активное участие в становлении «педагогики сотрудничества», бурно популяризируемой отечественными педагогами-новаторами.
С некоторыми мы встречались и общались, как на заседаниях Академии педагогических наук, так и в неформальной обстановке. Так, с С.А Лысенковой, В.Ф. Шаталовым, Н.В. Щурковой у нас были интересные и продуктивные встречи на форумах учителей России. В Доме учителя в Москве, в издательском центре «Первое сентября», основанном С. Словейчиком, мы публиковали свои статьи по результатам исследовательской работы.
С Ш.А. Амонашвили мне посчастливилось неоднократно видеться и общаться в неформальной обстановке. Помнится, как наша глазовская делегация, приехав на ежегодное собрание педагогов-воспитателей в МПГУ, мы поселились в общежитие аспирантов, где остановился и Ш. Амонашвили с женой. Мы пригласили их на наш импровизированный вечер-концерт и до ночи общались с Шалвой Александровичем на самые разно-образные педагогические темы.
Кстати, там я впервые испробовал свою методику обучения игре на баяне, который оказался «под руками», так как мы, традиционно, после дневных заседаний по секциям, вечером устраивали мини-концерты. Для этого мы привозили в Москву свои музыкальные инструменты.
Так вот, по ходу нашей встречи-ужина в общежитии аспирантов АПН, мы проиграли свою концертную программу перед супругами Амонашвили. Шалву Александровича больше всего удивило то, что каждый второй из нашей делегации хорошо играл на баяне. Даже наш руководитель В.Н. Харькин, вдруг взяв баян, выразительно спел, замечательно аккомпанируя себе, задушевную песню Т. Хренникова «Что так сердце рас-тревожено». Спел под собственный аккомпанемент, чем удивил и нас «подготовленных артистов».
На восхищенные отзывы в наш адрес со стороны Ш. Амонашвили, мы интригующе заявили, что и его сейчас научим игре на баяне буквально за пять минут. Но на деле процесс научения и исполнения экспромтом произошло гораздо быстрее – одномоментно. Просто усадив Шалву Александровича за инструмент, я попросив у девушек резинку для закреп причёсок, надел её на указательный и средний палец педагога-новатора и отвлекающее попросив его просто растягивать меха баяна, управляя своей рукой его соединёнными резинкой двумя пальцами, «исполнил» малыми терциями на правой клавиатуре баяна мелодию известной грузинской песни «Сулико». Получилось, к удивлению всех присутствующих, очень даже неплохо.
Моя первая кандидатская диссертация была защищена в непростые 90-е годы.
Выполнение диссертационного исследования у меня началось ещё в советское время. Во всех сферах советского общества господствовала марксистко-ленинская идеология. Методологи-ческой платформой для отечественных учёных, исследователей выступал общенаучный системный подход.
Мой научный, профессор Юрген Петрович Сокольников создал свою научную школу о системном подходе к воспитанию подрастающих поколений. Кроме того, как теоретик педагоги-ческой науки Юрген Петрович архитектонику своей педагогической теории выстраивал на основе материалистической диалектики и её основных законов.
Вот и моя тема диссертационного исследования, которая поначалу формулировалась мной довольно прозаично: «Нравственно-эстетическое воспитание школьников», на выходе зазвучала довольно солидно, «диссертабельно», так как в ней просвечивал методологический регулятив моих научных изысканий. В названии темы исследования появилась формулировка собственно научного сопровождения хода и результатов исследования, а именно: «Взаимосвязь и единство нравственного и эстетического воспитания, что прямо указывало на методологическую первооснову моей исследовательской работы – закон о всеобщей связи явлений объективного мира.
Занятна, на мой взгляд, и история выхода на путь диалектической логики (методологии). Однажды, во время очередной консультации у Юргена Петровича, у нас с ним, вдруг, возникла маленькая дискуссия по поводу равнозначности дефиниций терминов: «единство» и «взаимосвязь».
Замечу, что в своих научных работах Ю.П. Сокольников, характеризуя педагогические системы разного порядка, подчёркивал их «органическую связь», но в то же время и их иерархическую соподчинённость.
Так вот, усмотрев в черновиках моей работы новый термин – «единство», он обратился ко мне с саркастическим вопросом: «А что, единство и органическая связь – не одно и то же?»
Не знаю, почему, но я вдруг стал перечить своему научному руководителю, аргументируя тем, что в научной литературе есть такие понятия, как «синкрезис», «калокагатия» (греч. calos пре-красное, agathos доброе), интерпретируемые как нерасчленённое единство. Например, прекрасно-добрые начала в фольклоре, т.е. народной мудрости, которую, кстати, глубоко проповедовал школьный друг и коллега Сокольникова по работе в ЧПГУ Вол-ков Г.Н., основатель отечественной этно-педагогической теории, которую изучают по его учебникам по всей стране.
Забегая вперёд, скажу, что получилось так, что первым оппонентом моей, уже докторской диссертации, оказался не кто иной, а именно академик РАО Г.Н. Волков.
И ещё одно отступление. Конечно же, я тогда вступил в дискуссию с Ю.П. Сокольниковым, движимый интуицией, нежели аксиоматичным знанием и безусловным пониманием всей глубины поставленного вопроса. Это сейчас я, вспоминая фрагмент известного отечественного фильма «Семнадцать мгновений весны» режиссёра Т.М. Лиозновой о поучительной реплике Мюллера на фразы Штирлица … «действия и поступки», что действия и поступки – это одно и то же.
В настоящее время я привожу студентам этот эпизод, иллюстрируя как раз для того, чтобы показать не только взаимосвязь между этими терминами, но и существенную разницу в их значении.
Вот и тогда, послушав мои аргументы, со снисходительной улыбкой, Юрген Петрович, вдруг прозрел и начал увлечённо размышлять вслух о том, что философско-методологическое не единство и даже полное отсутствие связи, есть не что иное, как изначальная форма связи, а единство – высшая форма взаимосвязи.
В конце концов, мы дошли в своих размышлениях до новой, критериально-уровневой системе оценке нравственно-эстетической воспитанности у испытуемых. Гармоничные и энгармоничные, перекрёстные связи между нравственной и эстетической воспитанностью, в совокупности, составили 9 форм взаимосвязи.
Разработка собственной системы критериально-уровневого аппарата диагностики и монторинга экспериментальной работы составила определённую новизну. Впоследствии нашей методикой воспользовались многие педагоги-исследователи из научной школы Ю.П. Сокольникова, да и по настоящее время наша диагностическая методика остаётся востребованной у моих аспирантов, магистрантов бакалавров и учителей-исследователей.
Другим аспектом моей диссертационной работы, наряду с системным подходом, проповедуемым Ю.П. Сокольниковым, стал деятельностный подход, заявленный в теме диссертации «Взаимосвязь и единство нравственного и эстетического воспитания в деятельности детского разновозрастного художественного коллектива». И что вполне логично, так как опытно-экспериментальную работу я проводил в детских, самодеятельных и школьных ансамблях и оркестрах.
Музыкально-творческая деятельность ребят была пронизана эстетизацией, и в то же время способствовала в специфическом детском коллективе – оркестре игры на элементарных музыкальных инструментах, или фольклорном ансамбле, – воспитывать чувства общей заботы и личной ответственности, а в исполнении музыкальных произведений (фольклорных бытовых сцен) представлять «нравственное зерно», закодированное в музыке, фольклоре.
В диссертационной работе я основной акцент делал на установление в оркестре атмосферы творчества и ролевого соответствия оркестрантов. Особенностью организации коллективного творческого музицирования было то, что «капельмейстерами» выступали наиболее одарённые в музыкально-педагогическом отношении ребята, порой гораздо младше своих «музыкантов-оркестрантов», не обладающих не только природными музыкальными способностями, но и хорошими, если не сказать, уникальными организационно-методическими навыками.
Надо сказать, что они пользовались непререкаемым авторитетом среди ребят оркестра, иногда заменяя взрослого руководителя оркестра в репетиционной работе по разучиванию оркестровых партий. Они умудрялись буквально за 5 минут научить точному метро-темпо-ритмичному исполнению на том или ином музыкальном инструменте. Кроме того, весь ход занятий в оркестре был пронизан творческой деятельностью. И не только музыкальной.
Так, освоив правила ролевого соответствия, оркестранты постигали тонкости духовно-нравственных отношений, взаимовыручки, внимательного и доброжелательного взаимодействия с оркестрантами и слушателями выступлений оркестра. Особую роль в этом играл грамотно, т.е. педагогически обоснованный, организуемый процесс подготовки к концертным выступлениям.
И здесь пора поговорить о разновозрастности оркестрантов в наших детских художественных коллективах. Организуя детские оркестры, мы намеренно не ограничивали возрастными рамками его участников. Подобно тому, что в реальной жизни дети взимодействуют и со взрослыми, и со сверстниками, и со старшими, и с младшими, мы полагали, что в такой атмосфере воспитание прекрасно-добрых основ у оркестрантов-воспитанников будет происходить естественно, т.е. не заорганизовано взрослыми, как это приходится наблюдать в школе, где ребята распределены по одновозрастным классам.