Полная версия
Томография пророчества Иоанна Богослова
Но способность предвосхищать будущее не является качеством, присущим только личностям супрафизических миров; просчитывать вероятность ожидаемых событий способен и человек, хотя точность таких прогнозов оставляет желать лучшего. Однако принцип, на котором основывается видение будущего, остается тем же: человек, оценивая наблюдающуюся тенденцию развития событий и, базируясь на известных ему факторах, могущих в той или иной степени повлиять на их течение, выстраивает причинно-следственную цепочку и, двигаясь по ней вверх, предполагает возможный исход. Вместе с тем человеческий интеллект, ограниченный знанием лишь процессов, происходящих в мире грубой материи (и то не всех), и не располагающий возможностью учесть влияние вышестоящих миров, оперирует располагаемой информацией, используя метод экстраполяции, поэтому прогнозы, полученные таким путем, могут дать лишь вероятностную картину грядущего. Так работают футурологи, прогнозирование отдаленного будущего которыми зиждется большей частью на умозрительных заключениях, а не на точном видении причинно-следственных цепочек. Но и предсказание ближайших событий не подвластны человеческому разуму. Пример тому прогнозирование погоды. И здесь использование результатов достаточно точного исследования текущих параметров атмосферы и процессов, происходящих в ней, огромного опыта, накопленного за десятки лет, и помощь вычислительной техники, в состоянии дать лишь относительно точную картину погоды только на сутки. А теперь оцените, в какой степени можно прогнозировать события в общественной или политической сфере, где целиком господствует человеческий фактор, почти полностью обусловленный воздействием тонких миров, влияние которых на принятие решений в области человеческих взаимоотношений оказывается доминантой!
Таким образом, из всего вышесказанного следуют два вывода.
Первый: возможностью выстраивать причинно-следственные цепочки в будущее обладают все разумные существа, но в разной степени. Так, если на самой низшей ступени мироздания человеческий ум в состоянии оперировать лишь величинами физического мира, а все вероятные возможности для него имеют более или менее равные шансы на реализацию, то по мере восхождения к Миру Духа знание становится все более обширным и глубоким, охватывая еще и реальность супрафизических миров, а заменившая аналитическую работу медлительного ума тонкая интуиция, мгновенно анализируя воздействие всех факторов на объект, способна без напряжения восстанавливать причинно-следственную цепочку, получая на всем ее протяжении полную информацию о состоянии и движении объекта в пространственно-временном континууме. На земном плане такая закономерность просматривается в точности глобальных предсказаний различными провидцами. Так, если Откровения Иоанна Богослова, полученные из Высшей полусферы Бытия, практически непогрешимы, то аналогичные видения будущего, данные Нострадамусу с Астрального плана, грешат многочисленными неточностями временных координат.
Второй: видения грядущих событий не могут быть предупреждением о надвигающейся опасности, которую благодаря полученной информации можно предотвратить. Если пророчество истинное и получено провидцем с высших сфер Бытия, то предсказанное событие обязательно реализуется, какие бы усилия со стороны его участков ни предпринимались, чтобы избежать, оттянуть по времени или смягчить его последствия. И что видение будущего обладает неумолимой силой претворяться в жизнь, покажет грядущий Апокалипсис, события которого ни на йоту не отклонятся ни от сценария, ни от сроков и дат, названных Иоанном Богословом два тысячелетия назад, и это несмотря на множественные горячие молитвы Божиих угодников о помиловании погрязшего в грехе человечества. Вместе с тем пророчества – это не фатум, не судьба, не жесткая предопределенность, не заранее спланированный Высшими Силами подробный сценарий, где роли уже расписаны, распределены и обязательны для исполнения всеми участниками Космической Игры. Видение событий из Будущего, касающихся отдельной личности или всего человечества, – это всего лишь констатация того результата, который будет получен в ходе суммарного воздействия на земной план вышестоящих существ, Влияний и Сил Природы, исподволь направляемых волей Всевышнего. Следует помнить, что жизненный путь каждого отдельного живого существа – это не железнодорожная ветка с одной колеей, по которой, двигаясь из пункта А в пункт В, невозможно ни свернуть, ни задержаться, ибо вслед движется такой же состав. Эволюционное становление души, ее длинный тернистый путь от сомнамбулического состояния в грубой материи до Царства Духа, скорее, можно сравнить с путешествием странника по бескрайней степи, где нет проторенных дорог, но тем не менее направление движения строго определено и невидимо контролируется силами, не ощущаемыми путником. При этом путешественник может двигаться так, как сочтет нужным: пожелает – пойдет быстро, не оглядываясь; захочет – не торопясь, медленно, наслаждаясь уходящим за горизонт степным ландшафтом, может и вовсе остановиться и некоторое время передохнуть. Однако как бы то ни было, итог предрешен – подобно стае перелетных птиц, влекомой и направляемой силой Природы, душа, движимая эволюционным импульсом, рано или поздно достигнет конечной цели своего путешествия – Царства Духа.
На этом образном сравнении знакомство со скрытой стороной феномена предсказаний мы, пожалуй, и завершим. Но поскольку нам волей-неволей пришлось затронуть тему супрафизических миров, что, несомненно, породило у читателя ряд вопросов, то есть резон следующую главу полностью посвятить метафизике, тем более что без понимания устройства мироздания невозможно вскрыть в толще Откровения Иоанна Богослова один из его тематических пластов.
Глава II
Вселенская матрешка
Структура мироздания
Общеизвестно, что все попытки непредвзятого философского осмысления бытия неизбежно приводят к выводу, что та действительность, в которой мы пребываем, имеет два полюса: материальный мир, доступный органам чувств, и мир высоких энергий, мир Духа, запредельный и незримый. Мир чистого Сознания исследователю неизменно представлялся как абсолютная Бесконечность, неразделенная Пространством и Временем, абсолютная Неизменность, необусловленная причиной и следствием, абсолютный Покой, не затрагиваемый иллюзорной подвижностью космических энергий. Находящийся на другом полюсе мир Материи – это поле деятельности наделенного чувственным умом ментального сознания, которое зависит от Материи и опирается на нее. В результате разумное существо, ограниченное таким сознанием, сосредоточивает все свое внимание и все свои силы на материальном существовании, которое оно воспринимает через органы чувств, а также на жизни, возникшей в Материи и ограниченной Материей. Такого рода поглощенность внешним и объективным становится главной отличительной чертой структурного Неведения. Но как только мы допускаем духовную эволюцию сознания в материальном мире и периодическое воплощение индивидуума в земных телах, то мы сразу же должны задаться вопросом, является ли этот эволюционный процесс чем-то изолированным и самодостаточным или же частью более обширного вселенского целого, включающего в себя материальный мир лишь в качестве одной из своих сфер.
Может возникнуть мысль, что нисхождение души в Неведение представляет собой внезапное низвержение или стремительное падение чистого духовного существа из сфер супрафизической духовной Реальности в первичную бессознательность с последующим развитием феноменальной жизни в материальной Природе. Если бы все обстояло именно так, то вверху мы бы имели Абсолют, а внизу – Бессознательное с возникшим из него материальным миром, воплощенными в физическую оболочку индивидуумами и мирским существованием, а спасением или возвращением души к своему Источнику стал бы аналогичный резкий или внезапный взлет ее в трансцендентное Безмолвие. Кроме Духа и Материи не было бы никаких промежуточных могуществ или реалий, никаких планов, помимо материального, никаких миров, за исключением мира Материи. Но эта идея слишком проста и однозначна и неизбежно должна уступить место более широким представлениям о сложной природе существования.
Однако подобную концепцию, пожалуй, будет трудно обосновать, учитывая земной опыт, который подсказывает, что, как и живые организмы подразделяются на пять царств: бактерии, протисты, грибы, растения и животные, – все мироздание должно дифференцироваться на отдельные планы бытия, в которых существуют целые миры, отличные от материальной Вселенной. Но в основе любой супрафизической или физической истины должна лежать не только ментальная убежденность, но и опыт, и опыт в каждом конкретном случае специфический – физический или духовный – и соответствовать системе истин, которую мы намерены познать. Разумеется, требования доказать с помощью физических фактов феномены супрафизической реальности иррациональны и нелогичны; они продиктованы односторонней позицией физического ума, который считает фундаментально реальным только объективное и физическое, а все остальное относит к категории чисто субъективного. Но супрафизический феномен может сам вторгнуться в физический мир и привести к физическим последствиям. Он даже может оказать воздействие на наши органы чувств и стать явным для нас, но такое происходит редко и является скорее исключением, чем правилом или нормой. Обычно такого рода феномен оказывает непосредственное или ощутимое воздействие на наш ум и наше витальное существо – те части нашего существа, которые относятся к той же категории, что и он сам – и может только опосредованно и через них, да и то не всегда, влиять на физический мир и физическую жизнь. Полностью объективным – если происходит его объективизация – он становится для более тонких чувств, и только относительно объективным – для внешних, физических. Эта относительная объективизация, конечно же, возможна. Но такое происходит только тогда, когда деятельность тонкого тела и его органов чувств связана с деятельностью грубого тела и его физических органов чувств. Тогда супрафизический феномен может восприниматься как нечто внешнее. Такое, например, происходит, когда человек, обладающий так называемым даром ясновидения, прозревает будущее, но вместо иносказательных или символических образов, несущих на себе печать внутреннего опыта, экстрасенсу кажется, что он все видит и слышит внешним зрением и слухом. Таким образом, существование иных миров и наличие связи с ними может подтверждаться через объективизацию для внешних чувств, при помощи тонких чувств – ментальных, витальных, сублиминальных – в измененных состояниях сознания, которые значительно расширяют диапазон нашего восприятия.
Таким образом, мы видим, что физический ум не является единственной, лучшей или самой важной частью нашего существа, и хотя во внешнем сознании он практически полностью доминирует, реальность не может ограничиваться рамками его узкого взгляда или пределами его маленького мирка. Но если нам удастся погрузиться вовнутрь, уловить признаки супрафизических миров и сравнить их с описаниями аналогичных опытов, которые не перестают доходить до нас со времен зарождения человеческого знания, и если мы попытаемся интерпретировать, обобщить и упорядочить полученные данные, мы увидим, что переживаемое нами внутри со всей очевидностью свидетельствует о том, что планы бытия и сознания, превосходящие чисто материальный план с его ограниченным существованием и деятельностью, действительно существуют и оказывают на нас свое влияние. Эти более широкие сферы бытия не находятся на удаленном расстоянии и не отделены от нашего собственного бытия и сознания. Ибо, хоть они и самодостаточны, эти миры характеризуются своим собственным ритмом, функционированием, типом существования и восприятия. Пронизывая и одновременно охватывая своим незримым присутствием и влиянием физический план, они стоят за деятельностью и объектами самого материального мира. Соприкасаясь с ними, мы можем испытывать два основных типа переживаний: либо чисто субъективные, которые, несмотря на свою субъективность, достаточно красочны и ощутимы, либо более внешние, объективные. Испытывая субъективные переживания, мы обнаруживаем, что то, что становится нашим витальным намерением, витальным импульсом, витальным замыслом, уже существует в более широкой, более пластичной, более возвышенной сфере возможностей, и эти более тонкие силы и формации оказывают на нас давление, пытаясь реализовать себя также и в физическом мире. Как правило, мы ничего не знаем об этих попытках; мы не осознаем, как эти могущества, силы и влияния воздействуют на нас, и принимаем их за формации нашей жизни и нашего ума даже в тех случаях, когда наш рассудок или воля отвергают их, пытаясь им сопротивляться. Аналогичным образом мы начинаем осознавать более обширные сферы ума, игру, жизнь, творение, обладающие большей пластичностью, всевозможные ментальные конструкции, которым нет числа, и мы чувствуем, как они входят в соприкосновение с нами, как их силы и влияния – столь же незаметно, как и витальные – воздействуют на наши ментальные части.
Переживания этого типа носят преимущественно субъективный характер, сопровождаются давлением идей, внушений, эмоциональных формаций, побуждений к чувствованию, действию, динамическому восприятию. И хотя во многом это давление оказывают осаждающие нас витальные или ментальные силы человеческого мира, у него есть аспект, явно указывающий на его внеземное происхождение. Но подобные контакты этим не ограничиваются, поскольку наши витальные и ментальные части открываются более обширной сфере субъективно-объективных переживаний, в процессе которых эти планы предстают уже не как производные субъективного бытия и сознания, а как миры; ибо жизнь там по своей организации напоминает земную, хотя и протекает на другом плане, характеризуется другими процессами и динамическими законами, облачена в субстанцию, принадлежащую супрафизической Природе. Как и на земле, там живут существа, имеющие или принимающие формы, проявляющие себя или естественно воплощающиеся в субстанции, которая имеет определенную плотность, отличающуюся от нашей, земной. Эти миры и существа могут не иметь никакого отношения к нам и нашей жизни, они могут не оказывать никакого воздействия на нас. Однако нередко они входят в тайную связь с земным существованием, подчиняются космическим силам и влияниям, воспринимаемым нами субъективно, становятся их воплощениями, посредниками и инструментами или же сами, по собственной инициативе воздействуют на жизнь, мотивы и события земного мира. Эти существа могут помочь и указать путь или же навредить и ввести в заблуждение; они могут даже подчинить человека своему влиянию, овладеть и начать манипулировать им, используя его в своих благих или дурных целях. Временами земля с развивающейся на ней жизнью, кажется, становится огромным полем битвы светлых и темных Сил, одни из которых стремятся возвысить, ускорить и озарить, а другие – исказить, замедлить, остановить или даже обратить вспять восходящую эволюцию или проявление души в материальной Вселенной. Некоторые из этих Существ, Сил или Могуществ выглядят в наших глазах божественными; они исполнены света, благожелательны и готовы прийти на помощь. Есть и другие, являющиеся Титаническими, исполинскими или демоническими, чрезвычайно могущественными Силами, которые часто инициируют или вызывают в людях чудовищные внутренние потрясения или толкают на нечеловеческие поступки. Мы также можем осознавать влияния, присутствия, существ, которые, по-видимому, не принадлежат потусторонним мирам, а являются оккультным элементом, скрыто пребывающим в земной природе. Как только мы начинаем входить в соприкосновение с супрафизическим, может иметь место субъективный или объективный контакт нашего сознания с сознанием существ, которые когда-то были людьми и жили на земле, а теперь находятся в иных сферах существования. Можно пойти дальше субъективного контакта и тонко-чувственного восприятия и в определенных сублиминальных состояниях сознания реально проникнуть в другие миры и узнать некоторые их тайны. В прошлом именно объективный тип переживаний в основном служил источником представлений человека о происходящем в супрафизических мирах, но, будучи преломленными народными верованиями, они превратились в грубо-материалистические концепции, в которых тонкие феномены с излишней прямотой уподоблялись хорошо известным физическим феноменам.
Именно так в общем и целом человек во все предшествующие периоды своей истории обычно воспринимал иные миры и верил в них. Однако сделать первые шаги в практическом изучении супрафизической реальности удалось только древним провидцам Индии, риши1. Они совершили открытие, значение которого для будущего человеческого знания столь велико, что по сравнению с ним меркнут озарения Ньютона и Галилея; даже открытие наукой индуктивного и экспериментального метода не столь грандиозно. Мудрецы древности открыли совершенно новый метод познания нашего мира – метод Йоги. Интуитивно ощущая полную идентичность внутренней сути человека и Вселенной, риши пришли к выводу, что эта тождественность есть единственный великий ключ к познанию запредельного мира. Посредством разработанной ими методики они, погрузившись в глубины внутренней природы человека, не только на практике убедились в существовании супрафизической реальности, но и выявили при этом множество других миров, лежащих между противоположными полюсами мироздания. Эти миры предшествуют физической Вселенной, а не порождаются ею – предшествуют если не во времени, то иерархически. Эти планы или системы как минимум сосуществуют или возникают одновременно с тем, что представляется нам физической Вселенной, и без них в физическом бытии не появились бы ни Жизнь, ни Ум, ни Дух; ибо эти могущества развиваются благодаря взаимодействию двух сил, одна из которых устремляется вверх и увлекает за собой творение, а другая, пребывающая наверху, – тянет его к себе и одновременно оказывает на него давление свыше.
В результате практического изучения супрафизических миров и философского осмысления полученных знаний родилась космогоническая доктрина, согласно которой лежащее за пределами Пространства и Времени Сознание, Абсолютное и Неделимое, в определенный момент движимое неизвестным импульсом, оставляет состояние высшего трансцендентного покоя и начинает творить миры, инволюционируя от тончайшей духовной энергии до грубой Материи. Миров супрафизического существования неисчислимое число, подчинены они иерархическому принципу, в целом напоминая лестницу, один конец которой уходит в глубины Материи, а другой, поднимаясь до границы миров из тончайшей субстанции, достигает черты, за которой кончается космическое существование, и начинаются сферы супракосмического бытия. Схематично, ограничиваясь только крупной дифференциацией мироздания (планами Бытия), конечный результат инволюционного нисхождения Сознания в глубины Материи можно представить в виде четырех окружностей, где верхняя символизирует вечное и неизменное Царство Духа, следующая за ней – Мир чистой Идеи, или Мир Причины, предпоследняя – Мир тонкой материи, или Астральный мир, и последняя окружность – Мир грубой материи (рисунок 1).
По классификации, принятой в Буддизме и точно отражающей важнейшее для всех планов Бытия качества, всемироздание можно поделить на две области: Мир не-форм, арупалока, и Мир форм, рупалока. К первой сфере, где все сущее не облечено в форму, относится мир трансцендентного Духа, пронизывающего и объемлющего Все. Вторая сфера объединяет миры, созданные в результате инволюционного нисхождения Сознания в Материю, где их обитатели и окружающая их действительность имеют оболочки различной субстанциональной плотности. По классификации Шри Ауробиндо, все мироздание можно поделить на три области: Высшая полусфера Бытия, или Мир Духа; Низшая полусфера Бытия, или проявленный мир вместе с миром тонкой материи; и лежащий между этими планами Бытия промежуточный мир – Универсум. В Мире Духа единство и множественность еще не отделены друг от друга: всепребывает во всем, каждый – во всем и все в каждом, и это знание присутствует неотъемлемо, без усилий к пониманию и восприятию. Здесь нет тьмы, нет мрака. В Низшей полусфере Бытия сознание раздроблено и разделено; свет Истины является пленником ночи подсознательного. Промежуточный план Бытия, Универсум, есть нечто среднее между лежащими на противоположных полюсах мироздания мирами. В ведантической традиции Универсум – это мир Истины, где Сознание, в отличие от Мира Духа, воспринимает Реальность уже дифференцированной, поделенной на части, но в то же время все отдельные аспекты этой сферы Бытия пребывают в полной гармонии единства своих противоположностей. На земном плане такого единства уже не наблюдается.
Кратко рассмотрим каждый из планов.
Над всем мирозданием царствует Брахман; в европейской эзотерической традиции его принято называть Абсолютом, в христианстве – Духом Святым. Брахман скрывается на дне глубин мироздания, Он – суть и неотъемлемая часть всего сущего, Вечного и Временного. Брахман есть нечто большее, чем мы сами и Космос, в котором мы обитаем. Это основа всего, то, без чего ни на одно мгновение невозможно никакое бытие всего видимого и осознаваемого как сущее. Брахман непреходящ, самосущ и независим от всех связей мира относительного. Пронизывая все мироздание, он всегда находится над проявленной формой, всегда чистый и незапятнанный жизнью, желанием, эго и невежеством, свободный от пространственно-временного дробления. Брахман представляет собой первооснову всего Сущего, чистое, бесконечное и неделимое бытие, являющееся полем и первопричиной рождения всех остальных миров. Эта основа всего супрафизического и материального лишена форм, атрибутов, не достижима ни для ума, ни для органов чувств, поэтому неопределима, неописуема, интеллектуально непознаваема. Со всей ясностью утверждается, что слова при попытке описать Абсолют теряют силу; что единственно адекватным способом определить Его суть будет описание через отрицание, при котором единственно верным ответом всегда будет neti, neti – «Оно есть не то, и не это». Это невообразимое для разделяющего ума Существование лишено эго, не имеет обусловливающих его качеств, желаний, потребностей и внутренних побуждений, оно неподвижно и неизменно; постоянно пребывая в одном и том же состоянии, оно наблюдает и поддерживает движение Вселенной, но не инициирует его и не участвует в нем. Представляя собой вневременное и внепространственное Сознание, пронизывающее все планы Бытия и равнопребывающее во всем, Брахман является основой мироздания; Он несет в себе и поддерживает каждую отдельную вещь, как и Вселенную в целом, находясь при этом за пределами Времени, Пространства и Причинности. Абсолют свободен, бесконечен, всеблажен и не связан ничем, что творит, хранит в себе или чем становится. Являя собой незамутненное ничем бытие, чистый, беспредельный, неразделенный, лишенный какого-либо доминирующего качества Абсолют есть божественный аналог физической субстанции.
Если двигаться в направлении инволюции Сознания, или творения миров, то следующей областью мироздания будет Универсум – Мир чистой Идеи, или Гнозис. Поскольку в этой огромной области Бытия Сознание являет себя как побуждающее начало творения, Шри Ауробиндо классифицировал ее как Мир Причины, или Каузальный мир. В ведантистской традиции этот мир принято называть Истиной, виджняна, или махат.
Гностический уровень является не высшим Планом Бытия, а промежуточным, или связующим звеном. Находясь между вечной славой чистого Духа и низшим бытием и Природой, он представляет собой своего рода связующую, формообразующую, организующую и творящую мудрость, силу и радость Вечного. Солнце – владыка и символ Гнозиса – описывается в Веде как всепорождающий Свет, Сурья Савитри, Лучезарный провидец. Но Виджняна это не только Свет Знания и Истина, она еще и Воля, и Сила; она созидательное знание, спонтанно действующая истина божественной Идеи, творящая то, что потенциально заложено в бытии: она не создает того, чего в нем никогда не было, она не строит воздушных замков. Воля Виджняны несет в себе созидательную силу божественной Идеи, и поэтому ее творение проникнуто божественным светом и вечным блаженством. Махат, наполненный радостью своей собственной истины и силы, творит в блаженстве, творит из блаженства, творит то, что является блаженным. Поэтому мир Виджняны является истинным и счастливым творением, ибо все переживаемое им есть совершенная радость, создавшая его. Божественное сияние безупречного Знания, божественная сила нерушимой Воли и божественная легкость непреходящего Блаженства – такова природа Виджняны.
Располагаясь за пределами мира не-форм, эта супрафизическая сфера Бытия благодаря некоторому огрублению своей субстанции уже обусловливает наличие у населяющих ее существ тончайших и пластичных оболочек, служащих, с точки зрения самих существ, полноценными телами, вместилищами души. Каузальный мир – это пространство неограниченной внутренней свободы, совершенной радости и безмятежности, где индивидуализированное сознание уже не связано путами материальной обусловленности. Начиная с этого плана Бытия, необходимость очередных воплощений в физическом теле отпадает – пребывать в Каузальном мире живые существа могут, по земным меркам, целую вечность, вплоть до момента, когда цикл активности не завершится, а элементы материального творения не приобретут вновь недифференцированное состояние. Этот высший мир уготован только для тех, кто полностью исчерпал свою земную и астральную Карму. Однако периодические возвращения на земной план все же возможны, но они осуществляются только теми личностями, кто из сострадания к живым существам, запутавшимся в сетях Кармы, готов вновь воплотиться в теле ради их духовного спасения; эти возвышенные личности приходят на землю как учителя человечества или носители новых религий. В этом царстве неописуемых красот и неисчерпаемых возможностей отсутствуют области тягостного ощущения витальных страданий, и душа, облекшись в тело причинности, всегда исполнена радости и, непрерывно впитывая духовный Свет, купается в источаемых Абсолютом потоках Блаженства и Знания.