Полная версия
Уроборос, или Мир наизнанку
Анна Давыдова-Городецкая
Уроборос, или Мир наизнанку
Иллюзия – это реальность.
Эту работу я посвящаю моей маме, Любови Николаевне, человеку, подарившему мне жизнь и моему близкому другу Вячеславу, человеку, указавшему мне направление выхода на свободу из уроборического плена.
Введение
Оглядываясь назад, понимаю, что в течение долгого времени, в течение десятилетий я страдала от приступов тоски, которая особенно сильно мучила меня, если я оставалась наедине с собой в выходные и отпускные дни, и когда мне случалось, а такое происходило довольно часто, проснуться под утро. Неприятно было и то, что если я ненадолго ложилась подремать днем, то обязательно просыпалась в жутком настроении и еще долго потом не могла прийти в себя. Я расценивала это, как затяжную депрессию, пыталась работать с психологом, пить антидепрессанты, отвлекать себя общением и хобби. Все было малоэффективно, тоска возвращалась.
Поначалу я искала причину вовне – в долгом проблемном браке, потом в отсутствии стабильной личной жизни, в жилищной неустроенности, в финансовой нестабильности. Однако, шли годы, жизнь налаживалась – брак с его психотравмами остался далеко позади, было приобретено жилье, стабилизировалась финансовая сфера, но эмоционального и психологического комфорта не наступало.
Я сосредоточила свое внимание на поиске спутника жизни, считая, что все проблемы от одиночества, и как только в моей жизни появится тот, о котором мечтаю, все наладится само собой. Такой мужчина мне повстречался, но что бы вы думали? – конечно, после непродолжительного облегчения, все вернулось на круги своя. Ко мне пришло осознание простой истины – проблема лежит внутри моей психики и мало связана с внешними обстоятельствами. Я стала искать ответ на вопрос, а что, собственно, со мной не так? Профессиональные и не очень психологи в своих онлайн лекциях рассказывали про аутоагрессию, слияние, созависимость, комплекс жертвы, про абьюзеров и нарциссов, про инфантильные личности, застывшие в уроборической фазе психологического развития[1]. Эти отрывочные сведения или даже целые теории роились в моей голове, объясняя, почему мои отношения с тем или иным человеком сложились именно так, а не иначе. Но… Удушающая тоска не уходила. В то время я чувствовала, что моему подсознанию есть, что мне порассказать, но никак не могла понять, как туда пробиться. Лежа перед сном в расслабленном бодрствовании, я представляла, как из глубин этого самого подсознания всплывают какие-то большие темные «рыбины», но я никак не могла ухватить их за хвост, чтобы рассмотреть.
И вот однажды, в феврале 2024 г. я проснулась в очередной раз под утро, пролежала, как обычно, без сна, гоняя по кругу в голове мысли о своей неудачной жизни до того момента, когда пора было собираться на работу и встала с таким ощущением, как будто меня всю ночь били. И вдруг осознала, что это не такая уж метафора, меня действительно «били», но делала это я сама с садистическим удовольствием. Это открытие поразило меня – я внезапно поняла, что это и есть – аутоагрессия в чистом виде. Раньше я представляла себе это загадочное явление несколько иначе, например – ударить себя при неудаче, или обозвать себя грубым словом, или грызть ногти, или резать вены, или биться головой об стенку и т. д. Но неожиданно для себя самой я поняла, что аутоагрессия это не только явные повреждения себя, но и удивительное состояние, когда в сознании появляются две личности, из которых одна успешный праведник, а вторая – неудачливый грешник. И эта первая личность начинает менторски зачитывать второй все ее прегрешения и приговор по каждому пункту. И так до бесконечности и по любому поводу. Как интересно! Неожиданно, мне стало легче. Все так же просыпаясь под утро, я усилием воли подавляла эти диалоги в своей голове. И даже если я не засыпала, то уже не ощущала себя такой побитой. Отлично, подумала я, дело сделано!
Я стала значительно лучше себя чувствовать, лучше спать, а потом стала ходить в консерваторию. В то время я сравнила себя с пересобранным и отреставрированным роялем, который осталось только настроить и на нем можно будет уже совсем скоро сыграть чудесную мелодию, тогда как раньше я была только муляжом рояля, ни на что негодным.
Спустя примерно три месяца, в конце июня, мне приснился необычный, очень яркий сон, в котором я получила в подарок небольшую, размером с куриное яйцо, ящерицу. Она умещалась на ладони и была такой умилительной и безопасной, что моя рука сама собой потянулась ее покормить. Я дала ей крошечку чего-то вкусного, и в то же мгновение она стала катастрофически быстро расти, превращаясь в страшного и ужасающе агрессивного дракона, заполнявшего собой все пространство комнаты. В его намерении уничтожить меня не приходилось сомневаться, и в это мгновение я проснулась. Чуть позже я поняла смысл этого сна – мне приснилась аутоагрессия, которая, если ее контролировать, может быть вполне безобидной, но стоит ее подкормить недовольством собой хотя бы чуть – и она способна уничтожить человека.
Мне стало интересно углубиться в суть этого явления, понимая, что это, возможно, ключ к решению моих проблем. Лучше всего мне думалось на концертах классической музыки и во время пеших прогулок по кривым московским переулкам. Гуляя, я делала заметки, фиксируя свои мысли. Наблюдая за собой, за другими людьми, их поведением я осознала, что проблема не только и не столько в аутоагрессии, что она лишь часть того порочного круга, который существует в психике инфантильной/уроборической личности (далее в тексте эти прилагательные будут использоваться, как синонимы) к которой я, без сомнения, отношу себя.
Потянув за ниточку аутоагрессии, я вытащила целый клубок переплетенных между собой весьма специфических паттернов, ответственных практически за все мои реакции. Также я утвердилась в мысли о том, что паттерны эти присущи не только мне, а вполне универсальны. Мне захотелось размотать этот клубок, изучить и упорядочить структуру своей психики и, насколько это возможно, сделать ее более здоровой и функциональной. К своему удивлению и радости я поняла, что сам факт осознания того или иного механизма, выведенного из глубины подсознания, в значительной мере нивелирует патологичность этого самого механизма. Поскольку, если понимаешь, что именно происходит в психике в данный момент, с чем это связано и к чему приведет, появляется возможность контроля, который поначалу дается непросто, через усилие воли, но постепенно приводит к формированию новых нейронных связей и новое, более здравое поведение становится естественным. Таким образом, изучение собственной психики оказалось для меня не только интересным, но и целительным. Я заметила, что изначально все мои эмоциональные реакции, которые приводили к конфликтам и постоянному недовольству собой, осуществлялись мгновенно и автоматически. Потом я успевала только осознать, что происходит, но не успевала купировать саму реакцию. Какое-то время спустя стал появляться временной зазор примерно в три секунды между триггером и реакцией на него, и этого уже хватало для того, чтобы не только осознать, но и в части случаев остановить готовые запуститься раздражение, обиду, пассивную внешнюю агрессию и т. д. По мере тренировки навыка осознанности, появился и навык остановки нежелательных психологических проявлений в момент их зарождения, уже без значимых волевых усилий, а в большинстве случаев автоматический. В мою жизнь вошел устойчивый психологический комфорт, которого не было никогда ранее. Если я смогла расшифровать послания своего тела в виде неясных ощущений и послания своего подсознания, зашифрованные в снах, то это совершенно точно доступно каждому, у кого есть сложности, схожие с теми, которые на протяжении долгих лет испытывала я.
В то время, когда я только начала размышлять над причудливостью маскировки собственной аутоагрессии, подруга рассказала о поведении своей пятилетней дочери-аутиста, которая, когда была совсем маленькой, с криком требуя, но не получая желаемое, могла ударить взрослого. После того как ей объяснили, что этого делать нельзя, она стала в такой ситуации бить себя по голове. Для меня был удивителен тот факт, что аутоагрессия присуща и детям, а значит, человек, вероятно, рождается с этой особенностью. Мне пришла в голову идея объяснить данный феномен с метафизической точки зрения. Собственно, сон про ящерицу, превращающуюся в нападающего дракона, в сочетании с библейским мифом о Змее-искусителе и породили мою теорию Уробороса.[2]
Я представляю читателю путешествие в мир моего личного психоанализа, в котором кирпичики этой теории собирались постепенно, формулируясь сначала не вполне отчетливо, но, по мере продвижения в глубины психологических паттернов, обретая все более четкую структуру. Я бы сравнила проделанную мной работу с собиранием пазла, состоящего из тысячи мелких деталей, когда, чем больше разрозненных фрагментов картины находят свое место, тем более цельной и понятной становится вся картина. Возможно, профессиональные психологи скажут, что я изобрела велосипед, однако, все совпадения случайны. В процессе самостоятельного анализа своих поведенческих реакций, который занял примерно 5 месяцев с июня по октябрь 2024 г. я не слушала лекции по психологии, не читала книги по психологии, не общалась с психологами и психоаналитиками, и мое личное видение инфантильной личности основано исключительно на собственном опыте в попытке интерпретировать его не только с практической, но и с философской точки зрения.
Пролог
Что такое Уроборос
и почему
саморазрушение лежит в основе человеческого существа
Занявшись изучением собственной аутоагрессии, я обнаружила, что она не была явной, но скрывалась под маской тоски, возникавшей, как выяснилось, вследствие мыслей о жизненных неудачах и несоответствии того, что есть тому, чего бы хотелось. Эти мысли, в свою очередь, возникали, когда мой мозг не был занят решением насущных задач, то есть в свободные часы или ночью. Поняв это, а также поняв, что с этим можно справиться, прекратив думать о плохом, я очень воодушевилась и решила, что теперь смогу все исправить и, победив аутоагрессию, открою дорогу к долголетию. Я, врач по профессии, знаю не понаслышке о существовании психосоматического механизма развития болезней и о том, какие фатальные изменения в организме запускаются через эмоциональную сферу. Я представила себе так: нет аутоагрессии —> нет болезней —> человек сможет жить, пока не надоест. Как глупо, думала я, гробить себя собственными руками, и зачем заболели и так рано умерли все те люди, которые жили до меня? Конечно, в этом была известная доля иронии, но, тем не менее, мне действительно казалось, что, преодолев механизм саморазрушения, человек способен жить долго и счастливо. Смущал только тот факт, что мало кому это удавалось. И как раз в то время подруга рассказала про явную аутоагрессию у маленького, ничего не понимающего в силу возраста и в силу своих особенностей (аутизм), ребенка. Стало очевидно, что все значительно сложнее, чем мне показалось. Значит, механизм аутоагрессии вшит в основы человеческой личности, вероятно, подавить его невозможно, и вероятно, это действительно то, что сведет в конечном итоге в могилу каждого рожденного значительно быстрее, чем хотелось бы. Но почему? С попытки ответа на этот вопрос и началось мое увлекательное путешествие в мир инфантильной личности, в мир Уробороса.
В данной работе я описала свой взгляд на паттерны поведения и психологические реакции, которые формируются в раннем детском возрасте и препятствуют психологическому взрослению. Для инфантильной личности характерно обесценивание, аутоагрессия, постоянные колебания между превосходством и уязвимостью, кроме того, вся психика насквозь пронизана иллюзиями о себе и мире. Такой человек редко бывает доволен жизнью, у него почти никогда не складывается здоровые отношения с окружающими, редко получается построить успешную карьеру, но даже если есть семья и карьерный рост, он все равно остается всегда недоволен результатом.
Если посмотреть на это с метафизической точки зрения, то можно вообразить, что тот древний Змей-искуситель, который привел прародителей человечества к изгнанию из Рая, инкорпорировал свою структуру в психику всех их потомков, чтобы с ее помощью лишить их радости бытия и, в конечном итоге, привести к смерти через саморазрушение. Я представила себе эту структуру в виде Уробороса, который символически ест себя, и замкнутый порочный круг патологических реакций ожил в виде этого древнего символа. Поэтому, в дальнейшем повествовании будет много упоминаний об Уроборосе, иногда описанные паттерны я буду соотносить с голодом этого существа и тем объемом, который он занимает в психике.
Я взяла за основу не теорию эволюции, согласно которой человек произошел от обезьяны, а Библейскую историю о потерянном Рае. Сначала немного древней фактологии, а затем полет фантазии.
Представим первых людей – Адама и Еву. Бог создал Адама из глины и вдохнул в него жизнь, чуть позже из ребра Адама была создана Ева, и они стали жить в Раю, который назывался Эдемом. Они были обеспечены всем необходимым, их все устраивало, они ни о чем не тревожились, они казались себе и друг другу совершенством. В общем, они были счастливы.
В том Эдемском саду росло много деревьев, в том числе два запретных: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и Древо жизни посреди Рая, и Древо познания добра и зла». Быт 2:9.
Бог предупредил Адама, что вкушение плодов с Древа познания добра и зла ведет к смерти: «От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Быт. 2:17.
В том же саду обитал Змей: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал Змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». И сказал Змей жене: «нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Быт. 3:1–6.
Возникает ряд вопросов, например, зачем Бог создал такое дерево? И откуда взялся Змей? Здесь можно подумать о балансе темного и светлого, о свободной воле выбирать сторону, но это тема для другого исследования. Хотя… мы же не собираемся всерьез критиковать Создателя? Захотел и создал! Чтобы было…
Вернемся к тому, о чем сказано в Писании: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам, ] где ты?
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела». Быт.3:7-13.
Итак, враг рода человеческого, прародитель всего зла сумел соблазнить Еву, а та уговорила Адама, и они оба съели яблоко с Древа познания добра и зла. Он обещал им, что они станут так же идеальны и умны, как сам Бог, однако, последствия этого поступка были совершенно неожиданными. Съев яблоко, Адам и Ева в то же мгновение увидели свою наготу, им стало стыдно – они не изменились, но изменился их взгляд на себя. Я думаю, это был первый акт недовольства собой, по сути, первый акт аутоагрессии, включавший в себя чувство стыда за свое тело и чувство вины за содеянное.
Изгоняя всех троих участников этой драмы из Рая, Бог проклял каждого, он сказал Змею: «Проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».
Еве: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою».
Адаму: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Быт. 3:14–19.
После грехопадения «нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Быт. 3:20, 21. После чего Адам и Ева сошли на землю.
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Быт. 3:22–24.
Теперь исключительно фантазия. Древо познания добра и зла – вечная дихотомия… А если представить себе, что тот Змей был ветвью этого дерева из части, отвечающей за познание зла, и именно его плодом было то самое яблоко, и оно содержало в себе ДНК Змея. Ведь в этом яблоке сложно разглядеть хотя бы что-то из области добра – оно принесло съевшим его сплошные несчастья. Бог предупреждал о том, что плод этого дерева смертельно опасен, но человек, наделенный своим собственным разумом, предупреждение проигнорировал. Так с помощью яблока Змей проник в сознание первых людей. А затем проник и в сознание всех их потомков, где также живет сожаление о потерянном Рае и вина за первое грехопадение. И, как Змей обманул наивных прародителей, так же теперь продолжает обманывать не менее наивных нас с вами. Он обещает нам что, если мы будем слушать его наущения, то достигнем некой полноценности, и тогда будем счастливы, как в Раю, точно зная, что это невозможно. И мы бесконечно мечтаем о том вечном счастье, и пытаемся достичь полноценности, которая для этого необходима, и постоянно сами себя наказываем за то, что не получается.
Так Уроборос, проглоченный вместе с яблоком, обещает и наказывает всех и всегда. Обещает возвращение в Рай, наказывает стремлением к идеальности и невозможностью этого достичь. Он, существующий в психике всех людей – то самое зло, которое было плодом Эдемского дерева. И это зло – наказание за первородный грех прародителей.
Теперь представим младенца в утробе матери – там он защищен, всегда сыт, никогда не одинок, у него нет никаких тревог, ему всегда тепло, он не знает о своей «неполноценности», там ничего не надо делать, только спать. Материнская утроба, память о которой живет в подсознании каждого из нас, вполне может ассоциироваться с потерянным Раем.
Уроборос, переданный по наследству, зародившись в новом человеке в «раю» материнской утробы, в последующей после рождения жизни ведет этого человека через саморазрушение к смерти, чтобы в череде воплощений опять оказаться в «раю утробы» вместе с новой жизнью.
Бог —> Рай —> Адам и Ева —> изгнание из Рая —> жизнь в трудах и заботах —> смерть —> возвращение в землю «из которой взят».
И аналогично: мать (бог) —> утроба (рай) —> ребенок (Адам или Ева) —> изгнание (рождение) —> жизнь, отравленная ядом Уробороса —> саморазрушение —> смерть —> надежда на повторение цикла.
Безусловно, никакого Уробороса в нашем сознании не существует, а речь в данной книге пойдет об эмоциональных реакциях и вариантах поведения человека, застрявшего на инфантильной стадии развития своей психики. Но, если взять эту фантазию за отправную точку путешествия в свое подсознание, там будет проще ориентироваться. Поэтому, примем как аксиому тот факт, что каждый человек имеет в своей психике структуру «Уроборос», о которой я буду говорить в этом эссе, поскольку является потомком Адама и Евы. А также имеет опыт жизни в «раю утробы» и опыт «изгнания» из «рая утробы» в момент рождения с последующим беспомощным младенчеством. При наличии чуткой матери человек успешно проживает это время и вырастает в осознанную личность. Но даже взрослая личность при стрессе или переутомлении может регрессировать на более раннюю стадию психологического развития.
Пусковой механизм сохранения инфантильной структуры личности в неизменном виде с остановкой психического взросления заключается в материнском или лица, заменяющего мать, отвержении преднамеренном, вынужденном или случайном. Вероятно, чем более отзывчива и тепла мать, тем меньше последствия этого родового потрясения – исторжения из «рая утробы». А чем более безразлична или депрессивна мать, тем больше контраст утробы и жизни вне ее, тем сильнее стремление попасть туда снова. Сам факт рождения с точки зрения младенца – уже факт отвержения. При повторном (после рождения) отвержении матерью, эта инфантильная стадия фиксируется, и взросление не происходит, личность застревает в уроборической структуре.
Детская психика, вероятно, ищет объяснение происшедшему в себе и закрепляется в парадигме – «если я стану лучше, я буду достоин любви». Таким образом, замыкание в уроборическом круге происходит вследствие холодности и нечувствительности к потребностям младенца окружающих его взрослых, которые реагируют только на максимальный плач и удовлетворяют минимальные потребности. Ребенок получает внимание только после страдания. В его психике закрепляется еще одна парадигма: «если я страдаю, есть шанс, что меня заметят и дадут мне блага».
В данной работе речь пойдет не о каких-то там специфических людях, речь о нас с вами. По моим наблюдениям подавляющее большинство тех, с кем мне довелось общаться, имеют в структуре своей психики Уроборос большего, или меньшего размера со всеми его «прелестями». Только небольшой процент людей может адекватно пройти все стадии взросления и вырасти во взрослую, ответственную личность, живущую не в иллюзиях, а в реальности. С чем это связано, я не знаю, очень мал опыт общения с такими людьми, но я пришла к выводу, что совсем не обязательно у них было безоблачное детство и принимающая мать. Более того, наличие любящей, но уроборической матери, в целом лишенной истинной эмпатии, не гарантирует того, что ее ребенок не станет выросшим инфантом, скорее гарантирует обратное. Возможно, эти сверхлюди, живущие в реальности, имеют какие-то врожденные волевые или интеллектуальные особенности, которые позволяют им не попасться на удочку иллюзий. Возможно, таким людям не важно, какая у них мать – любящая или отвергающая, уроборическая или взрослая. Возможно, у них опытная душа, прошедшая через множество воплощений и повзрослевшая на протяжении веков. Возможно, со временем я найду ответ на эти вопросы.
Глава 1
Аутоагрессия. Тревожность. Тоска
Я уже писала о том, что заняться изучением своей психики меня сподвигло осознание многогранности аутоагрессии, которая, как выяснилось, совсем не то, что мы привыкли думать, основываясь на традиционных представлениях об этом явлении. Когда я пыталась понять и привести в некую систему механизмы, по которым работает мое сознание, у меня возникало ощущение, что я хожу по кругу в густом тумане, из которого проступают неясные очертания. Чем больше кругов было сделано, тем более отчетливыми становились контуры и детали блоков, образующих этот круг, и тем более очевидным становилось то, что все они взаимосвязаны, и изучить один, не извлекая на свет и не изучая другие, невозможно. Я обнаружила, что аутоагрессия тесно связана с иллюзорностью представления о себе, которая, в свою очередь, порождает некое эталонное представление о «счастье» и о внешнем мире что, в свою очередь, порождает обесценивание реального мира, который точно отличается от эталонного, а сравнение этих миров неизбежно погружает в уныние, что, в свою очередь, приводит к аутоагрессии, как попытке победить собственную «неполноценность» и попасть в состояние «полноценности», где мечта об идеале уже как будто достигнута, однако, это состояние постоянно ускользает. И опять аутоагрессия, уязвимость, обесценивание. И далее по кругу вновь и вновь.